Окно в париж раком хочет

(Россия, Франция, 1993 г.)
Фантастика
Реж.: Юрий Мамин
В ролях: Аньес Сораль, Сергей Дрейден, Нина Усатова, Виктор Михайлов, Кира Крейлис-Петрова, Наталья Ипатова, Виктор Гоголев, Тамара Тимофеева, Андрей Ургант, Жан Руперт

Церквей понастроили, а в Бога не верят.
Пойдём.
Привет! Смотри кто нас встречает!

- А, вот он где отожрался, сволочь!
- Ну всё, жди привидений!
Я сегодня с этим привидением разберусь.
Наглый ведь, зараза, паразит! Гуляет как у себя дома!
За что ж ты его так? Он нам, можно сказать, открыл Париж, а ты его поливаешь.
О, смотри какая хреновина, а!
(поёт)

- А ты чего, по-французски трюхаешь?
- Не, это песня такая была, Ив Монтан пел.
Эй вы! Если вы думаете, что ваше хулиганство сойдёт вам с рук,
то вы глубоко ошибаетесь.
Полиции уже всё известно о вашем ночном разбое, я об этом позаботилась.
И вы можете не сомневаться, что ответите по закону.
Чего она хочет?

- "Спасибо" говорит - ты же ей вчера пианино настроил.

- Ну да!
- Да.
Мадам, пожалуйста, пожалуйста!
Это ради Бога, это вообще не стоит благодарности!
И не изображайте из себя идиотов! У себя в Польше можете придуриваться,
а здесь извольте соблюдать нормы цивилизованного общества.
Нет-нет, она чего-то хочет.
Ну что может хотеть французская баба от русского мужика?

- Ты думаешь?
- Ну.
Кроме того что вы разорили мой сад, - сломали голландскую розу, -
вы нанесли мне материальный ущерб на 5 с половиной тысяч франков.
Полюбуйтесь, какой бедлам вы устроили у меня в мастерской.
Идите, идите, посмотрите.
Вот видишь? К себе зовёт. Я ж тебе говорю, пошли.
Ты не робей, а меня слушай.
Я требую немедленного возмещения убытков и приведения в порядок моей студии.
И не делайте вид, что не понимаете. У меня есть свидетели.
Они подтвердят всё, о чём я заведу в полицию.
Смотри! Ух, как задницей крутит!
Посмотрите на свою работу.
А эта группа? Как мне их соединить? Это же была композиция!

- Смотри, намекает! Девка-то горячая какая! - Ну да, отвратительная!
Зато в постели они, говорят, шустрые!
А диван? Посмотрите, какие пятна! Что мне теперь с ними делать?
А это омар, которому вы сломали клешню.

- Во, как хочет раком, раком на диване!
- Да брось ты!
Остаётся всё это только выбросить.
Горохов!

- У, твою мать!
- Горохов, где ты?
Верка дверь нашла. Всё, я линяю!
Так, слушай, на, держи изделие,
да аккуратней будь - тут СПИД на каждом шагу.
Где тебя черти носят? Сволочь такая, паскуда!
Обыскались все, с работы приходили!
Слушай, Верка! Я тебе всё сейчас расскажу -
глазам своим не поверишь!
А ты другую уже нашёл? Паскуда ты такая!
Ты что, обалдела? Это же Николай с ней крутит!
Коля, покажись! Увидела, дура? Это же Коля! Веришь, нет?

- Паразит! И руки ещё распускаешь!
- Я тебе покажу, где я шляюсь!
Где ты шляешься? Я сейчас тебя в милицию сдам!
Что это за мордобои? Кто вы такие? Откуда вы вообще взялись?

- Вы что, не понимаете по-французски?
- Я вас не понимаю.
Так, мне всё это надоело, я вызываю полицию.
Не надо

Вот и прошла первая неделя самоизоляции.


Шикарно. Но оператору вырвите обе руки, пожалуйста. Ни целиком, ни в деталях разглядеть так и не удалось, как ни старалась.

А рамочка обесценила вообще всю работу.


Рамочку поставил какая была из остатков, у нас строительные магазины закрыты все сейчас, вот и прилепежил белую, увы. Потом обязательно на такую поменяю.


поддержу, и про шикарность и про оператора. я себя почти эпилептиком почувствовал.

да, тоже зашла это написать. Рамочку не надо, категорически. Прям разочаровалась, когда увидела конечный результат. ( Без рамочки смотрелось бы гораздо-гораздо лучше,

Работа отличная, меня надо лет на пять запереть, чтоб хоть что-то отдаленно напоминающее получилось ))

Ну фиг его знает, коронавирус только набирает обороты. Сколько ещё по домам сидеть будем?! Так что начинайте по-тихоньку :-)))

типун вам на язык!


спасибо, я смог посмотреть видео целиком.

А что за стабилизатор? Как и через что сделали?

да, что за стабилизатор такой?

Увидел картинку в иннете, правда без башни Эйфелевой, решил вставить её. и наслаждаюсь теперь "парижским " видом, жуя круассан и запивая кофе :-)))

вы же спиной сидите

Я на табуретке сижу за столом, лицом к изображению, дети на диване, спиной к нему)


Моему бате бы такое понравилось) мне тоже нравится, но где-нибудь в театре, но не дома.

Так у меня дома иногда тааааакие представления бывают, театры отдыхают! :-))))))) Как гОваривал нам Вильям, понимаете ли, наш Шекспир - ВЕСЬ МИР ТЕАТР, А ЛЮДИ В НЁМ АКТЁРЫ. :-)))

Какая же безвкусная ебала вышла. Таким можно заниматься только ради самоудовлетворения, что, мол, сделал то о чем мечтал и потешился.

Ох, слава богам, не только мне так показалось, а то чето все хвалят))

Барельеф под лаком, мыть можно, какая пыль?

будет так же много, просто можно мыть)

Вроде в Париже нет таких узких каналов ^^ Больше похоже на Амстердам с башней :) Но сделано очешуенно!

Вот это дело - красоту сделал, себя занял.

Задержал вора одной правой!


Моё окно

Так получилось, что перед самоизоляцией я уволилась и переехала с мужем в другой город в маленькую квартиру с потрясающим видом. Присев на шею мужу (временно), моим любимым хобби стало снимать закаты, пока готовлю ужин. А во время приготовления завтрака орать: "Смотри! Там кораблик!".









Снято на телефон HUAWEI mate 20 pro, видео в режиме "отрезок времени"


Готовим еду из сорняков. Рецепты

Недавно я заинтересовалась идеей о том, что многие растения вокруг нас съедобны, но мы не едим их, потому что так не принято/они не продаются в магазине.

Я нашла годные рецепты из подножного корма вокруг моего дома и опробовала три из них.

Записывайте рецепты и смотрите видео приготовления, и результата.


Вы можете использовать эти рецепты в походах, на даче, во время карантина или после апокалипсиса, как вам больше нравится.

Вот, например, знаете ли вы, что лебеда, которую обрывают вокруг грядок содержит количество белка сопоставимое с мясом? Лебеду можно есть сырой, класть в суп (что я теперь и делаю), а можно высушить, измельчить и использовать вместо муки для выпекания хлеба.


И так, для начала я решила использовать растения, которые легко определить и не ошибиться даже городскому жителю.

Для своего первого опыта я отыскала в интернете рецепты приготовления лопухов, клевера и одуванчиков.

1) овощные котлеты из одуванчиков.

Одуванчик съедобный весь целиком. Вы можете приготовить салат из листьев, съесть цветы и стебли, можете приготовить корень. Примечательно, что если высушить, измельчить и заварить корень одуванчика, то у вас получится напиток по вкусу напоминающий что-то среднее между цикорием и кофе.

Лепестки цветов одуванчика

Масло для жарки

Молотые приправы: мускат и красный перец

Можно добавить кунжут.

Увы, рецепты из сорняков в интернете часто расплывчатые и без указания дозировок, поэтому я рассчитывала количество на своё усмотрение.

Сварите и почистите морковь и картошку, мелко нарежьте лук, пообдирайте лепестки и цветоложе (всё жёлтое).

Картофель и морковь натрите на мелкой тёрке. Я не стала заморачиваться с тёркой и измельчила в блендере.

Смешайте все ингредиенты как колдовское зелье: морковь, лук, картошку, цветочки, сырое яйцо, соль, приправы и добавьте столько муки, чтобы вы могли лепить котлетки.

Сверху на котлеты можно посыпать кунжут

Обжарьте до золотистой корочки.

Автор этого рецепта порекомендовал отварить оставшиеся стебли одуванчиков вместо макарон, но я пока не настолько смелый человек.

Итог: котлеты потрясающе вкусные, нежные и очень сладкие как будто с сахаром.

Буду готовить их иногда.


2) жареные корни лопуха с картошкой.

Лопух так же полностью съедобное растение. Есть множество рецептов из листьев, стеблей и корня лопуха. Говорят, что корень лопуха очень хорош с картофелем и даёт ореховый вкус. Один из рецептов я проверила.

Прогулка с Юрием Маминым по местам съемок "Окна в Париж".Съемка - Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, Александр ГЛУЗ Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, Александр ГЛУЗ

Не один год режиссер Юрий Мамин обивал пороги государственных учреждений в поисках денег на новый фильм - все безуспешно Фото: Александр ГЛУЗ

Мамин говорит, это потому, что власть его не очень жалует.

То, что мы наблюдаем сейчас, - это позор нашего кинематографа. Нас пичкают десятками откровенно пошлых, глупых, неинтересных картин, а действительно легендарный и талантливый режиссер вынужден практически умолять кинуть ему, кому сколько не жалко…

Мы побеседовали с режиссером о том, как изменились Петербург и Париж за двадцать лет, прогуливаясь по местам съемок первого фильма.

- Да. И достаточно сильно. Стал как квартира после ремонта. Это позволило принимать здесь иностранных гостей. Город превратился в такой зал приемов на открытом воздухе. И действительно - второго такого города в России не найдешь.

- А Париж?

Но Париж поменялся в другом. Сегодня столица Франции совсем не та, что была двадцать лет назад. И у них, и у нас очень много гостей с Востока . Поменялись лица людей, речь. В Париже теперь есть такие улицы, где вообще не услышишь французской речи.

Я полагаю, что наш герой Николай Николаевич Чижов, приехав туда и увидев такой Париж, был бы весьма разочарован. Потому что аромат столицы, связанный с мечтами русской интеллигенции начиная с XIX века и до наших дней, исчез. Но все равно самое любопытное - сравнить эти два города! Сегодня. Разница будет колоссальная с тем, что было в 90-е годы. Этому можно посвятить фильм, сделать новый портрет общества.

- Крауддфандинг (сбор средств в интернете. - Прим. автора) - явление новое для России. В те времена мы не собирали деньги таким образом. Это поветрие пришло к нам с Запада . И там люди довольно успешно реализуют таким образом свои проекты. Я знаю, что фильмов десять точно снято на пожертвования зрителей. У нас это не принято, поэтому я не знаю, как пойдет. Мне, конечно, на картину не собрать. Но так можно получить первоначальную сумму, чтобы сделать трейлер, провести пробы новых артистов и мест действия. К тому же мы хотим использовать компьютерную графику и анимацию.

Кино - вещь дорогая, и в нем всегда участвует государство. И коли уж оно не дает денег на критические фильмы, приходится поступать так. Чиновники от культуры считают, что есть у нас уважаемые Салтыковы - Щедрины и Гоголи. Ну и хорошо, что они остались в позапрошлом веке. Пусть они там и живут. Новых не надо!

- Некоторые стали артистами. Наиболее знаменитый - Юрий Тарасов . Тот самый мальчик, что спорил с учителем Чижовым во Франции, хотел остаться. Это был очень способный, подвижный паренек. Поразительно гибкий, очень музыкальный. В результате стал довольно известным актером. Снимался во многих сериалах, фильмах.

- В фильме присутствуют ругательства, в том числе и неприличные надписи в кадре.

- В те времена цензуры не было никакой. Показывать можно было все. Но у нас была самоцензура. Даже слово из трех букв на стене дома - оно, конечно, неприличное. Но появилось в фильме как символ перехода из Парижа в Петербург. В этом контексте его можно было ставить. Слово, которое героиня-француженка не понимает, но понимают зрители, произвело огромный комический эффект. Зал грохнул овациями. И это совершенно не значит, что мы научили зрителя чему-то плохому.

- Многим первый фильм не понравился. Говорили, что вы показали зрителям чернуху.


Легендарный режиссер вынужден практически умолять кинуть ему, кому сколько не жалко… Фото: Александр ГЛУЗ

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ

Пять неизвестных фактов о съемках фильма

➊ Француженка и петербургский туалет

➋ Чуть не случилась поножовщина

По сюжету Николь убегает от милиционеров и прячется в мусорном баке. Во время съемок этого эпизода, когда актриса забралась в мусорный бак, из парадного выскочили двое пьяных мужчин с ножами и набросились на съемочную группу. Все время, пока шли разборки и успокаивали нетрезвых субъектов, испуганная исполнительница роли Аньес Сораль просидела в мусорном баке. Мало того что в России ее посадили в нечистоты, так еще и чуть не убили, возможно, думала тогда француженка.

➌ Телефонная будка - эпизод из реальной жизни

➎ Горохов на Гороховой

Режиссер всю жизнь прожил в квартире на Гороховой улице. Свою любовь к ней увековечил в фильме, дав одному из главных героев фамилию Горохов.

КОНКРЕТНО

Преподаватель музыки Николай Чижов поселяется в коммуналке, в одной из комнат которой обнаруживается проход через шкаф на одну из парижских крыш. С жильцами квартиры и француженкой, с которой петербуржцы начинают конфликтовать, происходит много забавных и грустных историй. Финальный монолог Чижова о Родине, о людях - самый сильный момент картины. Многие жители России, которые хотели эмигрировать за рубеж в 90-х годах, после просмотра этого эпизода решили не уезжать. Фильм получил множество наград и стал самым узнаваемым символом той эпохи.

МЫСЛИ ВСЛУХ

Кинорежиссер Юрий Мамин:

ПРОГУЛКА ПО МЕСТАМ СЪЕМОК

Сенная площадь

- В 90-е годы тут была огромная барахолка. Николь в пеньюаре, с попугаем в руках и полотенцем на голове идет по Сенной площади. Съемочной группы рядом не было, мы снимали из окна здания, сверху. Толпа не обращала никакого внимания на француженку. Все были заняты делом - продавали и покупали. Сейчас бы, наверное, заметили.


Спасский переулок

- Снимали непоследовательно. С точки зрения петербуржца, Николь неправильно перемещалась по городу. Так что из двора на Рубинштейна она выходила на Спасский переулок, тогда эта была улица Петра Алексеева . Затем шла в сторону Сенной площади, но оказывалась у Банковского мостика. А уже потом попадала на Сенную. Вот такие хаотичные перемещения по городу.


Канал Грибоедова

- По набережной шел изгнанный из школы учитель Чижов и встретил своего соседа Ивана Кузьмича, который безуспешно ловил рыбу. Рыбы тогда не было, а были одни резиновые изделия. Канал Грибоедова в 93-м году был очень грязный, замусоренный. Как и весь город.

Набережная с тех пор изменилась. Дом, на фоне которого беседуют герои картины, снесли.


Банковский мост


Улица Белинского


Двор на Рубинштейна


Люксембургский Сад, фото автора.

У меня нет и уже никогда не будет туристических впечатлений от Парижа. Когда я впервые приехала в Париж в последнем году прошлого века, я приехала туда на житье. На год, думала я. Я тогда представить себе не могла, что Париж станет моим городом, и что я проведу в нем большую часть своей жизни.

Турист суть существо беззаботное. Человек, который приезжает в незнакомый город на жительство, сразу же сталкивается с массой нуднейших хлопот, с которыми необходимо разобраться тут же. Первая - поиски квартиры. Поиски квартиры в Париже - это дарвинская борьба за выживание. Найти что-то срочно - это заранее обречь себя на условия, на которые можно согласиться только под страхом бездомности. Следом идут беготня по инстанциям - открытие счета в банке, без которого невозможно подписать контракта на съем квартиры, открыть линии газа, электричества и прочих коммунальных услуг, звонки по этим последним, считываниe всех показательй всех счетчиков, знакомство с консьержкой (чтобы не ела поедом, шпионить-то она будет, что бы там ни было, это смысл и радость ее существования) и прочие административные и бытовые мороки, которыe я уже не помню, помню только, что их оказалось очень много.

В первую неделю на посещение достопримечательностей у меня просто не было времени. Когда я, наконец, добралась до него, Париж меня разочаровал. Ни одному городу в мире невозможно было быть на уровне моих ожиданий. Я от него ждала . я сама не знала, чего. Все промытые ливнями набережные, все голуби Дуано, все песни Эдит Пиаф, все фильмы Жерара Филиппа, все переулки Сан-Жермен и таверны Монмартра, все полотна импрессионистов и все перья Мулян Руж слились в моем воображении в ослепительный вихрь, который должен был обрушиться на меня как ливень поцелуев заждавшегося любовника. На меньшее я была не согласна.

Эта площадь оказалась гораздо меньше репутации Собора. Чтобы сфотографировать собор целиком, нужно лечь плашмя на землю. Потому что отойти от него на достаточное для этого расстояние невозможно. Мне, привыкшей к царственныму простору площадей и проспектов перед дворацами и соборами в Петербурге, стало неловко за Нотр-Дам. Это… все? Я обошла его кругом - мои опасения подтвердились: кажется, простора в старом Париже не найти. У меня еще не было опыта средневековых городов с их теснотой и извилистостью. Тесненький, узковатенький Париж старых кварталов меня обескуражил. Я перебралась на Рив Друат - Правую Набережную, к гигантскому Лувру. Культурный центр Ж. Помпиду показался мне странным и недостойным Парижа. Вообще все, что мне не нравилось, квалифицировалось одной фразой - это недостойно Парижа. Мне виднее. У меня к Парижу свои требования. Я заслужила. Я столько о нем мечтала, что не имеете права мне портить картину. Я хочу идеального Парижа. Как в кино.

Прошло немало времени, прежде чем с меня сшелушились бог весть откуда взявшиеся требования, и я приняла Париж таким, какой он есть. Моя любовь к нему началась с мест, не помеченых туристическими флажками. Я не любила авеню Елисейских Полей, Триумфальную Арку и Трокадеро. На Эйфелеву Башню мне было наплевать. Я к ним привыкла и с ними смирилась, но они остались вне моих траекторий. И не потому что я сноб. Я - сноб. Но тут, скорее, дело в разнице вкусов.

Я поселилась в девятом округе, за Большими Бульварами с их знаменитыми универсальными магазинами и церковью Сант Тринити, в фонтане которой умывался ледяным зимним утром герой моего любимого фильма Франсуа Трюффо Les quatre cents coups (1), недалеко от Музея Романтической Жизни (есть такой), наискосок от Мулян Руж, перед которым каждый вечер часов с пяти выстраивались очередь посетителей и шеренги автобусов, подвозивших организованных интуристов. С наступлением темноты мельничные крылья загорались красными бегающими огнями, оживали, и начиналась ночная жизнь шоу, баров, последних сеансов в кино и первых девиц на площади Пигаль, в пяти минутах пешком направо по бульвару де Клиши.

Я приехала в начале сентября прямо под осенние парижские дожди. Пары днeй мне хватило, чтобы сформулировать мое определение света в живописи французских импрессионистов: "такое невозможно было написать нигде, кроме Парижа". В самый серенький день и дождь небо над Парижем не бывает совершенно серым, каким бывает низкое сумрачное питерское небо. B Париже оно всегда переливается серебристым жемчужным скрытым в нем светом. Voilà. Самое близкое определение парижской серости - цвет светло-серой жемчужины. Серее в нем не бывает. В этом городе не может быть тоскливо. В нем невозможно разочароваться в жизни, пока в вас есть хоть сколько-нибудь эстетства.


Импрессионистский ливень за окном моей мансарды. Фото 1999 года.

Дожди красиво поливали косое окно в крыше мансардной комнаты (бывшей комнаты прислуги – chambre de bonne), в которой я поселилась. Отопления было шиш, как в опере Богема, по стенам стекали струи воды, рыжый пол старой керамической плитки был холоден как асфальт на улице. Мебели не было. Прямо в одной комнате находились кухня, душ и туалет за кокетливой занавесочкой. Но комната была просторная, мне повезло, у меня было двадцать квадратных метров совершенного покоя - я была единственным обитателем моего подкрышного этажа.


Oкно моей мансарды. Фото 1999 года.

В первое же воскресенье в несусветную рань меня разбудил непонятный гул. Снаружи доносилось не то всхлипывание не то повизгивание, приглушенное, невнятное, но назойливое как зудение комара. Я высунулась в окно, выходившее на улицу, - ничего. Открыла дверь в общий коридор, огибавший маленький внутренний дворик буквой Г - бинго! Звуки стали явственнее. Я распахнула окно и глянула вниз. Под окном во дворике стоял самый настоящий шарманщик. С самой настоящей шарманкой. Он крутил ручку, и шарманка играла жалостным поскуливающим голосом самую настоящую французскую песенку. Я рассмеялась. Почти до слез. В мое первое воскресное утро в Париже меня разбудил бродячиий шарманщик. Фраза из романа. Моей мечты.

В течение моей жизни у меня были и будут потом еще моменты полного, абсолютного счастья, виляющей благодарно хвостом щенячьей радости. Это был один из них. Я бросила шарманщику монетку и тут же, не переодеваясь, по-парижски мне-море-по-колено, в пижаме и калошах на босу ногу, спустилась в булочную за багетом. Спать мне уже не хотелось. Багет был еще теплым. Кофе из жестяного настоящего старого кофейника, доставшегося мне в наследство вместе с комнатой, был вкуснейшим в мире. Над Парижем разливалось великолепнейшее розовое утро. И оно было моим.

С этого началась моя парижская жизнь.


Моя первая, очень мне дорогая, фотография перед входом в Лувр 1999 года. Фото прохожего (я была одна и фотографировать меня было больше некому).

(1) - Фильм Франсуа Трюффо 1959 года, лучший в мире фильм о детстве и отрочестве, который на русский перевели буквально - "400 ударов", что не имеет никакого смысла: "400 ударов" - французская непереводимая идиома, означающая проказы, глупости и ошибки подросткового возраста.


Не мое. Не смог удержаться от соблазна поделиться с сообществом образчиком сего жанра. Читаешь и понимаешь что тебе(то есть мне) с моими каракулями до него как до городу Парижу раком. Причем на задней передаче.

Однажды декан изловил меня в момент моего возрождения из пепла.

В пепел я превратился, проводив своего друга Серёжу Н-ва в армию. Рассказывал уже эту бесстыдную историю, прекрасно характеризующую моё разрушительное влияние на все стороны жизни людей, окружающих меня. Вкратце напомню. Мы с Серёжей жили в одной общежитской комнате. И символизировали собой два полюса одного холодильника "Полюс". Папа у Серёжи работал директором крупнейшего в стране свинокомплекса. А я жил сам по себе на гречневых и гороховых концентратах. Завтракал Серёжа двумя ломтями свинятины, которые из-за знания общежитских нравов жарил тут же, у нас в комнате, деликатно задёрнув от меня занавеску. Обедал Серёжа тоже чем-то очень диетическим на основе смальца и копчёностей, ужин я обычно не наблюдал, потому как горбатым шакалёнком бегал по коридорам общежития нумер два, обезумев от гастрономических кошмаров. В нашей комнате пропахло сытой едой всё: Серёжа, его вещи, мои вещи, подушки, одеяла, учебники, я жратвой тоже пропах насквозь. Заходишь в общежитский лифт, а от исходящего от тебя амбре студента-физика кинуло к стене, выходишь на улицу, а за тобой в гипнотрансе движутся две будущие юристки. И видно, что одна идёт за тобой по верхнему чутью, чувственно работая ноздрями, а вторая сноровисто идёт по следу, не поднимая головы над лисьим бабушкиным воротником своего пальто. Омерзительная привычка нюхать пальцы, галлюцинации, бред стали моими постоянными спутниками. Холодильник свой Серёжа запирал на изящную цепочку с замком, которые ему привезла из свинокомплекса мама. Она при этом привезла ещё пять кило копчёного сала и две банки маринованных с перцем пятачков. Думаю, что в детстве у Серёжи были забавные игрушки, а его детская была красиво убрана поросячьими головками и гирляндами сосисок над кроваткой в форме свинки из натуральной кожи. Серёжа очень любил эти маринованные пятачки и, похрустывая, закусывал ими водочку, которая, понятное дело, при такой диете его не губила, а делала всё краше и краше. Человек на моих глазах наливался телесной красотой не по дням, а по часам.

Стали приходить к нам повестки из военкоматов. Родина настойчиво звала нас к себе в армию, гостеприимно указывая номер статьи Конституции. Серёже повестка всё никак не приходила и не приходила. На проводах в рекруты какого-то очередного счастливца Серёжа сказал, что служить вообще не собирается и что папа всё организует. Сказал негромко, времена были ещё прилично социалистические. Но в глазах у Серёжи стояло безмятежным синим озером понимание жизни.

В эту же ночь я сел за письменный стол, взял пропахшую свининой бумагу, липкую ручку и написал между жирными разводами письмо в "Красную Звезду".

От имени Серёжи Н-ва. В письме говорилось, в частности, что дед-балтиец и отец-тихоокеанец Сергея с осуждением смотрят на него, до сих пор не служившего, а военком района подполковник Б.Гусев под надуманными предлогами отказывает Сергею в его праве защищать нашу страну. "Под надуманными предлогами" я подчеркнул два раза. Письмо завершалось просьбой направить Серёжу служить на флот, желательно, на атомную подводную лодку. Подписал просто: Сергей Н-в. И утречком опустил в почтовый ящик.

Я сам не ожидал, что это письмо опубликуют в "Красной Звезде" в рубрике "Навстречу съезду ВЛКСМ".

За Серёжей пришли прямо в лекционный зал. Пришёл сам подполковник Б.Гусев и два капитана.
С большим и понятным волнением я читал письма, которые мне писал друг Серёжа из Североморска. В этих письмах было всё. И про то, как я буду собирать с пола переломанными руками выбитые зубы, и кромешная темнота в реанимации, и моя судьба в инвалидном кресле на вокзале.

Через полгода я привык к этим письмам, перестал их хранить у сердца и начал усиленно отжиматься от пола, бегать в загородном парке и записался в секцию гиревого спорта.

Вот при возвращении с тренировки, " на которой я много плакал и просился домой" (тм), меня и подловил наш добрый король Дагоберт. Декан схватил меня за руки и взволнованно произнёс: "Джеймс! У нас на факультете произошла беда!" Если бы передо мной не стояла самая главная беда на факультете, если бы она не так крепко держала меня, то, возможно, я и не стал, впоследствии, тем, кем стал. А просто вырвался бы и убежал. Но что-то меня остановило и две беды факультета разговорились.

"Понимаешь, Джим", — сказал мне декан, -"у нашего факультета огромная задолженность по членским взносам. Мы много должны комитету комсомола университета. Студенты не платят свои взносы, понимаешь?! И поэтому образовалась задолженность. Комитету комсомола университета. Студенты не хотят платить, и задолженность получилась, понимаешь, да?!" "Перед комитетом комсомола? Задолженность перед комитетом комсомола организовалась, да?", — уточнил я, на всякий случай, переминаясь призовым жеребцом и, прикидывая, смогу ли я выбить головой стекло и скрыться в кустах. "Да!", — ответил неторопливый декан, -"студенты не платят вовремя взносы и образовалась задолженность". "Это очень плохо!", -честно произнёс я, -"за это по головке не погладят. За задолженность перед комитетом комсомола. В такое время это очень плохо, когда студенты вовремя не платят взносы". Стекло не казалось мне толстым. "Ты, Джин, вот что, ты должен нам помочь, да. У Колесниковой ( декан посмотрел на бумажку), у Колесниковой не получается собирать взносы вовремя, ты должен ей помочь взносы собрать" Стекло казалось уже очень тонким и манило. "Я обязательно помогу!", — пообещал я максимально честно. "Давай сюда зачётку!", — внезапно хищно сказал декан. Помог мне её найти и спрятал в свой карман. "Верну, когда (декан посмотрел на бумажку) Колесникова скажет, что задолженность перед комитетом комсомола ликвидирована…"

"Прекрасно, Джим!", — сказал я сам себе, — "прекрасно! Очень удачно всё сложилось. Главное, секция гиревого спорта очень помогла!"

Через два часа я был вышвырнут из всех возможным общежитских комнат, в которые входил с требованием комсомольской дани. Я орал и бесновался, стучал кулаками в двери, давил на сознательность и простую человеческую жалость. Может, на других факультетах это бы и сработало. Но на историческом факультете, сами понимаете… Какая жалость, если кругом конспекты по гражданской войне? С огорчением и болью вернулся в свою конурку. После увода Серёжи Н-ва на флот, комнатка моя не осиротела. Т.е. сначала, конечно, вырванная с корнем цепь на холодильнике и полуоторванная в сытом угаре и хмельном чаду дверь придавали комнатке несколько богемный вид. Но ко мне подселили отслужившего пограничника Ваню и жизнь наладилась. Ваня выпивал. А так как его путь в страну зелёных фей только начинался и весил Ваня около центнера, то алкоголя ему надо было довольно много. Недостаток средств Ваня возмещал, работая сторожем в школе, в которую по ночам запускал всех окрестных сластолюбцев и женщин трудной судьбы. Я сам пару раз заглядывал в эту школу и урок географии в полтретьего ночи показался мне любопытным начинанием. Деньги, полученные от сластолюбцев, Ваня аккуратно пропивал, заглушая совесть и расшатывая нервную систему. У него начали появляться странные идеи и видения. В видениях этих Ваня был страшен. Спал я в такие ванины периоды как кашалот: только одной половиной мозга. Вторая половина стояла на страже моего здоровья и жизни. Потом половины мозга менялись местами, происходила смена караула и к седьмому дню видения начинались уже и у меня.

"У тебя водка есть?", — спросил у меня Ваня. "Водка будет, когда мы с тобой ликвидируем задолженность перед комитетом комсомола!", — произнёс я, валясь в постель. "Студенты не платят взносы, понимаешь, Джеймс, а Колесникова не справляется… декан зачётку…весь издец!", — засыпая половиной мозга, обрисовывал я ситуацию. Я даже не заметил, как Ваня взял обмотанную изолентой монтировку и вышел из комнаты, приставив на место полуоторванную дверь.

Утром я проснулся уже второй половиной мозга и понял, что стал жертвой какого-то насилия. Иного объяснения тому, что я лежу в постели и весь усыпан как среднеазиатская невеста бумажными деньгами, найти мне было трудно. Ощупал себя всесторонне, посмотрел под кровать, попил воды. Под раковиной обнаружилась коробка из-под обуви, в которой тоже были деньги. Деньги были ещё и на полу и даже в сортире. Ощупал себя ещё раз. Отлегло от сердца, не так уж я и свеж был, чтобы за моё потрёпанное житейскими бурями тело платили такие бешеные деньжищи. Тем более что и Ваня спал среди синих и красных бумажек. А он-то просто так не сдался бы.

Собрал Ванятка за ночь 527 рублей. Нет, не только с историков, он методично прочесал два общежития, заглянул и к юристам, и к филологам. Сначала трезвым собирал, объясняя ситуацию с задолженностью, а потом где-то разговелся и стал просто так входить с монтировкой и уходить уже с купюрами.

"Лет семь…", — думал я, разглядывая собранные кучей дензнаки, -"как минимум. На зоне надо будет в придурки постараться попасть. В библиотеку или в прачечную, самодеятельность поднимать". В голове лаяли конвойные собаки и лязгали запоры этапных вагонов. "Отучился ты, Джим, отучился…"

Деньги мы с Ваней сдали в комитет комсомола. Я успел написать красивым почерком обращение к М.С. Горбачёву от лица студенчества. В комитете, увидев меня с петицией, и причёсанного Ваню с коробкой денег, сначала не поверили глазам. "Это наш почин!", — торжественно произнёс я взволнованным голосом коммунара, "на памятник первым комсомольцам нашей области. И ещё тут задолженность по взносам".

На съезд ВЛКСМ Ваня поехал один. Мою кандидатуру зарубили в комсомольском обкоме.

Читайте также: