Деятельность определяющая формирование основных психологических новообразований

Ведущая деятельность –деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности (непосредственное общение младенца со взрослым, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебная деятельность, общественно-полезная деятельность, интимно-личностное общение, профессионально-учебная деятельность, трудовая деятельность).

Воспитание- целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности.

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления (введено в психологию Л.С. Выготским, далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, В.В. Запорожцем, Д.Б, Элькониным, П.Я. Гальпериным и т.д.)

Зона ближайшего развития –процессы развития, осуществляемые ребенком только в условиях сотрудничества со взрослыми, под их руководством, с их помощью и пока еще недоступные ребенку в его самостоятельной деятельности. ЗБР – это расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого (введено Л.С. Выготским).

Педагогическая деятельность– целенаправленная, сознательная, активная, социально сформированная деятельность, направленная на реализацию задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Педагогическое общение– совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию идей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Педагогическая психология– отрасль педагогической науки, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Психическое новообразование- то качественно новое в психике человека, что впервые возникает на данной возрастной ступени развития.

Самовоспитание – преднамеренная деятельность человека, преследующая целью его совершенствование.

Сензитивные периоды- периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности; периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики – процессов и свойств.

Социализация это процесс и результат образования и воспроизведения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, в также при стихийном и неорганизованном воздействии факторов социальной среды.

Социальная ситуация развития –то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа; обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и его новообразования.

Научение –процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Обучаемость система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы – знаний, понятий, навыков и т.д.

Обучение– процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность учителя и учащегося, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними.

Развитие сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.

Учебная деятельность –особая форма социальной активности, один из видов деятельности, направленной на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области искусства, права, науки и т.д.

Уровень актуального развития– наличный уровень подготовленности учащегося, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно, без подсказки и без помощи взрослого (введено Л.С. Выготским).

Дата публикования: 2015-04-08 ; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы

Ведущая деятельность (англ. leading activity) – деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходят подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит прежде всего от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста ; 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.

Добавление: А. Н. Леонтьев (1972) выделяет 3 признака В. д.:

1) внутри В. д. возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

2) в процессе В. д. формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

3) от В. д. зависят основные личностные новообразования ребенка на этой стадии.

Д. Б. Эльконин (1989) добавляет еще 2 признака В. д., в которых дано отношение В. д. к внешнему миру (миру людей и предметному):

1) в В. д. наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка со взрослым;

2) В. д. связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источником его психического развития.

В. д. – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на конкретной стадии его развития. (Н. И. Гуткина)

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). Поэтому остается открытым вопрос о В. д. в др. возрастах. 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса – развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса — развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).

деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. возрасте (науч. статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—45 А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В. д. — критерий периодизации психич. развития, показатель психол. возраста ребёнка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются осн. психич. процессы и происходят изменения психол. особенностей личности. Содержание и форма В. д. зависят от конкретно-ист. условий, в к-рых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой обществ. воспитания, ведущими становятся след. виды деятельности: эмоционально-не-посредств. общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, уч. деятельность в мл. шк. возрасте, общественно полезная деятельность подростков, проф.-уч. деятельность в ранней юности. Смена В. д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, к-рые характеризуют новую В. д., предполагающую изменение положения ребёнка в системе его отношений с др. людьми. В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчёркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребёнка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включён ребёнок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности. Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 ; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987. смотреть

с позиций подхода деятельностного к изучению психики - та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - сферы операционально-технической. Смена деятельности ведущей означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом - сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная деятельность ведущая: например, интимно-личное общение - от 12 до 1.5 лет; учебно-профессиональная деятельность ведущая - от 15 до 17 лет. Вообще выделяются следующие деятельности ведущие: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) деятельность предметно-манипулятивная в раннем детстве; 3) игра сюжетно-ролевая возраста дошкольного; 4) деятельность учебная школьников; 5) деятельность профессионально-учебная юности. Критическое рассмотрение представлений о роли деятельности ведущей в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, но подвергает сомнению представления о жестком закреплении определенной деятельности ведущей, выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (-> развитие групповое: уровень) и состава (рабочая молодежь, учащиеся, "неформалы", несовершеннолетние правонарушители и пр.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя отношения межличностные. При этом следует различать: 1) деятельность ведущую, призванную формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме деятельности ведущей); 2) деятельность ведущую, коя реально формирует эти новообразования (психологический подход). . смотреть

— деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития ег. смотреть

Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций. Специфика. Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: - непосредственное общение младенца со взрослыми; - предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; - сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; - учебная деятельность школьников; - профессионально-учебная деятельность юности. . смотреть

Ведущая деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность - , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: 1. Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2. Предметно - манипулятивная деятельность в раннем детстве; 3. Сюжетно - ролевая игра дошкольного возраста; 4. Учебная деятельность - школьников; 5. Профессионально-учебная деятельность юности. смотреть

деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития. смотреть

деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым. смотреть

деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ведущий вид деятельности- это деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет формирование у него основных психологических новообразований.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.

· в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. (Например, ребенок начинает учиться, играя; в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру)

· в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. (В игре -творческое воображение)

· от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. (В игре- осваивает нормы поведения взрослых людей).

Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности.

Обратите внимание на раздаточный материал у вас на столе. Давайте рассмотрим, какая ведущая деятельность соответствует каждому возрастному этапу).

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в соответствии с возрастом:

-(0-1 года)-эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

-(1-3л)- предметно- манипулятивная деятельность

-(3-7лет)- игровая деятельность и сюжетно-ролевая игра

-(7-11л)- учебная деятельность младшего школьника

-(11-15л)- интимно- личностное общение подростков

-(18-25л)- профессионально-учебная, трудовая (или обе)

-(25-60л)- профессиональная деятельность

-(после 60л)- общение

Особенности ведущих деятельностей.

1. Общение. (давайте рассмотрим, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства)

возраст период Форма общения Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное Потребность в доброжелательном внимании
1-3года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение Потребность в сотрудничестве
3-5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно - познавательное общение Потребность в уважении взрослого, познавательный мотив
4-6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Скажите, как может сказаться недостаток общения ребенка со взрослым?

(явление госпитализма - отсутствие эмоциональной поддержки, эмоционального контакта).

2.Предметно-манипулятивная деятельность –деятельность с предметами (взял, положил, бросил). На основе нее дальше будет развиваться игровая.

3. Игровая деятельность- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях действуют.).

Как думаете, что развивается у дошкольника в игровой деятельности?

4.Учебная деятельность- сложна, нередко дети не готовы. Что требует она от ребенка? (сосредоточенности, усидчивости, знаний, произвольности психических процессов).

5. Интимно- личностное общение ( со сверстниками, с противоположным полом, обмен впечатлениями, просто рядом)

6.Профессионально- учебная (выбор профессии, ошибка в выборе, разочарование)

7.Профессиональная деятельность (работа. Удовлетворенность или нет).

8.Общение – начинается и заканчивается одинаково. Поддержка детей, внимание, чтобы рядом были и другие сверстники, забота).

3.вопрос Любая деятельность имеет сложную структуру.

- мотив, который образуется на основе потребности (демонстрация рисунка).

Потребности по А.Маслоу.

(Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. с помощью разных предметов. Потребность +предмет = мотив).

-операции (любое действие может выполняться разными способами).

Л.С.Выготский ввел понятие интериоризации. Что лежит в основе данного понятии?

Он говорит о том, что сначала, в совместной деятельности у древних людей появились слова- приказы другому. это было необходимо для организации совместной деятельности.

Постепенно эти приказы обращаются на себя, из внешних отношений переходят во внутренний план. Такой механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

Психологическое новообразование- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка и его отношение к среде.

Новообразования по возрастам:

Возрастные кризисы. Содержание и структура возрастных кризисов.

что детское развитие должно

быть гармоничным, бескризисным.

результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает,

что наличие кризисов

в развитии закономерно.

Более того, по некоторым представлениям,

ребенок, не переживший

не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закономерность детского развития.

1. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго: несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до 1-2 лет.

2. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

3. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Как пишет Л.С.Выготский, ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать.

- более или менее острые конфликты с близкими

- ослабляется интерес к занятиям

- иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят во-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше.

Как правило мы обнаружим: трудности в общении с окружающими, а также плохие результаты в учебной деятельности.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние.

Что это значит? (ответы студентов).

Распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии.

· Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность

· Отказывается от прежних ценностей и форм отношений.

· В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) —. кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — Кризис 7 лет- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

4Вопрос. КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года.

· Всплеск самостоятельности (хочет все трогать, всем играть, если не дают- аффективные реакции)

· Появление аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

ПРИМЕР: Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что ею действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

-падают на пол и бьют по нему руками и ногами.

***Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовывать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода,

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Особенности возраста, явившиеся предпосылками возникновения кризиса:

-разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений

-возрастание самостоятельности и активности

ПРИМЕР: Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. негативизм -ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование выполнить просьбу взрослого.

Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

4. Своеволие.

5. Протест-бунт.

6. Деспотизм. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, и что не будет.

7. Ревность. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тевденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.д.,

Читайте также: