Министерство сельского хозяйства по лейкозу

Приказ Минсельхозпрода РФ от 11 мая 1999 г. N 359
"Об утверждении Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота"

В соответствии с пунктом 6 (подпункт 37) "Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1090* приказываю:

Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота.

Регистрационный N 1799

Правила
по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота
(утв. приказом Минсельхозпрода РФ от 11 мая 1999 г.N 359)

1. Общие сведения о лейкозе

Лейкоз крупного рогатого скота - хроническая инфекционная болезнь, вызываемая РНК-содержащим вирусом семейства Retroviridae. Инфекционный процесс при лейкозе крупного рогатого скота характеризуется стадийностью. Различают 3 стадии или периода в развитии инфекции: инкубационную, гематологическую и опухолевую. Источником возбудителя болезни являются инфицированные вирусом лейкоза крупного рогатого скота (ВЛ КРС) животные на всех стадиях инфекционного процесса. Животные заражаются при проникновении в организм лимфоцитов, содержащих вирус лейкоза, энтерально и парентерально.

Факторами передачи вируса являются: кровь, молоко и другие материалы, содержащие лимфоидные клетки животных, зараженных вирусом лейкоза крупного рогатого скота.

2. Требования по профилактике лейкоза крупного рогатого скота

2.1. Организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства - владельцы животных и продуктов животноводства (далее хозяйства и граждане) обязаны:

- продажу, сдачу на убой, выгон, размещение на пастбищах и все другие перемещения и перегруппировки животных, реализацию животноводческой продукции проводить только с ведома и разрешения ветеринарных специалистов;

- карантинировать в течение 30 дней вновь поступивших животных для проведения серологических, гематологических и других исследований и обработок;

- своевременно информировать ветеринарную службу о всех случаях заболевания животных с подозрением на лейкоз (увеличение поверхностных лимфоузлов, исхудание);

- предъявлять по требованию ветеринарных специалистов все необходимые сведения о приобретенных животных и создавать условия для проведения их осмотра, исследований и обработок;

- обеспечивать проведение предусмотренных настоящими Правилами ограничительных, организационно-хозяйственных, специальных и санитарных мероприятий по предупреждению заболевания животных лейкозом, а также по ликвидации эпизоотического очага в случае его возникновения.

2.2. Ветеринарные специалисты хозяйств обязаны проводить на обслуживаемой территории ветеринарные мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота в соответствии с настоящими Правилами.

Контроль за выполнением мероприятий по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота осуществляют государственные ветеринарные инспекторы районов (городов), главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации.

3. Эпизоотологический контроль и постановка диагноза на лейкоз

3.1. Благополучными по лейкозу считают фермы, населенные пункты и административные территории (районы, области, края, республики), в которых при проведении плановых диагностических исследований, а также при убое животных на мясокомбинате не выявляются больные лейкозом животные.

3.2. Контроль за благополучием поголовья скота осуществляют ветеринарные специалисты хозяйств, государственной ветеринарной службы и мясокомбинатов на основании:

- показателей послеубойной экспертизы на мясокомбинатах;

- данных экспертизы при внутрихозяйственном убое животных, вскрытиях трупов животных;

- результатов плановых серологических и гематологических исследований на лейкоз;

- результатов контрольного убоя животных с повышенным содержанием лимфоцитов в 1 мкл крови и патоморфологических исследований материалов (лимфоузлы, селезенка, почки, сердце и др.).

3.3. Первичный диагноз в благополучном по лейкозу хозяйстве устанавливается на основании положительных результатов серологического и гематологического или патоморфологического исследований.

3.4. Для определения благополучия поголовья скота руководители племенных и нетелиных комплексов, владельцы, занимающиеся реализацией животных, обязаны обеспечить ежегодное однократное проведение клинических осмотров и серологических исследований всех животных старше 6-месячного возраста, а в остальных хозяйствах контроль за благополучием по лейкозу осуществляют путем ежеквартального клинического осмотра и по результатам ветсанэкспертизы при убое или патологоанатомическом вскрытии павших животных.

Быки-производители всех категорий хозяйств подлежат исследованию на лейкоз серологическими методами не менее двух раз в год с интервалом 6 месяцев.

Животных-продуцентов крови, эндокринного сырья, коров-доноров эмбрионов, а также животных, используемых для получения гипериммунных сывороток и сывороток крови для культивирования клеток, исследуют два раза в год с интервалом 6 месяцев.

3.5. Животных, принадлежащих гражданам, проживающим на территории хозяйств или в отдельных населенных пунктах, исследуют на лейкоз одновременно с проведением этой работы на фермах, а также в случаях подозрения на заболевание животных лейкозом.

3.6. В случаях выявления в благополучных хозяйствах животных, инфицированных ВЛ КРС, их изолируют от общего стада в отдельную группу и проводят клинико-гематологические исследования по уточнению диагноза. При отсутствии у инфицированных животных клинико-гематологических изменений, характерных для лейкоза, остальное поголовье данного хозяйства исследуют серологическим методом через 6 месяцев.

3.7. Из благополучных по лейкозу хозяйств (отделение, ферма) животные реализуются без ограничений. При этом за 30 дней до вывода животных из хозяйства их подвергают серологическому исследованию на лейкоз.

4. Ограничительные мероприятия в пунктах, неблагополучных по лейкозу

4.1. Хозяйства, в том числе хозяйства граждан, в которых установлено заболевание животных лейкозом в соответствии с пунктом 3.3, по представлению главного государственного ветеринарного инспектора района (города) решением местной администрации объявляют неблагополучными и вводят в них комплекс ограничений, препятствующих распространению инфекции. Одновременно утверждается комплексный план оздоровления неблагополучного хозяйства, фермы, стада и др.

4.2. В плане оздоровительных мероприятий отражают эпизоотическое состояние хозяйства или населенного пункта (степень распространения инфекции, наличие больных животных и т.д.), предусматривают масштабы и сроки проведения хозяйственных, специальных ветеринарных и других необходимых мероприятий, определяют методы и сроки оздоровления неблагополучных стад, назначают ответственных за проведение отдельных видов работ.

4.3. По условиям ограничений не допускается:

- перегруппировка крупного рогатого скота внутри хозяйства без разрешения ветеринарного специалиста, обслуживающего хозяйство (населенный пункт);

- использование быков-производителей для вольной случки коров и телок;

- использование нестерильных инструментов и аппаратов при ветеринарных и зоотехнических обработках животных;

- вывод (вывоз) животных из стада, фермерского и индивидуального хозяйства для племенных и репродуктивных целей без разрешения ветеринарного специалиста, обслуживающего данное хозяйство или населенный пункт.

4.4. Молоко от инфицированных и остальных коров оздоравливаемого стада (фермы, индивидуального подсобного хозяйства, фермерского хозяйства) сдают на молокоперерабатывающий завод или используют внутри хозяйства после пастеризации в обычном технологическом режиме. После обеззараживания молоко используется без ограничений.

5. Оздоровительные мероприятия в неблагополучных по лейкозу животноводческих хозяйствах

5.1. Оздоровительные мероприятия в неблагополучных по лейкозу хозяйствах, в т.ч. фермерских (отделение, ферма, скотный двор), проводят путем изоляции зараженных ВЛ КРС и немедленной сдачи на убой больных животных.

По результатам серологического исследования, полученным перед началом оздоровительных мероприятий, определяют варианты борьбы с лейкозом.

5.2. В хозяйствах, где выявлено до 10% зараженных и больных лейкозом животных, их немедленно сдают на убой.

Последующие серологические исследования животных этого стада проводят через каждые 3 месяца с обязательным удалением инфицированных животных.

5.3. В хозяйстве, где выявлено до 30% коров и нетелей, зараженных ВЛ КРС, последних размещают отдельно от здоровых животных на отделении, ферме, скотном дворе.

Инфицированных животных через каждые 6 месяцев исследуют гематологическим методом на лейкоз. Животных с изменениями крови, характерными для лейкоза, признают больными, изолируют и сдают на убой.

Коров и нетелей, не инфицированных вирусом лейкоза, в последующем исследуют только серологическим методом с интервалом 3 месяца. После каждого исследования вновь выявленных положительно реагирующих животных переводят в группу инфицированных коров.

5.4. В хозяйстве, где выявляют более 30% коров и нетелей, зараженных ВЛ КРС, и нет условий проводить оздоровительные мероприятия согласно п.7.3., всех взрослых животных исследуют только гематологическим методом через каждые 6 месяцев.

Одновременно организуют работу по созданию стада, свободного от ВЛ КРС, путем замены инфицированных коров здоровыми животными.

5.5. Во всех категориях хозяйств, где установлена инфекция, вызываемая вирусом лейкоза, организуют выращивание племенных и ремонтных телок отдельно от взрослого поголовья на специализированных фермах или в обособленных телятниках, контролируя их благополучие по отношению к инфекции серологическим методом.

Первое серологическое исследование сывороток крови животных проводят в 6-месячном возрасте, а последующие - через каждые 6 месяцев.

При выявлении животных, зараженных ВЛ КРС, их переводят в группу откорма.

5.6. Из отделений, ферм, хозяйств, оздоравливаемых от лейкоза, разрешается реализация животных в возрасте не моложе 9 месяцев при условии, что их выращивали изолированно от взрослых животных в обособленных помещениях и исследовали их серологическим методом с получением отрицательных результатов.

5.7. Для трансплантации зигот отбирают коров-доноров и реципиентов, свободных от вируса лейкоза крупного рогатого скота.

Решением Верховного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N АКПИ18-1120 пункт 5.8 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

5.8. При выявлении больных животных в индивидуальных хозяйствах их подвергают убою, а остальное поголовье содержат изолированно от животных, принадлежащих другим владельцам неблагополучного населенного пункта.

Молоко и молочные продукты запрещается реализовывать в свободной продаже.

5.9. В оздоравливаемых от лейкоза хозяйствах (фермах) проводят дезинфекцию животноводческих помещений и оборудования согласно установленному порядку проведения ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Для дезинфекции применяют 2%-ный горячий раствор формальдегида, 2%-ный горячий раствор едкого натра и др. Особое внимание обращают на места и предметы, загрязненные кровью.

Навоз и сточные воды утилизируют в установленном порядке.

5.10. Хозяйства, в том числе хозяйства граждан, считают оздоровленными после вывода всех больных и инфицированных животных и получения двух подряд, с интервалом в 3 месяца, отрицательных результатов при серологическом исследовании всего поголовья животных старше 6-месячного возраста, а также выполнения мер по санации помещений и территории ферм.

6. Оздоровительные мероприятия в племенных хозяйствах

6.1. При выявлении больных и инфицированных вирусом лейкоза животных их немедленно выводят из хозяйства. Запасы спермы, полученные от инфицированных быков за 2 месяца до выявления у них антител к ВЛ КРС, подлежат уничтожению.

6.2. Через каждые 3 месяца всех животных старше 6-месячного возраста подвергают серологическим исследованиям. После каждого исследования положительно реагирующих выводят из хозяйства.

6.3. Свободным от инфекции ВЛ КРС признают племенное хозяйство (станцию) при получении двух подряд, с интервалом 3 месяца, отрицательных результатов серологических исследований на лейкоз всех животных старше 6-месячного возраста.

6.4. Комплектование племенных хозяйств (станций) проводят животными только из благополучных хозяйств.

Всех животных, поступивших на профилактическое карантинирование, исследуют на лейкоз серологическим методом дважды (в начале и в конце срока карантинирования).

7. Требования к транспортировке, приему, предубойному содержанию и переработке больных лейкозом и инфицированных вирусом лейкоза животных

7.1. Инфицированный вирусом лейкоза скот перевозят на мясокомбинаты и подвергают убою на общих условиях.

7.2. Животных, больных лейкозом (с клиническими и гематологическими проявлениями лейкоза), разрешается перевозить на мясокомбинаты железнодорожным, водным и автомобильным транспортом согласно ветеринарно-санитарным требованиям.

В ветеринарном свидетельстве или ветеринарной справке (в графе "Особые отметки"), выданным на указанный скот, должно быть отмечено, что животные больны лейкозом.

Прием и убой этих животных проводится на санитарной бойне. При ее отсутствии убой такого скота разрешается проводить на общем конвейере после завершения убоя здоровых животных и удаления из цеха всех полученных от них продуктов убоя.

После убоя больных животных помещение, технологическое оборудование и инвентарь подвергают уборке и дезинфекции.

7.3. Санитарную оценку мяса и других продуктов убоя проводят согласно правилам ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов.

7.4. Все случаи выявления больных лейкозом животных и с опухолевыми поражениями различного происхождения подлежат регистрации в журнале учета ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и субпродуктов в цехе первичной переработки скота и на санитарной бойне мясокомбината с включением в отчет формы 5-вет.

Начальник подразделения государственного ветеринарного надзора на мясокомбинате (или начальник производственной ветеринарной службы) обязан сообщить о случае обнаружения лейкоза главному государственному ветеринарному инспектору района (города) и ветеринарному специалисту хозяйства, из которого поступили животные.

С утверждением настоящих Правил на территории Российской Федерации не применяется "Инструкция о мероприятиях по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота", утвержденная Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 9 августа 1989 г.

Главный государственный ветеринарный
инспектор Российской Федерации

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4808.

Утверждены Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота. Правила содержат общие сведения о лейкозе, требования по профилактике лейкоза крупного рогатого скота, требования к транспортировке, приему, предубойному содержанию и переработке больных лейкозом и инфицированных вирусом лейкоза животных и др.

Приказ Минсельхозпрода РФ от 11 мая 1999 г. N 359 "Об утверждении Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота"

Регистрационный N 1799

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 23 июня 1999 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 июня 1999 г., N 26

Приказ Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 27.06.2017 г. № 446 П "О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 12.12.2013 г. № 751"

распорядителя средств областного бюджета

Министерство сельского хозяйства Челябинской области.

Должностное лицо, утвердившее Программу, дата утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта

Цели и задачи Программы

Снижение уровня инфицированности вирусом лейкоза крупного рогатого скота (далее именуется - лейкоз) поголовья крупного рогатого скота на территории Челябинской области.

Обеспечение постоянного мониторинга, анализа, а так же объективной оценки и учета эпизоотического состояния по заболеваемости животных лейкозом в сельскохозяйственных организациях;

организация учета и эффективного проведения оздоровительных мероприятий;

обеспечение комплексного межведомственного взаимодействия для решения вопросов совершенствования проводимой работы по профилактике и ликвидации лейкоза в сельскохозяйственных животноводческих организациях;

координация и контроль проведения противолейкозных мероприятий по выполнению ведомственной целевой Программы рабочей группой;

совершенствование методов лабораторной диагностики лейкоза, улучшение материально-технического обеспечения областных учреждений ветеринарии в части оснащения оборудованием и диагностическими средствами для проведения качественных диагностических исследований, а так же приобретения расходных материалов для проведения ветеринарных мероприятий;

повышение уровня информированности населения по вопросам профилактики и борьбы с лейкозом.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Доля сельскохозяйственных животноводческих организаций, в которых уровень инфицированности животных вирусом лейкоза составляет не более 1 % (от количества всех сельскохозяйственных животноводческих организаций Реестра);

доля сельскохозяйственных животноводческих организаций с уровнем инфицированности вирусом лейкоза животных превышающим 10 %, снизивших свой уровень инфицированности и перешедших в другую группу (относительно предыдущего года);

доля сельскохозяйственных животноводческих организаций с уровнем инфицированности вирусом лейкоза животных превышающим 30 % (от количества всех сельскохозяйственных животноводческих организаций Реестра).

Характеристика мероприятий Программы

Составление ежегодного Реестра сельскохозяйственных животноводческих организаций (далее именуется - Реестр) с распределением хозяйств по группам в зависимости от степени зараженности животных вирусом лейкоза по итогам диагностических исследований 2017, 2018, 2019 годов и прогнозированием сроков оздоровления;

разработка и утверждение перспективных и календарных планов мероприятий по оздоровлению от лейкоза крупного рогатого скота для муниципальных образований Челябинской области, сельскохозяйственных животноводческих организаций с учетом конкретной эпизоотической ситуации, технологии ведения животноводства и требований действующих Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 11 мая 1999 г. № 359 (далее именуются – Правила по профилактике и борьбе с лейкозом);

выполнение комплексных диагностических (серологических и гематологических) исследований на лейкоз всего поголовья крупного рогатого скота в сроки, установленные Правилами по профилактике и борьбе с лейкозом, в том числе высокочувствительными методами диагностики (реакция иммунной диффузии, метод иммуноферментного анализа), проведение анализа полученных результатов;

проведение в неблагополучных по лейкозу сельскохозяйственных животноводческих организациях организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих условия, исключающие распространение вируса лейкоза;

улучшение качества проведения ветеринарных мероприятий специалистами областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии (далее именуются – областные учреждения ветеринарии).

Срок реализации Программы

2017 - 2019 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности областных учреждений ветеринарии, на проведение серологических исследований и на приобретение одноразовых стерильных инструментов и игл, закрытых систем взятия крови для проведения лабораторных исследований на лейкоз крупного рогатого скота и ветеринарных мероприятий в сельскохозяйственных животноводческих организациях, а так же в качестве диагностических наборов и тест-систем, поступающих в Челябинскую область из федерального бюджета для проведения лабораторных исследований на лейкоз крупного рогатого скота и не требуют дополнительных расходов (Приложение 1).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Увеличение доли сельскохозяйственных животноводческих организаций, в которых уровень инфицированности вирусом лейкоза животных составляет не более 1 % до 20 %;

увеличение доли сельскохозяйственных животноводческих организаций с уровнем инфицированности вирусом лейкоза животных превышающим 10 % до 30 %;

снижение доли сельскохозяйственных животноводческих организаций с уровнем инфицированности вирусом лейкоза животных превышающим 30 % до 15 %.

Официальный портал
Забайкальского края

  • Новости
  • О министерстве
  • Документы
  • Деятельность
  • Господдержка
  • Обращения граждан
  • Противодействие коррупции
  • Все новости
  • Важное и актуальное
  • Положение
  • Коллегия
  • Общественный совет
  • Госслужба
  • Структура
  • Подведомственные организации
  • Контакты
  • Полезная информация
  • Антитеррор
  • Вакансии
  • Прочее
  • Приказы
  • Проекты
  • Госпрограммы РФ
  • Госпрограммы Забайкальского края
  • Финансовая поддержка
  • Оперативные данные
  • Сведения о предоставленных субсидиях
  • Создать обращение
  • Опросы граждан
  • Личный прием граждан
  • Письменное обращение
  • Обжалование
  • Анализ обращений
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Перечень коррупциогенных должностей
  • Нормативные правовые акты
  • Сведения о доходах
  • Приказ о комиссии
  • Планы и отчеты
  • Обратная связь
  • Методические материалы
  • Формы документов
  • В подведомственных учреждениях
  • Планы и отчеты
  • АГРОСТАРТАП
  • Ликвидация последствий ЧС
  • Сводки с полей
  • Бренд "Забайкалье"
  • АПК края
  • Производители молока в Забайкалье получат более 11 миллионов рублей господдержки
  • Хозяйства трех районов Забайкалья приступили к заготовке кормов на зимовку скота
  • Уникальные экспозиции создаются в Забайкальском ботаническом саду
  • Забайкальские аграрии получили 339 миллионов рублей на проведение посевной кампании
  • Денис Бочкарев: В 2021 году планируем поднять 80 тысяч гектаров залежных земель
  • Более 74 миллионов рублей выделят в Забайкалье на поддержку начинающих фермеров
  • Забайкальские аграрии вспахали 15 тысяч гектаров залежных земель
  • Объявлен Всероссийский конкурс по сельской тематике для СМИ и журналистов


Как отметил Евгений Громыко, представители Минсельхоза России неоднократно озвучивали позицию о необходимости исключения приложения 5 из Технического регламента на совещаниях, проходивших на площадке Евразийской экономической комиссии, в чьей компетенции находится решение данного вопроса, но окончательное решение по нему пока не принято.

В частности, последнее обсуждение этого вопроса в рамках ЕЭК состоялось 14 июля 2015 года на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Основанием для исключения данного пункта из Технического регламента является избыточность данного требования, так как оно фактически дублируется Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317. В главе 27 документа содержится аналогичное требование по свободе хозяйств от лейкоза КРС в течение последних 12 месяцев. Однако данная глава применяется только при контроле ввоза молока на таможенную территорию Евразийского экономического союза и при перемещении между государствами-членами Союза.

В Российской Федерации используется отработанная в течение многих десятилетий система обеспечения безопасности в ветеринарно-санитарном отношении молока, поступающего из хозяйств, неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота.

Ввиду крайней неустойчивости вируса лейкоза КРС к факторам внешней среды он инактивируется (погибает) при температуре 56°С и выше, при воздействии на него УФ-излучения и ультразвука. Пастеризация молока при температуре 74°С инактивирует вирус в течении нескольких секунд.

В соответствии с пунктом 4.4 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота от 11 мая 1999 г. № 359, молоко от инфицированных и остальных коров оздоравливаемого стада (фермы, ЛПХ, КФХ) сдают на молокоперерабатывающий завод или используют внутри хозяйства после пастеризации в обычном технологическом режиме. После прохождения процедуры обеззараживания молоко используется без ограничений.


Согласно документу принять на переработку возможно только молоко от хозяйства, которое признано свободным от лейкоза в течение последних 12 месяцев.

Позднее ЕЭК приняла решение об исключении такого требования, но не оформила его законодательно. Между тем в июле этого года Комиссия опубликовала проект решения, согласно которым предлагается признать утратившим силу Приложение №5 Технического регламента ТР ТС 021/2011 “Требования к непереработанному продовольственному (пищевому) сырью животного происхождения". В этом случае будут исключены и требования по лейкозу.

По оценке Минсельхоза, около 15% поголовья КРС в России может быть инфицировано вирусом лейкоза КРС. Для ряда регионов проблема стоит очень остро, к примеру, в Новосибирской области депутаты Заксобрания направили обращение в Минсельхоз РФ с просьбой временно не отменять субсидии на развитие молочного скотоводства на территориях, где зафиксированы случаи заболевания скота лейкозом. В обращении отмечалось, что за последние три года в Новосибирской области в результате проведения комплекса оздоровительных мероприятий количество вирусоносителей лейкоза снизилось на 28,3%, однако единственным действующим методом лечения является полная замена поголовья, которое на 1 мая 2019 составляло более 360 тыс. голов.

В Минсельхозе России сообщили ТАСС, что начали проработку вопроса о поддержке малых форм хозяйствования в вопросе борьбы с лейкозом. “Мы уже начали прорабатывать вопрос о мерах государственной поддержки на замену лейкозного скота. Предварительно нами проработан следующий механизм. Малые формы хозяйствования, вступая в кооператив, организуют бойню кооперативную, отдают лейкозный скот на забой в кооператив. Кооператив, реализуя мясо, обеспечивает собственное участие при кредитовании инвестиционном на льготных условиях до 3% и приобретает скот в кредит. Банк уже начал прорабатывать этот специализированный кредитный продукт", - отметил собеседник агентства.

The DairyNews удалось поговорить с представителями ряда хозяйств и узнать их мнение по поводу инициативы Минсельхоза. Свердловская область уже много лет считается свободной от лейкоза КРС. Анатолий Никифоров, председатель СПК “Килачевский" отмечает, что стадо в регионе на сто процентов свободно от лейкоза.

“Если государство собирается помогать другим фермам –, 50% покрытие затрат, - серьезная сумма, мы только за. Пусть государство хоть немного поможет фермерам.

С другой стороны, у нас очень долго работающая госмашина. Пока она развернется… Скорее всего будет как обычно – поговорят и забудут, потому что деньги действительно очень большие", - высказал точку зрения эксперт.

Данила Козлов, замдиректора по животноводству “Совхоз им. Ленина" подчеркивает, что в их хозяйстве давно лейкоза КРС нет.

“По стране эта проблема существует, и, насколько мне известно, подобные системы субсидирования бывали и раньше. Но результаты говорят сами за себя – лейкоз у нас до сих пор не побежден. И где гарантии, что эта инициатива сработает? К субсидиям отношение у меня всегда скептическое – денег часто не хватает или хватает только тем, кто находится ближе к власти, либо имеет более масштабное хозяйство", - отметил Данила Козлов.

Александр Васильев, начальник отдела животноводства “Союз-Агро" подчеркнул, что инициатива Минсельхоза может принести пользу.

“ Эта проблема есть, и, если у фермера лейкозный скот, мне жаль его, - число такого скота необходимо сокращать. Я знаю, о чем говорю, поскольку мы сами в течение 10 лет боролись с лейкозом у себя, и нам удалось победить его без потери продуктивности и стада. Потребовалось 10 лет постепенной и методичной работы. Мы победили, и сейчас я с жалостью и состраданием смотрю на тех, у кого это по ряду причин не вышло. И даже не на фермеров – более меня интересуют крупные хозяйства, у которых несколько тысяч голов, и процент лейкоза местами доходит до 70%”, - резюмировал Александр Васильев.

Напомним, что по данным Росстата поголовье КРС в СХО уменьшилось на 1,3% до 8,24 млн. голов. Поголовье коров сократилось на 1,4% до 3,26 млн. голов.

С целью роста и развития молочного животноводства на территории Свердловской области, эффективной работы сельскохозяйственных предприятий, производства качественного продукта (молоко), необходимо максимально снизить риск заноса и распространения трансграничных, особо опасных и заразных болезней животных, характерных для крупного рогатого скота (далее – КРС), таких как вирус лейкоза КРС.

Лейкоз КРС – хроническая инфекционная вирусная болезнь опухолевой природы, основной признак которой – злокачественное разрастание клеток кроветворных органов с нарушением их созревания, в результате чего происходит диффузная инфильтрация органов этими клетками или появляются опухоли.

В соответствии с пунктом 14 технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 № 67, для производства продуктов переработки молока не допускается использование сырого молока от больных и находящихся на карантине животных.

Департаментом ветеринарии Свердловской области (далее – Департамент) совместно с Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области принято решение о проведении в 2020 году в обязательном порядке двукратных (весной и осенью) серологических исследований всего восприимчивого поголовья КРС, в рамках государственного задания, выполняемых подведомственным Департаменту государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Тавдинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее – Учреждение), для физических лиц и на платной основе для юридических лиц.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлено письмо от 27.04.2016 № ДХ-25-27/4786 о подготовке Плана мероприятий по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, в котором указано, что в декабре 2020 года доля инфицированных (РИД-положительных) животных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации должна составлять 0% от общего поголовья КРС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом Минсельхоз России просит учесть, что с 1 января 2021 года субсидии на развитие молочного скотоводства (на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, на поддержку племенных хозяйств, на строительство, реконструкцию и модернизацию молочных комплексов и ферм) не будут выделяться животноводческим хозяйствам (фермам, предприятиям, организациям) в случае наличия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации любого количества инфицированных (РИД–положительных) животных.

Информация о проведенных исследованиях будет учитываться как Департаментом, так и подведомственным ему Учреждением, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов и справки об эпизоотическом благополучии хозяйств.

С целью получения дополнительных разъяснений о проведении исследований на лейкоз КРС рекомендуем обращаться в Учреждение и его структурное подразделение — Таборинскую ветеринарную лечебницу.

Читайте также: