Новообразование интеллектуальной сферы подростка является какое мышление

38)В понятие готовность к обучению в средней школе входят следующие составляющие:

•Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

•Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).

•Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большое достоинство подростка — его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — главная задача педагога. Подросток может сам проявлять свою инициативу. Качественное своеобразие познавательной деятельности подростков и старшеклассников заключается в следующем. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Они всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач для ума. Дать старшекласснику такие задачи — вот вопрос, который должен волновать учителя.

39)Физ.развитие.Созревание организма - процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача.

В 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный "скачок роста", т.е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков - от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 - 13 лет, у мальчиков - в 14 - 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции. У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 - 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности. Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. У подростков быстро растет сердце. На активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью. Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте15. Современные московские мальчики 14 лет "подросли" по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т.е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранним возраст и половое созревание.

Личностное развитиестарших подростков и старшеклассников в условиях совместной поисковой деятельности детерминировано уровнем социально-психологической зрелости группы. Ассертивность – качество личности, черта характера, которая проявляется в самоутверждении личности; сознательном принятии требований других без страха, неуверенности, напряжения, иронии и т.д. Ассертивный человек не действует во вред другим, уважает чужие права, при этом с уважением относится и к себе самому. Он может убедить других оказать ему помощь или относится к нему любезно, договориться и найти компромиссное решение проблемы. Для него характерны позитивное отношение к людям и адекватная самооценка.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

42)индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года.

Периодизации развития взрослого человека.В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

Перед этим периодом жизни (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет) гражданам Российской Федерации в соответствии с современной Конституцией положено уходить на пенсию. Но имеется также очень много работающих пенсионеров. Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:

Преклонный (пожилой) возраст — 61—71 для мужчин, 56—74 для женщин.

Старческий возраст — 71—90 для мужчин, 74—90 для женщин.

Возраст долгожительства — более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью.

43)Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А. В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Высшая же степень преобладания воли есть преобладание ее над разумом. Когда воля преобладает над разумом, то ни тело, ни чувства не существуют более самостоятельно, а существует одна воля разумная. Эта степень преобладания есть высшая степень развития духа человека; в этом положении дух совершенно отделяется от тела, он более не связан им.Для того, чтобы развить волю вообще и дойти до высшей ступени ее развития, надо необходимо пройти и низшие ступени. Сообразно с этим делением воли, я и правила нравственные, имеющие предметом развить волю, делю на три отдела: на

1) правила для развития воли телесной,

2) правила для развития воли чувственной,

3) правила для развития воли разумной.

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций - памяти, мышления и внимания, которое снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются. Генеративность определяет способность человека оглянуться вокруг, интересоваться другими людьми, быть продуктивным, что, в свою очередь, делает его счастливым. В этом возрасте, считает Э.Эриксон, человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Важнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни - это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. При этом важна общественная ценность продуктов и влияний, представленная для личности как ценность моей жизни. В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей открывается истинный уровень ее жизни, внутриличностные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в деятельности, поведении, общении на новом уровне, в новых формах отношений к жизни и т.д

44)Женщины и мужчины после 55 - 60 лет начинают остро чувствовать, что они уже никому не нужны, что их списали со "всеобщего" конвейера, о них забыли. Эти люди теряют смысл существования, им незачем больше жить, они впадают в депрессию и становятся похожими на тени из прошлой жизни.

Социологические исследования (М. Аргайл) показывают, что люди старшего возраста (более 65 лет) менее счастливы и оптимистичны, не придают большого значения проблемам, связанным с работой, деньгами или социальными контактами, зато они более чувствительны к своему состоянию здоровья. Люди старшего возраста ощущают в себе большую способность преодолевать трудности, нежели молодые люди, обладают более высоким чувством перспективы и имеют больший иммунитет к проблемам в целом. Многие пожилые люди сейчас стали активно заниматься спортом.

Помимо прогрессирующего ослабления физических сил и здоровья, старческий возраст характеризуется и собственно психологическими изменениями: отмечается тенденция к интеллектуальному и эмоциональному "уходу" из сферы общественной жизни в переживания внутреннего мира, осмысление и оценка прожитой жизни, сокращение или потеря психологического будущего. При этом в большей или меньшей степени может утрачиваться гибкость во взаимоотношениях с окружающими и нарастать ригидность взглядов, а некоторому обеднению эмоциональной сферы может сопутствовать усиление депрессивных тенденций, обидчивости и ранимости в общении. Способность выполнять посильную работу и достаточная занятость, дающие пожилому человеку возможность чувствовать себя полезным для окружающих, составляют основные условия психологического благополучия в поздние периоды жизни. Установлено также, что происходящее в силу объективных причин сужение социальных контактов у лиц пожилого возраста не означает утраты ими потребности в тесных эмоциональных связях, а бытующие в житейском сознании представления об "эмоциональном уходе" как общей особенности всех престарелых людей безосновательны.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав


Рубрика: Психология

Дата публикации: 31.05.2018 2018-05-31

Статья просмотрена: 8716 раз

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и старших подростков, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Изучение психологии мышления и его развития является актуальным и сегодня, поскольку появляются как новые взгляды на когнитивное развитие, так и новые подходы к его изучению. Одним из которых является информационно — ориентированный подход в изучении когнитивных способностей, при котором акцент сделан на исследовании восприятия, внимания, а также воспроизведения и оперирования информацией. Сегодня, чтобы реализовать себя в качестве полноценной личности современного общества, необходимо с раннего детства развивать навыки логического, критического и творческого мышления для адекватного восприятия информации из окружающего мира и её рефлексии.

А подростковый возраст — это как раз период наиболее существенных изменений: и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее эффективных условий реализации интеллектуального потенциала школьника-подростка.

В подростковом возрасте условно выделяют две возрастные группы: младшие подростки (11–12 лет) и старшие (12–15). За этот маленький промежуток времени мышление претерпевает значительные изменения: происходит переход от конкретного к формальному или теоретическому мышлению. Причём этот переход происходит не сразу, а постепенно: младшие подростки уже способны к логическим рассуждениям, но приоритетным формальное мышление становится только у старших подростков.

На стадии формальных операций по концепции Ж. Пиаже старшие подростки в процессе обучения осваивают на логическом уровне все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию, систематизацию, которые постепенно превращаются в единую целостную структуру [2]. Также на протяжении подросткового периода улучшаются три мыслительных процесса более высокого уровня: умозаключение, размышление и рассуждение [3]. Они уже могут пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов. В отличие от подростков, находящихся на более ранней стадии развития, у них появляется способность к интроспективному мышлению (мысли о мыслях); абстрактному мышлению (выход за границы реального к возможному); логическому мышлению (способность учитывать все значимые факты и мысли и делать из них верные выводы) и гипотетическому мышлению (формулирование гипотезы и ее доказательство с учетом многих переменных).

Важной характеристикой подросткового мышления является его гибкость. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный Ж. Пиаже с целью изучения процесса решения подростками сложных мыслительных задач. Детям было представлено пять сосудов с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая дает желтую окраску. Если дети младшего возраста смешивали жидкости в случайном порядке, то подростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать все возможные варианты смешения жидкостей. После чего выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получили результат, который был заранее логически обоснован [2].

То есть подростки мыслят и решают проблемы разносторонне, обосновывают различные интерпретации наблюдаемых результатов. Поскольку они способны предвидеть различные возможные варианты еще до наступления реального события, их редко удивляют необычные результаты.

Еще одним важным отличием формально-операционального мышления подростков является то, что они могут ориентироваться на абстракции, а не на непосредственные впечатления. Благодаря этому подростки начинают проявлять интерес к разнообразным абстрактно-философским проблемам, в том числе к религиозным, экономическим, политическим, этическим. Они рассуждают об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Таким образом, происходит становление мировоззрения юной личности, и этот процесс непосредственно связан с интеллектуальным развитием [3].

В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить особенности развития мышления в подростковом возрасте и показать, что мышление в этот период развивается постепенно: от конкретных операций к формальным.

В исследовании принимали участие 17 учащихся 7А класса в возрасте 11 лет и 13 учащихся 9К класса в возрасте 15 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.

В первом задании даны три слова, два из которых связаны между собой, а к третьему нужно подобрать четвёртое с аналогичной связью. Например:

Глагол: спрягать = существительное:?

а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

Во втором — даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Например:

а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.

По результатам вышеперечисленных данных в обоих классах учащихся делят на группы по успешности выполнения всех заданий: наиболее успешные, близкие к успешным, средние, малоуспешные и наименее успешные. Для каждой группы высчитывается средний балл выполнения заданий, который показывает их близость к социально-психологическому нормативу, который берётся за 100 %. Результаты тестирования демонстрируют, что приближенность к социально-психологическому нормативу у девятиклассников выше, чем у семиклассников. Если разница между наиболее и наименее успешными учащимися 9 класса составляет 27 % (80 % и 53 %), то между учащимися 7 класса — 43 % (68 % и 25 %). Этот показатель можно объяснить тем, что в старшем подростковом возрасте повышается контроль исполнения поставленных задач, усиливается и мотивационный компонент обучения, которые в целом отвечают за улучшение когнитивных способностей.

Также в ходе выполнения заданий мы отметили, что учащиеся 9 класса меньше отвлекались на внешние раздражители, они были полностью поглощены решением поставленных задач и даже после их выполнения не потеряли интерес к данной теме, задавали вопросы, высказывали предположения о правильности сделанного выбора, аргументируя его. В отличие от младших подростков, которые, наоборот, всячески отвлекались и стремились быстрее закончить тест.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Старшие подростки в отличие от младших уже владеют навыками формально-операционального или теоретического мышления, характеризующегося умением пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов.
  2. Младшие подростки на стадии конкретных операций уже могут проявлять способности к логическим рассуждениям. Они легко устанавливают такие логические связи, как: рядоположенность, функциональные связи, противоположность.
  3. Старшие подростки владеют большим количеством информации и объемом знаний, поэтому у них более высокий уровень усвоения школьных предметов, чем у младших подростков.
  4. У старших подростков лучше развита способность как сосредоточивать внимание, так и игнорировать то, что отвлекает внимание. Этот навык необходим для успешной учебной деятельности.
  5. Старшие подростки показывают более высокие результаты умственного развития, так как у них уже достаточно развит контроль исполнения: вместо спонтанного ответа они активно руководят своими мыслительными процессами.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретиче­ское рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школь­ном возрасте операции становятся формально-логическими опера­циями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате­риала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих по­сылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипоте-тико-дедуктивно.

Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, об­общение и другие. При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при пере­ходе из VIII в IX класс. Устойчиво проявляется рефлексивный ха­рактер мышления: дети анализируют операции, которые они про­изводят, способы решения задач.

В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс решения подростками сложных познавательных задач. В одном из экспери­ментов дети получали 5 сосудов с бесцветными жидкостями, им следовало найти такую комбинацию жидкостей, которая дает жел­тую окраску. Подростки не действовали методом проб и ошибок,

как младшие школьники, смешивавшие растворы в случайном по­рядке. Они рассчитывали возможные комбинации смешения жид­костей, выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомер­но их проверяли. Проведя практическую проверку своих предпо­ложений, они получали результат, который был заранее логически обоснован.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позво­ляют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня раз­вития интеллекта был бы невозможен характерный для этого воз­раста интерес к абстрактным философским, религиозным, поли­тическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают но­вый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психи­ческих функций, как восприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках гео­метрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объ­ема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе пони­мания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизво­дят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемо­нические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие во­ображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, се­рьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Вооб­ражение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображе­ние взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая ли­ния развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют воз­можности своего творческого воображения, получая удовлетворе­ние от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни же­лания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, ко­торому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую краса­вицу на балу и в нее сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса. Вообще фантазирует не счастливый, а неудо­влетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подрос­ток никого не допускает, он может поделиться этой интимной ин­формацией только с близким другом.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и при­носит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. От­стаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей дея­тельностью в этот период становится интимно-личностное обще­ние. Появляются подростковая дружба и объединение в нефор­мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

В подростковом возрасте начинается процесс активного удаления малоиспользуемых нейронных связей. Остаются лишь наиболее используемые пути прохождения нервных импульсов. В результате, мозг ребенка становится более специализированным и эффективным для определенных задач, а неиспользуемые способности постепенно угасают. Визуально изменение структуры мозга выглядит следующим образом:


Структура мозга Новорожденного, Ребенка 6 лет и Ребенка 14 лет

К 13 годам быстро развиваются теменные доли, которые обозначены на рисунке синим цветом, поэтому интеллект и аналитические способности ребенка сильно возрастают. Также активно развивается префронтальная кора (выделена белым овалом). Но пока она не развилась, у ребенка не хватает способности адекватно оценивать риск и возможности, строить долговременные планы, контролировать себя и свои эмоции.


Зрелость отделов мозга в 13 лет

К 17 годам префронтальная кора мозга уже хорошо сформирована, что дает ребенку возможность иметь дело с гораздо более сложными вещами и науками чем раньше. Она отвечает за: принятие, контроль, регуляцию решений и действий, произвольность внимания, планирование, прогнозирование и критическое мышление. Улучшает способность формулировать цели и вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать. Позволяет контролировать импульсивность, повышает эмоциональную саморегуляцию и эмоциональную зрелость. Это именно та область мозга, которая отличает нас от других видов животных и сильно влияет на успешность учебы и работы в будущем. Ее развитие продолжается (с убывающим темпом) вплоть до 25 лет. Важно постоянно задействовать эту область мозга, задачами, которые она выполняет, т.к. ее развитие оказывает критическое влияние на успешность в современном мире.

Когнитивное развитие

Обучение оказывает развивающий эффект на все когнитивные функции ребенка, они становятся более организованными и управляемыми. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности и на развитие личности в целом.

Начинает развиваться мышление на уровне формальных операций. Конкретные предметы и события больше не являются обязательными для мышления. Теперь подростки способны:

  • Решать абстрактные задачи;
  • Рассуждать в чисто словесном плане;
  • Делать умозаключения по поводу гипотетической ситуации без связи с реальностью или собственным убеждением;
  • Делать логические выводы из своих рассуждений;
  • Строить прогнозы и планы.

Отличительной особенностью мышления подростков, является их способность размышлять о теоретических возможностях; способность отрешиться от конкретной реальности и непосредственных впечатлений. Это помогает проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и думать о том, что могло бы произойти. Все это приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать.

Сближение воображения с мышлением дает импульс к творчеству, подростки начинают писать стихи, рассказы, увлекаться музыкой, конструированием, программированием и т. п. Далеко не все подростки стремятся к достижению творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, реализуя неудовлетворенные в реальной жизни желания в мире фантазий. Например, замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и т.д. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Качественно улучшается внимание: увеличивается объем, устойчивость, возможность распределения и переключения, повышается произвольность и контролируемость.

Память. Запоминание и воспроизведение приобретает все больше смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность запоминания. Значительно улучшаются стратегии запоминания — намеренные умственные действия, которые человек предпринимает, чтобы повысить эффективность сохранения информации в памяти. Основные стратегии: повторение, организация и обработка — установление связи или общего смысла между несколькими частями информации. Обработка материала становится более эффективной и целенаправленной.


Представленная выше модель когнитивного развития, которую при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Часто преобладают способы механического запоминания — зубрежки. Такой способ не позволяет овладеть в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями: вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза. Овладение же формальными операциями мышления может затянуться до возраста 20 лет, а при особо неблагоприятных условиях, мышление данного типа может никогда не сформироваться. При этом у некоторой части школьников индивидуальные результаты могут быть весьма впечатляющими. Решающее значение для развития мышления и памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности, содержание учебных программ, система подачи учебного материала.

Познавательная потребность в подростковый период резко возрастает и отличается широким разбросом. Интересы часто находятся вне школы, имея поверхностный и неустойчивый характер. Преобладают занимательные (развлекательные) и пассивные формы ее удовлетворения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья и одноклассники.

Учебная деятельность и мотивация

Подростковый период начинается со средний школы, а затем переходит в старшую. В это время начинается предметное обучение, появляются учителя с разными стилями преподавания, контроля и оценивания (кто-то дает детям больше свободы и возможность проявлять себя на уроках, а кто-то требует дисциплины и механического воспроизведения). Увеличивается объем учебного материала, появляются более высокие требования к его осмысливанию и усвоению. Многие подростки демонстрируют снижение мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к общению со сверстниками и к окружающему миру, лежащему за пределами школы и который становится все более доступным.

Для подростка очень важно осознать и осмыслить жизненное значение знаний, прежде всего для самого себя и своего будущего. Если же подросток не видит ценности в знаниях, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к некоторым предметам или учебе в целом.

Не желая и/или не умея учиться, не понимая необходимости этого, подросток испытывает отрицательные чувства к учебе, не получает от нее удовольствия, домашние задания вызывают стресс и апатию. Все это связано с отсутствием адекватной мотивации учения. Подросток переходит от мотива обрести и усвоить знание, к мотиву формально завершить учебу и получить аттестат, переключая свои интересы на мир, лежащий вне учебы.

Однако именно этот период является наиболее благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когда учение приобретает личностный смысл, может стать деятельностью по саморазвитию. Подросток должен видеть потребность в учебе, она должна давать путь к будущему и сулить успех. Также важно включать учебу в ведущие мотивы этого возраста — общение и построение себя.

Огромное влияние на подростков могут оказать учителя. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаимопонимании, если их общение глубокое и разностороннее, то учитель становится для ученика одним из уважаемых людей, он служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование самосознания, целей и устремлений ребенка.

Читайте также: