Мастер класс по керамике раку

Приглашаем на обжиг керамики в технике "раку" (обжиг керамики в газовой печи на открытом воздухе) в Санкт-Петербурге!

Обжиг в технике раку всегда проходит увлекательно и интересно. Основное достоинство работы в такой технике это то, что результат в большей степени непредсказуем, есть в этом что-то магическое.

Как все происходит:

1. Эскиз: нужно что-то придумать, это понятно. Эскиз облегчит работу. Проверено. Сложно с идеями – поищите аналоги или работы для подражания. Помните, что раку обжиг не повторить и даже две одинаковые по форме работы будут выглядеть по-разному. Нередко изделия, выполняемые в технике такого обжига, служат декоративным предметом интерьера или сада. Если делаете небольшую серию работ или они должны быть парными, то лучше их сделать сразу и обжигать в один раз.

2. Лепка: перед началом лепки определитесь с размерами своего изделия и объемами печи. Да, можно соорудить печь вокруг любого по размерам изделия, но мы предлагаем обжиг в печи определенного размера, что нужно не забывать. Творчество оно такое.
Лучше, чтобы не было сильно тонких и выпирающих частей – в процессе обжига, изделие будут выхватывать щипцами из печи и что-то можно просто отбить как в процессе вынимания, так и в процессе размещения в баке с опилками. Возможно, из-за жара и дыма изделие вообще придется кидать в бак, а не аккуратно размещать. Мы будем стараться работать как можно аккуратнее и внимательнее с работами гостей, но всякое бывает.
Лучше лепить свою работу из грубой клины, чаще всего, которую называют шамот. Она позволяет выдерживать сильный термический удар, который происходит в процессе переноса изделия из раскаленной печи в емкость с опилками.
Можно, в принципе, использовать любую глину, но при использовании шамота возможный брак сводится к минимуму. Под браком подразумеваем как полный разрыв изделия, так и появление трещин. Если изделие декоративное, то трещины, возможно, будут не важны - главное декоративный эффект, который получится на выходе.

3. Обжиг на утиль: Начинать лепить нужно не позднее, чем за пару недель до обжига - помимо того, что изделие нужно физически слепить (а может получиться так, что за один прием это будет сложно сделать или не хватит времени), нужно учитывать, что изделие нужно обжечь на утиль. Обжиг на утиль - это не менее суток по времени.

4. Декорирование изделия перед обжигом: в идеале это можно сделать заранее, в помещении студии, но можно сделать и непосредственно перед обжигом. Декорируют цветными глазурями и эмалями, специальными глазурями-кракле, фриттами, обматыванием медной проволокой.

5. Обжиг: все расставляем в печи. Может оказаться, что работ много или они большие и что-то может не влезть в первый обжиг, тогда поставим во второй обжиг через час-полтора, после того как вынем первую партию работ.


6. Декорирование изделий в процессе вынимания из печи: в момент вынимания изделия из печи можно быстро его, например, декорировать льняными веревками, как-то иначе повреждать расплавленную глазурь. Делать это нужно быстро, если предполагается дальнейшее восстановление в баке с опилками.

7. Размещение изделия в баке с опилками, листьями или иными зельями: Извлеченный металлическими щипцами изделия из печи размещают в металлических контейнерах, заполненных опилками, сухими листьями или чем-то экспериментальным. Это могут быть крупы, тесто, обычный песок, да все что угодно. Задача "наполнителя" - задымиться и перекрыть кислород для реакции восстановления.











8. Извлечение изделий из баков с опилками: в зависимости от поставленных творческих задач изделие можно извлечь в момент, когда прекратится дымление (это может быть и два часа), так и в более сжатые сроки. Смотря что требуется от работы. Если нужно, то работу вообще не помещают в бак - в таком случае происходит процесс полного окисления







9. Мытье изделий: Для окончательного прекращения процесса восстановления изделия помещают в воду и моют с мылом или иными моющими средствами, чтобы удалить следы горения и раскрыть металлы во всём сиянии и блеске. Если изделие декоративное, то можно его не надраивать до блеска. Если изделие утилитарное, то его можно потом вымыть и в посудомоечной машине.


На фото: Моем изделия после остывания, результат начинает радовать





Стоимость участия варьируется от 3500 рублей до 5500 рублей:

Одной из самых оригинальных техник, применяемых при создании японской чайной чаши, является техника раку. В наши дни ее широко применяют по всему миру. Но изначально это слово означало лишь керамику, производимую семьёй Раку. История ее возникновения восходит ко второй половине XVI века, когда Япония переживала сложный период перехода от феодальной раздробленности к централизованному государству, период становления японского духа и национального самосознания.


на фото: одна из первых работ мастера Тёдзиро (?-1589 г.), чаша Муитибуцу ("Ни Единой Вещи"), особо ценный культурный объект (Музей изобразительных искусств Эгава)

Поскольку чаепитие пришло в Японию из Китая в VII веке, утварь, использовавшаяся во время чайного действа, на протяжении первых нескольких сотен лет также была китайской. Это были селадоны Лунцюаня, белый фарфор из печей Дэхуа, керамические чаши мастерских Чжэнчжоу, известные под названием тэммоку. Но с течением времени внешний стиль и сам дух чайного действа претерпел значительные изменения, окончательно оформившись в традицию, известную сегодня как тя-но-ю, японская чайная церемония (подробнее о японской чайной традиции читайте здесь).


на фото: скульптурный портрет Сэн Рикю, выполненный Раку Танню (Китидзаэмон Х, 1795-1854 гг.), хранится на буддийском алтаре дома Раку

Династия Раку (тогда семья носила фамилию Танака) берет начало от гончара Тёдзиро, занимавшегося изготовлением черепицы и декоративных украшений для кровли. Во время строительства дворца Дзюракудай в Киото для Тоётоми Хидеёси он познакомился с выдающимся мастером чайной церемонии Сэн Рикю и сделал для него несколько чаш. Керамика Тёдзиро идеально соответствовала философии ваби-саби, к которой на склоне лет пришел великий мастер, и стала обязательным атрибутом чайных церемоний во дворце Дзюракудай.


Первоначальным названием ее было дзюраку-яки (утварь дворца Дзюраку). Но в 1584 г. указом верховного правителя Хидеёси гончару Тёдзиро было даровано творческое имя Раку (楽, радость), которое впоследствии стало наследственной фамилией его потомков.


на фото: одна из первых чаш мастера Тёдзиро, черная чаша Модзуя-гуро (музей Раку, Киото)

Первые чаши были выполнены из красной глины дзюраку-цути, добытой в окрестностях дворца Дзюракудай, содержащей большое количество железистых примесей. После формовки чаши покрывались глазурью. Бесцветная глазурь после обжига подчеркивала изначальный красный цвет глины, а глазурь тэцую (железистая глазурь) после обжига придавала изделию темный, почти черный цвет. Последующие поколения мастеров использовали и другие глины – белую глину из Окадзаки и черную тугоплавкую бидзэн. Но сильнейший пожар 1788 г. уничтожил запасы глин на складе, и с того времени гончары Раку стали использовать глины, добываемые в южной части Киото – Фукакуса-Оокамэдани. Обычно каждый патриарх семьи Раку запасает глину для трех следующих за ним поколений. Добытую глину просеивают и долго просушивают на солнце, после чего отправляют на хранение. Чем дольше вылеживается глина, тем выше ее вязкость и тем проще из нее лепить.


на фото: действующий патриарх дома Раку, Китидзаэмон XIV за работой

Полученную заготовку-ситадзи сушат в течение нескольких дней после чего обтачивают металлическим или бамбуковым шпателем-хэра. При обточке снимается около 70% глины. Сначала вытачивают ободок основания, затем придается определенная форма тулову, потом обрабатывается донышко и в последнюю очередь – ободок верхнего края.


на фото: печь для обжига в доме Раку

В центральную часть печи вмонтирована маленькая камера для обжига черных чаш, печь ути-гама, выполняющая функцию защитной капсулы. Туда помещается всего одна чашка, так что производство является штучным. Эту внутреннюю камеру со всех сторон окружает уголь. При помощи мехов, прикрепленных к задней стенки печи, внутрь нагнетается воздух, поддерживающий горение. Чаши обжигают по очереди, одну за другой. После обжига чашу, еще ярко-красную, в полу-расплавленном состоянии вытаскивают и охлаждают (в западном варианте этой техники чашу иногда помещают в плотно закрытую емкость, наполненную опилками).


на фото: схема устройства печи ути-гама

Печь для обжига красной керамики находится сбоку от печи, в которой обжигают черную керамику. Внутренняя камера ути-гама также окружена углем, но она немного больше по размеру (вмешает 3-4 чаши) и при ее работе мехи не используют. Температура обжига в этом случае несколько ниже, но сам процесс обжига занимает больше времени.

Для приготовления глазури используют камень камогава-иси (научное название диабазовый туф или долерит). При изготовлении красной керамики глазурь сначала подвергают спеканию при низких температурах, а затем к полученной основе добавляют полевой шпат и кремнезем.


на фото: работа Китидзаэмона XV, чаша Дзюэй ("Тень Дерева")


В течение более чем четырехсот лет гончарное искусство в семье Раку передается по прямой линии от родителей к детям. Нынешнее поколение является пятнадцатым. Мастера династии учились по работам своих предшественников, но всегда находили собственный изобразительный язык, чтобы отразить дух своего времени.



на фото: работа Коню, Китидзаэмон XIII (1857-1932 гг.)

В ХХ веке керамика Раку стала известна во всем мире во многом благодаря работе английского керамиста Бернарда Лича. Он долго жил в Японии, а вернувшись на родину, открыл керамическую мастерскую. Сегодня технология раку любима художниками-керамистами всего мира за возможность получать неповторимые цветовые эффекты глазури, в силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и остывания изделия.

Первый обжиг производится на этапе бисквита при температуре 850-950°С. Затем чашу декорируют с помощью кисточки, напылением или окунаниеим (керамическая поверхность декорируется не полностью, на ней остаются участки сжавшейся глины; цвет глины меняется от серого до черного).

После нанесения глазури чашу обжигают второй раз – как правило, в электрической или газовой печи. Температура поднимается постепенно до 850-950°С, средней точки плавления эмалей, иногда выше (например, медь дает великолепный результат при 1000°С, приобретая интенсивную вишнево-красную окраску). После короткого обжига из печи длинными щипцами достают раскаленное изделие и перекладывают в земляную яму или специальный контейнер, засыпанный сухими опилками, и плотно закрывают. В резервуаре с опилками моментально начинается процесс тления с выделением СО (угарного газа). Отсутствие кислорода создает так называемую восстановительную среду, где для поддержания тления опилок требуется кислород, доступ к которому искусственно ограничен. Поэтому кислород начинает активно забираться из оксидов в глазурях. В итоге, глазури приобретают цвета исходных металлов, проявляя потрясающие декоративные эффекты. Многие керамисты составляют используя прозрачную или белую готовую основу, и смешивают её в процентном соотношении с оксидами металлов. Для получения перламутрового блеска к глазури добавляют оксид висмута в пропорции 3-4 %, для достижения золотистого иди серебристого эффекта металлического блеска, используют нитрат серебра в пропорции 2-3%


на фото: чаша раку из серии Виды Фудзи

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Свежие записи
  • Архив
  • Friends' Entries
  • Личная информация
  • Memories

Привет всем участникам сообщества.

Я учусь керамике в США и хочу делиться историями, результатами, промахами и достижениями. Я только начинаю осваивать керамику и буду очень рада советам и замечаниям.

Одним из первых уроков стал обжиг слепленных в первый день чашечек. С самого утра Рори, наш преподаватель, Ден и другие "второкурсники" подготавливали к обжигу выложенную прямо во дворе мастерской печь: убирали жженую бумагу, снимали наваленные сверху кирпичи, потом принесли и приковали цепями к столбу большой газовый баллон.

Рори начал рассказывать:
- Слушайте и запоминайте: отцеплять баллон могу только я. Вам ясно? Если эту дуру отвязать, она упадет, шланг слетит. Газ там под давлением, запомнили? И будет эта пятидесятикилограммовая хрень летать по двору в метре над землей, она дырку в чем хочешь прошибет, даже и в тебе, Эрик. Напрасно у вас глаза горят, аттракцион что ли представляете? Газ-то загорится, предупреждаю. И взрыв будет крутой, но вы его можете уже не услышать. Баллон. Не. Отцеплять. Никогда.

Теперь, когда мы немного нагрели печь газом, поставим туда ваши чашки.
Все справились с глазурью? Никто в воду не окунал перед тем как покрыть? Треснет от воды, нагрев быстрый очень.
Кто медной глазурью покрывал? Апельсиновый сок из твоей чашки невкусный будет, с кислотой глазурь реагирует, но не помрешь, не бойся.
Кто кисть взять поленился и чашку в глазурь окунул? Толстый слой кипеть будет, будет неровная поверхность.
Кто дно покрыл? Соскреби быстро, прилипнет к полке в печи. Да водой-то не смывай, говорю же, треснет.

Чашечки стоят в печке. Моя красная, две зеленые, две голубые, три серые. И одна глиняная груша. Белая с рыжим хвостом.

- Несчастный случай при обжиге у нас был всего один, - говорит Рори, - причем пострадавший учился на пожарного.
- На идиота он учился, - поправляет Эрик.

- Про баллон с пропаном я вам рассказывал? Так вот пропан тяжелее воздуха и, естественно, собирается в печи, как вода в чашке. Потому и компрессор мы выключаем не вместе с газом, а чуть позже, чтоб кислорода хватило догореть. А этот пожарник фигов, когда печь-то открыли, должен был бумажку горящую туда кинуть, проверить, догорели ли остатки газа. А он что? Вместо того, чтобы кинуть, стал ее медленно опускать, да еще посмотреть нагнулся для верности. Ну и шарахнуло. Стекла чуть не вылетели. Меня из мастерской как ветром вынесло, думал, всё. А он стоит, глазами хлопает. Без ресниц уже. И без бровей. И волосы дымятся. Ходил потом, как горнолыжник, с красной рожей. Как они экзамены там сдают, пожарные эти?

Пока Рори рассказывал, чашки в печи нагрелись и засветились оранжевым светом. Глазурь на них закипела и снова осела.
- Открывать давайте. А то помнишь, Питер, как вы в прошлый раз без меня обжигали? Рано, мол, открывать, кипит еще. А это не глазурь, а глина уже кипит. Ну, что, все знают, что делать? Поехали.
- Закрываем газ.
- Выключаем компрессор.
- Тяни веревку, открывай печь.
- Кто там с щипцами? Вытаскивайте чашки быстрей, чтоб не остыли. Ага, я предупреждал, что будет жарко.
- Бумагу кидайте на них, не видите, что горит? Кидайте больше. Глазурь при обжиге на воздухе цвет меняет.
- Закрывай крышку, да накидывай сверху мокрых полотенец, а то мы весь колледж тут прокоптим.
- Теперь разойдись. Общий сбор через полчаса.

Через полчаса еще горящие чашки с занимающимися на воздухе бумажными обрывками щипцами перекидали в ведро с водой. Потом вытащили и отполировали. А они и не рыжие совсем, не белые с зеленым, а медные или иссиня-черные, металлом отливают.

- Рори, а почему у всех они глянцевые, а у меня вон какая, шершавая, - спросила я.
- А ты бы еще до краев в нее глазурь наливала, она ж кипит, а потом ровно не осядет, если много ее. Но вообще, мне так даже больше нравится, необычно, - пояснил неизменно вежливый Рори.

Среди наших работ немало изделий, выполненных в стиле Раку. И мы считаем, что это действительно великолепная находка для керамиста и ценителя простоты и естественности! Изделия, выполненные в этой технике, по-настоящему самобытны и неповторимы. Они отлично гармонируют с самой природой. Взяв в руки любую пиалу, при внимательном ее рассмотрении вы каждое мгновенье будете открывать для себя что-то новое: будь то трещинка, подтек глазури, особенности неповторимой формы…

Давайте заглянем в мастерскую и вместе с нами прикоснемся к таинству создания керамики Раку.

Итак, для того, чтобы получить одну пиалку, нужно взять глину и слепить ее, при этом сохраняя натуральность форм. Затем обжечь и покрыть специальной глазурью. После этого можно приступать ко второму обжигу. Будьте предельно внимательны, ведь именно в это во время и будут происходить все самые важные и необычные превращения керамики.

В своей работе мы используем еще один маленький фокус. Придумали его, конечно же, не сами, но, уж очень он был хорош, чтобы остаться без внимания. Но это лирика, а нам нужна суть. Она такова: в глазури, которыми покрываются изделия, мы обязательно добавляем немного окиси меди в виде порошка. При обжиге изделие покрывается тонким слоем меди, который находится под глазурью.

Однако есть одна сложность. Нужно приложить еще больше усилий, чтобы в емкость с опилками ни в коем случае не попал воздух (кислород). Иначе вместо медного окраса изделие просто почернеет (окислится).

И вообще, должен сказать, что работать в технике Раку - это значит уметь сохранять баланс между естественностью и браком. Все трещинки, подтеки, неровности должны получаться и эстетичными, и не мешать в использовании изделия. Это не просто, но в случае успеха чувства восхищения от работы компенсируют все ваши волнения!

Вот такой рассказ о керамике раку в нашем исполнении! А для мастеров, которые заинтересуются подробностями и деталями нашей работы над раку, даю несколько пояснений и дополнений:

1. Для обжига раку лучше всего использовать газовую или дровяную печь. Во-первых, спирали в электрической печи очень "боятся" открытого воздуха(тем более, когда печь раскалена до максимума, а ведь именно в этот момент придется ее открывать и доставать керамику), а газовые/дровяные печи выдержат резкие перепады температур, что и поможет создать идеальные условия для образования неравномерных подтеков глазури, ее вспенивания и трещинок.

2. Формы для керамики раку лучше использовать самые простые, открытые, чтобы была возможность керамике остывать равномерно(помним про и без того большие температурные нагрузки, с которыми, положим, форма бутылки с узким горлышком может не справиться!). Не зря наиболее распространены в технике раку именно пиалки- их форма проста, понятна и. красива!

3. Так как достать японскую специальную глину для раку в России нереально, лучшим вариантом замены, на наш взгляд, является шамот или "бумажная глина(глинас добавлением целлюлозы)! С ними легко создать натуральную форму, обжиг, как правило, тоже проходит без проблем, да и просто рукам приятно работать с этим материалом! А главное достоинство этих материалов- способность выдержать шоковую терапию в виде резких перепадов температур.

Термин RAKU широко известен в западных странах в качестве собирательного названия для керамики, подвергаемой кратковременному обжигу при невысокой температуре (800-900 градусов). Однако мало кто знает, что её история начинается ещё в конце XVI века, когда основатель школы Раку, первый мастер по имени Тёдзиро, приступил к изготовлению чашек для чайной церемонии.


Печать Раку Китидзаэмона XV-го

Между традициями и вдохновением


Строгая атмосфера зала с чашками Тёдзиро

На протяжении четырёх с половиной веков тайны мастерства в династии Раку передаются только одному из сыновей. Изучая изготовленные мастерами изделия, можно заметить, что каждый из них искал свой путь, в основу которого легли традиции основателя династии. Чашки Тёдзиро проникнуты тишиной и немногословием. Изделия второго представителя династии по имени Дзёкэй отличаются крупными размерами и неправильной формой. Раку Доню III, творивший в те времена, когда ещё были живы помнившие Рикю мастера чайной церемонии, добавил в свои работы изюминку уникального дизайна. IV-й мастер династии, Соню, возвратился к истокам, используя характерную чёрную глазурь, столь любимую Тёдзиро.


После выставочного зала с шедеврами Тёдзиро следует множество уникальных изделий, в том числе китайских львов, изготовленных основателем династии и его последователями

Путь мастерства: принятие, разрушение и возвышение


Раку Китидзаэмон XV бережно хранит авангардный дух шедевров Тёдзиро и неустанно совершенствует собственные творческие методы, пронизанные духом современной эпохи. Изделия Китидзаэмона представлены в трёх последних залах выставки.

Среди экспонатов – серия чашек, перекликающаяся с тематикой стихов Китидзаэмона, а также чашки по мотивам классической китайской поэзии. Попробуйте вчитаться в содержание стихотворений, и микрокосм чайных чашек предстанет перед вами во всей глубине. Цветочные вазы и французские чашки RAKU, выполненные из белой лиможской глины с помощью популярной на Западе специфической технологии (чашки вытаскивают в процессе обжига и обугливают в опилках), изготовлены мастером во время пребывания в деревушке Лубиньяк. Они передают наслаждение, которое испытывал находящийся за пределами Японии мастер, упиваясь свободой от ограничений, связанных с династией Раку и чайной церемонией.


Чашка RAKU, Франция, 2007, Раку Китидзаэмон XV, из фондов музея искусств Сагава

Чашки RAKU появлялись на свет в печи живущего в деревне Лубиньяк друга Китидзаэмона – мастера керамики Андоша Продела. Во Франции Китидзаэмон освобождался от традиционных условностей династии и даже не привозил из Японии глину и глазурь, а использовал только местные материалы. На фото представлено одно из таких редких изделий.

Керамика Раку пронизана традиционным японским принципом сюхари (守破離) и развивается по собственному пути. Искусство Раку XV-го эволюционирует в три этапа – от стремления хранить (守) правила и традиции к их разрушению (破) и к возвышению над ними (離). На выставке в музее Сагава (город Морияма, префектура Сига) в 2007 году мастер не только разработал экспозицию своих изделий, но и спроектировал уникальный чайный домик под водой. В 2009 году Китидзаэмон изготовил для музея экспонаты, гармонично сочетающие японскую и иностранную культуры. Они стали жемчужинами токийской выставки.

Сбор материала и текст: Кавакацу Мики
Фотографии: Кавамото Сэйя

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.

Происхождение стиля раку связано с традиционной чайной церемонией: для этого ритуала использовались простые предметы, среди которых самой главной была чашка, передаваемая от одного гостя к другому.

Глина. Во время процесса раку изделие подвергается сильному тепловому удару; следовательно, необходимо использовать прочную огнеупорную глину.

Моделирование. Способ лепки выбирается в соответствии с составом глиняной смеси. Например, для лепки на гончарном круге требуется огнеупорная и мелкозернистая глина.

Обжиг. Первый обжиг производится на этапе бисквита при температуре 850-950 °С.

Декорирование. Может осуществляться кисточкой, способами напыления или погружения. Отличительная особенность стиля раку состоит в том, что керамическая поверхность декорируется не полностью, на ней остаются участки сжавшейся глины; цвет глины меняется от серого до черного. В продаже имеются прозрачные глазури и фритты, цветные и непрозрачные эмали, которые плавятся при температуре от 800 до 1000°С, при их применении структура изделия не изменяется.

Если эмаль слишком вязкая, ее можно разбавить на 50% прозрачной глазурью. Если вы хотите сделать глазурь непрозрачной, добавьте оксид олова в количестве 25-30% от общего веса смеси. Оксид олова в сочетании с оксидом меди придает розовато-красный цвет при обжиге в восстанавливающей среде.

Второй обжиг. После того как изделия раскрашены живописью, перед тем как подвергнуть их второму обжигу, они нагреваются. Второй обжиг может осуществляться в электрической печи, но лучше пользоваться газовой печью.

Температура поднимается постепенно до 850-950°С, средней точки плавления эмалей. Некоторые керамисты экспериментируют также с разными температурами. Например, медь дает великолепный результат при 1000°С, приобретая интенсивную вишнево-красную окраску.

После того как произошло плавление, следует хорошо подготовиться, вооружившись огнеупорными рукавицами и легкими щипцами для раку, сделанными из железа, длиной от 60 до 90 см, при помощи которых извлекается из печи раскаленное изделие. Если изделия крупного размера, они вынимаются из печи непосредственно руками, но в этом случае требуются соответствующий опыт и адекватные защитные средства.

Извлечение из печи. Открыв печь, осторожно и быстро выньте изделие и установите его в металлическом контейнере, заполненном опилками или сухими листьями. Герметично закройте контейнер и оставьте изделие для остывания.

Погрузите изделие в воду, чтобы окончательно остудить его и прекратить процесс восстановления. Потом очистите керамическую поверхность губкой и мылом, чтобы удалить следы горения и раскрыть металлы во всем сиянии и блеске.

Для достижения золотистого и серебристого эффекта металлического блеска используется нитрат серебра в пропорции 2-3%. Будьте осторожны, не допускайте его контакта с кожей. Вопреки стремлению к экспериментированию и действию по вдохновению Морена Коллини точно соблюдает технологию для получения определенного декоративного эффекта. Она проводит тщательное исследование создающих эффект форм, которые вписываются в мир дизайна и оформления.

Восстановление. Процесс восстановления может быть частичным или полным. Определить тип полученного восстановления помогает цвет глины, не покрытой эмалью: она становится черной при полном восстановлении и светлеет, приобретая сероватый оттенок при соприкосновении с кислородом. Полное восстановление достигается, когда контейнер плотно закрыт, чтобы изделие не входило в контакт с воздухом.

Тип восстановления меняется в зависимости от разных факторов:
- топлива (опилки, песок, сухие листья, бумага, ткань, масло, процесс раскисления зависит от количества воздуха, которое они пропускают);
- времени, которое проходит между извлечением изделия из печи и его раскислением в восстановительной среде (чем больше доступ кислорода, тем ниже степень восстановления);
- неполного покрытия предмета глазурью, случайно или намеренно.

В традиционной японской системе отсутствует этап восстановления. Изделие оставляют для охлаждения прямо на открытом воздухе, при этом происходит процесс полного окисления, или же погружают в воду.

Через пару минут добавляются опилки и дается небольшой приток воздуха, потом изделие снова накрывается. Через 5 мин бидон снимается, а изделие остается засыпанным в песок и опилки еще на 2 мин. Наконец изделие погружается в воду.

Формовка в гипсовых формах

Формовка в гипсовых формах имеет много преимуществ перед ручной формовкой на гончарном кругу. Прежде всего, для ручной формовки на гончарном кругу требуются опытные высококвалифицированные гончары. Кроме того, ручная формовка на гончарном кругу трудоемка. При формовке в гипсовых формах производительность труда значительно повышается и обеспечивается высокое качество продукции при более низкой квалификации рабочих.

Добавление кобальта

Примесь кобальта для ярких цветов в эти глазури достаточна в количестве 0,5% (на 100 г глазури 0,5% окиси кобальта), при 1% получается очень густой цвет, переходящий в черный, при добавлении более 3% окиси кобальта он выступает на поверхности глазури черно-графитным налетом. Особенно ярка эта глазурь, когда кобальт введен в предварительно сплавленную или фриттованную глазурь. Вообще кобальт вводится в глазурь сырую или после сплавления, или же плавится с глазурью.

Читайте также: