Новообразования жизни взрослого человека

Кафедра педагогики и психологии

3 курс, 302 группа,

заочное отделение

Ст. преподаватель

кафедры педагогики и психологии

Особенности психологии среднего возраста

Критерии достижения взрослости

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность в период зрелости

Стадии возраста

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому, выделяются стадии:

1. Ранняя взрослость (20-23 – 30 лет).

2. Средняя взрослость (30 – 45 лет).

3. Поздняя взрослость (45 – 55 лет).

4. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).

При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.

Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст – это период, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.

В отечественной психологии разработка проблемы возрастов принадлежит Л.С. Выготскому, который выделял основные характеристики возраста:

- социальная ситуация развития;

- ведущая деятельность ребенка;

Каждому возрасту присуща своя задача, решение которой связано с переходом на новую возрастную ступень и влияет на все дальнейшее развитие личности.

Средний возраст (25 – 39 лет) – время окончательного вхождения человека во взрослую жизнь. Это – самый важный возраст в жизни человека, поскольку человек от накопления знаний и опыта переходит к их активной реализации, поиску своего места в жизни. Очень часто от действий человека в этом возрасте зависит вся его последующая жизнь.

Особенности психологии среднего возраста

- осознание своих главных интересов в жизни;

- уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненного выбора;

- устремление в будущее (в этом возрасте люди обычно часто думают о будущем, которое часто представляется в идеальных тонах, оптимистически).

Как правило, в период среднего возраста человек окончательно определяется с профессиональным выбором и создает семью.

Период зрелости обычно делят на два самостоятельных периода:

- ранней (40 – 45-49 лет);

- поздней зрелости (45-49 – 60 лет).

- попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);

- переосмысление прожитого опыта;

- осознание ограниченности своих возможностей, в т.ч. – по времени и по здоровью;

- корректировка жизненных планов.

Как правило, такая корректировка идет в сторону уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина кризиса данного возраста часто зависит от того, совпадает ли идеальное представление человека о жизни с реальным.

Поздняя зрелость (45-49 – 60 лет) – время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека. Для психологии данного возраста характерны:

- окончательное избавление от комплексов;

- адекватное и полное осознание своих интересов, приоритетов, своего места в жизни;

- стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир.

Критерии достижения взрослости

1. Новый характер развития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием.

2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противоречия и трудности.

3. Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других.

4. Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать).

5. Социальные и культурные ориентиры, которые используются для определения успешности и своевременности развития во взрослости (социологическая роль и социальный статус).

Зрелость (по Шаковаленко) – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих – главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением к самостоятельности, независимости и отношением к ответственности.

Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальной ситуации развития данного периода.

Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией.

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века.

Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах — от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей.

В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью. Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Особенности развития личности в зрелом возрасте.

Продуктивность зрелого возраста.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения.

Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время можно утверждать, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза — фаза прогрессивного развития общих психических функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих психических функций с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д. Можно отметить, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности.

Зрелость и психологический возраст.

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.

Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический (или биологический) и психологический. Общеизвестно, что физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Например, в 40 лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания.

Когда психологическое прошлое значительно, богато событиями, а психологическое будущее туманно и не слишком продолжительно, появится идентификация с более поздним возрастным периодом. В зрелости психологический возраст в большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации. В то же время дальнейшее развитие личности во многом определяется динамикой психологического возраста.

Соотношение психологического и хронологического возрастов.

Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека — матери или жены (мужа), если рискнет завести семью. В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продление стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма. Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Если человек отдается делу, которому он себя посвятил, то его работа может быть и не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

Женщина в период зрелости.

С точки зрения физиологии увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время — перехода от половой зрелости к угасанию половой функции — называется климактерическим периодом. Точно так же как нет резких границ между процессом полового созревания и наступлением половой зрелости, так нет и резкой границы между полной половой зрелостью и пожилым возрастом. У различных женщин климакс наступает по-разному, одним из признаков его является прекращение менструаций. Врачи считают, что прекращение менструаций не является главным моментом в переходном возрасте женщины, а тягостные явления этого периода нет смысла рассматривать как прямое следствие прекращения менструаций. В медицинской литературе описано достаточное число фактов, говорящих о том, что даже после 3-4 лет прекращения менструаций женщина может сохранять работоспособность и чувствовать себя хорошо. В то же время описаны многочисленные факты, когда при сохранившейся менструации женщина этого возраста чувствует себя плохо, у нее падает работоспособность, наступают головные боли, приливы к лицу и прочие симптомы осложненного климакса. Соматический вид женщины в зрелом возрасте претерпевает ряд изменений, часто они очень расстраивают ее, так как фигура полнеет, жир откладывается преимущественно в области бедер, живота, что объясняется понижением общего обмена веществ.

Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни. Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.

Мужчина в период зрелости.

Самый главный стрессовый фактор этого возраста для мужчины с точки зрения физиологии — импотенция. Суть в том, что такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины после 30-40 лет. Чем старше человек, тем чаще у него происходят подобные сбои.

Незнание о закономерном временном снижении потенции может привести к опасным последствиям. Мужчина попадает в ситуацию хронического стресса, сам того не замечая. Воспрепятствовать возникновению острых стрессов, вызванных сексуальной дисгармонией в зрелом возрасте, можно с помощью более полного информирования супругов и большего общения. Этот кризис зрелого возраста вполне преодолеваем. Кроме того, что у подавляющего большинства людей, если вообще не у всех, уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители. Изменения эти, если они не вызваны патологическими процессами, не отражаются резко на здоровье мужчины. У мужчин 40-50 лет в сердечной мышце и в мышечной оболочке кровеносных сосудов наблюдается интенсивное развитие фиброзной соединительной ткани. Эта ткань менее эластичная и податливая, чем мышца. Одновременно атрофируются, умирают настоящие, благородные сердечные волокна. Все это сильно ухудшает работу системы кровообращения в целом. Сердечная мышца получает недостаточное питание, а это очень сильно отражается на ее состоянии и функциях. У мужчины старше 40 лет сердце начинает работать менее четко — уменьшается сокращаемость сердечной мышцы, что приводит к снижению общего количества крови, перекачиваемой сердцем в кровеносные сосуды. Вместе с сердцем стареют и другие ткани и органы организма. Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижают стрессоустойчивость организма мужчины после 40 лет.

Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчина приближается изрядно потрепанным физиологически, а впереди его еще ждет период климакса — начало упадка сил. Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности. Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении. С мужчиной происходят те же закономерные изменения, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Порой не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого порядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими. Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса (или уже переживает его). Проблема эта не всегда решается положительно, возможны очень серьезные семейные конфликты вплоть до полного разрыва отношений и развода. Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые разнообразные — от кулинарии до философии, — и часто буквально в один день может принимать решения об изменении образа жизни и осуществлять его с завидной педантичностью.

Краткие выводы.

Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.

С возрастом повышается риск многих заболеваний, и рак — не исключение. Для того чтобы это понять, достаточно посмотреть на график, который составили американские ученые. Он показывает, как меняется заболеваемость и смертность от онкологических заболеваний в разных возрастных группах. Эти данные получены в конце прошлого века, но они актуальны и по сей день:


  • Главная причина — накопление мутаций
  • Превратности эволюции человека
  • Развивается ли рак у пожилых людей более медленно?
  • Никогда не поздно заняться профилактикой
  • Никогда не поздно лечиться

Главная причина — накопление мутаций

Например, не так давно ученые из Кембриджского Университета в Соединенном Королевстве решили проверить слизистую оболочку пищевода у людей в возрасте 20–75 лет. Оказалось, что у лиц 20 лет на одну клетку приходится примерно по 100 мутаций, а в более старшем возрасте — более 2000. Некоторые из них потенциально способны привести к раку. И это только пищевод!

Подробнее о данном исследовании читайте в нашей статье "Мутации, которые способны привести к раку«.

В 2016 году в научном журнале Nature была опубликована статья, в которой ученые рассказали, что бремя соматических (не связанных с половыми клетками) мутаций у каждого человека удваивается примерно каждые 8 лет. Аналогичными темпами растет и смертность от разных причин, в том числе от онкологических заболеваний.

Накопление ошибок в генах с возрастом — одна из основных причин, почему врачам, вероятно, никогда не удастся победить рак окончательно. Проблема борьбы с онкологическими заболеваниями теснейшим образом переплетена с проблемой старения.

Превратности эволюции человека

Ответ нужно искать в теории эволюции и особенностях жизни наших первобытных предков. В каменном веке редко кто доживал до тридцатилетнего возраста. Всю свою жизнь человек тратил на то, чтобы вырасти, окрепнуть, набраться опыта. Можно сказать, рождение детей и уход за ними в первые годы был апогеем, главным смыслом жизни. Вскоре после этого многие люди погибали от инфекций, природных катастроф и зубов хищников.


Для выживания популяции было нужно, чтобы люди доживали до того момента, когда они могли оставить потомство. Все это время защитные механизмы в организме работают на пике эффективности. Этому способствовал естественный отбор.

Возможно, все это звучит жестоко. Но в противовес этой жестокости законов биологии человечество создало гуманную высокоразвитую медицину. Благодаря усилиям врачей продолжительность жизни современных людей растет, появляются все новые возможности для борьбы с раком и другими серьезными заболеваниями.

Ниже представлены средние возраста, в которых диагностируются разные типы злокачественных опухолей:

  • Рак молочной железы - 62
  • Рак легкого - 70
  • Рак предстательной железы - 66
  • Колоректальный рак - 68
  • Рак мочевого пузыря - 73
  • Меланома - 63
  • Неходжкинская лимфома - 63
  • Рак щитовидной железы - 51
  • Рак почки - 64
  • Лейкемия - 66
  • Все типы рака - 65

Развивается ли рак у пожилых людей более медленно?

Когда-то бытовало мнение о том, что в старшем возрасте злокачественные опухоли растут медленнее и в целом ведут себя менее агрессивно. Это верно, но лишь отчасти. Да, действительно, есть данные о том, что рак молочной железы и простаты у пожилых имеют тенденцию расти медленнее.

Пожилым мужчинам, страдающим злокачественными опухолями предстательной железы, даже не всегда назначают лечение. Но врачи принимают такое решение отнюдь не из-за того, что такой рак не опасен. Просто в таких случаях человек настолько стар, что, вероятно, он не доживет до того момента, когда рак успеет сильно распространиться в организме и стать смертельно опасным. В каждой ситуации это нужно оценивать индивидуально.

Другие опухоли в пожилом возрасте, такие как рак прямой кишки, мочевого пузыря, поджелудочной железы, ведут себя очень агрессивно, и их даже сложнее лечить, чем у более молодых пациентов. Из-за слабого здоровья людям старшего возраста зачастую противопоказаны хирургические вмешательства, химиотерапия.


Никогда не поздно заняться профилактикой

Возраст — лишь один из факторов риска рака. Многие другие связаны с образом жизни, и на них вполне можно повлиять:

  • Откажитесь от курения.
  • Перейдите на здоровое питание.
  • Оставайтесь физически активны.
  • Поддерживайте здоровый вес.
  • По максимуму ограничьте алкоголь.
  • Используйте защитные средства, когда работаете с химикатами.
  • Защищайтесь от солнечных лучей, не лежите подолгу на пляже и избегайте солярия.
  • Своевременно начинайте лечение любых заболеваний.

Конечно, лучше вести здоровый образ жизни смолоду. Но никогда не поздно начать. Вы в любом случае получите пользу для здоровья.

Защититься от рака на 100% невозможно, поэтому людям старшего возраста особенно важно регулярно проверяться — проходить скрининг. Всем женщинам после 40 лет рекомендуется периодически выполнять маммографию, всем людям после 50 лет — колоноскопию. Найти патологические образования на коже поможет дерматоскопия. Заядлым курильщикам с большим стажем нужно проконсультироваться с врачом: возможно, стоит пройти компьютерную томографию. При повышенном риске рака желудка нужно провериться с помощью гастроскопии.

Посетите врача в Европейской клинике, и он порекомендует скрининговую программу, подходящую в вашем случае.

Никогда не поздно лечиться

Еще лет 20 назад мало какая клиника в мире взялась бы за активное лечение рака у 90-летнего человека. Это большие риски и ответственность. Многие клиники не берутся и сейчас. Но постепенно ситуация меняется. Появляются новые препараты, подходы. Они помогают лечить злокачественные опухоли более эффективно, снижаются риски, пациенты переносят операции и химиотерапию более комфортно.


Мы считаем, что помочь можно всегда. Врачи в Европейской клиники берутся за лечение рака у людей любого возраста, с любой стадией заболевания.

Мы знаем, как продлить жизнь пациента в сложных случаях, избавить от мучительных симптомов, справиться с побочными эффектами химиопрепаратов. Иногда после активной поддерживающей терапии становится возможным проведение курса химиотерапии, хирургического вмешательства.

Никогда не стоит сдаваться. Приезжайте и получите консультацию у наших специалистов.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

Читайте также: