Полосы какого цвета нанесены на цистерну с хлором

ПРАВИЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

На цистерны для нижеследующих сжиженных газов на уровне продольной оси вдоль котла наносится полоса шириной 300 мм:

  • для 1005 аммиака - желтого цвета;
  • 1017 хлора - защитного (темно-зеленого) цвета;
  • для воспламеняющихся газов с классификационным кодом: 2F, 3F, 4F - красного цвета.

На вагоны-цистерны, в которых перевозятся указанные ниже жидкие грузы, на уровне продольной оси вдоль цилиндрической части котла с обеих сторон наносят полосы шириной 500 мм соответствующих цветов:

№ ООН Наименование груза Цвет полосы
надлежащее техническое
1079 Серы диоксид Сернистый ангидрид черный
1092 Акролеин стабилизированный - черный
1131 Сероуглерод - оранжевый
1162 Диметилдихлорсилан - оранжевый
1230 Метанол - черный
1250 Метилтрихлорсилан - оранжевый
1325 Вещество твердое легковоспламеняющееся органическое, н.у.к. Капролактам красный
1381 Фосфор желтый - красный
1649 Присадка антидетонационная к моторному топливу Жидкость этиловая зеленый
2304 Нафталин расплавленный - красный
2448 Сера расплавленная - красный
Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. Параантрацен синий
Кислоты неорганические жидкие, имеющие классификационный код: С1, С3, СF1, CW1, СО1, СТ1 желтый

Пример маркировки вагона-цистерны при перевозке опасного груза представлен на рисунке.

В настоящее время отсутствует строгая система, определяющая правила окраски цистерн для перевозки опасных грузов, которая отражала бы степень и вид опасности груза, поэтому предусмотренная правилами окраска цистерн носит случайный характер.

В соответствии с действующими правилами цистерны для перевозки опасных грузов имеют отличительную окраску цилиндрической части и днища котла и цветную горизонтальную полосу на среднем диаметре цилиндрической части по всей длине котла шириной 300 мм на цистернах для сжиженных газов и 500 мм - для остальных опасных грузов (кроме цистерн для бензина и нефтепродуктов, пека, кальцинированной соды, которые не имеют полос).

Цистерны, принадлежащие предприятиям, имеют торцовые днища и рамы, окрашенные в зеленый цвет. У края днищ по кругу наносится белая полоса шириной 300 мм. На цистерне должен быть трафарет о роде перевозимого продукта и знаки опасности груза.

Котлы цистерн, предназначенных для грузов второго класса, окрашиваются в светло-серый (серебристый) цвет. Цвет полосы зависит от вида груза: для аммиака - желтый, для кислорода - голубой, для хлора - защитный, для пропан-бутановых фракций (в том числе для этилена) - красный, для негорючих газов - черный.

Алюминиевой краской окрашиваются котлы цистерн для перевозки этиловой жидкости. Нижняя часть котла на высоту 250 мм окрашена черной краской. Полосы зеленого цвета.

Желтый цвет котла с полосами черного цвета и нижнюю часть котла (броневой лист) тоже черного цвета имеют цистерны для перевозки метанола - высокотоксичной легковоспламеняющейся жидкости третьего класса.

Котел цистерны для перевозки желтого фосфора (четвертый класс) имеет желтый цвет и полосы красного цвета.

Котлы цистерн для перевозки кислот и жидких химических грузов имеют полосы желтого цвета. На днища котлов этих цистерн той же краской, что и полосы, наносятся квадраты размером 1×1 м. На квадратах черной краской наносится наименование кислоты, для которой предназначена цистерна ("Серная кислота", "Меланж", "Олеум", "Соляная кислота"), и трафарет о приписке цистерны.

На цистернах, предназначенных для перевозки одного вида груза, приводится его наименование.

На котлах цистерн для опасных грузов наносятся (устанавливаются) знаки опасности по ГОСТ 19433-88 (приложение 1) , которые располагаются в правой нижней части котла с обеих сторон между днищем и хомутом. На знак опасности наносят класс опасности груза, серийный номер ООН и номер аварийной карточки.

Знаки опасности бывают:

основные, характеризующие основной вид опасности и соответствующие классу (подклассу), к которому отнесен груз; дополнительные, характеризующие вид дополнительной опасности.

Знаки опасности имеют форму квадрата, повернутого на угол 45° со стороной не менее 250 мм, который условно разделен горизонтальной линией на два равных треугольника. В верхнем треугольнике основных и дополнительных знаков опасности изображается символ опасности соответствующего класса (подкласса) (кроме грузов подклассов 1.4 и 1.5) .

В нижнем углу основных знаков указывается номер класса (для грузов класса 5 - номер подкласса), к которому отнесен груз.

На основных знаках опасности, выполняемых в соответствии с черт. 1-9 ГОСТ 19433-88 (см. приложение 1) (кроме знаков опасности для класса 7) и наносимых на вагоны-цистерны, в нижней части черными цифрами высотой не менее 65 мм на белом фоне указывается также серийный номер ООН в соответствии с черт. 12.

Допускается указывать серийный номер ООН не на знаке опасности, а под ним на оранжевой прямоугольной табличке размерами не менее 120×300 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям в соответствии с черт. 13. Высота цифр на табличке должна быть не менее 25 мм.

Знак опасности для грузов класса 7, наносимый на вагон-цистерну, должен быть выполнен в соответствии с черт. 11. Верхняя часть знака - желтая, нижняя - белая. В верхней части знака опасности указывается символ - черный трилистник, а в нижней части записывается серийный номер ООН или слово "радиоактивно". Серийный номер ООН перевозимого груза можно установить по источнику "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам", а также по Сборнику правил перевозок № 370 (см. выше).

На дополнительных знаках опасности номер класса (подкласса) и серийный номер ООН груза не указывается.

Цистерны, предназначенные для перевозки одного наименования груза, должны иметь постоянный знак опасности, нанесенный краской по трафарету. При совпадении цвета знака с цветом полосы знак опасности наносится на контрастный цвет.

При перевозках в цистерне многих наименований опасных грузов знак опасности должен быть сменным. В каждом случае устанавливается знак опасности, соответствующий перевозимому грузу.

Знаки опасности наносятся (устанавливаются) грузоотправителем. Символ опасности, содержание надписи на знаке опасности, а также цвет символа, надписи, фона знака опасности для вагонов-цистерн приведены в табл. 1.1.

Описание знаков опасности*

Класс груза и его наименование Подкласс груза и его наименование Символ знака опасности Фон поля знака Номер чертежа по ГОСТ 19433-88
2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением 2.1. Невоспламеняющиеся неядовитые газы Черный (белый) газовый баллон Зеленый
2.2. Ядовитые газы Черный череп и две скрещенные кости Белый
2.3. Воспламеняющиеся (горючие) газы Черное (белое) пламя Красный
2.4. Ядовитые и воспламеняющиеся газы Черный череп и две скрещенные кости Белый
Черное (белое) пламя Красный
3. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) 3.1; 3.2; 3.3 - подклассы ЛВЖ, различающиеся температурой вспышки Черное (белое) пламя Красный
4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой 4.1.ЛВТ Черное пламя Чередующиеся равноотстоящие вертикальные белые и красные полосы
4.2. СВ Черное пламя Верхняя часть - белая, нижняя часть -красная
4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой Черное (белое) пламя Синий
5. Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП) 5.1. ОК Черное пламя над черным кругом Желтый
5.2. ОП То же То же
6. Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ) 6.1. ЯВ высокой или средней степени опасности Череп и две скрещенные кости Белый
6.2. ЯВ низкой степени опасности Пшеничный колос, перечеркнутый двумя наклонными черными полосами Белый
8. Едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК) 8.1. ЕК, обладающие кислотными свойствами Капли, вытекающие из одной пробирки на металлическую пластинку, а из другой на руку. Капли разъедают металл, руку Верхняя часть - белый, нижняя часть - черный
8.2. ЕК, обладающие основными свойствами
8.3. Разные едкие и (или) коррозионные вещества
9. Прочие опасные вещества 9.1. Грузы, не отнесенные к классам 1-8 Символ не наносится Чередующиеся равноотстоящие черные и белые полосы

*Изображение знаков опасности приводится в приложении 1.

Дата добавления: 2015-07-21 ; просмотров: 3331 | Нарушение авторских прав

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ И БОЧКАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ

9-1. Требования к изготовлению

9-Ы. Железнодорожные цистерны должны быть рассчитаны в соответствии с действующими нормами МПС.

9-1-2. В железнодорожной цистерне в верхней ее части должны быть устроены лаз диаметром не менее 450 мм и помост около лаза с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями.

На железнодорожных цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей устройство помоста около лаза не обязательно.

9-1-3. В каждой автоцистерне, в верхней ее части или на днище, должен быть устроен лаз овальной формы с размерами по осям не менее 400X450 мм или круглый лаз диаметром не менее 450 мм. Для автоцистерн емкостью до 3000 л лазы овальной формы разрешается выполнять с размерами по осям не менее 300X400 мм, а круглой формы — диаметром не менее 400 мм.

В цистерне емкостью до 1000 л вместо лаза допускается устройство смотровых люков овальной формы с размером меньшей оси не менее 80 мм или круглой формы диаметром не менее 80 мм.

9-1-4. Цистерны и бочки для сжиженных газов, за исключением сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей, должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при температуре +50° С, с учетом напряжений, которые могут возникнуть при транспортировании от динамической нагрузки.

9-1-5. Цистерны для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должны быть рассчитаны на давление, при котором должно производится их опорожнение, а также на давление от динамической нагрузки во время транспортирования.

9-1-6. Автоцистерны для сжиженных углеводородных газов (пропан, пропилен, бутан, бутилен и их смеси) можно рассчитывать на

давление, соответствующее более низкой температуре, исходя из метеорологических условий местности, где автоцистерны будут эксплуатироваться, но не ниже +35° С с указанием об этом в паспорте цистерны.

9-1-7. Цистерны с отдачей газа, наполняемые жидким аммиаком с температурой, не превышающей в момент окончания наполнения —25° С, могут быть рассчитаны на давление 4 кгс/см2 при наличии изоляции.

9-1-8. В целях предупреждения нагревания газа выше расчетной температуры цистерны для сжиженных газов по усмотрению проектной организации могут иметь термоизоляцию или теневую защиту.

Термоизоляционный кожух цистерн для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должен быть снабжен разрывной мембраной.

9-1-9. На цистернах и бочках завод-изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные:

а) наименование завода-изготовителя;

б) заводской номер цистерны (бочки);

в) год изготовления и дата освидетельствования;

г) емкость (для цистерн — м3, для бочек — л);

д) масса цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и масса бочки (кг);

е) величины рабочего и пробного давлений;

ж) клеймо ОТК завода-изготовителя;

Примечание. Даты проведенного и очередного освидетельствований цистерн и бочек наносят в одну строчку.

На цистернах клейма должны наноситься по окружности фланца для лаза, а на бочках — на днищах, где располагается арматура,

9-1-10. Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаянной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура.

На цистернах с изоляцией на основе вакуума все клейма, относящиеся к сосуду, должны быть нанесены также на фланце горловины лаза вакуумной оболочки, причем масса цистерны указывается с учетом массы изоляции с оболочкой.

9-1-11. На цистернах и бочках, предназначенных для перевозки сжиженных газов, вызывающих коррозию, места клеймения после нанесения паспортных данных должны быть покрыты антикоррозионным бесцветным лаком.

9-1-12. На рамах цистерн должна быть прикреплена металлическая табличка с паспортными данными:

а) наименование завода-изготовителя;

б) заводской номер;

в) год изготовления;

г) масса цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии (т);

д) регистрационный номер цистерны (выбивается владельцем цистерны после ее регистрации в местных органах Госгортехнадзора СССР);

е) дата очередного освидетельствования.

9-1-13. На цистернах должны быть установлены:

, а) вентили с сифонной трубкой для слива и налива среды;

б) вентиль для выпуска паров из верхней части цистерны

в) пружинный предохранительный клапан;

д) указатель уровня жидкости.

9-1-14. Арматура на цистернах должна располагаться на крышке лаза или в другом месте, удобном для обслуживания. Предохранительный клапан должен иметь колпак с отверстиями для выпуска газа в случае открывания клапана. Площадь отверстий в колпаке должна быть не менее полуторной площади рабочего сечения предохранительного клапана.

9-1-15. Цистерны с отдачей газа, предназначенные для перевозки жидкого аммиака с давлением до 4 кгс/см2, должны иметь:

а) наливной и спускной вентили (с сифонной трубкой);

в) два предохранительных клапана, каждый из которых рассчитан на полную пропускную способность;

г) кран с сифонной трубкой для отбора пробы;

д) пробный кран для контроля уровня жидкости.

9-1-16. Каждый наливной и спускной вентиль цистерны для сжиженного газа должен быть снабжен заглушкой. Боковые штуцеры вентилей для слива и налива горючих газов должны иметь левую резьбу.

9-1-17. Вентили цистерн для сжиженного газа должны быть окрашены в цвет, присвоенный данному газу.

Вентили цистерн для горючего газа окрашивают в темно-коричневый цвет, а негорючего — в черный.

9-1-18. Предохранительные клапаны должны сообщаться с газовой фазой цистерны.

Пропускную способность предохранительных клапанов, устанавливаемых на цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей, определяют по сумме расчетной испаряемости жидкостей и максимальной производительности устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении (Под максимальной производительностью устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении принимается количество газа в килограммах, которое может быть введено в цистерну в течение часа при работе с полной нагрузкой испарителя или другого источника давления.).

9-1-19. Цистерны для сильнодействующих ядовитых газов должны иметь на сифонных трубках для слива скоростной клапан, исключающий выход газа при разрыве трубопровода.

9-1-20. На каждой бочке, кроме бочек для хлора и фосгена, должен быть установлен на одном из днищ вентиль для наполнения и слива среды. При установке вентиля на вогнутом днище бочки он должен закрываться колпаком, а при установке на выпуклом днище, кроме колпака, обязательно устройство обхватной ленты (юбки).

У бочек для хлора и фосгена должны быть наливной и сливной вентили, снабженные сифонами.

9-1-21. Вентили бочек должны быть снабжены заглушками, плотно навертывающимися на боковые штуцера. Резьба боковых

штуцеров вентилей бочек для горючих газов должна быть левая.

Наружная поверхность - цистерна

Наружная поверхность цистерн и бочек должна быть окрашена эмалью, масляной или алюминиевой краской в светло-серый цвет и иметь надписи и отличительные полосы в соответствии с настоящей таблицей. [16]

Наружная поверхность цистерн перед отправкой их на железную дорогу должна быть очищена, а все обозначения и надписи протерты. [17]

Наружная поверхность цистерны защищена от нагрева солнцем кожухом. Для доступа к арматуре, расположенной на крышках цистерны, с обеих сторон цистерны установлены трапы и площадка для перехода. Для предохранения арматуры от повреждения на колпаке цистерны установлена откидная ( на петлях) крышка 2, которая запирается и пломбируется. [18]

Наружная поверхность цистерн для сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла цистерны с обеих сторон по средней ЛИНИР наносятся отличительные полосы шириной 300 л и для аммиака желтого цвета, для хлора - защитного, для - сернистого ангидрида - черного, для бутана, бутилена, пропана и других горючих газов - красного цвета. [19]

Наружная поверхность цистерн и контейнеров должна быть окрашена эмалевой или масляной краской в светло-серый цвет и иметь отличительные полосы защитного цвета, а также надписи: Хлор, Ядовито, Сжиженный газ. Надписи наносятся зеленой краской. [20]

Наружные поверхности цистерн и бочек окрашивают в светло-серый цвет; на них наносят предупредительные надписи и отличительные полосы соответствующих цветов. [21]

Наружная поверхность цистерны и контейнеров-бочек должна окрашиваться эмалевой, масляной и алюминиевой краской в светло-серый цвет. Зеленой краской должны быть нанесены надписи: Хлор, Ядовито, Сжиженный газ; отличительные полосы должны быть сделаны краской защитного цвета. [22]

Наружная поверхность цистерн и бочек окрашивается эмалевой, масляной или алюминиевой краской в светло-серый цвет. [23]

Наружные поверхности цистерн из стеклопластиков должны быть стойкими к атмосферным воздействиям и кратковременному действию перевозимых веществ. [24]

Наружная поверхность цистерн для сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла цистерны с обеих сторон по средней линии наносятся отличительные полосы шириной 300 мм: для аммиака - желтого цвета, для хлора - защитного, для сернистого ангидрида - черного, для бутана, бутилена, пропана и других горючих газов - красного цвета. [25]

Наружную поверхность цистерны окрашивают светлой масляной краской и затем маркируют и наносят соответствующие надписи. [26]

Когда наружные поверхности цистерны , бочки загрязнены. [27]

Очистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов от загрязнения после налива и слива производится соответственно грузоотправителем или грузополучателем. [28]

Для этой же цели наружную поверхность цистерн окрашивают эмалевой, масляной или алюминиевой краской в светло-серый цвет. С каждой стороны наносят надпись Пропан - огнеопасно. Под надписью делают красную полосу. [29]

Для этой же цели наружную поверхность цистерн окрашивают эмалевой, масляной или алюминиевой краской в светло-серый цвет. С каждой стороны наносят надпись Пропан - огнеопасно. Под надписью делают красную полосу. [30]

1. Черно – желтый.

2. Зеленый – защитный.

3. Красный – защитный.

4. Черный – голубой.

5. Желтый – черный.

6. Черный – красный.

5.В каких случаях запрещается заполнять газом баллоны?

1. В баллоне имеется избыточное давление 0,5 кгс/см

2. Цвет окраски баллона и надписи на нем соответствуют наполняемому газу.

3. Срок назначенного освидетельствования баллона истекает через месяц.

4. Неисправны вентили.

5. баллона находятся в исправном состоянии.

Какие устройства, перечисленные ниже, должны быть на каждом сосуде, позволяющие осуществлять контроль за отсутствием давления в сосуде перед его открыванием?

3. Обратный клапан.

5. Смотровое окно.

На какую величину допускается превышение давления в сосуде после срабатывания предохранительного клапана, если рабочее давление составляет 100 кгс/см2?

Какова установлена периодичность технического освидетельствования сосудов, работающих со средой, вызывающей коррозию металла со скоростью более 0,1 мм/год, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, ответственным по надзору и специалистом организации?

Вид освидетельствования Кто проводит Ответы
Наружный и внутренний осмотры Ответственный по надзору 2 года 12 мес. 12 мес.
Гидравлическое испытание пробным давлением Специалист организации 4 года 4 года 5 лет
Ответственный по надзору - - -
Специалист организации 8 лет 8 лет 10 лет

В какой цвет должны окрашиваться соответственно надписи и отличительные полосы на цистернах и бочках для кислорода?

1. Черный – желтый.

2. Зеленый – защитный.

3. Красный – защитный.

4. Черный – голубой.

5. Желтый – черный.

6. Черный – красный.

В какой цвет окрашиваются соответственно корпуса баллонов и надписи на них для воздуха?

1. Белый – красный.

2. Черный – белый.

3. Голубой – черный.

4. Черный – желтый.

5. Желтый – черный.

6. Темно-зеленый – красный.

БИЛЕТ № 8

При каком внутреннем диаметре сосуда они должны иметь люки?

Какое количество сварных соединений сосудов и их элементов подвергается внешнему осмотру и измерениям?

2. Не подвергаются

3. 25% общего количества

4. Все сварные соединения

5. 50% общего количества

На какую величину допускается превышение давления в сосуде после срабатывания предохранительного клапана, если рабочее давление составляет 3 кгс/см2?

В какой цвет должны окрашиваться соответственно надписи и отличительные полосы на цистернах и бочках для хлора?

1. Черный – желтый.

2. Зеленый – защитный.

3. Красный – защитный.

4. Черный – голубой.

5. Желтый – черный.

6. Черный – красный.

Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав


Защитная окраска трубопроводов является основным способом предотвращения коррозии и агрессивных воздействий среды на материал трубы. Основная задача защитной окраски — предотвратить контакт трубопровода с окружающей средой во всём диапазоне рабочих параметров трубопровода.

Совершенно иную, но не менее важную функцию выполняет обязательный элемент маркировки трубопроводов — опознавательная окраска трубопроводов. Она предназначена для быстрой идентификации вещества, транспортируемого по трубопроводу и степени его опаcности.

Нормативная документация по опознавательной окраске трубопроводов

В каждой отрасли существует ряд нормативной документации, регламентирующей вопросы опознавательной окраски трубопроводов, однако все эти документы либо ссылаются, либо повторяют требования основного стандарта по идентификации трубопроводов в Российской Федерации — ГОСТ 14202.

Такая унификация маркировки позволяет однозначно определить содержимое трубопровода на любом объекте — от небольшой модульной котельной до атомной электростанции и нефтеперерабатывающего завода.

Исключениями, на которые не распространяются требования ГОСТ 14202, являются трубопроводы с медицинскими газами, судовые и авиационные трубопроводы.

Основные требования к опознавательной окраске трубопроводов

Опознавательная окраска трубопроводов предусматривает цветовую идентификацию в зависимости от транспортируемой среды, а также нанесение предупреждающих колец, которые определяют степень опасности содержимого трубопровода.

Существует десять укрупненных групп веществ, каждой из которых соответствует определенный цвет (таблица 1):

Таблица 1 — Цвета опознавательной окраски трубопроводов
Транспортируемое веществоОбразцы и наименование цветов опознавательной окраски
Цифровое обозначение группыНаименование
1ВодаЗеленый
2ПарКрасный
3ВоздухСиний
4
5
Газы горючие
Газы негорючие
Желтый
6КислотыОранжевый
7ЩелочиФиолетовый
8
9
Жидкости горючие
Жидкости негорючие
Коричневый
10Прочие веществаСерый

Часто опознавательную и защитную окраску совмещают — наносят на трубопровод покрытие того цвета, который характеризует транспортируемую среду.

Однако, во многих случаях это не возможно, например:

  • - необходимое в конкретных условиях защитное покрытие имеет цвет, отличный от требуемого по ГОСТ 14202;
  • - на трубопровод монтируется теплоизоляционная конструкция;
  • - трубопровод уже имеет заводское защитное покрытие;
  • - трубопровод выполнен из цветного металла и его окраска не требуется.

В этих случаях стандарт позволяет выполнять защитную окраску не по всей длине трубопровода, а участками.

При таком способе намного эффективнее применение маркировочных лент различных цветов. Их проще и быстрее нанести на трубопровод, а долговечность и презентабельность такой маркировки значительно выше.

Ширина цветных участков для трубопроводов диаметром (включая тепловую изоляцию) до 300 мм должна быть не менее четырех диаметров, а для трубопроводов диаметром более 300 мм — не менее двух диаметров. На трубопроводах больших диаметров допускается окраску наносить в виде полос высотой не менее ¼ длины окружности трубопровода.

Интервалы нанесения опознавательной окраски трубопроводов должны быть не более 10 метров в помещениях, а также на наружных установках, и не более 60 метров на наружных магистральных трубопроводах.

Элементы опознавательной окраски должны быть нанесены у прохода трубопроводов через стены и перекрытия, в местах установки запорной арматуры, на вводах и выводах в зданиях и установках.

Подробнее с требованиями по опознавательной окраске трубопроводов можно ознакомиться в ГОСТ 14202.

Обязательным также является нанесение предупреждающих колец, несущих информацию о степени опасности среды, находящейся в трубопроводе. Цвет и количество колец приведены в таблицах 2-3, а схема нанесения на чертеже 1.

Таблица 2 — Цвета предупреждающих колец
Образцы сигнальных цветовНаименование сигнальных цветовСвойство транспортируемого вещества
КрасныйЛегковоспламеняемость, огнеопасность и взрывоопасность
ЖелтыйОпасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
ЗеленыйБезопасность или нейтральность
Таблица 3 — Количество предупреждающих колец
ГруппаКоличество предупреждающих колецТранспортируемое веществоДавление в кгс/см²Температура в °С
1ОдноПерегретый парДо 22От 250 до 350
Горячая вода, насыщенный парОт 16 до 80Св. 120
Перегретый и насыщенный пар, горячая водаОт 1 до 16От 120 до 250
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)До 25От минус 70 до 250
Негорючие жидкости и пары, инертные газыДо 64От минус 70 до 350
2ДваПерегретый парДо 39От 350 до 450
Горячая вода, насыщенный парОт 80 до 184Св. 120
Продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот)До 16От минус 70 до 350
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)От 25 до 64От 250 до 350 и от минус 70 до 0
Негорючие жидкости и пары, инертные газыОт 64 до 100От 340 до 450 и от минус 70 до 0
3ТриПерегретый парНезависимо от давленияОт 450 до 660
Горячая вода, насыщенный парСв. 184Св. 120
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислотыНезависимо от давленияОт минус 70 до 700
Прочие продукты с токсическими свойствамиСв. 16От минус 70 до 700
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)Независимо от давленияОт 350 до 750
Негорючие жидкости и пары, инертные газыНезависимо от давленияОт 450 до 700


При необходимости нанесения колец желтого цвета на трубы с газом (желтые) или с кислотами (оранжевые) их читаемость будет затруднена. Для этого случая ГОСТ 14202 предусматривает выполнение на предупреждающих кольцах каемки черного цвета шириной не менее 10 мм.

Аналогичное требование распространяется в случае нанесения колец зеленого цвета на трубопровод с водой (также зеленый) — по краям колец наносятся каемки белого цвета шириной не менее 10 мм.

Упростить работу по нанесению цветных предупреждающих колец на трубопроводы могут самоклеющиеся маркировочные ленты, которые при необходимости уже могут содержать каемки необходимого цвета.

Однако, ещё более эффективным является применение лент, которые одновременно имеют цвет фона, соответствующего группе транспортируемого вещества и необходимые предупреждающие кольца. В этом случае стоимость и скорость нанесения опознавательной окраски трубопроводов значительно снижается.


Пример маркировки трубопроводов самоклеющимися лентами

Обязательным элементом опознавательной окраски является размещение в доступных местах помещений или площадки предприятия схем и плакатов с указанием соответствующих требований ГОСТ 14202.

Для конкретизации веществ, транспортируемых по трубопроводам и их параметров, необходимо применение маркировочных надписей или щитков согласно требований ГОСТ 14202. Щитки должны содержать наименование вещества, направление его движения, а также соответствующие знаки опасности. Цвет, форма, размер и шрифт надписи должен соответствовать требованиям вышеупомянутого стандарта.

Читайте также: