Новообразования возникают при взаимодействии разных генов


Четыре типа заданий ( с выбором правильных вариантов ответов, утверждений) на тему "Закономерности явлений наследственности".

Скачать:

ВложениеРазмер
voprosy_k_zachyotu_-_osnovnye_zakonomernosti_yavleniy_nasledstvennosti.doc 44 КБ
klyuch_k_zachyotu.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей аавв, а другого;

а)ААВв; б) АаВВ; в) ААВВ; г) АаВв.

2. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?

а) один; б) два; в) три; г) четыре.

3. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак).

а) АА х аа; б) Аа х Аа; в) АА х Аа; г) Аа х аа.

4. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

а) аллельными; в) рецессивными;

б) доминантными; г) сцепленными.

5. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании?

а) одну; б) две; в) три; г) четыре.

6. Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема:

F t АА, Аа, Аа, аа

а) закон расщепления;

б) правило единообразия;

в) закон сцепленного наследования;

г) хромосомную теорию наследственности.

а) цитологическое; в) гистологическое;

б) эмбриологическое; г) генетическое.

8. Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если её отец - гемофилик?

а) может, так как ген гемофилии расположен в У-хромосоме;

б) не может, так как ген гемофилии расположен в соматических клетках;

в) не может, так как она гетерозиготна по Х-хромосомам;

г) может, если мать - носительница гена гемофилии.

23. Рецессивный ген, вызывающий мышечную дистрофию, локализован в Х-хромосоме. Отец здоров, мать – носительница гена дистрофии. Вероятность рождения больных сыновей от этого брака (в % от числа сыновей) равна:

а)0%; 6)25%; в) 50 %; г) 75 %.

24. Если при анализирующем моногибридном скрещивании в потомстве расщепление не произошло, то исследуемая особь по генотипу:

а) гомозиготна по рецессиву;

в) гомозиготна по доминанту;

25. У кроликов окраска шерсти обусловлена двумя парами генов. Наличие в генотипе гена А обусловливает черную окраску, гена В - желтые кольца на волосках, а двух доминантных
генов А и В - окраску агути (серую). Такой тип взаимодействия генов называется:

б) неполным доминированием;

Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1. Заслугами Г. Менделя является то, что он впервые:

а) разработал основной метод генетики - метод гибридологического анализа;

б) изучил наследование признаков, гены которых находятся в одной хромосоме;

в) установил основные закономерности наследования признаков;

г) доказал зависимость между условиями среды и генотипом организма;

д) изучил наследование признаков, гены которых находятся в разных хромосомах;

е) разработал основные положения хромосомной теории наследственности.

2. При моногибридном скрещивании исходные родительские формы должны:

а) относиться к разным видам;

б) относиться к одному виду;

в) быть гомозиготными;

г) отличаться по одной паре признаков;

д) быть гетерозиготными.

е) отличаться по нескольким парам признаков,

3. Гомогаметным мужской пол является у:

а) двукрылых насекомых;

г) некоторых чешуекрылых;

4. По типу комплементарности происходит наследование:

а) окраски цветков у душистого горошка;

б) окраски шерсти у кроликов;

в) групп крови у человека;

г) цвета кожи у человека;

д) окраски оперения у кур;

е) окраски чешуи у лука.

5. При аутосомно-доминантном типе наследования:

а) признак встречается у мужчин и у женщин;

б) родители обычно здоровы;

в) аномалия проявляется практически в каждом поколении;

г) вероятность рождения ребенка с аномалией - 50 %;

д) часто болен один из родителей;

е) вероятность рождения ребенка с аномалией - 25 %;

6. В Х-хромосоме человека находятся гены, определяющие развитие таких аномалий, как:

а) гемофилия; г) дальтонизм;

б) альбинизм; д) атрофия зрительного нерва;

в) карликовость; е) гипертрихоз.

1. Какие из перечисленных ниже утверждений неправильны:

а) гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными;

б) совокупность генов организма составляет его фенотип;

в) примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание АА х аа;

г) группы сцепления генов находятся в разных хромосомах;

д) половые хромосомы называют аутосомами;

е) новообразования возникают при взаимодействии разных генов.

2. Какие из перечисленных ниже утверждений, касающихся наследования, сцепленного с полом, правильны:

а) набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается, как ХУ;

б) У-хромосома содержит все гены, аллельные генам X -хромосомы;

в) признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности;

г) женщина - носительница гемофилии с вероятностью в 50 % передаст ген гемофилии своим детям;

д) сын носительницы имеет 100 % вероятность заболеть гемофилией;

е) хромосомы, одинаковые у самца и самки, называются аутосомами.

Задание 4. Заполните пробелы.

  1. Совокупность генов организма - __________________________________.
  1. Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК, -_____________.
  2. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, -__________ .
  3. Пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки, -________________________ .

  1. Скрещивание, проводящееся для определения генотипа организма, - ________________________.
  2. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий, -____________ .
  3. Форма наследования признаков у гибридов первого поколения, когда в присутствии доминантного гена частично проявляется рецессивный признак, -___________________________.
  1. В норме набор половых хромосом у мужчины - .
  1. Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление, -_________________________.

10. Влияние одного гена на развитие многих признаков называется ____________________________ .

ЗАЧЕТ ПО ТЕМ

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей аавв, а другого;

а)ААВв; б) АаВВ; в) ААВВ; г) АаВв.

2. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?

а) один; б) два; в) три; г) четыре.

3. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак).

а) АА х аа; б) Аа х Аа; в) АА х Аа; г) Аа х аа.

4. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

а) аллельными; в) рецессивными;

б) доминантными; г) сцепленными.

5. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании?

а) одну; б) две; в) три; г) четыре.

6. Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема:

а) закон расщепления;

б) правило единообразия;

в) закон сцепленного наследования;

г) хромосомную теорию наследственности.

а) цитологическое; в) гистологическое;

б) эмбриологическое; г) генетическое.

8. Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если её отец - гемофилик?

а) может, так как ген гемофилии расположен в У-хромосоме;

б) не может, так как ген гемофилии расположен в соматических клетках;

в) не может, так как она гетерозиготна по Х-хромосомам;

г) может, если мать - носительница гена гемофилии.

23. Рецессивный ген, вызывающий мышечную дистрофию, локализован в Х-хромосоме. Отец здоров, мать – носительница гена дистрофии. Вероятность рождения больных сыновей от этого брака (в % от числа сыновей) равна:

а)0%; 6)25%; в) 50 %; г) 75 %.

24. Если при анализирующем моногибридном скрещивании в потомстве расщепление не произошло, то исследуемая особь по генотипу:

а) гомозиготна по рецессиву;

в) гомозиготна по доминанту;

25. У кроликов окраска шерсти обусловлена двумя парами генов. Наличие в генотипе гена А обусловливает черную окраску, гена В - желтые кольца на волосках, а двух доминантных
генов А и В - окраску агути (серую). Такой тип взаимодействия генов называется:

б) неполным доминированием;

Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1. Заслугами Г. Менделя является то, что он впервые:

а) разработал основной метод генетики - метод гибридологического анализа;

б) изучил наследование признаков, гены которых находятся в одной хромосоме;

в) установил основные закономерности наследования признаков;

г) доказал зависимость между условиями среды и генотипом организма;

д) изучил наследование признаков, гены которых находятся в разных хромосомах;

е) разработал основные положения хромосомной теории наследственности.

2. При моногибридном скрещивании исходные родительские формы должны:

а) относиться к разным видам;

б) относиться к одному виду;

в) быть гомозиготными;

г) отличаться по одной паре признаков;

д) быть гетерозиготными.

е) отличаться по нескольким парам признаков,

3. Гомогаметным мужской пол является у:

а) двукрылых насекомых;

г) некоторых чешуекрылых;

4. По типу комплементарности происходит наследование:

а) окраски цветков у душистого горошка;

б) окраски шерсти у кроликов;

в) групп крови у человека;

г) цвета кожи у человека;

д) окраски оперения у кур;

е) окраски чешуи у лука.

5. При аутосомно-доминантном типе наследования:

а) признак встречается у мужчин и у женщин;

б) родители обычно здоровы;

в) аномалия проявляется практически в каждом поколении;

г) вероятность рождения ребенка с аномалией - 50 %;

д) часто болен один из родителей;

е) вероятность рождения ребенка с аномалией - 25 %;

6. В Х-хромосоме человека находятся гены, определяющие развитие таких аномалий, как:

а) гемофилия; г) дальтонизм;

б) альбинизм; д) атрофия зрительного нерва;

в) карликовость; е) гипертрихоз.

1. Какие из перечисленных ниже утверждений неправильны:

а) гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными;

б) совокупность генов организма составляет его фенотип;

в) примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание АА х аа;

г) группы сцепления генов находятся в разных хромосомах;

д) половые хромосомы называют аутосомами;

е) новообразования возникают при взаимодействии разных генов.

2. Какие из перечисленных ниже утверждений, касающихся наследования, сцепленного с полом, правильны:

а) набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается, как ХУ;

б) У-хромосома содержит все гены, аллельные генам X -хромосомы;

в) признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности;

г) женщина - носительница гемофилии с вероятностью в 50 % передаст ген гемофилии своим детям;

д) сын носительницы имеет 100 % вероятность заболеть гемофилией;

е) хромосомы, одинаковые у самца и самки, называются аутосомами.

Задание 4. Заполните пробелы.

Совокупность генов организма - __________________________________.

Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК, -_____________.

Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, -__________ .

Пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки, -________________________ .

Скрещивание, проводящееся для определения генотипа организма, - ________________________.

Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий, -____________ .

Форма наследования признаков у гибридов первого поколения, когда в присутствии доминантного гена частично проявляется рецессивный признак, -___________________________.

В норме набор половых хромосом у мужчины - .

Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление, -_________________________.

10. Влияние одного гена на развитие многих признаков называется ____________________________ .

Задание 1. 1 - в, 2 - г, 3 - г, 4 - а, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 -г, 9-а,10-а, 11 -а, 12 - в, 13 -в, 14-6, 15 - в,

16-б, 17-б, 18-г, 19-а, 20-в, 21 -в, 22-б, 23 -в, 24-в, 25 -г.

Задание 2. 1 - авд, 2 - бвг, 3 - вгд, 4 - абе, 5 - авг, 6 - агд.

Задание 3.1- абгд, 2 - вге.

Задание;4. 1 - генотип, 2 - ген, 3 - моно гибридное, 4 - аллельные, 5 - анализирующее,

6 - доминантный, 7 - неполное доминирование, 8 - ХУ, 9 - гетерозиготы, 10 - плейотропия.

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сиденко Елена АнатольевнаНаписать 2913 09.12.2019

Номер материала: ДБ-847043

  • Биология
  • 9 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    08.12.2019 1156
    07.12.2019 62
    01.12.2019 108
    30.11.2019 134
    30.11.2019 100
    28.11.2019 166
    26.11.2019 59
    26.11.2019 111

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Вы уже знаете о том, что гены могут взаимодействовать друг с другом по типу полного и неполного доминирования. Однако, в генетике встречается масса других примеров взаимодействия генов. В этой статье мы затронем те, которые ранее не обсуждались.

Кодоминирование - взаимодействия аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии могут оказаться два доминантных гена одновременно, при этом каждый ген отвечает за свой признак.

Наиболее распространенным примером кодоминирования является наследование групп крови у человека.


Решим пару задач, которые укрепят понимание темы.

"Родители имеют II и III группы крови, гетерозиготны. Какие группы крови можно ожидать у их детей?"

Гетерозиготный генотип матери - I A i 0 и генотип отца - I B i 0 . Составим схему решения для такого случая.


Итак, в результате такого брака может получиться ребенок с любой группой крови, в чем мы убедились.

"Дигетерозиготная по B (III) группе и положительному резус-фактору вступила в брак с таким же мужчиной. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать у детей?"

Сходу понятно, что гетерозиготы по III (B) группе крови будут записаны I B i 0 . Резус-фактор для нас новое понятие - это белок, находящийся на поверхности эритроцита (тогда говорят, что резус-фактор положителен), или отсутствующий (тогда у человека резус-фактор считается отрицательным). Генотипы записываются так:

  • Резус-фактор положителен: Rh + Rh + , Rh + rh -
  • Резус-фактор отрицателен: rh - rh -

В данной задаче сказано, что "дигетерозиготна по . и положительному резус-фактору" - значит, резус фактор будет записывать в генотипе - Rh + rh - .


Обратите внимание, что ошибкой является записать рецессивный ген перед доминантным. За такое могут снять балл на экзамене: aA, bB, i 0 I A , rh - Rh + . Правильный вариант записи: Aa, Bb, I A i 0 , Rh + rh - .

Каждая особь образует 4 гаметы, поэтому потомков получается 16. Подсчитает расщепление по фенотипу:

  • 9 потомков : положительный резус-фактор, III (B) группа крови
  • 3 потомка : положительный резус-фактор, I (0) группа крови
  • 3 потомка : отрицательный резус-фактор, III (B) группа крови
  • 1 потомок : отрицательный резус-фактор, I (0) группа крови

Расщепление по фенотипу в данном случае получилось: 9:3:3:1. Здесь проявляется III закон Менделя - закон независимого наследования, так как гены, отвечающие за группу крови и резус-фактор, находятся в разных хромосомах.

Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором развитие признака определяется не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающихся в разных хромосомах.

Неаллельные гены - это гены, расположенные в разных локусах хромосом, которые отвечают за разные признаки. В генетике случается такое, что один неаллельный ген может влиять на другой (ген a подавляет действие гена B). В этом разделе статьи мы подробно разберемся с подобным взаимодействием и рассмотрим задачи, которые могут встретиться.

Таким образом, развитие признака определяется именно сочетанием генов друг с другом. Здесь логичнее подчеркнуть совместное действие генов, нежели чем сказать, что доминантный ген подавляет рецессивный - при комплементарности это не совсем так.


В каждой задаче свой случай комплементарного взаимодействия генов. Чтобы успешно их решать, надо помнить, что такое явление, как комплементарность, в принципе, возможно, и быть внимательным при написании генотипов особей и их гамет.

Наследование слуха у человека определяется двумя доминантными генами из разных аллельных пар, один из которых детерминирует развитие слухового нерва, а другой – улитки. Определить вероятность рождения глухих детей, если оба родителя глухие, но по разным генетическим причинам (у одного отсутствует слуховой нерв, у другого улитка). По генотипу оба родителя являются дигомозиготными.


Здесь проявляется I закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Возможен только один вариант генотипа ребенка от такого брака. У ребенка будет развит и слуховой нерв, и улитка - ребенок не будет глухим, в отличие от родителей.

Эпистаз (противоположное действие генов) - явление, при котором один ген аллельной пары (супрессор) в доминантном (доминантный эпистаз) или рецессивном (рецессивный эпистаз) состоянии может подавлять развитие признака, за развитие которого отвечает другая пара генов.

Широко известным примером рецессивного эпистаза является Бомбейский феномен, названный так в результате зафиксированного случая в индийском городе Бомбеи. Доктор Бхенде обнаружил, что у людей рецессивных по гену h (hh) на поверхности эритроцитов не синтезируются агглютиногены - в результате этого они могут быть универсальными донорами.

Говоря проще о Бомбейском феномене: у людей с генотипом hh всегда обнаруживается первая группа крови при любом генотипе - I A I A , I B I B , I A I B . Ген h подавляет гены I A и I B - на поверхности эритроцитов не образуются агглютиногены A и B.

"Редкий рецессивный ген (h) в гомозиготном состоянии обладает эпистатическим действием по отношению к генам I A , I B и изменяет их действие до I группы крови (бомбейский феномен). Определите возможные группы крови у детей, если у мужа II гомозиготная, у жены IV и оба родителя гетерозиготны по эпистатическому гену"


Вероятность рождения детей с i(0) группой крови в данном случае равна 2/8, или 1/4 (25%). Генотипами, у которых будет i(0) группа крови являются: I A I A hh и I A I B hh. Эпистатический рецессивный ген hh в гомозиготном состоянии всегда приводит к i(0) группе крови.

Полимерией называют зависимость определенного признака организма от нескольких пар аллельных генов, обладающих схожим действием. Такие гены называются полимерными. Часто выраженность признака зависит от соотношения доминантных и рецессивных аллелей - то есть чем больше доминантных генов, тем более выражен признак.


У человека полимерное действие генов заложено в наследовании количественных признаков (вес, рост, цвет кожи, давление).

"Цвет кожи у мулатов наследуется по типу полимерии. При этом данный признак контролируется 2 аутосомными несцепленными генами. Сын белой женщины и негра женился на белой женщине. Может ли этот ребенок быть темнее своего отца?"

В данном случае полимерия проявляется в том, что чем больше доминантных генов в генотипе (A и B), тем более темный цвет кожи имеет человек. Это правило мы и применим для решения.


В результате первого брака (вспоминаем закон единообразия Менделя) получается AaBb - средний мулат. По условиям задачи он берет в жены белую женщину aabb. Очевидно, что в этой семье ребенок не может быть темнее своего отца: дети могут быть средними мулатами (AaBb), как отец, светлыми мулатами (aaBb, Aabb), либо белыми, как мать (aabb).

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Статьи про здоровье и методы лечения болезней

  • 1 Справочник химика 21
  • 2 Химия и химическая технология
  • 3 Новообразование при взаимодействии генов
  • 4 § 31. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность
  • 5 Тест по Биологии
    • 5.1 Популярные статьи:

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Новообразование при взаимодействии генов

Задача 456. Окраска глаз у овечьей мухи определяется двумя аутосомными генами, наследующимися независимо друг от друга и взаимодействующими по типу новообразования. Рецессивный ген gp grape), находящийся в 4 хромосоме, приводит к развитию пурпурной окраски глаз. Другой рецессивный ген у yellow), расположенный в 6 хромосоме, определяет желтую окраску глаз. Одновременное присутствие обоих рецессивных генов (генотип gp/gp у/у) вызывает образование оранжевых глаз. Глаза нормальной (зеленой) окраски развиваются при наличии доминантных аллелей указанных генов, которые для удобства записи генотипов можно обозначить символами А и В, соответственно. Тогда особи А-В — будут иметь нормальные (зеленые) глаза, ааВ— пурпурные, А-ЬЬ — желтые и ааЬЬ — оранжевые. [c.174]

Рассмотрим ячейку 3. У гибридов второго поколения наблюдается расщепление — 9 темно-красноглазые 3 пурпурные 3 ярко-красные 1 оранжевые глаза. Гибриды Р имели темно-красные глаза. Такое расщепление указывает н различие линий 1 и 3 по двум несцеп-ленным между собой генам, которые взаимодействуют по типу новообразования. Характер расщепления показывает, что гибриды Ру являются дигетерозиготными. Можно теперь предположительно записать генотипы обеих линий ААВВ для линии 3 и ааЬЬ — для 1 линии с оранжевыми глазами. [c.149]

Большинство созреваюших в костном мозге В-клеток (более 75%) не попадает в кровоток, а подобно тимоцитам погибает в результате апоптоза и поглошения костномозговыми макрофагами. Предполагается, что при взаимодействии В-клеток с клетками стромы происходит своего рода положительная селекция, которая спасает от запрограммированной гибели небольшую часть В-клеток с продуктивной перестройкой генов иммуноглобулинов. Отрицательная селекция аутореактивных В-клеток может происходить в костном мозге или селезенке — органе, в который мигрирует большинство новообразованных В-клеток в период внутриутробного развития. [c.228]

§ 31. Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность

В примерах, которые мы до сих пор рассматривали, каждый ген определял только один признак и развитие каждого признака зависело только от одного гена. Однако, как правило, отношения между генами и признаками гораздо сложнее.

Множественное действие гена. Один и тот же ген может влиять на формирование ряда признаков организма. Например, ген, вызывающий образование бурой семенной кожуры у гороха, способствует развитию пигмента и в других частях растений. Растения с семенами, покрытыми бурой семенной кожурой, имеют цветки фиолетовой окраски, а растения с белой кожурой семян — белые цветки. Влияние одного гена на развитие многих признаков называют множественным действием гена. Такое множественное действие характерно для большинства генов.

Обычно судят о действии гена только по тем признакам, которые легко обнаруживаются. Например, у мухи дрозофилы глаза имеют красную окраску, развитие которой обусловлено присутствием гена W. При наличии аллелей W пигмент, влияющий на окраску глаз, отсутствует и они становятся белыми. Оказалось, что аллель W влияет также на осветление окраски тела и изменение формы некоторых внутренних органов мухи.

В некоторых случаях проявление множественного действия гена легко наблюдать. Например, у человека есть ген, определяющий рыжую окраску волос. Этот же ген обусловливает более светлую окраску кожи, а также появление веснушек. У растений гороха ген, отвечающий за красную окраску цветков, определяет и красноватый оттенок стеблей.

Отношение ген — признак. При скрещивании в результате взаимодействия двух различных генов в потомстве могут возникать новые признаки, отсутствовавшие у родительских организмов. Это явление называют новообразованием при скрещиваниях. Его очень часто наблюдают при разведении домашних животных и культурных растений.

Приведем пример. У душистого горошка — садового растения — есть много сортов, которые отличаются по окраске цветков, в частности сорта с белыми цветками. При некоторых комбинациях скрещивания двух белых сортов между собой полученные семена дают растения с фиолетовыми цветками. Биохимический анализ показал, что фиолетовая окраска цветков душистого горошка — результат реакции между двумя веществами, каждое из этих веществ образуется под действием определенного гена. Имеется два гена, каждый с двумя аллелями — С, с и Р, р. Окраска цветков образуется тогда, когда в генотипе растения присутствуют одновременно два доминантных гена С и Р. Скрещивание двух сортов душистого горошка с белыми цветками, когда гибриды первого поколения имеют фиолетовые цветки, записывают следующим образом:


Таким образом, мы видим, что в генотипе любого организма гены взаимодействуют между собой; на фенотипическое проявление признака влияет целый комплекс генов. Сочетания генов в организме обусловливают индивидуальные различия особей одного вида.

Внеядерная наследственность. Приведенные выше примеры ведущей роли ядра и хромосом в генетических процессах не следует рассматривать как свидетельство отсутствия какой-либо роли цитоплазмы в передаче свойств из поколения в поколение. Участие цитоплазмы в формировании некоторых признаков связано с работой внеядерных генов, расположенных в органоидах. Митохондрии и хлоропласты содержат ДНК, ее гены кодируют ряд признаков. О наличии внеядерных генов свидетельствуют данные о наследовании некоторых признаков у растений. К их числу относится пестролистность у ночной красавицы и львиного зева. Наследование этого признака не укладывается в рамки законов Менделя. Объясняется такое наследование тем, что пластиды бывают окрашенные и неокрашенные. Эти органоиды воспроизводятся в клетке независимо от деления ядра и случайно распределяются между дочерними клетками. Из клеток, содержащих смесь зеленых и неокрашенных пластид, при делении могут появляться клетки трех возможных типов: содержащие только неокрашенные, только окрашенные пластиды и содержащие смесь пластид. В результате возникают три варианта окраски растений: окрашенные, неокрашенные и мозаичные. Поскольку единственный способ проникновения пластид в зиготу связан с яйцеклеткой, а не со спермием (так как он не содержит пластид), наблюдается материнское наследование.

Известно множество фактов, доказывающих существование внеядерной наследственности не только у растений, но и у животных и микроорганизмов. Какое потомство будет получено в F2, если растение с фиолетовыми цветками (СсРр) будет размножаться самоопылением? Что такое новообразование? Приведите примеры. Чем отличается внеядерная наследственность от ядерной (менделевской) наследственности?

Тест по Биологии

А) 75%Б) 100% В) 25%Г) 0%

А) 0% в одном случае и 25% в другом Б) 50% во всех случаях

В) 25% во всех случаях Г) 75% во всех случаях

А) если один ген определяет развитие одного признака

Б) если один ген контролирует развитие нескольких признаков

В) при взаимодействии двух неаллельных генов.

А) гены, определяющие развитие разных признаков называются аллельными.

Б) совокупность генов организма составляют его фенотип.

В) примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание ААаа

Г) группы сцепления генов находятся в разных хромосомах

Д) условия внешней среды изменяют норму реакции организма

Е) новообразования возникают при взаимодействии разных генов.

А) 0% в одном случае и 25% в другом

В) при взаимодействии двух неаллельных генов.

А) гены, определяющие развитие разных признаков называются аллельными.

Б) совокупность генов организма составляют его фенотип.

Г) группы сцепления генов находятся в разных хромосомах

Читайте также: