Операция у ребенка опухоль

Хирургическое лечение злокачественных опухолей у детей со­четает принципы детской хирургии с постулатами онкологии и ос­тается важнейшим компонентом комплексной терапии. Многие опе­ративные вмешательства, особенности техники, разработанные в детской хирургии, взяты на вооружение детскими онкологами. К ним, в частности, относятся: необходимость максимального щажения тканей, минимальная кровопотеря, возможное сокращение вре­мени операции. Вместе с тем, имеются существенные особенности, связанные с наличием опухоли, нередко больших размеров, резко изменяющей обычные топографо-анатомические соотношения ор­ганов и тканей в области операционного действия. Принципы дет­ской онкологии нередко вступают в противоречие с потребностями онкологии. Так, даже первичные, не говоря уже о повторных, опе­ративные вмешательства обычно не могут обойтись без кровопотери, нередко значительной, а также серьезной операционной трав­мы, оказывающих большое влияние на течение послеоперационно­го периода, да и делающих в ряде случаев затруднительным прове­дение самой операции. Такие ситуации встречаются при наиболее распространенных новообразованиях у детей: нейробластоме, нефробластоме, опухолях ЦНС, опухолях печени, некоторых тератоидных опухолях.

Запущенность опухолевого процесса у многих больных при по­ступлении в стационар, создающая ситуацию первичной неоперабельности или условной операбельности, является одной из причин широкого применения предоперационного лучевого и лекарствен­ного лечения, что, конечно же, в той или иной степени влияет на проведение наркоза и операции.

Хирургический метод лечения применяется в качестве первого этапа комплексной терапии редко, лишь тогда, когда опухоли резистентны к лучевому и лекарственному лечению (гепатобластомы, нейробластомы) и в ряде случаев у детей первого года жизни. При­менение предоперационных методов терапии позволяет значитель­но сократить число расширенных оперативных вмешательств, когда в связи с тесной связью опухоли с прилежащими органами и тканя­ми приходится производить удаление или резекцию этих органов. Но самое большое значение предоперационных методов лучевой и лекарственной терапии заключается в возможности провести во многих случаях неоперабельную опухоль в операбельную.

Особую сложность представляют хирургические вмешательст­ва у детей первого года жизни. Операция у ребенка нескольких месяцев должна быть выполнена радикально — так называемые большие операции у маленьких детей. Операционное поле, кото­рым располагает хирург, крайне ограничено не только размерами тела маленького пациента, но и величиной опухоли. Во многих случаях соотношение новообразования к телу ребенка значительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. При опера­циях в брюшной полости и в забрюшинном пространстве у детей до года нередко возникают ситуации, когда опухоль своей величи­ной (по отношению к брюшной полости ребенка) крайне затруд­няет выделение ее единым блоком. Поэтому приходится прово­дить операции, противоречащие принципам абластики. Следует учитывать, что многие опухоли у грудных детей кистозно переро­ждаются и может произойти перфорация такой кисты, ведущая нередко к генерализации процесса. Учитывая это, необходимо как можно более осторожно манипулировать с опухолью и стараться защитить брюшную полость от попадания в нее содержимого кис­ты и опухолевых масс. Абластику при операциях у маленьких де­тей трудно претворить в жизнь, но максимально стремиться к это­му необходимо. При кистозных опухолях, когда существует явная опасность разрыва, приходится их пунктировать для уменьшения размера кистозной части опухоли.

У маленьких детей не стоит стремиться к крайнему радикализ­му при удалении опухоли. Исключение составляют гепатобластомы, при которых пока нет средств консервативного воздействия (то же можно сказать и о злокачественных тератомах). Наличие же эффек­тивных средств лекарственной и лучевой терапии позволяет при рас­пространенных опухолях у детей (нейробластома, нефробластома, рабдомиосаркома и др.) надеяться на успех и при нерадикально про­веденных операциях.

В настоящее время для большинства локализаций опухолей у детей разработаны принципиальные схемы оперативного вмешательства, однако почти каждая операция у детей с новообразованиями, даже по поводу типичных форм, является нестандартной.

Следует помнить о том, что оперативное вмешательство по по­воду злокачественных опухолей у детей имеет ряд особенностей:

1. По правилам, операция должна быть выполнена радикально. Вме­сте с тем, нередко имеются объективные причины, не зависящие от квалификации хирурга, препятствующие осуществлению это­го важного принципа. В этих случаях хирург должен учитывать применение эффективно действующих в детском возрасте луче­вого и лекарственного методов, позволяющих произвести лишь частичное удаление опухоли (часто это происходит при забрюшинной локализации нейробластомы).

2. До операции хирург должен иметь четкое представление о мест­ном распространении опухоли, ее соотношении с прилежащими органами и тканями, а главное — с магистральными сосудами, что, как правило, является лимитирующим фактором при опера­циях в области забрюшинного пространства, где расположены многие опухоли у детей. Эту информацию дает комплексное об­следование, особенно ангиография, ультразвуковая и компьютер­ная томография.

4. При пред- и интраоперационной оценке операбельности ново­образования и риска оперативного вмешательства необходимо учи­тывать возможности химиолучевой терапии злокачественных но­вообразований у детей. В частности, это относится к нефробластоме, нейробластоме, рабдомиосаркоме. В случае исключитель­но высокого риска оперативного вмешательства из-за огромных размеров опухоли, вовлечения в процесс жизненно важных орга­нов, магистральных сосудов, тяжести состояния пациента, невоз­можности обеспечения адекватного анестезиологического посо­бия и других факторов целесообразно ограничиться биопсией. При подозрении на системный опухолевый процесс требуется срочное гистологическое исследование. Если нет показаний для проведения операции (в ряде случаев и при системных пораже­ниях показано оперативное удаление опухолевого конгломера­та), оперативное вмешательство не производят.

5. При невозможности осуществления радикального удаления пер­вичной опухоли, ее оставшаяся часть и пораженные лимфатиче­ские узлы должны быть отмечены металлическими клипсами, чтобы в послеоперационном периоде можно было провести це­ленаправленное облучение.

6. Выполняя пробную или диагностическую лапаротомию, хирург должен быть всегда подготовлен к большому оперативному вме­шательству, что необходимо иметь в виду при подготовке не только больного, но и самого оперирующего хирурга к операции.

7. И все же, в тех случаях, когда позволяют состояние ребенка и операционная обстановка, желательно проведение радикальной операции. Мы располагаем значительным опытом проведения ра­дикальных операций у детей любого возраста, подавляющее боль­шинство которых закончилось успешно. Об этом же пишут мно­гие детские онкологи.

Вообще говоря, хирург, оперирующий ребенка со злокачест­венной опухолью, должен всегда ожидать нестандартной ситуации, связанной с топографо-анатомическими нарушениями и нередко встречающимся сочетанием опухоли с пороками развития. Некото­рые из них могут потребовать корректировки во время оперативно­го вмешательства.

Хирургическое лечение, бывшее когда-то почти единственным методом лечения при солидных опухолях у детей, постепенно усту­пает место другим видам терапии, в первую очередь, лекарственной. И все же хирургия опухолей у детей и сейчас является важной со­ставной частью комплексного лечения, а при некоторых новообра­зованиях — единственным радикальным методом лечения.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 678 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Онкозаболевания среди детей встречаются все чаще. Если следить за состоянием здоровья ребенка, болезнь можно выявить на ранних стадиях, поскольку рак головного мозга проявляется разного рода неврологическими нарушениями. Выживаемость на данном этапе самая высокая. Опухоли головного мозга у детей могут быстро прогрессировать в зависимости от стадии развития и злокачественности.





Признаки и симптомы рака мозга у детей

Опухоли головного мозга у детей на начальных стадиях практически не проявляют симптомов. Заподозрить болезнь можно только в том случае, если внимательно следить за психоэмоциональным состоянием ребенка. Он становится вялым, сонливым, пассивным. Ранее активный ребенок теряет интерес к увлечениям, играм. Тревожным признаком, на который чаще всего обращают внимание родители, является возникновение судорожных эпилептиформных припадков.

Симптомы опухоли головного мозга у ребенка-грудничка проявляются капризами и постоянным беспричинным плачем. В таком возрасте увеличивается размер головы, набухает родничок.


По мере прогрессирования болезни проявляются следующие симптомы при опухоли головного мозга у детей:

  • беспричинная рвота у детей и тошнота;
  • нарушения координации движений;
  • головокружение;
  • головная боль;
  • потеря сознания;
  • расстройства сна;
  • кровотечения из носа;
  • проблемы с дефекацией и мочеиспусканием;
  • проблемное дыхание;
  • нарушения речи;
  • судороги;
  • ухудшение слуха и зрения.


Эти признаки связаны с отечностью мозга и повышением внутричерепного давления. В зависимости от локализации новообразования симптомы могут отличаться.

Отток ликвора не нарушается при опухолях ствола головного мозга. Если патология доброкачественная, такое новообразование может не проявлять себя десятки лет.

Даже доброкачественное новообразование у ребенка нужно незамедлительно лечить, поскольку в результате сдавливания тканей нарушается мозговое кровообращение. У детей это приводит к проблемам с чувствительностью, нарушениям слуха и зрения, а также психическим расстройствам.

Причины рака головного мозга у детей

Причины, по которым возникает рак в мозге у детей, окончательно не установлены. По мнению медиков, основную роль играет наследственность и вредные привычки матери, которыми она злоупотребляла при беременности.

Патология часто развивается после инфекционных или других заболеваний, перенесенных беременной женщиной. Часто она возникает как осложнение после родов.


Классификация

Опухоли мозга у ребенка возникают из клеток самого мозга (первичные), либо развиваются из метастазов, занесенных с током крови из других органов (вторичные).

По уровню злокачественности они делятся на 4 степени. Опухоли, относящиеся к первой или второй степени, менее агрессивны, удаляются с помощью операции, прогноз благоприятен. Новообразования третьей и четвертой степени злокачественности лечатся сложно и часто приводят к рецидивам.


В зависимости от локализации выделяют несколько видов опухолей мозга:

  1. Оболочечные (менингиома). Диагностируются у 25% больных.
  2. Нейроэпителиальные (глиома). Болезнь наблюдается в 70% случаев. Часто возникает глиома хиазмы.
  3. Дизэмбриогенетические. Закладываются внутриутробно, чаще поражают мозжечок. Такая злокачественная опухоль головного мозга у детей проявляется в возрасте 4-10 лет.
  4. Опухоли гипофиза (аденома, краниофарингиома). Отличаются доброкачественностью, медленным ростом. Встречаются у 12% больных.
  5. Опухоли из кроветворных тканей (гранулоцитарная саркома, лимфома).
  6. Невриномы (опухоли нервов). Патология доброкачественная, легко лечится.
  7. Метастатические (карцинома, хордома).
  8. Неклассифицируемые.
  9. Смешанные.


Стадии

Каждая стадия опухолей головного мозга у детей имеет свои симптомы. Выделяют 4 стадии развития рака:

  • 1 стадия – протекает без симптомов. Поскольку опухоль только начала формироваться, лечение на этом этапе показывает высокие результаты;
  • 2 стадия – для нее характерен активный рост клеток опухоли. Болезнь переходит на здоровые ткани. Несмотря на это, прогноз благоприятный, выживает 75% пациентов;
  • 3 стадия – проявляется метастазами в лимфатические узлы. У больного развивается внутричерепная гипертензия. Признаки опухоли мозга у детей замечаются чаще именно на этом этапе, когда нет гарантий выздоровления;
  • 4 стадия – характеризуется разрастанием рака во всех частях мозга. В детской онкологии поддерживают состояние таких пациентов, но удалить опухоль в данном случае невозможно. Если болезнь достигла последнего этапа, опухоль поражает весь орган и становится неоперабельной. Прогноз неблагоприятный.

Диагностика

Для диагностирования болезни нужен осмотр педиатра и невролога. Врач-педиатр собирает анамнез; ему важна информация, были ли ранее в семье больные раком. Может также понадобиться консультация врача-офтальмолога, который при осмотре глазного дна может обнаружить признаки высокого внутричерепного давления.

Диагностика опухолей головного мозга у детей предполагает обследование у невролога. Он устанавливает поврежденную область, исследуя рефлексы и двигательные нарушения больного. Для определения двигательных нарушений ребенка просят подвигать головой, руками и ногами, улыбнуться. Проверяется также координация, тактильная чувствительность. Последнюю определяют покалыванием.


Чтобы диагностировать опухоль головного мозга у ребенка, применяются инструментальные методики:

  • МРТ;
  • КТ;
  • УЗИ;
  • позитронная эмиссионная томография;
  • рентгенография и др.

МРТ позволяет определить не только локализацию опухоли, но и ее характер, состояние окружающих тканей, наличие метастазов. Методика более эффективна, чем компьютерная томография. При ее применении не требуется пункция.

При подозрении на отек головного мозга у новорожденных опухоль выявляют с помощью нейросонографии (УЗИ), через родничок.

Перед операцией по удалению новообразования, необходима биопсия. Она позволяет определить тип опухоли и выбрать правильное лечение. Процедуру осуществляют тонкой иглой. В ряде случаев провести биопсию до операции не представляется возможным. Тогда изучают образец ткани опухоли, полученный уже в ходе хирургического вмешательства.


Спинальная пункция

Спинальную пункцию проводят при подозрении на злокачественность патологии. Процедура подразумевает забор спинномозговой жидкости (ликвора) на анализ. Берут ее с помощью пункционной иглы, имеющей расширение на конце.

При повышении давления ликвора, для удаления излишков жидкости, также проводится пункция.

Однако эта процедура применяется у детей с подозрением на опухоль мозга редко. Она имеет несколько противопоказаний, среди которых:

  • объемная опухоль;
  • сильная отечность органа:
  • выраженная гидроцефалия;
  • резкий рост внуричерепного давления.

При таких состояниях пункция повышает вероятность вклинивания осевых структур мозга в большое затылочное отверстие. Отводить ликвор при этом нельзя. Если же манипуляцию провели и замечены признаки вклинивания, требуется ввести жидкость назад через иглу.

Пункцию не проводят при большой кровопотере, проблемах со свертываемостью крови, аневризме сосудов, проходящих в мозговых структурах.


Лечение

Выбор методики лечения осуществляют с учетом локализации опухоли, ее размеров. Учитывается также:

  • состояние больного;
  • стадия болезни;
  • вид опухоли;
  • есть ли рост внутричерепного давления.

Для лечения рака головного мозга у детей применяется:

  • оперативное удаление опухоли;
  • лучевая терапия;
  • химиотерапия.

Лечение опухоли головного мозга у ребенка при первых признаках болезни будет более успешным, поэтому родителям необходимо быть внимательным к состоянию здоровья ребенка, особенно новорожденного.


Основным показаниемк операции является быстрый рост и доступное расположение новообразования. Чаще ее проводят под общим наркозом, но при локализации вблизи речевых центров необходимо местное обезболивание. Ребенку в такой ситуации периодически нужно общаться с врачами, чтобы не допустить нарушения речевых отделов мозга.

При расположении опухоли глубоко в тканях мозга операция не проводится, поскольку можно задеть жизненно важные структуры.

Успех операции маловероятен, если опухоль находится возле сосудов. Она могла успеть дать метастазы.

Основной вопрос родителей при операции по удалению опухоли головного мозга относится к тому, сколько идет вмешательство. Как правило, врачи успевают устранить опухоль за 2-4 часа. Время зависит от размеров новообразования.


Эта методика имеет огромное значение при наличии метастазов. Она справляется и со злокачественными, и с доброкачественными опухолями. Данный способ лечения применяется в тех случаях, когда оперировать больного не представляется возможным.

После операции также проводят облучение с целью уничтожения возможных остатков новообразования.


К химиотерапевтическим препаратам относятся Темодал, Авастин, Винкристин, Кармустин и др. Они оказывают цитостатическое действие на клетки опухоли, блокируют ее рост. Для усиления эффекта химиотерапии в организм ребенка вводятся цитотоксины – специфические антитела. К сожалению, все эти препараты имеют множество побочных действий.

Методика используется в комплексе с лучевой терапией и операцией, чтобы максимально уменьшить размер патологии. Химиопрепараты вводят внутривенно, перорально или через катетер в спинномозговую жидкость.


Даже после удаления опухоли в мозге могли остаться ее патологические клетки. Поэтому лечение ребенка продолжают с помощью химиотерапии и облучения. После хирургического вмешательства возможны рецидивы болезни. Произойти это может даже через несколько лет. По этой причине требуется периодически проходить КТ и МРТ.

Реабилитация после удаления опухоли головного мозга у ребенка включает физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК, контроль за питанием. В диете нужно ограничить мясо за счет увеличения количества овощей и фруктов.

Болезнь может вернуться в любой момент, поэтому при первых признаках рака головного мозга у подростка необходимо обратиться к врачу.

Ребенку необходимо объяснить, что ему нужно беречься солнца, а подросток должен понимать, что вредные привычки могут спровоцировать рецидив опухоли.


Прогноз – сколько живут после операции

Прогноз зависит от стадии развития новообразования. Имеет значение расположение опухоли и возраст больного, а также наличие метастазов. Если опухоль распространилась на другие части мозга или органы, прогноз ухудшается. На третьей стадии болезнь вылечить практически нереально.

На последнем, четвертом этапе, все действия врачей направлены на снятие симптомов, уменьшение болей. Летальный исход неотвратим.

Успех лечения даже на начальных стадиях, когда выживаемость высокая, зависит от настроя больного и его родственников.

Заключение

Дольше всего развиваются поражения ствола, поэтому родителям нужно быть внимательными к изменениям в поведении и психике ребенка.

Особенности терапии злокачественных опухолей у детей во многом зависят от специфичности опухолевого процесса, который накладывается на анатомо-физиологическое своеобразие, свойствен­ное детскому организму. В основном, они сводятся к следующему.

1. Нарушение анатомо-топографических взаимоотношений. У плода, после рождения ребенка или в раннем детском возрас­те, когда еще до конца не сложились правильные взаимоотношения органов, связочный аппарат не укрепился, клетчатка нежна и очень эластична, опухоль при своем росте нарушает обычное расположе­ние органов, привычное для хирурга. При многих опухолях требует­ся изменение обычных, ранее разработанных методов оперативного вмешательства. Можно наблюдать различное нестандартное, иногда парадоксальное расположение органов: опухоль почки (разумеется, вместе с почкой) может находиться в малом тазу или на уровне про­екции верхней границы печени. Здоровая почка может быть смеще­на нейробластомой в малый таз или на противоположную сторону. Наблюдается также смещение печени, которое у взрослых трудно представить. Печень может быть сдвинута опухолью и так высоко поднимать диафрагму, что будет казаться расположенной в грудной полости, при этом она разворачивается так, что трудно определить ее части. Но особенно часто, в силу своей подвижности в раннем детском возрасте, смещаются почки. Так, нефробластома и нейробластома по мере роста разворачивают почку вокруг оси, сдвигая ее в стороны, вверх и вниз, крайне затрудняя дифференциальную диаг­ностику и хирургическое вмешательство. В некоторых случаях взаи­моотношения органов настолько изменены, что трудно установить, где находится новообразование: в брюшной полости или в забрюшинном пространстве.

Поэтому столь важно провести детальное дооперационное об­следование, позволяющее хирургу предвидеть возможные сложно­сти во время оперативного вмешательства.

2 Сочетание опухоли с врожденными пороками. Затрудняет оперативное вмешательство и нередко сочетание опухолей с различными пороками развития, особенно сочетание опухоли с пороками мочеполовой системы. Не говоря уже о том, что хирургу бывает трудно разобраться в связи порока с почкой (или другим элементом мочеполовой системы) — приходится не только удалить опухоль, но там, где это возможно, проводить коррекцию порока. Вместе с тем, сочетание ряда пороков с опухолью, особенно на фоне топографо-анатомических нарушений, затрудняет не толь­ко ориентировку хирурга и вносит дополнительные трудности в опе­ративное вмешательство, но иногда делает невозможным радикаль­ное удаление новообразования. Наличие порока зачастую затрудня­ет оценку эффективности проведенного лечения, особенно в тех слу­чаях, когда порок не удается коррегировать.

И в этих случаях необходима детальная топическая дооперационная диагностика, позволяющая хирургу лучше ориентироваться во время операции.

3. Большие операции у маленьких детей.

Хирург, оперируя маленького ребенка с опухолью, должен учи­тывать и чисто онкологические проблемы: оперативное вмешатель­ство, по возможности, должно быть радикальным.

4. Высокая чувствительность злокачественных опухолей у детей к ионизирующему излучению.

При лучевой терапии врач должен учитывать более высокую и разнообразную чувствительность к облучению как опухоли, так и организма ребенка. Большинство наиболее распространенных но­вообразований у детей (лейкоз, нефробластома, ретинобластома, нейробластома, лимфосаркома, лимогранулематоз) высоко чувствительны к радиации. Даже такие опухоли, как рабдомиосаркома и другие опухоли мягких тканей, которые у взрослых радиорезистентны, у детей поддаются лучевому воздействию. При ряде опухолей у детей можно достигнуть ремиссии, а иногда и полного излечения одной только лучевой терапией. Обычно же она является эффективным компонентом комплексного лечения.

5. Лучевая терапия, побочные эффекты и последствия. Облучение детей, особенно в раннем детском возрасте, может вызывать серьезные последствия, если не учитывать тот факт, что радиолог имеет дело с бурно растущим и в то же время лабильным, не до конца сформированным организмом. Уже в процессе лечения возможно угнетение кроветворения. Лечение может сопровождать­ся тошнотой, рвотой, резким падением аппетита, в связи с чем при­ходится иногда прекращать лечение. У детей, особенно маленьких, по сравнению со взрослыми, лимфопения возникает значительно раньше и при меньших суммарных дозах. В редких случаях, в зонах облучения по поводу опухоли через некоторое время может возник­нуть и другая опухоль, например, остеогенная саркома после лече­ния ретинобластомы. Серьезные осложнения возникают в тех слу­чаях, когда в область облучения попадают зоны роста костей, что приводит к деформации и укорочению конечностей. Возможны ат­рофии мышц, молочной железы, зубов, сколиозы, асимметрии ко­нечностей и тела.

Побочных эффектов и последствий лучевой терапии можно избежать или значительно их уменьшить при хорошей технике и продуманном режиме облучения даже тех, которые пока неизбежны (недостаточная активность гонад, катаракта).

6. Высокая чувствительность Злокачественных новообразований к противоопухолевым препаратам.

Почти все злокачественные новообразования у детей высоко­чувствительны к различным противоопухолевым препаратам — наи­более распространенные опухоли в детском возрасте, в отличие от таковых у взрослых, прекрасно реагируют на применение полихи­миотерапии, которая поистине произвела революцию в детской он­кологии. Лекарственное лечение нередко применяется как само­стоятельное, так и в качестве активного компонента лучевого лече­ния.

Химиотерапия особенно эффективна при гемобластомах, но у детей, в отличие от взрослых, ее применение весьма результативно и при солидных опухолях.

7. Защитная лекарственная терапия ребенка с опухолью. При проведении лекарственной противоопухолевой терапии возможны быстрые, непредсказуемые падения показателей крови, изменения со стороны нервной системы, возникновения ряда по­бочных эффектов и осложнений. Особенно это следует учитывать в тех случаях, когда одновременно применяется много препаратов. Необходимо четко рассчитывать дозы препаратов при применении одновременно нескольких методов и проводить адекватную симпто­матическую терапию.

При соблюдении этого правила побочные эффекты и осложне­ния можно свести к минимуму.

8. Особенности оценки результатов лечения.

Выше приведены далеко не все особенности детской онколо­гии. Знание их необходимо врачу для распознавания и лечения зло­качественных новообразований у детей. Это знание входит в поня­тие онкологической настороженности по отношению к ребенку, по­зволяет целенаправленно обследовать ребенка, найти оптимальные методы и режимы лечения, выбирая наиболее рациональные пути.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЧЛО У ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ

1) чаще всего представлены зрелой высокодифференцированной тканью,

2) имеют типичный равномерный структурно - гистологический рисунок, близкий к исходной материнской ткани;

3) характерен экспансивный медленный рост и достаточно четкое отграничение от окружающих тканей;

4) чаще имеют капсулу и правильную форму;

5) как правило не дают метастазов;

6) способны озлокачествляться, хотя с некоторыми это происходит очень редко (ангиомы, остеомы);

7) могут иметь один или несколько злокачественных аналогов (например аденома может превратиться в злокачественную аденому, аденокарциному, базальноклеточную аденому, цистаденому и др.);

8) некоторые из них бывают врожденными, т.к. являются следствием пороков развития (остеомы, тератомы, гемангиомы, лимфангиомы);

9) длительно сохраняют подвижность, особенно при локализации в мягких тканях;

11) малочувствительны к воздействию лекарственной терапии.

1) в опухоли постоянно идет дифференцировка клеток, т.е. анаплазия – образование все менее дифференцированной ткани. Чем более злокачественная опухоль, тем менее дифференцированные клетки, т.е. тем более выражена степень анаплазии;

2) каждая недифференцированная клетка наследует свои свойства следующим популяциям, в которых степень анаплазии нарастает;

3) чем более выражена степень анаплазии, тем быстее идет рост опухоли и тем больше становится ее масса;

4) характерно быстрое метастазирование и инфильтративный рост (внедрение растущей опухоли в окружающие органы и ткани с разрушением их структуры и нарушением функции) без образования капсулы;

5) функция злокачественных клеток носит "неорганизованный характер" и не сообразована с потребностями жизнедеятельности организма ( у онкобольных снижается клеточный и гуморальный иммунитет: увеличивается cывороточный Ig A, G );

6) по мере распространения ракового процесса все более страдают основные функции ряда органов и систем.

Терапия основана на общебиологических закономерностях течения опухолей у детей.

При этом учитывают:

n гистологический тип,

n клиническое течение,

n общее состояние ребенка.

Основными методами лечения опухолей являются:

  1. хирургический,
  2. лучевая терапия,
  3. медикаментозная терапия,
  4. комбинация и сочетание этих методов.

до настоящего времени остается основным.При этом необходимо соблюдать два важнейших условия:

n радикальность операции, объем которой должен быть продуман. Хотя часто во время проведения операции ситуация операционного поля требует расширения или изменения масштаба операции, так как не полное удаление злокачественных и большинства доброкачественных новообразований или их простое вылущивание влечет в последствии более бурный рост остаточной опухоли, при котором возможность радикального удаления опухоли при повторном вмешательстве резко уменьшается.

n обязательное гистологическое исследование всех удаленных образований.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: