Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

Запоздалое половое развитие— это:

К причинам акселерации относится:

Акселерация — это:

Биологическая причина полового диморфизма:

Феномен полового диморфизма — это:

Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит: Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе:

Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе:

Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть:

Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется:

В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом:

Концепция развития морального сознания, созданная Л. Кольбергом, реализует:

Гендерная роль — это:

Половая идентификация — это:

Гендерная схема — это:

Наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей называется:

Наличие различий у представителей различного пола — это:

Временное несовпадение проявления женских и мужских признаков — это:

Сексуальное поведение у людей:

Тема 9. Биоритмы в структуре индивидуальности

Биоритмологией является наука, которая изучает:

Биологические часы являются:

Чувствительности дыхательного центра к углекислому газу в зависимости от периодичности интенсивности солнечного света была обнаружена:

Сезонные колебания ультрафиолетовой радиации исследовал:

Развитие скелета и сопутствующих процессов метаболизма в зависимости от периодическим влиянием на организм ультрафиолетовых лучей доказал:

Сезонные ритмы физиологических показателей были описаны:

Закономерным колебаниям в зависимости от времени года подвержены:

Признаками сезонного аффективного расстройства не являются:

Как называются биологические ритмы, которые соответствуют основным функциям человека:

К биологическим ритмам человека не относится:

Что означает синхронность биоритмической активности партнеров:

Уровень биоритмической совместимости дает возможность:

Интерпретация вероятностей распределения совместимости (синхронности) биоритмической активности позволяет сделать вывод:

Совместимость (синхронность) биоритмической активности позволяет:

Колебания работоспособности в течение суток обусловлены:

Хронотипологические особенности человека являются:

В основе смены сна и бодрствования лежат:

Физиолоическая основа адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды определятся:

Тема 10. Интеллект, креативность и умственная одаренность

Высший уровень проявления одаренности, это:

Определенное сочетание способностей и (для физической работы) морфологических и антропометрических особенностей человека, обеспечивающее успешность какой-либо деятельности:

Совокупность познавательных способностей, обусловливающих высокий уровень интеллектуальных достижений:

Совокупность интеллектуальных и двигательных способностей, а также особенностей телосложения, обусловливающих высокий уровень достижений в двигательной деятельности:

Дети, значительно опережающие сверстников в успешности осуществления какой-либо деятельности (интеллектуальной, музыкальной, физической и т. д.).

Высокий уровень проявления способностей — это:

Какие качества не входят в характеристику способностей:

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать:

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка – это:

Особый тип организации знаний одаренного ребенка — это:

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется:

Психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами:

Одаренность, проявляющаяся в атипичной, замаскированной форме, и не замечается окружающими:

Одаренность, которая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности:

Система знаний, ориентированная на жизненно важные практические стороны жизни— это:

Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:

Вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств, называется:

По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:

Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются:

В основе оригинальных решений лежит:

Склонности в терминологии В. Штерна — это:

Тема 11 Стили деятельности человека

Индивидуальный стиль деятельности — это:

Индивидуальный стиль деятельности обусловлен:

Стиль педагогического общения по содержанию ближе:

Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах:

Стилевые особенности человека проявляются:

Когнитивный стиль познавательной деятельности— это:

Что такое способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения?

Результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, формирующиеся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов, — это:

Стиль человека — это:

огнитивный стиль (в широком смысле слова) — это:

Психологические защиты — это:

К стилям эвристической деятельности не относятся:

К стилям научения не относятся:

Интеллектуальные стили – это:

Эпистемологические стили – это:

Познавательный стиль, при котором личность строит свой познавательный контакт с миром на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, — это:

Познавательный стиль, который проявляется в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний, — это:

Механизм психологической защиты, использующий переключение возникшего при конфликте напряжения на какую-либо деятельность или объект, не связанные с конфликтом, это:

Определенная совокупность удобных для данного человека способов и приемов выполнения конкретной деятельности, это:

Как называется определенная совокупность способов и средств, используемых руководителем для оказания нужного воздействия на подчиненных:

Как называется вид когнитивного стиля, характеризующийся преимущественной ориентацией человека на внешние обстоятельства при объяснении причин своего успеха или неудач:

Как называется вид когнитивного стиля, характеризующийся ориентацией на собственное мнение при объяснении своих успехов:

Как называется внешний локус контроля, при котором проявляется склонность человека приписывать причины происходящего внешним факторам:

А) игнорирование индивидуальных особенностей человека,

б) отсутствие эмпирическойвалидности выделяемых типов,

в) невозможность сравнения одного типа с другими.

2. Теоретические типологии, в отличие от эмпирических

а) создаются без опоры на клинические данные,

Б) удовлетворяют требованиям научной классификации,

в) основаны на применении факторного анализа.

3. Клинико-экзистенциальный подход позволяет

а) уточнить дифференциальный диагноз больного человека,

б) установить взаимосвязь симптомов и переживаний человека,

в) обнаружить нарушения, касающиеся жизненной философии человека

4. Психологические защиты—это

а) индивидуальные способы выражения агрессивности,

Б) адаптивные способы переживания мира, обеспечивающие контроль над аффектом и сохранение самоуважения,

в) невротические реакции на внутренние конфликты.

5. Интроверсия - это

а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии,

б) метод самонаблюдения, используемый в доэкспериментальной

в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.

6. Ананказмы — это

А) спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия,

б) черты мистическогомироотношения, основанного на некритическом восприятии жизни,

в) содержимое коллективного бессознательного.

А) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях,

б) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа,

8. Наиболее популярной является теория черт личности, разработанная

Б) Р. Б. Кеттеллом,

9. Черты выявляются следующими способами:

б) благодаря использованию L; О - и Т-данных,

в) семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.

10. Р.Б. Кеттелл для прогноза человеческого поведения в различных ситуациях использовал

а) клиническую беседу,

б) экспертный опрос,

в) уравнение спецификации.

11. Феномен полового диморфизма — это

а) наличие у данного биологического вида дифференциации полов,

Б) наличие различий средних показателей биологических или психосоциальных характеристик у представителей различного пола,

в) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым признакам.

12. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит

А) в распределении функций устойчивости и изменчивости между представителями различных полов,

б) в повышении количества особей,

в) в увеличении комбинаторных возможностей генотипа.

13. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин,

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

В) сначала у мужчин, затем у женщин.

14. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть

а) результат социального научения,

б) эпифеномен интеллектуального развития,

В) результат разрешения раннедетских конфликтов с родителями.

15. Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется

а) посредством репродуктивных программ,

б) посредством программ, регламентирующих выхаживание потомства,

В) посредством сочетания элементов программ размножения и воспитания детей.

16. Профессионально значимый признак

а) качество, упражняемое в результате приобретения профессионального опыта,

б) качество, существенное для успешности, данной профессиональной деятельности,

в) установка на овладение данной профессией.

17. Профессиональные типологии содержат

а) перечень профессионально важных признаков,

б) качества, с необходимостью появляющиеся в результате занятия данной профессиональной деятельностью,

В) комплексы психологических особенностей, присущих типичному

Представителю данной профессиональной группы.

18. Концепция типов личности Э. Шпрангера выражает

А) классификацию по смысложизненных ценностям и направленности,

б) классификацию по социальным ориентациям,

в) классификацию людей по профессиональным склонностям.

19. Индивидуальный стиль деятельности - это

А) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами

человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам,

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека,

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

20. В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом

а) большей фемининностью,

б) большей маскулинностью,

в) большей интровертированностью.

21. Наиболее продуктивной стратегией разрешения конфликта в рамках концепции К. Томаса

а) компромисс,

22. Стиль общения понимается ВХ. Мерянным

а) как предпочтение движения к людям, от людей или против людей

,б) как целостную систему целей и операций, обеспечивающих индивидуально характерный способ общения,

в) как соотношение личных и общественных интересов.

23. Стиль педагогического общения по содержанию ближе

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

Предисловие

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих за­метках. Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно по­пробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность. В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встреча­ется не часто. При ее чтении следует помнить, что дости­жения каждого возраста обладают непреходящей ценнос­тью. Мой учитель — выдающийся детский психолог А. В. За­порожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, уско­рять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П.А. Флоренского о том, что ге­ний — это сохранение детства на всю жизнь, а талант — это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук,

профессор, академик РАО

В.П. Зинченко

Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Глава 1. Жизнь и деятельность

Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход, согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). Под деятель­ностью понимается активнее взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребнос­тей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрыв­ную связь индивида со средой и его активное взаимодей­ствие с ней как необходимое условие развития психики.

Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Р. Лурией и другими исследователями. Представления многих известных зарубежных психологов (К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, А. Маслоу и др.) основываются также на неразрывной связи индивида и среды и подразу­мевают его активное взаимодействие с ней.

Деятельностный подход оказался весьма плодотворным в возрастной психологии, исследующей сложные процес­сы развития психики в онтогенезе*. Наибольший вклад в его становление внесен исследованиями, посвященными именно возрастному развитию. Не менее продуктивным он стал в филогенетических** исследованиях и зоопсихо­логии (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Отметим, что истори­ческий подход к развитию психического, изучение зако­номерностей филогенетических преобразований позволя­ет лучше понять и онтогенез психики, особенности ее развития на различных возрастных этапах.

* Онтогенез — процесс индивидуального развития.

** Филогенез — процесс исторического развития вида.

Появление психической формы жизни в филогенезе

Согласно существующим представлениям, первичные формы жизни возникли в виде белковых образований, жиз­недеятельность которых заключалась в непосредственном биохимическом взаимодействии со средой. Для осуществ­ления непосредственных ассимилятивных процессов необ­ходима простая раздражимость — способность живого орга­низма к реагированию на жизненно значимые свойства сре­ды. Психика, с которой связана способность к реагирова­нию на те или иные свойства или обстоятельства, непос­редственно для поддержания жизни незначимые, для жиз­недеятельности первичных живых организмов была не нуж­на. Дальнейшее развитие жизни привело к появлению двух основных ее форм: мира растений и мира животных. Мир растений развивался на основе простой раздражимости, ос­таваясь на уровне допсихической жизнедеятельности. Воз­никновение и развитие животной формы жизни связано с возникновением и развитием психического.

* Более подробно понятие мотива как предмета потребности рас­сматривается в гл. III.

Распространив деятельностный подход на изучение пси­хики животных и филогенеза психического, А.Н. Леонтьев выделил внутреннюю деятельность живых организмов, не­посредственно связанную с поддержанием жизни (непос­редственное биохимическое взаимодействие со средой), и деятельность внешнюю (собственно деятельность), непос­редственно не связанную с поддерживающими жизнь ас­симилятивными процессами. Итак, жизнедеятельность пер­вичных живых организмов была целиком внутренней: ус­ловия их существования не предполагали никакой внешней деятельности. Предмет потребности был дан непосредствен­но. Поэтому связь с ним через опосредованную внешнюю деятельность была не нужна. Можно сказать, что в данных условиях потребность, предмет потребности и связующая их деятельность слиты.

Необходимость во внешней деятельности появилась в результате расширения среды обитания живых организ­мов, приспособления их к условиям, в которых требуемые для поддержания жизни компоненты среды или ис­точники энергии не даны непосредственно. В этих услови­ях предмет потребности отделен от организма и для его достижения, а следовательно, и осуществления обеспечи­вающих поддержание жизни ассимилятивных процессов (внутренней деятельности) требуется та или иная внешняя активность.

Возможность достижения предмета потребности связа­на также со способностью организма реагировать на него, т.е. распознавать объекты, содержащие значимые для под­держания жизни компоненты или свойства среды. Если они даны непосредственно, необходима лишь раздражи­мость, т.е. способность к ассимилятивным биохимичес­ким реакциям. В условиях же периодической отделенности от предмета потребности и, следовательно, периодическо­го прекращения ассимилятивных процессов появляется не­обходимость в реагировании на жизненно значимые ком­поненты среды. Очевидно также, что в общем случае речь идет о способности реагировать на воздействия, непосред­ственно не связанные с поддерживающими жизнь асси­милятивными процессами. Для того чтобы возобновлять поддерживающие жизнь биохимические реакции, живые организмы должны реагировать на внешние признаки объек­тов, которые не всегда являются признаками требуемых компонентов или свойств.

Еще раз подчеркнем, что чувствительность есть способ­ность отвечать на воздействия среды в двух сопряженных аспектах: психического отражения и соответствующей этому отражению внешней активности. Иными словами, деятель­ность и психическое отражение возникают и развиваются в неразрывном единстве, как две стороны необходимой для поддержания жизни связи со средой.

Таким образом, первичное психическое (первичная чувстви­тельность), возникнув в единстве с внешней активностью с самого начала функционально подчинено процессу поддер­жания жизни. Структурно оно оформляется в виде триады:

1. Потребность(в поддерживающих жизнь процессах и соответственно необходимых для них компонентах или ус­ловиях среды).

3. Психический процесс,выражаемый в пристрастном отношении к предмету потребности. Он и является непос­редственной побудительной силой внешней активности, направленной на достижение предмета потребности. На стадии первичной чувствительности этот процесс, по-ви­димому, можно рассматривать как прообраз эмоциональ­ных явлений. С усложнением психики он дает начало раз­нообразным психическим процессам.

В этой триаде особая роль принадлежит мотиву. Выступая одновременно и как часть внешней среды, и как компонент психического, мотив обусловливает жизненно необходимую связь организма со средой. В нем интериоризирован отвечаю­щий потребности объект внешнего мира и экстериоризирована сама потребность. Можно сказать, что имеет место как бы взаимопроникновение организма и внешней среды. Осуществ­ляется это взаимопроникновение через психический процесс, определяемый потребностной значимостью мотива.

Из этого следует, что деятельность, направленная на достижение предмета потребности, не только не может рас­сматриваться в отрыве от психики, но и включает психи­ческое в свою структуру. Именно пристрастность к потребностно значимому объекту среды, выражающаяся в виде обусловленного мотивом психического процесса (первич­ной чувствительности), организует и направляет внешнюю активность живого организма.

Очень важным моментом является то, что первичная чувствительность возникает при зарождении психической (животной) формы жизни как целостный функциональ­ный орган, обеспечивающий достижение необходимого для поддержания жизни объекта среды. С развитием животных организмов их мотивационная сфера и психика усложня­ются, появляются разнообразные эмоциональные процес­сы и психические функции. У человека с развитием соци­огенного речемыслительного сознания психика становит­ся еще более сложной. Но эта сложная структура психи­ческого на всех этапах филогенеза, включая уровень чело­века, продолжает функционировать как единое целое, на­правленное на достижение жизненно значимых предметов потребностей. Все психические образования, все психи­ческие процессы, включая высшие формы теоретического мышления, в своей совокупности обусловлены мотиваци­ей, что и определяет функциональную целостность пси­хического.

Развитие психики в филогенезе характеризуется несколькими этапами. Рассмотрим две основные истории, связанные с данным процессом.

Филогенез - это историческое развитие, охватывающее миллионы лет эволюции, историю развития разных видов живых организмов.

Онтогенез предполагает развитие отдельного индивида от рождения до последних дней жизни.


Ступени исторического развития психики

Выделим основные этапы развития психики в филогенезе. Первая стадия связана с сенсорной элементарной психикой. Для животных окружающий мир представлен не в виде предметов, а в качестве отдельных элементов, особенностей, включая удовлетворение жизненных основных потребностей.

Типовым примером самых важных явлений и предметов А. Н. Леонтьев считает поведение паука. После того как насекомое оказывается в паутине, паук сразу же направляется к нему, начинает опутывать его собственной ниткой. По результатам исследований было выяснено, что для паука значима только вибрация, производят которую крылья насекомого. Она передается по всей паутине, а после ее прекращения паук движется к жертве. Все остальное паука мало интересует, важна только вибрация.

Если дотронуться звучащим камертоном до паутины, паук в ответ будет передвигаться к звукам, постарается на него взобраться, опутать его паутиной, постарается своими конечностями наносить ему удары. По подобному эксперименту можно сделать вывод, что вибрация является для паука сигналом о поступлении еды.

На этом этапе развитие психики в филогенезе можно рассматривать инстинктивное поведение в качестве примера сенсорной элементарной психики.


Что такое инстинкты

Как происходит развитие психики в процессе филогенеза? Люди с древних времен пытаются найти ответ на этот вопрос. Например, необычную сложность удалось установить в поведении пчел, муравьев, птиц, возведении бобрами плотин.

Человечество стремилось постигнуть тайну инстинктов. Под ними подразумевали своеобразную твердую программу, действующую только в тех ситуациях, когда сохранялись внешние условия, последовательность звеньев.

Также под инстинктами подразумевали шаблонные, стереотипные, автоматизированные действия, которые основываются на безусловных рефлексах.


Вторая ступень эволюции

Рассматривая этапы развития психики в филогенезе, остановимся на воспринимающей стадии (перцептивной). Животные, находящиеся на такой ступени развития, способны отражать окружающий мир не только в форме элементарных отдельных ощущений, но и в виде образов предметов, соотношений их друг с другом.

В этом случае развитие психики в филогенезе нуждается в определенном уровне развития центральной нервной системы. Помимо инстинктов, в поведении живых существ важную роль играют определенные навыки, которые осваивает во время своей жизни каждое отдельное существо.

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе невозможно без рефлексов. На высших этапах повадки животных приобретают специфические параметры, которые свидетельствуют о наличии простейшего интеллекта.

Окружающий мир систематически задает живому существу новые задачи, решение которых способствует эволюционному процессу. В противном случае существо просто погибнет.


Высший уровень поведения

Рассматривая основные этапы развития психики в филогенезе, отметим, что последней является стадия интеллекта. Выделим отличительные особенности такого поведения живых существ:

  • отсутствие серьезных ошибок, быстрый выбор правильного действия;
  • проведение любой операции в виде беспрерывного целостного акта;
  • применение в подобных ситуациях животными правильного решения;
  • использование определенных предметов для достижения поставленной цели.

Леонтьев А. Н. выделяет в подобных действиях две фазы:

  • подготовка (подбор) обезьяной палки;
  • подтягивание палкой фрукта (осуществление).

Для реализации подобного действия животное должно выявить взаимосвязь предметов, отношение их друг к другу, предусмотреть результаты проведенных действий. Именно это происходит на третьей стадии развития психики в филогенезе.

Но пользуются ли обезьяны в естественных условиях такими приспособлениями? Англичанкой Д. Гудал, которая долгое время занималась изучением поведения шимпанзе в Африке, были сделаны следующие выводы:

  • Животные применяют те дополнительные приспособления, которые встретились им на пути. Человек специально создает дополнительные материалы, упрощающие ему добывание пищи.
  • Тот предмет, который выбирает обезьяна для достижения поставленной цели, теряет для животного интерес, важность в иных ситуациях. Человек четко планирует применение изготовленного устройства для последующих ситуаций.
  • Животные ощущают некую потребность в новизне.


Предпосылки появления сознания человека

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе у животных характеризуется множеством предпосылок, на основе которых в специальных условиях появилось человеческое сознание.

В качестве одной из них можно отметить совместный характер существования и взаимоотношений животных. Например, в работах зоопсихолога Н. А. Тиха идет речь о значимости постоянных группировок у обезьян, вызванных инстинктом самосохранения. Именно он привел к формированию самостоятельной потребности к жизни в среде себе подобных, взаимоотношениях между отдельными членами стада.

Происхождение и развитие психики в филогенезе связано с появлением у обезьян избирательной потребности, связанной с желанием организовывать семьи. Зоопсихологами был сделан вывод о том, что у одних обезьян выделяется стремление к другим индивидам, что способствует появлению отношений между ними.

Безусловно, развитие психики человека в филогенезе связано с животной стаей. Это результат огромного революционного скачка.


Психологические особенности

Как появилось человеческое сознание? Чем оно сходно с человекоподобными обезьянами? Отметим часть психологических особенностей:

  • прямохождение человека позволило освободить руку для выполнения простейших операций;
  • создание орудий труда способствовало появлению различной деятельности;
  • быт и труд первобытного человека были коллективными, что предполагает определенные взаимоотношения между отдельными индивидами;
  • в ходе такого общения осуществлялось распределение обязанностей;
  • по мере развития отношений появился человеческий язык, сформировалась речь как результат отношений между людьми.

Возникновение и развитие психики в филогенезе – длительный процесс, в результате которого человек приобрел существенные отличия от иных живых существ.

Животные не владеют различными понятиями. Именно благодаря речи, человек получает возможность отклоняться от представлений, возвращаться к историческим данным, проводить их сопоставление, выделять нужную информацию, применять ее в определенных ситуациях.

Благодаря труду у людей формируются определенные процессы: внимание, память, воля. Труд позволяет человеку возвышаться над царством животных. Само по себе создание орудий – это развитие психики в филогенезе. Подобная деятельность способствовала формированию сознательной деятельности.


Язык как система символов

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза тесно связано с появлением языка. Он стал совокупностью кодов, благодаря которым обозначаются предметы внешнего мира, их качества, действия, взаимоотношения между ними. Слова, объединенные во фразы, можно считать главным средством общения.

В настоящее время выделяют несколько версий происхождения человеческого языка:

Проблема развития психики в филогенезе тесно связана с передачей информации о предметах, которые можно использовать в практической жизни.

Значимость языка для эволюции

Появление языка вносит в сознательную деятельность человека три серьезных изменения:

  • язык, который обозначает события и предметы внешнего мира в словах и полных фразах, дает возможность выделять такие предметы, обращать на них внимание, сохранять в памяти, хранить информацию, создавать мир внутренних идей и образов;
  • он обеспечивает процесс обобщения, что дает ему возможность не просто быть средством общения, а и являться мощным орудием человеческого мышления;
  • именно язык является средством опыта, передачи информации.

Развитие психики в эволюции филогенеза способствовало формированию сознания. Его по праву можно считать высшим уровнем психического отражения человеческой сущности.

Характеристики сознания

А. В. Петровский выделяет в нем четыре основные вида. Все уровни развития психики в филогенезе заслуживают детального рассмотрения и изучения:

  • Сознание является совокупностью знаний о явлениях окружающего мира. В него входят основные познавательные процессы: восприятие, мышление, память, воображение, ощущение.
  • Закрепление отличий объекта и субъекта. Только человек в истории органического мира выделял и противопоставлял себя окружающему миру, стремился к самопознанию, обогащал собственную психическую деятельность.
  • Целеполагающая деятельность.
  • Социальные контакты.

Закономерности онтогенеза

Чем выше положение, которое занимает на шкале филогенетического развития определенный живой организм, тем более сложное строение имеет его нервная система. Но при этом гораздо большее количество времени необходимо организму для того, чтобы достигнуть полной поведенческой и психологической зрелости.

Человеческий индивид при рождении почти не приспособлен к самостоятельной жизни по сравнению со всеми существами, проживающими на нашей планете. Это легко компенсируется удивительной пластичностью мозга, способностью к формированию различных систем по мере роста организма.

У животных видовой опыт в большей степени сохранен на уровне генетических программ, автоматически развертываемых по ходу индивидуального развития. У человека это проявляется во внешней форме, при передаче культурного и исторического опыта от старшего поколения детям.

Психическое развитие ребенка связано с двумя основными факторами:

  • биологическим созреванием организма;
  • взаимодействие с внешней средой.

Каждый индивид обладает определенными психологическими характеристиками, связан с влиянием внешних факторов. Например, сензитивный период становления речи характерен для 1-3 летнего возраста.

Психологическое формирование малыша происходит сразу по нескольким направлениям:

  • личностное развитие;
  • социальное становление;
  • морально-нравственное совершенствование.

Развитие различных сфер психики осуществляется неравномерно: по одним линиям оно осуществляется интенсивнее, по другим протекает достаточно медленно.

Варианты психологического исследования

Оно включает в себя несколько определенных этапов:

  • формулировку проблемы;
  • выдвижение некой гипотезы;
  • ее проверку;
  • обработку результатов проведенного исследования.

Метод предполагает некую организацию деятельности. В психологии для опровержения либо подтверждения выдвинутой гипотезы применяются следующие методы: беседа, эксперимент, наблюдение, психодиагностическое исследование.

Самым распространенным способом работы исследователя является установление наблюдения за отдельным индивидом (группой наблюдателей) в ожидании, когда появятся те явления, что вызывают у исследователя определенный интерес.

Отличительной характеристикой этого метода является невмешательство исследователя. Наблюдение эффективно на этапе получения эмпирической информации.

Достоинством подобного метода является тот факт, что в процессе проведения психологического исследования наблюдатель ведет себя естественно. Основной его недостаток в невозможности предвидеть конечный результат, невозможности воздействия на протекание анализируемого явления, ситуации, поведения.

Для преодоления субъективности наблюдения допускается работа группы исследователей, применение технических средств, сопоставление получаемых разными экспериментаторами результатов.

В ходе эксперимента можно организовать такую ситуацию, за которой можно будет вести четкий контроль.

Гипотеза, которая ставится в начале практической деятельности, предполагает связь между различными переменными. Для ее проверки исследователь выбирает алгоритм действий, методику, затем приступает к экспериментальной части.

Выделяют несколько вариантов ее проведения: естественный, формирующий, констатирующий, лабораторный.

Беседа предполагает выявление связей на базе эмпирических данных, которые нужны исследователю.

Но в случае несущественного психологического контакта между испытуемым и исследователем проявляется подозрительность, желание уйти из ситуации с помощью стереотипных, стандартных ответов.

Успех беседы напрямую связан с квалификацией психолога, способностью установления контакта с собеседником, отделения от содержания разговора личных отношений.

Несколько слов в заключение

В настоящее время психодиагностическое исследование используется для выявления особенностей испытуемого, уровня его эмоционального состояния.

Психодиагностика стала отдельной областью психологии, она направлена на измерение индивидуальных особенностей отдельной личности.

Диагноз является основной целью проведения исследования, его можно устанавливать на разных уровнях:

  • эмпирический (симптоматический), ограничивающийся выявлением неких признаков (симптомов);
  • этиологический, который учитывает не только сами характеристики, но и причины их проявления;
  • типологический диагноз заключается в выявлении места и значения, найденных характеристик в единой картине психической деятельности человека.

Современную психодиагностику используют в разнообразных практических областях: здравоохранении, расстановке кадров, профориентации, подборе, прогнозировании социального поведения, психотерапевтической помощи, образовании, психологии межличностных и личностных отношений. Благодаря психодиагностике детские психологи выявляют проблемы, характерные для каждого конкретного ребенка, помогают ему своевременно выходить из сложных жизненных ситуаций, устанавливать контакты со сверстниками.

Читайте также: