Новообразования при кризисе старости

Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.

В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.

Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.

Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.

Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.

Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей. Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления. То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.

В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:

  1. Новорожденность. Считается наиболее тяжелым для организма кризисом, поскольку требует максимального уровня адаптации – от условий внутриутробного пребывания к специфике окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не вполне осознает, что именно произошло, такое состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем, что сам младенец не имеет никаких навыков и способностей к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Для успешного прохождения кризиса новорожденности и формирования чувства безопасности нужно вовремя ухаживать за ребенком, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания как маме, так и папе (родители носят ребенка на руках, от них исходит тепло, любовь и спокойствие). Результат благополучного преодоления кризиса новорожденности – адаптация к новым условиям жизни.

Система образования в нашей стране все еще построена на оценивании и сравнении, что в итоге может снижать самооценку и мотивацию ребенка. С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность озвучивать свои желания – на этом этапе приходится действительно учитывать сложившуюся ситуацию и мнение людей. Старые схемы взаимодействия с другими людьми (манипуляции, ласка, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.

Опасность данного кризиса заключается в том, что если ребенок плохо адаптируется в школе, т.е. не проходит этот кризис благополучно, у него могут появиться конфликты со сверстниками или развиться такие комплексы, как неуверенность в себе, нежелание учиться. В этом возрасте для ребенка важно, чтобы родители отнеслись серьезно к его будущей адаптации в школе. Можно предварительно водить его на курсы подготовки, чтобы он понимал, какими будут режим и задания, чем школа отличается от садика и т. д.

Новообразование, рождающееся в этом кризисе – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

  1. Подростковый. Имеет более размытые временные границы – от 11 до 15 лет, что обусловлено физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это самый настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами замечается не только на уровне понимания, но и чувств. Половое влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощным мотивом для изменений жизни. Оно меняет сферу интересов и смещает акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом стремление казаться взрослым часто конфликтует с отсутствием возможности вынести необходимый уровень ответственности и справиться со всеми задачами. В подростковом периоде сам человек не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется, и теперь нужно опять адаптироваться. Некоторые впадают от стресса в оцепенение, кто-то ажитируется и развивает бурную деятельность, возрастает количество конфликтов со старшими.

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.

Виды кризисов взрослого возраста:

  1. Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.

Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений. Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет. При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.

Особенности кризисов

Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.

Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям. Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли. Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.

Возрастной кризис во взрослом возрасте менее ярок и насыщен поведенческими аффективными проявлениями. Обычно наступает постепенно, но длится дольше, чем у детей (от 1 года до 3 лет).

Основой для наступления переходного момента обычно служит не столько физиология, сколько достижение определенной точки в своем развитии, после которой ситуация становится тупиковой. Это потребность в изменении взглядов, деятельности, сферы приложения усилий, а также нахождении новых смыслов. Если ее не удовлетворить, то наступает деградация.

Большинство людей самостоятельно преодолевают возрастные рубежи, но когда кризисное состояние затягивается, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

При детских и подростковых кризисах могут появиться такие проблемы, как невроз, истерики, попытки манипуляции, с которыми родителям сложно справиться, тогда стоит обратиться к детскому психологу. Специалист проводит занятия с ребенком, консультирует родителей по стилю воспитания, по взаимодействию с ребенком сейчас и в дальнейшем.

При кризисах зрелого возраста человек сам обращается к специалисту для решения психологических затруднений и экзистенциальных вопросов. Часто бывает так, что кризис становится причиной появления проблем в супружеских отношениях, выборе партнера, неудовлетворенности семейным положением и т.д. В таких случаях необходимо обращаться к семейному психологу.

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости


Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:

  1. Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.
  2. Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  3. Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  4. Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  5. Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.

Как пережить кризис

Старость – период структурирования и передачи жизненного опыта, поиска хобби и увлеченности внуками. Общение в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, круг общения сужается.

В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности. Признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам субъект. Физиологическое старение долго не признается, так как происходит постепенно и остается незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником, другом детства (эффект зеркала). Осознание этого нередко шокирует.

К психологическим задачам этого возраста относится:

  • адаптация к психологическим и физическим изменениям;
  • здравое восприятие старости (разрушение негативных стереотипов);
  • корректное распределение и заполнение времени, определение цели дальнейшей жизни;
  • адаптация к смене социальных ролей и статусов, поиск новых ролей;
  • противостояние эмоциональному истощению, поддержание эмоциональной гибкости, стремление к эмоциональному обогащению в других сферах;
  • поиск новых форм поведения, развитие психологической гибкости.

Важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность. Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.

Например, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.

Послесловие

Освобождение от работы дарит много свободного времени, но это не означает конец жизни. Нужно лишь найти то хобби и увлечение, которое будет теперь интересно. Появилось много времени для себя, заботы о себе. Да, здоровье ухудшается, тело стареет, но нужно принять это и рационально заботиться о своем здоровье. Чтобы проще это переживать, необходимо осознавать значимость своей жизни, чувствовать уважение и заинтересованность со стороны других людей.

Старческий кризис больше похож на внутриличностный, а не на возрастной кризис. Это период идентичности, экзистенциального кризиса. Принятие происходящих изменений (как и в подростковом возрасте) обуславливает легкость дальнейшей жизни и кризиса.


Возрастной личностный кризис является серьезной встряской для организма. Это переломный момент, который всегда вызывает улучшение или ухудшение. Достижение старости в большинстве случаев происходит одновременно с кризисом пожилого возраста и затруднениями в адаптации человека. Данный процесс заложен природой, и он положителен только при правильном осознании пожилыми людьми перехода от зрелости к старости.

Теория Эриксона

Психолог из США Э. Эриксон выделяет три варианта адаптации к преклонному возрасту:

  1. Счастливая старость — когда человек легко преодолевает кризис, обладая сильным духом и крепкой нервной системой. Такие люди гармонично развиты и спокойно принимают происходящее.
  2. Несчастливая старость. Чаще всего наблюдается у людей с хроническими патологиями. Такие пенсионеры отличаются ранимостью и обидчивостью, они не уверены в себе и пребывают в постоянной тревожности, считают утраченным смысл жизни.
  3. Психопатологическая старость. Переносится довольно тяжело. Наблюдается у людей, склонных к депрессии, ипохондрии, имеющих возрастные органические расстройства, страдающих от слабоумия и неврозов.

Когда и почему наступает возрастной кризис

Любой возрастной перелом указывает на невозможность следовать прежним путям: происходит изменение жизненных целей и приоритетов, мотивации. Под влиянием сторонних факторов человек претерпевает психические и физические перемены. Главной причиной личностного психологического кризиса пожилого возраста можно считать сильное изменение привычного жизненного уклада, а именно:

  • превращение из ценного и авторитетного специалиста в рядового члена общества с пониженным доходом;
  • смену социального статуса (после выхода на пенсию);
  • бездействие — вместо активной интеллектуальной работы и трудовой деятельности;
  • смену окружения — редкие встречи с коллегами, детьми, уход из жизни старых друзей;
  • обострение старых заболеваний, появление новых.

Данный переломный период не следует судить лишь с физиологической стороны — по упадку сил, ухудшению здоровья и т.п. Он также подразумевает изменения психологического характера. Переосмысливая ушедшие годы и понимая невозможность что-то исправить, люди преклонных лет страдают от одиночества, кажущейся им ненужности и негативных эмоций. Именно это специалисты называют кризисом пожилого возраста. Человек начинает испытывать особенно острую потребность в коммуникации, раздаче советов окружающим. В процессе развития кризиса он становится нетерпимым, назойливым, излишне эмоциональным и обидчивым. Некоторых людей охватывает отчаяние при мысли о невозможности повернуть жизнь вспять, страх от малого количества оставшихся лет.

Основные проявления

У человека преклонного возраста замедляются такие психические процессы как:

  • скорость реакции;
  • память (при этом, многие пенсионеры отчетливо видят далекое прошлое и теряются лишь в текущих событиях);
  • внимательность;
  • интеллект (если отсутствует его постоянное развитие).

Разница между личностным кризом пожилых лет у мужчин и женщин

Переломный психологический период у представителей различного пола имеет свои особенности, вплоть до несовпадения рамок старения. Главные проблемы связаны с одиночеством. Адаптации женщин способствует посвящение себя детям и внукам, мужчины же начинают мучить себя философскими изысканиями: зачем мне была подарена жизнь, все ли я успел и т.п. В результате кризис у последних проходит с большими сложностями.

В общем случае с преклонных лет каждый человек проходит три подкризисных периода:

  • переоценку, переосмысливание своей личности;
  • осознание старения организма, ухудшения здоровья;
  • анализ ситуации, спокойное принятие мыслей о неминуемой смерти — указывает на ослабевание кризиса.

Как справиться с кризисом преклонного возраста — основные принципы


Кризис пожилых лет в нашей стране — актуальная проблема. Это связано с тем, что пожилые люди редко обращаются со своими проблемами к соответствующим специалистам для быстрейшего и эффективного преодоления упадка. Также, мало кто понимает серьезность проблемы кризиса. С течением жизни одни трудности сменяют другие, и здесь важно научиться приспосабливаться и перестраиваться.

Чтобы преодолеть кризис, по мнению профессиональных психологов, достаточно соблюдать следующие основные принципы:

  • поддерживать регулярное общение с друзьями, соседями, родными;
  • не замыкаться в себе, советоваться с другими людьми, обсуждать возникающие проблемы;
  • не поддаваться унылому настроению, найти любимое дело, приносящее радость и удовлетворение;
  • принимать помощь с благодарностью, заботиться о близких людям.

Чтение и спорт как эффективное лекарство кризиса

Для безболезненного прохождения переломного периода психологи рекомендуют пенсионерам организовать качественный досуг с обязательной регулярной физической активностью. Посредством смены занятий пожилые люди смогут качественно отдохнуть от ушедшей в прошлое профессиональной деятельности. Это может быть как техническое или прикладное творчество, так и коллективное чтение, просмотр театральных постановок, телеконцертов, передач.

В свою очередь, спорт не только поддерживает двигательный режим (отдых на природе, занятия в спортклубе, прогулки и др.) пожилого человека, но и восстанавливает его душевное равновесие, уменьшает возможные или имеющиеся осложнения здоровья, связанные с недостатком физической активности. В совокупности это помогает отвлечься от волнений и тревог, поднимает настроение, улучшает тонус организма.

Требуется круглосуточный квалифицированный уход?
Оставьте заявку на подбор пансионата.

Старость - особый этап в жизни человека. Новообразованием возраста является мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Но само старение не обязательно означает возникновение мудрости.


Старость и кризисы

  • Суть и симптомы кризиса
  • Особенности периода старости
  • Типы личности в старости
  • Как пережить кризис
  • Послесловие

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.


При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.


Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.


  • Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.

  • Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  • Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  • Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  • Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.опубликовано econet.ru.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Развитие психики происходит не только в связи с возрастными изменениями человека и даже не только человека. Выделяют биологическое развитие психики (доисторическое), историческое развитие психики (образа мыслей, особенностей чувств, поведения народов на разных ступенях цивилизации).

Можно различать возрастное и функциональное развитие психики (функциональным можно считать то, которое происходит в рамках определенного возраста и выражается, например, в совершенствовании психической регуляции в связи с обучением).

Кризисом (противоречием) развития будем называть столкновения внешних и внутренних условий развития, сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями, нарушениями его (развития) непрерывности и переходом психического склада человека к новой качественной определенности.

Кризисы являются зонами разграничения этапов, фаз, периодов развития. Принятые в отечественной психологии периоды онтогенетического развития психики перечислены в §2.1.

Младшему школьнику приходится затрачивать много усилий, чтобы научить себя учиться, освоить деятельность учения. Вспоминать надо не то, что само приходит в голову, а то, о чем спрашивают; замечать надо то, что нужно, думать о заданном. Все это очень непросто. Основные психологические приращения младшего школьника – это возрастание произвольной регуляции своей активности и осознание своих собственных изменений (как субъекта), происшедших в учебной деятельности (новые знания, умения, новое свое положение среди взрослых и сверстников).

По мере старения человека его место и роли среди людей меняются (дети повзрослели; на работе появились более молодые и дееспособные люди); соответственно надо менять свои

Проделайте с собой небольшой опыт (сокращенно по Е.И. Головахе и А.А. Кронику, 1984). Имея в виду свою

жизнь в целом, напишите перечень из 10–15 ее основных событий. Событием считайте все, что вам заблагорассудится, т. е. не долго думая. Обработайте данные.

• Пронумеруйте события составленного списка.

• Выделите (как-то обозначьте) события а) прошлого, б) настоящего и в) будущего (если вы подумали только о прошлом, то составьте заново список).

• Выделите (лучше сделать это в виде специальной выписки) пары событий, находящиеся в следующих отношениях:

Есть люди, которым трудно бывает самим совладать с ситуациями неотвратимых жизненных трудностей. Им нужно помогать.

Вопросы и темы для размышления

1. Не лучше ли поменьше копаться в душе?

2. Для чего мне знать о кризисах развития?

3. Есть ли вокруг меня люди, находящиеся в состоянии кризиса психического развития?

Тема 1. Выдающиеся личности в моей профессии. Тема 2. Мои идеалы жизни и деятельности Тема 3. Мои жизненные принципы (убеждения). Тема 4. Мои достижения в деятельности. Тема 5. Удивительные люди рядом со мной.

1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды. – М., 1980. T.I.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1994.

4. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотива-ционной сферы подростков-правонарушителей// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М, 1972.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

6. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.

7. Залесский Т.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.

8. Залесский Т.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентации личности. – М., 1996.

9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

10. Корсунцев И.Г. Философия развития. – М., 1995

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1981

12. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994.

13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л, 1960.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,1995.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

IV Психология и профессия

Часто, наслаждаясь произведением., мы презираем, исполнителя его, так, например, благовонные мази и пурпурные одежды мы любим., а красильщиков и пар-срюмерных. мастеров считаем, неблагородными..

«Ъоги трудового народа – не что иное, как идеальные работники, мастера своего дела. Вулкан и JIlop – кузнецы, У&ба, С^Эрейя – отличные стряпухи, Т)иана – удачливая охотница, Т^еинемейнен. - музыкант.

Одно из самых, удивительных заблуждений - заблуждение о том. что счастье человека в том., чтобы ничего не делать.

Каждая специальность, если только она оплодотворена любовью и знанием дела, таит в себе поистине неисчерпаемые возможности для творчества

Психология и труд

Люди создают не только материальные продукты, но и состояния внутреннего мира других, людей, упорядоченность общественных, процессов, услуги, информацию, художественные образы – все это области труда в широком, смысле слова психологические признаки труда: предвосхищение ценного результата., сознание обязательности его достижения, владение внешними и внутренними средствами деятельности, ориентировка в системе межлюдских отношений, связанных с производством ценностей.

Читайте также: