Эмпатия является важнейшим личностным новообразованием дошкольного возраста

Кузьмичева Екатерина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад" №51, г. Гатчина

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Эмпатия является основной социальной эмоцией и в ее наиболее общей форме определяется как способность индивида, подразумевающая субъективное восприятие другого человека, понимание его внутреннего мира, переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать чужое состояние и способность сохранять свою позицию.

С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.

Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с кем у нас есть прямой контакт: члены семьи, одногруппники, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, пассажиры в автобусе и друзья и т.д. Чем проще дошкольнику чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем легче ему будет жить.

Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.

В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Г.М. Бреслав, О.И. Никифорова и другие. В исследованиях Д.Б. Эльконина, эмпатия представляет собой способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, что является одним из условий развития социальной децентрации .В своих работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к окружающим [16]. Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания [1]. Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.

Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов.

Многозначность изучения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компоненты:

Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается через эмпатию, способствует тому, что ребенок позитивно адаптируется к обществу.

Представьте себе самую повседневную ситуацию: один из детей сломал свою любимую машинку на детской площадке. Некоторые из его товарищей поспешат утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своим делом, а кто-то даже посмеется и даже будет счастлив. Эти три модели поведения ясно показывают степень развития эмпатии у детей. Не все дети могут сочувствовать ребенку в неудобной ситуации, и это тревожный знак для родителей, потому что сочувствие является важным социальным навыком.

Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм. Если старший дошкольник сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и разочарования сверстников и близких, вполне вероятно, что в будущем он не будет уделять должного внимания проблемам других.

По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.

Мы можем выделить три необходимых условия:

  1. Получение своего положительного опыта.
  2. Осознание собственных эмоций и чувств.
  3. Осознание того, что должен чувствовать другой.

Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.

Проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научно-обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка каким-либо знаниям и навыкам.

Формирование эмпатии у ребенка зависит от многих факторов.

Мы перечислим его основные:

  • индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;
  • мотивирующие характеристики;
  • формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;
  • социальные и моральные отношения и требования;
  • степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;
  • интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.

Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.

В таблице приведены различные формы развития эмпатии в рамках каждого вида деятельности.

Таблица. Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности

Вид деятельности

Формы и методы развития эмпатии

Коммуникативная

деятельность

Предметная деятельность

Учебная деятельность

Художественная

деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

Физическая культура

Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте показывает, что этот период благоприятен для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность понимать переживания другого человека и демонстрировать эмпатию. Условиями развития эмпатии у дошкольников являются:

  • комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;
  • развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;
  • развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний,
  • осознавать собственные переживания,
  • развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)

Для того чтобы всецело организовать воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо четко спланировать этот процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также ресурсы, задействованные для этого.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 672 с.
  2. Атаханов Р. и др. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г. Бобкова. М.: МГППУ, 2007. 102 с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010. 186 с.
  4. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 26-35.
  5. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. 179 с.
  6. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб.: Союз, 2009. 25 с.
  7. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 96 –102.
  8. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. 252 с.

Основные новообразования личности дошкольника


Курсовая на тему Основные новообразования личности дошкольника

Выполнил студент: _Щукина Евгения Александровна______

Нормоконтролер __________________________ _______________

1 Учение как ведущая деятельность дошкольника

Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.

— принимать учебную задачу и следовать правилам;

1.1 Развитие восприятия и внимания у детей дошкольного возраста

Приобретение детьми знаний, умений, навыков начинается с восприятия. Поэтому, чтобы помочь ребенку добиться успехов в обучении, педагогу необходимо изучить различные стороны его восприятия и обеспечить высокий уровень развития основных видов восприятия и таких его особенностей, как предметность, целостность, константность, осознанность, изобретательность восприятия. Вместе с развитием восприятия совершенствуется память ребенка, которая выражается в ее преднамеренности и произвольности.

Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий цвет, острый запах, что-то пульсирующее, движущееся, необычное — это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, — факторы внутренние.

1.2 Развитие памяти и мышления в дошкольном возрасте

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи, с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.

Корреляционная связка показывает значимость социальной сферы активности для его академической успеваемости. В нашем эксперименте общение ребенка со

3 Особенности психического развития в дошкольном возрасте

3.1 Взгляды Л. С. Выготского и Ж. Пиаже на психическое развитие дошкольников

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Главными исследователями психического развития детей дошкольного возраста явились Л. С. Выготский и Ж. Пиаже.

3.2 Психическое развитие и диагностика детей в дошкольном возрасте

При проведении диагностики уровня развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на характерные ошибки при обследовании предметов, которые заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систематизация образов, необходимая в дальнейшем, затруднена. Низкий уровень развития действия восприятия при обследовании предметов проявляется и в том, что они не интериоризованы, т. е. дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный образ будет неточным.

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса.

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов


Основные психологические новообразования в дошкольном возрасте.

При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

А. В. Запорожец вместе с Я. 3. Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной деятельности и общения.

По мере того, как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной — опережающей эмоциональной коррекции действий.

Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей.

Взрослый должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами — нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.

И особенно важно — там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью. Именно такое общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно там и тогда начинается личность.

Д Б Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:

1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей.

Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка в первые месяцы школьной жизни.

4) Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Автор-составитель: Сафонова Александра Олеговна

В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.

Человека, который способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций, называют эмпатом. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.

Развитие эмпатиивключает в себя три компонента:

- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации,

- эмоциональный (я сочувствую ему,

- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние)

Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для нравственного развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятный для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Поведение детей на протяжении дошкольного возраста существенно меняется. В этом возрасте особое значение имеют нравственные мотивы поведения, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения. Для этого возраста характерно спокойное эмоциональное поведение, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Вместе с тем именно в 5-7 -летнем возрасте, когда закладываются основы эмоционально- нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е. И. Кульчицкая, Н. А., Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Э. К. Суслова).

Знакомство с моральными чертами характера помогут ребенку задуматься о нравственных и безнравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок пробует быть смелым, а агрессивный – добрым.

Условия развития эмпатии

В дошкольном возрасте, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно- ролевой игры приводит к дальнейшему развитию эмпатии, сопереживания, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих,возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.

Развитие познавательной деятельности приносит радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит ребенка таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Совместная деятельность – как условие развития эмпатийных чувств

Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте.

Специфика совместной деятельности обусловлена возможностью организации педагогического процесса, направленного на умение распознавать эмоциональные состояния и чувства человека, понимание и принятие позиции другого, построение различных форм межличностной коммуникации, обеспечивающих стремление к оказанию помощи.

Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение.

Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности (по мнению Яковлевой) – это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т. е. экспрессивные средства. Поскольку это средства выражения своей индивидуальности другому и для другого, то они по своей природе коммуникативны.

Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т. е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.

На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми, и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других – в этом случае дети с большей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.

Сопереживание, как сопутствующее звено эмпатии

Рассмотрим сопереживание как состояние, которое выражается в переживании чего-либо вместе с другими, в разделении переживания, а также как действие по оказанию помощи по отношении к тому, кому сопереживают.

Этой проблемой занимались Е. О. Смирнова и В. Г. Утрубина. Они исследовали возрастную динамику отношения ребенка к сверстнику на протяжении дошкольного возраста. Результаты экспериментов позволили выявить эти существенные различия в отношении к сверстнику. И теперь мы можем сказать, что в период4-5 летнем возрасте в отношениях со сверстниками происходит решительный перелом. Спокойное, индифирентное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их, реагируют на оценку взрослого яркими эмоциями. В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер- спехи сверстника могут обижать и огорчать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Ребенок сравнивает сверстника с собой, ищет противопоставление, испытывает потребность в признании, уважении сверстниками.

К старшому дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К шести годам значительно усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстников (помощь, утешение, уступки и т. п.). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстников, но и понять их. К семи годам снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников. Непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что ровесник стал не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, а его настроение и желания становятся целью действий ребенка.Такое восприятие сверстника является основой нравственных чувств: сопереживания, печали и радости.

По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой, явление, т. е. эмпатии. В качестве особых форм эмпатии сопереживание является переживанием субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Эмоции человека различаются степенью осознанности. Сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет. Если на 100 младших дошкольников приходится только 6% сочувствующих, то на 100 старших – уже более 50. Изменяется с возрастом и качество сопереживания. Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и несчастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.

Список использованной литературы

1. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста М. : Просвещение, 2007. 94 с.

2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником: Избранные психол.труды: В 2т. М. : Просвещение, 2006.

3. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб. : Речь, 2006. 144 с.

4. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. 2006. №2. 13-20 с.

5. Смирнова Е. Детская психология. М. : Владос, 2007. 368 с.

6. Стрелкова Л. П. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации. М. : АПН СССР, 2009. 96 с.

7. Стрелкова Л. П.Творческое воображение: эмоции и ребенок// Обруч. 2006. №3. 3-5 с.

8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Просвещение, 2008. 304 с.

9. Гайворонская Т. А., Деркунская В. Ж. Развитие эмпатии у старших дошкольниковв театрализованной деятельности: Методическое пособие М. : Центр Педагогического образования, 2007. 144 с.

10. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О.Ступени общения: от года до семи. М., 2007. 57 с.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна. Проблемы творчества на современном этапе развития.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников. В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Одной из важных задач при подготовке ребенка к школе является развитие логического мышления. Что необходимо знать взрослым (педагогам, родителям).

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.


Дошкольник- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром.Сказка способствует развитию эмпатии

Скачать:

ВложениеРазмер
empatiya_.docx 27.97 КБ

Предварительный просмотр:

музыкальный руководитель Бутова Т.В.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает и как оценивает окружающий мир.

Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией потому, что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к эмпатическому вниманию (слушанию).

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии, а не только поддерживает его в ребенке.

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека, на реакцию, на его чувства и далее - реакцию на жизненную ситуацию в целом.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством у ребенка складывается представление о других людей отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого очень важно, чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Дошкольник - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он способен глубоко чувствовать и переживать, и все его переживания связаны с отношениями с самыми близкими людьми – с родителями прежде всего.

Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Дети непосредственно активно выражают свои чувства, легко плачут, быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств. Их радость не знает границ, страх глубок, печаль безутешна, удивление безмерно, а смех заразителен. Как правило, в них преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств. Ярко проявляются как симпатии, так и антипатии. Вместе с тем, по сравнению с более ранним возрастом, дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, что однако не исключает кратковременных выраженных состояний раздражения, недовольства, капризов и гнева.

Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Сказка - произведение искусства. Значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией потому, что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка потому, что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению так, как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы: одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации например: “Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: “Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?” “Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?” и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору” и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Правда взрослым работающим с агрессивным ребенком тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно конечно сказать ему: “Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!” Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я” а не “ты”. Например, вместо “Ты почему не убрал игрушки?” можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

Для развития личности ребенка достоинство сказок заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики нравоучений.
  • Неопределенность места действия главного героя.
  • Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность.
  • Наличие Тайны и Волшебства.

Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем скажем в город Брянск.

Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира и в зависимости от этого будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Детям раннего возраста наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 7 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели и педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых или подростков). Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана участники группы придумывают к ней продолжение причем последний рассказчик должен закончить сказку.

Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи сказки между собой. Причем персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.

Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

Сказка способствует развитию эмпатии, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем, социализации в обществе в последующие периоды жизни

. Список использованной литературы

Читайте также: