Какое новообразование складывается в самосознании старшеклассников

· Я-концепция. Это сформулированный, обоснованный, отстаиваемый образ Я. Я таков, потому что… Основное требования старшеклассника – понимание и принятие со стороны других.

· Самоопредление. Личностное, социальное (определение гражданского самосознания), професииональное (для старшеклассников – это ориентировка в профессиональной сфере, для юности и молодости – это развитие карьеры).

Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением.

В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.

161. Динамика развития познавательных процессов в юности.

В подростковом и юношеском возрасте завершается становление сознательных и произвольных познавательных психических процессов как культурных форм познания. Происходит интеллектуализация восприятия, памяти, внимания, которая обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих навыков. Например, для того чтобы запомнить большой объем материала, человеку уже не требуется заучивать его путем многократных повторений, потому что у него уже выработались мнемотехнические навыки. В процессе понимания человек уже научился вычленять главные и второстепенные моменты, что облегчает запоминание материала.

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит переход от непосредственной памяти к логической.

Восприятие в это время характеризуется избирательностью и целенаправленностью, мышление – устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, не переводя её в долговременную память.

Развитие формально-логического мышления проявляется в том, что юноша может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения на вербальном, идеальном плане. Ж. Пиаже установил, что в возрасте с 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. Формируется способность абстрагироваться от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

Также происходит развитие рефлексии, умения осознавать ход своих мыслей, понимать причины своих поступков, своего эмоционального состояния.

В период с 20 до 40 лет наблюдается пик творческой активности людей.

162. Кризис ранней юности. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение юности.

Кризис ранней юности.

Обострение противоречий между практически полностью сформированными качествами взрослого человека и отсутствием возможности реализации этих качеств в широком социальном целом – суть кризиса ранней юности.Это кризис перехода из субкультуры детства в субкультуру взрослости.

Кризис идентичности у подростков может быть часто связан с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование. Такая ролевая неопределенность, отсутствие осознанной цели и познавательных интересов приводят к появлению тревоги, чувства своей бесполезности, ненужности. Протестуя против навязываемых взрослыми ролей, подростки могут выбрать негативную, или даже девиантную идентичность.

163. Взрослость и зрелость. Психология самореализации индивидуальности.

Кризис взросления происходит в период около 23-25 лет и обычно совпадает с временем окончания высшего учебного заведения. Он знаменует собой окончание юности и переход к взрослости и заключается в том, что возникает противоречие между освоенными способами деятельности (профессиональной) и отсутствием опята их реализации.

Взрослость. Основной мотив периода взрослости – самореализация во всех областях: гражданско-социальной, политической, профессиональной, семейно-родительской. Одной из тенденций последнего время стал сдвиг время вступления в брак. Если раньше нормой было 18-20 лет, сейчас этот возраст приближается к 30 годам.

Границы взрослости и зрелости весьма размыты. Взрослость характеризуется как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных способностей и личности человека. Началом взрослости принято считать момент материального отделения от родителей. Зрелость принято считать от окончания кризиса среднего возраста.

Одно из важнейших новообразований взрослости – родительство и создание семьи, освоение родительских ролей и принятие на себя родительских обязанностей.

В этот период онтогенеза завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения.

С возрастом постепенно ослабевает кратковременная память, а к 30-35 годам может наблюдаться снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время растет осведомленность, углубляется и расширяется объем знаний человека, способность к формированию системы понятий. В этот период расширяется круг общения людей куда входят семья, друзья, коллеги, знакомые, связанные с разнообразными сферами деятельности взрослого человека.

Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами своей деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место, приводит к ощущению личностного застоя.

164. Кризис среднего возраста.

Проблема взрослости – фиксирование явления кризиса среднего возраста. Этот кризис происходит в среднем в 36-42 года. Женщины проявляют инициативу в разводах, у мужчин начинаются беспорядочные половые связи.

Выход из этого кризиса может осуществляться двумя способами:

- Смена образа жизни.

- Подтверждение существующего образа жизни, принятие своей экзистенции

Кризис середины жизни – один из наиболее значительных. По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализваться в оставшийся отрезок жизни.

Изменение личности у человека средних лет предполагает обретение значительной гибкости. Смешно выглядит в исполнении взрослого человека юношеский максимализм, не всегда уместна повышенная эмоциональность, умственная и уж вовсе серьезным барьером в отношениях с людьми может оказаться и поведенческая жесткость, неумение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Словом, кризис средины жизни имеет объективные причины и предполагает радикальную перестройку личности в соответствии с изменяющимся положением человека в жизни.

Число возникающих проблем нарастает, и многие из них застают человека врасплох — как-то об этом раньше не думалось. Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений.

165. Психологические проблемы геронтологии

Кризис старения связан с изменениями в сексуальной сфере – климаксом. Формируется внутренний образ болезни. Мужчины острее переживают климакс.

Основное новообразование периода – внутренний образ прожитой жизни. Старость – это принятие или отвержение образа своей жизни. Только в случае принятия своей жизни возможно освобождение от страха смерти.

В связи с выходом на пенсию выделяют 3 группы людей:

1.Хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Осваивают новую специальность, информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни.

2. Очень боятся выхода на пенсию. Продлевают время работы, чувствуют себя никому не нужными. Это кризис выхода на пенсию.

3. Равнодушные. Продолжают своё существование.

Происходит угасание физиологических и психических функций. Основной признак психического старения – расстройства памяти.

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные.

Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап психо-сексуального развития.

Указанные теории рассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.

Социальная ситуация развития

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л.И. Божович).

Изменяется отношение к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности

Система взаимоотношений

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

· возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Психологические новообразования, которые складываются на протяжении старшего школьного возраста, касаются, прежде всего, личности старшеклассника. К этим психологическим новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: 1) становление самосознания; 2) профессиональное самоопределение; 3) формирование мировоззрения.

Осознание и самооценка личных качеств. Самосознание и самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других автори­тетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на са­мооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоцио­нальной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Второй путь самооценки – социальное соревнование, сопо­ставление мнений о себе окружающих. Уже подросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том, что расходятся не только частные оценки, но и сами их кри­терии. Поступок, мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом. Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Самоуважение.Исключительно важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, - само­уважение, т. е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение не сино­ним зазнайства или некритичности. Оно означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно от­носится к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает по­стоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в соб­ственные силы.

Уровень самоуважения, свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников и др. В юности в свя­зи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе, и т. д. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызывает многочисленные конфликты и ра­зочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок мо­лодой человек постигает (обычно уже позже, за пределами школы) меру своих реальных возможностей.

Но как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении и стремятся за­крыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску.

2. Профессиональное самоопределение.В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессио­нальном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, от­каз от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать пред­ставителем любой, самой привлекательной профессии. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профес­сии? Как правило, присутствуют три фактора при выборе профессии: 1) престижность профессии (ее социальная ценность); 2) качества личности, присущие представителям этой профессии; 3) возможность хорошо зарабатывать в профессиональной деятельности

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уров­ня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притя­заний. Это может быть следствием разумного отказа от беспоч­венных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение,как профессиональное, так и личностное, означает формирование у старшеклассника новой внутренней позиции, включающей осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

3. Формирование мировоззрения.Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности свя­заны с выработкой мировоззрения.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Изменения в самосознании составляют основные новообразования в психике подростка, который начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения в структуре личности подростка предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Происходит переориентация с норм и ценностей детского мира во взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль в овладении ребенком позицией взрослого (Д.И. Фельдштейн).

Подросток не сразу осознает изменения в своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым. При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы подросток был однозначно уверен в своей взрослости. Он осознает, что не совсем еще взрослый, у него есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживаний.

Чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении подростков. Взрослость субъективно связывается подростком не так с подражанием, как с вхождением в мир взрослых (Д.И. Фельдштейн). Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужество, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позицией.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, с другой - наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая негативная отдельная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер.

В конце подросткового возраста происходит изменение самооценки постепенно самооценка, заимствованная у взрослых, меняется самооценка, которая возникает как стремление к самовыражения, самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

Нравственное развитие характеризуется наличием противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенным максимализмом требований; сдвигом оценки отдельного поступка на личность в целом.

Ж. Пиаже обнаружил, что в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашенные, личностно значимые).

В подростковом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, проанализирован и обобщен с точки зрения моральных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новым взрослым позиций.

Формируется нравственный мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии ведет к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.

Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.

Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для подростка особую значимость. Там он может в полной мере чувствовать себя взрослым - самостоятельным и независимым.

Подросток осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению (Н.И. Гуткина). Поэтому ведущая функция самосознания подростка Социально-регуляторная.

Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом.

Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценки поведения и деятельности ученика. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышены. Такие подростки склонны к аффектам - эмоциональным взрывам, в частности, когда учитель ставит ему оценки, ниже ожидаемых. Время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. При психологически неправильном оценке учителем деятельности подростков в последних возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценок. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельности.

Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека - сначала внешние, а затем внутренние.

Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе ровесников, то боится выглядеть "на высоте", у него возникает робость, неуверенность.

Для подросткового возраста свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой воли (Крайг Г., 2005).

Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей.

Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:

- Подросток начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений;

- Центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым;

- Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение;

- Ведущая функция самосознания подростка - социально-регуляторная;

- Для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания.

Читайте также: