Могут ли открывать раку с мощами

Главные мощи России

16.07.2014 в 16:43, просмотров: 21660

В России торжественно отмечается 700-летие Сергия Радонежского. Из этих семи веков игумен земли русской уже на протяжении 592 лет официально почитается святым. Обретенные в 1422 году мощи преподобного с той поры остаются для православных россиян главной святыней в стране. О них слышали все, поклониться им в Троице-Сергиеву лавру приходят тысячи людей. Однако в столь долгой истории существования мощей можно обнаружить необычные и даже детективные эпизоды. Несколько раз нетленные останки по разным причинам выносили из Троицкого собора, а однажды под покровом темноты группа людей похитила голову Сергия. Но это были не злоумышленники, это были спасители.


В старых хрониках упомянут по крайней мере один случай, когда мощи радонежского святителя покидали стены основанного им монастыря. 17 мая 1746 года в лавре и в примыкавших к ней с юга посадах вспыхнул большой пожар, который в итоге опустошил южную половину монастырской территории. Разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого, а потому монахи вынесли мощи преподобного через задние Каличьи ворота на пустырь, находившийся в ту пору к северо-востоку от обители. Когда пожар был потушен, Сергия вернули на территорию монастыря, а на том месте, где находились в эвакуации его мощи, была позднее построена в городе церковь Всех Святых.

Однако самыми трагическими, самыми детективными стали события, произошедшие в Троицком соборе вскоре после революции.


Череп князя Трубецкого

Сама процедура вскрытия мощей длилась 2 часа — с 20.50 до 22.50. В это время в Троицком соборе присутствовали официальные лица — члены городского исполкома, представитель губернских властей, а также 2 специалиста-медика, группа операторов кинохроники, монахи во главе с наместником лавры.

На рубеже 1920–1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован.

Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей — едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом — черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Главными инициаторами и исполнителями похищения стали служащий в Троицком храме монастыря отец Павел Флоренский, наместник лавры архимандрит Кронид, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, а также граф В.А. Комаровский и двое будущих священников — С.П. Мансуров и М.В. Шик. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского спрятали в монастырской ризнице, а потом Олсуфьев, живший в Сергиевом Посаде, положил реликвию в дубовую коробку-ларец и перенес к себе домой. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, когда Олсуфьев, предполагая свой возможный арест, закопал ларец в саду.

И все-таки это еще не было полным преодолением мерзости запустения. Лавра была вновь возвращена Русской православной церкви лишь почти год спустя. А накануне праздника Пасхи в 1946 году появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни — мощей Сергия Радонежского. Поскольку Троицкий собор тогда еще оставался в распоряжении музея, тяжелую (почти 60 пудов) раку пришлось на некоторое время переносить в Успенский собор монастыря.

Однако в этом роскошном вместилище вместе с останками преподобного находилось и инороднее тело — голова одного из князей Трубецких, о чем не догадывались даже монахи, а уж тем более — толпы верующих, которые выстраивались в длинные очереди для поклонения великому святому. Впрочем, такое положение вещей сохранялось совсем недолго.

Портной для преподобного

Как ухаживают за мощами Сергия Радонежского? Некоторые сокровенные эпизоды нынешнего существования этой святыни удалось узнать от старшего смотрителя Троицкого собора отца Корнилия.

— За те более 10 лет, что я являюсь смотрителем собора, внутренние покровы ни разу не заменяли. В зависимости от богослужебного годичного круга мы периодически меняем лишь наружные покровы — схимку и наглавник. Обычно они зеленого цвета, а к Пасхе переоблачаем мощи в красные убранства, к празднику Преображения — в белые.

По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры.

— Уже несколько лет, как при иконописной школе, которая работает в лавре, открылось отделение лицевого шитья. Эскизы новых покровов разрабатывают либо выпускницы отделения, либо те, кто уже трудится в мастерской при обители. До недавнего времени не было для убранства мощей преподобного Сергия ни одного покрова с лицевым шитьем: ведь все старые, считающиеся произведением прикладного искусства, хранятся в музее. Но сейчас уже созданы мастерицами в технике лицевого шитья два полотнища с изображением радонежского святителя. Причем одно из них скопировано с древнейшего покрова, изготовленного еще в 1425 году (рисунок на нем, возможно, воспроизводит портретные черты самого Сергия, и даже есть предположения, что прорисовки для шитья сделал великий иконописец Андрей Рублев).

Рака с мощами закрыта массивной стеклянной крышкой: это необходимая мера безопасности. Однако почти каждый день в 5.30 утра в Троицком соборе проводится братский молебен перед мощами преподобного Сергия. Помимо монастырской братии на таком богослужении могут присутствовать и богомольцы. Согласно существующему правилу, при этом открывают небольшое окошко над головой преподобного и те, кто находится в храме, прикладываются непосредственно к наглавнику. Мы стараемся предоставить такую возможность не только монахам, но и паломникам, пришедшим в столь ранний час в Троицкий храм.

Когда окошко в стеклянной крышке раки открыто, можно ощутить сильное благоухание, исходящее от мощей. Некоторые считают, что подобное происходит потому, что мощи специально обрабатывают какими-то ароматическими веществами. Однако хочу заверить: ни покровы святого, ни саму раку внутри мы ничем пахучим не протираем, никаких пузырьков с благовониями туда не кладем.

Заголовок в газете: Главные мощи России
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26574 от 17 июля 2014

Часть 3. Истории священников

Части 1, 2

В этой части собраны истории как тех священников, которые стали свидетелями чудес Преподобного Сергия, так и тех, кто обратился к Богу и принял священный сан в результате чудесного вмешательства Преподобного.

Огоньки на раке

Вся рака покрыта блестящими огоньками, как в Иерусалиме на гробе Господнем

Что такое мощи?

Иеромонах Стефан (в миру Андрей), преподаватель духовной семинарии, рассказал, как, воцерковляясь в конце 1980-х годов, не имея еще должного представления о духовной жизни, услышал о преподобном Сергии Радонежском и решил поехать в Лавру.

Вот иду я к мощам Сергия. Но это ведь кости. Как же так?

Прикладываясь к раке, он вдруг почувствовал, как его словно пробрало током, а на душе стало хорошо. Это произошло весьма неожиданно и убедило Андрея, что мощи святых — не просто косточки, но та благодать, которую святые стяжали при жизни.

Вот эта благодать Святого Духа привлекала Андрея больше, чем всё остальное, особенно ему казалось, что самое главное, подлинное, настоящее — в монастыре, он отказался от поступления в университет, устроился трудиться в Черниговском скиту Лавры, затем поступил в семинарию, Академию, где и принял монашеский постриг, став одним из чад преподобного Сергия, совершающим служение в Николо-Угрешском монастыре.

Отец Юлий вдруг направился к иконе преподобного Сергия

Протоиерей Юлий Кустанов, некогда учившийся в Лавре в Московских духовных школах, нес служение настоятеля в Благовещенском храме города Миасса. 8 октября 2012 года, в день памяти преподобного Сергия, он отслужил Литургию и решил, как и всегда по праздникам, обратиться с проповедью к прихожанам. Всегда неукоснительно он проповедовал, как полагается с амвона. Но впервые за всё свое священническое служение он вдруг сошел с амвона и направился произнести проповедь возле иконы преподобного Сергия внутри храма. Он пошел, как будто кто-то повел его за руку.

Молитва перед экзаменами

Студент медицинского института, Павел, всегда перед экзаменами горячо молился преподобному Сергию, и даже самые сложные — по биохимии, гистологии — он сдавал на пятерки. В институте были преподаватели, которым вообще невозможно было сдать на отлично, но иногда получалось так, что на момент ответа Павла, такому преподавателю надо было выйти по какой-то причине, так что принимал ассистент, либо же попадался билет, который Павел знал лучше всего. Господь являл ему очевидную помощь, призывая к Себе, и впоследствии этот студент стал монахом, совершающим свое служение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Семинарист нашёл матушку

Какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та и будет моей невестой

В Московской Духовной Академии как-то отмечалось редкое событие — пятидесятилетие выпуска, съехались однокурсники отца Кирилла (Павлова), и один протоиерей-выпускник рассказал, как он встретился со своей матушкой. Будучи студентом семинарии в советское время, он не знал, где же найти подходящую невесту. Тогда он помолился и решил: какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та пусть будет моей невестой. Зашел в собор, действительно встретил девушку, познакомился с ней и вскоре они повенчались, прожив после этого благополучно пятьдесят с лишним лет.

Сотрудник министерства образования, когда стала сильно болеть супруга, а сам он всё больше воцерковлялся, приехал в обитель и, стоя на молебне у мощей Преподобного, подумал: вот бы стать одним из монахов, живущих рядом со святым Сергием. Он и представить себе не мог, что пройдет небольшое время и по благословению отца Кирилла (Павлова), он примет монашество и тесно соединит свою жизнь с обителью Сергия.

Как пастор стал православным священником

Тот крестится
— и я крещусь,
тот кланяется
— и я кланяюсь,
тот прикладывается
— и я приложился.
И вдруг почувствовал необъяснимую радость


Приехал бывший пастор через две недели, уже один, перекрестился, поклонился, приложился, и опять почувствовал радость, но уже поменьше. После этого стал изучать православную веру и через пять лет сознательно принял Православие. Сейчас отец Сергий как священник ведет православную миссию в Голландии. Когда приезжают русские матросы, то они ищут пиво и женщин. А отец Сергий их принимает, разговаривает и рассказывает о Боге, что очень многим принесло огромную душевную пользу.

Жена услышала от врача приговор мужу: “Смерть — вопрос короткого времени”

Настоятель храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери возле города Хотькова священник Борис Можаев был призван к вере и священству через чудесное исцеление по молитве преподобному Сергию. Случилось это так.


Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:

Р евнители христианс тва е щё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя жизн ью , они благоговейно подбирали, прятали и хранили мощ и. Ц ерк о в ные Богослужения у же в древне м христианс тве проводились на могилах мучеников . Н ад мощ ами возводились храм ы, часовни и монастыри . Их называли в честь того святого, на чьих мощ а х они воздвигнуты . На С едьмо м Вселенско м Собор е в 787 г . постановили , что без мощ ей освящать храм запрещено.

Значение слова

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. И ногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти . Но набожные люди также трепетно чтят сохранивши е ся кост и святых или пеп ел – ведь многие мученики были преданы огню , распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнати я Богонос ц а остались только самые прочные кости, остальное досталось диким з верям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен . И х немногочисленные останки были для верующих ценнее золота.

С бл агоговейн ым почитанием относятся н е только к телу святого, но и ко всему , что соприкасалось с ним при жизни или после смерти . Ещ ё в первые века христиан е использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговени е и трепет .

В зависимости от размера , честные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощ евиках . Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой . Его часто отделыва ют резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памят ные дни раку могут вынос ить в храм , чтобы верующие смогли приложиться к святыне .


Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Сам ы м распространенным вместилищем мощ ей является изготовленный из драгоценных металлов к овчежец . В него могут вмещаться частицы мощ ей сразу нескольких святых. Кроме мощ ей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гроб ницы , орудия смерти . По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также мощ и помещают в мощ евики , они бывают разной формы. Ч асто их можно увидеть в икон ах святых , в наперсных крестах . Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощ ей святых. Поклониться ему можно в храм е Сергия Радонежского в Москве.

Прикладываться к мощ ам святого нужно, как и к любой святыне , в первую очередь, осознанно и благоговейно , с молитвой и верой . Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие , акафист, выучить молитву , чтобы получить большую благодат ь от мощ ей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением .

Омовение

Ранее в России бытовал обряд омовения мощ ей. Чин омовения мог совершаться в любое время . М ощ и выставляли в центр храм а и поливали освященной водой. После чего , вод ой , как важн ой святын ей , окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие.

В 1681 г . цар ь Фёдор Алексеевич предложил омывать мощ и в Великую пятницу. Делалось это

Нетление


Мощи прп. Александра Свирского

Однако н етление или вообще наличие мощ ей не говорит о святости умершего , важн ым условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения , которые происход или от святого во время жизни или от его мощ ей . В православной церкви много подвижников , которые при жизни являли верующим свою благодатную по мощ ь , но мощ и которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно . В то же время, ц еркви известны случаи нетления мощ ей , но их не признали святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было.

Мироточение

Часто на мощ ах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощ ей происходит благоухание и мироточение .

Мироточ е ние — особо е сверхъестественное явлени е в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощ ах святых влаги – мира . Она может быть прозрачн ой , густ ой или жидк ой , иногда удивительно благоухае т . Существует специальн ая комисси я для процедур ы освидетельствования этого явления , т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно и з рак и Иоа нна Богослова исходило тонкое благовонное миро в день его почитания . Особенно известен этим чудом мученик Димитрий Солунский , которого так и называют — Мироточивый . Ми роточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды . Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был заполнен мир ом , когда его переносили в Итальянский г . Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленн ы е мощи Александр а Свирско го мироточил и и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощ ей в храм , наблюдал а сь разная интенсивность мироточения . Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явлен ие зафиксировали операторы теле канала НТВ .

В пещерах Киево-Печерской лавр ы находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученика Климента , Папы Римского .

Наносить масло нужно крестообразно, рису я кре ст спр ава налево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и в с ё , что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это.

Обретение и перенесение: что это и как происходит

Обретение мощ ей — э то обнаружение останков праведника .

М ощ и могли быть обнаружены по-разному:

  • с лучайно , при раскопках или строительстве;
  • п о указ анию самих святых, которые являлись людям в в и дениях ;
  • мог ли быть обретены по в торно , как например Глав а Иоа нна Предтечи и мощ и евангелиста Марка.

Особо важным для почитания мощ ей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощ и святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храм ы. Усиление этого обычая было очень осторожным , т.к. в ыкапывание останков могло восприниматься неоднозначно . Однако с о второй половин ы V века оно утверждается и разрешается с согласия епископа.

П еренесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Эт а церемония приравнивал а с ь к таким значимым событиям, как освящение церкв и или приезд высоких государственных персон . Эпизоды этого обряда изображал и сь на иконах или храм овых росписях.

Частицы в храмах

Для того , чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы . Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодат ной силы . По словам Иоанн а Златоуст а, мощ и святых бесценное богатство, и при разделении , они, наоборот , приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных.

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощ ей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храм ах . Сейчас в любо й церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

Вскрытие в советский период

М ощ и представлялись в XVIII-XIX вв . как нетленные тела святых и э тим воспользовались представители безбожной власти. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощ и – это нетленное целое тело , сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска.

Первое надругательство над м ощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александ р а Свирского . Также были осквернены мощ и Иоасафа Белгородского, Иоанна Крон шт ад т ского , благоверного княз я Александра Невского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощ ами , останки святых передавали сь в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храм ы.

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимы й и почитаемы й , после Пресвятой Богородицы, на Руси святой .


Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощ ам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощ ами есть во многих Российских храм ах .

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где мож но приложиться к мощ ам святых.

  • Самая известная Московская святыня — мощ и Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре .
  • В Богоявленск ом патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощ и святителя Алексия Митрополита Московского.
  • М ощ и Патри а рх а Ти хон а почивают в Московском Донском с тавропигиальн ом мужско м монастыре .
  • В Московской обл . в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощ и основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского.
  • М ощ и любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Стороже в ского , покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Ст о рожевском монастыре.
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония . Помолиться и попросить по мощ и в супружестве можно в соборном храм е Свято-Троицкого женского монастыря .
  • В Ч етвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородск ой обл . почивают мощ и преподобного Серафима Саровского .
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область слав я тся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощ и великого князя Святого Александра Невского.
  • В Александро-Свирско м монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощ ам Александра Свирского.
  • М ощ и праведног о Иоа нна Кронштад т ского также пребывают в Санкт-Петербурге , в женском Иоанновском монастыре.
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощ и Покровител я Урала — чудотвор ц а Симеон а Верхотурск ого .
  • К н етленным мощ ам Святител я Тихон а Воронежск ого (Задонск ого ) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Л ипецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца.
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре у поко ились нетленные мощ и Архиепископа Симферопольского и К рымск ого Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощ ам Павла Таганрогского.

Святые мощ и имеют особенное благотворное воздействие на душу челове ка , напомина я, что все святые были простыми людьми , как мы, и они достигли совершенства в служении Богу . К чему и всем нам нужно стремиться , и верить , что и у нас получится, с Божией по мощ ью и по мощ ью предстателей.

Другие названия: гробница для мощей

Что такое рака?

Материалы изготовления

Рака для святых мощей может быть изготовлена из дерева, камня, металла – от доступной латуни до драгоценного золота. Распространены деревянные раки, украшенные резьбой и чеканными металлическими накладками.

Конструкция

Как правило, рака представляет собой ковчег с крышкой, внутри которого находится гроб с мощами. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к параметрам человеческого тела.

Гроб, в котором почивают мощи, может иметь прозрачную или непроницаемую для взора крышку. В ней делают оконце в районе лика угодника Божия (а иногда также стоп и десницы), чтобы можно было приложиться непосредственно к мощам.

Ковчег обычно стоит на постаменте такой высоты, чтобы к раке было удобно прикладываться.

Над ракой нередко устраивают торжественно украшенную сень. Таким образом, сооружение становится неким подобием небольшой часовни, устроенной внутри храма.



Особенности оформления

Как правило, крышку раки с мощами святого украшает его изображение – иконописное или чеканное. На стенках раки чаще всего помещают сюжеты из жития угодника Божия, а также посвященные ему богослужебные тексты: тропарь, величание. На старинных раках нередко бывает можно прочесть указания на историю их создания: чьим иждивением и когда было изготовлено это сооружение.

Из истории


Почитание мощей угодников Божиих было присуще христианству с первых его времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников.

В более поздние времена рака, как правило, выполнялась из металла и украшалась чеканкой. На Синае, в монастыре св. Екатерины, находится рака для мощей великомученицы, пожертвованная в 1689 г. сестрой Петра I царевной Екатериной Алексеевной. Она представляет собой серебряный ларец, украшенный позолотой, а также чеканными изображениями и надписями. Подобные вместилища для святых останков угодников Божиих распространены в России и по сей день.

Рака для мощей блгв. князя Александра Невского, созданная по указанию императрицы Елизаветы Петровны и ныне пребывающая в Эрмитаже, представляет собой сложное сооружение, памятник искусства барокко. Ларь с мощами окружен скульптурной композицией, несущей не только религиозную, но и государственную символику.

Духовно-символическое значение

Рака символически указывает на ту славу, которую имеет святой в Царствии Небесном. Будучи местом пребывания тела угодника Божия, она становится его символическим жилищем, неким троном, к которому прибегают просящие его о заступничестве христиане. Поэтому раки для святых мощей практически всегда торжественно и с любовью украшали.

Александра Невского все мы знаем как великого полководца, русского национального героя, одну из знаковых фигур российской истории. Несмотря на то, что князь многократно изображался на портретах, иконах и памятниках, никому точно не известно, как он выглядел при жизни. Об этом можно судить лишь по словесным описаниям.

Жизнь и смерть полководца

Александр Ярославич, прозванный Невским, в XIII столетии княжил в Новгороде, Киеве и Владимире. Основными его достижениями являются победа над шведами в Невской битве в 1240 году и в так называемом Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году. Также князь успешно защищал русские земли от татар, шведов, литовцев, искусно выстраивал дипломатические отношения с ордынскими и западными правителями. Одни историки превозносят его заслуги, другие критикуют, но уже то, что имя этого правителя прочно осело в учебниках истории, что оно известно практически всем россиянам, свидетельствует, что Александр был все-таки личностью незаурядной.
В 1262 году Александр Невский отправился в Орду, задаче его было провести переговоры с ханом Берке, который планировал собрать войско из русских, дабы противостоять своему врагу - ильхану Ирану Хулагу. В Орде князь захворал (возможно, был отравлен, как считают некоторые исследователи) и возвратился в свои владения больным. Скончался он 14 ноября 1263 года в возрасте сорока с небольшим лет, успев перед смертью принять схиму под именем Алексия.

Загадки мощей

Изначально останки Александра захоронили во владимирском Рождественском монастыре. Однако в 1724 году по инициативе Петра I его мощи в торжественной обстановке переместили в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге, который впоследствии, с 1797 года стал называться Александро-Невской лаврой.
Такие почести были связаны с тем, что еще ранее, на Московском Соборе 1547 года, при митрополите
Макарии Русская православная церковь канонизировала Александра Невского в лике чудотворцев. Дело в том, что мощи князя, лежавшие в раке, не подвергались тлению, а также неоднократно разным людям являлось будто бы видение Александра Невского, взмывающего в небо на коне… Между тем, как следует из Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, в результате пожара, приключившегося 23 мая 1491 года, останки Александра Невского сгорели. А уже в летописях XVII века говорится о том, что они чудесным образом уцелели в огне… Также мощам князя стали со временем приписывать целебные свойства.
В мае 1922 года серебряную раку с мощами вскрыли. По свидетельствам очевидцев, там лежали кости, принадлежавшие совершенно разным людям. Это указывало на то, что в раке покоятся останки нескольких человек, а вовсе не одного, и кто именно из них Александр Невский, не вполне ясно. Раку передали в Эрмитаж, а мощи оказались в запасниках музея истории религии и атеизма, устроенного в те годы в Казанском соборе. И только в 1989 году они вернулись назад, в Троицкий собор Лавры. Кроме того, частицы мощей, которые, как считается, принадлежат Александру Невскому, находятся в Храме Александра Невского в Софии, Болгария, Успенском соборе Владимира и Александро-Невском храме уральского села Шурала.

Как выглядел Александр Невский?

Читайте также: