К новообразованиям кризиса трех лет можно отнести


1.Основные феномены кризиса трех лет;

2.Личностные новообразования в период кризиса;

3.Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
krizis_treh_let.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

1. основные феномены кризиса трех лет;

2.личностные новообразования в период кризиса;

1. НЕГАТИВИЗМ —это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот , вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зеленое, а собака – это лев и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, отношением человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

2 . УПРЯМСТВО – его следует отличать от настойчивости.

НАПРИМЕР: ребенок хочет какой – нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.

Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

3. СТРОПТИВОСТЬ – этот симптом является центральным для этого кризиса. Поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей.

1.- бунт против окружающих. Он находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

2. – обесценивание ребенком личности близких. Малыш может обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

3.- деспотичное подавление окружающих – это встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики им пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

В тоже время их личностное развитие происходит нормально.

РАЗЛИЧАЮТ: субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми.

Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором проявляются личностные новообразования (он невсегда сопровождается негативным поведением).

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Положительное значение новых отношений со взрослыми:

стремление к достижению результата своей деятельности: дети непросто манипулируют предметами, но настойчиво ищут новый способ решения задачи.

неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки – взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя.

Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Успех или неуспех – это всегда результат, замеченный и оцененный кем – то, это признание в чьих – то глазах, перед лицом кого – то другого. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания.

1.Стараться поддержать ребенка в его самоутверждении, этим Вы поможете сформировать такие качества, как инициативность, предприимчивость (а не чувство вины и зависимости).

2. Избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.

3.Способствуйте формированию эмоциональной реакции на похвалу, которая лежит в основе развития самооценки, отношения к самому себе и к своим качествам (чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что).

4.Стимулировать пробуждение нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии (в этом случае быстрее формируются внутренние моральные побудители – совесть).

5.Демонстрируйте образцы уверенного, культурного поведения в ответ на агрессию ребенка, будьте ему примером.

6.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, чаще обращайтесь к нему по имени.

7.Проводите больше времени с ребенком, чаще используйте телесный контакт сопровождая словами нежности.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой). В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.

Во-первых , стремление к достижению результата своей деятельно­сти: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нуж­ный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых , достигнув желаемого, они стремятся тут же продемон­стрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или без­ различное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувстви­тельности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в кото­ром детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пира­мидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые им результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: 2 года б месяцев — 2 года 10 месяцев; 2 года 10 месяцев – 3 года 2 месяца; и 3 года 2 месяца – 3 года б месяцев. При проведении экспериментов фиксировались пока­затели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отно­шения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты этого эксперимента показали, что, несмотря на неболь­шой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и сред­ней возрастными группами наблюдаются статистически значимые разли­чия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно в два раза. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели воз­растают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в трехлетнем воз­расте для детей становится значимой результативная сторона дея­ тельности, а фиксация их успехов взрослым — необходимым момен­том ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффектив­ные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оцен­ки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, про­являющее себя в форме гордости за достижения. Оно интегрирует сло­жившиеся у детей на протяжении раннего детства предметное отно­шение к действительности, отношение ко взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка по­является новое видение мира и себя в нем.

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Было замечено также, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи.

Следующая характеристика – обесценивание – присуща всем кризисам. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, и т. д.

Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.

Ведущий вид деятельности в раннем детстве

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному был исследован И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Они показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

Каждый возрастной кризис детства, включая кризис подросткового и юношеского возраста, — это жизненный этап, необходимый для становления личности, это период эмансипации, освобождения от опеки взрослых.

То же можно сказать о возрастном кризисе трех лет.

Позитивный выход из кризиса 3 лет возможен только тогда, когда взрослые уважают выбор ребенка и его право на собственные желания.

Кризисные периоды опасны деструкцией личностного развития детей: невротическими тенденциями, соматическими нарушениями, дезадаптацией, если взрослые блокируют актуальные потребности. Кризис трех лет - особый возрастной период, который по сложности протекания принято сравнивать с подростковым кризисом (по мощной сопротивляемости ребенка и негативной симптоматике).

Семизвездие симптомов кризиса трех лет:

  • негативизм — немотивированное сопротивление даже привлекательной просьбе взрослых, стремление сделать наоборот;
  • упрямство — желание во что бы то ни стало настоять на своем только потому, что ребенок это попросил или потребовал;
  • строптивость — направлена против прежнего образа жизни, против устоявшихся норм воспитания, она безлична;
  • своеволие — выражается в стремлении ребенка делать все самому;
  • протест-бунт — выражение протеста вплоть до истерики; ребенок запрещает решать за него;
  • обесценивание требований взрослых;
  • деспотизм — ребенок пытается заставить родителей делать то, что он хочет.

Негативные симптомы, как правило, сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями со слезами: подчиняется взрослому — и плачет; не подчиняется — и плачет.

Итогом возрастного кризиса являются новообразования - те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка. В психологической литературе представлены три точки зрения на новообразования кризиса трех лет.

  • выбор в младшем школьном возрасте — это выбор способа поведения;
  • выбор в подростковом возрасте — это выбор образа Я;
  • выбор в юношеском возрасте — выбор образа достойной жизни.

Чем определяется выбор ребенка в кризисе трех лет? Для формирования его потребности в самостоятельном выборе родителям необходимо:

  • знать сущностные признаки возрастного кризиса;
  • принимать негативную симптоматику как данность возрастного кризиса;
  • оказывать развивающую помощь, когда дети учатся сопоставлять свои желания и осуществлять собственный выбор.

С целью выявления представлений у родителей (76 человек из Москвы, Волгограда и Новосибирска) о возрастном кризисе трех лет мамам была предложена анкета (табл. 1).

Знания родителей (мам) о возрастном кризисе, %

На каждый вопрос надо было дать один из трех вариантов ответа, соответствующих высокому, среднему и низкому (стихийно-эмпирическому) уровню знаний. Ответы оценивались в баллах: 2 балла — высокий уровень, 1 балл — средний уровень, о баллов — низкий уровень.

Анализ результатов показал, что приблизительно у 10% родителей — высокий уровень знаний, у 50% — средний, у 40% — низкий.

Во-первых, зная закономерности кризисного развития, родители способствуют успешному выбору ребенка в кризисе трех лет, если уважают его право на выбор. Адекватное поведение родителей в этот период приводит к развитию способности ребенка к выбору, когда он понимает, что может выбирать сам.

Актуальность в настоящее время приобретает нравственная сторона самостоятельности детей и взрослых. Истинную социальную ценность самостоятельность обретает тогда, когда она сопряжена с активностью и такими нравственными проявлениями, как гуманизм и взаимопомощь. Нравственная направленность личности ребенка в кризисе обусловлена теми ценностными ориентациями и отношениями, которые утвердились в окружающей его среде. Эгоистические устремления значимых взрослых, их авторитарность, нетерпимость и двойная мораль могут привести к усилению негативизма, обесцениванию требований взрослых или к подчинению, потере независимости, подавлению самостоятельности. Именно в кризисный период ребенок утверждает свое Я, свою волю, желание осуществить выбор. Родитель, понимая и принимая состояние, может помочь воспитанию самостоятельности как свойства деятельности и как развивающейся черты личности дошкольника.

Если родители создают ситуацию мнимого выбора, где мнение ребенка ничего не значит, они демонстрируют манипулятивную технику, которую ребенок способен осознавать уже в 6-7 лет. Иллюзия выбора опасна на любом этапе детства отсутствием опыта реального выбора, что негативно сказывается на личностном развитии ребенка. К сожалению, встречаются рекомендации по созданию иллюзии выбора в общении с ребенком в кризисный период трех лет.

Во-вторых, для успешного выбора ребенка в кризисе трех лет необходимо принятие негативной симптоматики как данности возрастного кризиса, а следовательно, принятие неблагоприятного состояния. Л.С. Выготский полагал, что оптимальное протекание возрастного кризиса - бурно, но недолго [2]. Бурная форма проявления негативной симптоматики свидетельствует об активности растущей личности; вялое протекание - о задержке аффективной и волевой сторон личности ребенка.

Анализ взаимодействия родителей с детьми в кризисный период трех лет показывает, что, не понимая состояния ребенка, они испытывают затруднения в установлении диалога с ним, не могут разрешить конфликтные ситуации, возникающие в это время. Использование авторитарных стереотипов воздействия в любом возрастном кризисе, а в кризисе трех лет особенно, может способствовать тому, что кризис как нормальное и необходимое явление развития превратится в кризис, требующий срочного корректирующего вмешательства. В отдельных случаях родители могут интуитивно находить адекватные способы взаимодействия с детьми.

Родителям необходимо знать и учитывать особенности неблагоприятного состояния, чтобы принять грамотное решение, способствующее выходу ребенка из неблагоприятного состояния (рис.1).

Рис. 1. Выход ребенка из неблагоприятного состояния

В типичных конфликтных ситуациях наиболее ярко проявляется эмоционально-оценочное отношение родителей к состоянию ребенка (табл. 2).

Уровни эмоционально-оценочного отношения родителей к ребенку в кризисе трех лет

Уровни Показатели
Высокий эмоциональное приятие ребенка;
эмпатия;
эмоциональная поддержка
Средний недостаточный уровень эмоционального приятия;
эмпатия;
ситуативная эмоциональная поддержка
Низкий эмоциональное отвержение;
негативное оценивание;
отсутствие эмоциональной поддержки

На групповых занятиях мамам (18 человек) было предложено проиграть приведенные ниже ситуации с обменом ролями.

2. Девочка категорически не хочет надевать в детский сад платье, которое ей предлагает мать. Ложится на пол и топает ногами.

Предварительно каждый родитель получил памятку, благодаря которой он познакомился со способами регулирования неблагоприятного состояния.

5. Подавление (только в случае агрессии ребенка, опасной для его жизни).

В то же время необходимо отметить: когда мамы информированы о кризисе трех лет и владеют умением выхода на диалог, они проявляют эмпатию к детям, используя

переключение и концентрацию на положительном. Некоторые родители читали психологическую литературу, посвященную воспитанию детей, например книги Ю. Б. Гиппенрейтер, Эды /1 е Шан, Р. Кэмпбелла, X. Дж. Джайнотта и др. Часть мам (8 человек) использовала игнорирование, аргументируя его эффективность в ситуациях истерики, выраженного неблагоприятного состояния. Меньше всего мамы прибегали к санкционированию (2 человека).

В-третьих, для успешного выбора в кризисе трех лет родителям необходимо оказывать ребенку развивающую помощь:

Чтобы ребенок научился самостоятельно выбирать, он должен приобрести положительный опыт сопоставления выбора и принятия решения. Важно позволить малышу сделать все самому, даже если это ему пока не по силам. Для этого ему нужно больше времени для решения поставленной задачи, а родителю следует предложить помощь. Если ребенок от нее отказывается, значит, он сам пытается справиться с задачей. Опережая ребенка, взрослый оказывает медвежью услугу, лишая его желания и возможности сделать самому. Чем больше у ребенка будет опыта самостоятельных поступков и принятия решений в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем большего успеха он добьется в юношеском возрасте, совершая осознанный выбор стратегии жизни.

Если этот опыт позитивный, у малыша развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, уверенность в себе.

Для формирования потребности ребенка в самостоятельном выборе родителям необходимо знать сущностные признаки возрастного кризиса; принимать негативную симптоматику как данность возрастного кризиса; оказывать развивающую помощь, когда дети учатся сопоставлять свои желания и осуществлять собственный выбор.

  1. 1. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Эмоциональная структура личности // Новые исследования в психологии. 1974. № 1.
  2. 2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4 / Под ред. Б.Д. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
  3. 3. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: Дисс. канд. психол. наук. М., 1988.

Арапова П. Выбор ребенка в кризисный период трех лет
// Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 107-113.

Первым значительным стимулом становления личности ребенка являются новообразования кризиса 3 лет. Возрастные кризисы – закономерный этап в личностном развитии, и в дошкольном детстве они неминуемы. Психические новообразования — те качественно новые ресурсы, которые складываются в результате проживания кризиса. Чтобы развитие ребенка продвигалось, новые ресурсы крайне необходимы.

Что способствует психическим новообразованиям в 3 года

В раннем детстве, до трехлетнего возраста, формируется предметное отношение к окружающей действительности. Ребенок познает все больше предметов, знакомится с их признаками и назначением. Этому способствует активно развивающееся восприятие. Задействуются рецепторы всех органов чувств, донося в мозговые центры все больше информации.


Но приходит пора, когда малыш хочет не только накапливать новую информацию и осваивать действия вслед за наставлением взрослого. У него пробуждается непреодолимое желание проявить активность по собственным мотивам и побуждениям.

Жажда самостоятельных действий создает кризисную ситуацию. Ребенок хочет многого, а доступно для него мало, в силу недостаточной физической умелости, непонимания происходящего и небезопасности многих действий. По этим причинам разражается первый ощутимый возрастной кризис – переходная стадия из раннего в дошкольный возраст.

Взрослые замечают наступивший кризис по капризности и непослушанию ребенка и часто воспринимают его как исключительно сложный период, доставляющий проблемы в общении с малышом. На самом деле, кризис обладает большим потенциалом для складывания новых возможностей ребенка и формирования его самосознания.

Кризис 3 лет перестраивает восприятие окружающей реальности. Происходят качественные изменения, проявляющееся в поведении и личностных характеристиках ребенка. Те приобретения, которые складываются у маленького деятеля в ходе его взаимодействия с окружающим миром и помогают продвигаться в развитии, называют психическими новообразованиями.

Основные новообразования кризиса 3 лет

Трехлетние дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно с взрослыми. Но главное отличие от предыдущего возрастного этапа заключается в том, что в ребенке пробуждается субъектность. Малыш открывает себя самого, свою самость.

Эти новообразования переводят ребенка на новую ступень в развитии. Рождается Личность как система отношений к предметному миру, к другим людям и к себе.

Открыв для себя собственное существование, у дошкольника возникает потребность реализовать свое Я в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Основное новообразование, которое повлечет другие изменения в развитии ребенка, – новое чувство Я. К трем годам уже заложена основа общей самооценки, которая проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. То есть, малыш уже ощущает себя хорошим. Быть хорошим – это понятное для него и желанное состояние. Ребенок непроизвольно хочет его сохранить. Но с этим теперь наступают сложности.

Предметный мир в переходном 3-летнем возрасте становится не столько областью познания, сколько условием для реализации своих возможностей и самоутверждения.

Поддержка и положительная оценка действий взрослыми дают ребенку материал для формирования образа себя.

В сознании ребенка закрепляется открытие, что своим личным участием он устанавливает новые связи с окружающим миром. Это приводит к новому восприятию себя как Я действующий.

Личностные новообразования в период кризиса 3 лет

Кризис трехлетнего возраста создает условия для возникновения личностного новообразования, которое проявляется себя в форме гордости за достижения.


Новое видение себя открывается ребенку через результаты деятельности, а еще в большей степени через те слова, которыми оценивают детские достижения взрослые.

Приложив усилия и получив хотя бы минимальный результат, малыш торопится продемонстрировать его маме, папе, бабушке и другим значимым близким. Взрослые воспринимаются ребенком как эксперты в любом деле, и ему очень важно получить от них признание его достижений.

Можно выделить составляющие комплексного проявления гордости за достижения в деятельности ребенка:

  1. Готов дольше заниматься с одним и тем же предметом, чтобы получить определенный результат. Находит новые варианты применения знакомого предмета.
  2. Демонстрирует свои успехи окружающим.
  3. Обижается, если от окружающих не последовало восхищений и похвалы.

Дети могут целенаправленно проявлять активность, чтобы получить отклик взрослого. Причем, ждут только похвалы. Это потом, после 5-ти лет дети могут смущаться, если их похвалили не заслуженно. Впрочем, на переходном этапе из раннего в младшее дошкольное детство любая деятельность ребенка – уже достижение, а поддержки и похвалы малыш заслуживает.

Становление такой системы Я, где отношение к себе начинает оформляться у ребенка на основе того, с каким результатом реализуются его самостоятельные действия, является важнейшим новообразованием, обеспечивающим личностное развитие ребенка.

Читайте также: