Межличностное общение в юношеском возрасте новообразования возраста









МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Межличностное общение в учебнике для гуманитарных специальностей определяется как процесс взаимодействия двух и более лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса [5].

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом [2]. Среди элементов успешного общения выделяют внешнюю привлекательность, голос и невербальное поведение. Люди формируют мнение о собеседнике в течение первых секунд встречи. Если внешность опрятна и привлекательна, то шанс привлечь внимание собеседника и его готовность слушать значительно повышается. И наоборот, можно оттолкнуть от себя людей, если внешний вид не соответствует ситуации и нарушает представления о нормах внешней культуры человека. Особое внимание следует обратить на голос и эмоциональный тон высказываний, интонацию речи. В большинстве случаев может оказаться более важным не то, что сказано, а как это было сказано. Голосовые и речевые возможности могут составить основу взаимопонимания между собеседниками. Голос может привлечь слушателей, убедить их в чем-то, завоевать их доверие, расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Также необходимо обратить внимание на невербальное поведение собеседника. Основными элементами невербального поведения человека являются разнообразные движения и атрибуты его внешности – мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары. Согласно данным зарубежных исследований, в процессе обмена людьми информацией среди коммуникативных средств 55% составляют невербальные сигналы, 38% - интонации и 7% составляют вербальные средства (слова) [1].

Успех коммуникативного взаимодействия связан с осуществлением речевого замысла, способностью убеждения слушателя в правоте своих слов, а так же в проявлении, в результате необходимой ожидаемой эмоциональной реакции. Человека, его индивидуальность, во многом характеризует его речь и ее содержание. Высказывая то или иное суждение, говорящий пытается воздействовать на слушающих и подчинить их логике своих мыслей, влиять на них. Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, владеющий основными нормами литературного языка, чувствует себя уверенно в различных ситуациях бытового, делового и профессионального общения.

В целях выявления уровня общения был проведен опрос по методике Ряховского среди студентов Педагогического института (ПИ) и Геолого-разведочного факультета (ГРФ) СВФУ в возрасте от 18 до 22 лет. Всего было опрошено 40 человек из них 20 девушек и 20 юношей.

Таблица 1 – Исследование общительности студентов

Проблема общения относится к числу важнейших для юношеского возраста сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в старшем подростковом возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей.

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций [24]. Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей -- с 16% в седьмом классе до 40% в девятом, у девушек -- соответственно с 25 до 50%, что связано с формированием самосознания.

Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Появляется стремление к общению со сверстниками противоположного пола.

В исследованиях И.К.Кузнецовой установлено, что в содержании представлений о сверстниках противоположного пола высоко оцениваются качества, выражающие отношение к другим людям, способствующие установлению дружеского общения. В представлениях о сверстниках своего пола (т.е. о себе) и у юношей, и у девушек выражена ориентация на те качества личности, которые способствуют достижению социального успеха, что отражает, по-видимому, потребность юношей в самоопределении, прежде всего в профессиональном плане.

Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.

Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа "Я". Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей. Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств [30].

Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций. И хотя сегодня очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, именно в юности дружеские и любовные привязанности особенно актуальны, хотя они и носят, по преимуществу, романтический характер. Однако на этом этапе могут возникать определенные проблемы, от решения которых напрямую зависит полноценное и динамичное функционирование личности в дальнейшем. И если юноша не сможет справиться с этими трудностями, то, в конце концов, его уделом становиться одиночество - состояние, при котором не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Так как именно в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность человека к семейной жизни, то подробное изучение юношеского типа общения, а именно - проблем дружбы и любви - может способствовать не только нормальному функционированию личности человека, но и созданию им в дальнейшем полноценной семьи и достижению счастья в браке.

Дружба в юношеском возрасте .

Мотивы, которыми руководствуются юноши при выборе друзей[41]. .

В период отрочества подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойства личности, которые делают их популярными. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые из них становятся близкими друзьями. В юности процесс социального сравнения меняется. Теперь юноши и девушки ищут друзей по принципу подобия, замещая количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками. Таким образом, у юношей развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Таким образом, в определениях дружбы здесь преобладают два мотива:

1) требование взаимопомощи и верности и

2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга. Здесь следует упомянуть о возрастных предпочтениях, которые встречаются в юношеской дружбе.

Ориентация на дружбу с ровесником говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Такая дружба основывается на принципах сходства и равенства. Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Ориентация на младшего встречается значительно реже. Потребность в общении с младшим, желание руководить, делиться опытом, опекать - отнюдь не редкость в юношеском возрасте . Более того, юноши, имеющие младших братьев и сестер, выше, чем остальные, оценивают себя по таким значимым качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, и ожидают более высоких оценок по этим качествам от своих родителей и друзей.

Дружба с младшим воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как ее альтернатива. У тех, кто дружит с младшими, такой выбор в большинстве случаев вынужденный. Это либо результат отставания в развитии, когда о кругу своих интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо воздействие каких-либо психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, свойственно мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.д. Перенос эмоциональной привязанности на младших является в этом случае компенсаторным.

Психологические закономерности юношеской дружбы - будь то ее идеал или реальные свойства - отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Половозрастные различия и индивидуально-типологические особенности дружбы в юношеском возрасте [30].

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия между юношами и девушками. Девушки, как правило, боле эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте , чем юноши. Девичьи критерии дружбы гораздо тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские , девочки чаще испытывают дефицит интимности. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными.

Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девушки быстрее созревают, у них раньше проявляются сложные формы самосознания потребность в интимной дружбе.

Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в любовь. Таким образом, в юности продолжается раздельное, относительное независимое развитие взаимоотношений со сверстниками, которые разделяются на товарищеские и дружеские. Затем дружеские взаимоотношения начинают дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам[33].

Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Как показывают исследования И.С. Кона именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений старших школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

Существуют данные, согласно которым неформальное общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

Практически все юноши и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто оставляет желать лучшего [42].

- общение-сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с товарищами (и, значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми для становления личности старшего школьника, для развития его взрослости;

- именно общение с товарищами, а не со взрослыми, может приносить юноше большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым.

Старшеклассник весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении со взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость общения с товарищами, общения в котором нет, и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение подростка, старшеклассника в кругу сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более глубоким. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

Отношение со сверстниками старшеклассников сложнее, многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг. С возрастом такие различия становятся все более четкими, а общая картина подростков - все более сложной, так как яснее определяются симпатии и антипатии, выделяются пары, группы, компании [51].

Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются в самостоятельную и очень важную для юноши сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

Общение с товарищами большая ценность для юноши. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Попытки взрослых ограничить общение старшеклассника с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором.

Общепризнанным является тот факт, что потребность в общении носит специфически человеческий характер, она формируется, углубляется и приобретает определенную значимость на протяжении всей жизни личности. На этом пути существуют свои взлеты, временные остановки и даже определенный регресс.

Многочисленные исследования убедительно доказывают, что эффективное решение проблем юношеского возраста (самосознания, самоопределения, самоутверждения) невозможно вне общения с окружающими людьми. В то же время, общение в юности носит противоречивый характер, выражающийся в том, что, с одной стороны, юноши и девушки проявляют активность в поисках общения с окружающими, демонстрируя при этом особую доверительность, интенсивность, а, с другой, стороны, демонстрируют свое стремление к обособлению, отражающее потребность молодого человека в нахождении своей позиции среди людей, потребность в осознании своеобразия своего Я. В силу вышеизложенных обстоятельств, одной из главных проблем юношеского возраста становится поиск возможности полностью реализовать, выазить и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьм.

В период юности, в пору определения личностной идентичности, открытия и обретения своего собственного "Я" эта проблема часто приобретает в сознании молодых людей характер экзистенциальной, что сказывается и на конкретных проблемах складывающихся отношений с одноклассниками, преподавателями. Авторами многих исследований обозначенная проблема формулируется как проблема трудностей в общении. Под трудностями общения в психологии понимаются различного рода затруднения, следствием которых является полное или частичное недостижение целей и неудовлетворение мотивов общения, что сопровождается неудовлетворенностью субъекта процессом общения и своей ролью в нем.

Затрудненное общение является сложной, педагогически значимой проблемой. Трудности, возникающие в общении молодых людей, часто становятся источником срывов в учебе, вызывая раздражение как самих юношей и девушек, так и их родителей и учителей. Сказанное открьвает широкое поле для деятельности педагогов и психологов в плане диагностики, коррекции и профилактической работы по преодолению трудностей общения и предъявляет серьезные требования к их умению выявлять индивидуальные особенности каждого молодого человека и подбирать адекватные для каждого воспитательные воздействия.

Само продуктивное общение выступает и как средство, и как результат успешного процесса социализации. Вместе с тем оно открывает для личности возможность стать творцом собственного человеческого бытия, своей индивидуальной неповторимости. Анализ как факторов, определяющих успешность либо трудность общения, так и, в особенности, взаимовлияния некоторых из них позволит зафиксировать тот смысл, который они приобретают в разных формах отношений людей и открыть пути к построению реальных способов коррекции [50].

подросток агрессия конфликтный стиль

Выводы к Главе 1

В данной главе нами рассматривались теоретические вопросы поставленной проблемы. Мы изучили литературу по проблемам юности, и выяснили, что она направлена на поиск своего места в мире.

В начале работы описано главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, она считается нами наиболее важным, так как может быть связано с нашей темой. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, усваивает правовые и нравственные нормы, принятые в обществе. И от того, насколько грамотно они будут усвоены, зависит его будущее поведение в жизни.

Тема нашего исследования тесно связана с проблемой конфликтного поведения, которое проявляется в процессе общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

При постановке гипотезе, мы учитывали тот факт, что для её проверки необходимо будет провести коррекционную работу с учащимися. Для решения этой задачи нами была разработана коррекционная программа, которая помешена в данную главу. Задача коррекционной программы - повысить уровень компетентности учащихся и сформировать позитивные установки, которые помогут в преодолении конфликтных ситуаций.

Юность — период в развитии, соответствующий пе­реходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточ­ное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнен нем жизнедеятельно­сти у юноши происходит не только количественное рас­ширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоя­тельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сбли­жающие его положение с положением ребенка.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследовате­ли выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юноше­ского периода завершаются процессы физического со­зревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением за­дач профессионального самоопределения и вступлени­ем во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потреб­ность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окон­чательно преодолевается свойственная предшествую­щим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. В отноше­ниях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравст­венного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских ка­честв личности.

Юность - это период перехода к са­мостоятельности, период самоопределения, приобрете­ния психической, идейной и гражданской зрелости.

Ведущая деятельность в ранней юности - професси­ональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои 1 возможности наряду с пониманием своего места и на­значения в жизни.

Психологическая база профессионального самоопределения составляет новую структуру личности в юности:

2.обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции господствующих в обществе ценностей;

4.потребность в труде и способность трудиться;

5.развитая рефлексия для осознания и критическое отношение к себе;

6.развитие теоретического мышления и изменение ориентироваться в различных формах теоретического сознания: научном, художественном, этическом правовом;

7.потребность в общении и владении способами его построения;

8.формирование нравственного самосознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности.

Выготский отводил ключевую роль самосознанию в этом возрасте. Главным для этого возраста он считал овладение собственным внутренним миром, что обеспечивает единство поведения, внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который Выготский рассматривает не только как показатель овладения личностью своим внутренними миром, но и как систему приспособления к действительности и связанную с этим целевую регуляцию поведения, но о жизненных планах можно говорить только тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.

Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Так, Пряжников, считает,что центром самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. По его мнению, психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения, являются: осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации, осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального труда, выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными жизненными целями, знание о выбираемых целях, знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.

По С. Л. Рубинштейну, проблема само­сознания есть прежде всего проблема определения свое­го способа жизни. Обобщая, он выделил два способа су­ществования человека. Первый способ — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в ко­торых живет человек.. Здесь весь человек находится внут­ри самой жизни: всякое его отношение — это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он свя­зан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жиз­ни выводит проблему профессионального самоопреде­ления в юности в иную плоскость— в плоскость выбора жизненною пути. В зависимости от степени развития рефлексии, самосознания, гражданских качеств лично­сти выбор профессии и дальнейший путь в профессио­нальной деятельности может осуществляться в соответ­ствии с двумя моделями: адаптивной моделью и моде­лью развития. Согласно первой модели, в самосознании человека доминирует пассивная тенден­ция к подчинению и в профессиональном самоопреде­лении, и в профессиональной деятельности. В другой модели развития человек в своем профессиональном са­моопределении и в дальней шей профессиональной дея­тельности стремится выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, увидеть ее и труд в целом, стать творцом собственной жизни, конструирующим свое настоящее и будущее.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. У старшеклас­сников жизненные планы зачастую еще весьма расплыв­чаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник про­сто воображает себя в самых разнообразных ролях, соиз­меряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. Чем старше юно­ша, тем насущнее становится необходимость выбора. Из множества воображаемых, фантастических или абстрак­тных возможностей постепенно вырисовывается неско­лько наиболее реальных и приемлемых вариантов, меж­ду которыми и предстоит выбирать.

Путь самопознания юноши сложен и неоднороден. Известны два способа само познания и юности. Одни со­стоит н том, чтобы соизмерять уровень своих притяза­ний с достигнутым результатом. Однако, ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую про­верку и приводит подчас к опасному желанию испытать себя в неоправданном риске. Второй путь самопозна­ния - социальное равнение, сопоставление мнений о се­бе окружающих. Самопознание в юности — это открытие себя как неповторимо индивидуальной личности, оно тесно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т. е. обобщен­ная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности.

Особое значение для развития юноши имеют изме­нения в области чувств. Общее эмоциональ­ное самочувствие в этом возрасте становится более ров­ным, чем у подростков; как правило, нет резких аффек­тивных вспышек, которые нередко возникали у подро­стков; нет также и скоропалительного суждения о людях, их качествах и чертах, таких необоснованно образующихся пристрастий, которые свойственны подро­стку .

Для юношей характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников, что приобрета­ет самые разнообразные формы. Это ведет не только к переживанию, час­то глубокому, своих недостатков, но и к стремлению улучшить какие-то свои качества, переделать себя, заня­ться самовоспитанием.

В юности появляется большая эмоциональная вос­приимчивость к ряду явлений действительности, мно­гие действия и поступки людей, начинают вызывать отчетливый эмоциональный отклик. Повышение эмоциональной воспри­имчивости идет рука об руку с ростом способности к со­переживанию.

В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства. Обостряются и становятся более осоз­нанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодова­ния, сочувствие несчастью другого, его горю, душевный подъем от хорошею поступка, радость от встречи с про­изволением искусства, волнение, грусть, юноша пере­жинает радость первой любви, под влиянием которой он становится еще лучше и человечнее.

Особое место в развитии чувств юноши занимает пе­реживание первой любви. Проявления любви в юношеском возра­сте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.

Очень важной, с точки зрения развития личности в юности, является проблема вариантов взросления и, со­ответственно, личностного становления.

Канадский психолог Д. Марше установил четыре ти­повых варианта формирования идентичности:

Указанные вариан­ты формирования идентичности выступают в двух своих значениях: это этапы развития личности и одновремен­но ее типы. Пережив стадию неопределенной идентич­ности, юноша может приступить к интенсивной пробе разнообразных ролей, но может остаться на самом нача­льном уровне, так и не испытав всех трудностей и радо­стей процесса самоопределения

Подводя итог сказанному о развитии личности в юности, приведем обобщающие слова Д. И. Фельдштейна о том, что в юности приобретается та степень психи­ческой, идейной и гражданской зрелости, которая дела­ет его самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собст­венные жизненные планы, находить средства их реали­зации. Личность юноши и девушки складывается под влиянием положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отно­шений. Для юношей и девушек становятся характерны­ми тенденции к причинному объяснению социальных явлений, гражданская позиция личности. Молодежь этою возраста включается в борьбу за решение больших общественно-политических и государственных задач. Эти условия жизни и деятельности юношей и девушек, их трудовое и общественное положение оказывают ре­шающее влияние на развитие их личности, на формиро­вание мировоззрения, творческой деятельности в раз­личных областях знания. Формируется принципиаль­ность, развиваются убеждения, чувство долга и ответственности. Важной чертой нравственного разви­тия является усиление роли нравственного сознания в поведении. Высокого уровня достигают волевые качест­ва: самостоятельность, инициативность, настойчи­вость, выдержка. Юношеский возраст отличается богат­ством и многообразием переживаемых чувств, которые обычно соотносятся с принятыми в обществе моральными требованиями. Повышается интерес к философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, сча­стья, долга, любви, дружбы). Юношеский возраст - это возраст энергии, энтузиазма, дерзаний, романтически окрашенного стремления к большим делам. Самосозна­ние в этом возрасте связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизнен­ных устремлений. На основе самосознания развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление недостатков и развитие положи­тельных качеств, но и на формирование личности о це­лом в соответствии с идеалами, складывающимися у юношей и девушек.

У юношей мышление становится более системати­ческим и критическим. Старшеклассники требуют дока­зательств и обоснования тех утверждений, которые они слышат от учителей, окружающих и близких. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выраже­ниями, красивыми фразами, оригинальной формой вы­ражения.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти. Это относится не только к тому, что увели­чивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значи­тельной мере меняются способы запоминания. Наряду с деятельностью непроизвольного запоминания, у юношей наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания ма­териала. Все это способствует тому, что в эти годы про­исходит значительный рост знаний и умений учащихся.

Возросший уровень мыслительной деятельности, развитие приемов размышления и рассуждения, рост умения обобщать проявляется и в том, что старшие шко­льники глубже понимают социально-исторические яв­ления и естественнонаучные вопросы.

По­знавательные интересы приобретают широкий, устой­чивый и действенный характер. Мыслительная деятель­ность приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстра­гирования, который делает вполне возможной самосто­ятельную творческую деятельность в определенных об­ластях. Для юношей и девушек становятся характерны­ми тенденция к причинному объяснению явлений, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления.

Общие умственные способности уже сформированы, но продолжают совершенствоваться, происходит дифференциация умственных способностей, возрастает роль ценностно-ориентационной деятельности.. Особенно быстро развиваются специальные способности. Развитие интеллекта в молодости, тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не простое усвоение информации, а проявление интел­лектуальной инициативы и создание чего-то нового.

В юношеском возрасте отмечаются две противопо­ложные тенденции в общении: расширение его сферы — с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обо­собление - с другой.

Но юношеская общительность часто бывает эгоцент­ричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний выше интереса к чувствам и пере­живаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе созревает раньше, чему мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков и девочек примерно одного возраста, то требования, предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчи­ков. В более старших возрастах эта разница, по-видимо­му, выравнивается. Интимность дружбы зависит от лич­ностных качеств (не все способны па глубокие чувства, доверительность, интерес к другому) и от уровня рефлективности личности (а это, в свою очередь, связано с уровнем образования).

Особое внимание следует уделить общению юношей и девушек со взрослыми. Эти отношения не столь на­пряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, и причина сложности — в автономии юно­ши, обусловленной социальной ситуацией его развития. Но в том, что касается более глубоких проблем — поли­тических взглядов, мировоззрения, выбора профес­сии, — авторитет родителей оказывается куда более зна­чительным, перевешивая, как правило, влияние прияте­лей - сверстников.

Темы общения со взрослыми - различные аспекты жизненно­го самоопределении, при условии, ес­ли общение со взрослыми будет иметь доверительную форму.

Читайте также: