Методическое пособие по онкологии для студентов


Онкология - Ганцев Ш. X. - Учебник

Описание: Учебник отличается от аналогов по ряду позиций. Во-первых — строгим соответствием учебной программе. Во-вторых — использованием опыта ведущих клиник и ученых России в рамках единой образовательной концепции. В-третьих — впервые в отечественной педагогической практике медицинских вузов изложены стандарты диагностики и лечения в онкологии. Студент, обучающийся на кафедрах, получит первоначальные знания о стандартизации лечебно-диагностического процесса, что на сегодняшний день очень важно. Можно и дальше перечислять плюсы учебника, но мне представляется, что главным экспертом издания является студент. Учебник создан для него, и он его по достоинству оценит.


Онкология - В.И. Чиссов, С. Л. Дарьялова - Учебник с компакт-диском

Описание: В учебнике представлена современная информация об этиологии, патогенезе, клинической картине, диагностике, лечении, профилактике и прогнозе онкологических заболеваний. В самостоятельных разделах приводятся сведения по общим вопросам онкологии, а также по особенностям онкологических заболеваний у детей. Учебник включает приложение на компакт-диске, содержащее тестовый экзамен, дополнительные иллюстрации и разнообразные справочные материалы.
Учебник подготовлен в соответствии с действующей программой по онкологии и предназначен для студентов медицинских вузов.


Молекулярная онкология: клинические аспекты - Имянитов Е.Н., Хансон К.П.

Описание: Бурное развитие молекулярной генетики, в частности открытие онкогенов и антионкогенов, кардинально видоизменило представления о механизмах возникновения новообразований. Тем не менее принято считать, что прогресс в теоретической области практически не отразился на состоянии дел в клинической онкологии. Содержание настоящего издания призвано продемонстрировать несостоятельность подобных утверждений.
Действительно, если 70-е и 80-е гг. XX века характеризовались прогрессом преимущественно в экспериментальной области, символом последнего десятилетия стали именно практические достижения молекулярной онкологии. К настоящему моменту молекулярно-генетические подходы рутинно используются на всех этапах онкологической помощи, т. е. в профилактике, диагностике, лечении и мониторинге пациентов. Наиболее заметные успехи отмечены в развитии лабораторных методов выявления групп онкологического риска, поиске диагностических и прогностических маркеров новообразований, разработке патогенетически обоснованных подходов к химиопрофилактике и химиотерапии неоплазм и, наконец, в генотерапии рака.


Лечение хронической боли онкологического генеза - Г.А. Новиков - Учебное пособие


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Тема: Современное состояние проблемы диагно­стики и перспективы развития онкологии. Организационные и правовые вопросы онкологии. Общие вопросы этиологии, патогенеза, классификации опухолевых заболеваний. Принципы лечения злокачественных опухолей.

Цель: изучить принципы оказания онкологической помощи в России, ознакомиться с нормативными актами, обязательной документацией, заполняемой при выявлении онкологического заболевания. Изучить общие вопросы этиопатогенеза, классификации опухолевых заболеваний, принципы лечения онкологических заболеваний.

Продолжительность занятия: 6 учебных часов.

Место проведения: учебная комната, поликлиника диспансера, химиотерапевтическое отделение, отделение лучевой терапии. хирургические отделения.

Онкология как клиническая наука. Цели и задачи занятий по онкологии. Современные принципы организации онкологической помощи. Организационные и правовые вопросы онкологии.

Структура онкологического диспансера и функции подразделений диспансера: поликлиническое отделение, хирургические отделения, диагностические отделения (отделение лучевой диагностики, радионуклидой диагностики). Отделение химиотерапии

Современные диагностиче­ские возможности в онкологии. Понятие о скрининге. Формирование групп по­вышенного риска. Значение различных методов диагностики в выявлении опухолевых заболеваний. Принципы оценки результатов лечения онкологических заболеваний. Роль и значение врача общего профиля в ранней диагностике зло­качественных опухолей. Деонтология в онкологии.

Принципы классификации опухолевых заболеваний.

Международная классификация стадий злокачественного заболевания является обобщающей и составлена по системе ТNМ

Т – опухоль (tumor); N – лимфатические узлы (nodulus) - метастазы в регионарные лимфоузлы ; М - метастаз (metastases) в отдаленные органы,

Т - зависит от размеров опухоли и отношения ее к стенке органа и окружающим органам и тканям и имеет значение T1 , Т2 , Т3 , Т4 и Тх. Последнее обозначение используется в том случае, когда размеры опухоли, отношения ее к стенке органа и окружающим органам и тканям не выяс­нено

N - клиническое состояние регионарных лимфатических желез (узлов).

Nо - метастазов не определяется; N1 - отдельные, подвижные ближние, увеличенные метастатические узлы; N2 – спаянные между собой, но подвижные, близрасположенные;

N3 - увеличенные, неподвижные, в виде конгломерата или увеличенные лимфоузлы в отдаленных коллекторах;

Nх - их не удается определить клинически (но они могут быть выявлены на операции или гистологически) (Nх + гистологически, Nх – гистологически).

М - имеет значение ; М1 - выявлены отдаленные метастазы ; Мо - метастазов нет

Кроме этого после гистологического исследования в формулу вводятся символы Р и С.

Р - характеризует инвазию опухолью стенки органа при опу­холях лишь желудочно-кишечного тракта;

Р1- гистологически опухоль выявлена только в слизистой оболочке;

Р2 - инфильтрирует в подслизистый слой;

Р3 - захватывает мышечный слой;

Р4 - прорастает сквозь серозу.

С - степень дифференциации опухоли.

С1 - высокая дифференциация ;

Знакомство с оформлением медицинской документации. Анализ причин поздней диагностики. Диспансерное наблюдение онкологических больных.

Заполнение первичной документации в поликлинике:

а) Заполнение извещения на больного с первично установлении диагнозом рака (форма 090-у); в 3-х дневный срок должно быть послано в Горонкодиопансер.

б) Заполнение контрольной карты диспансерного наблюдения

г) Выписка из медицинской карты стационарного больного со зло­качественным новообразованием (форма 027-1у).

Различные теории возникновения и развития опухолевых заболеваний.

Хирургическое лечение: радикальные, комбинированные, сверхрадикальные, паллиативные операции, понятие абластики.

Лучевая терапия. Радиочувствительность опухоли. Методы лучевой терапии.

Химиотерапия. Группы противоопухолевых препаратов. Методы химиотерапии: курсовой, поддерживающий. Методы введения хи-миопрепаратов: внутриартериальное (системное, регионарное), внутривен-ное, эндолимфатическое). Метод перфузии. Иммунотерапия. Гемосорбция (плазмосорбция, лимфосорбция).

Симптоматическое лечение. Понятие о комплексном лечении больного с онкологическим заболеванием.

Принципы выбора метода и программы лечения.

Паллиативная помощь больным с запущенными формами злокачест­венных новообразований. Понятие о качестве жизни онкологических больных.

Деонтология в онкологии. Тактика врача по отношению к онкологи­ческому больному. Правила поведения студентов в онкологической кли­нике.

1. Современные основы он­кологии: Учебник / , , – М.: Эра, 2002.

2. Онкология: Учебник / , – М., 1996.

3. Клиническая онкология: Учебник с тестовым контро­лем / – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.

4. Клиническая онкология: Учебник / . – 2-е изд., доп., с цв. приложением и тестовым контролем. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

1. Справочник по онкологии / Под ред. [и др.] – М., 1996.

2. Справочник по противоопухолевой лекарственной терапии / Под ред. A. M. Гарина [и др.] – М., 1992.

3. Орга­низация ранней диагностики злокачественных новообразований ос­новных локализаций / , , - М., 1997.

4. Избранные лекции по клинической онкологии / Под ред. , [и др.] – М., 2000.

5. Алгоритмы объемов диагностики и лечения злокачественных новооб­разований / Под ред. . – М., 2002.

Тема: Опухоли кожи. Рак и меланома.

Цель: изучить принципы диагностики, дифференциальной диагностики опухолей кожи, а также выбора оптимального метода лечения. Применить эти принципы при курации больных опухолевыми заболеваниями кожи.

Продолжительность: 3 учебных часа.

Тема: Опухоли костей и мягких тканей.

Цель: на примере клинического разбора больных костей и мягких тканей дать основные сведения и научить студентов специфике обследования больных, диагностике, дифференциальной диагностике и обосновать лечебную тактику при этих заболеваниях.

Продолжительность: 3 учебных часа.

Общая продолжительность занятия: 6 учебных часов.

Место проведения: учебная комната, поликлиника диспансера, химиотерапевтическое отделение, отделение лучевой терапии. хирургические отделения.

Опухоли кожи. Рак и меланома

Факультативные и облигатные предраковые состояния: кожный рог, старческий кератоз, кератоакантома, старческая атрофия кожи, пигментная ксеродерма, опухоль Боуэна. Патоморфология. Диагностика. Лечение предраковых состояний.

Облигатные: пигментная ксеродерма, болезнь Боуэна, болезнь Педжета. Факультативные: старческая атрофия кожи, кератоз, кожный рог, рубцы, поражения кожи лучами радия, мышьяком и др.

Рак кожи: плоскоклеточный, базально клеточный. Классфикация по стадиям, по системе TNM. Обоснование диагноза. Лечение: лучевая терапия, хирургический и криохирургический методы. Прогноз.

Опухоли кожи соединительно-тканного происхождения.

Меланома. Определение. Эта разновидность новообразований относится к числу наиболее злокачественных, встречающихся у человека. Число случаев ее быстро увеличивается по всему миру. В США частота меланом удваивается каждые 15 лет с 1930 года и до настоящего времени, составляя 7 на 100000 населения. В солнечных районах американского Юго - Запада число случаев составляет 25 на 100000, примерно столько, сколько и в Куинсланде (Австралия). По странам СНГ заболеваемость на 100000 населения составляет более 2,0. Ранняя диагностика приводит к заметному увеличению вылеченных случаев. Это наглядно иллюстрирует пример высокой онконастороженности населения и профессиональной подготовки врачей в Куинсланде, результатом чего является более 80% вылеченных больных.

Особенности клинического течения. Меланомоопасные и меланонеопасные невусы.

Клинические формы меланомы: поверхностно распространяющаяся, узловая, лентигомеланома. Классификация по системе TNM, pTNM, по стадиям течения. Уровни инвазии меланомы. Инструментальные методы диагностики. Обоснование диагноза. Методы лечение: хирургический, лучевой, лекарственный, комбинированный. Осмотр больных, выявление диагностически значимых симптомов, формулирование диагноза, определение наиболее рационального лечения.

Курация и обсуждение больных с опухолями кожи.

Опухоли костей и мягких тканей.

Классификация первичных опухолей костей зависимости от ткани, из которой исходит опухоль. Доброкачественные опухоли (остеома, остеоходрома, хондрома, солитарная киста кости и др.).

Злокачественные опухоли (остеогенная саркома, саркома Юинга, фибросаркома, метастатические опухоли костей). Стадии клинического течения злокачественных опухолей. Классификация по системе TNM, рTNM.

Стадирование. Оценка распространенности процесса по стадиям и системе TNM основана на клинической и гистопатологической информации. Степень дифференцировки опухоли имеет решающее значение, а величина опухоли является второй важной характеристикой. I, II и III степени дифференцировки описываются, соответственно, как высокодифференцированная, умеренно дифференцированная и низко - или недифференцированная опухоли. Градация степени базируется на количестве митозов (митотической активности), клеточном и ядерном полиморфизме, степени сохранения схожести с исходной тканью. Принимается во внимание состояние межклеточной субстанции (коллагеновых волокон, мукоидного материала и др.), некротические процессы.


ОПУХОЛИ: ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МОРФОЛОГИЯ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Издание второе переработанное


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКИЙ ГМУ РОСЗДРАВА

ОПУХОЛИ: ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МОРФОЛОГИЯ

Издание второе переработанное

Издательство Саратовского медицинского университета

В учебно-методическое пособие включена и систематизирована основополагающая информация об опухолях. Дана характеристика общего учения об опухолях, их классификация и морфология. Каждое занятие изложено по определенной схеме: цель занятия, перечень ключевых слов и терминов, указания к изучению макро- и микропрепаратов, логическая структура занятия, таблицы, схемы. По каждой теме и разделу составлены обучающие и контролирующие тесты, которые могут быть использованы как для компьютерного, так и для бескомпьютерного применения.

Учебно-методическое пособие разработано и составлено в соответствии с программой по патологической анатомии и содержанием последнего издания учебника по патологической анатомии (2001 г).

Предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских вузов.

Составители: П.Ф. Аверьянов, Г.П, Кулапин, Ю.Ф. Хоркин, ФГ. Забозлаев, Л М. Федорова.

Рецензенты: доктор мед. наук, профессор HJR. Богомолова, Заслуженный деятель науки РФ, доктор вет. наук, профессор Г.П. Демкин

Рекомендовано к изданию центральным координационно-методическим Советом Саратовского государственного

Учебно-методическое пособие включает в себя не только важнейшие опухоли органов, тканей и систем. Входящих в программу по патологической анатомии, но и также рекомендации по изучению макро- и микропрепаратов, электронограмм„ схем и логических структур. Изучение опухолей основано на принципе единства и сопряжения структуры и функции, так как не существует функциональных изменений без изменений в материальном субстрате.

В учебно-методическом пособии по каждой теме дана основополагающая терминология, которая соответствует международным стандартам, а для контроля и самоконтроля знаний даны тесты второго уровня усвоения и ситуационные задачи.

Учебно-методическое пособие не заменяет учебник по патологической анатомии, а служит дополнением к нему, облегчает самостоятельное изучение морфологических проявлений основных процессов при опухолях, их сущность, этиологию, звенья патогенеза, характерные анатомические и гистологические проявления в органах, осложнение и исход.

В ходе практического занятия преподаватель объясняет студентам, что они должны изучить на занятии с помощью макропрепаратов, слайдов, микропрепаратов и электронограмм; дает установку на самостоятельную работу студентов. Изучение ведется по плану, предлагаемому в методических разработках к практическим занятиям. Преподаватель помогает студентам в изучении материала. Контролирует работу каждого студента. После изучения препаратов осуществляется программированный тестовый контроль степени усвоения материала.

На основании изложенного можно четко сформулировать цель, задачи занятий, а также знания и умения, которые должен приобрести студент после изучения темы занятия.

Целью занятий по патологической анатомии опухолей является изучение структурных основ опухолей, из этиологии, патогенеза, что необходимо для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача.

Задачей является изучение этиологии, патогенеза и морфологии опухолей на разных этапах их развития, исходов, отдаленных последствий, патоморфоза.

По окончании занятия студент должен приобрести перечисленные ниже знания и практические умения.

Студент должен знать:

1. Термины, используемые в курсе патологической анатомии опухолей и основные методы патологоанатомического исследования.

2. Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза. учения об опухолях, принципы классификации опухолей.

3. Сущность и основные закономерности общепатологических процессов.

4. характерные изменения внутренних органов при опухолях.

Перечень практических умений

Студент должен уметь:

1. Описать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.

2. На основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

Работа с макроскопическими препаратами

При изучении макроскопических препаратов студент должен:

1. Описать устно ил письменно препарат по следующему плану:

форму органа (сохранена или нет, если нет - в чем выражается деформация)

размеры органа (увеличен, уменьшен, примерно во сколько раз)

рельеф поверхности (гладкая, морщинистая, мелкобугорчатая, крупнобугорчатая)

цвет органа с поверхности

цвет и рисунок ткани органа на разрезе

В полых органах оцениваются по сравнению с нормой толщину стенки, форма и размер полости, состояние выстилающей полость оболочки.

При описании патологического очага в органе указывается:

а) локализация очага; б) форма;

в) его характер (новообразование, дефект ткани); г) размеры очага в сантиметрах:

д) границы (четкие, нет); е) цвет; ж) консистенция.

2. На основании сделанного описания, пользуясь медицинской терминологией, дать полное название патологического процесса.

3. Дать заключение, включающее причины, механизм развития, функциональное значение данного патологического процесса, его исход и осложнения.

Работа с микроскопическими препаратами.

Изучение препарата начинать обязательно при малом увеличении микроскопа. После общего знакомства с препаратом отдельные его детали рассмотреть при большом увеличении.

При работе с препаратом необходимо определить орган, основные тканевые элементы, его составляющие, окраску препарата, найти изменения, характерные для данного патологического процесса (см. текст руководства), сделать зарисовку в тетради, обозначения на рисунке и написать короткую аннотацию. Аннотация к микропрепарату включает в себя следующие компоненты:

а) описание микроскопической картины патологического процесса; б) макроскопический вид данного органа или ткани; в) причины развития патологического процесса; г) механизм развития процесса; д) исходы процесса в данном органе.

По указанию преподавателя на каждом практическом занятии студенты делают зарисовки микроскопических препаратов.


Обоснование и краткое представление темы. Ознакомиться с основными теоретическими вопросами данного раздела. Опухоль, Определение. Биологическое значение и основные патологические свойства опухоли. Анаплазия, ее биохимическая, морфологическая и гистохимическая характеристика. Морфология опухолей, понятие об органоидном и гистоидном строении. Гистологическая и гистохимическая характеристика тканевого и клеточного атипизма. Различие между доброкачественными и злокачественными опухолями. Классификация опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли из покровного эпителия. Доброкачественные и злокачественные опухоли из железистого эпителия. Обратить внимание на редкость эпителиальных опухолей из железистого эпителия. Обратить внимание на редкость эпителиальных опухолей у детей и трудности гистогенетической диагностики опухолей детского возраста.

Опухоли (бластома, от греч, blastano - образуя зачатки, неоплазма, тумор, новообразование) - длительно растущее органоидное или гистоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящие в общий план построения организма, но находящееся в тесной взаимосвязи с ним

Онкология (от греч. oncos - опухоль) - специальная дисциплина, занимающаяся изучением опухолей.

Гетеротопия - смещение тканей.

Экзофитный рост опухоли (ех - от, из, phyton - рост) - рост опухоли в просвет полости органа,

Эндофитный рост опухоли (endon - внутри, phyton - рост) - рост опухоли глубь стенки органа.

Экспансивный рост опухоли (expansus - расширение, распространение) - рост опухоли, при котором она, равномерно увеличиваясь, отодвигает окружающие ткани.

Disonthogenesis - порочное развитие.

Папиллома (papilla - сосочек, оmа - опухоль) - доброкачественная опухоль сосочковидного вида из многослойного или переходного эпителия.

Аденома (aden - железа, оmа - опухоль) - доброкачественная опухоль из железистого эпителия.

Рак cancer carcioma (cancer - рак, краб, ста - опухоль) - злокачественная опухоль из эпителия. Термин был применен Галеном для опухоли молочной железы, при котором расширенные вены напоминают клешни рака.

Солидный рак, carcioma soiidum (solidus - плотный, компактный) - форма недифференцированного рака с трабекулярным расположением клеток; объем стромы в опухоли равен объему паренхимы.

Скирр (scirrhos - плотный) - фиброзный рак, недифференцированная форма железистого рака, представленная атипичными гиперхромными клетками, расположенными среди грубоволокнистой ткани.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.ГОРЬКОГО.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОНКОЛОГИИ

для студентов 6 курса медицинских факультетов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

1 Авторский коллектив.

Г.В.Бондарь, Ю.И.Яковец, А.Ю.Попович, И.Е.Седаков, В.Н.Кравцова, Н.В.Крюков, В.Г.Бондарь, Н.В. Куприенко, А.А.Чистяков, Б.А.Богданов, А.А.

Анищенко, И.О. Шумило, А.А. Мальцев, Д.А. Шкарбун Методические указания по онкологии для студентов 6 курса медицинских факультетов - Донецк, 2012.

Методические указания составлены сотрудниками кафедры онкологии ДонНМУ Министерства охраны здоровья Украины.

Представлены методические указания по изучению онкопатологии основных локализаций. Вкратце освещена актуальность темы, представлены цели и задачи в соответствии с этиопатогенезом, морфологией и лечением заболевания. Предложены тесты обучающего и контрольного типа. Разработана схема оптимизации расхода рабочего времени на занятиях, приведен граф логической структуры и диагностический алгоритм.

Методические указания рассчитаны на студентов 6 курса.

Борота Александр Васильевич - доктор медицинских наук, профессор зав. кафедры хирургии Донецкого Национального медицинского университета.

Стариков Владимир Иванович - доктор медицинских наук, профессор зав. кафедры онкологии Харьковского Национального медицинского университета.

Шевченко Анатолий Иванович - доктор медицинских наук, профессор зав. кафедры онкологии Запорожского Национального медицинского университета.

1. Актуальность темы Рак желудка является одной из самых злокачественных опухолей человека.

На его долю приходится в странах СНГ 21.2% от общего числа заболевших и 28.5% умерших от злокачественных новообразований. В странах СНГ на 100000 населения ежегодно регистрируется 40-45 больных раком желудка.

Мужчины заболевают раком желудка в 2 раза чаще женщин. Такой огромный контингент больных, тяжесть течения болезни и неудовлетворительные результаты в связи с высокой запущенностью определяют актуальность проблемы и ее сложность.

Усвоив актуальность темы, необходимо перейти к изучению целей занятия.

Общая цель: уметь поставить предварительный диагноз и выработать тактику ведения больных раком желудка.

Для реализации общей цели необходимо УМЕТЬ:

Конкретные цели: Программа исходного уровня:

1. Выбирать из данных жалоб, 1. Собирать жалобы и анамнез.

анамнеза, объективного Проводить объективное исследования сведения, исследование больного (кафедра свидетельствующие о наличии общей хирургии).

2. Назначать и интерпретировать 2. Оценивать результаты данные дополнительных методов лабораторно – инструментального обследования, выявить обследования, цитоморфологиморфологический субстрат. ческих исследований и обосновать морфологический субстрат (кафедры пропедевтики внутренних болезней, рентгенологии, общей хирургии, патологической анатомии).

3. Провести дифференциальную 3. Распознать синдромы диагностику между различными заболевания (кафедра общей заболеваниями желудка. хирургии).

4. Обосновать предварительный 4. Применять диагноз и определить тактику этиопатогенетическое, ведения больного. симптоматическое, комплексные Прежде чем приступать к изучению основного материала, выполните ряд заданий для оценки исходного уровня знаний – умений. Правильность решения заданий можно сравнить с эталонами ответов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И САМОКОРРЕКЦИИ

ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ – УМЕНИЙ:

Больной Н., 58 лет, жалуется на боли в эпигастральной области, снижение аппетита, слабость, повышение температуры до 39,40С. Болеет в течение дней. При тщательном расспросе удалось выяснить, что накануне заболевания принимал в пищу куриное мясо и проглотил тонкую кость, отмечал неприятные ощущения в области живота, после чего наступило временное облегчение.

1. На основании каких данных можно заподозрить о заболевании желудочно-кишечного тракта?

E. повышение температуры.

2. Какие дополнительные методы исследования необходимы для подтверждения диагноза?

C. скенирование печени;

3. Какой синдром является ведущим в данном случае?

4. Определите тактику ведения больного?

A. противоязвенное лечение;

B. физиотерапевтические методы;

C. антибактериальная терапия;

Эталоны ответов: 1.А, D; 2.A; 3.B; 4.C,D.

1. Какие данные говорят в пользу желудочной патологии?

2. Какие методы обследования вы порекомендуете?

E. Биохимический анализ крови.

3. Какой синдром является ведущим в данной ситуации?

C. Острая постгеморрагическая анемия;

4. Определите тактику ведения больного?

A. Противоязвенная терапия;

B. Физиотерапевтические методы;

D. Спазмолитическая терапия;

Эталоны ответов: 1.B,C; 2.C; 3.C; 4.A,E.

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений исходного уровня можно найти в следующих источниках:

1. Пропедевтика внутренних болезней /под ред. В.X.Василенко/-М.Медицина, 1989.- с.543-578.

2. Синяченко О.В., Игнатенко Г.А. Пропедевтика внутренних болезней:Учебное пособие.–Донецк,: Донеччина, 1999.- с.41, 288.

3. Хирургические болезни под редакцией ак. АМН СССР М.И. Кузина. М., Медицина.-1986.-с. 454-479.

4. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия.- М.;Медицина, 1993.с. З43-356.

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к изучению узловых вопросов темы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ

ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Эпидемиология рака желудка, этиологические факторы и предраковые заболевания.

2. Факторы риска, профилактика.

3. Классификация рака желудка:

- морфологическая;

- клиническая;

- гистологическая.

4. Пути метастазирования.

5. Клиническая симптоматика рака желудка.

6. Диагностика.

7. Принципы и тактика лечения рака желудка.

8. Принципы химиолучевого и других компонентов комбинированного лечения рака желудка.

9. Экспертиза нетрудоспособности, реабилитация больных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ ПО

1. Справочник по онкологии. Под редакцией проф. С.А.Шалимова, проф.

2. Симптоматика и диагностика злокачественных опухолей А. И.

Серебров и С.А. Холдин. Л., 1970, с. 464-497.

3. Рак желудка и его ранняя диагностика. В.Х. Василенко с соавт. М., 4. Онкология. Н.Н. Трапезников. 1981. С.278-304.

5. Клименков А.А. и др. Опухоли желудка. -М., Медицина. 1988.-с.5-11, 11-45, 61-125.

6. Общая клиническая онкология. Гнатышак А.И.- Львов: Выща шк.

7. Лекционный курс кафедры онкологии ДонГМУ.

ПРЕДЛАГАЕМ РЕШИТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Больная К., 73 года, жалуется на увеличение в размерах живота, общую слабость. При рентген исследовании желудка имеется опухоль тела желудка, занимающая 1/3 просвета. При пальпации живота определяется бугристая печень, свободная жидкость в брюшной полости. При обследовании прямой кишки пальцем в малом тазу определяется опухолевый конгломерат.

Какой подход к лечению данного заболевания следует выбрать?

A. Оперативное лечение.

B. Химиотерапевтическое лечение.

C. Лучевая терапия.

D. Симптоматическое лечение.

Правильный ответ: D.

Больной Ф., 68 лет, жалуется на боли в области сердца, левой половине грудной клетки, провоцируемые приемом пищи, отсутствие аппетита.

Обследован кардиологом, на ЭКГ – возрастные изменения, на диспансерном учете по поводу стенокардии.

Какие методы диагностики необходимы в данном случае?

A. УЗИ органов брюшной пололсти.

B. Рентгенография желудка E. Определение опухолевых маркеров Правильный ответ: С.

Больной И., 69 лет. Жалобы на боли в эпигастрии, провоцируемые приемом пищи, тошноту, рвоту, потерю веса. При ФГДС – рак антрального отдела желудка, опухолевый стеноз. В правой доле печени 2 метастатических узла 2.5 и 3 см. в диаметре.

Какова тактика врача?

C. Симптомптаичечкая терапия;

D. Радикальное хирургическое лечение;

E. Симптоматическая операция.

Правильный ответ: Е.

Больной О., 75 лет. Жалобы на постоянные боли в животе, общую слабость. Выполнена диагностическая лапароскопия: рак тела желудка с распространением на печень, поджелудочную железу, выраженный канцероматоз.

Какова тактика врача?

A. Паллиативная операция.

B. Симптоматическая операция.

C. Химиотерапевтическое лечение.

E. Симптоматическая терапия.

Правильный ответ: Е.

Больной Е., 50 лет. Жалуется на чувство дискомфорта в эпигастрии после приема пищи, отсутствие аппетита, запоры. Потерю в весе до 10 кг. за 1 год.

12 лет на диспансерном учете по поводу язвенной болезни желудка. При осмотре: периферические л/у не увеличены, тургор кожных покровов снижен. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Печень у края реберной дуги.

Какова диагностическая тактика врача?

Правильный ответ: С.

ПРЕДЛАГАЕМ РЕШИТЬ РЯД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.

Больной А., 45 лет. Жалобы на общую слабость, постоянные боли в эпигастрии, иррадиирующие в спину. Объективно: пониженного питания, в левой надключичной области плотноэластический л/у до 1.5 см. в диаметре.

Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, где определяется бугристое образование до 8 см. в диаметре.

Какие дополнительные методы исследования наиболее информативны в данном случае?

B. Рентгенография желудка.

E. КТ брюшной полости.

Больной О., 56 лет. Жалобы на тупые боли в эпигастрии, отрыжку воздухом, запоры. Считает себя больным на протяжении 2-х лет. 1 год назад ФГДС – хронический атрофический гастрит. Консервативное лечение - без эффекта. Объективно: периферические л/у не увеличены, живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Печень увеличена на 3 см., край бугристый.

Какое заболевание наиболее вероятно в данном случае?

B. Хронический гастрит.

E. Болезнь Менетрие.

Читайте также: