Мастер и маргарита с раковыми

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, а еще и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене.

Поэтому нет ничего удивительного в таком хотя бы разговоре, который однажды слышал автор этих правдивейших строк у чугунной решетки Грибоедова:

-- Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий?

-- Что за вопрос, конечно, здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки а натюрель. Виртуозная штука!

-- Умеешь ты жить, Амвросий! -- со вздохом отвечал тощий, запущенный, с карбункулом на шее Фока румяногубому гиганту, золотистоволосому, пышнощекому Амвросию-поэту.

-- Никакого уменья особенного у меня нету, -- возражал Амвросий, -- а обыкновенное желание жить по-человечески. Ты хочешь сказать, Фока, что судачки можно встретить и в "Колизее". Но в "Колизее" порция судачков стоит тринадцать рублей пятнадцать копеек, а у нас -- пять пятьдесят! Кроме того, в "Колизее" судачки третьедневочные, и, кроме того, еще у тебя нет гарантии, что ты не получишь в "Колизее" виноградной кистью по морде от первого попавшего молодого человека, ворвавшегося с театрального проезда. Нет, я категорически против "Колизея", -- гремел на весь бульвар гастроном Амвросий. -- Не уговаривай меня, Фока!

-- Я не уговариваю тебя, Амвросий, -- пищал Фока. -- Дома можно поужинать.

-- Слуга покорный, -- трубил Амвросий, -- представляю себе твою жену, пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель! Ги-ги-ги. Оревуар, Фока! -- и, напевая, Амвросий устремлялся к веранде под тентом.

Эх-хо-хо. Да, было, было. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, -- на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер? Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что ваши сижки, судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики? Шипящий в горле нарзан?! Но довольно, ты отвлекаешься, читатель! За мной.


Пятый юбилейный международный кинофестиваль стран СНГ и Прибалтики "Новое кино. XXI век", закончившийся вчера, удивил сенсацией. На церемонии открытия состоялся премьерный показ фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита", снятого 14 лет назад. Фильм представляли актеры, сыгравшие в картине главные роли, - Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Валентин Гафт, Николай Бурляев, Александр Филиппенко, Сергей Гармаш, Лев Дуров и Александра Захарова.

Не "Новое кино", или что постигло Кару

У этого фильма, как и у самого романа, очень сложная история. Картина Юрия Кары, снятая еще в 1994 году, бюджетом в $15 млн и превосходно подобранной актерской командой, так и осталась на полке. Более того - многие из тех, кто участвовал в съемках, даже не видели результатов своей работы до 2005 года.

А некоторые замечательные актеры, к сожалению, не дожили до выхода картины на экран. Среди них Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Спартак Мишулин. Ушел из жизни и Альфред Шнитке - автор музыки к первой российской экранизации булгаковского романа. Нет в живых и оператора картины Евгения Гребнева, художника-постановщика Юрия Устинова.

Фильм шел к своему зрителю почти 15 лет, и все это время длился судебный процесс между продюсерами фильма, его создателями, а также наследниками творчества Михаила Булгакова. Точка в юридическом споре была поставлена лишь 25 сентября.

Напомним, еще во время работы над картиной возникли конфликты между спонсорами и режиссером Юрием Карой, а в 1995 году президент компании-спонсора "ТАМП" Владимир Скорый запретил выпускать в фильм в прокат, потребовав его доработки - сокращения 200-минутного фильма до 80-минутного варианта. Судебная тяжба продолжалась до 1999 года, верх в ней одержали продюсеры.

Пока режиссер и продюсер выясняли отношения, появилась еще одна фигура, повлиявшая на выход картины. Сергей Шиловский, внук жены Булгакова (своих детей у Елены Сергеевны Шиловской и Михаила Афанасьевича не было), оформил у нотариуса в 1993 году права на роман "Мастер и Маргарита". Он потребовал от продюсера свою долю, но тот усомнился в справедливости претензий. Так первая в России экранизация великого романа Булгакова была запрятана в сейф. Пока решалась коллизия, на прокат ленты был наложен запрет.

Считать звезды

Над этим фильмом работал по-настоящему звездный состав. В ленте Юрия Кары задействованы такие известные актеры, как Валентин Гафт в роли Воланда, Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата, Александр Филиппенко в роли Коровьева, Владимир Стеклов в роли Азазелло. Сергей Гармаш сыграл Бездомного, Игорь Кваша - доктора Стравинского, Спартак Мишулин - Арчибальда Арчибальдовича, Вячеслав Шалевич - Каифу, Наталья Крачковская - даму в Грибоедове, Николай Бурляев - Иешуа, Александра Захарова - Геллу. Главных героев сыграли Виктор Раков и Анастасия Вертинская. В фильме звучит музыка Альфреда Шнитке.

Поначалу предполагалось участие зарубежных звезд - велись переговоры с Клаусом-Мария Брандауэром о роли Воланда. Но те, кто видел готовый фильм, утверждают, что Валентин Гафт сыграл эту роль гениально. Как, впрочем, и Михаил Ульянов - Понтия Пилата.

На роль Маргариты была идея пригласить Мишель Пфайффер. Но и тут решили обойтись своими силами. Пробовались Ирина Алферова, Елена Майорова, Вера Сотникова, Светлана Рябова, Наталья Данилова, Анна Самохина. Но убедительнее всех оказалась Анастасия Вертинская.

Николаю Бурляеву поначалу была предложена роль Ивана Бездомного. Но актер пришел к режиссеру и сказал, что Бездомного играть не будет, а хочет попробоваться на Иешуа Га-Ноцри. И его утвердили.

Работали над фильмом проходила в Москве, Ялте, Судаке. Библейские сцены снимали в Иерусалиме.

Известно, что в экранизации Юрия Кары есть несколько расхождений с оригиналом. Например, на балу у Сатаны присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер и другие политические деятели.

В начальной сцене присутствует фрагмент из первого варианта романа "Мастер и Маргарита", а именно, эпизод, в котором Воланд рисует на песке лик Христа и просит Бездомного растоптать его. Тот не решается, и только тогда, когда Воланд "обзывает" Бездомного интеллигентом, тот топчет образ.

Также в фильме отсутствуют две сцены: сцена с разбиванием кувшина на балконе Понтия Пилата и сцена встречи Мастера и Маргариты.

Интересно, как снимался полет Маргариты: Вертинская стояла на лестнице пожарной машины, примерно на уровне второго этажа, а машина на большой скорости мчалась по Арбату. Кстати, тогда газета "Вечерняя Москва" напечатала заметку, что ночные съемки этого эпизода мешают отдыхать москвичам после трудового дня.

На самый "пикантный " момент съемок - эпизода на главном балу - в загородное имение Шереметевых, все равно приезжали женщины, не прошедшие кастинг. Они раздевались в кустах и шли на съемочную площадку. Уже в монтажной режиссеру пришлось "вырезать" тех, у кого были нательные крестики. Но все равно общее количество "ню" на экране и по сей день является абсолютным рекордом для отечественного кино.

"Нехорошая" картина

Но более всего еще непоказанная российскому зрителю картина привлекает внимание разговорами о "чертовщине", творившейся на съемочных площадках - якобы ни с того ни с сего выходила из строя аппаратура, заболевали актеры, срывались сроки съемок и монтажа. Мистические свойства приписываются и юридическим проблемам, мешавшим фильму выйти в прокат.

Вообще существовало поверье, что этот "дьявольский" роман вообще невозможно перенести на экран. Экранизировать его мечтали Ролан Быков, Геннадий Полока, Владимир Наумов, Эльдар Рязанов, Элем Климов… Юрий Кара не исключает, что с неудачами может быть связано что-то мистическое.

"Насколько я знаю, те, кто пытался свободно обращаться с текстом романа, за это поплатились, - рассказывал Кара. - Константин Райкин собирался делать спектакль в своем театре - но все переругались, потому что в ткань романа были внедрены песни и стихи. Михаил Левитин хотел инсценировать московскую линию, его консультировал Лакшин, а Воланда должен был играть Юрий Яковлев. Но Лакшин вдруг позвонил и сказал, что в монтажной пробило водопровод, и все залило. Так что лучше с этой вещью не связываться: в ней чертовщина. Левитин посмеялся: "Ерунда!". И в этот момент лопнула труба отопления, и ему тоже залило всю комнату".

Кстати, к съемкам фильма по роману Булгакова почти одновременно с Карой готовился Элем Климов. Имя киноклассика и первого секретаря Союза кинематографистов СССР также упоминается в одной "странной" истории.

Однажды Сергей Юрский, не имеющий к фильму отношения, должен был передать Валентину Гафту какую-то книгу. Он ее искал у себя дома очень долго, наконец нашел под диваном. Книга была завернута в газету со статьей "Почему Элем Климов не снимает "Мастера и Маргариту".

Вообще с фильмом Кары связывают много загадок. Как вспоминал режиссер, во время съемок возникало столько препятствий, словно роман сопротивлялся изо всех сил.

"Снимать картину начали в саду "Эрмитаж" со сцены в Варьете, все телеканалы дали об этом репортажи. Вдруг на площадку пришел Левитин (его театр здесь же, в саду), попросил прекратить съемки. Мы пригласили батюшку, тот окропил святой водой камеру и съемочную группу. И все шло хорошо. Но вот с этой группой кончился контракт, стала работать другая, с другой камерой - и тут же пошел сплошной брак", - рассказывал режиссер.

Всего за время работы над картиной сменилось шесть операторов. В итоге фильм снял Евгений Гребнев, который скончался вскоре после съемок.

Другой случай, которому также приписывают мистическое свойство, - съемка сцены в Иерусалиме, которую изначально планировалось проводить в Судаке. Уже были выстроены декорации древнего Иерусалима, пригнаны верблюды, поставлена наизготовку тысячная массовка армии. И тут неожиданно отказался сниматься Бурляев, и в октябрьском Судаке выпал снег, чего там никогда не бывало.

"Я понял, что шутить тут нельзя, - сказал в интервью Юрий Кара. - Потом как-то ехал на встречу с оператором по Садовому кольцу - и, вообразите, как раз напротив дома Булгакова в машине вылетает сцепление. Ну, все, подумал я, это последний знак. Отказались от Судака, остановили картину, через полгода нашлись деньги, и мы все сняли в Израиле. А там уже никакая мистика или погода не вмешивались в рабочий процесс. Эффектные кадры финальной сцены ставились в районе Мертвого моря.

Другой случай - врезавшаяся в автомобиль Кары машина, водителем которой был человек по фамилии Коровьев.

Дело мастера боится?

Несмотря на миф о невозможности снять фильм по "Мастеру и Маргарите", роман Булгакова все же можно увидеть на экране. Впервые "Мастер и Маргарита" был экранизирован поляком Анджеем Вайдой - в 1971 году был снят фильм "Пилат и другие". Год спустя режиссер Александр Петрович представил югославско-итальянскую версию "Мастера и Маргариты". В 1988 году другой польский режиссер, Мачек Войтышко, снял по знаменитому роману 7-серийный телефильм.

Поставить "Мастера и Маргариту" в разное время хотели Ролан Быков, Владимир Наумов, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов. Не снял свою версию романа и Элем Климов, проект которого даже был включен в план Госкино.

Идея создать своего "Мастера и Маргариту" пришла Элему Климову в 1987 году. В то время Владимиру Бортко, с успехом выпустившему свое "Собачье сердце", впервые предложили экранизировать самую потустороннюю историю любви, однако режиссер из профессиональной солидарности отказался. "Элем Климов много лет готовился снять свой фильм. Я безмерно его уважал и никогда бы не стал переходить ему дорогу. Во-вторых, я просто не представлял, как сделать Бегемота", - признался Бортко.

Владимир Наумов намеревался экранизировать "Мастера" вместе со своим другом и коллегой Александром Аловым. Их "благословила" Елена Сергеевна Булгакова, которая дала прочитать полное парижское издание романа. Но как рассказывал Наумов, однажды ему приснился сон. Умершая Елена Сергеевна явилась к нему и сказала, что фильм сниматься не будет.

В 1994 году был закончен монтаж фильма Юрия Кары. А через 10 лет - в марте 2004 года - за экранизацию мистического романа взялся Владимир Бортко. Он начал работу над 10-серийным телефильмом "Мастер и Маргарита" по заказу РТР. По словам режиссера, приступая к работе над сериалом, он запретил все разговоры о мистике на съемочной площадке. Хотя и признался, что повстречал как-то на Патриарших странного мужчину, который мимоходом бросил: "Ничего-то у вас не получится".


Маргарита на балу в сериале


Самым страшным моментом съемок был, как рассказывает Ковальчук, ее прилет на шабаш. Сцена прибытия королевы снималась опять же в Петербурге, в парке Лесотехнической академии, и Маргарита должна была приводниться на гладь местного пруда. Но место съемок кишело крысами, и в пруд прыгать пришлось более решительной дублерше.


Карлик Вано и Александр Баширов в роли Кота Бегемота


Сергею Безрукову пришлось по-настоящему висеть распятым на кресте

Хотя сам актер после съемок слег с сердечным приступом, он все же не склонен как-то связывать эти события.


Голова Берлиоза на блюде


Александр Филиппенко сыграл в кино и Коровьева, и Азазелло (на фото)

Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. Потом на компьютере с тел убрали все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы.


Полеты Маргариты: актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям


С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда.


С помощью компьютерной графики прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой


В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере.


Сериал стал одной из последних работ для народного артиста СССР Кирилла Лаврова, сыгравшего Понтия Пилата (на фото). 27 апреля 2007 года он умер от лейкемии.


Еще один известный актер, чью смерть связывают с проклятьем Булгакова, — это Александр Абдулов, который сыграл в сериале Фагота (Коровьева) — одного из демонических слуг Воланда. 3 января 2008 года в возрасте 54 лет актер скончался от рака легких.


25 февраля 2010 года при странных обстоятельствах умер в своей квартире Владислав Галкин. В сериале он играл поэта Ивана Понырева. В момент смерти ему было всего 38 лет.



В следующем году от неоперабельной опухоли мозга скончался Валерий Золотухин. Он сыграл в телесериале Никанора Босого.


Анна Ковальчук и Александр Галибин остались живы и здоровы. Но после съемок он попал в ДТП, а она развелась


Почему актёры в последний момент отказывались от съёмок, и 13 смертей после премьеры.

Режиссёр "Легенды № 17" и "Экипажа" Николай Лебедев снимет фильм "Мастер и Маргарита" по мотивам романа Михаила Булгакова. Произведение экранизировали и ставили в театре уже не раз, однако каждый раз на съёмках происходит какая-то чертовщина. А все происшествия с актёрами, снявшимися в киноленте, приписывают действию "бесовского романа".

"Ничего не получится"

В 2005 году на экраны вышел сериал "Мастер и Маргарита" режиссёра Владимира Бортко. Он сам не раз говорил, что ничего мистического в романе нет. Но вскоре припомнил одну историю.

— Несколько лет назад, когда я готовился к съёмкам, на Патриарших прудах со мной произошёл странный случай. Проходивший мимо человек вдруг обратился ко мне: "Всё равно у вас ничего не получится!" — и пошёл дальше, — рассказывал в своих интервью режиссёр.

Бортко считает это чистым совпадением. К тому же пессимистичного "прогноза" он не послушался.

Басилашвили потерял голос


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Воланда в сериале Бортко отдали играть Олегу Басилашвили. Позже зрители будут сотни раз говорить, что так они себе дьявола и представляли. Самому же актёру эта роль обернулась, как пишет "Телепрограмма", потерей голоса.

Басилашвили произносил монолог Воланда, как вдруг захрипел. Через несколько мгновений он и вовсе потерял голос. Медики заявили, что у него кровоизлияние в правую голосовую связку.

Накануне актёр репетировал, никаких проблем со связками не было. Врачи прописали ему полный покой, уколы и полное молчание на некоторое время.

Берлиоз и операция


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Александр Адабашьян, который сыграл Михаила Берлиоза, попал вскоре после съёмок в больницу с сердечным приступом. Однако сам актёр не связывал своё участие в сериале, проблемы со здоровьем и мистику.

Адабашьян в интервью не раз шутил, как члены съёмочной группы использовали "дьявольский шлейф" произведения. Например, говорили, что сама нечисть заставила их выпить лишнего в день перед съёмкой.

Коровьев и Азазелло


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Александр Филиппенко сыграл сразу в двух экранизациях "Мастера и Маргариты" — у Владимира Бортко и Юрия Кары. У Кары он сыграл Коровьева.

С тех пор прошло много лет. Актёр шёл с друзьями по Патриаршим, показывал им место действия "Мастера и Маргариты". Сам Филиппенко рассказывает, что в тот момент он встретился с Бортко.

— Ты Коровьева уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь? — спросил Бортко. Актёр согласился, посчитав это знаком судьбы.

Отказывались в последний момент


Воландом в сериале должен был стать Олег Янковский. Однако в последний момент он отказался от съёмок, сказав, что не считает эту роль сильной. А потом признался, что, по его мнению, дьявола, как и Бога, играть нельзя.

Александр Калягин отказался от роли Берлиоза, Владимир Машков так и не стал Мастером. Александр Панкратов-Чёрный отказался от роли Варенухи. Но Бортко решил не расставаться с актёром, предложив ему в качестве замены вариант со Степаном Лиходеевым. На том и договорились.

13 смертей за пять лет


Съёмки фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Кто-то называет это жутким совпадением, кто-то мистикой, но факт остаётся фактом: в год премьеры и за пять лет после выхода первой серии на экраны умерло 13 актёров, которые участвовали в съёмках.

В возрасте 47 лет скончался актёр Александр Чабан. Его тело нашли 2 октября 2005 года в своей квартире. Он играл следователя, разыскивающего Воланда.

Почти через год, в сентябре 2006-го, умер Павел Комаров, сыгравший вора, который украл на пристани одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Ему не было и 40 лет.

Станислав Ландграф (критик Латунский), Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Евгений Меркурьев (счетовод), Александр Абдулов (Коровьев), Андрей Толубеев (озвучивал Алоизия Могарыча), Юрий Оськин (швейцар Николай), Галина Баркова (продавец фруктов), Владислав Галкин (Иван Бездомный), Валентина Егоренкова (медсестра в дурдоме), Станислав Соколов (секретарь Понтия Пилата), Михаил Суров (массовка). 13 человек.

Со смертью каждого актёра вновь и вновь в прессе муссировались слухи о проклятии "Мастера и Маргариты".


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита" 14 лет ждал своего часа. Его отсняли ещё в 1994 году, а представили только в 2008-м на кинофестивале стран СНГ и Прибалтики "Новое кино. XXI век". В прокате он и вовсе оказался лишь в 2011-м.

Хотя на пресс-конференциях актёры кричали в голос, что не было никакой мистики, члены съёмочной группы всё же вспомнили некоторые эпизоды.

Так, Юрий Кара рассказывал, что чертовщина началась буквально со съёмок первой сцены в московском саду "Эрмитаж".

— Снимать картину начали в саду "Эрмитаж" со сцены в варьете, все телеканалы дали об этом репортажи. Вдруг на площадку пришёл Левитин (режиссёр театра "Эрмитаж" Михаил Левитин), попросил прекратить съёмки, — приводит слова Кары РИА "Новости".

Позже выяснилось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления. Когда Левитину об этом сообщили, он сначала не поверил. А как только отложил телефон, трубу прорвало в его кабинете.

На площадку вызывали даже батюшку, который окропил святой водой камеру и съёмочную группу.

Операторы отказывались снимать


Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Всего за время работы над картиной Кары сменилось шесть операторов: они то уходили, то просто пропадали. Так, когда снимали древнюю Иудею в Крыму, неожиданно пошёл снег, чего в октябре давно не бывало. Кроме того, на съёмки по непонятным причинам не пришёл оператор. А саму плёнку, как оказалось, забыли в Москве.

Когда Кара поехал в столицу за плёнкой и оператором, напротив дома Булгакова, уже в Москве, сломалась его новая "Волга". Отметим, что через некоторое время в его авто врезался человек по фамилии Коровьев.

Кинокартину в итоге снимал Евгений Гребнёв. Он скончался вскоре после съёмок: в 35 лет, за день до своего дня рождения.

До премьеры также не дожили актёры Бронислав Брондуков и Спартак Мишулин (Варенуха и Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и Михаил Ульянов (Понтий Пилат) и композитор Альфред Шнитке.

Израиль и "киношники-террористы"


Забытая плёнка, авария, какая-то чертовщина… съёмочная группа решила перенести съёмки в Израиль. Юрий Кара был уверен, что на Земле обетованной ничего не произойдёт.

Съёмочная группа хотела отразить строку из книги "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город". Для этого была необходима собственно тьма.

К тому моменту компьютерной графики не было, а на небе ни тучки — какая уж тут тьма. "Сделать" её согласился пиротехник, но, как писали СМИ, за $200 тысяч. Деньги нашли, тьму организовали, но тут.

— С неба спустились 15 боевых израильских вертолётов. Оттуда выскочил спецназ с автоматами и набросился на съёмочную группу. Они решили, что мы — арабские террористы. Наши продюсеры были в шоке, потому что всех предупредили о съёмках. Пока разобрались, туча ушла, — рассказывал позже режиссёр.

Воланд Виктор Авилов и клиническая смерть


Знаменитый актёр Виктор Авилов, которого многие зрители помнят по ролям графа Монте-Кристо в "Узнике замка Иф" и Мордаунта в "Мушкетёрах 20 лет спустя", тоже играл Воланда. Но в театре.

На гастролях в 1995 году, меньше чем за час до начала "Мастера и Маргариты", актёр пережил клиническую смерть: у Авилова два раза останавливалось сердце. Однако после этого он пошёл на поправку, и, казалось, здоровье нормализовывается.

Но в начале 2000-х его вновь начала мучить язва и боли в спине. Вернувшись с гастролей в Израиле в июне 2004 года, он решил обследоваться. Медики заявили, что у него неоперабельная опухоль. Зарубежные врачи раз за разом отказывались лечить. Последнюю надежду ему дали в Новосибирске. Актёр прожил ещё два месяца, после чего скончался в Академгородке в возрасте 51 года.

Первая постановка “Мастера и Маргариты” в кино была сделана режиссером Анжеем Вайдой в 1971 году, он назывался “Пилат и другие”. В следующем году вышла на экраны итало-югославская лента Александра Петровича. Потом в 1988 году семисерийный телевизионный фильм сняли в Польше, а в 1987 Элем Климов и Владимир Наумовкаждый пытались поставить “Мастера и Маргариту”, но оба потерпели фиаско. Наконец, Юрий Кара в 1994 году с горем пополам снял свой фильм, и только 7 апреля этого года состоялась его премьера на больших экранах, хотя во ВГИКе показывали еще в прошлом году.

Пересматривать я его не стала, потому напишу свой отзыв по тому, что видела год назад. Как бы ни хотелось, но фильм Кары всегда будут сравнивать с постановкой Бортко (пока не появится еще одна “Маргарита”). Начнем с этого сравнения и здесь. Для начала список актеров главных ролей. Уверена, большинству из вас известны эти имена и представить персонажей будет не так уж трудно.

"Мастер и Маргарита" Юрия Кары:
Маргарита - Анастасия Вертинская
Мастер - Виктор Раков
Воланд - Валентин Гафт
Иешуа - Николай Бурляев
Понтий Пилат - Михаил Ульянов
Бегемот - Александр Калягин
Иван Бездомный - Сергей Гармаш

"Мастер и Маргарита" Владимира Бортко:
Маргарита - Анна Ковальчук
Мастер - Александр Галибин
Воланд - Олег Басилашвили
Понтий Пилат - Кирилл Лавров
Иешуа - Сергей Безруков
Иван Бездомный - Владислав Галкин
Бегемот - Александр Баширов

Во-первых, выбор Маргариты. В обоих случаях это жгучие брюнетки, уже зарекомендовавшие себя как красавицы-актрисы с сильным характером. Трудно, однако, сказать, которая играет лучше. Ковальчук холодна как камень, зато Вертинская просто блещет театральностью. Однако, актерский состав фильма Юрия Кары старше, чем состав Бортко. Видимо, Кара основывался на опыте и глубине игры актеров, а Бортко не забывал о зрительском успехе. В любом случае, по своим временам оба состава у фильмов звездные.

Мастер в обоих составок достаточно блеклый. Если Раков обладает харизматичностью, то Галибин совершенно теряется на фоне Ковальчук и прочих персонажей фильма. Возможно, таким он и должен быть, ведь он, по сути, всего лишь пишущая машинка. Но это уже вопрос выбора каждого. На мой взгляд, раз уж Мастер выведен в название романа, то и актер его должен играть харизматичный. Наши в погоне за духовностью, кажется, не справились с управлением и схлестнули массовое кино с авторским. Что в первом, что во втором случаях.

Воланд традиционно в русском понимании - умудренный сединами благородный старик неславянского образа. Однако у Булгакова ему 40 лет, и выглядит он как классический иностранец. Видимо, в Голливуде знали, что делают, когда прочили эту роль Джонни Деппу. Демонизма не хватает ни Гафту, ни Басилашвили. Оба они замечательно восседают на троне и вещают, но никакой веры в их дьявольство нет и в помине.

Гармаш и Галкин равноценно справились со своими ролями. Грубоватые, ищущие, верящие и верующие, они отлично вписались в эту роль, каждый по-своему замечательно. Роль Бездомного - это роль проводника в романе, персонаж, с которым должны были ассоциировать себя разночинцы или те представители пролетариата, которые умели читать на то время. Булгаков не зря дал Бездомному возможность взаимодействовать практически со всеми главными героями романа - чтобы ощутить вкус, прочесть эту книгу по-своему, объяснить читателю все происходящее со своей точки зрения. Кажется, это третий роман в романе, рассказанный Бездомным.

Понтий Пилат - традиционный римлянин с благородным лицом. Если честно, то Кирилл Лавров как-то больше похож на благородного мужа, чем Михаил Ульянов, хотя в актерском мастерстве второго сомневаться не приходится. Однако образ Пилата может быть раскрыт только через фигуру Иешуа. Эстетически оба Иешуа сделаны однотипно, даже совпадает грим. Трудно оценить, который из них лучше - уж больно оба похожи. Хотя из-за того, что Сергей Безруков - это Сергей Безруков, а Николая Бурляева мы знаем не так хорошо, Бурляев немного выигрывает на общем фоне, да и посмуглее будет, как и положено по тем климатическим условиям.

Сцены бала эпичны. Тут уж оба режиссера попытались добавить перчинки-демончинки, и оба пролетели со свистом. Очень трудно представить, как должен выглядеть бал сатаны, чтобы не быть похожим на стандартный бал вампиров. Хотя в том же “Ван Хельсинге” красочный бал выглядел куда более кинематографично и убедительно. Булгаков написал про обнажение, но все мы прекрасно помним, что сцена оргии в экранизации “Парфюмера” очень сильно уступала написанной в романе. Следовательно, раз язык литературы и кино - это разные языки, то можно найти и другой способ изображения наготы. В крайнем случае, существует монтаж по крупностям. Думаю, когда-нибудь, мы снимем что-то более приличное.

Общее впечатление от фильма Юрия Кары, к сожалению, остается весьма печальным. Второй раз смотреть это я не соглашусь. Да, можно сделать скидку на 1994 год, на неустройство в кино, на чернуху, захлестнувшую экраны. Но раз уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. И как (а главное - зачем?) режиссер нашел деньги на Всероссийский прокат сегодня - до сих пор не ясно.

Владимир Бортко сильно выигрывает в плане экшна. Смотреть его картину интереснее и гораздо занимательнее, благо 10 серий вполне вмещают в себе роман Булгакова и дают зрителю время отдохнуть от вечера до вечера. Кара впихнул все в один фильм и упустил очень многое. Не говоря уж об устаревшей на сегодня стилистике съемок и грустных попыток спецэффектов (напомню, уже вышел “Парк Юрского периода” к тому моменту). В общем, работы там непочатый край, и выставлять этот фильм сегодня - сомнительный шаг.

Уверена, скоро мы дождемся Голливудской версии, но я до сих пор считаю, что этот роман смогут экранизировать либо русские, либо немцы, потому буду ждать чего-то более вкусного в ближайшее время.
Что до проклятья, которым якобы покрыта эта книга, то, возможно, и на проклятья есть свой срок годности…

Читайте также: