Кризис юношества смысл особенности протекания психологические новообразования

На самом пороге во взрослую жизнь наступает очередной возрастной кризис 17 лет. Наверное, правильно будет сказать, что его переживают в равной мере и сами дети, и их родители. Экзамены, выбор профессии, поступление, поиски работы, первые серьёзные чувства — в какой-то момент начинает казаться, что череда стрессовых ситуаций никогда не закончится. И всё это — на фоне юношеского максимализма и поиска самого себя. Как от всего этого не сойти с ума — даёт рекомендации возрастная психология.

Особенности


Впервые подробная характеристика кризиса 17 лет была дана знаменитым советским психологом Л. С. Выготским. Именно он выделил ведущий вид деятельности, психические новообразования, типичные социальные ситуации, присущие для данного возрастного периода, и дал основные рекомендации по коррекции поведения и личностного развития подростков.

Психические новообразования кризиса:

  • ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
  • формирование внутренней позиции, отличной от остальных, осознание своей индивидуальности;
  • выстраивание чёткой иерархии ценностей, устойчивых взглядов на мир — складывается мировоззрение;
  • выработка защитных механизмов от постороннего вторжения;
  • самоопределение — личностное и профессиональное;
  • развитие логического интеллекта и гипотетико-дедуктивного мышления;
  • активное применение рациональных приёмов произвольного запоминания информации;
  • приобретение метакогнитивных умений;
  • совершенствование владения операциями анализа и синтеза, аргументирования и доказательства, обобщения и абстрагирования.

Ведущая деятельность — балансировка между социализацией (стремлением к общению) и изоляцией (желанием одиночества, недоверчивостью к окружающим).

Основные проявления — страхи и юношеский максимализм.

  • ранний кризис (15-17 лет) — связан с первыми экзаменами и проявляется у тех, кто уходит из школы после 9 класса;
  • нормальный (17 лет) — классический пример возрастного кризиса 17 лет;
  • поздний (17-18 лет) — наблюдается у тех, кто остаётся жить с родителями и так и не определяется с выбором профессии.

Главная проблема — чрезмерная поглощённость собой и игнорирование межличностных отношений. Данный дисбаланс становится психологической основой для ощущения одиночества и социальной изоляции.

Причины

В основном кризис 17 лет связан с самоопределением. Юноши и девушки этого возраста постоянно попадают в ситуацию выбора: какие экзамены сдавать, куда поступать, с кем дружить, кем быть и т. д. Это накаляет обстановку и обостряет стресс.

Экзамены

Для всех учащихся 11 класса большим стрессом становятся выпускные экзамены. ЕГЭ подчас сравним с русской рулеткой. Кому-то достаётся простой вариант, кому-то — нерешаемый. Кто-то может взять себя в руки, сконцентрироваться и всё сделать, а кто-то теряется и, несмотря на то, что всё знает, набирает ничтожное количество баллов. Напряжение начинается с подготовки к экзаменам, достигает максимального пика во время сдачи и держится на нём вплоть до объявления результатов.

Ситуация выбора

Каждый подросток стоит перед определённым выбором: продолжить обучение или искать работу, куда поступать дальше, куда устроиться, учиться очно или заочно, надо ли подрабатывать, уходить от родителей или продолжать жить с ними и т. д. Практически каждый день требует принятия ответственных решений, от которых зависит судьба.


Ожидания окружающих

Новая жизненная ситуация

Поступление после школы в другое учебное заведение — это смена обстановки и режима дня, включение в новые виды деятельности, знакомства с массой людей, иногда — переезд от родителей и необходимость жить самостоятельно. Адаптация тоже вызывает стресс.

Все эти жизненные ситуации становятся причиной обострения юношеского кризиса в 17 лет.

Признаки

Так как симптомы кризиса 17 лет проявляют себя достаточно ярко, родители сразу замечают изменения, происходящие с подростком.

В первую очередь кризис проявляется в постоянных страхах за всё, что происходит:

  • Как сложится новая жизнь?
  • На сколько баллов будут сданы экзамены?
  • Получится ли поступить?
  • Правильно ли выбрано учебное заведение?
  • Что будет, если заберут в армию?

Груз ожиданий со стороны других, ответственность перед собой и родителями становятся причиной повышенной тревожности, в ряде случаев — стресса. Если в итоге страхи хотя бы частично реализуются, недалеко и до депрессии, которая грозит суицидом. Не сдав ЕГЭ, подросток думает, что это позор, жизнь закончена, никуда теперь не поступит, заберут в армию. Ему стыдно, что он не оправдал надежд. Особенно мнительные и измученные стрессом последних месяцев глотают таблетки, бросаются под машины, шагают в окно. Чтобы исключить такой сценарий, рядом всегда должны находиться понимающие и любящие родители.

  • головокружения;
  • мышечные подёргивания и судороги;
  • учащение пульса;
  • боли в груди;
  • скачки давления;
  • нехватка воздуха;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • повышенная потливость.


  • неустойчивое настроение;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности;
  • неуверенность в себе, самокритика, повышенные требования к себе;
  • ощущение безнадёжности, пессимизм;
  • депрессивное состояние;
  • повышенный уровень тревожности.

Невротические реакции, характерные для юношеского кризиса, носят непостоянный и полисистемный характер.

Это один из основных признаков кризиса 17 лет, который проявляется:

  • категоричностью суждений;
  • несговорчивостью;
  • упрямством;
  • излишней самоуверенностью;
  • стремлением не быть как все;
  • завышенными требованиями к себе и окружающим;
  • бескомпромиссностью;
  • неадекватным восприятием критики, когда малейшее замечание кажется настоящим объявлением войны;
  • чрезмерная страстность в отстаивании своих суждений, спорах;
  • делением мира на белое и чёрное, людей — на плохих и хороших, без промежуточных вариантов и полутонов;
  • желанием иметь всё самое лучшее.

Психологи объясняют юношеский максимализм эгоизмом, отсутствием опыта и гибкости мышления.

Что делать взрослым

Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:

  • помочь подростку побороть страхи;
  • проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.


Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:

  1. Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.
  2. Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.
  3. Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).
  4. Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.
  5. Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.
  6. Помочь в профориентации.
  7. Создать комфортную обстановку дома.
  8. При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.

Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка. Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам. Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.

…для родителей юношей:

  • формировать уверенность в себе;
  • уделять достаточное внимание физическому развитию;
  • бороться с вялостью и инертностью — для юноши эти черты в будущем обернутся проблемами с трудоустройством и финансовой состоятельностью;
  • следить за тем, чтобы сын не приобщился к вредным привычкам и не стал зависимым от игр (компьютерных и азартных);
  • учить обращаться с деньгами;
  • не сюсюкаться и не слишком нежничать (особенно касается мам, которые продолжают относиться к сыновьям как к маленьким детям);
  • отцы должны проводить с сыновьями больше времени, воспитывая в них твёрдость характера.

…для родителей девушек:

  • обучать ведению домашнего хозяйства, готовить к роли матери и жены;
  • закрепить основы ухода за собой, правила соблюдения гигиены;
  • мать должна установить с дочерью доверительные отношения, чтобы та могла рассказать ей о своих проблемах;
  • отцу нужно проявлять максимум уважения и нежности к дочери, воспитывая в ней женственность, быть в меру строгим;
  • формировать чувство собственного достоинства, чтобы девушка не была легкомысленной и не стала игрушкой в чужих руках;
  • предоставлять определённый уровень свободы, но при этом контролировать поведение и круг общения.

Мама 17-летней девушки должна обратить особое внимание на её половое воспитание. Не нужно думать, что этим занимаются учителя в школах. Это — прямая обязанность родителей. Ранняя половая жизнь, беременность или аборт в таком возрасте будут иметь самые негативные последствия и для психики, и для физического здоровья.

Последствия


Высокая тревожность и влияние частых стрессовых ситуаций на неокрепшую подростковую психику нередко заканчиваются печальными последствиями для здоровья. На фоне постоянных переживаний, когда ребёнок не чувствует поддержки со стороны, могут наблюдаться:

  • психосоматические расстройства: повышенная или, наоборот, слишком низкая температура тела, астения, головные боли, нарушения в работе желудка, кожные высыпания;
  • неврозы, психозы, обсессивно-компульсивное расстройство;
  • нарушения сна, вплоть до сонного апноэ;
  • панические атаки, фобии;
  • склонность к истерии;
  • социальная дезадаптация;
  • обострение хронических заболеваний (гастрита, нейродермита, аллергии);
  • алкоголизм и наркомания, игровая зависимость;
  • суицид.

Возрастной кризис 17 лет осложняется часто ещё и тем, что на фоне экзаменов и поступления детей стресс испытывают сами родители. В таком состоянии им зачастую самим требуется помощь со стороны. Так что семейными консультациями у психолога пренебрегать в таких ситуациях не стоит.

Юность в психологии принято разделять на два периода – ранняя юность (15-17 лет) и поздняя юность (17-21). Однако вместе с тем встречаются возрастные периодизации, где ранняя юность рассматривается в рамках подросткового возраста, а юность как самостоятельный этап выделяется с 17 лет. В любом случае важно понимать, что возрастные кризисы обусловлены прежде всего психологическим развитием личности, а оно способно опережать физический возраст или отставать от него. Кризис юности в среднем приходится на 17 лет, но встречаются исключения.

Суть юношеского возраста и кризиса

Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе. Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат. Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.

При нормальном развитии в этом возрасте молодой человек уважает принципы, права и свободы других людей, но при этом следует только своим убеждениям. Человеческая жизнь и сам человек рассматривается как безоговорочная ценность по факту рождения. Но по определенным причинам (в зависимости от условий развития, от действий педагогов, семьи и окружения на предыдущих жизненных этапах) ребенок в этом возрасте может отставать или опережать сверстников по морально-нравственному развитию. Что мы нередко и наблюдаем.

Таким образом, в юности происходит:

  • активное осваивание социальных взаимоотношений, норм, принципов и правил;
  • постепенное становление личности как отдельного и активного субъекта всего общества.

Актуальная потребность – самоактуализация в жизни и обществе. В этом отмечается некоторое сходство кризиса юности и кризиса 7 лет. Только теперь личность может на всех правах претендовать на полноценного и равного участника социальных отношений и социально значимой деятельности.

Особенности кризиса

В момент юности встречаются 4 типа личности по отношению к себе и обществу:

  1. Положительное отношение. Наблюдается здоровая гуманистическая направленность личности с альтруистической или индивидуалистической концепцией.
  2. Эгоистическая направленность. Характеризуется безусловно положительным отношением к себе и негативным к обществу. Второй вариант – сдержанное отношение к себе и резко негативное к обществу. Наблюдается эгоцентризм и чрезмерная индивидуализация.
  3. Депрессивная направленность. Личность обесценивает себя, к обществу относится сдержанно.
  4. Суицидальная направленность. Человек равнодушен к себе и обществу.

Современные юноши находятся в социально-психологической ситуации постоянных противоречий, влияния множества взглядов и точек зрения. Следствием такой ситуации становятся два возможных и встречающихся на практике пути развития. Одни молодые люди быстрее взрослеют, принимают решения, объединяются в группы соратников, активно развиваются и двигаются вперед, следуя своему жизненному плану. Другие – не находя ответ на два главных вопроса этого возраста, задерживаются в психологическом развитии и взрослении, становятся инфантильными. Это проявляется в социальной пассивности или негативизме.

В период юности происходит сильный рост самосознания, повышается критичность и требовательность к себе и другим. Наблюдаются 4 характерных для юности противоречия:

  • стремление к самовоспитанию, но отрицательное отношение к некоторым его приемам;
  • зависимость от чужой нравственной оценки и желание поступать по-своему;
  • принципиальность в значимых делах и беспринципность в малых;
  • стремление к взрослости (самоконтроль, воля и выдержка) и ребячество (импульсивность, непосредственность, эгоцентризм).

Данные противоречия и обуславливают возникновение кризиса. Кроме этого, влияние оказывает стремительно развивающееся нравственное сознание, я-концепция. Идет активное сравнение Я-идеального и Я-реального, что отражается в самооценке характера, а не отдельных черт личности, самовоспитании, самовыражении, самореализации и рефлексии.

Кстати, в юности меняются и способы получения информации. Молодые люди ищут ответы на важные для них вопросы в реальной жизни, реальных отношениях, а также в СМИ и литературе, искусстве. То есть ищут ответ там, где обычно его ищут взрослые люди. Потому научение не всегда оказывается эффективным, лучше направлять юношу, помогать находить ответ (беседа), а не давать уже готовые данные.

К основным нравственным вопросам юности относится:

  • добро и зло;
  • справедливость и беззаконие;
  • порядочность и беспринципность;
  • смысл жизни.

Вместе с тем отношение современных юношей к базовым ценностям отличается (относительно их сверстников других десятилетий). Им присуще разумность и практичность, большая независимость и самостоятельность во взглядах. Юноши лет 17-21 оказываются в условиях постоянно меняющейся практической, реальной жизни, в которой на данный момент даже взрослые люди находятся в поиске новых ценностных ориентиров. Потому подрастающему поколению приходится принимать самостоятельные решения в важных жизненных вопросах, быть мобильными и практичными.

Р.С. Немов в ходе исследования ценностей юности сделал следующие выводы:

  • В принципе честности важно то, скольким людям правда принесет пользу. То есть оценивается, насколько оправдана ложь или правда.
  • Под справедливостью понимается не равный вклад или награждение всех, а максимальный (для каждой личности) вклад в общее дело и награждение согласно заслугам и участию.
  • Под принципом порядочности понимается оценка самих действий людей и их последствия.

К завершению периода юности почти сформирована общая зрелость, устойчивая мораль. Она в совокупности со способностями, чертами характера и мотивами образует мировоззрение. Но это не означает, что все убеждения и взгляды верны, нравственны и социально оправданы.

Особым образом складываются отношения со сверстниками. Характерно стремление объединяться для удовлетворения личных потребностей: лидерство, любовь и признание, авторитет. Мотивом общения становится поиск самостоятельности, признания себя другими как личности.

Юноша стремится участвовать в общем, коллективном деле, проявлять социальную и творческую активность. Такая группа представляет собой пробную версию общества и способствует усвоению норм, ролей, статуса взрослого, личностной реализации. Во взаимоотношениях со сверстниками образуются дружеские отношения, которые способствуют познанию себя и других людей. Этот период характеризуется новой формой отношений. Индивид допускает, что у другого человека могут быть иные вкусы, интересы, мнение и характер. При этом он готов и способен решать конфликтные вопросы, переживать ссоры, разбираться в сути и причинах, анализировать и продолжать отношения. То есть происходит активная интеграция в социум и развитие взрослости.

Риски


К основным рискам юношеского возраста относится:

  • неверное профессиональное самоопределение или провал вступительных экзаменов, как следствие – утраченное время и силы, нежелание учиться и работать, эмоциональное выгорание, переживание крушения надежд и необходимости нового профессионального определения;
  • девиации как неадекватный способ самовыражения и самоактуализации (агрессивность, развязность, эксцентричность, вызывающее поведение и внешний вид);
  • сложности адаптации к новому учебному заведению и самоконтролю, самостоятельному планированию режима дня;
  • фрустрация в вопросах смысла жизни и выбора профессии (ожидание и реальность).

Неспособные справиться с кризисом юноши уходят в алкоголизм и наркоманию или выбирают другой вариант избегания реальности. Неадекватный поиск себя и отстаивание своей индивидуальности выливается в асоциальные группы или деструктивные молодежные субкультуры, протестующие относительно серости и однообразия, обезличенности и массовости взрослой жизни.

Рекомендации родителям

В юности меняется отношение к взрослым (родителям). В это время воспитанник не против такого взаимодействия, но против формальностей (приказов, требований и т. д.). Цель общения – усвоение принципа и сути различных социальных взаимоотношений. Юноши ожидают от взрослого понимания, поддержки, помощи, доверия. И психологически могут ответить тем же. Эффективнее всего это можно устроить в условиях сотрудничества, общего дела, продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.

Юным людям не нужны друзья в виде родителей, им нужна поддержка и помощь, гид по миру человеческих отношений, более опытный и старший товарищ. Друзей и любимых они найдут среди сверстников. Но родители могут рассказать о том, как сами любили и дружили, будучи юными.

Необходимо помочь сыну или дочери выразить его самость, но при этом сохранить уважение к обществу. Сохранение индивидуальности в рамках общества – один из самых сложных вопросов взросления. Человек должен обособиться от стереотипов, его образа в глазах других людей и решить, каким он видит себя, чего хочет именно он. Задача родителей – потворствовать положительным проявлениям индивидуальности:

  • Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес.
  • Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь.
  • Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них.
  • Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.

Послесловие

Социальная ситуация развития юности – активный поиск себя и своего места в жизни. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная (в ранней юности) и профессиональное самоопределение (в поздней юности). Ведущая потребность – социальная и профессиональная самореализация. Это этап самоопределения, практической самореализации, поиска своего места в социуме.

В этот период происходит активное интеллектуальное и личностное развитие. Преобладает абстрактно-логическое мышление, мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательные сферы. Активно развивается самосознание и нравственный интеллект. В 17-21 лет человек мыслит дедуктивно и гипотетически, анализирует, сравнивает, дифференцирует, оценивает себя и других людей. Развивается ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Юноша постоянно что-то осмысливает, сомневается, раздумывает. Контроль и оценка поступков мешают активной деятельности, что может вылиться в нерешительность.

К концу рассматриваемого возрастного периода при благоприятном его завершении отмечаются следующие новообразования:

  • потребность и готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • жизненные планы;
  • устойчивое самосознание;
  • идентичность;
  • ценностные ориентации;
  • мировоззрение;
  • внутренняя ролевая позиция мужчины или женщины.

Кризис связан с утратой налаженных форм жизни - взаимоотношений с другими людьми, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. Вступление в новый период жизни связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, его самоопределения, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования

Психологическая природа кризиса

Это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни, человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя

Рассекречивание собственной самости связано с переживанием чувства утраты прежних ценностей, представлений, интересов и разочарованиями

Личностное и профессиональное самоопределение юношей и девушек за порогом школы предполагав г действенное подтверждение профессионального выбора

Разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения (у студентов); расхождение идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания (у приступивших к работе)

Внутренняя неуверенность в себе в поведении юношей и девушек, неудовлетворенность существующими формами общения сопровождаются иногда внешней агрессивностью, развязанностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к негативным вариантам развития: наркомании, алкоголизму, суициду

Характеристика психического развития в подростковом возрасте. Пубертатный кризис. Взаимоотношение со взрослыми и сверстниками. Чувство взрослости и тенденция к взрослости. Подростковые увлечения.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Физиологическая основа пубертатного кризиса. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.

Память. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

Восприятие. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Воображение. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации.

Вообще, фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию. Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Речь.В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением мышления и речи. В V— VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX—Х классах — план речи, выступления и следовать ему.

Мышление.В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам.

Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых взрослыми обязанностей.

Читайте также: