3 ценности как личностное новообразование

Ценностные ориентации – система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Ценностные ориентации личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию, придавая человеческой жизни смысл.

Иерархическая система дис­позиций (по В.А. Ядову).

система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминирован­ные общими условиями жизни данного индивида.

базовые социальные установки, связанные с общей направленно­стью интересов личности в определенной сфере социальной ак­тивности.

система со­циальных установок.

фиксированные установ­ки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.

Соотношений личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения (по Д.А. Леонтьеву).

Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценно­стей связан с различными вариантами социализации индивида.

1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их пери­ферий).

3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Структура личностных ценностей и мотивационные типы

(по Ш. Шварцу и У. Билски)

Ценности рассматриваются как представления о целях, которые слу­жат основными руководящими принципами в жизни человека и являют собой критерии выбора и оценки человеком сво­их действий, а также оценки других людей и событий.

Ценности выступают и как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоот­ношение). Ценности имеют следующие формальные признаки:

это понятия или убеждения;

имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

превосходящие специфические ситуации; управляющие выбором или оценкой поведения и событий;

упорядоченные по относительной важности.

Содержательный признак ценности: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает.

При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

потребностей индивидов как биологических организмов;

потребностей в координировании социального взаимодей­ствия;

потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Эти три универсальных чело­веческих потребности предопределяют основные мотивационные типы, которые образуются определенными ценностями личности. Они детерминируют направленность конкретных действий индиви­да и более широко всю его жизнедеятельность.

Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1.Саморегуляция. Мотивационная цель – независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потреб­ностью индивида быть автономным и независимым.

2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотива­ционная цель – новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3.Гедонизм. Мотивационная цель – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выве­ден из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4.Достижение. Мотивационная цель – достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из при­знанных культурных стандартов, тем самым получение социаль­ного одобрения.

5.Власть. Мотивационная цель – достижение социального ста­туса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель – стабильность, безопас­ность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытека­ет из основных индивидуальных и групповых потребностей.

7. Конформность. Мотивационная цель – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих соци­альные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.

8.Традиция. Мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в опреде­ленной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отноше­ния.

10.Универсализм. Мотивационная цель – понимание, призна­тельность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей.

Ценности, выражающие интересы индивида:

власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция.

Ценности, выражающие интересы группы:

благосклонность, традиции, конформность.

Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы.

С позиций структурно-генетической концепции ценностей (Худяковой Н.Л.) (73,74), относящейся к теориям аксиологического онтологизма, ценности рассматриваются, прежде всего, как структуры индивидуального сознания, как личностные новообразования.

Для того чтобы выявить условия возникновения и развития ценностей рассмотрим их место в структуре бытия человека.

Структура – 1) взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение (напр. с. почвы, с. языка), 2) устройство, организация (напр. с. управления). При системном исследовании структура выступает как модель целостного объекта, отображающая его элементы и взаимосвязи между ними.

Бытие человека представлено взаимосвязанными и взаимообусловленными природной и социо-культурной сторонами.

В природной стороне бытия человека выделяются несколько уровней:

1) материально представленная физическая сторона бытия,

2) психическая сторона бытия, представленная психическими процессами (прежде всего интеллектуальными: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) и психическими состояниями;

3) индивидуальный дух, который М. Шелер (79) рассматривает как внутренний энергетический, психический центр организма человека, управляющий и руководящий его влечениями (энергией жизни).

Анализ природной стороны бытия человека показывает, что физическая и психическая стороны бытия присущи и животным, а вот индивидуальный дух представляет собой новообразование, возникшее в результате развития мира как целого и присущее только человеку. Индивидуальный дух, по Шелеру, - это качественно иная форма присущего любому живому организму внутреннего энергетического психического центра, обеспечивающего целостность жизни живых организмов. У животных психический центр обеспечивает работу живого организма как целостности по отношение к их влечениям, основу которых образуют генетически определенные (инстинктивные) предметы потребностей и способы их удовлетворения. У человека предметная направленность влечений (которую рассматривают как личностную ценность) возникает в результате работы индивидуального духа (преобразованного психического центра), который затем обеспечивает целостность жизни человека по отношению к этим возникшим потребностям.

Возникновение индивидуального духа связывают с возникновением и у предков человека (гоминидов) элементарной социальной связи (В.И. Плотников) (46), которая постепенно преобразовалась в культурно-опосредованную форму отношений.

Культурно-опосредованная форма отношений - это способ установления связи с действительностью, которая направлена на удовлетворение потребностей человека и осуществляется им при помощи средств, которые он свободно подбирает в качестве таковых. К основным группам средств относят орудия, нормы, язык (В.И. Плотников) (46).

Использование этих средств для удовлетворения своих потребностей не определено генетически, т.е. на уровне инстинктов, как у животных. Например, изготовление и использование пауком паутины для ловли насекомых, пчелами сот для изготовления мёда и т.п. Поэтому, средства, самостоятельно отобранные и используемые в качестве таковых уже гоминидами при удовлетворении потребностей, выступают как культурные средства. Постоянное, в течение длительного времени, исчисляемое миллионами лет, использование культурных средств и воспроизводство культурно-опосредованной формы отношений, привело к изменению психики гоминидов (предков человека) и активному сохранению с её помощью опыта самостоятельно найденных способов установления отношений. Этот вновь приобретаемый опыт не только активно воспроизводился, но и передавался следующим поколениям. Так формировалась социо-культурная сторона бытия человека, его личностный опыт.

Личностный опыт – это процесс и результат проживания и переживания человеком социально-культурной определенности его внешних и внутренних отношений с действительностью. Во внутренних отношениях личностный опыт представлен взаимосвязанными и взаимодействующими мыслительными формами, составляющими содержание сознания, которые во внешних отношениях воспроизводятся как поведение и деятельность человека. Структура личностного опыта складывается из групп мыслительных форм, фиксирующих следующие типы отношений человека с действительностью:

1) отношения человека с миром, переживаемые им как значимые сами по себе и определяющие направленность его активности (личностные ценности);

2) отношения между объектами и явлениями, установленные в результате познания человеком мира, характер которых также определяется личностным переживанием этих отношений, выражающимся в их соотнесении с индивидуально значимым для человека (картина мира);

3) формы отношений человека с миром, которые он пережил, и может воспроизвести (освоенные способы деятельности).

Выделенные в структуре личностного опыта мыслительные формы, могут быть обозначены по-другому.

Структура личностного опыта:

1) система личностных ценностей (стремления);

2) целостная личностно отнесенная картина мира, складывающаяся в сознании человека (знания);

3) освоенные человеком средства и способы деятельности (умения, навыки) (деятельностная сторона личностного опыта).

Таким образом, обнаруживается, что ценности возникают в результате работы индивидуального духа, но являются элементом личностного опыта человека, т.е. элементом социо-культурной стороны бытия человека. Это значит, что посредством ценностей осуществляется связь между природной и социокультурной сторонами бытия человека.

Ценности- это мыслительные образы, фиксирующие стремления человека к тому, что значимо для него само по себе и что определяет предметную направленность его активностипри установлении культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью.

Качества ценностей, описанные через определение этого понятия, отражают условия их возникновения. Во-первых, ценности – это предметно-определенная направленность энергии человека. Как возникает эта направленность энергии, если она не определена генетически (т.е. инстинктами)? Во-вторых, ценности – это стремление к значимому самому по себе.Выделить что-то как значимое человек может в результате оценивания, но как оно осуществляется, если, как отмечают исследователи ценность принципиально отличается от оценки - также результате оценивания? Ответ на первый вопросы позволяют получить исследования роли индивидуального духа в возникновении ценностей, на второй – анализ механизма оценивания, в результате которого возникают ценности.

Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет

Традиционным для советской психологии является анализ возрастного кризиса раззвития, предполагающий описание тех новообразований, которые возникают в этот период. Новообразованиями кризиса 1 года считают мотивируемые представления, активность; новообразованием кризиса 7 лет — возникновение личного сознания и конкретной самооценки; младшего школьного возраста — рефлексию, подросткового — чувство взрослости, самоопределение.

Надо отметить, что исследователи скорее обозначили область существенного, сферу поиска, нежели действительно раскрыли психологическое содержание этих новообразований. Поэтому пока невозможно ответить на вопрос о том, как соотносятся эти понятия. Включает ли, например, система Я два других новообразования, или они лишь частично совпадают, или, может быть, являются совершенно самостоятельными? Какие среди них центральные понятия или их значение равноценно?

Эта гипотеза легла в основу исследования С. Ю. Мещеряковой [7]. Ей удалось проследить становление в младенчестве личностного новообразования, названного активностью. Идея о личностном новообразовании как преобразовании одновременно всех трех видов отношений в новое целое была положена и в основу нашей работы, которая осуществлялась в два этапа. На I этапе изучались личностное новообразование критического периода 3 лет и соответствующий ему поведенческий комплекс, на II анализировались те определяющие личность отношения, которые, преобразуясь, входят в личностное новообразование. Материалы исследования представлены в статье в этой последовательности.

Гордость за достижение — личностное новообразование периода кризиса 3 лет

Как правило, говоря о кризисе 3 лет, в качестве его симптомов традиционно называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Анализ этой негативной симптоматики позволил исследователям выделить неудовлетворенность взаимоотношениями со взрослыми, стремление занять иную позицию в окружающем мире как причину возникновения этих проявлений.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что определенное число детей практически не обнаруживают негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, причем их личностное развитие протекает нормально. Эти данные побуждают обратить особое внимание на позитивную симптоматику кризиса 3 лет, ибо без нее картина развития является неполной, а понимание происходящих личностных процессов односторонним. Однако именно эта — позитивная — сторона кризиса оказалась наименее изученной.

В связи со сказанным представляется продуктивным различать объективный кризис — перелом в психическом развитии и субъективную картину поведения, сопровождающую этот перелом. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности в онтогенезе, обнаруживающий себя в появлении личностных новообразований. Внешне же по субъективной картине протекания он будет характеризоваться позитивной симптоматикой, свидетельствующей о перестройке личности детей, и необязательно будет сопровождаться негативным поведением. Появление последнего связано с неблагоприятными условиями жизни и воспитания ребенка.

В своей работе мы стремились обнаружить то качественно новое в поведении детей, что появляется в период кризиса, доказать, что это — форма проявления личностного новообразования, становлением которого завершается переход к более старшему возрасту. Главным критерием качественно нового в детском поведении в период кризиса М. И. Лисина предложила считать появление неожиданного в поведении ребенка в привычной ситуации, как правило сопровождающегося аффективной реакцией, не соответствующей по силе той причине и ситуации, которые ее вызвали.

В ходе наблюдений отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения детей. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: они долго и настойчиво манипулировали предметом, перебирали варианты действий с ним, отыскивали нужный, практически не отвлекались. Неудача, как правило, не приводила к отказу от задуманного: дети обращались за помощью к взрослому или искали иные, более легкие решения, не изменяя своего намерения, конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремились тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряли свою ценность, а радостные переживания по поводу их существенно омрачались. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывало у них аффективные переживания, побуждало с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки.

В-третьих, у детей появилось обостренное чувство собственного достоинства, это выражалось в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений взрослым, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве, преувеличениях.

Описанный поведенческий комплекс по предложению М. И. Лисиной был назван гордостью за достижения. По нашим данным, он разворачивается в трех плоскостях отношений - к предметному миру, другим людям и к себе. Рассмотрение их во взаимосвязи позволяет увидеть здесь тот узелок, который завязывается в процессе личностного развития. Однако необходимых доказательств истинности этого у нас не было. Получить их предполагалось в эксперименте, моделирующем естественные условия возникновения исследуемого поведенческого комплекса.

Организованная экспериментальная процедура выглядела следующим образом. Ребенку предлагались разнообразные задачи -на- действия с предметами, взрослый оценивал достигнутые им результаты. Тем самым в эксперименте актуализировались два рода связей: ребенок — предметный мир и ребенок — другие люди, причем во втором случае отношения к себе и другим оказывались слиты в реакции ребенка на оценку взрослого. Развести их мы считали возможным, используя качественный анализ отношения детей к различным оценкам.

Активность детей в ходе выполнения экспериментальных заданий характеризовалась по двум группам параметров. Первая группа (связь ребенка с предметным миром) отражала ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности; целеустремленность в выполнении задания), включенность в решение задачи (глубина вовлеченности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности; вторая (связь ребенок — взрослый) — самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней. По каждому параметру были составлены шкалы, характеризующие качественные ступени изменения исследуемых аспектов детской активности. Результаты подсчетов в сумме для всей выборки представлены в таблице.

Данные таблицы показывают, что поведение детей при выполнении предложенных заданий преобразуется по мере взросления. Это касается обеих актуализированных в опытах линий связей. Несмотря на небольшой возрастной интервал (4 мес), полученные сдвиги носят статистически значимый характер. При переходе от младшей к средней возрастной подгруппе изменения наиболее интенсивны (в 2 раза); при переходе от средней к старшей подгруппе темпы изменений снижаются (в 1,2 раза).

Качественный анализ материалов отношения детей к своей деятельности и к оценкам ее взрослыми позволил установить, что фиксируемые в эксперименте изменения имеют характер не количественного роста, а качественного преобразования и охватывают все три линии отношений — к предметному миру, к другим людям и к себе.

Так, результативная сторона деятельности становится для детей все более значимой, а фиксация их успехов взрослым — важным элементом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность совершаемого, что вызывает к жизни появление аффективных форм поведения, таких, как преувеличение своих достижений, попытки обесценить свою неудачу. Возрастает активность детей и в поиске оценки взрослого, совершенствуются средства этого поиска.

В младшей возрастной группе дети, как правило, безразлично воспринимают оценку взрослого: поведение в ответ на положительную и отрицательную оценку существенно не меняется. В средней же возрастной группе отрицательная оценка, даже будучи справедливой, порождает целый комплекс аффективных проявлений. В то же время возникает и особое отношение к несправедливому мнению. Незаслуженная похвала вызывает у детей чувство смущения, неловкости. В старшей возрастной группе яркость аффективных проявлений несколько ослабевает, на первый план все больше выступает умение противостоять несправедливой оценке, аргументировать ценность своей деятельности.

В целом полученные результаты, отвечая выдвинутым критериям, свидетельствуют о том, что в период кризиса 3 лет складывается личностное новообразование, проявляющееся как гордость за свои достижения.

Особенности поведения детей при выполнении экспериментальных заданий

Показатели детской активности Оценка активности детей разного возраста (в условиях баллах).
2,6-2,10 2,10-3,2 3,2-3,6
Принятие задачи Настойчивость Включенность Самостоятельность Оценка своего результата Поиск оценки взрослого Отношение к оценке взрослого 621++ 592++ 493++ 663++ 933++ 422++ 285++ 1302++ 630++ 343++

Примечание: статистические различия устанавливались по критерию Вилкоксона : ++ значимость при р=0,01, + при р=0,05


Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 9315 раз

Завершающийся XX век вывел проблему осмысления ценно­стей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап раз­вития науки. Однако ценности и ценностные ориентации чело­века всегда являлись одним из наиболее важных объектов ис­следования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей зна­ния [1, с.63].

Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества. В современных условиях социально-экономической нестабильности механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему деформированы. Ценности, которыми руководствовались подростки 40-х или 70-х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками 90-х г.г. Если первым были присущи ценности коллективистского характера, то сегодня декларируются индивидуалистические ценности. Первые годы XXI в. в этом отношении мало что изменяют.

Вместе с тем в условиях новых социально-экономических отношений рынок труда диктует повышенные требования к качеству подготовки конкурентоспособных специалистов. Обществу не безразлично, смогут ли специалисты-профессионалы всесторонне проявить себя на работе, окажутся ли полезными организации, востребованными жизнью. Ценность буквально означает нечто, имеющее стоимость, дорогое, драгоценное или достойное, является ориентиром в профессиональной деятельности.

Ценности – это обобщённые представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [2, с.21].

Система индивидуальных ценностных ориентаций создаётся на основе общественных, культурных систем ценностей (А.Н. Леонтьев)[8, с.11].

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [2, с.21].

Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, формируются в определённых социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, детерминируют поведение человека. Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшей составляющей характеристики личности человека, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулирует его поведение.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает своё особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения, считал С.Л. Рубинштейн. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определённой направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. По С.Л. Рубинштейну, в основе удовлетворения человеком непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу, соотношение личностного и общественно значимого[2, с.12].

С возрастом увеличивается влияние системы ценностных ориентаций на поведение личности, к началу юношеского возраста ценностные ориентации окончательно оформляются в целостную, интегрированную систему, которая тесно связана с другими характеристиками личности. Исследованиями мотивационной сферы и ценностных ориентаций детей, подростков и юношей посвящены работы Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.А. Леонтьева и др.

Существующие у индивида потребности и интересы служат основой образования мотивов деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей и интересов. Ценностные ориентации взаимодействуют со всеми компонентами структуры личности, находится в тесной связи с познавательными и волевыми процессами[8, с.12].

Сказанное ранее даёт основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. В данном случае следует ориентироваться на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения в упрощённом виде означает выбор альтернативы из числа возможных, находящихся в определённой иерархической зависимости как отражение в сознании стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Создание собственной системы ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счёт включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств [9].

Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве регулятора социального поведения личности, в значительной степени определяя выбор деятельности и строение мотивационной сферы личности. Они формируются в процессе социализации личности, т.е. в процессе усвоения социального опыта, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [2, с.22]

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своём развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создаёт свою собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.

Обращаясь к ценностным ориентациям, необходимо уточнить, что они являются производными от ценностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). При этом ценностные ориентации являются не просто добровольным принятием неких социальных норм, а внутренним побуждением, которое выступает в форме переживания смысла всей жизни [7].

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутрен­ний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структу­ры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции.

Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщённых человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, творчество, труд и т.п.) [6].

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.:Просещение, 1968. – 464с.

4. Коковина Л.Н. Формирование ценностно-смысловых ориентаций старшеклассника во внеурочной деятельности.// Автореф. дис….канд.псих.наук. Кострома, 2009. – 23с.

5. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 192с.

6. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп.М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440с.

7. Рамазанов И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников.// Автореф. дис….канд псих.наук. Самара, 2006. – 23с.

8. Реттгес С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте.// Автореф. дис. …канд.псих.наук. Вологда, 2002. – 24с.

9. Рыбалко Е.А. Становление личности// Социальная психология личности. – Л.,1974. – С.20-31.

10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.

Читайте также: