Основные новообразования подросткового возраста по л с выготскому это

Большинство новообразований подросткового возраста были изучены еще в середине двадцатого века – как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.).

Новые интересы

Для подавляющего большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком".

Основные группы наиболее ярких интересов подростков Выготский назвал доминантами:

– эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);

- доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

– доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

– доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться техникой, искусством, политикой, философией и пр. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего, и гордостью за себя.

Развитие мышления

Постепенно подросток постигает смысл таких довольно абстрактных и потому сложных понятий, как "истина", "ложь", "цель", "стратегия", "долг", "сотрудничество", "разум", "эмоции", "алгоритм" и множества других. Это расширяет предметную область мышления, делает подростка более гибким, развивая тем самым его разум. В результате подросток как бы обретает новую силу – силу своего разума. Эта сила одновременно и восхищает подростка, но и пугает его – в разные периоды жизни.

Развитие воображения

Развитие рефлексии и самосознания

Получается в некоторой степени "замкнутый круг": чем подросток лучше понимает других людей, тем он лучше понимает себя; чем подросток лучше понимает себя, тем лучше понимает других людей. Однако не все так хорошо, как кажется: неверные установки, ошибочные представления о человеке как таковом, дефекты характера, субъективность и предвзятость, психологические защиты – все это может серьезно нарушить вращение этого "круга".

Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.

В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Эта учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет. При этом решение вопроса "Что я такое?", по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве "симптомов". Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы – так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний – теперь уже подростковых. В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи.

Саморефлексия находит свое проявление в том, что подросток начинает вести дневник. В своем тайном дневнике подросток находит "исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет". Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения. Многие подростки начинают писать стихи и рассказы, сочинять песни и заниматься другими видами искусств, в которых можно выразить свои переживания, сомнения, в чем найти, опять-таки, самоутверждение.

Некоторые сомнения у подростка могут носить тягостный характер. Отчасти это объясняется тем, что по школьной привычке подросток видит мир логичным, рациональным. В этом мире на все вопросы имеются ответы. Все жизненные проблемы имеют решения – одно и только одно верное решение в каждом случае, как на уроках математики или физики. Подросток начинает задавать сам себе сложные вопросы, такие как: "В чем смысл жизни?", "Кто я такой?", "Каково мое предназначение?", "Что такое истина?", "Полноценный ли я человек?" Он их задает, но ответить на них не может. Или иначе: отвечает, но проходит какое-то время и новые сомнения "травят душу".

Ощущение взрослости

Ощущение взрослости подпитывается многими обстоятельствами. Даже зрительно уже к 14-15 годам подросток достигает комплекции взрослого человека. По интеллектуальным качествам многие подростки опережают своих родителей – хотя бы "по школьным понятиям". Родители растеряли свои знания, полученные в школе и учреждениях профобразования. Подросток это видит и воспринимает это как то, что он как минимум не глупее родителей.

Большинство родителей своим детям и в подростковом возрасте продолжают "читать нотации": "надо учиться", "нельзя врать", "проявляй доброжелательность", "красть плохо", "соблюдай дисциплину" и т.д. и т.п. Родители в этих "нотациях" видят несколько иной смысл, нежели их дети. Их жизненный опыт показывает, что на самом деле врать это не очень хорошо, потому что к тебе потом меньше доверия. Учиться надо, потому что без образования сложнее найти работу. Красть плохо потому, что можешь попасться, и из-за какой-то украденной ерунды вся жизнь потом "коту под хвост". Подростку же кажется, что родители находятся в плену своей "никому не нужной морали", и от этого все их жизненные неудачи. Такие подростки начинают ощущать некоторое превосходство над родителями (или иными взрослыми), потому что уж они-то свободны от этих предрассудков, которые мешают жить.

Виды взрослости у подростка были выделены и изучены Т. В. Драгуновой:

– подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);

– равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины" (сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.);

– социальная зрелость (плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: работа, помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи);

– интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему).

Общение со сверстниками

Здесь складывается новая социальная ситуация развития – в сравнении с детским периодом. Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

В детском периоде отношения со взрослыми носили в основном пассивный характер. Именно взрослые задавали тон в общении. В подростковом же возрасте происходит дистанцирование от взрослых, но дистанцироваться "в никуда" страшно, поэтому происходит дистанцирование в коллектив сверстников. В этом коллективе подростки общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию.

В детском возрасте понятие "коллектив" еще не развито, ребенок больше доверяет своим наглядным представлениям, его интересуют непосредственные отношения с конкретными людьми. В подростковом же возрасте коллектив предстает в ином свете. Подросток начинает хорошо, отчетливо понимать, что коллектив это тоже некая сущность, о которой надо заботиться, соблюдая интересы коллектива, а не только отдельных индивидуумов.

В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения. В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий – там, где развиваются отношения. В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.

Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива. Например, учитель требует, чтобы ученик-отличник не давал никому списывать, но при этом для коллектива этот подросток ценен в первую очередь как тот, кто дает списывать. Со временем поэтому оценка учителя все чаще начинает проигрывать оценке коллективом.

Подростковый коллектив вообще несколько дистанцируется от учебы и знаний как некоторой универсальной ценности. В коллективе большим значением обладает сфера морального. В коллективе со стороны его участников происходит усвоение этих моральных норм, ценностей, даже при том, что эти самые нормы и ценности могут носит асоциальный и даже антисоциальный характер. Именно в этот сложный период жизни многие подростки склоняются к делинквентному образу жизни.

Подростковый коллектив продолжает поддерживать игровую функцию: он нужен в том числе и для того, чтобы легче было организовывать игры – спортивные, интеллектуальные, досуговые и пр. Но значительную часть времени подростки проводят в простых разговорах о жизни. Игра проникает и в эти разговоры. Подростки как бы играют в деловые игры – в них происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости. И это имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Представления отдельного подростка о взрослой жизни весьма скудны, односторонни, могут содержать ошибки. В такого рода разговорах, словесных играх подростки объединяют свои знания о жизни: "Вот не поступлю я на юрфак, придется пойти в армию по контракту [а что это значит?]", "Я до сорока лет не женюсь, буду карьеру делать [а есть в этом что-то плохое?]", "Я выучусь на водителя, буду дальнобойщиком работать, если поеду за границу, мне там переводчика дадут, я не обязан английски учить [это на самом деле так или только мне кажется?]". От одного такого разговора может измениться вся дальнейшая жизнь человека. И подростки это понимают, и от этого их разговоры становятся еще более волнующими, интимными, исполненными глубокого смысла.

Иногда, конечно, общение обретает характер откровенной болтовни – бесцельной и хаотичной. Но в целом все равно общение можно рассматривать как деятельность. И эта деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, в том числе и в подростковом возрасте.

Отношения с противоположным полом

Гедонистическая направленность личности может рано выбить подростка из жизненной колеи: ранние половые связи, заброшенная учеба, неурядицы в личной жизни, конфликты и т.д. Неудачи на любовном фронте могут способствовать формированию циничного характера. Удачи наоборот могут способствовать тому, что подросток все свои ресурсы бросает на покорение сердец – и это становится своего рода спортом, что сильно повышает самооценку подростка и его социальный статус в подростковом коллективе.

Д. Б. Эльконин отметил, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении юноши к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Мотивация

Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Нравственное развитие

Однако следует отметить, что усвоение нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл. Процессы эти весьма глубинные, интимные. Поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Хотя нравственное развитие происходит обычно незаметно для окружающих, тем не менее именно в подростковый период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Морально-нравственные убеждения возникают и оформляются только переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Развивающееся мировоззрение формирует иерархию в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию".

Самоопределение

Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Самоопределение это проектирование своего будущего. В этом процессе важно понять и то, кем ты являешься, и то, кем ты можешь стать, кем хочешь. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка".

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Психологические особенности подростка.

Психологические особенности подросткового возраста получили название"подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

· чувствительность к оценке посторонних своей внешности

· крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

· внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров


Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

· Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

· Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

· Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

· Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

· Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

· Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

· Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Общая характеристика подростковой субкультуры.

В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).

Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.

Основные новообразования в подростковом возрасте.

o Центральное новообразование подростничества –"чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. взрослость бывает социоморальная(участие в заботе о семье..), интеллект(самообр..) и внешняя(развлечения, взр во внешнем виде, манере пов…)

o Развитие самосознания,формирование "Я-концепции"( система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".)

o Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

o Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

o Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

o Заметное развитие волевых качеств.

o Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

o Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

Центральные задачи подр возр:

  1. освоение новой телесности, полоролевой идентичн
  2. развитие абст мышления
  3. приобр навыков межличн общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников
  4. становление новых отнош в семье
  5. выработка жизн философии и сит ценностей
  6. подготовка к сем жизни

Подростковый эгоцентризм – феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Подр эгоц рождает чувство одиночества, критичное отношение к другим (защита от оценок), высокая эмо напряженность, склонность к самолюбованию.

Преодоление подр эгоцентр связано с разитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности.

Каковы основные новообразования подросткового периода?

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его школы.

психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С.

Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами.

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте.

Главное в развитии мышления — овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С.

Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.

Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах.

1. Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным.

Сравнивая себя со взрослым, .подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание это общественное знание, .перенесенное во внутренний план мышления.

Под. Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста как в капле воды отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского

Несколько дней назад в х к одному из постов, посвященных суицидам, анонсировал историю по теме суицида. @timfox, как и обещал 🙂

Едва ли не в каждом подразделении любого правоохранительного органа, имеющего непосредственный и плотный контакт с населением, есть свои постоянные клиенты. В районных отделениях полиции это могут быть обитатели не самых благополучных квартир, заслуженные герои эпоса участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних.

В прокуратуре – завзятые жалобщики, искренне полагающие, что без их непосредственного участия ни о какой законности на территории района / города речи идти не может, и потому бомбардирующие помощников прокурора тоннами бумаги, исписанной дурным почерком. Чаще всего эти опусы не наполнены смыслом и практической значимостью, однако являются важным средством социализации душевнобольного и пенсионного населения.

А в одном районном следственном отделе СК таким персонажем была гражданка Петренко Мария Витальевна, шестнадцати лет от роду.

Младшая дочь во вполне благополучной семье, где папа занимал инженерную должность на местном промышленном предприятии, а мама учительствовала, рассказывая пубертатным детишкам о французской революции и прочих значимых вехах мировой истории.

И так мамашу, видимо, задрали подростки в школе, что на имеющуюся дома Машу внимания она старалась не обращать, воспринимая ее по уровню значимости где-то между мягким уголком и миской для кошачьего корма. И была в этом отношении не одинока.

Точно такое же отношение к кровиночке демонстрировал и отец, который вообще очешуевал дома среди трех баб (жена и две дочери), и при любом удобном случае сваливал из дома в близлежащий гаражный кооператив. Откуда приходил в состоянии сумеречного сознания и, передвигаясь по приборам, падал на супружескую постель. Что вдумчивому воспитанию Маши также не способствовало.

Но особенно усердствовала старшая дочь, Настасья, 21 годика, которая волновала своими изгибами, впадинами и прочими особенностями телесного ландшафта всех особей мужского пола, что находились в возрасте между 12 и 80 годами.

Участковый Кравчук, регулярно по служебным надобностям бывавший в соседней от семейства Петренко квартире и вовсе утверждал, что стоит на Настю даже у соседского кобеля смешанной дворовой породы. Честно говоря, верю безоговорочно.

А Маша, как ни обидно, но внешней привлекательности была лишена совсем.

Серая мышка, с выступающими передними зубами, редкими волосами на странной формы голове, одевающаяся во что-то, отдаленно напоминающее мешок из-под брюквы.

При этом я понятия не имею, как выглядит брюква, но полагаю, что мешок из-под нее смотрелся бы именно так. Само собой, все вышеперечисленное определяло Машино мироощущение, особенно на фоне столь выдающейся сестры.

И родители тоже, как это часто бывает, не стеснялись показывать, что младшая дочь вышла неудачной. Мол, стоило бы, по уму, и на первой остановиться.

А то вовсе, на одном из семейных праздников, куда был приглашен какой-то молодой человек, коего в перспективе рассматривали в качестве супруга для Насти, Машу отправили в соседнюю комнату и сказали сидеть там, не высовываясь.

Чтоб не отпугнуть потенциального зятя такой родственницей раньше времени.

Впрочем, родители были милосердны и внимательны: с учетом того, что проход из комнаты, где закрыли Машу, в туалет был через зал, где происходило застолье, ей выделили тазик под справление малой нужды. Даже не эмалированный, между прочим, чтоб не смущалась звонкими брызгами.

И Маша, как любой подросток, страдала от недостатка внимания. И любви. И тепла. И вообще всего, помимо удовлетворения базовых физиологических потребностей. И так как конструктивных путей по привлечению к себе внимания родителей у нее не было, и из ниоткуда им появиться не грозило, она выбрала путь сколь простой, столь же и идиотский. Она начала имитировать попытки суицида.

Первая попытка состоялась по зиме, когда к приходу родителей Маша вызвала у себя рвоту, обглотавшись воды с содой, набросала в получившуюся лужу таблеток и картинно легла посреди прихожей. Эффект превзошел все возможные ожидания.

Вокруг начали суетиться, звонить в скорую, беспокоиться о самочувствии Маши, отец на руках отнес ее на диван, а мама даже притащила с кухни стакан воды.

Сестра, правда, во время этого цирка отсутствовала, однако в известность поставлена была, и вроде как что-то обеспокоенно по телефону проквакала. Успех налицо.

Правда, пришлось немножко потерпеть, пока скорая выясняла, что и в каком количестве кушала Маша, пока ее повезли на больничку и полоскали ей там желудок до посинения, пока пообщалась с психиатром… А потом пришлось пообщаться со следователем – ведь попытка суицида со стороны несовершеннолетнего есть очень серьезный сигнал, который подлежит обязательной проверке.

Точнее, это она так думала. Первые пару недель эффект от ее демарша, конечно, сохранялся, но стал ослабевать с каждым днем, а спустя месяц с небольшим все вернулось на круги своя. И Маша не нашла ничего лучше, чем провернуть подобный фокус во второй раз: решив опробовать кожные покровы верхних конечностей на прочность.

Все, как водится, было сделано красиво. Подгадала время, набрала воды, взяла из гардероба сестры белую блузку и синие стринги (странное сочетание, конечно, но о вкусах не спорят), легла в теплую ванную и со звуком ключа в замке смастрячила пару неглубоких надрезов на запястьях.

Никакой угрозы жизни они, само собой, не представляли, однако на впечатлительную маму реакцию возымели.

Канитель пошла заново: скорая, которая перевязала запястья и сказала, что уже через день можно будет повязки снять, общение с детским психиатром, которая после разговора с подростком долго общалась с родителями, и само собой, без предварительной проверки по ст. 110 (доведение до самоубийтсва) также не обошлось.

Встречались уже, как старые знакомые. Объясняшку можно было набивать и без ее участия, в целом. Инспектор по делам несовершеннолетних, понимая бессмысленность действа, еще раз посетила семью, поглядела, и сделала вывод, что ей здесь делать нечего. Когда родители ребенка не любят – к сожалению, это не компетенция органов власти.

Родители во второй раз отреагировали на имитацию остро.

Предъявили претензии Маше, что она задрала, что сколько можно, что на родителей уже пальцами показывать начинают, что если сама дура, не нужно делать это проблемой других и вообще.

Осталось тебе, доченька, два года до вольного полета, а потому готовься и думай, куда почешешь по наступлению этой знаменательной даты. Ибо сил никаких нет, да и жрешь, зараза, порядочно.

И тут Маше повезло: ей встретился примерно такой же обиженный жизнью ровесник, она заканчивала 11 класс и вспыхнула меж ними любовь. Любовь была яркой, бурной, телесной, но недолгой ¬– лишив Машу невинности, ровесник поступил в столичный ВУЗ и свинтил, обещав писать и не забывать свои искренние к ней чувства.

Маша же погрустила, поплакала, поступила в местный заборостроительный институт, и ей пришла в голову мысль: а ведь можно жить в общаге! Вдалеке от семейства и родителей, раз уж так сильно не хотят они ее видеть. Сменится окружение, и возможно, что все в жизни пойдет по-людски, а не через задницу.

И с этой мыслью Маша подкатила к родителям.

Ответ был категоричным: нет.

И Маша в отчаянии решила обратиться к последнему средству, которое имелось в ее арсенале. Она решила в очередной раз сымитировать суицид, с тем, чтобы заебать родителей настолько, чтобы они-таки отпустили ее – уловив, что для них ее развлечения обходятся гораздо дороже, чем для нее.

И в один прекрасный день Маша приготовила записку, в которой подробно изложила мотивы своего поступка, взяла поясок от халата, перебросила его через пластиковый держатель шторы в ванной, прекрасно зная, что он хрупкий, держится на честном слове и ее веса никак не выдержит.

Идея была продуманной, кроме одного момента: когда она, обвязав шею этим самым поясом, встала на край ванны, то потеряла равновесие и, поскользнувшись, ударилась затылком о сливной бачок унитаза. Держатель для шторы, само собой, тоже при этом с креплений слетел, и петля даже борозды не оставила.

Таким образом, Маша, с одной стороны, поставила родителей перед необходимостью обновлять сантехнику, а с другой – лишила их проблем, с собой связанных. К моменту приезда скорой помощи Маша отошла в мир иной, где нет проблем с родителями, сестрой и непостоянными молодыми людьми.

Где вообще нихера нет и не будет.

Третий раз осматривать одну и ту же квартиру и общаться с одними и теми же людьми напоминало какой-то хреновый артхаусный фильм. Родители при этом демонстрировали высшую степень спокойствия, пили чай, обсуждали домашние дела и вообще, происходящее, казалось, касалось их крайне мало.

Вторая часть ее используется не столь часто.

Сомнений в характере и причинах наступления смерти не возникало, и потому через непродолжительное время в возбуждении уголовного дела в связи с доведением несовершеннолетней Марии Петренко до самоубийства было отказано, с каковым решением прокуратура района согласилась. Как говориться, быть сукой – уголовно не наказуемо.

Какая же из этого следует мораль? Во-первых, не стоит дрочить судьбу – на третий раз оно, скорее всего, так или иначе, но случится.

Во-вторых, иногда лучше свалить в закат тихо, не ставя никого в известность и не спрашивая. Как говорит старая флотская мудрость: чем просить и унижаться, лучше спиздить и молчать.

А в-третьих, пусть лучше сортир будет узким, но отдельным. Глядишь, и поможет когда в неоднозначной ситуации.

И, само собой, всех причастных и сочувствующих, вносящих и приносящих, привлекаемых и поддерживающих, обжалующих и отписывающихся – с праздником! От всей души желаю красивых цифр, больше пользы и как можно меньше геморроя. Остальное как-нибудь приложится:)

Читайте также: