Центральное новообразование раннего возраста рефлексия

Как указывал Л. С. Выготский, на каждой данной возрастной ступе­ни имеется центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее пере­стройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные ча­стные новообразования, относящиеся к отдельным сторо­нам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те про­цессы развития, которые более или менее непосредствен­но связаны с основным новообразованием, Л. С. Выгот­ский назвал центральными линиями развития в данном воз­расте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, — побочными линия­ми развития.

При переходе от одной ступени развития к другой пере­страивается, по мнению Л. С. Выготского, вся структура возраста, а следовательно, перестраиваются центральные линии развития: меняется значение и удельный вес отдель­ных линий развития в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Л. С. Выготский привел пример смены центральных и по­бочных линий развития на примере развития речи. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникнове­ния, настолько тесно и непосредственно связано с централь­ными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и пред­метное сознание ребенка, что речевое развитие невозмож­но не отнести к центральным линиям развития рассматри­ваемого периода. Но в школьном возрасте, продолжающееся речевое развитие ребенка состоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию дан­ного возраста и, следовательно, должно рассматриваться в качестве одной из побочных линий развития.

В трудах Л. С. Выготского убедительно показано, как из жизни в социальной ситуации, характерной для каждого данного возраста, необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь пе­рестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастно­го развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Вот почему созревание но­вообразований относится не к началу, но к концу данного возраста.

Раз возникшие новообразования в сознательной лич­ности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных по­следствий для дальнейшего развития. Эти последствия на­столько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни са­мого ребенка и внутренней активности его психических функций. Л. С. Выготский показал, как новые достижения в развитии, накапливаясь к концу возраста, перерастают социальную ситуацию и ведут к ее взрыву- кризису.

Проблема формирования основных новообразований возраста является одной из центральных для психологии развития на сегодняшний день. В многочисленных иссле­дованиях современных отечественных психологов показа­но, что в результате развития определенной стороны дея­тельности, ее насыщения, увеличения объема и формиро­вания соответствующей системы отношений внутри ее формируются компоненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объективно создавая условия для появ­ления в итоге другой стороны деятельности. Д. И. Фельштейном показано, как характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований воз­раста. Так, в предметно-практической деятельности развивается преимущественно интеллектуальная сфера, но насыщение ее, усвоение накопленного опыта обуслов­ливают динамику мотивационно-потребностной, аффек­тивной сферы личности, что приводит к возникновению новообразований, которые находятся в противоречии с по­родившей их стороной деятельности. В игровой деятель­ности дошкольника, представляющей одну из форм дея­тельности по усвоению норм взаимоотношений, возникают такие новообразования, как воображение и символиче­ская функция, относящиеся к другой стороне деятельно­сти — познавательной.

Возрастные кризисы.

Это переломные точки на кри­вой развития, отделяющие один возраст от другого. В ис­тории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, нали­чие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как и болезни развития, и негативный результат столкновения развива­ющейся личности с социальной действительностью, а так­же как результат нарушения детско-родительских отноше­ний. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть. Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рас­сматривал возрастное развитие как диалектический про­цесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного разви­тия - возрастными кризисами. Психическое развитие осу­ществляется посредством смены стабильных и критиче­ских периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л. С. Выготский описал следую­щие возрастные кризисы:

- кризис новорожденности -отделяет эмбриональ­ный период развития от младенческого возраста;

- кризис одного года - отделяет младенчество от ран­него детства;

- кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

- кризис семи лет - соединительное звено между до­школьным и школьным возрастом;

-кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к по­дростковому возрасту.

В отношении семилетнего кризиса всеми исследовате­лями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрас­тает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям. При кризисе в 13 лет снижение про­дуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от нагляд­ности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается времен­ным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержа­ние, состоящее обычно в переходе к новой и высшей фор­ме.

Хронологические границы возрастных кризисов доста­точно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов мо­жет заметно различаться в зависимости от индивидуаль­но-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Л. С. Выготский особо подчеркивал, что возрастные кризисы — нормативные, закономерные явления, необходимые для поступательного развития личности. Заслугой Л. С. Выготского является характеристика возрастного кризиса как центрального механизма дина­мики возрастов. Он вывел закон динамики возрастов, со­гласно которому силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрица­нию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в результате возраст­ного развития возникающие к концу данного возраста но­вообразования приводят к перестройке всей структуры со­знания ребенка и тем самым изменяют всю систему его от­ношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возра­ста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сло­жившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем дру­гим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребе­нок изменился коренным образом, неизбежно должны пе­рестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация разви­тия распадается по мере развития ребенка, и столь же со­размерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет, по мнению Л. С. Выготского, главное содержание возрастных кри­зисов.

Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. Известные исследования зарубежных психологов (и преж­де всего Э. Эриксона) убедительно показывают, что про­исходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимо­отношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Центральным возрастным психологическим новообразованием младшего школьного возраста традиционно называется рефлексия. В теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова рефлексия рассматривается как один из компонентов теоретического мышления, которое получает свое развитие в учебной деятельности (наряду с анализом и планированием). Г. А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ, отличать знаемое от не знаемого.

Рефлексия проявляется в трех сферах: деятельности и мышлении; коммуникации и кооперации; самосознании.

Согласно современным исследованиям (Е. Л. Горлова) центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является произвольное внимание, понимаемое вслед за Выготским как функция структурирования воспринимаемого (от восприятия) и представляемого (памятью), характеризуемая умением произвольно отметить фигуру и фон.

Внимание в общей психологии рассматривается как состояние сосредоточенности и концентрации сознания на чем-либо. Образно словами К. Д. Ушинского внимание называют дверью в сознание человека. Внимание всегда направлено либо на внешний, либо на внутренний объект, а, следовательно, оно избирательно. Выбор объектов внимания зависит от многих факторов: новизны объекта для человека, его красочности, динамичности, существующей потребности у субъекта. К свойствам внимания относится его сосредоточенность как углубленность сознания, что подразумевает одновременное отвлечение от других объектов и обеспечивает качество познания. Устойчивость внимания — длительность его сохранения на объекте. Скорость переноса внимания с одного объекта на другой называют переключением внимания.

Рассеянность — противоположное вниманию свойство. Это неспособность человека длительно удерживать внимание на объекте познания.

Выделяют следующие виды внимания:

  • — произвольное (целенаправленное);
  • — непроизвольное (непреднамеренное), вызванное признаками внешнего объекта — контрастность, движение, яркость и др.;
  • — послепроизвольное, сочетающее в себе признаки произвольного и непроизвольного внимания.

Младшие школьники часто от взрослых слышат призыв быть внимательным, не отвлекаться. Но что значит быть внимательным, как достигнуть такого состояния ребенок не знает. Важно научить ребенка приемам организации своего внимания, а не просто требовать от него данного умения, которое только формируется. И воспитывать на этой основе внимательность как личностное качество. Внимание детей отличается неустойчивостью. Ребенка раннего возраста легко отвлечь, предложив ему другой предмет или просто убрав нежелательный объект из поля зрения. В дошкольном возрасте такая стратегия переключения внимания малоэффективна, так как у ребенка уже имеются относительно устойчивые воспоминания. В младшем школьном возрасте появляется произвольность внимания, которая становится средством перевода психических функций в разряд высших.

В этой связи данный возраст называют возрастом глобального опро- изволивания всех психических функций.

Новообразования раннего возраста – развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых замещений, складывание иерархии мотивов.

Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности.

На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным телом служит самовознаграждением для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие и одобрение взрослых.

На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызывает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.

Благодаря способности к передвижениям ребенок вступает в период более свободного

и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. На психическое развитие ребенка влияет и развитие предметных действий.

Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Ее развитие связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.

Ребенок учится у взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Фиксирование содержания предметов само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, долго стучать ложкой по полу, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов.

Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, складывание матрешек).

В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением – это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток).

28 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

29 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий,

слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

30 КРИЗИС 6–7 ЛЕТ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий, свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению.

Становление ее предпосылок обусловлено кризисом 6–7 лет, который Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (т. е. обобщением переживаний).

Е. Д. Божович связывает кризис 6–7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в школе.

К 6–7 годам выделяются две группы детей:

1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность;

2) дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны.

Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией.

Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что-либо. Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита наглядно-образная память.

Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли.

Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний.

Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости.

Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 892 . Нарушение авторских прав

Читайте также: