Мировоззрение самосознание мечты и идеалы являются новообразованиями

1. Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

2. Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

3. Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.

Условия педагогического творчества:

1. Способность к самоанализу, к саморазмышлению.

2. Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.

3. Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.

4. Восприимчивость к новаторам.

Принципы возрастной периодизации. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.

Два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты такими психологами как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдовым и др.

Оказывается, что в пределах одной ведущей деятельности и соответственно определенного возрастного периода имеются свои типы деятельности и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.

Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Вот как выглядит периодизация Д. Б. Эльконина в целом (см. также таблицу).

1. Младенческий возраст – 0 – 1 год. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство – 1 3 года. Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

4. Младший школьный возраст – 7 11 лет. Ведущая деятельность – учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношении. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.


Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.

Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.

Основными детскими и подростковыми возрастными периодами являются:

  • младенческий возраст — 0-1 год жизни;
  • ранний возраст — 1-2 года жизни;
  • дошкольный возраст — 3-5 лет;
  • младший школьный возраст — 6-11 лет;
  • средний школьный возраст — 12-15 лет;
  • старший школьный возраст — 16-18 лет.

Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные действия, ощущения и восприятия. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка и формирование реакции. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре ребенка появляются первые слова.

Новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства. В этот период улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности — ведущей деятельности детей этого возраста. Овладение этими навыками приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Новообразованием этого возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

Новообразованием этого возраста является отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

Дошкольный возраст 3-6 (4-7) лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.


Младший школьный возраст 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.

Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.

Пономарев С.В., психолог высшей категории, гипнолог, гипнотерапевт

Понять закономерности возрастного развития позволяет разделение жизненного пути на периоды (стадии). Развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше. Но новое не приходит в готовом виде, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с изве­стным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-по­требностная или интеллектуальная сфера личности; возрас­тными новообразованиями, формирующимися в конце пе­риода, среди них выделяется центральное, наиболее значи­мое для последующего развития. Границами возрастов слу­жат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии, разработал Д.Б. Эльконин. На основе глубокого анализа существу­ющих схем периодизации и, опираясь на идеи развития Л.С. Выгот­ского, А.Н. Леонтьева и др., он создал научную теорию периоди­зации, базирующуюся на изучении внутренней сущности самого процесса развития.

Теоретической основой периодизации явилась теория деятельности с ее рассмотрением социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми и с физическими объектами.

В основу периодизации, отвечающей целостному развитию пси­хики ребенка, было положено представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, хара­ктеризуется особенностями условий в которых он живет (социальная ситуация развития), определенным типом ведущей деятель­ности и возникающими благодаря этому специфическими психологическими новообразованиями. Смене ведущего типа деятельности

К основным критериям каждого психологического возраста относятся:

- социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество и как он в них ориенти­руется;

- ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

- основные новообразования развития;

- кризисы - переломные точки в ходе детского развития, отде­ляющие один возраст от другого.

Периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, охватывает пе­риод времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на семь периодов:

1. Младенческий возраст.- от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство - от одного года жизни до трех лет Ведущая деятельность предметно-манипулятивная. На рубеже младенческого возраста и раннего детства происходит пере­ход к собственно-предметным действиям: ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка с взрослыми. Однако речь, как и сами предметные дейст

вия, используются им пока только для налаживания контактов с взрослыми, но не как инструмент мышления. Новообразованиями возраста является речь и наглядно-действенное мышление.

- возникновение первого схематичного цельного детского миро­воззрения;

- возникновение первых этических представлений;

- возникновение соподчиненных мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсив­ными;

- возникновение произвольного поведения.

4. Младший школьный возраст от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет. Ведущая деятельность- учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и челове­ческих отношениях. Через учение в этом периоде опосредуется вся сис­тема отношений ребенка с окружающим миром. Основными психологичес­кими новообразованиями этого возраста являются:

- произвольность и осознанность всех психических процессов (кроме интеллекта) и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

- рефлексия - осознание своих собственных изменений в резуль­тате развития учебной деятельности.

5. Подростковый период - от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.

Ведущая деятельность - общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.) Подростковый возраст знаменует переход от детства к

взрослости. В этот период происходит бурное физическое и половое созревание, что влечет появление новых чувств и переживаний (интерес к своей внешности, телу, ин­терес к другому полу). Но подросток ни социально, ни психологи­чески к решению многих проблем, порождаемых возрастным развитием, еще не готов. Безболезненное разрешение возникающих внутренних противоречий во многом зависит от помощи взрослых. Вместе с тем биологические факторы в это время оказывают влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окру­жающими.

Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми, происходит ее переориентация с взрослых на сверстников. В процессе общения подросток овладевает способами общения в разных ситуациях. В ходе взаимоотношений под­ростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития.

- возникновение представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом. У него появляется стремление быть самостоятельным,

умение подчиняться нормам коллективной жизни, появляется самооценка.

6. Старший школьный возраст от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Старший школьный возраст - это переход от чисто физиологической зрелости к социальной. В этом возрасте продолжает укрепляться и совершенствоваться все то, что сложилось в подростковом возрасте, но ведущим и развивающим становится интимно-личностное общение. Внутри этого общения развиваются взгляды на жизнь, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. Главное содержание жизни в старшем школьном возрасте - включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.

Основными новообразованиями возраста являются: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Процесс развития ребенка – процесс стадиальный. Каждый возраст характеризуется следующими показателями:

1.Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период. Социальная ситуация – это сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику и новообразования развития .

2.Основным или ведущим видом деятельности (для каждого возраста он свой).

3.Основными психическими новообразованиями. В свою очередь новообразования меняют социальную ситуацию.

Выделяют 2 основных принципа в подходе к развитию ребенка:

- принцип историзма (ребенок развивается в конкретно-исторических условиях жизни и социальной обстановке, которая ускоряет или замедляет данный процесс);

- принцип развития в деятельности (развитие происходит в совместной деятельности, личностью не рождаются, личностью становятся), А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов.

Психическое развитие детей происходит неравномерно – имеются периоды относительно медленных, постепенных изменений, и периоды резких, скачкообразных изменений. Эти скачкообразные переходы называются кризисами развития, и благодаря им и появилась специфика или принципы возрастной периодизации (в периодизации Л. С. Выготского).

Педагог должен помнить, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Наиболее яркие кризисы:

1. Кризис новорожденности.

5. Кризис 11-12 лет.

6. Кризис подросткового возраста.

7. Кризис 17 лет и т.д.

До сих пор ученые не определились, как же происходит развитие – стихийно или нормативно. Поэтому основная проблема периодизации – неизвестно, от чего нужно отталкиваться при построении периодизации – от реально складывающегося опыта ребенка и развития или от теоретических возможностей развития при идеальном обучении и воспитания.

Особенностью психического развития человека является неравномерность развития. Для формирования и развития психологических и поведенческих свойств индивида есть свой специфический период, наиболее благоприятный. Это сензитивный период – возрастной период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и видов поведения (например, для речи сензитивный период –от 1 до 3 лет). Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Особую роль в законах возрастного развития играет ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психического развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая за собой, формирующая новообразования. Новообразование возраста – появлений каких-то особенностей, характерных для данного возраста.

Наиболее точно представлены периоды в периодизации Д. Б. Эльконина:

1. Младенческий период (от рождения до года). Ведущий вид деятельности (ВВД) – эмоциональное общение. Новообразование – потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство (от года до 3 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность в сотрудничестве со взрослыми. Новообразование – речь и наглядно-действенное мышление.

3. Дошкольный возраст (3 - 7 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – ролевая игра. Новообразование – потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) –учение. Новообразование – произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.

6. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) –учебно-профессиональная деятельность. Новообразование – мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Тема: Психическое развитие детей раннего возраста

План:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским.

Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Возрастные новообразования.

Возрастные новообразования - это результаты развития на данный период и, одновременно предпосылки для следующего развития.

Итак, возрастные новообразования. Эти новообразования, только возникнув, изменяют социальную ситуацию развития ребенка и меняют систему отношений ребенка со взрослыми. Следует скачок в развитии за ним следуют так называемые противоречия развития, которые затем снова толкают ребенка на новый этап развития. Этих новообразований может быть много, но в любом возрасте есть так называемое центральное психологическое новообразование, которое перестраивает всю личность ребенка и его взаимоотношения с окружающим миром. Остальные же новообразования группируются вокруг центрального и носят название побочных. В результате формулирования этих понятий Лев Семенович предложил два возрастных периоды, которые всегда сменяют друг друга: стабильные периоды сменяются критическими, а затем критические сменяются стабильными.

Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)

Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия (взаимокоординация различных ощущений и восприятий —зрительных, слуховых, проприорецептивных и др.). Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Раннее детство (1-3 года). Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В ней ребенок в сотрудничестве со взрослыми овладевает общественно выработанными способами действий с предметами. Главным новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность—ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает "фундаментальными смыслами человеческой деятельности", нормами отношений между людьми. Здесь же формируется такое новообразование как стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что будет характеризовать и его готовность к начальному обучению. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность-учение. В процессе учения совершенствуется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира, человеческих взаимоотношениях. Главными новообразованиями этого возраста являются произвольность психических явлений, способность формирования внутреннего плана действия, формирование рефлексии. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность — общение в системе общественно полезной деятельности, учебной или трудовой. В этом процессе подросток овладевает навыками общения в самых различных ситуациях. Важнейшими новообразованиями этого возраста являются формирование самооценки, стремление к "взрослости" и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность—учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Развитие юношеских групп имеет свою логику. У подростков общение реализуется в однополых группах мальчиков или девочек. Затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Однако в жизни юношей однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни девушек. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании и начала дружбы с девушкой. Наряду с возрастающей значимостью коллективной жизни в юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. Подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность "излить душу", поделиться своими переживаниями.

Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет поэтому важное значение. Современные юноши боятся высоких слов и проявлений нежности, их дружеское общение зачастую нарочито заземленно и огрубленно. Однако от этого оно не теряет своего высокого назначения, а сами юноши и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений.

Основные результаты развития субъектности на ступени персонализации

Юность располагается на ступени развития, которая называется персонализация. Данное слово, соединяющее в себе значение "личины" (роли, маски) и духовного "Лика", акцентирует, с одной стороны, важнейший момент личностного развития – появление способности к самоопределению и саморазвитию (определению и развитию собственной самости), с другой – принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы от ближайшего социального окружения.

Юность на психологическом языке – это стабильный период развития; период самобытности, когда целый блок способностей предшествующего периода, субъектом которых в отрочестве была детско-взрослая общность, а вовсе – не отдельный ребенок, теперь должны стать собственными способностями молодого человека. Причем не только собственными по принадлежности, но главное – социально, индивидуально, профессионально и духовно ориентированными способностями, делающими его уместным, адекватным и успешным в пространстве культуры и во времени истории, в пространстве предстоящей собственной индивидуальности. Это главная задача образования в старшей школе (в интервале 14–18 лет).

Юность – завершающая стадия ступени персонализации. Поэтому основные результаты развития в этой стадии одновременно выступают как достижения всей ступени. Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно – это и процессы формирования жизненной перспективы, и становления отношения к труду, и нравственного самосознания. В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Юность – решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире. Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества.

Устремленность в будущее, связанная с ожиданием того, что жизнь должна принести еще много неизведанного, сопровождается стремлением как-то понять и осмыслить окружающую действительность, построить целостное видение мира. Желание постичь мир как целостное и закономерное строение может слабо осознаваться; далеко не всегда оно выражается в осмысленных поисках основ, которые позволяют в многообразии действительности увидеть некое единство. Тем не менее это желание всегда есть; его наличие можно заметить по стремлению ознакомиться не только с новыми конкретными данными о той или другой стороне действительности, но и с обобщениями этих данных.

Эта тяга к системному пониманию различных сторон мира и социальной жизни нередко приводит юношей и девушек к недостаточно продуманным, но претендующим на высокую степень обобщения идеям о мироустройстве. При этом через некоторое время эти сверхценные идеи достаточно легко сменяются новыми утверждениями, которые кажутся теперь более совершенными. Обобщенность в трактовке тех или других вопросов действительности – науки, морали, политики, искусства, назначения человека, происхождения жизни и т. п. – сочетается порой с отрицанием общепринятых позиций в подходе к их решению.

Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный план действий. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть и активной, и созерцательной, жизненный план – это план потенциально возможных действий. Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны. В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, существует ряд противоречий.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих юношей и девушек желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду.

Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленная перспектива рисуется многим из них более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Все юноши и девушки размышляют о будущем и строят всевозможные планы, но лишь немногие отдают себе отчет в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, но будущее – как определенным образом построенное настоящее, и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Такое положение является типичным для старшеклассников.

Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям ("можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой"). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив, чересчур общо ("служить прогрессу человечества", "быть полезным обществу человеком"). В первом случае она оказывается недостаточно гибкой, для того чтобы ее реализация завершилась успехом, во втором – своей неопределенностью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил.

Читайте также: