Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности является новообразованием кризиса

1. Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

2. Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

3. Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.

Условия педагогического творчества:

1. Способность к самоанализу, к саморазмышлению.

2. Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.

3. Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.

4. Восприимчивость к новаторам.

Принципы возрастной периодизации. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.

Два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты такими психологами как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдовым и др.

Оказывается, что в пределах одной ведущей деятельности и соответственно определенного возрастного периода имеются свои типы деятельности и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.

Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Вот как выглядит периодизация Д. Б. Эльконина в целом (см. также таблицу).

1. Младенческий возраст – 0 – 1 год. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство – 1 3 года. Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

4. Младший школьный возраст – 7 11 лет. Ведущая деятельность – учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношении. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.

Сюжетно-ролевая игра – воссоздание ребенком деятельности, при которой из нее выделяются собственно ее социальная, человеческая суть, ее задачи и нормы отношений между людьми. Игра выполняет функцию передачи межпоколенного опыта. Доказательством того, что именно игра является ВВД дошкольника, может служить: развитие мотивационной сферы ребенка в игре, формирование детского общества в игре, развитие психических процессов, речи и произвольности поведения ребенка в игре.

Творческое мышление – важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.

Новый уровень развития мышления – наглядно-образное мышление.

Соподчинение (иерархия) мотивов (ситуация, когда в дошкольном возрасте одни мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем другие).

Первичные этические инстанции.

По мнению Л.И.Божович кризис 7 лет является периодом проявления у детей желания занять более взрослое положение в жизни; незаметным и скоротечным.

Причины: кризис 7 лет связан с коренным изменением ССР, основанной на осознании ребенком своего места в системе человеческих отношений, возникновение личного сознания.

Новообразования: потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Формы помощи ребенку в проживании кризисного периода дошкольного детства (7 лет): разъяснение причинных оснований требований, предоставление самостоятельности, выражение уверенности в способностях ребенка, напоминание о необходимости выполнения поручения.

Особенности психического развития:

1.Развитие познавательных процессов и речи

Ведущую роль играет память: произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание, развитие элементов произвольной памяти, повышение объема и длительности сохранения.

Мышление: наглядно-образное. Становление познавательной потребности. Интенсивное освоение житейских понятий. Формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.

Восприятие: усвоение сенсорных эталонов (А.В.Запорожец) – геометрических фигур, эталонов цвета и т.д., развитие наблюдения, расширение объема и устойчивости, целостности и обобщенности. Несформированность восприятия времени и пространства.

Воображение: развитие способности видеть целое раньше частей, развитие познавательного и аффективного воображения. Развитие творческого воображения.

Внимание, восприятие, память и мышление приобретают опосредованный, знаковый характер и становятся ВПФ. Основной путь развития дошкольника – обобщение собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение.

Речь: практическое овладение речью; убывание эгоцентризма детской речи, функции речи: общение и мышление. Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

Мотивационная сфера: увеличение многообразия мотивов, повышение осознанности мотивов. Возникновение соподчинения мотивов: выделение главных и второстепенных.

Сфера самосознания: оценка собственных умений и моральных качеств. Желание выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (стремление к позиции школьника). Половая идентификация. Становление самооценки.

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

П сихика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого .

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению . С пособность ориентироваться в пространстве . Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Младший школьный возраст

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

"Я сам" в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи . О владение выбранной профессией .

П редставления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. П роисходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я .

С емейные отношения и чувство профессиональной компетентности . Рождение детей.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Р еализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. О сознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции . изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. О бобщение на словесном материале . С пособность самому ставить проблемы , достойные иногда усилий многих поколений С овершенствование профессиональной памяти .

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности . Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями растущей личности. Издавна педагоги пытались учесть в своей практической деятельности закономерную связь между возрастными, типологическими и индивидуальными психическими возможностями и особенностями ребенка и предлагаемыми содержанием, средствами и способами его образования. Организуя процесс воспитания и обучения, необходимо исходить из того, что развитие личности идет не только по пути социализации, но и по пути автономизации, индивидуализации.

Общую характеристику возрастных особенностей вы изучили в курсе психологии, поэтому мы приведем лишь наиболее важные для педагога сведения.

Возраст - это относительно ограниченная во времени ступень физического, психического, личностного развития индивида, которая характеризуется определенными физиологическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей. Эти изменения и называют типологическими. Точных границ возраста нет, но наблюдается качественное своеобразие возрастных этапов развития детей. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Учеными установлено, что психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Так, Л.С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений. Критические периоды (относительно короткие по времени) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Они могут обычно возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сознании, деятельности и социальных отношениях растущей личности.

В детском развитии выделяют: кризис первого жизни; кризис трех лет; кризис шести-семи лет; подростковый кризис. Например, кризис трех лет и подростковый кризис характеризуются появлением стремления к самостоятельности и рядом негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми (конфликтность, упрямство, отрицательное отношение к требованиям, которые ранее ими выполнялись и т.п.). Обобщенный результат психического развития в данный возрастной период называют новообразованием этого периода.

Одна из первых возрастных периодизаций принадлежит Аристотелю. По его мнению, период до 7 лет соответствует растительному состоянию души; от 7 лет до половой зрелости – животному состоянию души, от половой зрелости до 21 года – разумному состоянию души. Возрастную периодизацию предлагали также Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.

В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки: 11-12 лет; старшие подростки12-15 лет); юношеский возраст (ранняя юность: 15-17 лет; второй период юности: 17-21 год). Следует помнить, что всякая возрастная периодизация условна. В каждом конкретном случае колебания в уровне развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду.

Дадим краткую характеристику возрастных периодов. При этом будем выделять ведущую деятельность, новообразования возраста и те изменения, которые происходят в социальной ситуации развития личности. Кроме того, укажем ведущие педагогические идеи возраста.

Младенчество – это период непосредственно-эмоционального общения со взрослыми. Это ведущая деятельность младенца. В этот возрастной период преимущественно развивается потребностно-мотивационная (личностная) сфера, а объектом познавательной деятельности выступают отношения. Новообразования возраста: потребность в общении, эмоциональные отношения. Считается, что в этот период ребенок не совершает вполне осознанных действий.

Для формирования позитивного Я-образа необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, что он дорог родителям. Поэтому похвала, поощрение должны быть в арсенале воспитательных средств. В этот период происходит первоначальное осознание своей половой принадлежности. Половая идентификация (ребенок перенимает умения, словарь, стиль речи, общие формы поведения окружающих людей) проявляется, например, в играх. К этому возрасту уже заметно начало проявлений внутренней эмоциональной жизни, черт характера, способностей к различным видам деятельности, потребности в общении, в достижении успехов, похвале, самостоятельности и лидерстве.

Охарактеризованные периоды младенчества и раннего детства имеют очень важное значение для развития ребенка как личности. Вместе с тем, традиционная система воспитания в семье, в дошкольных воспитательных учреждениях не учитывает большие резервы человеческого развития в эти возрастные периоды, как и всего дошкольного периода в целом.

Каковы особенности дошкольного возраста? Этот период характеризуются новым уровнем социального развития. Ребенок начинает более активно вступать в отношения с другими людьми. Именно отношения являются объектом его познавательной деятельности. Поэтому преимущественное развитие получает личностная (потребностно-мотивационная) сфера.

Для поддержки самоуважения ребенка очень важна роль помощника, которую ребенок с удовольствием обычно выполняет, участвуя в общей деятельности с родителями, другими членами семьи. На основе формирования образа Я и сравнения себя с другими у ребенка появляется самооценка – эмоционально-окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и

разных видах деятельности. Центральное новообразование этого возраста: способность предвидеть и понимать последствия своих поступков (действий) и осознанно их выполнять. Формируется также потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Какой вклад в развитие личности делает младший школьный возраст? Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью считается учебно-познавательная деятельность. Поэтому преимущественное развитие получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности - начала наук. Вместе с тем нельзя забывать о том, что игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка.

Поэтому учитель должен верить в возможности каждого ученика преодолеть трудности учения. Решающее значение здесь приобретают оптимистические отношения педагога к учебным успехам и неудачам, сотрудничество педагога с детьми в процессе их обучения, доверие ребенку, этичность по отношению к нему. Особенно важным качеством педагога, работающего с младшим школьником, является умение безусловного, безоценочного принятия человека (К. Роджерс), которое проявляется в искреннем отношении к другому человеку как к равному себе и имеющему право быть таким, как он есть. Это и доверие к возможностям позитивного, подлинного роста личности ребенка.

В образе Я младшего школьника находит выражение и ощущение своей принадлежности к детской группе, при чем не только учебной. Характерно разграничение деятельности мальчиков и девочек. Возникают и первые симпатии между ними. Главные новообразования этогопериода: переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому мышлению; произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия. Моральное поведение младшего школьника более осознано, чем у дошкольника, у которого оно было более импульсивным.

Ведущая педагогическая идеяв работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Это может вызывать утомляемость, раздражительность у подростка. Поэтому

для него большое значение имеет правильный режим дня, занятия физкультурой.

Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в силу недостаточной социальной зрелости школьников-подростков. Это и вызывает подростковый кризис.

Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности.Важная особенность подростков – отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, которая складывается в процессе общения с окружающими людьми и сравнения себя с ними. В младшем подростковом возрасте свою общность с миром взрослых дети утверждают разными способами. Для них характерно некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников. Старший подросток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость от группы сверстников еще сохраняется.

Подростковый возраст характеризуется большими изменениями в мышлении: наряду с образным развивается творческое мышление; критические раздумья о себе связываются с наблюдениями над окружающим миром, начинает проявляться сомнение. Объектом познавательной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях.

Образ Я пополняется представлениями о своем умении поддерживать отношения с другим полом. Успехи и неудачи в этой области влияют и на самоуважение подростка, и на многие другие сферы и виды его деятельности. Подростковая проблема – озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью. Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического Я.

Подростковый кризис не всегда принимает конфликтный характер. Этого можно избежать, если чутко относиться к потребностям подростков и создавать условия для их удовлетворения. Важно, в частности, помнить, что подростки стремятся освободиться от постоянного контроля и опеки взрослых. Понимая это, педагог не будет препятствовать проявлению самостоятельности и инициативы подростков, а попытается сделать их деятельность и общение более содержательным и разнообразным.

Если взрослые игнорируют насущные потребности подростков, то в их поведении возникают такие проявления, как непослушание, упрямство, драчливость, бравирование своими недостатками. Подростки удовлетворяют свои потребность в общении и общественном признании в разного рода подростковых компаниях, неформальных группах. Нередко для такого стихийно-группового общения свойственны агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Каковы основные тенденции возрастного развития старшего школьника? Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности являются основы наук и профессиональной деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей профессии начинает влиять так или иначе на их отношение к учебной деятельности.

Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание себя как личности, переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассников становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности, которые необязательно связаны с учебой (спорт, общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и т.п.). При этом он приобретает самостоятельный опыт взаимодействия с действительностью, а его представления о мире и самом себе становятся более реалистичными.

Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями. (Психолог В. Франкл считал, что стремление к смыслу – главный показатель зрелости человеческой личности. Педагог не может дать воспитаннику смысл, но он может помочь ему найти этот смысл, например, в работе, в другом человеке и в самом себе.)

Большое значение в жизни старшеклассника имеет общение. Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с другой - его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты и общению со взрослыми. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности - самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием. Нравственное развитие старшеклассника позволяет ему руководствоваться в своем поведении общепринятыми нормами, основанными на уважении других людей и на самоуважении.

Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

В заключение отметим, что типологические возрастные особенности каждого возрастного периода проявляются у каждого индивида многовариантно.

Читайте также: