Комплекс оживления это психологическое новообразование

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

Комплекс оживления включает в себя:

- реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

- зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

- улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

- оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

- вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.

Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.

В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.

Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Выготским. Он связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Причины кризиса новорожденности:

- Физиологические (рождаясь, ребенок отделяется от матери, попадает в совершенно иные условия, организм новорожденного должен адаптироваться к новым условиям существования.)

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт. Сигналы неудовольствия привлекают внимание взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

- рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса (ребенок начинает сосать вложенный ему в рот предмет), пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений), установление рефлекторного автоматизма терморегуляции (организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам).

- защитных рефлексов (при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете, укол вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание и т.д.);

- ориентировочных рефлексов - реакций, направленных на контакт с раздражителем (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);

- атавистических рефлексов - рефлексы, на основе которых ничего не развивается (хватательный рефлекс, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).

Однако на протяжении первого года жизни большинство рефлексов угасает. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. Развитие органов чувств происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Если ребенок попадает в условия отсутствия достаточного количества внешних впечатлений, его развитие резко замедляется и наоборот. Источником зрительных и слуховых впечатлений становится взрослый. Он подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов.

Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку, ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно только удовлетворения органических потребностей.

Он включает в себя группу таких реакций:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

3) двигательное оживление;

Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. В последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился (ребенок теряет вес в первые две недели, а потом набирает опять).

Комплекс оживления – это социальное новообразование у новорожденного. Он проявляется в виде двигательной активности, улыбки в ответ на появление в поле зрения ребенка значимого для него взрослого. Появления у детей комплекса оживления при виде родителей наблюдается на 3-5 неделе жизни. Физиологи связывают появление этого феномена с началом нового этапа жизни ребенка – младенчества.

Определение понятия в психологии


Новорожденность психологами и физиологами признается кризисным периодом развития ребенка, так как ему необходимо приспособиться к новым условиям существования, адаптироваться к социальной среде. Имея базовый набор врожденных рефлексов, он вырабатывает новые устойчивые формы реагирования на внешние явления и события. В психологии комплекс оживления – это своеобразный сигнал о том, что первичная адаптация малютки к социуму прошла успешно.

Первые проявления комплекса оживления у ребенка появляются в возрасте 3 недель. Его признаками являются:

  • способность крохи сосредотачивать внимание на предметах и звуках;
  • замирать при появлении взрослого и отвечать улыбкой на его ласковый голос;
  • способность выразить радость восторженным вскрикиванием.


Впервые на комплекс оживления у ребенка обратил внимание Н.М. Щелованов в начале 20 века. Суть данного феномена он определил как появление совокупности эмоциональных и двигательных реакций ребенка на обращенные к нему действия родителей или других близких родственников.

В каком возрасте формируется новообразование


При нормальном психическом и физическом развитии комплекс оживления появляется в 1 месяц. К концу второго месяца жизни в комплекс оживления входят все компоненты:

  • улыбка;
  • сосредоточенный взгляд;
  • активные движения ручек и ножек при приближении взрослого;
  • радостное вскрикивание;
  • тихое мелодичное гуление.

Ситуативное оживление у младенца – это примитивная форма его общения с окружающими.

Когда наступает период максимальной активности

Психологи доказали, что такое явление, как комплекс оживления, находится в прямой зависимости от того, насколько удовлетворяется потребность детей в непосредственном эмоциональном общении. Пика проявления комплекс оживления достигает, когда малышу исполняется 3–4 месяца, после чего данный психофизиологический феномен начинает трансформироваться в более сложные формы поведения. Именно в это время крайне важно, чтобы родители все свои действия сопровождали устными комментариями.

Стадии комплекса оживления


Для своевременного появления комплекса оживления у младенца необходимо с первых дней пребывания ребенка в новом доме создать для него благоприятную психологическую обстановку. Следует помнить, что новорожденные дети в тишине и покое нуждаются ничуть не меньше, чем во внимании и ласке. Рекомендуется исключить сильные эмоциональные потрясения в первый месяц жизни.

Некоторые родители расстраиваются, не получив желаемой реакции крохи на яркую погремушку или музыкальную игрушку. Искусственно вызвать эмоции малютки не получится, так как физиологически он еще не способен их показать. Нужно подождать, пройдет всего лишь несколько недель, и ребенок по достоинству оценит игрушки и погремушки. Это произойдет, как только у младенца появится комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о готовности карапуза к познанию окружающего мира.

В состав комплекса оживления входят следующие стадии:

Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни, однако своего максимума он достигает лишь в 3–4 месяца. Психологи считают, что такое явление, как комплекс оживления у ребенка, является признаком его готовности к взаимодействию не только с родственниками, но и с другими людьми.

При условии нормального психического развития младенца, комплекс оживления у него в 4–5 месяцев будет включать в себя зачатки саморегуляции и управления своим настроением.

Что должен уметь делать ребенок после 4 месяцев


Психофизиологический смысл комплекса оживления становится понятен, когда появляются новообразования 4 месяца жизни:

  • умение откликаться на собственное имя;
  • интерес к собственному телу, который выражается в разглядывании своих ручек, прикосновениях к лицу, волосам;
  • интерес к своему отражению в зеркале;
  • зачатки предметно-манипулятивной деятельности;
  • способность узнавать знакомый предмет, удивляться его исчезновению из поля зрения и радоваться внезапному появлению;
  • способность самостоятельно перевернуться со спинки на животик и обратно;
  • способность сидеть с поддержкой взрослого и удерживать голову прямо в положении сидя;
  • способность отталкиваться от горизонтальной поверхности кончиками пальцев ног, когда взрослый держит ребенка за корпус;
  • умение хлопать в ладоши;
  • умение правильно распознавать базовые эмоции.

Актуальная ситуация личностного развития младенца на 5 месяце жизни включает в себя усовершенствованные конструкты комплекса оживления. Психологические компоненты, которые включают в себя комплекс оживления, у ребенка старше 4 месяцев постепенно стираются.

Смысл явления

Примерно в 6 месяцев становится понятным, для чего нужен ребенку комплекс оживления: у малыша появляются попытки осознанного целенаправленного взаимодействия с людьми. В процессе общения ребенок использует интонации, позу, жесты и мимику. Кроме того, ситуативно-деловое общение, которое начинает формироваться с 7–8 месяцев, включает в себя все компоненты комплекса оживления младенца. Ежедневное разнообразное общение и знакомство с различными предметами стимулирует личностное развитие младенца.

Становление ситуативно-личностного развития малыша находится в прямой зависимости от того, во сколько месяцев обнаружился комплекс оживления у крохи, все ли компоненты были в нем достаточно ярко представлены. Отсутствие того или иного структурного звена совокупного оживления может быть признаком отклонений в психическом развитии малыша. Несвоевременное появление эмоционального реагирования или его отсутствие у ребенка служит поводом для незамедлительного визита к врачу.

Взаимосвязь родителей и детей


Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.

Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.

Что происходит после эмоционального оживления

Определение комплекса оживления в психологии – это начало нового витка психического развития малыша, после которого появятся такие новообразования, как:

  • естественная потребность в движении;
  • стремление к совместной деятельности со взрослым;
  • психологическое благополучие малыша;
  • появление условных реакций малыша на зрительные и слуховые раздражители.

Мои советы молодым родителям

Порой родители пренебрегают удовлетворением детской потребности в общении, полагая, что для малыша важнее физиологический комфорт. Молодые родители часто не знают, как общаться с младенцем, полагая, что он еще ничего не понимает.

Молодым супружеским парам хочется пожелать научиться ценить каждое мгновение, проведенное с ребенком. Ласковые слова, поглаживания, поцелуи, взаимные улыбки – так можно кратко перечислить основные компоненты, стимулирующие открытие комплекса оживления.

Ребенок смеется в ответ на поцелуй мамы – значит, нужно поцеловать еще раз! Крошка протяжно гулит, подзывая маму – стоит ласково пропеть что-нибудь в ответ, нежно наклоняясь к малышу! Малыш пребывает в хорошем настроении – самое время подразнить, пощекотать его!

Заключение

Комплекс эмоционального оживления – это важный рубеж в жизни малыша, отделяющий период новорожденности от младенчества. Для того, чтобы этот психофизиологический феномен появился своевременно, в раннем постнатальном периоде родителям нужно позаботиться о благоприятной психологической обстановке. Малыш должен ежедневно получать новые впечатления, но дозировано, ведь его нервная система еще не готова к интенсивным нагрузкам.

Вслед за эмоционально-двигательным оживлением появляются предпосылки к целенаправленной совместной деятельности взрослого и ребенка, целью которой является познание окружающего мира.

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с по­мощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразны­ ми средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глаза­ми взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смот­рит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удоволь­ствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс ожив­ления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Та­кие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Ме­щеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, вы­ражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экс­периментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компо­нентов КО в разных ситуациях взаимодействия с взрослым:

  • пассивный взрослый в поле зрения ребенка;
  • улыбающийся взрослый;
  • ласковое поглаживание;
  • разговор;
  • комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и раз­говор вместе.

Полученные результаты показали, что интенсивность и относитель­ная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрос­лого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыб­кой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активно­сти младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преиму­ществу использует.

Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты:

Во-вторых , КО нередко опережает обращение взрослого. Младе­нец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В по­добных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное дей­ствие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие 4* 100 Часть II. Младенчество (первый год жизни) ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следо­вало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечат­ления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображершем человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп урав­нивались по времени и варьировались по способу предъявления и сте­пени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалль­ ной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:

  • суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;
  • обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов ос­новными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и во­кализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выраже­ны все компоненты КО;
  • КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при вос­приятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависи­мости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;
  • наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, на­ против, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряко­вой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направ­лена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Уста­новление активной функции КО имеет большое научное значение, по­скольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реа­гирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как до­казательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение явля­ется ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Читайте также: