Как причинить боль раку

Боль не всегда сопровождает онкологическое заболевание и возникает много реже, чем принято считать. И также нечасто боль при раке достигает пугающей окружающих невыносимой интенсивности.

Что такое боль?

Боль – это ощущение, которое каждый воспринимает по-своему, очень индивидуально. Её практически невозможно оценить объективно. Казалось бы, совершенно одинаковая по причине возникновения и локализации боль у каждого человека по ощущениям совсем разная. Приходится просто верить ощущениям того, кто мучается от боли. Ощущение невозможно увидеть, но очень сильная боль видна, воплощённое в движениях болевое ощущение производит настолько неизгладимое впечатление, что у очевидца навсегда появляется страх боли.

Какой бывает боль?

  • Боль во внутренних органах называется висцеральной, если повреждена кожа, мышцы или кости, то это соматическая боль. Повреждение нервов отзывается нейропатической болью. Ноцицептивная боль возникает в месте повреждения, это боль после операции, когда болит именно разрез.
  • Боль не всегда возникает в месте повреждения. Так при сдавлении нервного сплетения увеличенными лимфатическими узлами надключичной области, болит локоть, который иннервирует веточка поражённого нерва, и боль называется проецируемой. При опухолевом поражении желчного пузыря болит ключица, и тогда эта боль отражённая.
  • Боль бывает кинжальной, режущей, колющей, тянущей, давящей, обжигающей, тупой, схваткообразной.
  • Острая боль может быть разной, но главное, что она временная. Острая боль существует дни и недели, но не месяцы и годы. Вероятность избавления от боли, надежда жить без боли может изменять её восприятие на более позитивное.
  • Боль дольше 3 месяцев существования считается хронической. Хроническая боль становится самостоятельной, помимо болезни её вызвавшей, она постоянна, поэтому и воспринимается как безнадёжная и вечная.

Боль всегда разная

Нет двух одинаковых болевых синдромов. Одинаковая по анатомо-физиологическим характеристикам боль каждым человеком психологически воспринимается индивидуально. Это объясняется генетическими особенностями психологического восприятия и воспитанием. Боль у человека, потерявшего надежду на излечение и помощь специалистов, сильнее, чем у ещё верящего в личное светлое будущее. Женщины выдерживают более сильную боль, чем мужчины. Но не все женщины одинаково воспринимают интенсивность боли, некоторые изнеженные дамы к маленькой боли добавляют чрезвычайно много эмоций.

Но и у одного и того же человека боль тоже разная в разное время. Ночью боль сильнее, потому что нет отвлекающих факторов дневной жизни, человек страдает в одиночку, а одному болеть всегда хуже. Изменение атмосферного давления может усилить ощущение, высокая влажность воздуха тоже не помогают. Недосып и нервозность могут сделать боль и сильнее, и слабее, тогда как принципиально интенсивность боли не изменилась. Ожидание боли тоже играет на её усиление. Каждый день с болью не похож на предыдущий и последующий.

Интенсивность боли определяется самим страдающим. Конечно, его ощущения не могут соответствовать реальности, но это восприятие ему диктует собственный порог болевой чувствительности, собственная эмоциональность. Кто-то боль преувеличивает, кто-то преуменьшает, правда в том, что от боли любой интенсивности человек страдает телом и душой.

Онкологическая боль

У онкологического пациента боль бывает часто: это острая боль после операции, острая боль при осложнениях химиотерапии и хроническая боль при лучевых повреждениях мягких тканей, острая боль при взятии анализов крови и введении лекарств, хроническая боль от развивающейся опухоли и растущих метастазов. Каждая боль имеет свою эмоциональную окраску: жгучая, тупая, спастическая.

Пациент может одновременно иметь несколько видов боли: тупая боль в поясничном отделе позвоночника, поражённом метастазами, которая становится острой при изменении положения тела. И тут же острая жгучая боль из-за развившегося после химиотерапии лекарственного стоматита и спастическая из-за поражения слизистой кишечника. При этом совершенно не исключаются обычные для всех людей временные головные боли, связанные с утомлением или повышением давления.

Онкологическая боль связана с наличием опухоли, первичной или вторичной – метастазов. Метастазы прорастают в окружающие здоровые ткани, вовлекая в раковый процесс и разрушая нервные окончания, сигнализирующие в головной мозг о беде. Не во всех органах метастазы вызывают боль. Так поражение лёгочной ткани безболезненно пока процесс не вовлечёт плевральные листки, которые будут болеть во время вдоха. Боли в печени или почке появятся при вовлечении в раковый процесс капсулы, покрывающей орган.

Метастазы в костях заболят, когда процесс распространится на обильно иннервированную надкостницу - внутри кости почти нет нервов, а поэтому боли тоже не будет. Метастазы в головном мозге оттесняют ткани, но боль появиться только при сильном сдавлении мозга, плюс дополнительное производство ликвора и нарушение его оттока повысит внутричерепное давление.

Как лечат боль

Любая опухолевая боль вынуждает к ограничениям активности и движений. Но острая боль проходит, а хроническая боль не позволяет делать привычное и необходимое, может уложить в постель и вовсе обездвижить, чтобы движения не вызывали усиления боли.

Не всегда возможно полностью снять хроническую боль, но нельзя не пытаться её уменьшить:

  • терапевтическим влиянием на болезнь, её вызвавшую;
  • медикаментозным увеличением порога болевой чувствительности;
  • анестезирующими блокадами проводящих боль нервных окончаний;
  • психологической поддержкой пациента;
  • изменением образа жизни пациента на дающий меньше поводов для усиления боли.

Лечение боли нельзя сводить только к приёму обезболивающих препаратов. Но лекарственная терапия, тем не менее, должна быть правильной и адекватной. Поскольку метастазы, особенно костные, удалить не представляется возможным, со временем они обеспечивают постоянную боль. Обезболивать в этом случае можно не только анальгетиками, но и химиотерапией, и бисфосфонатами, и радиоактивными препаратами. Варианты разнообразия обезболивающей терапии есть не только при костном поражении.

Основная цель лекарственного воздействия - быстрое и надежное достижение обезболивающего эффекта. Всемирная организация здравоохранения предлагает несколько этапов лечения боли, на каждом из которых используются определённые группы средств, начиная с достаточно эффективных у большинства пациентов и малотоксичных, постепенно переходя к препаратам с большим числом побочных реакций. При выборе вида обезболивания обязательно учитывается степень страданий и влияние боли на качество жизни.

  1. При усилении интенсивности хронического болевого синдрома не стоит одновременно использовать для лечения боли препараты одной группы, эффект вряд ли вырастет, но побочные реакции гарантированы в большем объёме и выраженности. К примеру, диклофенак и ибупрофен или вольтарен сочетать нецелесообразно. Надо выбрать препарат другой фармакологической группы.
  2. Не всегда наркотический анальгетик становится панацеей. К примеру, боли в кишечнике лучше снимаются спазмолитиками или комбинированными с ними препаратами, костные боли хорошо реагируют на нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), неврологическая боль мало чувствительна к наркотикам, а помогает НПВС кеторол.
  3. В некоторых случаях требуется назначение наркотиков с НПВС.
  4. Если обезболивающее лекарство совершенно не снимает боль 12 часов, то либо надо увеличить его дозу, либо поменять препарат.
  5. Всегда необходимо лечить сопутствующие патологические симптомы, самостоятельно не вызывающие боль, но усугубляющие психологический дискомфорт и физические страдания. К примеру, ликвидировать запор или изжогу.
  • Эффект лекарства не всегда одинаковый, он зависит от настроения, времени суток, наличия рядом близких, даже от погоды. Подход к назначению обезболивающего индивидуальный.
  • Разработаны стандартные последовательности назначения обезболивающих препаратов, показавшие эффективность на тысячах пациентов, их необходимо придерживаться. Время для эксперимента придёт позже, а до того надо использовать наработанное человечеством и доказавшее свою эффективность и пользу.
  • При утрате чувствительности к лекарственному средству, переходят к более сильному препарату, выбор аналогичного по активности препарата неправилен.
  • На любом этапе к препаратам стандартной последовательности можно присоединять вспомогательные - адъювантные препараты, в том числе и воздействующие на центральную нервную систему.
  • Боль легче предотвратить, чем устранить, поэтому интервал между приёмом анальгетика зависит от длительности обезболивания. Лекарство должно приниматься до возникновения боли.
  • При необходимости лекарство нужно принимать раньше планируемого времени.
  • Лучшие средства те, которые легко принимать - это таблетки или ректальные свечи. Инъекции неудобны, к ним переходят при неэффективности таблеток.

Все эти принципы используют в лечении болевого синдрома врачи Европейской клиники. Мы владеем не только лекарственным обезболиванием онкологических пациентов, но и всем известным спектром хирургических и неинвазивных (без повреждения кожи) методов лечения боли. В Европейской клинике помогут жить лучше и с меньшей болью.



Классификация


Для каждого человека боль ощущается по-разному. Есть категория девушек, которым она приносит дополнительное удовольствие во время соития. Но всё же стоит внимательно относиться к дискомфорту, анализируя нарастающую динамику:

  • первичная — она преследует всю сексуальную жизнь, проявляясь в большей или меньшей степени;
  • вторичная — может затихать в определённые периоды жизни;
  • поверхностная — только при введении;
  • глубокая — при полном проникновении (что характерно для doggy style), возникает в шейке матки или нижней части живота;
  • полная — не стихает на протяжении всего акта;
  • ситуационная — на фоне стресса, применения определённого способа стимуляции или зависеть от конкретного партнёра;
  • бесконтактная — ещё на этапе прелюдии.

Причины возникновения


Наиболее распространённая причина, почему больно или некомфортно во время секса, и не только в позе раком. Сухость влагалища наблюдается при гормональном дисбалансе, например, при приёме седативных или антигистаминных препаратов, противозачаточных и лекарств для стабилизации давления. Падение эстрогена может также вызвать понижение или полное прекращение выделения естественной смазки в период ранней менопаузы, после сложных родов или кормления грудью.

При отсечении медицинских противопоказаний, следует пересмотреть подход к половому акту. Согласно заключению доктора Джейн Минкин (профессора репродуктивных наук Йельской школы), для того, чтобы вагинальный канал начал эрегировать требуется не менее 20 минут прелюдии. При невозможности продления периода ласк, можно перейти на анальный секс. Также следует создать календарь месячных, выделение смазки настраивается в течение недели после овуляции.

Решение: смена лекарственного препарата после консультации лечащего врача, при клиническом обнаружении снижения эстрогена — дополнительный приём гормона, применение водорастворимых смазок.

Несчастный случай, эпизиотомия (разрез влагалища для увеличения родового канала), хирургические рубцы, а также банальное неаккуратное бритьё. Это не весь список, почему при занятии сексом, как в миссионерской позиции, так и в позе раком может быть больно, вплоть до начала кровотечения из не затянувшихся рубцов или открытых ранок.

Решение: в данном случае придётся отказаться от половой жизни до момента заживления.

Проблемы интимной сферы могут долго быть бессимптомными, другие давать о себе знать лишь при половом акте. Но они требуют устранения. В запущенных случаях необходимо отложить близость на некоторое время, а до выяснения рода инфекции — обязательно применять презерватив. Сюда относятся:

  • аллергическое воспаление, молочница — возникает на фоне использования нового интимного мыла, спринцевания, ароматической туалетной бумаги, ношения синтетического или неудобного белья;
  • вагинизм — неконтролируемое сокращение мышц влагалища, приводят к невозможности проникновения;
  • интерстициальный цистит — воспаление мочевого пузыря, причиняющее ощущаемый дискомфорт, хроническое течение не даёт возможность лечения, лишь снятие симптоматики;
  • миома матки, киста яичника — доброкачественные опухоли, которые могут рассосаться самостоятельно, но не всегда. Одним из симптомов служит боль внизу живота при любой позе, в том числе раком, это очередное напоминание, почему нужно посещать гинеколога раз в год;
  • эндометриоз — разрастание ткани матки на других органах, глубокое проникновение сзади приводит к сильному давлению, в связи с чем, ощущается острая боль в области таза.

Решение: необходимо провести обследование, сдать анализы, направить на которые может лишь врач.

Из-за негативного полового опыта, насилия, а также низкой самооценки или стыда мышцы влагалища могут приходить в сильное напряжение. Причина может крыться в самом партнёре. Поза раком также может считаться девушкой унизительной, приносить болевые ощущения из-за невозможности расслабиться, вот почему правильнее проговаривать интимные пристрастия ещё в момент прелюдии.

Решение: желательно проработать проблему с психотерапевтом, либо обсудить с партнёром.


Болевые ощущения во время секса достаточно распространены. Причём многие девушки, считают это нормальным явлением, и не спешат обращаться к врачам. Согласно американскому исследованию — 30% женщин регулярно испытывают боль при вагинальном или анальном сексе, равноценное процентное соотношение у тех, кто испытывал сильный дискомфорт через год после родов или при беременности. Особенно это неприятно в последнем случая, так как doggy style, напротив, рекомендуется врачами в любом триместре для снятия нагрузки с поясницы и снижения давления на мочевой пузырь.

Каково Ваше отношение к коленно-локтевой позиции? Стоит ли терпеть боль ради удовольствия партнёра? Напишите в комментариях.

Старец Порфирий Кавсокаливит

«Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства.

…Может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё!

…Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело…

Однажды я застал Старца тяжело больным. У него не было сил не только меня поприветствовать, но даже просто вытереть пот, от сильной боли выступивший у него на лбу. Я был вынужден сказать ему:

– Вы, Геронда, совершили такое великое множество чудес. Насколько мне известно, Вы исцеляли неизлечимо больных, даже больных раком. Наконец, Вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему Вы, с Вашим дерзновением, не умолите Бога избавить Вас от этих болезней?

– Этого, дитя мое, я не сделаю никогда!

– Но почему? Вы же не просите у Бога ничего плохого?

– Потому что я не хочу принуждать Бога!

Его ответ меня поразил, обезоружил и заставил замолчать. В эти тяжелые часы я оставался рядом со Старцем и наблюдал, как он боролся с болезнью – молчаливо и с полным спокойствием.

Я болен, но я счастлив

– Где у Вас болит, Геронда?

– Что мне делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?

– Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Таин, – одним словом, будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни.

Отец Порфирий рассказывал:

– Как-то раз ко мне пришла одна монахиня. Заметив у нее на руке опухоль величиной с грецкий орех, я сказал ей:

– Давай я покажу тебя профессору (тогда я служил в храме при поликлинике).

– Я пришла сюда не для того, чтобы показаться профессору, но чтобы повидать Вас, Геронда, – ответила она.

Я благословил ее, перекрестил ее руку и отослал обратно в монастырь. Вскоре опухоль рассосалась.

Во время исповеди одной женщины моим душевным очам было открыто, что у нее рак груди.

– Ты здорова? – спрашиваю я ее. – У тебя что-то есть.

– Да, Геронда. Но я стесняюсь сказать о своей болезни.

– Иди сейчас в такой-то кабинет, это здесь рядом, к такому-то врачу, и попроси его от моего имени, чтобы он тебя осмотрел, а затем возвращайся и расскажи мне о результатах.

Когда она вернулась, то сказала, что у нее действительно обнаружили раковую опухоль. Врачи отправляли эту женщину на обследование, и через три дня она должна была лечь на операцию.

Тогда я опустился на колени, сказал ей, чтобы она тоже стала рядом, и велел творить про себя молитву. Я тоже стал молиться про себя. Затем, осенив эту женщину крестным знамением, я, согласно рекомендации врачей, отослал ее на обследование.

Когда спустя три дня она пришла на операцию, то оказалась совершенно здоровой. Опухоль безследно исчезла.

Врач, сам не свой, спускается ко мне в храм и говорит:

– Геронда, что ты такое сделал этой женщине, что она стала совершенно здоровой? Если бы три дня назад я своими глазами не видел эту опухоль и своими руками не прощупал ее, я бы ни за что не поверил, что она у нее была.

– Многое видят мои глаза, – закончил Старец. – Множество чудес. Благодать Божия действует по вере людей.

Верь, что и в наше время случаются чудеса. Потому что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.


– Я ждал тебя! Ты не поверила не только моим словам и уверениям, но даже и моим молитвам. Ну что с тобой будешь делать, благословенное чадо? Ты прервала свой отпуск, который так тебе необходим, и спешно приехала, чтобы повидать меня? Говоришь, что мои молитвы не достигали до тебя, и поэтому ты пришла сюда?

Такими словами встретил Старец одну студентку, желая таким образом показать свое неудовольствие тем, что она так маловерна. Затем он сказал:

– Ну, теперь расскажи мне, что тебе сказали проводившие обследование врачи?

– То же самое, что говорили и Вы, Геронда. Дело плохо! Это рак! – Тут она разрыдалась.

– Что ты плачешь? Где твоя вера в Бога? Ты даже забыла то, что я говорил тебе по телефону. Или, может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё! Итак, хватит слез. Я хочу видеть своих детей не печальными и несчастными, а радостными и счастливыми. Ну давай я, как обещал, прочитаю тебе молитву, и тогда ты увидишь, как быстро твое здоровье пойдет на поправку.

Так и случилось. Отец Порфирий начал читать молитву, что заняло достаточно много времени, одновременно осеняя крестом место опухоли. Старец с такой силой прикладывал крест к больному месту, что он оставлял на коже видимые отпечатки. Его вера была так сильна, что результат неизбежно должен был оказаться положительным.

По окончании молитвы отец Порфирий получил от Бога извещение. Его святой лик весь светился от радости. Его прошение было услышано. Великий Бог, в Которого он так сильно верил, Которому поклонялся и Которому с такой самоотверженностью служил не одно десятилетие, призрел на его горячую молитву и совершил великое чудо. Болезнь была побеждена.

В один миг больная стала здоровой. Старец заглянул ей в глаза и тут же заметил в них перемену. Вместо слез в них засветилась радость. Место отчаяния в них заняла надежда. Угрюмость уступила место улыбке, болезнь – здоровью и, наконец, смерть – жизни! Действительно, сколь прекрасны плоды веры.

– А что же стало с опухолью, которая была уже размером с яйцо? – осмелился я спросить, когда рассказ был закончен.

– А ты что думаешь?

– А я спрашиваю тебя.

– Что ты хочешь? Она почти пропала, исчезла, улетучилась. Ушла туда, откуда и пришла… Через несколько дней нельзя было даже понять, на каком месте она была. Ты знаешь, Кто такой наш Бог? Кто Он?

– Создавший все и изменяющий все по Своему изволению.

– Верно! Так и есть. Благословение мое да пребудет с тобою.


Однажды отец Порфирий сказал мне:

– Когда я был молодым, то просил Бога дать мне раковую болезнь, чтобы я мог страдать из любви к Нему. Как-то зимой старцы послали меня за улитками. Шел снег, и я четыре часа собирал этих улиток. Мокрый, холодный как лед мешок с ними висел у меня за плечами. Так я заболел плевритом. У нас в келье не было ни хорошей пищи, ни лекарств. Я весь высох, остались только кожа да кости, и говорю старцам, что так я умру. Вскоре издалека приехал мой брат. Он положил мне на спину вытяжной пластырь, знаешь, что это такое?

– Это квадратный кусок кожи, его приклеивают к спине в том месте, где имеются скопления жидкости. Этот пластырь вбирает в себя всю жидкость от плеврита и разбухает, как губка.

Затем на рану наложили пластырь на основе воска. Этот пластырь собирал гной, и его часто меняли. Каждая смена – новые страдания.

Поскольку я нуждался в усиленном питании, старцы послали меня на месяц в Афины. Поправившись, я немедленно вернулся назад. Но вскоре снова разболелся. Тогда я поехал в Афины на два месяца. Вскоре после того как я, здоровый, вернулся назад, болезнь снова свалила меня с ног. В конце концов, старцы, посоветовавшись, решили окончательно отослать меня из кельи. Проливая потоки слез, я попрощался с ними. Второй послушник старцев провожал меня до корабля. Мы оба все время плакали.

– Отец, – говорил я ему, – не плачь, я вернусь.

– Дитя мое, – говорил он мне в свою очередь, – не плачь, Пресвятая Богородица вернет тебя назад.

Одним глазом я немного вижу свет, а другим вижу людей, но лица уже не разбираю, вижу лишь силуэты. Язык у меня стал несколько толще и длиннее, так что он уже мешает мне во рту, и у меня изменился голос. Боли бывают страшные. Тогда я вооружаюсь терпением и начинаю молиться. Но при очень сильных болях даже молиться становится невозможно. Однако я не ропщу и не жалуюсь.

– Геронда, принимайте какие-нибудь болеутоляющие средства, тогда Вам будет легче.

– Да, Геронда, знаю. И я Вас люблю и прошу Бога, чтобы Он Вашими святыми молитвами помиловал меня.

– В болезни я прошу Бога, чтобы он умилостивился надо мной и простил грехи мои. Когда человек достигает состояния, которое он имел до грехопадения, тогда Бог не попускает ему болезней. Когда Бог захочет, то в один миг может сделать нас здоровыми. Но это непросто. И понимают это только те, кто может вместить.


«Теперь у меня стали отниматься ноги, они меня уже не держат. Я могу передвигаться только немного здесь, по келье. Еще я стал все забывать, ухудшилась память. Но я не прошу Бога о том, чтобы Он исцелил меня, а только чтобы Он простил мне мои прегрешения.

Так просто Старец объяснил мне, что болезнь тела является следствием болезни души, то есть следствием моих грехов. Полученное же вследствие смиренной молитвы прощение Богом грехов приносит душе исцеление, а со временем, когда Бог благоволит, исцеляется и тело. Старец подчеркивал, что мы должны молиться просто, не имея никаких задних мыслей. В молитве нужно просить только отпущения грехов. Потому что для уврачевания болезни нужно сделать лишь одно – устранить ее причину.

Молитва, совершаемая не в простоте, когда больной просит о прощении грехов только для того, чтобы получить лишь телесное здравие, бывает безрезультатна по причине корыстолюбивого намерения больного.

Согласно мнению отца Порфирия, Христос, отвечая на смиренное прошение недугующего об отпущении грехов, на его безкорыстную веру в Его великую милость, вначале делает более трудное, а затем, когда Он сам сочтет нужным, переходит к более легкому. Сначала Бог врачует корень – болезнь души, грех; а затем ветви – болезнь тела.


Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал:

– Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!


«С чего начинает лечить врач? Сначала он молится, призывая помощь Божию, а уж затем дает лекарство.


Однажды я зашел к своему врачу, чтобы проконсультироваться с ним о моей старой болезни. Он посоветовал мне через год провести еще одно повторное обследование, а затем лечь на операцию. Я пришел к Старцу и с волнением рассказал ему о совете врача.

– У одного человека был редкий перелом костей запястья, и врач предложил ему сделать хирургическую операцию. Больной обратился за советом к Старцу. Отец Порфирий видел все нервные окончания, проходящие и переплетающиеся в точке перелома, и обратил внимание посетителя на то, что в случае неудачной операции он может стать инвалидом. Ввиду такой опасности этот человек отказался от операции. Спустя какое-то время его рука прошла и он забыл о своем переломе.

– Другому человеку Старец посоветовал отказаться от операции на предстательной железе во избежание в дальнейшем развития там раковой опухоли.

Старец Паисий Афонский


— Геронда, а отчего так сильно распространился рак?

— Чернобыль и все подобное этому, думаешь, что — прошли бесследно? Оттуда все и идет. Вот тебе люди — все это их плоды… Народ страшно изуродован. В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя.


Болезни помогают людям

– Геронда, болезнь всегда приносит человеку пользу?

Небесная мзда за болезнь

– Как поживает твоя мать?

– Плохо, Геронда. Время от времени у неё очень высоко поднимается температура, и это причиняет ей невыносимую боль.
Её кожа трескается, покрывается ранами, и по ночам она не может уснуть.

– Знаешь, ведь такие люди – мученики. Если не полностью мученики, то наполовину точно.

– А у неё, Геронда, вся жизнь – одно сплошное мучение.

– Значит и мзда, которую она получит, будет сугубой. Знаешь, сколько ей предстоит получить? Рай ей гарантирован.
Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби].

Когда тело претерпевает испытание, душа освящается.
От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос.
По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть.
Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду.
Я понимаю [свою боль] так, что [через неё] я расплачиваюсь за свою неблагодарность Богу, поскольку я не ответил подобающим образом на Его великие дары и благодеяния.
Ведь всё в моей жизни – это один сплошной [духовный] пир: и моё монашество, и мои болезни.
Бог во всем относится ко мне человеколюбиво, Он во всём ко мне снисходит.
Однако помолитесь, чтобы Он не записал мне всего этого на счёт [лишь] этой жизни, потому что тогда – горе мне, горе!
Христос оказал бы мне великую честь, если бы ради Его любви я пострадал бы ещё больше.
Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я мог выдержать [эту боль]. А воздаяние мне не нужно.

Терпение в боли

– Геронда, а помните, когда у Вас были проблемы с ногами?

– Геронда, когда Вы говорите, что человек терпит боль, то Вы имеете в виду, что он совсем не показывает виду, что ему больно?

– В крайнем случае, он может дать окружающим немного понять, что ему больно.
Он может сказать им о своей боли, но не говорить о том, насколько эта боль сильна.
Ведь если он совсем скроет свою боль от других, то они могут соблазниться от каких-то его поступков.
К примеру, если монах мучается от боли и не может пойти на службу, то если он не скажет о своем состоянии другим, возможно, кто-то, не имеющий добрых помыслов, повредится.

Отношение к боли

– Геронда, какую боль Вы называете невыносимой?

– Боль, при которой текут слезы. Это не слезы покаяния и не слезы радования. К какой категории относятся эти слезы, как вы думаете?

– Может быть, Геронда, к категории мученичества?

– Конечно, – к категории мученичества.

– Геронда, что необходимо, чтобы преодолеть боль?

– Необходимо мужество, усилие.

– А как человеку преодолеть боль невыносимую?

– Геронда, говорят, что ночью боли усиливаются.

– Да, ночью человеку становится хуже. Но, кроме того, днём общаясь с людьми, разговаривая, больные забывают о своей боли.
Ночью они остаются наедине с собой, их ум уходит в боль, и им кажется, что она усиливается.
От болей во время болезни никуда не денешься, но задача в том, чтобы повернуть ручку [духовной] настройки на другую частоту, чтобы об этих болях забывать. Ведь если ты относишься к боли неправильно, то тебе в два раза больнее. Если ты думаешь о боли, то боль усугубляется.
А вот если ты включаешь в работу добрый помысл, к примеру, вспоминаешь о тех, кому ещё больнее, чем тебе, или если поёшь что-то церковное, то боль забывается.

– Геронда, боль обычно предупреждает о том, что в организме что-то неладно. В связи с этим, какое внимание надо уделять боли?

– Геронда, если я знаю, что моя боль не оказывает на организм никаких других побочных последствий, то она меня не беспокоит.
Однако она беспокоит, если я знаю, что через боль проявляется серьёзная болезнь.

– Геронда, боль ожесточает человека?

– Если человек не относится к боли духовно, то она может его ожесточить.
Однако, относясь к ней духовно, он имеет мир и утешается божественным утешением. Потом болезнь становится праздником, торжеством.
Человек радуется, потому что он будет причтён к исповедникам и мученикам.
Святые мученики забывали боль, потому что их любовь ко Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала.

– А разве человек, который испытывает боль и не относится к ней духовно, не очищается?

- Человек мирской очищается, но монах – нет.

Соучастие в чужой боли

Когда человеку больно за ближнего, это некоторым образом приводит Бога в умиление. Бог радуется, потому утешение. [Если бы этого божественного утешения не было], то человек не мог бы выдержать боль за своего ближнего.

– Геронда, как можно почувствовать чужую боль?

– Геронда, а что переносится тяжелее – химиотерапия или облучение?

– Геронда, если бы Вы согласились на операцию чуть раньше.

– Геронда, а каким образом они брали это на себя?

Читайте также: