88-мм орудиями рак 43


Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Waffentrager 8.8cm PaK 43 L/71 (Ardelt)
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: собрано два прототипа и небольшая серия из 10-20 машин.

Техническое задание на разработку принципиально новой боевой машины, которая в немецкой классификации именовалась Waffentrager (носитель вооружения), было сформулировано отделом артиллерийско-технического снабжения в конце 1942 года. Предполагалось, что будет параллельно разрабатываться два основных типа носителей. Первый можно было считать лёгким и предполагался для установки 75-мм противотанкового орудия PaK 40L/70, 105-мм гаубицы FH 18/40 или 37-мм зенитки FlaK. Второй тип носителя предназначался для более мощного 88-мм орудия PaK 43 L/71, 150-мм гаубицы FH 43 и 128-мм пушки К43. Одним из основных требований являлась возможность кругового обстрела. Кроме того, предполагалось, что орудие будет сниматься с ходовой части и устанавливаться на обычный полевой лафет. Ещё одной важной деталью проекта Waffentrager была разработка единой ходовой части специальной конструкции с серийным двигателем, обеспечивающим маршевую скорость не ниже 17 км/ч.

Из-за недостаточно высокого приоритета и загруженности другими заказами у крупных фирм работа продвигалась весьма медленно. Лишь в конце 1943 года фирмы Krupp, Daimler-Benz и Steyr-Daimler-Puch представили свои проекты на рассмотрение отдела артиллерийского снабжения, но полного одобрения не получили по причине высокой сложности конструкции. Основная проблема заключалась в том, что “артиллеристы” сами толком не знали, чего хотели. После долгих раздумий в конце февраля 1944 года получил одобрение окончательный вариант с установкой 88-мм противотанкового орудия на шасси серийной самоходки Jagdpanzer 38(t) Hetzer, но при этом оговаривалась ходовые качества не ниже, чем у гусеничного тягача RSO. Как это ни странно, но в этой острой борьбе победителем стал проект почти никому неизвестного доктора Гюнтера Ардельта,

Идея создать САУ пришла к нему после пребывания на Восточном фронте, где Адельт стал свидетелем захвата советскими войсками 70 новых противотанковых орудий PaK 43. Имея небольшие машиностроительные мощности в Эберсвильде он принял решение создать моторизованный вариант 75-мм противотанкового орудия, установив на него бензиновый двигатель небольшого объёма. Данная система прошла испытания на полигоне в Куммерсдорфе, однако военные специалисты признали её неудачной. Тогда Ардельт, первоначально не принимая участия в конкурсе, решил попробовать свои силы в более сложном задании – им было предложено создать унифицированное шасси для всех типов орудий и уже в начале 1944 года WaPruf 4 выдал соответствующее техническое задание, но с условием, что носитель должен будет одинаково хорошо подходить для установки 105-мм гаубицы leFH 18/40, а также для противотанковых орудий PaK 40 и PaK 43.

Первый опытный образец, представленный заказчику спустя несколько месяцев, имел несколько конструктивных недоработок и испытаний не прошел. Тем не менее, специалисты из WaPruf 4, уже определившиеся с выбором основной артсистемы, выдал новый заказ на изготовление улучшенного варианта самоходки.

В ходовой части использовалось 8 опорных катков с рессорно-балансирной подвеской и гусеничные траки от самоходной установки “Hetzer”. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади.

Корпус самоходного орудия Ардельта имел сварную конструкцию и собирался из листов катаных листов броневой стали толщиной от 8 до 20 мм. Силовая установка находилась в передней части корпуса. Здесь, со смещением к правому борту, был установлен 4-тактный 6-цилинжровый бензиновый двигатель Maybach HL 42. Жидкость в системе охлаждения циркулировала при помощи центробежного насоса. В систему смазки входил масляной бак, маслофильтр, насос и водомасляный радиатор. В системе питания использовался топливоподкачивающий насос, карбюратор Solex, впускной коллектор и воздухоочиститель. Два топливных бака располагались по бокам от тумбовой установки орудия. Зажигание производилось от магнето с автоматической регулировкой опережения. Трансмиссия также размещалась в передней части корпуса и состояла из промежуточного редуктора, главного фрикциона, коробки перемены передач, механизма поворота, бортовых передач и карданной передачи.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме и состояло из генератора с реле-регулятором. одной аккумуляторной батареи (устанавливалась в специальном ящике за спинкой сиденья механика-водителя), электростартера, дорожной фары. контрольной лампы зарядки и коробки на шесть предохранителей. Средства связи включали только переговорное устройство для водителя и командира машины. Радиостанция не устанавливались в связи с недостатком места в корпусе.

Орудие 8.8cm PaK 43 L/71 монтировалось на тумбовой установке, которая крепилась к балке П-образного профиля, установленной поперек корпуса. Конструкция тумбы позволяла вести огонь в круговом секторе, правда, стрельба с ходу не допускалась. Для защиты от попаданий пуль легкого стрелкового оружия устанавливался броневой щит с толщиной листов 5 мм. Чтобы повысить пулестойкость лобовой лист устанавливался под большим углом наклона. В походном положении ствол орудия фиксировался при помощи специальной ножницеобразной опоры, закрепленной на переднем листе корпуса. Возимый боекомплект состоял из 32 выстрелов: 6 снарядов находились в ящике на внутренней стороне щита и ещё по 12 снарядов были размещены в ящиках в кормовой части корпуса.

Экипаж самоходки Ардельта состоял из четырех человек. Место водителя и органы управления располагались в передней части корпуса с левой стороны. Для наблюдения использовался люк в крыше корпуса, а в боевом положении обзор мог осуществляться только через смотровую щель в броневом щитке. Наводчик располагался слева от пушки, а командир и заряжающий размещались на сиденьях в задней части машины. С целью упрощения конструкции отопление и, освещение рабочих мест экипажа отсутствовали.

Испытания второго прототипа, прошедшие летом 1944 года на полигоне сухопутных войск в Хиллерслебене, подтвердили правильность выбранного пути и уже в августе самоходное орудие было представлено А.Гитлеру наряду с другими конкурентами. Несмотря на то, что конструкция Арлельта не предусматривала переход на полевой лафет, именно её выбрали для серийного производства. Самоходка оказалась значительно технологичнее, обладала минимально возможными размерами и приемлемыми ходовыми качествами.

Техническое состояние самоходки к тому времени было неудовлетворительным, что являлось следствием не столько эксплуатационной изношенности, сколько общими конструктивными недостатками шасси (что и было сразу отмечено советскими специалистами). В общей сложности удалось пройти всего 200 км и сделать 56 выстрелов, что можно считать неплохими показателями. Учитывая, что времени на развертывание серийного производства у немцев практически не было немецкая самоходка оказалась вполне успешной. Тем не менее, целый ряд недостатков препятствовал полноценному боевому применению этой машины. В ходе пробега отмечалось недостаточное охлаждение двигателя, отсутствие элементарных удобств для экипажа и невысокие характеристики подвижности. В отчете об испытаниях было записано следующее:

— двигатель HL-42, главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота и бортовые передачи с немецких легких полугусеничных тягачей;

Указанная унификация большинства основных агрегатов свидетельствует о стремлении к удешевлению и массовости производства нового образца самоходной установки.

Однако ряд слабых мест установки — система охлаждения двигателя, механизм переключения передач, отсутствие защиты экипажа от пыли, грязи и атмосферных осадков, крепление крышек опорных катков — свидетельствуют о сжатых сроках проектирования, разработки и изготовления первой партии машин.

«1. Мощная артиллерийская система, обеспечивающая бронебойному снаряду живую силу 52500 кгм при начальной скорости 1000 м/с.

2. Открытое размещение орудия, обеспечивающее хорошие условия работы расчета.

3. Удовлетворительная устойчивость установки, достигнутая применением дульного тормоза, большой длиной отката и удачным размещением центра тяжести.

4. Высокая маневренность огня, обеспеченная круговым обстрелом и унитарным выстрелом.

5. Быстрая переброска огня при любом секторе обстрела, достигаемая разворотом орудия при выключенном поворотном механизме.

6. Быстрый переход из походного положения в боевое.

7. Удачный стопор орудия по-походному, надежно и просто закрепляющий орудие.

8. Компактное размещение агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, достигнутое введением промежуточного редуктора между двигателем и главным фрикционом”

Впрочем, недостатков у самоходки оказалось ещё больше. Возможно, будь у доктора Ардельта больше времени и ресурсов, его Waffentrager мог бы стать одной из лучших лёгких САУ финального периода войны. И всё же:

«1. Удельная мощность — 9 л.с./т. — недостаточна.

2. Незащищенность механика-водителя от взрывной волны при артобстреле и отсутствие ограждений для расчета исключают стрельбу с хода и коротких остановок.

3. Корректировка огня наводчиком через прицел и через люк броневого щитка невозможна вследствие закрывания пороховыми газами цели и трассера.>

4. Отсутствие легкосъемного тента над огневой платформой и защитного колпака над отделением управления. В результате этого экипаж совершенно не защищен от пыли, грязи и атмосферных осадков.

5. Недоработка системы охлаждения двигателя, заключающаяся в следующем: отсутствует натяжное приспособление для ремня привода к вентилятору, образование встречных потоков воздуха, нагретого двигателем и выбрасываемого вентилятором через жалюзи в лобовом листе и наружного (особенно при встречном ветре), поступающего через жалюзи в моторное отделение.

6. Недостаточная надежность механизма переключения передач.

7. Ненадежное крепление крышек опорных катка подвески.

8. Значительное удаление педалей управления сиденья механика-водителя.

9. Неудачная конструкция сидений огневой платформы.

10. Вылет впереди гусениц буксирных петель, в результате чего ограничена высота преодолеваемого вертикального препятствия.

В настоящее время этот образец Waffentrager Ардельта находится на экспозиции военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А вот судьба второго трофейного образца осталась неизвестной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОГО САМОХОДНОГО ОРУДИЯ
Waffentrager 8.8cm PaK 43 L/71 (Ardelt) образца 1945 г.


Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Машины оснащающиеся этим вооружением
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Доступные снаряды
  • 3 Применение в бою
    • 3.1 Достоинства и недостатки
  • 4 Историческая справка
  • 5 Медиа
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Описание

88-мм танковое орудие KwK43 было создано в 1943 году, и было одним из лучших во время Второй Мировой Войны. Использовалось в качестве танкового орудия, орудия для САУ (StuK 43) и устанавливалось на различные платформы. Имеет лучшее на своём уровне бронепробитие и баллистику. Подходит для поражения любой техники противника. Достаточно быстрая перезарядка прощает промахи на дальних дистанциях.

В игре орудие установлено на следующих образцах техники:

Основные характеристики

Расскажите о тактико-технических характеристиках пушки или пулемета.

Для пушки доступны следующие снаряды:

  • Pz.Gr. 39\43 - Бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (БС)
  • Pz.Gr. 40\43 - Бронебойный-подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником (БПС)
  • Hl.Gr. 39 - Кумулятивный снаряд (КС)
  • Spr.Gr. L/4,5 - Осколочно-фугасный снаряд (ОФС)

Технические характеристики снарядов приведены в следующей таблице:

Название снаряда Тип Масса, кг Масса ВВ (Тротиловый эквивалент), гр Тип ВВ Начальная скорость, м/с Задержка взрывателя, м Чувствительность взрывателя, мм Угол встречи при котором вероятность рикошета 0%, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 50%, ° Угол встречи при котором вероятность рикошета 100%, ° Угол нормализации при угле атаки 30°, °
Pz.Gr. 39\43 БС 10 64 (108,8) Состав H.10 1000 0,8 28 42 27 19 +4
Pz.Gr 40\43 БПС 7,3 - - 1200 - - 24 22 18 +1,5
Hl.Gr. 39 КС 7,6 646 (1,1 кг) Состав H.5 600 - 0,3 11 10 9 0
Spr.Gr. L/4,5 ОФС 11 935 (935) Состав Fp.60/40 820 0,4 0,5 11 10 9 0

ВВ - Взрывчатое вещество

Применение в бою


Орудие отлично подходит для борьбы с техникой противника на расстояниях от 1000м и более. При игре с противниками ниже рангом, можно стрелять в силуэт не выцеливая слабые места. Противники одного ранга и выше уже имеют более лучшее бронирование.

Благодаря отличной баллистики и высокой скорости полёта снаряда, стрельба до 1000м ведётся с очень высокой точностью.

Борьба с более бронированными целями ведётся по уязвимым местам. Например по танку ИС-2 обр.1944г в лобовой части лучше выстрелить в НЛД (Нижний лобовой лист). Так-же, лучше поражать НЛД у немецких машин или башня (Например Tiger II Ausf. B с башней Порше). Танки Centurion Mk.3 и FV 221 Caernarvon поражаются в маску и НЛД.

Танки выше рангом:

Т-54 обр. 1951 г. и других модификаций можно поражать в башню, стрелять нужно ближе к маске и как можно ниже, чтобы уменьшить угол встречи с бронёй. Т-54 обр. 1947 г. поражать в башню по центру маски, ближе к орудию. И соответственно все Т-54 поражаются в борт и корму. Из американских танков стоит отметить M103 и Т32. У Т32 маска и лоб башни имеют 298 мм брони, поэтому нужно стрелять в НЛД или курсовой пулемёт, ВЛД часто рикошетит. Лоб М103 поражается в маску над и под орудием, а так-же в погон башни. ИС-3 поражается в НЛД и борт\корма. Наиболее сложные машины для поражения это Ягдтигр, Маус и ИС-4М.

ОФС можно применять для стрельбы по ЗСУ противника, наиболее уязвимое место зенитки для ОФС это башня.

В целом, для борьбы, хватает обычного БС.

Достоинства:

  • Высокая скорость полёта снаряда
  • Лучшая бронепробиваемость на ранге
  • Наличие различных типов боеприпасов
  • Отличная баллистика
  • Быстрая перезарядка

  • Относительно малая мощность заряда в БС

Историческая справка


Базой для Pak 43 послужило 88-мм зенитное орудие Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр. Изначально Pak 43 монтировалась на специализированном крестообразном лафете, унаследованном от зенитной пушки. Такое устройство лафета обеспечило 8,8 cm Pak43 круговой обстрел, хотя и утяжелило систему. При переводе в положение для боя орудие опускали на крестообразные станины оборудованные сошниками. Оба хода откатывали в стороны.


Горизонтальную установку производили посредством домкратов на концах станин. Орудийный щит установлен под большим углом. Впоследствии с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов её качающаяся часть была смонтирована на лафете 105-мм полевой гаубицы leFH 18, с раздвижными станинами, сходном по типу с лафетом 75-мм противотанковой пушки PaK 40. Этот вариант получил обозначение Pak 43/41. Первая серия из 23 пушек Pak 43/41 была выпущена в феврале 1943 года. Часть предназначалась для войсковых испытаний, а часть была установлена на САУ "Hornisse", после переименованные в "Nashorn". Только следующая серия, выпущенная в апреле 1943 г. из 70 пушек, была отправлена в войсковые части. В 1943 году новые пушки дебютировали на поле боя и их производство продолжалось до конца войны.

8,8 cm Раk43 была наиболее мощной противотанковой пушкой военного времени, если не считать 12,8 cm Pak 80 которая не производилась массово. Наиболее близкие по ТТХ пушки союзников БС-3 и 17-фунтовка уступали ей по бронепробиваемости и рядом других факторов. Баллистику 8,8 cm Рак 43 советским конструкторам не удалось превзойти как в течении войны, так и после. Эффективную защиту от ее снарядов не обеспечивал не один из танков, включая советский ИС-2. Благодаря использованию отличного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 7 пушка обладала удовлетворительной тактической подвижностью.

Данная статья не пропагандирует политические режимы 40-х годов прошлого века, и вообще не рассматривает идеологию или пропаганду идеологий. В статье разбираются конструктивные особенности немецких и советских противотанковых орудий Второй мировой войны на основе разработанных к ним таблиц стрельбы.


Рисунок 0. 8,8 cm Pak 43 L/71 на огневой позиции – фото апреля 1945 года.

Немецкие 88-мм орудия использовались на всем протяжении боевых действий Второй мировой войны. 88-мм противотанковая пушка была разработана в компании Krupp в конкуренции с зенитным 88-мм орудием Flak 41 компании Rheinmetall. 88-мм противотанковая пушка – 8,8 cm Pak 43 L/71, то есть с длиной ствола 71 калибр (рисунок 1) кроме того устанавливалась на немецких противотанковых самоходных артиллерийских установках (Nashorn, Elefant и Jagdpanther), а также на танке Tiger II.


Рисунок 1. 8,8 cm Pak 43 L/71 – или – 88-мм противотанковая пушка образца 1943 года, с длиной ствола 71 калибр (6 428 мм).

Постсоветские исследователи данной артиллерийской системы обращают особое внимание других людей на несущественные подробности немецкой 88-мм противотанковой пушки:

⦁ сложность и технологичность производства; ‒ советский союз по уровню производства и культуры производства не являлся Германией, потому для СССР производство подобного орудия являлось проблемой – но, не являлось проблемой для Германии;

⦁ малый ресурс канала ствола; ‒ для советского орудия малый ресурс ствола (его быстрый износ) действительно являлся проблемой. Для Вермахта – с его выстроенной системой логистики – подобное не являлось проблемой;

⦁ большой вес орудия – не более чем образное выражение. Понятное дело, что повышением калибра и увеличением длины ствола – будет увеличиваться масса орудия. Это нормально – для подобного орудия будет нужен соответствующий тягач. С артиллерийскими тягачами в Германии не было проблем, проблемы были у СССР;

Основные отличия таблиц стрельбы

Любой официальный источник (как правило, на русском языке) указывает на то, что при стрельбе из орудия 8,8 cm Pak 43 L/71 наводчику необходимо было чрезвычайно точно определить дальность до цели. Если дальность определяется быстро и не точно – то попадания в цель не будет.

При этом ни один исследователь, обсуждающий возможности немецкой 88-мм противотанковой пушки, ни разу не заглянул в ее таблицы стрельбы, чтобы узнать – так ли это было на самом деле. В открытом доступе в сети, есть не только таблицы стрельбы советской 100-мм противотанковой пушки БС-3, но и интересующей нас немецкой.

Два листа оригинальных таблиц стрельбы (на немецком языке) рисунки 2 и 3, основное отличие – дальности перечисляются через каждую сотню метров. В советских таблицах стрельбы дальности перечисляются через каждые 200 метров – но при этом на 80% они состоят из совершенно не имеющей к прямой наводке информации. К сожалению более (для не посвященных людей) это ни о чем не говорит.


Рисунок 2. Первый лист оригинальных таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71, дальности от 100 до 2000 метров.


Рисунок 3. Второй лист оригинальных таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71, дальности от 2000 до 4000 метров.

Информативность немецких таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71 (рисунки 4 и 5) превосходит информативность советских таблиц стрельбы, например 100-мм противотанковой пушки БС-3. Так советские ТС (рисунки 6 и 7) имеют 15 столбцов (и 16 повторяющуюся дальность), а немецкие всего 12 (и 13 повторяющуюся дистанцию). Но, при этом повторю, как это не удивительно – немецкие ТС несут в себе больше информации, чем советские таблицы стрельбы (для стрельбы именно прямой наводкой).


Рисунок 4. Первый лист таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71, дальности от 100 до 2000 метров.


Рисунок 5. Второй лист таблиц стрельбы 8,8 cm Pak 43 L/71, дальности от 2000 до 4000 метров.

И немецкие ТС и советские имеют общие столбцы: дальность стрельбы (дистанция); угол возвышения (прицел); полетное время снаряда; угол падения; высота траектории; и окончательную скорость. Все. На этом все общее заканчивается. Еще заметны внешние отличия – так в немецких таблицах стрельбы столбцы полетное время снаряда и угол падения находятся сразу за столбцом угол возвышения. Это сделано для удобства стреляющим – но существенно другое.


Рисунок 6. Первый лист советских таблиц стрельбы 100-мм ПТП БС-3, дальности от 100 до 4000 метров.


Рисунок 7. Второй лист советских таблиц стрельбы 100-мм ПТП БС-3, дальности от 100 до 4000 метров.

Нужно было умудриться сделать таблицы стрельбы для собственной 100-мм противотанковой пушки – совершенно не информативными.

Немецкие таблицы стрельбы в сравнении с советскими таблицами стрельбы

Теперь о том, чего в советских таблицах стрельбы нет и об этом, как это не удивительно даже не думали. Советские таблицы стрельбы составлены просто для того, чтобы они были – не более того. Они сделаны не для пользователя и не для достижения конкретного результата.

Прежде всего – обращает на себя та информация, что немецкие таблицы стрельбы несут в себе много информации об рассеивании снаряда – даже после прохождения цели. причем эта информация – вынесена на первую часть листа самих таблиц стрельбы.

Следующий момент касается не просто информации о срединных отклонениях при стрельбе на соответствующую дальность. Указана конкретная вероятность при поражении конкретной цели на конкретной дальности – процент попаданий в цель габаритами 2,5 × 2 метра.

Что удивительно – эта информация не просто есть, в себе она несет первую цифру – которая означает с учетом метеорологического влияния, тогда как в скобках указана цифра, которая не учитывает метеорологического фактора. То есть, вероятность поражения цели, которая присутствует в немецких таблицах стрельбы – является эмпирической величиной. Она составлена на основе расчета, но проверена практической стрельбой.

Информация по рассеиванию в советских таблицах стрельбы указана только в качестве срединных отклонений снарядов для определенной дальности. И она не более чем определена через обычные математические зависимости, а не практической стрельбой.

Не трудно обратить внимание на то, что вероятность поражения цели при стрельбе из советской 100-мм противотанковой пушки БС-3, на дальности 1800 метров будет другой, чем та же величина у немецкой 88-мм противотанковой пушки.

На эту величину (вероятности поражения цели) самым существенным образом будет влиять – длина ствола орудия. Это – основная характеристика внутренней баллистики, которая будет влиять на другие характеристики внешней баллистики. У немецкого 88-мм орудия длина ствола – 71 калибр, то есть 6428 мм. У советской 100-мм пушки БС-3 – длина ствола 59 калибров, что составляет – 5970 мм.

Соответственно длине ствола и разные начальные скорости снаряда – V0 м/с. У немецкого орудия при стрельбе обычным бронебойным снарядом – начальная скорость составляет – 1000 м/с. Тогда как советская 100-мм пушка стреляла бронебойным снарядом с начальной скоростью (для разных снарядов) – от 887 до 895 м/с.

Советский бронебойно-трассирующий снаряд БР-412Д (как и его аналоги) весил 15,88 кг, что на 5,88 кг больше чем немецкий бронебойно-трассирующий снаряд. С одной стороны это хорошо, тогда как, низкая начальная скорость снаряда – по всем законам внешней баллистики – повышает угол возвышения. И как следствие растут другие факторы, что мы по таблицам стрельбы и наблюдаем.

Разница теории привела к разнице применения

Например, из советских и немецких таблиц стрельбы на дальности 1800 метров можно узнать следующее:

    ⦁ 100-мм БС-3 – Дстр = 1800 м. Высота траектории = 6,4 м. Угол падения = 0°48ʼ.

⦁ 88-мм Pak 43 – Дстр = 1800 м. Высота траектории = 4,8 м. Угол падения = 0°37ʼ.

Рассчитать вероятность поражения цели для советского орудия при заданных характеристиках – не составляет сложности – она будет равняться 60%. Тогда как у немецкого орудия – на той же дистанции – вероятность поражения цели 90% (причем – величина уточненная стрельбой). Но это еще не все. Эта вероятность касается подготовленного наводчика и командира орудия, у которых есть определенный опыт.

Обратите внимание, в немецких таблицах стрельбы вероятность дана в двух цифрах 90% и 49%. То есть, вторая величина – учитывает только определение дальности стрельбы и не учитывает фактической метеорологии. Если провести аналогию с советской 100-мм пушкой, то эта величина будет равняться 32%. То есть, вероятность поражения цели габаритами 2,5 × 2 метра, будет 60 (32). Но и это еще не все.

Немецкая 88-мм противотанковая пушка Pak 43 от своей прародительницы – 88-мм зенитной пушки Flak 18/36 – имела только калибр и вертикальное перемещение клина в казенной части орудия. 8,8 cm Pak 43 – изначально создавалась, как противотанковая пушка.

Для наглядности, возможности 88-мм противотанковой пушки показаны на рисунке 8. Для сравнения и наглядности тоже для советского орудия на рисунке 9. Эта же характеристика в таблицах стрельбы называется – поражаемое пространство при высоте цели от 2 метров и более.


Рисунок 8. Поражаемое пространство при стрельбе из 8,8 cm Pak 43 на дистанции 1800 метров.


Рисунок 9. Отсутствие поражаемого пространства при стрельбе из советской 100-мм противотанковой пушки БС-3.

Такого понятия, как поражаемое пространство, таблицы стрельбы советской 100-мм противотанковой пушки БС-3 (и вообще любого советского противотанкового орудия) не имеют, по причине того, что о такой характеристике в ходе поражения цели, не думали не только создатели таблиц стрельбы, но и авторы самого орудия. Если кто не помнит, то БС-3 – это 100-мм зенитное морское орудие Б-34, принятое на вооружение в 1940 году.


Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: Waffentrager 8.8cm PaK 43 L/71 (Ardelt)
Год начала работ: 1942
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: собрано два прототипа и небольшая серия из 10-20 машин.

Техническое задание на разработку принципиально новой боевой машины, которая в немецкой классификации именовалась Waffentrager (носитель вооружения), было сформулировано отделом артиллерийско-технического снабжения в конце 1942 года. Предполагалось, что будет параллельно разрабатываться два основных типа носителей. Первый можно было считать лёгким и предполагался для установки 75-мм противотанкового орудия PaK 40L/70, 105-мм гаубицы FH 18/40 или 37-мм зенитки FlaK. Второй тип носителя предназначался для более мощного 88-мм орудия PaK 43 L/71, 150-мм гаубицы FH 43 и 128-мм пушки К43. Одним из основных требований являлась возможность кругового обстрела. Кроме того, предполагалось, что орудие будет сниматься с ходовой части и устанавливаться на обычный полевой лафет. Ещё одной важной деталью проекта Waffentrager была разработка единой ходовой части специальной конструкции с серийным двигателем, обеспечивающим маршевую скорость не ниже 17 км/ч.

Из-за недостаточно высокого приоритета и загруженности другими заказами у крупных фирм работа продвигалась весьма медленно. Лишь в конце 1943 года фирмы Krupp, Daimler-Benz и Steyr-Daimler-Puch представили свои проекты на рассмотрение отдела артиллерийского снабжения, но полного одобрения не получили по причине высокой сложности конструкции. Основная проблема заключалась в том, что “артиллеристы” сами толком не знали, чего хотели. После долгих раздумий в конце февраля 1944 года получил одобрение окончательный вариант с установкой 88-мм противотанкового орудия на шасси серийной самоходки Jagdpanzer 38(t) Hetzer, но при этом оговаривалась ходовые качества не ниже, чем у гусеничного тягача RSO. Как это ни странно, но в этой острой борьбе победителем стал проект почти никому неизвестного доктора Гюнтера Ардельта,

Идея создать САУ пришла к нему после пребывания на Восточном фронте, где Адельт стал свидетелем захвата советскими войсками 70 новых противотанковых орудий PaK 43. Имея небольшие машиностроительные мощности в Эберсвильде он принял решение создать моторизованный вариант 75-мм противотанкового орудия, установив на него бензиновый двигатель небольшого объёма. Данная система прошла испытания на полигоне в Куммерсдорфе, однако военные специалисты признали её неудачной. Тогда Ардельт, первоначально не принимая участия в конкурсе, решил попробовать свои силы в более сложном задании – им было предложено создать унифицированное шасси для всех типов орудий и уже в начале 1944 года WaPruf 4 выдал соответствующее техническое задание, но с условием, что носитель должен будет одинаково хорошо подходить для установки 105-мм гаубицы leFH 18/40, а также для противотанковых орудий PaK 40 и PaK 43.

Первый опытный образец, представленный заказчику спустя несколько месяцев, имел несколько конструктивных недоработок и испытаний не прошел. Тем не менее, специалисты из WaPruf 4, уже определившиеся с выбором основной артсистемы, выдал новый заказ на изготовление улучшенного варианта самоходки.

В ходовой части использовалось 8 опорных катков с рессорно-балансирной подвеской и гусеничные траки от самоходной установки “Hetzer”. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади.

Корпус самоходного орудия Ардельта имел сварную конструкцию и собирался из листов катаных листов броневой стали толщиной от 8 до 20 мм. Силовая установка находилась в передней части корпуса. Здесь, со смещением к правому борту, был установлен 4-тактный 6-цилинжровый бензиновый двигатель Maybach HL 42. Жидкость в системе охлаждения циркулировала при помощи центробежного насоса. В систему смазки входил масляной бак, маслофильтр, насос и водомасляный радиатор. В системе питания использовался топливоподкачивающий насос, карбюратор Solex, впускной коллектор и воздухоочиститель. Два топливных бака располагались по бокам от тумбовой установки орудия. Зажигание производилось от магнето с автоматической регулировкой опережения. Трансмиссия также размещалась в передней части корпуса и состояла из промежуточного редуктора, главного фрикциона, коробки перемены передач, механизма поворота, бортовых передач и карданной передачи.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме и состояло из генератора с реле-регулятором. одной аккумуляторной батареи (устанавливалась в специальном ящике за спинкой сиденья механика-водителя), электростартера, дорожной фары. контрольной лампы зарядки и коробки на шесть предохранителей. Средства связи включали только переговорное устройство для водителя и командира машины. Радиостанция не устанавливались в связи с недостатком места в корпусе.

Орудие 8.8cm PaK 43 L/71 монтировалось на тумбовой установке, которая крепилась к балке П-образного профиля, установленной поперек корпуса. Конструкция тумбы позволяла вести огонь в круговом секторе, правда, стрельба с ходу не допускалась. Для защиты от попаданий пуль легкого стрелкового оружия устанавливался броневой щит с толщиной листов 5 мм. Чтобы повысить пулестойкость лобовой лист устанавливался под большим углом наклона. В походном положении ствол орудия фиксировался при помощи специальной ножницеобразной опоры, закрепленной на переднем листе корпуса. Возимый боекомплект состоял из 32 выстрелов: 6 снарядов находились в ящике на внутренней стороне щита и ещё по 12 снарядов были размещены в ящиках в кормовой части корпуса.

Экипаж самоходки Ардельта состоял из четырех человек. Место водителя и органы управления располагались в передней части корпуса с левой стороны. Для наблюдения использовался люк в крыше корпуса, а в боевом положении обзор мог осуществляться только через смотровую щель в броневом щитке. Наводчик располагался слева от пушки, а командир и заряжающий размещались на сиденьях в задней части машины. С целью упрощения конструкции отопление и, освещение рабочих мест экипажа отсутствовали.

Испытания второго прототипа, прошедшие летом 1944 года на полигоне сухопутных войск в Хиллерслебене, подтвердили правильность выбранного пути и уже в августе самоходное орудие было представлено А.Гитлеру наряду с другими конкурентами. Несмотря на то, что конструкция Арлельта не предусматривала переход на полевой лафет, именно её выбрали для серийного производства. Самоходка оказалась значительно технологичнее, обладала минимально возможными размерами и приемлемыми ходовыми качествами.

Техническое состояние самоходки к тому времени было неудовлетворительным, что являлось следствием не столько эксплуатационной изношенности, сколько общими конструктивными недостатками шасси (что и было сразу отмечено советскими специалистами). В общей сложности удалось пройти всего 200 км и сделать 56 выстрелов, что можно считать неплохими показателями. Учитывая, что времени на развертывание серийного производства у немцев практически не было немецкая самоходка оказалась вполне успешной. Тем не менее, целый ряд недостатков препятствовал полноценному боевому применению этой машины. В ходе пробега отмечалось недостаточное охлаждение двигателя, отсутствие элементарных удобств для экипажа и невысокие характеристики подвижности. В отчете об испытаниях было записано следующее:

— двигатель HL-42, главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота и бортовые передачи с немецких легких полугусеничных тягачей;

Указанная унификация большинства основных агрегатов свидетельствует о стремлении к удешевлению и массовости производства нового образца самоходной установки.

Однако ряд слабых мест установки — система охлаждения двигателя, механизм переключения передач, отсутствие защиты экипажа от пыли, грязи и атмосферных осадков, крепление крышек опорных катков — свидетельствуют о сжатых сроках проектирования, разработки и изготовления первой партии машин.

«1. Мощная артиллерийская система, обеспечивающая бронебойному снаряду живую силу 52500 кгм при начальной скорости 1000 м/с.

2. Открытое размещение орудия, обеспечивающее хорошие условия работы расчета.

3. Удовлетворительная устойчивость установки, достигнутая применением дульного тормоза, большой длиной отката и удачным размещением центра тяжести.

4. Высокая маневренность огня, обеспеченная круговым обстрелом и унитарным выстрелом.

5. Быстрая переброска огня при любом секторе обстрела, достигаемая разворотом орудия при выключенном поворотном механизме.

6. Быстрый переход из походного положения в боевое.

7. Удачный стопор орудия по-походному, надежно и просто закрепляющий орудие.

8. Компактное размещение агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, достигнутое введением промежуточного редуктора между двигателем и главным фрикционом”

Впрочем, недостатков у самоходки оказалось ещё больше. Возможно, будь у доктора Ардельта больше времени и ресурсов, его Waffentrager мог бы стать одной из лучших лёгких САУ финального периода войны. И всё же:

«1. Удельная мощность — 9 л.с./т. — недостаточна.

2. Незащищенность механика-водителя от взрывной волны при артобстреле и отсутствие ограждений для расчета исключают стрельбу с хода и коротких остановок.

3. Корректировка огня наводчиком через прицел и через люк броневого щитка невозможна вследствие закрывания пороховыми газами цели и трассера.>

4. Отсутствие легкосъемного тента над огневой платформой и защитного колпака над отделением управления. В результате этого экипаж совершенно не защищен от пыли, грязи и атмосферных осадков.

5. Недоработка системы охлаждения двигателя, заключающаяся в следующем: отсутствует натяжное приспособление для ремня привода к вентилятору, образование встречных потоков воздуха, нагретого двигателем и выбрасываемого вентилятором через жалюзи в лобовом листе и наружного (особенно при встречном ветре), поступающего через жалюзи в моторное отделение.

6. Недостаточная надежность механизма переключения передач.

7. Ненадежное крепление крышек опорных катка подвески.

8. Значительное удаление педалей управления сиденья механика-водителя.

9. Неудачная конструкция сидений огневой платформы.

10. Вылет впереди гусениц буксирных петель, в результате чего ограничена высота преодолеваемого вертикального препятствия.

В настоящее время этот образец Waffentrager Ардельта находится на экспозиции военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А вот судьба второго трофейного образца осталась неизвестной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОГО САМОХОДНОГО ОРУДИЯ
Waffentrager 8.8cm PaK 43 L/71 (Ardelt) образца 1945 г.

Читайте также: