Мотивация как новообразование у школьников

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

студентка 4 курса ФППО,

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),

профили: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык

(научный руководитель – канд. ф. н., доцент Н.А. Лукьянова)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования мотивации в учебной деятельности, которая на сегодняшний день остается дискуссионной. Рассмотрены различные определения понятия учебной мотивации, а также условия, стимулирующие повышение уровня мотивации обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, мотивация в учебной деятельности, условия повышения уровня мотивации.

В современных условиях деятельности школьника значительно возрастает роль его способности самостоятельно принимать решения и организовывать усилия по их реализации. Повышение активности школьников в образовательной деятельности является педагогической проблемой, которая может быть решена путем повышения учебной мотивации.

Актуальность проводимого исследования определяется обновлением содержания обучения, новый стандарт устанавливает новые требования к образовательным результатам обучающихся, выдвигает требования к формированию у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С появлением новых требований к образованию возникла потребность в повышении мотивации учебной деятельности. Сегодня обществу нужны люди, отличающиеся мобильностью, способные самостоятельно принимать решения, обучаться самостоятельно. Мотивация способствует формированию таких качеств личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения концепций формирования мотивации в учебной деятельности школьников ( И.П. Подласый, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Е.П. Ильин, Н.А. Березовин, Г.И. Щукина, Н.В. Афанасьева, Т.А. Саблина, Л.П. Кичатинов, В.И. Махновская, О.А Чувакова, В.С. Юркевич, М.А. Данилов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения различных теорий развития мотивации (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, У. Джеймс, Дж. Роттер, Г. Келли, Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. Маккеланд), концепции, раскрывающие основные условия оптимизации деятельности обучающихся на уроке ( А.П. Панфилова); исследования факторов формирования и развития мотивации (К. Левин, В.Г. Асеев, Л.И. Бoжoвич, И.В. Имeдaдзе, А.Н. Леонтьев, А.А. Файзуллаев) и методы реализации педагогического процесса (В.С. Селиванов).

Анализируя работы отечественных и зарубежных ученых в исследуемом направлении (В.Д. Шадриков, В.И. Махновская, В.С. Юркевич, П. Гольбах, Дж. Роттер, Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, К. Левин, Г. Олпорт, В.Г. Асеев, А.А. Файзуллаев), можно сделать вывод о том, что проблема выявления педагогических условий формирования мотивации в учебной деятельности на сегодняшний день является дискуссионной. Мы можем утверждать о том, что, несмотря на многочисленные исследования, остается не вполне ясным какие педагогические условия могут обеспечить формирование мотивации в учебной деятельности.

Целью исследования является выявление условий формирования мотивации у школьников. В исследовании были поставлены следующие задачи:

проанализировать современные подходы к определению понятия мотивации в учебной деятельности в научной литературе;

охарактеризовать факторы, влияющие на формирование мотивации в учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения. Она системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью [2]. Мотивация учения формируется под воздействием всей системы педагогического воздействия, но первоначально она формируется в процессе непосредственной учебной деятельности. Воспитание положительной мотивации зависит от содержания обучения, организации учебного процесса, личности преподавателя, которые могут влиять на формирование положительной мотивации, как отдельно, так и в совокупности.

С позиции психологии и педагогики можно выделить ряд основных подходов к определению понятия мотивации: бихевиористский, гуманистический, когнитивный, социально-когнитивный и деятельностный, в рамках которых разработаны модели учебной мотивации. Каждый подход рассматривает определения понятие мотивации в целом и понятие учебной мотивации с различных аспектов.

Гуманистический подход подчеркивает важность внутренней мотивации личности, ее свободы, выбора, самоопределения, стремление к личностному росту, самоактуализации. Центральную роль в мотивации поведения человека играет потребность в самоактуализации [5]. С такой позиции рассматривается и определение понятия учебной мотивации, уровень которой зависит от внутренней мотивации школьников к обучению. На наш взгляд, элементы данного подхода также присутствуют в формировании мотивации в учебной деятельности. Очень часто мотивация на этой основе возникает у обучающихся к тем предметам, которые необходимы им для поступления в высшие учебные заведения. Здесь учениками управляет мотив самоактуализации и самореализации себя в будущем. Также одним из мотивов здесь может выступать потребность в саморазвитии, желание узнать что-то новое, научиться чему-то.

Согласно теории мотивации достижения Дж. Аткинсона, обучающийся по-настоящему включается только в такую учебную деятельность, которую он оценивает как с большой вероятностью успешную (ожидание успеха) и имеющую значимую цель (ценность успеха). X. Хекхаузен описывает ряд признаков, которыми обладает деятельность при мотивации достижения: оставляет после себя результат; результат должен быть оценен; требования по оценке должны быть оптимальными; для оценки необходима сравнительная шкала и обязательный нормативный уровень; человек должен хотеть достичь результата [цит. по 3]. Имея способности к изучению предмета, обучающийся начинает увлекаться им. Он видит свои успехи и эти успехи формируют мотивацию ещё больше. Но всё же, данная теория не применима ко всем школьным предметам, ведь ученик может не иметь способностей к определенному предмету или они могут быть не раскрыты. В таком случае, мотивация не будет формироваться.

Социально-когнитивный подход рассматривает поведение как результат постоянного взаимодействия между личностью и внешней средой. Внешней средой здесь могут выступать отношения со сверстниками (желание отличиться, иметь больше знаний по предмету), методы учителя в формировании мотивации и другое [2]. На наш взгляд, положения данной теории можно увидеть в поведении школьников, особенно среднего звена и старшеклассников. Подростки часто сравнивают себя с другими, старшеклассники же ставят себе цели: хорошо сдать экзамены, поступить в университет, получить аттестат с отличием. Здесь у них одновременно формируется и самоуважение, и мотивация к обучению. Хотя и среди учеников младшего звена есть те, у кого мотивация к обучению формируется вследствие имеющихся потребностей к самоуважению.

Деятельностный подход реализуется в исследовании учебных мотивов как структурного элемента учебной деятельности. Существуют различные мнения определения понятия мотивации в данном подходе. В исследованиях Л.И. Божович были выделены две категории учебных мотивов:

1) мотивы общения детей с другими людьми, одобрения;

2) познавательные интересы детей, потребность в знаниях. Л.И. Божович указала на побудительную силу познавательного интереса – это потребность в знаниях, выражающаяся в переживании удовольствия от познания [1].

А.К. Маркова выделяет следующие уровни мотивов:

познавательные мотивы делятся на широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям), учебно-познавательные мотивы (интерес к приобретению способов добывания знаний, приемов самостоятельной работы) и мотивы самообразования (приобретение дополнительных знаний, и самосовершенствование);

социальные мотивы включают в себя широкие социальные мотивы (долг, ответственность, социальная значимость учения), узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию среди сверстников, получить одобрение) и мотивы социального сотрудничества (взаимодействие с другими людьми) [6].

Проанализировав современные подходы к определению понятия мотивации в учебной деятельности в научной литературе, можно сделать вывод о том, что существуют различные теории к определению этого понятия. На наш взгляд, можно говорить о том, что все определения имеют общие черты и встречаются в школьной жизни. Каждая концепция определения понятия мотивации в учебной деятельности может быть объяснена и доказана, если рассмотреть и проанализировать учебную мотивацию сегодняшних школьников.

Рассмотрев все представленные выше мнения и подходы, можно дать общее определение понятия мотивации в учебной деятельности. По нашему мнению, мотивация в учебной деятельности – это система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности ученика, сознательно определяющих линию ее поведения и включающих в себя познавательные потребности, цели, эмоциональное отношение, интересы.

На формирование устойчивой положительной мотивации в учебной деятельности оказывают влияние различные факторы. Основными факторами являются:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности учителя [6].

По нашему мнению, отдельно взятые факторы не смогут полностью стимулировать формирование мотивации к обучению, только используя их в совокупности, можно добиться желаемых образовательных результатов. Поэтому мы пришли к выводу, что педагогу необходимо учитывать все факторы, стимулирующие развитие учебной мотивации.

В процессе исследования были рассмотрены теоретические обоснования для дальнейшего изучения проблемы мотивации в учебной деятельности, которые станут основой при разработке методических рекомендаций по формированию учебной мотивации для педагогов.

В результате исследования была решена цель данной работы: выявлены условия формирования мотивации у школьников. Данными условиями, по нашему мнению, являются факторы, стимулирующие развитие учебной мотивации; а также методы, приемы и средства, которые педагог может использовать на уроке и которые также способствуют повышению уровня мотивации в учебной деятельности.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что учебная мотивация является одним из главных условий формирования познавательного интереса учеников к предмету, для становления положительной устойчивой мотивации педагогу следует учитывать факторы, стимулирующие развитие данного вида мотивации. Также учителю необходимо применять на своих уроках методы, приемы, средства, повышающие уровень учебной мотивации обучающихся. Для повышения уровня учебной мотивации школьников педагог должен учитывать все педагогические условия в определенной системе, комплексе.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 624 c.

Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 47 – 102.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учебное пособие / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 512 с.

Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 13 – 46.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с.

Любая деятельность определяется мотивацией. В методическом материале исследуются причины, от которых зависит общий уровень мотивации. Ведь именно этот показатель оказывает самое большое влияние на результативность успешности учебного процесса и определяет всю деятельность обучающегося на уроках.

Формирования учебной мотивации у школьников

как залог успешного обучения ребёнка

Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у школьников.

Любая деятельность определяется мотивацией. Под мотивацией в психологии принято понимать совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся: мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые и обуславливают поведение человека.

Мотив – это относительно устойчивое проявление, составляющее личности, которое побуждает и направляет её деятельность, участвует в смыслообразовании. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

- от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

- от актуализации ситуативных факторов;

- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования учителя, обстановка в окружающем социуме оказывают значительное влияние на мотивацию учащегося в определенный временной промежуток. Ситуативные факторы изменчивы, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом.

Движущей силой человеческой деятельности, его поведения является потребность. Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.

Стимул – это воздействие, обусловливающее динамику психологических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

Рассмотрим классификацию мотивов, предложенную Павлом Максимовичем Якобсоном.

Вторая разновидность мотивов учебной деятельности тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей положительное влияние на учебу. Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить образование и стать полноценным гражданином, полезным для общества, для своей семьи и окружения. Такая установка на учение, если она устойчива и занимает существенное место в направленности личности учащегося, делает учение не просто нужным, но и привлекательным, дает силы для преодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настойчивости.

Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться, активизируют любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы. Специфика мотивации учебной деятельности зависит от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации) и т. п.

А.К. Маркова систематизирует психологические принципы, направленные на формирование мотивации учения у школьников в следующем виде:

учет возрастного своеобразия деятельности и мотивации обучаемых, определение ближайших и дальних перспектив развития мотивации;

включение ребенка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий с другим человеком;

появление психических новообразований школьника в деятельности, проявляющихся применительно к мотивации в новых типах отношений: к изучаемому объекту (познавательная активность); к другому человеку (социальная активность); к себе (умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу). На основе этих новообразований личность обучаемого формируется как субъект учебной деятельности, субъект взаимодействия, субъект своей мотивационной сферы;

качественные изменения отдельных сторон мотивационной сферы, усложнение ее строения, произвольная регуляция как показатели сформированности новообразований в этой сфере;

возможность программирования характера мотивации через тип учения.

Формирование побуждений к учению является одной из важнейших проблем в начальной школе, поскольку именно в данном возрасте отмечается тенденция к снижению добросовестного отношения к учению. Исходя из этого крайне важно, чтобы младший школьник осознавал мотивы учения, так как именно это и закладывает основу его интеллектуальной и волевой активности, формирует его отношение и стремление к процессу познания.

Младший школьный возраст наиболее подходит для формирования умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность учебного процесса и определяет успешность учащихся.

Интересы, желания, намерения, задачи и цели – все это важные составляющие мотивационного процесса. У учащихся, проявляющих интерес к той или иной теме, наблюдается стремление к проявлению самостоятельной исследовательской деятельности, что способствует развитию всевозможных когнитивных (познавательных) процессов, что в свою очередь оказывает положительное влияние на успеваемость по всем изучаемым предметам.

При построении педагогического процесса следует учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у учащихся:

содержание учебного материала;

организация учебного процесса;

стиль педагогической деятельности учителя;

форма учебной деятельности (групповая, индивидуальная);

оценка результатов учебной деятельности учащегося или группы учащихся.

Все перечисленные факторы должны носить положительный окрас. Ученик не должен ощущать негативную психологическую атмосферу. Даже при необходимости критики следует изначально сконцентрировать внимание на позитивных аспектах выполняемой учеником деятельности. Положительное восприятие педагогом своих учеников и самого себя способствует развитию позитивной самооценки и внутренней учебной мотивации. Другими словами, если педагог способен создать в классе атмосферу взаимного уважения и доверия, то его деятельность будет успешной, так как будут отсутствовать факторы, провоцирующие тревожность и другие психологические барьеры, формирующие препятствия для получения новых знаний.

Преподаватель должен помнить, что неправильное или неинтересное занятие, а также негативная обстановка в коллективе способствуют потере интереса к учению и могут привести к проявлениям асоциального или девиантного поведения у учащегося (часто проявляется в пропусках занятий). Следует помнить, что стремление к учению проще всего начинать формировать с первых дней пребывания ученика в школе. Задача учителя построить весь учебный процесс так, чтобы получение или перенимание знаний и умений сопровождались формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся.

Учителю при построении своей профессиональной деятельности следует помнить, что разные школьные возрасты способствую развитию отдельных сторон мотивационной сферы и определяются различными видами интересов.

В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться (активно проявляет интерес к первым написанным буквам, к получаемым отметкам и т.д.) и освоить новую социальную позицию в качестве школьника (сидение за партой, ношение портфеля, посещение занятий и др.).

В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.

Старшему школьному возрасту наиболее интересы познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы, способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы (включение в группу сверстников).

Чтобы правильно начать работу со школьником, который не хочет учиться, нужно точно выяснить причины его нежелания. Выяснить данные причины поможет школьный психолог.

Причины отсутствия интереса к учению могут быть следующими:

пробелы в знаниях;

отсутствие приемов и навыков учебного труда;

нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры) с учителем, родителями, сверстниками;

активные внеучебные интересы;

несформированность у школьников отдельных сторон мотивации (преобладание узкопознавательных мотивов).

На основе вышеизложенного целесообразно предложить ряд рекомендаций по формированию мотивационной сферы для учителей и родителей.

Рекомендации учителю по формированию мотивационной сферы учащегося

Грамотно планировать учебное занятие. Необходимо определить ключевые идеи темы, принципы, основные единицы. Для поддержания интереса необходимо привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другой.

Важно не допускать усложненности учебного материала, а также его упрощенности. Предлагаемая информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности учащихся. Несоблюдение данной рекомендации часто приводит к перегрузке учащихся и снижению общего интереса к школьной деятельности. Помните, что поставленные учебные задачи не должны быть легкими, они должны вызывать определенные трудности. Это поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Однако чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха.

Необходимо делать акцент учащихся на положительных результатах в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять, тем самым, вы даете стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Однако не стоит захваливать школьников, так как этим вы обесцените ценность похвалы.

Предоставляйте учащимся возможность решения, поставленных учебных задач самостоятельно. Задачи должны быть интересными и захватывающими.

Активно привлекайте школьников к обсуждениям различных вопросов. Организуйте дискуссии, обсуждения, споры, познавательные игры и др. Однако не забывайте об адекватной оценке происходящей ситуации.

Оценивайте не только итог работы, а также пути и способы ее решения. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.

Включайте школьников в процесс оценивания, что будет формировать самоконтроль и поможет повысить интерес к выполняемой деятельности.

Учитель при формировании мотивации может активно использовать воспитательную роль классного коллектива, но не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность.

Для эффективного процесса формирования и развития учебной мотивации необходимо поддерживать позитивную психологическую атмосферу в классе, в малых группах (учитель-ученик, ученик-ученик).

Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к уже имеющимся взаимоотношениям в этой группе. При наличии конфликтов среди участников, необходимо их своевременное разрешение, так как это может повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного учащегося, так и всего класса и привести к снижению учебной активности.

Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором. Педагог должен лишь направлять учеников и контролировать процесс выполнения поставленных задач, а не выполнять задания за школьников.

Рекомендации для родителей по формированию и развитию учебной мотивации

Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка: необходимо, чтобы он чувствовал вашу причастность к его делам.

При необходимости оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, но не стоит выполнять задания за ребенка. Ваша задача лишь направлять и координировать работу школьника.

Активно включайтесь в познавательные виды деятельности вместе с ребенком, которые не относятся к школьной деятельности. Вместе читайте сказки по ролям, собирайте конструкторы, рисуйте.

Адекватно оценивайте возможности вашего ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. Предъявляйте требования исходя из возможностей, а не желаний.

Показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний. Своим примером ориентируйте его на стремление к учению.

Не перегружайте ребенка сложными заданиями. Необходимо начинать с простых, понятных, легко выполнимых действий и постепенно усложнять нагрузку. Помните, что нельзя перегружать ребенка большим объемом заданий – ребенок потеряет интерес.

Помогайте ребенку во всех начинаниях. Не упрекайте и не ругайте, если что-то не получается. Пошагово объясните, что он делает не так, как нужно и что делать, чтобы в следующий раз такого не получилось.

Привносите в выполнение уроков разнообразие и новизну (новые карандаши для рисования, новая настольная лампа, интересная книжка и т.д.).

Создайте ребенку уютный и комфортный уголок для занятий. Дайте ему возможность обустроить все самому.

Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Несформированность мотивов учения неизбежно приводит к ухудшению успеваемости и деградации личности. Поэтому одной из главных задач учителя является формирование и развитие мотивации учения. Педагогу необходимо знать, понимать и учитывать психоэмоциональные, а также психофизиологические возрастные особенности школьников для определения причин конкретного поведения ребенка, что поможет не только понимать, но и оказывать влияние на действия школьников и их мотивы. Формирование мотивации ориентирует на решение поставленных задач, максимально призывая к проявлению активности и самостоятельности, где желательные мотивы и цели складываются и развиваются с учётом уже имеющегося опыта и индивидуальных особенностей самого ученика.

Ильин Е. П. И46 Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2010. -448с.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. -192с.

Маркова А.К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. -96с.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баньковская Н. И.

Представлены результаты исследования связи мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника: стремлением к достижениям и познанию, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как наполненной смыслом, планированием, представлениями о себе как о сильной личности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баньковская Н. И.

INTERRELATION OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY WITH SEMANTIC FORMATIONS OF THE PERSON OF THE SCHOOLBOY

The summary: value in motivation development to educational activity is got by a problem of semantic formations of the person as necessary maintenance and quality of modern educational process. It provides formation trained as the intelligent subject of cultural-historical process. In article results of research of communication of motivation to educational activity with semantic formations of the person of the schoolboy are presented: aspiration to achievements and knowledge, the positive relation to the doctrine, perception of the life as filled with sense, planning, representations about itself as about the strong personality.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СМЫСЛОВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Представлены результаты исследования связи мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника: стремлением к достижениям и познанию, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как наполненной смыслом, планированием, представлениями о себе как о сильной личности.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, осознанность учения, мотив и смысл, смысловые образования, личностное развитие.

Формирование мотивации к учебной деятельности можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников познавательных процессов, приёмов самостоятельного приобретения знаний и активной жизненной позиции.

Как известно, решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках обучения имеют мотивирующие факторы, т.е. внешние и внутренние движущие силы. Многие специалисты говорят о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации к учебной деятельности, отмечая, что формирование мотивов учебной деятельности гораздо труднее, чем формирование действий и операций [8].

Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации к учебной деятельности, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность обучения. Это обусловлено, в том числе, и возрастными особенностями. Однако самой распространенной причиной плохого усвоения знаний и неэффективной учебной деятельности является низкая мотивация к обучению, отсутствие смыслов обучения. Наиболее проблемный в этом плане подростковый возраст.

Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения, учебной деятельности понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Наиболее полным является понимание мотивации в деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.). Мотив может быть внешним или внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний [5].

Если мотивация к обучению внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Известно, что престижная и соревновательная мотивации широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе. Соревновательная мотивация - типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области.

Однако нужно видеть и слабые стороны учебной деятельности, поддерживаемые внешними мотивами: устойчивые научные представления о мире не образуются. Для их формирования необходима познавательная мотивация. Ее специфика состоит в том, что она появляется в процессе формирования у ребенка учебной деятельности.

Познавательный мотив формируется уже в начальной школе. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что мотивами, адекватными учебной деятельности, могут быть только такие, которые связаны с ее содержанием, то есть познавательные. Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика: учебная деятельность первоклассника и выпускника школы различны [10]. А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий познавательный мотив, то есть

направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования [8].

Таким образом, для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы, в средней школе дети больше ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования, связанные со смысловыми образованиями личности. Еще до социально-экономических перетурбаций, в 1989 г., И.С. Кон обнаружил, что только 22 % российских школьников средних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам, у большинства, активного интереса к учебе нет. Для 54

% характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку [9].

На самом деле в младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, а в старшем - уже нет (хотя есть исключения). Поэтому познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х - 8-х классов. Существующие в последнее время исследования познавательных мотивов подтверждают их низкую побудительную силу на протяжении всего школьного возраста [1].

Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это - позиция человека, совершенствующего самого себя [10]. Приобретение знаний путем

самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица, называется самообразованием. Отсюда можно сказать, что самообразование

- это способ познания. При этом самообучение - это форма обучения. Мотивация к самообразованию является частью мотивации к обучению, учебной деятельности. Исходя из представлений о возрастных

новообразованиях, мотивация к самообразованию должна быть наиболее выражена у старшеклассников. Это подтверждается выделением

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема формирования мотивации к учебной деятельности у современных школьников сталкивается с проблемой умения мыслить, осмысливать

Особое значение в контексте развития мотивации к учебной деятельности приобретает проблема смысловых образований личности как необходимого содержания и качества современного образовательного процесса, обеспечивающего становление обучающегося как осмысленного субъекта культурно-исторического процесса. Учебный процесс с позиций психологии смыслообразования отличается особенной спецификой. В

В результате усиливается задача более полного изучения смысловых образований личности в учебном процессе и формирование мотивационносмысловых компонентов, связей в учебной деятельности. Переход от когнитивной парадигмы образования к смысловой парадигме (А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, В.В. Рубцов, А.А. Леонтьев) обеспечивает новое качество обучения, определяя возможности проектирования личностного развития и осуществление других функций образовательного процесса [2].

Для организации условий смыслообразования необходимо учитывать особые свойства данного процесса и, прежде всего, его актуализацию в пространстве субъект-субъектного взаимодействия участников

образовательного процесса. Для этого необходимо, чтобы образовательная среда определяла ценностно-смысловой контекст освоения знаний и культурного опыта личностью учащегося в образовательном процессе.

Исследование характеристик личности, составляющих содержание мотивационно-смысловой сферы, в психологической литературе рассматривается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.И. Мясищева, Е.П. Ильина, А.В. Петровского, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна. Основным является контекст развития личности, проявляющийся в качественных изменениях в сознании, самосознании и отражающийся в мотивационных и смысловых образованиях [4, 6, 10].

Формирование смысловых образований, анализ механизмов их развития представляет собой одну из ключевых проблем психологии личности, принадлежащих к кругу тех фундаментальных вопросов, которые являются наименее разработанными (Л.И. Божович, Е.Ф. Колобова, Д.А. Леонтьев, Я.З. Неверович, Е.А. Савина, Е.В. Субботский). К их числу принадлежит проблема содержательного развертывания в онтогенезе мотивационно-смысловой сферы личности. Это отвечает запросам практики на изучение закономерного и уникального в развитии человека и позволяет осуществить дифференциально-психологический анализ, проследить динамику изменения индивидуальных особенностей личности на последовательных возрастных стадиях. Разработка психологических механизмов функционирования смысловых образований позволила бы решать проблемы образования и развития человека в контексте «усвоения опыта человеческой жизни, научения лучшему видению и решению своих

Смысловые образования, представляющие собой сложную многофункциональную систему, объединяющую мотивационные и смысловые составляющие, являются важным показателем направленности личности. Ю.М. Орлов и Б.А. Сосновский в своих исследованиях описали четыре смысловых образования, представленных в мотивационной сфере учащихся как субъектов деятельности учения: достижение, познание, аффилиация и доминирование [2, 4].

Достижение как смысловое образование характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью. Удовлетворенность достижения влечет за собой осознание своей роли в достигнутом. Достижение обеспечивает человеку реалистичное целеобразование, надежду на успех, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности путем познания и усиления работоспособности, результативности деятельности.

Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, неудовлетворенности собственным знанием, самостоятельном углублении знаний, расширении жизненного опыта, возможности обсуждения широких проблем. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.

Аффилиация включает в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям и сострадание к их неприятностям, сопереживание успеху других, преобладание в отношениях с людьми обязанностей над правами, большое количество друзей. Удовлетворенность аффилиации сопряжена с общением с приятными людьми, с помощью окружающих в преодолении трудностей, наличием хороших друзей, с возможностью получения помощи от других, с удовлетворенностью своим социальным положением, с отсутствием чувства одиночества.

Доминирование раскрывается в конфликтах и спорах, в умении быстро убеждать других, в получении удовольствия от участия в принятии важных решений, в прямоте высказывания своего несогласия, в стремлении к старшинству и ответственности, в усилении энергии в ответ на препятствия, в легкости выступления перед большой аудиторией. Удовлетворенность доминирования достигается в борьбе с недостатками других людей, в активном влиянии на их вкусы и взгляды, в убеждении других, в непосредственном участии в решении общих проблем, во влиянии на дела коллектива, в стремлении к социальному первенству, в выполнении ответственных поручений, в проявлении собственной компетентности.

Мотивация учебной деятельности и смысловые образования реализуются в мотивационных стратегиях, которые представляют собой комплекс способов деятельности, опосредующих большинство ситуаций включенности студентов в деятельность учения, отражают динамическую сторону мотивации и обеспечивают развитие ее содержания.

Таким образом, в мотивации к учебной деятельности старшеклассников внутренний фильтр начинает играть ведущую роль, что говорит об увеличении осознаваемости обучения и его смысла.

Наличие стремления к успеху в учебной деятельности изменяется незначительно - от 39% до 43 % к 11 -му классу. Стремление к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладание над стремлением к достижению успехов - от 9 до 13 %;

Таким образом, во всей выборке школьников стремление к успеху в учебной деятельности преобладает над недопущением неудач.

При этом 37 % выборки демонстрируют реализацию всех мотивов в своем школьном поведении, 43 % выборки не всегда реализуют мотивы к учебной деятельности в реальном поведении. Тем не менее, большая часть выборки стремится достичь поставленных целей и реализовать ведущие мотивы учебной деятельности независимо от возраста.

Расчет корреляции между показателями методики дает нам следующую картину: 0,872755 между I и II; 0,761457 между II и III; 0,940537 между I и III; 0,931832 между IV и VI; 0,925166 между IV и V;

0,932465 между V и VI.

Таким образом, наблюдается высокая статистически значимая положительная корреляция между элементами структуры мотивации к учебной деятельности. Чем выше личностный смысл учения, более выражены смысловые образования, тем более развиты элементы целеполагания и тем большая осознанность мотивов к обучению, учебной

деятельности; у школьников с преобладающей внутренней мотивацией -высокий уровень мотивации успеха и реализации мотивов в деятельности. Соответственно верно и обратное соотношение.

Смысловые образования образуют соподчиненную и динамичную систему, функционально связанную с мотивами к учебной деятельности. Взаимозависимость мотивации к учебной деятельности и смысла приводит к тому, что мотив становится личностным, устойчивым образованием, а смысл приобретает функцию побуждения.

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 204 с.

2. Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник московского университета. 2000. №4. С. 33-41.

3. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии, 2005. № 1. С. 73-78.

4. Занюк С.С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. 351 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2003. 512 с.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

7. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психолог. произв. М., 1983. Т.1. С.353-360.

8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192с.

9. Психология подростка: Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 526 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. -315 с.

N. I. Bankovskaya

INTERRELATION OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY WITH SEMANTIC FORMATIONS OF THE PERSON OF THE SCHOOLBOY

The summary: value in motivation development to educational activity is got by a problem of semantic formations of the person as necessary maintenance and quality of modern educational process. It provides formation trained as the intelligent subject of cultural-historical process. In article results of research of communication of motivation to educational activity with semantic formations of the person of the schoolboy are presented: aspiration to achievements and knowledge, the positive relation to the doctrine, perception of the life as filled with sense, planning, representations about itself as about the strong personality.

Keywords: motivation of educational activity, sensibleness of the doctrine, motive and sense, semantic formations, personal development.

Читайте также: