Когда открывают раку с мощами тихона задонского


Святитель Тихон Задонский

Каждый год в эти дни Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь принимает особенно много паломников. 26 августа – день памяти святителя Тихона Задонского, день его преставления и второго обретения мощей. Святитель почил о Господе в 1783 году, ему было 59 лет. Но эта не столь долгая по земным меркам жизнь вместила в себя столько трудов, столько любви, столько милосердия, столько душеполезного назидания, стала таким воистину неисчерпаемым источником Божией благодати, что многие поколения наших соотечественников и православных со всего мира спешат припасть к святому Тихону Задонскому, чтобы вкусить живительной росы, подаваемой Самим Спасителем через Своего угодника всем притекающим с верой.


С детства святитель показывает и пример трудолюбия, особого усердия к знаниям (ведь даже половину положенного от казны в семинарии ежедневного куска хлеба он продавал, чтобы купить свечку и больше времени посвящать чтению книг и учебе). Видя его решимость и усердие, любовь и милосердие, смирение и нестяжательность, Господь утешал и укреплял Своего избранника – ему были даны видение отверстых Небес, благодать пастырства и архипастырства, явления Богородицы и Самого Спасителя, особый дар слез и многие духовные дарования…



Под молитвенным покровом святителя Тихона трудами и попечением священноархимандрита монастыря владыки Никона из года в год восстанавливается и благоукрашается не только Задонская обитель, но и вся образованная в 2003 году Липецкая епархия, правящим архиереем которой с самого момента ее основания и стал владыка Никон, в то время епископ Липецкий и Елецкий. Этот замечательный архипастырь не только привел монастырь в прекрасное состояние, но возродил духовную жизнь всего Липецкого края. В епархии, которую он получил в управление, в 2003 году было три монастыря, 74 действующих храма. Через десять лет стараниями владыки в Липецкой епархии стало уже около 280 действующих храмов. 29 мая 2013 года была образована Липецкая митрополия, в ней насчитывается три мужских и семь женских монастырей, но самой крупной монашеской обителью, центром притяжения тысяч паломников остается Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.



Владыка, как у Вас получается, возглавляя Липецкую митрополию, до мелочей вникать в жизнь монастыря?

– Это получается легко и естественно. Задонский мужской монастырь – мой родной дом и мое детище, насельники монастыря – мои дети, здесь я постоянно живу, отсюда езжу в Липецк и во все города и села нашей епархии для совершения богослужений и для участия в других мероприятиях.

Нередко я обхожу территорию монастыря, осматриваю всё, общаюсь с братией и насельниками на всех послушаниях. Старшие в трапезной, пекарне, просфорне, типографии, в монастырских лавках, на складах, на строительных и полевых работах, на монастырской ферме и на прочих объектах без труда могут встретиться со мной, рассказать о возникающих проблемах, посоветоваться, получить благословение. Все происходит на ходу, как в большой семье: в процессе жизни и общения детей и родителей.

А какое место в Вашей жизни занимает святитель Тихон?

– Святитель Тихон – не только образец праведника для меня и для всех русских людей. Он незримо присутствует рядом и очень живо, с необыкновенной силой помогает в моем служении. Незримое присутствие его окрыляет и вдохновляет нас непрестанно. Святитель Тихон стал важнейшим покровителем моей жизни вместе со старцами Глинской пустыни – преподобным схимитрополитом Серафимом (Зиновием Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Жизнь и учение этих великих старцев, духовным сыном которых Господь сподобил меня быть, стали основой всей моей жизни. Что-то сродное в них было и со святителем Тихоном, наверное, как и у всех святых. Я видел их жизнь, слышал слова, отношение ко всему…

К отцу Виталию я попал в двадцать лет и не смог от него уйти. Он был бессребреником. У него келейницей была мать Мария, игумения; она ухаживала за ним, повсюду за ним ходила… и прятала от него вещи, потому что он все раздавал, куда бы ни шел, причем то, что на нем было в тот момент, – тоже, вплоть до носков. За ним толпа бегала… Он был такой любвеобильный, что с ним не хотелось расставаться. Так же и святитель Тихон – ведь милостыня была его любимым делом, он сам не свой был, если в какой-то день не мог кого-нибудь облагодетельствовать, а чем больше отдавал, тем больше радовался.

А со схимитрополитом Серафимом я был знаком одиннадцать лет. Когда умер владыка, он пять дней лежал в Александро-Невском храме в Тбилиси, все это время мы практически не спали и не ели, были словно оглушенные – такая благодать была от его тела, что не было ни печали, ни скорби, мы ходили и общались, будто бы во сне.


Тут посчитали, что постоянно монастырь оказывает духовную и материальную благотворительную помощь пяти детским и пяти медицинским учреждениям, заключенным более двадцати исправительных колоний и тюрем, многим нуждающимся людям, жертвует средства на восстановление более десяти храмов Задонского района, а также на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархий.


Ваше Высокопреосвященство, много ли паломников приезжает к святителю в Задонскую обитель?

– Конечно. Особенно много их в эти дни. Мы готовимся встретить десятки тысяч паломников, в том числе и участников проходящего уже не первый год Митрофаниево-Тихоновского крестного хода, который начинается в Воронеже 20 августа, в день празднования святителя Митрофана, и несколько дней люди идут в нашу обитель – к празднику святителя Тихона.

Как всегда, в преддверии дня памяти святителя Тихона Задонского мы приводим монастырь в порядок, всюду моем, убираем. Готовим помещения для размещения паломников на ночлег. Под Владимирским собором в еще не вполне восстановленном Троицком храме будет трапезная для всех желающих. Привозим продукты к празднику. Идет строгий Успенский пост, но в праздник святителя Тихона в нашей епархии разрешается рыба.

Иеромонахи, игумены постоянно с людьми – принимают исповедь, причащают, соборуют, утешают, дают духовные советы. Для украшения храма и раки с честными мощами святителя Тихона приобретается большое количество живых цветов.


Что-то новое по сравнению с прошлыми годами Вы можете назвать?

Дорогой владыка, а как лично Вы готовитесь к встрече праздника святителя Тихона? Происходят ли какие-то изменения в связи с праздником в Вашей жизни?

– Для меня это просто праздник еще одной встречи со святителем и теми, кто приходит почтить его память. Я стараюсь всегда быть духовно бодрым и поддерживать постоянную молитвенную и трудовую форму. На протяжении всего года часто служу литургию, исполняю келейно свое монашеское правило. Нередко выезжаю на целый день в лес (рано утром или после литургии), где собираю грибы для трапезной и одновременно творю Иисусову молитву. Стараюсь духовно и физически не расслабляться.


Вероятно, духовные и физические труды молодости сформировали в Вас определенный навык, поэтому Вам легко служить Богу и людям, легко молиться, радостно общаться с людьми. А каковы Ваши любимые занятия?

– Буду вполне искренним, если скажу, что люблю Бога и людей. Поэтому иногда спешу убежать от людей, чтобы побыть наедине с Богом в молитве, а иногда, напротив, спешу навстречу людям, испытывая потребность общения, желание помочь, утешить, подсказать.


Много ли детей и молодежи приезжает в обитель?

– Приезжают. Часто бывает воронежский кадетский корпус; как приедут – выстроятся здесь, строем идут в храм, потом в трапезную. Приезжают те, кто отдыхает в летних лагерях епархии. Много детей приезжает из воскресных школ. У нас растет много цветов, и почти все посадили эти ребята.

Приезжают студенты из технического университета, они у нас на огороде трудятся. Из педагогического университета студенты приезжают проходить практику.


Из наставлений святителя Тихона Задонского о воспитании:

Мощи преподобного Тихона Задонского, хранящиеся в мужском монастыре Задонска — место поклонения паломников, дарующие исцеления и ответы на проблемы всем, кто приходит к святыне с чистым сердцем.

Великий проповедник и целитель

В начале XVII столетия старцы Кирилл и Мефодий из Московского сретенского монастыря основывают Задонский монастырь Божьей Матери. Среди тенистых садов, в лесной чаще, на берегу реки Дон в благодатной тиши величается Божья обитель, куда в 1769 году прибыл святитель Тихон.

Выросший в крайне бедной семье, часто голодавший в детстве мальчик, сумел закончить духовную семинарию и в 1758 году принял постриг в монахи, осуществив свою юношескую мечту.

Молодой человек отличался удивительным терпением, послушанием и работоспособностью. Духовное совершенство способствовало быстрому карьерному росту. В 1759 году Тихона возводят в сан иеромонаха, а в 1761 — он уже епископ Кексгольмский и Ладожский. В 1763 г. святитель возглавил Воронежскую епархию. Уделяя огромное внимание борьбе с ересями и язычеством, восстанавливая семинарии и воскресные школы, принимая и молясь за прихожан. Святой Тихон постоянно принимал у себя прихожан, кормил бедных, а больных собственноручно отпаивал лечебными чаями.

Читайте о святом:

Голодное и холодное детство дало о себе знать, 40-летний настоятель епархии часто болел и попросил об отставке, желая уединиться. Последним пристанищем преподобного Тихона стал Задонский монастырь, в котором некогда настоятель епархии, продав богатую одежду, серебро, раздал все бедным, жил, как обычный монах, показывая пример терпения, прощения и братской любви.

Интересно! Братия знала о его чудодейственной молитве при болезни, часто монахи исцелялись по одному только его слову. За свое смирение и богопочитание Творец наградил послушника даром прозорливости, он предсказал время своей смерти, почив 13 августа 1783 года.

В записях святого были найдены предсказания войны с французами и великого петербургского наводнения.

Нетленные мощи святого

В 1845 году во время строительства нового храма была вскрыта гробница святителя, и его мощи оказались нетленными. Священная радость и благоговение охватило всех присутствующих.

Священники побоялись большого стечения народа и тихо произвели перезахоронение, которое совершили в Церкви Рождества Богородицы,

Только через 16 лет, в день смерти преподобного Тихона Задонского, он был причислен к лику святых. Во время снятия верхней крышки храм, наполненный несколькими десятками тысяч людей, застыл в молчании, христиане медленно опустились на колени и застыли в безмолвном плаче.

Страшные времена ожидали Владимирский монастырь в годы революции, когда красноармейцы вскрыли гробницу и вывезли мощи в Орел, в музей религии. При этом они сняли якобы разоблачающий нетленность костей фильм, назвав все ложью религии.

В Задонске закрыли все церкви, многие священники были либо расстреляны, либо отправлены в ссылку. Верные своей святыне оставшиеся в живых монахи вернулись на святое место, и после разрешения Сталина открыть храмы приступили к богослужениям.

Случайно отцом Виктором на чердаке одного из домов была найдена икона патриарха Тихона, где он нарисован в полный рост, которая и стала основной святыней открытого храма.

В 1959 году была создана новая комиссия, которая подтвердила нетленность мощей. Это не понравилось тогдашнему правителю СССР Н. С. Хрущеву, в 1961 году святые останки снова перенесли в хранилище музея.

Праздник возвращения святых мощей

26 августа 1991 года колокольные звоны наполнили Задонск. По усыпанной цветами дороге к храму в присутствии тысяч людей святые мощи Божьего угодника были возвращены в монастырь. Это был настоящий праздник Божьего чуда исцеления. Люди, страдающие многолетними болезнями, получали мгновенное исцеление после целования раки со святыми мощами.

Нескончаемый поток благодарственных молитв наполнял монастырский двор. Люди исцелялись по-разному:

  • при целовании раки;
  • после воззвания к Святому;
  • при помазании елеем или просто стоя в храме;
  • после чтения молитвы.
Важно! Многие чудеса исцеления от неизлечимых болезней позднее были подтверждены документально врачами.

В чем помогает молитва около мощей святому Тихону

Комиссия, организованная святым Синодом, проверяет и фиксирует все случаи исцелений у мощей Тихона Задонского.

Измученные болезнями люди приходят к гробнице с множеством болезней:

  • телесных;
  • душевных;
  • духовных.

По свидетельству исцеленных чаще приходит ответ на болезни глаз. Так был исцелен слепой после болезни мальчик, а у женщины исчез нарост на глазу прямо во время молитвы.

Около Богом освещенного места слепые видят, а глухие начинают слышать. Обращались за помощью и получали исцеление от преподобного Задонского больные холерой, циррозом печени, женщины, страдающие кровотечением. Многим просящим Патриарх Задонский являлся во время сна, после чего больные просыпались совершенно здоровыми.

Лечение бесноватых даже для современной медицины является проблемой, но только не для исцеляющей силы мощей преподобного. Пелагея Гаврилова родилась здоровой девочкой, но после замужества нею овладели демоны. Родственники приводили больную в храмы, но она там еще больше бесновалась, крича различными голосами. Только после посещения Задонского монастыря, в котором была отслужена панихида по святому Тихону, и принятия причастия женщина была освобождена.

Церковные книги хранят записи об освобождении от паралича, немоты, геморроя истерических припадков.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — последнее пристанище святого Тихона Задонского.

Мощи святителя Тихона Задонского


У гробницы святителя Тихона

Впрочем, не только радость обретения зримых знаков благодати Божией владела умами свидетелей чуда в ту майскую ночь. Открывшееся взору присутствовавших в ночь с 13 на 14 мая при вскрытии гроба святителя Тихона, думается, вызвало не только религиозный восторг, но еще и немалую чиновничью озабоченность. Придание огласке факта нетления тела святителя, уже почитавшегося в народе за угодника Божия, могло привести к стечению богомольцев и стихийному выражению чувств, пусть и религиозных. А любое несанкционированное сверху собрание строго не поощрялось в России Николая Первого, еще в начале царствования напуганного выступлением декабристов.

Главным же препятствием на первоначальном этапе в деле канонизации святителя, опочившего в Задонске, стало, видимо, то, что император Николай I с большим опасением относился к сколько-нибудь обширным собраниям подданных. Независимо от повода для подобных собраний, он видел в них возможность возникновения беспорядков или, того хуже — бунта.

Прославление

Официальное освидетельствование мощей св. Тихона состоялось 19 мая 1860 года. По результатам составлен был акт, в котором записано: «Тело святителя Тихона, не смотря на 76-летнее пребывание его во гробе, благодатию Божиею сохранилось нетленным, кроме одного большого пальца левой ноги, который подвергся тлению… Плоть на всех членах тела сохранилась, отвердела и присохла к костям, цвет ея потемнел и подобен цвету известных сохранившихся нетленными мощей святых угодников Божиих. Плечные и коленные суставы рук и ног несколько разошлись, хотя не совершенно отделились.

В соответствии с устным пожеланием Государя императора, переданным обер-прокурором Св. Синоду, открытие мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского было назначено на 13 августа — день, объявленный днем памяти нового русского святого.


Крестный ход в день прославления святителя Тихона

Торжества продолжались еще два дня. Финалом их стало 15 августа, когда Задонск удостоил посещением великий князь Николай Николаевич.

С тех пор мощи святителя открыто почивали в теплое время года во Владимирском соборе Задонского Богородицкого мужского монастыря, с 5 октября по 1 мая — в отапливаемой церкви во имя Рождества Богородицы.


Сень над мощами святителя во Владимирском соборе

Годы изгнания

Вместе с революцией 25 октября (7 ноября) 1917-го года для задонского монашества пришло время сперва тревожных ожиданий, а затем — реального воплощения самых худших предположений.

в 1918 году постановлением уездного исполкома в числе прочих национализированы были здания Задонского Богородицкого первоклассного мужского монастыря. Монахов еще не выгоняли из келий, но уже изрядно потеснили. Некоторые здания были изъяты для нужд города.


Вскрытие и осквернение мощей святителя Тихона


Гробовой образ святителя Тихона

Именно отец Виктор, когда вновь был открыт Успенский собор, способствовал передаче в храм сохраненной святыни. Да и вообще, многое сделал для возрождения духовной жизни в городе. Возможно, кому-то это не понравилось. И в конце 40-х годов иеродиакон Виктор погиб. Как было официально объявлено — в результате случайной ссоры с соседом, возникшей на бытовой почве…

Тем временем в Орле, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе. Произошло это в 1947 году. Тысячи людей, переживших ужасы войны, шли за утешением к раке, хранившей мощи Задонского Чудотворца.

Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И, с началом очередных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве, в октябре 1961 года, мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.

Возвращение святыни

В конце 1990 года руководством Липецкой области дано было принципиальное согласие на передачу Церкви всего комплекса зданий, некогда принадлежавших Задонскому Богородицкому монастырю.

По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в Задонск поздней осенью года девяностого прибыл архимандрит Нафанаил (Черняк), чтобы исполнять обязанности наместника в возрождаемой обители. Ему суждено было Великим Постом 1991 года совершить во Владимирском соборе первый постриг иноков новой обители.

в связи с планируемым возвращением в Задонск мощей святителя Тихона ожидался приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Но на Преображение страну потряс переворот, вошедший в историю как ГКЧП, и Святейшего задержали в столице государственные дела. А перенесение мощей св. Тихона в Задонск все же состоялось, как и было запланировано, в день памяти святителя — 26 (13 — по ст. стилю) августа 1991 года.


Возвращение святых мощей. 1991 год

Задонск в тот день почтил визитом митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, которому сопутствовали три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук). Они и совершили, в сослужении, Божественную Литургию.

По завершении торжеств, возвращенная Задонскому Богородицкому монастырю святыня обрела покой в специально устроенной раке, украшенной чеканной латунью, под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и городского духовенства иконой с изображением святителя Тихона — той самой, что некогда занимала именно это место — у раки с мощами во Владимирском соборе. Заметим, что этот святой образ — единственная икона достоверно сохранившаяся от прежнего иконного богатства церквей мужского монастыря.

С тех пор мощи Задонского чудотворца пребывают во Владимирском соборе, как и встарь, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.




Приговорён к заключению в музее



Свидетели святости

С 19 июня по 2 июля 1959 года состоялось освидетельствование мощей святителя Тихона Задонского. По благословению епископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) мощи осматривала специальная комиссия. В её состав входили настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Николай Карасёв, ключарь собора протоиерей Алексий Беляев, известный и уважаемый в Орле доктор Владимир Иванович Турбин и настоятель Афанасьевской церкви священник Владимир Отт. Им помогали две монахини: Августа и Ефросиния.



Словом, эта история не стала последней главой в истории почитания святителя Тихона. Его мощи по-прежнему оставались в Задонском монастыре, привлекали паломников и раздражали представителей советской власти.

Орловская церковная комиссия в июле 1959 года предельно честно описала то, что увидела. Сам факт освидетельствования и его результаты стали известны в народе. Верующие радовались. Атеисты скрежетали зубами и готовились к наступлению. Вскоре все участники освидетельствования стали мишенью для травли в печати.

Таким образом, мощи Задонского святителя, вопреки требованиям бригады коммунистического труда, остались в Орле. Но этот город пришлось покинуть третьему участнику освидетельствования мощей – иерею Владимиру Отту.

Один из общины старца Алексия Московского

Владимир Васильевич Отт принял священный сан в 1953 году. За его спиной было незаконченное высшее образование и два срока заключения (в общей сложности – на 13 лет), которые он полностью отбыл в суровом северном краю. Родившийся в Москве на заре XX века в семье немцев-лютеран будущий исповедник и митрофорный протоиерей Владимир Отт обрел веру и всей душой принял православие уже после разразившейся революции. То есть в то время, когда многие русские люди малодушно отступали от Церкви и испуганно отрекались от Христа.


Владимир Отт духовно возрастал в общине известного московского старца протоиерея Алексия Мечёва, служившего в храме святителя Николая на Маросейке и ныне прославленного в лике святых. После смерти святого праведного Алексия Московского Владимир, нёсший послушание чтеца, окормлялся у сына батюшки – протоиерея Сергия Мечёва. Имя священномученика Сергия так же в наших святцах. В 1929 году власти всерьёз взялись за Маросейскую общину. Арестовали настоятеля. Был арестован и чтец.

Между двумя сроками (с 1933 по 1937 годы) Владимир Отт с супругой Анной и новорождённым сыном жил в Орле. Сюда же он вернулся из лагеря в 1947 году, но поселиться в городе ему запретили. Как бывший заключённый Владимир Васильевич проживал в сельской местности. В 1952 году он потерял горячо любимую жену. А через год – работу, поскольку контора, в которой он трудился, была ликвидирована. Как ни было тяжело отцу Владимиру, но первая потеря не сломила его, а вторая – не опечалила. Лишение гражданской работы он воспринял, как знак того, что наступила пора поработать Господу.

Пока с отца Владимира не была снята судимость, действовал запрет на проживание в областном центре. 30 ноября 1954 года священник дерзнул написать заявление на имя К.Е. Ворошилова, бывшего в тот момент Председателем Президиума Верховного Совета СССР. И 8 октября следующего года Орловский областной суд отменил решение Тройки при НКВД по Орловской области, по приговору которой отец Владимир отсидел в лагерях 10 лет.

В 1958 году епископ перевёл иерея Владимира Отта из села Шахово в Орёл, назначив его настоятелем Афанасьевской церкви. Этот деревянный храм, сгоревший в 1990-е годы, находился на кладбище неподалёку от бывшего Введенского женского монастыря. По мнению насельниц возрождённой обители, священник Владимир Отт был в те годы хранителем местночтимой святыни – Балыкинской иконы Божией Матери.

После истории с мощами святителя Тихона Задонского отец Владимир был отправлен в отпуск с целью поиска нового места служения. Вероятно, вдовый священник размышлял о монашеском постриге, почему и отправился в Глинскую пустынь. Но этот монастырь власти готовили к закрытию, и постриг не состоялся.

Тайный иеромонах


Четвёртый участник освидетельствования мощей святителя Тихона Задонского – доктор орловской инфекционной больницы Владимир Иванович Турбин при ближайшем рассмотрении оказался… иеромонахом Никоном. В монашество он был пострижен ещё 21 марта 1934 года священномучеником Александром (Щукиным). А в послевоенное время, 10 декабря 1947 года Орловский архиепископ Фотий рукоположил его тайно в священный сан. Эта тайна перестала быть тайной в июне 1960 года, когда епископ Орловский Иероним обратился к уполномоченному Совета по делам русской православной церкви Н. Звереву с просьбой назначить иеромонаха Никона (Турбина) в один из храмов епархии. Уполномоченный ответил отказом, переговорил с Турбиным и дал понять, что путь приходского священника для него закрыт. Отец Никон был вынужден вернуться в медицину, не отрекаясь в то же время от сана. Рассказывают, что монашеское облачение ему тайком положили в гроб. Умер иеромонах Никон (Турбин) 22 апреля 1972 года.


История с мощами святителя не прошла безболезненно и для орловского уполномоченного по делам русской православной церкви Н. Зверева. К концу года он ушёл на длительный больничный, и отчёт о его работе за 1960 год пришлось составлять коллеге – уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Орловской области И. Медведеву. В 1965 года оба эти органа слежения за верующими слились в одну структуру – Совет по делам религий. Но это уже другая история.

А мощи святителя Тихона Задонского были освобождены из музея летом 1988 года и через три года вернулись из Орла в Задонск.

[3] Указ Его Императорского Величества из Святейшего Синода о причислении Преосвященного Тихона к лику святых // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2004. – С.630.

[4] Кострюков А.А. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008). М.: ПСТГУ, 2017. – С. 39.

[5] Цит. по Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. Тверь, 2005. – С. 29.

[6] Морев Л.А. Под перезвон колокольный… Задонск и Задонский Богородицкий мужской монастырь. Воронеж, 2007. – С. 171.

[10] Государственный архив Орловской обл. Фонд Р-3660. Оп. 1. Д.5. Л.25.


Паломники, желающие поклониться нетленным останкам и попросить исцеления от разных недугов, хотят знать, где покоятся мощи святителя Тихона Задонского. Прежде нужно доехать до Задонска — небольшого города Липецкой области.

Мощи святителя Тихона Задонского — история святого

В миру Тимофей родился в крестьянской многодетной семье. Вскоре стал грамотным и обучался в духовной семинарии. Был одним из лучших учеников. Принял постриг и получил имя Тихона. Его жизненный путь тесно связан с Богом и служением людям — сначала он преподавал богословие и греческий язык, стал ректором духовной семинарии.

Когда пришло время выбрать епископа Воронежской епархии, жребий трижды пал на Тихона. Он принял и успешно пребывал на этом посте. На службе он писал богословские книги, заботился о распространении православной веры, улучшал богослужения. О нем всегда положительно отзывались коллеги и простые люди.

Известны случаи исцеления беснования, тяжелых болезней и паралича. Из-за плохого здоровья Тихон ушел на покой и переехал жить в скит в Задонске. Будущий святой не брезговал тяжелой работой и неустанно молился. К нему в келью часто приезжали прошане, моля об исцелении. Собранные деньги от дворян он тратил на подаяние нищим и нуждающимся.

На любимом месте отдыха Тихона установлена купальня и действует женский монастырь. Есть и местная легенда, которая наделяет чудодейственной силой дуб, под которым отдыхал святой. Увы, находится на территории частного владения, и доступ к нему закрыт.

Там деятель скончался. При свидетельствовании почетных служителей тело Тихона признано нетленным. Входит в перечень православных святых, хотя внесен туда со значительным опозданием: царствующий тогда Николай І опасался любых общественных собраний, усматривая в них возможность бунта.

Где находятся мощи Тихона Задонского

Мощи святого Тихона Задонского были официально освидетельствованы 19 мая 1860 г. Гроб вскрыли и обнаружили, что сами доски прогнили и стали трухлявыми, а тело сохранилось практически полностью. Были зафиксированы допустимые изменения:

  • кожные покровы стали коричневыми;
  • немного разошлись суставы рук и ног, но не отделились от тела.

Открытие произошло 13 августа — сегодня это день памяти святого. При царской власти мощи почитались и опочивали в разных монастырях в зависимости от времени года. Во времена большевизма мощи были вывезены из города в специальный антирелигиозный музей. После Второй Мировой войны их выставили в Орле в кафедральном Богоявленском соборе.

В октябре 1961 г. останки снова спрятали подальше от человеческих глаз в комнаты краеведческого музей. В конце 1990-х гг. начались прошения о возврате бывших зданий ныне действующим церквям. Тело ссохлось и мумифицировалось, а левая рука осталась почти нетленной.

Сегодня мощи Тихона Задонского находятся в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре. Над ними установлена прекрасно убранная сень. Мощи исцеляют от душевных, телесных и нравственных недугов.

Как прикладываться к нетленным останкам

По традиции соблюдают ритуал:

  1. Возле раки делают два земных поклона так, чтобы не мешать другим прихожанам.
  2. Далее прикладываются к ней головой или рукой.
  3. Отходя, отпускают еще один поклон.

Во время прикладывания допускается молиться и мысленно просить об исцелении конкретного недуга. Не стоит долго задерживаться у раки, а дать возможность прислониться другим прихожанам.

Мощи Тихона Задонского

Читайте также: