Кризис середины жизни новообразования

1. Учет биографического фактора, исследование субъективной картины жизненного пути, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему.

2. Охват основных сфер жизнедеятельности взрослого – семьи, профессии, внутренних смыслов.

3. Нежесткая привязка к хронологическому возрасту.

4. Использование сравнительно-возрастного метода на всем продолжении зрелого периода. Такой подход позволит найти путь к адекватной расстановке и обобщению разрозненных фактов в области психологии взрослых, выявить некоторые закономерности в периодизации и логике развития взрослых.

Феноменология кризиса взрослости по В.И. Слободчикову:

1. Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно: большинство людей непосредственно перед кризисом живут интенсивной и насыщенной событиями жизнью.

2. Появляется проблема убывания жизненных сил и привлекательности. К 40 годам появляются первые признаки убывания физических сил. Человек начинает серьезно задумываться о своем здоровье.

3. меняется на обратный знак соотношение между пройденным и оставшимся жизненным временем.

6. Женщины сталкиваются с проблемами кризиса раньше, чем мужчины (примерно, в 35 лет). Мужчины подходят к кризису середины жизни к 39-40 годам.

Кризис середины жизни можно назвать кризисом ценностей (А.В. Толстых, В.И. Слободчиков и др.). Его преодоление связано с поиском новых ценностных оснований жизни.

Результатом кризиса середины жизни является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни.

Выход из кризиса середины жизни может быть как позитивным, так и негативным (Б.Г.Братусь). При позитивном варианте человек находит пути дальнейшего самосовершенствования; он достигает соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменяет смысловую сферу в том направлении, в котором будет возможно поступательно развитие личности.

Основные новообразования периода по Э.Эриксону:

1. Производительность (генеративность) – заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, что означает направленность не только на свое потомство, но и на более широкий социум.

2. Порождение - продолжение рода.

Эти новообразования реализуются в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве.

Законы памяти
Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, то .

Значение эмоций.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действия ребенк .

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную .



Этот кризис переживается людьми в районе 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени.

Что такое кризис середины жизни?

Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Изменение поведенческих патернов по время кризиса середины жизни

Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными.

Жизнь после кризиса середины жизни

Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры.

Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру художника в 39 лет, после того, как бросил свою работу в банке. Для Гете путешествие по Италии, предпринятое между 37 и 39 годами, полностью поменяло состояние души, что сказалось и на его произведениях. Микеланджело в критическом возрасте изменил стиль и качество своих работ. И мы знаем много таких примеров – одни из науки или предпринимательства идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д.

Как принять свой возраст?

Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь – можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто.

Кризис середины жизни - один из самых мощных, от требует от человека провести жизненный аудит. И если отодвигуть эту проблему и не решить ее, то в конце жизни может настигнуть еще более устрашающий кризис, уготованный человеку, - кризис конца жизни.

ПРОродительство

Продолжение. Начало здесь

Отрочество: 12-19 лет
(фактически до момента выхода во взрослую жизнь, очень индивидуально)

Юношеский период: 15-19 лет
Основная деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает в 14 – 15 лет стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Для этого периода характерны:
- “эгоцентрическая доминанта” – интерес к собственной личности;
- “доминанта дали” – установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие;
- “доминанта усилия” – тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
к волевым напряжениям;
- “доминанта романтики” – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Совесть. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: cтановление сепарации, становление способности вступать в танец привязанности.
Потребности: рассматривать взрослого как старшего соратника. Есть желание оградить некоторые сферы своей жизни от грубого вмешательства. Иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Становление интимности – это контакт плюс две вещи:
- я не нуждаюсь в мониторинге себя, когда я с тобой (доверие);
- я могу сказать тебе все важное, что я думаю в этот момент, не опасаясь негативного ответа.
Еще одно условие для зарождающей интимности — это долгосрочность отношений. Безопасность рождается в контакте с человеком, которого давно знаешь. Очень рискованно входить в интимность с малознакомым. (Интимность – это не обязательно нежность, ласка. Можно во время даже интимной ссоры испытывать чувство безопасности).
Результат к концу периода:
- самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;
- контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;
- нравственные убеждения.

* Забавно то, что в качестве результатов кризисов в классической психологии приводятся те достижения, которые по Ньюфелду могут развиться у ребенка значительно раньше:
1. Чувство собственной важности по Ньюфелду возникает после 4-х лет, а в классической психологии этому соответствует претензия на уважение после кризиса 7 лет.
2. После 12 лет у подростков возникает чувство общности – “мы”. По Ньюфелду же это соответствует третьему уровню привязанности – принадлежности и характерно для детей после 3-х лет.
3. Чувство интимности/ безопасности по Ньюфелду возможно после 7 лет, а классическая психология относит его проявления к юношескому периоду. Хотя, насколько я понимаю, зачастую и в более позднем возрасте люди не всегда способны ощутить безопасность в общении с теоретически самыми близкими людьми в семье.
Эти расхождения наводят на мысль о том, что фактически классическая практическая психология изучает в большей степени отклоняющееся поведение, а не то, что хотелось бы видеть как норму.

Взрослость 19-60 лет
(фактически с момента определения собственного пути до момента выхода на пенсию)

Кризис определения пути (характерен для человека, берущего власть над своей судьбой полностью в свои руки с осознанием своей ответственности – иногда человек так и не делает этого или только частично – так называемые маменькины сынки или папины дочки)
Причина: не только психологическое, но и реальное отделение от семьи, вставание на собственные ноги, возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Характеристика: любовные и профессиональные метания. Время создания семьи, освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму.
Новообразования к концу кризиса:
- способность к близости без потери собственной идентичности;
- при благополучном разрешении рождается верность.

Молодость: 19-30 лет
(границы возраста очень условны, от самоопределения до желания воспроизведения себя в детях или учениках).
Основная деятельность: интимно-личностное общение с противоположным полом. Молодость – пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное, словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Поступки определяются своей совестью. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: научение танцу привязанности в отношениях с партнером, друзьями, позиции альфы с собственными детьми и почитанию родителей.
Потребности: в самоопределении личностном и профессиональном, создании семьи.
Результат к концу периода:
- самоопределение - осознание себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой общественно значимой и профессиональной позиции;
- способность к близости без потери собственной идентичности.

Кризис среднего возраста
(осознанное определение своей судьбы в творческом и семейном плане на основе предыдущего опыта )
Причина: пока мы стоим на вершине – самое время поискать иные стратегии для достижения старых целей. Или пересмотреть цели. Или сменить шире на глубже. Или еще как-то. Очень хочется оговориться относительно того, что спуск – не сокращение возможностей, не солидность-скучность-пресность, не отказ от чего-то. По крайней мере, большая его часть. Спуск – принципиально иной способ движения. Требующий других навыков, нежели те, к которым мы привыкли.
Характеристика: актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса).
Противоречие, разрешаемое в кризисе: общечеловечность (способность интересоваться судьбой людей за пределами семейного круга) в противовес самопоглощенности.
Новообразования к концу кризиса:
- самоактуализация.

Зрелость: 45-60 лет
(границы возраста очень условны, от самоактуализации до выхода на пенсию или снижения жизненной активности из-за физической немощи )
Основная деятельность: вершина жизненного пути личности. Самореализация и творчество. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, передача опыта. Критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Поступки определяются своей совестью. Ориентация на личные этические принципы.
Уровни привязанности: танец привязанности в отношениях с партнером, друзьями, с собственными выросшими детьми и альфа-позиция с родителями. Формирование отстраненной заботливой позиции к внукам.
Потребности: в нахождении идеи, цели, смысла жизни. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества.
Результат к концу периода: самоусовершенствование. Сплавление личных и общественных целей.

Старость за 60 лет и более
(границы возраста очень условны, от снижения жизненной активности из-за физической немощи до конца жизни)
Основная деятельность: психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью.
Уровни привязанности: переживания горя об утрате привязанностей (смерть близких людей). Формирование отстраненной заботливой позиции к внукам и правнукам.
Потребности: смирение. Принятие заботы.
Результат к концу периода: смерть – как окончательное рождение Личности, подведение итогов.

* Фактически позитивное или негативное прохождение последнего кризиса напрямую зависит от наполненности предшествующей жизни. Если решения, принятые в предыдущие кризисы, могут быть пересмотрены в дальнейшем (при следующем кризисе), то решение последнего кризиса – окончательное.

Кризис – это состояние, когда обостряются внутренние конфликты. Прежние способы решать насущные проблемы перестают действовать. Выбранное отношение к жизни больше не дает счастья, уверенности и надежды.

Суть любого кризиса – в проживании переломного момента, трансформации и изменений, которые превращают человека в кого-то, кем он не был ранее.

Например, девочка становится женщиной, или мужчина осознает себя стариком.

Человек усиленно держится за прежние привычки, старый способ жить.

Одновременно с этим, нарастает недовольство, раздражение, противоречия обостряются.

Если мы понимаем природу текущего кризиса, то у нас есть возможность помочь в его прохождении.

Только прошло очень легко.

Если же человек жил очень далеко от того, что сам же искренне хотел, то кризис середины жизни проходит трудно, тяжело и мучительно.

Особенность кризиса середины жизни в его ключевом временном расположении.

В сорок лет у человек еще есть возможность на одну полноценную попытку:

— он может освоить и реализоваться в новой профессии,

— он может создать новую семью, родить детей и воспитать их, вырастить,

И тогда решения человека начинают приобретать очень высокую ценность в его глазах.

Кто-то проходит кризис середины жизни – и полностью свою жизнь меняет.

Такой человек, если начинает сравнивать свои достижения с успехами ровесников, может вогнать себя в уныние, разочарование, злость и печаль.

Они в своих профессиях, семьях, дружбе, хобби развиваются уже по двадцать лет, и даже самые медлительные из них достигли уверенного положения, а он не имеет таких опор, и их не будет еще несколько лет.

Совсем не сравнивать себя не с кем можно только в поп-книжках по психологии, в реальности, для того чтобы создать и закрепить свою новую идентичность, человек соотносит себя с другими людьми.

Это вполне преодолимая трудность, особенно, если понимать ее и учитывать, но она останавливает многих, и желание избежать ее может удержать в кризисе середины жизни на пару-тройку лишних лет.

Что важнее: комфорт, финансовый, социальный, физический или реализация себя, отстаивание собственных интересов?

Человек, который в кризис середины жизни сталкивается с этим вопросом делает это уже не первый раз.

Доходит, но при этом еще пока не признана и не осознанна в полной мере.

Он понимает, что юность остается в прошлом.

И тут может наступить очень мучительное состояние.

Обострение экзистенциальных вопросов о смысле жизни может накладываться на внешние обстоятельства.

Причем, собственно обстоятельства не имеют значения.

Очень болезненно преодоление порога зрелости, чем по сути и является кризис середины жизни, проходит у тех людей, что раньше полагались на свои физические данные, свою юношескую красоту и/или здоровье.

А других опор не выстроено.

Эстетика зрелости отличается от юношеской, и тоже становится актуальной проблемой.

Какой образ внешний себя будет соответствовать внутреннему состоянию?

Для того, чтобы помочь себе пройти кризис середины жизни, можно осознанно обратить внимание на два момента:

  1. проанализировать, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы, какие прошлые задачи не решены, и осложняют текущий процесс?
  2. проанализировать потребности (можно по пирамиде Маслоу, можно по любому подходящему списку) и посмотреть, сформулирована ли собственная позиция по каждому уровню.

Отдельно остаются два момента:

  1. Отношение к собственному неизбежному старению и смерти после него (да, в далеком будущем. Да есть способы заботиться о своем здоровье и красоте. И да, старость и смерть пока являются неизбежными аспектами жизни на планете Земля)
  2. Ключевое и определяющее кризис середины жизни:

Свои детские и юношеские мечты и решения и реально прожитую жизнь привести в соответствие.

В метафоре кризис середины жизни – это Суд Ребенка, которым вы были,

Подростка, которым вы были,

Юноши (девушки), которой вы были

И судят они с детской искренностью, с подростковой пристрастностью и юношеской верой, романтизмом, амбициями и наивностью вас нынешнего.

Хорошо в таком случае кроме Прокурора – Обвинителя (Критика), чтобы был еще и хоть какой-то Адвокат, хотя бы кто-то, кто на Вашей стороне.

Они – ваши кредиторы и инвесторы.

Они отдали вам все – свои мечты, свою веру, свои силы.

Кризис середины жизни – это момент, когда они спрашивают вас о том, что вы сделали с полученными ресурсами.

Иногда это бывает мучительно больно и трудно.

Хорошее известие в том, что у вас есть еще десятки лет жизни, чтобы прожить их по собственному выбору и в ладу с собой.


Этот кризис переживается людьми в районе 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени.

Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет — это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис — тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости — и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными.

Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры.

Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру художника в 39 лет, после того, как бросил свою работу в банке. Для Гете путешествие по Италии, предпринятое между 37 и 39 годами, полностью поменяло состояние души, что сказалось и на его произведениях. Микеланджело в критическом возрасте изменил стиль и качество своих работ. И мы знаем много таких примеров — одни из науки или предпринимательства идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д.

Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь — можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто.

Кризис середины жизни — один из самых мощных, от требует от человека провести жизненный аудит. И если отодвигуть эту проблему и не решить ее, то в конце жизни может настигнуть еще более устрашающий кризис, уготованный человеку, — кризис конца жизни.

Всего существует 4 основные модели поведения, которые мужчины используют при наступлении кризиса сорокалетия.

Путь развития мужчины к 40 годам зависит от его мотивационной направленности. Всего существует 4 основные модели поведения, которые мужчины используют при наступлении кризиса сорокалетия.

Реализовавшийся мужчина проходит кризис 40-летия практически незаметно, поскольку большинство его желаний и потребностей уже воплотилось в жизнь.

Псевдоразвитый мужчина внешне справляется со своими проблемами и делает вид, что все происходящее его удовлетворяет или, по крайней мере, находится под его контролем. На деле он ощущает, что потерял направление, зашел в тупик, или что ему все осточертело.

Мужчина в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач, а для других — стать началом непрерывного падения.

Обездоленный судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться со своими кризисными проблемами.

Считается, что общество вынуждает мужчин следовать единому образцу успеха и мужественности, большинство мужчин действительно пытаются ему соответствовать. Ряд проблем у мужчин в середине жизни возникают как раз из-за того, что они пытаются свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому стандарту, или из-за того, что они вынуждены отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему.


Возрастные изменения влияют на женщин сильнее, чем на мужчин: женщины более эмоционально реагируют на физическое старение.

Кризис середины жизни у женщин также отличается своими особенностями. Изменения в жизненных целях и ценностях у женщин связаны чаще всего с семейным циклом и с этапами профессионального пути, а не с предсказуемыми возрастными изменениями. Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере, и напротив, женщина, достаточно рано образовавшая семью, и имеющая выросших, определившихся и, возможно, вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Впрочем, возрастные изменения влияют на женщин сильнее, чем на мужчин: женщины более эмоционально реагируют на физическое старение — поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы является значимой потребностью женщин после 40.

Кризисы середины жизни (как, впрочем, и другие возрастные кризисы) сопровождаются депрессивными переживаниями. Это может оказаться снижение интереса ко всем событиям, апатия, отсутствие энергии. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место занимает тревога по поводу собственного будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Естественно, что проекция кризиса на свое окружение приводит к попыткам изменить именно окружение: работу, страну, семью. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка.

При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние и понимают, что дело не в окружении, а в них самих.

Развитие психики происходит не только в связи с возрастными изменениями человека и даже не только человека. Выделяют биологическое развитие психики (доисторическое), историческое развитие психики (образа мыслей, особенностей чувств, поведения народов на разных ступенях цивилизации).

Можно различать возрастное и функциональное развитие психики (функциональным можно считать то, которое происходит в рамках определенного возраста и выражается, например, в совершенствовании психической регуляции в связи с обучением).

Кризисом (противоречием) развития будем называть столкновения внешних и внутренних условий развития, сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями, нарушениями его (развития) непрерывности и переходом психического склада человека к новой качественной определенности.

Кризисы являются зонами разграничения этапов, фаз, периодов развития. Принятые в отечественной психологии периоды онтогенетического развития психики перечислены в §2.1.

Младшему школьнику приходится затрачивать много усилий, чтобы научить себя учиться, освоить деятельность учения. Вспоминать надо не то, что само приходит в голову, а то, о чем спрашивают; замечать надо то, что нужно, думать о заданном. Все это очень непросто. Основные психологические приращения младшего школьника – это возрастание произвольной регуляции своей активности и осознание своих собственных изменений (как субъекта), происшедших в учебной деятельности (новые знания, умения, новое свое положение среди взрослых и сверстников).

По мере старения человека его место и роли среди людей меняются (дети повзрослели; на работе появились более молодые и дееспособные люди); соответственно надо менять свои

Проделайте с собой небольшой опыт (сокращенно по Е.И. Головахе и А.А. Кронику, 1984). Имея в виду свою

жизнь в целом, напишите перечень из 10–15 ее основных событий. Событием считайте все, что вам заблагорассудится, т. е. не долго думая. Обработайте данные.

• Пронумеруйте события составленного списка.

• Выделите (как-то обозначьте) события а) прошлого, б) настоящего и в) будущего (если вы подумали только о прошлом, то составьте заново список).

• Выделите (лучше сделать это в виде специальной выписки) пары событий, находящиеся в следующих отношениях:

Есть люди, которым трудно бывает самим совладать с ситуациями неотвратимых жизненных трудностей. Им нужно помогать.

Вопросы и темы для размышления

1. Не лучше ли поменьше копаться в душе?

2. Для чего мне знать о кризисах развития?

3. Есть ли вокруг меня люди, находящиеся в состоянии кризиса психического развития?

Тема 1. Выдающиеся личности в моей профессии. Тема 2. Мои идеалы жизни и деятельности Тема 3. Мои жизненные принципы (убеждения). Тема 4. Мои достижения в деятельности. Тема 5. Удивительные люди рядом со мной.

1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды. – М., 1980. T.I.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1994.

4. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотива-ционной сферы подростков-правонарушителей// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М, 1972.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

6. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.

7. Залесский Т.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.

8. Залесский Т.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентации личности. – М., 1996.

9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

10. Корсунцев И.Г. Философия развития. – М., 1995

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1981

12. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994.

13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л, 1960.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,1995.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

IV Психология и профессия

Часто, наслаждаясь произведением., мы презираем, исполнителя его, так, например, благовонные мази и пурпурные одежды мы любим., а красильщиков и пар-срюмерных. мастеров считаем, неблагородными..

«Ъоги трудового народа – не что иное, как идеальные работники, мастера своего дела. Вулкан и JIlop – кузнецы, У&ба, С^Эрейя – отличные стряпухи, Т)иана – удачливая охотница, Т^еинемейнен. - музыкант.

Одно из самых, удивительных заблуждений - заблуждение о том. что счастье человека в том., чтобы ничего не делать.

Каждая специальность, если только она оплодотворена любовью и знанием дела, таит в себе поистине неисчерпаемые возможности для творчества

Психология и труд

Люди создают не только материальные продукты, но и состояния внутреннего мира других, людей, упорядоченность общественных, процессов, услуги, информацию, художественные образы – все это области труда в широком, смысле слова психологические признаки труда: предвосхищение ценного результата., сознание обязательности его достижения, владение внешними и внутренними средствами деятельности, ориентировка в системе межлюдских отношений, связанных с производством ценностей.

Читайте также: