Операция у ребенка опухоль
Хирургическое лечение злокачественных опухолей у детей сочетает принципы детской хирургии с постулатами онкологии и остается важнейшим компонентом комплексной терапии. Многие оперативные вмешательства, особенности техники, разработанные в детской хирургии, взяты на вооружение детскими онкологами. К ним, в частности, относятся: необходимость максимального щажения тканей, минимальная кровопотеря, возможное сокращение времени операции. Вместе с тем, имеются существенные особенности, связанные с наличием опухоли, нередко больших размеров, резко изменяющей обычные топографо-анатомические соотношения органов и тканей в области операционного действия. Принципы детской онкологии нередко вступают в противоречие с потребностями онкологии. Так, даже первичные, не говоря уже о повторных, оперативные вмешательства обычно не могут обойтись без кровопотери, нередко значительной, а также серьезной операционной травмы, оказывающих большое влияние на течение послеоперационного периода, да и делающих в ряде случаев затруднительным проведение самой операции. Такие ситуации встречаются при наиболее распространенных новообразованиях у детей: нейробластоме, нефробластоме, опухолях ЦНС, опухолях печени, некоторых тератоидных опухолях.
Запущенность опухолевого процесса у многих больных при поступлении в стационар, создающая ситуацию первичной неоперабельности или условной операбельности, является одной из причин широкого применения предоперационного лучевого и лекарственного лечения, что, конечно же, в той или иной степени влияет на проведение наркоза и операции.
Хирургический метод лечения применяется в качестве первого этапа комплексной терапии редко, лишь тогда, когда опухоли резистентны к лучевому и лекарственному лечению (гепатобластомы, нейробластомы) и в ряде случаев у детей первого года жизни. Применение предоперационных методов терапии позволяет значительно сократить число расширенных оперативных вмешательств, когда в связи с тесной связью опухоли с прилежащими органами и тканями приходится производить удаление или резекцию этих органов. Но самое большое значение предоперационных методов лучевой и лекарственной терапии заключается в возможности провести во многих случаях неоперабельную опухоль в операбельную.
Особую сложность представляют хирургические вмешательства у детей первого года жизни. Операция у ребенка нескольких месяцев должна быть выполнена радикально — так называемые большие операции у маленьких детей. Операционное поле, которым располагает хирург, крайне ограничено не только размерами тела маленького пациента, но и величиной опухоли. Во многих случаях соотношение новообразования к телу ребенка значительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. При операциях в брюшной полости и в забрюшинном пространстве у детей до года нередко возникают ситуации, когда опухоль своей величиной (по отношению к брюшной полости ребенка) крайне затрудняет выделение ее единым блоком. Поэтому приходится проводить операции, противоречащие принципам абластики. Следует учитывать, что многие опухоли у грудных детей кистозно перерождаются и может произойти перфорация такой кисты, ведущая нередко к генерализации процесса. Учитывая это, необходимо как можно более осторожно манипулировать с опухолью и стараться защитить брюшную полость от попадания в нее содержимого кисты и опухолевых масс. Абластику при операциях у маленьких детей трудно претворить в жизнь, но максимально стремиться к этому необходимо. При кистозных опухолях, когда существует явная опасность разрыва, приходится их пунктировать для уменьшения размера кистозной части опухоли.
У маленьких детей не стоит стремиться к крайнему радикализму при удалении опухоли. Исключение составляют гепатобластомы, при которых пока нет средств консервативного воздействия (то же можно сказать и о злокачественных тератомах). Наличие же эффективных средств лекарственной и лучевой терапии позволяет при распространенных опухолях у детей (нейробластома, нефробластома, рабдомиосаркома и др.) надеяться на успех и при нерадикально проведенных операциях.
В настоящее время для большинства локализаций опухолей у детей разработаны принципиальные схемы оперативного вмешательства, однако почти каждая операция у детей с новообразованиями, даже по поводу типичных форм, является нестандартной.
Следует помнить о том, что оперативное вмешательство по поводу злокачественных опухолей у детей имеет ряд особенностей:
1. По правилам, операция должна быть выполнена радикально. Вместе с тем, нередко имеются объективные причины, не зависящие от квалификации хирурга, препятствующие осуществлению этого важного принципа. В этих случаях хирург должен учитывать применение эффективно действующих в детском возрасте лучевого и лекарственного методов, позволяющих произвести лишь частичное удаление опухоли (часто это происходит при забрюшинной локализации нейробластомы).
2. До операции хирург должен иметь четкое представление о местном распространении опухоли, ее соотношении с прилежащими органами и тканями, а главное — с магистральными сосудами, что, как правило, является лимитирующим фактором при операциях в области забрюшинного пространства, где расположены многие опухоли у детей. Эту информацию дает комплексное обследование, особенно ангиография, ультразвуковая и компьютерная томография.
4. При пред- и интраоперационной оценке операбельности новообразования и риска оперативного вмешательства необходимо учитывать возможности химиолучевой терапии злокачественных новообразований у детей. В частности, это относится к нефробластоме, нейробластоме, рабдомиосаркоме. В случае исключительно высокого риска оперативного вмешательства из-за огромных размеров опухоли, вовлечения в процесс жизненно важных органов, магистральных сосудов, тяжести состояния пациента, невозможности обеспечения адекватного анестезиологического пособия и других факторов целесообразно ограничиться биопсией. При подозрении на системный опухолевый процесс требуется срочное гистологическое исследование. Если нет показаний для проведения операции (в ряде случаев и при системных поражениях показано оперативное удаление опухолевого конгломерата), оперативное вмешательство не производят.
5. При невозможности осуществления радикального удаления первичной опухоли, ее оставшаяся часть и пораженные лимфатические узлы должны быть отмечены металлическими клипсами, чтобы в послеоперационном периоде можно было провести целенаправленное облучение.
6. Выполняя пробную или диагностическую лапаротомию, хирург должен быть всегда подготовлен к большому оперативному вмешательству, что необходимо иметь в виду при подготовке не только больного, но и самого оперирующего хирурга к операции.
7. И все же, в тех случаях, когда позволяют состояние ребенка и операционная обстановка, желательно проведение радикальной операции. Мы располагаем значительным опытом проведения радикальных операций у детей любого возраста, подавляющее большинство которых закончилось успешно. Об этом же пишут многие детские онкологи.
Вообще говоря, хирург, оперирующий ребенка со злокачественной опухолью, должен всегда ожидать нестандартной ситуации, связанной с топографо-анатомическими нарушениями и нередко встречающимся сочетанием опухоли с пороками развития. Некоторые из них могут потребовать корректировки во время оперативного вмешательства.
Хирургическое лечение, бывшее когда-то почти единственным методом лечения при солидных опухолях у детей, постепенно уступает место другим видам терапии, в первую очередь, лекарственной. И все же хирургия опухолей у детей и сейчас является важной составной частью комплексного лечения, а при некоторых новообразованиях — единственным радикальным методом лечения.
Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 678 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Онкозаболевания среди детей встречаются все чаще. Если следить за состоянием здоровья ребенка, болезнь можно выявить на ранних стадиях, поскольку рак головного мозга проявляется разного рода неврологическими нарушениями. Выживаемость на данном этапе самая высокая. Опухоли головного мозга у детей могут быстро прогрессировать в зависимости от стадии развития и злокачественности.
Признаки и симптомы рака мозга у детей
Опухоли головного мозга у детей на начальных стадиях практически не проявляют симптомов. Заподозрить болезнь можно только в том случае, если внимательно следить за психоэмоциональным состоянием ребенка. Он становится вялым, сонливым, пассивным. Ранее активный ребенок теряет интерес к увлечениям, играм. Тревожным признаком, на который чаще всего обращают внимание родители, является возникновение судорожных эпилептиформных припадков.
Симптомы опухоли головного мозга у ребенка-грудничка проявляются капризами и постоянным беспричинным плачем. В таком возрасте увеличивается размер головы, набухает родничок.
По мере прогрессирования болезни проявляются следующие симптомы при опухоли головного мозга у детей:
- беспричинная рвота у детей и тошнота;
- нарушения координации движений;
- головокружение;
- головная боль;
- потеря сознания;
- расстройства сна;
- кровотечения из носа;
- проблемы с дефекацией и мочеиспусканием;
- проблемное дыхание;
- нарушения речи;
- судороги;
- ухудшение слуха и зрения.
Эти признаки связаны с отечностью мозга и повышением внутричерепного давления. В зависимости от локализации новообразования симптомы могут отличаться.
Отток ликвора не нарушается при опухолях ствола головного мозга. Если патология доброкачественная, такое новообразование может не проявлять себя десятки лет.
Даже доброкачественное новообразование у ребенка нужно незамедлительно лечить, поскольку в результате сдавливания тканей нарушается мозговое кровообращение. У детей это приводит к проблемам с чувствительностью, нарушениям слуха и зрения, а также психическим расстройствам.
Причины рака головного мозга у детей
Причины, по которым возникает рак в мозге у детей, окончательно не установлены. По мнению медиков, основную роль играет наследственность и вредные привычки матери, которыми она злоупотребляла при беременности.
Патология часто развивается после инфекционных или других заболеваний, перенесенных беременной женщиной. Часто она возникает как осложнение после родов.
Классификация
Опухоли мозга у ребенка возникают из клеток самого мозга (первичные), либо развиваются из метастазов, занесенных с током крови из других органов (вторичные).
По уровню злокачественности они делятся на 4 степени. Опухоли, относящиеся к первой или второй степени, менее агрессивны, удаляются с помощью операции, прогноз благоприятен. Новообразования третьей и четвертой степени злокачественности лечатся сложно и часто приводят к рецидивам.
В зависимости от локализации выделяют несколько видов опухолей мозга:
- Оболочечные (менингиома). Диагностируются у 25% больных.
- Нейроэпителиальные (глиома). Болезнь наблюдается в 70% случаев. Часто возникает глиома хиазмы.
- Дизэмбриогенетические. Закладываются внутриутробно, чаще поражают мозжечок. Такая злокачественная опухоль головного мозга у детей проявляется в возрасте 4-10 лет.
- Опухоли гипофиза (аденома, краниофарингиома). Отличаются доброкачественностью, медленным ростом. Встречаются у 12% больных.
- Опухоли из кроветворных тканей (гранулоцитарная саркома, лимфома).
- Невриномы (опухоли нервов). Патология доброкачественная, легко лечится.
- Метастатические (карцинома, хордома).
- Неклассифицируемые.
- Смешанные.
Стадии
Каждая стадия опухолей головного мозга у детей имеет свои симптомы. Выделяют 4 стадии развития рака:
- 1 стадия – протекает без симптомов. Поскольку опухоль только начала формироваться, лечение на этом этапе показывает высокие результаты;
- 2 стадия – для нее характерен активный рост клеток опухоли. Болезнь переходит на здоровые ткани. Несмотря на это, прогноз благоприятный, выживает 75% пациентов;
- 3 стадия – проявляется метастазами в лимфатические узлы. У больного развивается внутричерепная гипертензия. Признаки опухоли мозга у детей замечаются чаще именно на этом этапе, когда нет гарантий выздоровления;
- 4 стадия – характеризуется разрастанием рака во всех частях мозга. В детской онкологии поддерживают состояние таких пациентов, но удалить опухоль в данном случае невозможно. Если болезнь достигла последнего этапа, опухоль поражает весь орган и становится неоперабельной. Прогноз неблагоприятный.
Диагностика
Для диагностирования болезни нужен осмотр педиатра и невролога. Врач-педиатр собирает анамнез; ему важна информация, были ли ранее в семье больные раком. Может также понадобиться консультация врача-офтальмолога, который при осмотре глазного дна может обнаружить признаки высокого внутричерепного давления.
Диагностика опухолей головного мозга у детей предполагает обследование у невролога. Он устанавливает поврежденную область, исследуя рефлексы и двигательные нарушения больного. Для определения двигательных нарушений ребенка просят подвигать головой, руками и ногами, улыбнуться. Проверяется также координация, тактильная чувствительность. Последнюю определяют покалыванием.
Чтобы диагностировать опухоль головного мозга у ребенка, применяются инструментальные методики:
- МРТ;
- КТ;
- УЗИ;
- позитронная эмиссионная томография;
- рентгенография и др.
МРТ позволяет определить не только локализацию опухоли, но и ее характер, состояние окружающих тканей, наличие метастазов. Методика более эффективна, чем компьютерная томография. При ее применении не требуется пункция.
При подозрении на отек головного мозга у новорожденных опухоль выявляют с помощью нейросонографии (УЗИ), через родничок.
Перед операцией по удалению новообразования, необходима биопсия. Она позволяет определить тип опухоли и выбрать правильное лечение. Процедуру осуществляют тонкой иглой. В ряде случаев провести биопсию до операции не представляется возможным. Тогда изучают образец ткани опухоли, полученный уже в ходе хирургического вмешательства.
Спинальная пункция
Спинальную пункцию проводят при подозрении на злокачественность патологии. Процедура подразумевает забор спинномозговой жидкости (ликвора) на анализ. Берут ее с помощью пункционной иглы, имеющей расширение на конце.
При повышении давления ликвора, для удаления излишков жидкости, также проводится пункция.
Однако эта процедура применяется у детей с подозрением на опухоль мозга редко. Она имеет несколько противопоказаний, среди которых:
- объемная опухоль;
- сильная отечность органа:
- выраженная гидроцефалия;
- резкий рост внуричерепного давления.
При таких состояниях пункция повышает вероятность вклинивания осевых структур мозга в большое затылочное отверстие. Отводить ликвор при этом нельзя. Если же манипуляцию провели и замечены признаки вклинивания, требуется ввести жидкость назад через иглу.
Пункцию не проводят при большой кровопотере, проблемах со свертываемостью крови, аневризме сосудов, проходящих в мозговых структурах.
Лечение
Выбор методики лечения осуществляют с учетом локализации опухоли, ее размеров. Учитывается также:
- состояние больного;
- стадия болезни;
- вид опухоли;
- есть ли рост внутричерепного давления.
Для лечения рака головного мозга у детей применяется:
- оперативное удаление опухоли;
- лучевая терапия;
- химиотерапия.
Лечение опухоли головного мозга у ребенка при первых признаках болезни будет более успешным, поэтому родителям необходимо быть внимательным к состоянию здоровья ребенка, особенно новорожденного.
Основным показаниемк операции является быстрый рост и доступное расположение новообразования. Чаще ее проводят под общим наркозом, но при локализации вблизи речевых центров необходимо местное обезболивание. Ребенку в такой ситуации периодически нужно общаться с врачами, чтобы не допустить нарушения речевых отделов мозга.
При расположении опухоли глубоко в тканях мозга операция не проводится, поскольку можно задеть жизненно важные структуры.
Успех операции маловероятен, если опухоль находится возле сосудов. Она могла успеть дать метастазы.
Основной вопрос родителей при операции по удалению опухоли головного мозга относится к тому, сколько идет вмешательство. Как правило, врачи успевают устранить опухоль за 2-4 часа. Время зависит от размеров новообразования.
Эта методика имеет огромное значение при наличии метастазов. Она справляется и со злокачественными, и с доброкачественными опухолями. Данный способ лечения применяется в тех случаях, когда оперировать больного не представляется возможным.
После операции также проводят облучение с целью уничтожения возможных остатков новообразования.
К химиотерапевтическим препаратам относятся Темодал, Авастин, Винкристин, Кармустин и др. Они оказывают цитостатическое действие на клетки опухоли, блокируют ее рост. Для усиления эффекта химиотерапии в организм ребенка вводятся цитотоксины – специфические антитела. К сожалению, все эти препараты имеют множество побочных действий.
Методика используется в комплексе с лучевой терапией и операцией, чтобы максимально уменьшить размер патологии. Химиопрепараты вводят внутривенно, перорально или через катетер в спинномозговую жидкость.
Даже после удаления опухоли в мозге могли остаться ее патологические клетки. Поэтому лечение ребенка продолжают с помощью химиотерапии и облучения. После хирургического вмешательства возможны рецидивы болезни. Произойти это может даже через несколько лет. По этой причине требуется периодически проходить КТ и МРТ.
Реабилитация после удаления опухоли головного мозга у ребенка включает физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК, контроль за питанием. В диете нужно ограничить мясо за счет увеличения количества овощей и фруктов.
Болезнь может вернуться в любой момент, поэтому при первых признаках рака головного мозга у подростка необходимо обратиться к врачу.
Ребенку необходимо объяснить, что ему нужно беречься солнца, а подросток должен понимать, что вредные привычки могут спровоцировать рецидив опухоли.
Прогноз – сколько живут после операции
Прогноз зависит от стадии развития новообразования. Имеет значение расположение опухоли и возраст больного, а также наличие метастазов. Если опухоль распространилась на другие части мозга или органы, прогноз ухудшается. На третьей стадии болезнь вылечить практически нереально.
На последнем, четвертом этапе, все действия врачей направлены на снятие симптомов, уменьшение болей. Летальный исход неотвратим.
Успех лечения даже на начальных стадиях, когда выживаемость высокая, зависит от настроя больного и его родственников.
Заключение
Дольше всего развиваются поражения ствола, поэтому родителям нужно быть внимательными к изменениям в поведении и психике ребенка.
Особенности терапии злокачественных опухолей у детей во многом зависят от специфичности опухолевого процесса, который накладывается на анатомо-физиологическое своеобразие, свойственное детскому организму. В основном, они сводятся к следующему.
1. Нарушение анатомо-топографических взаимоотношений. У плода, после рождения ребенка или в раннем детском возрасте, когда еще до конца не сложились правильные взаимоотношения органов, связочный аппарат не укрепился, клетчатка нежна и очень эластична, опухоль при своем росте нарушает обычное расположение органов, привычное для хирурга. При многих опухолях требуется изменение обычных, ранее разработанных методов оперативного вмешательства. Можно наблюдать различное нестандартное, иногда парадоксальное расположение органов: опухоль почки (разумеется, вместе с почкой) может находиться в малом тазу или на уровне проекции верхней границы печени. Здоровая почка может быть смещена нейробластомой в малый таз или на противоположную сторону. Наблюдается также смещение печени, которое у взрослых трудно представить. Печень может быть сдвинута опухолью и так высоко поднимать диафрагму, что будет казаться расположенной в грудной полости, при этом она разворачивается так, что трудно определить ее части. Но особенно часто, в силу своей подвижности в раннем детском возрасте, смещаются почки. Так, нефробластома и нейробластома по мере роста разворачивают почку вокруг оси, сдвигая ее в стороны, вверх и вниз, крайне затрудняя дифференциальную диагностику и хирургическое вмешательство. В некоторых случаях взаимоотношения органов настолько изменены, что трудно установить, где находится новообразование: в брюшной полости или в забрюшинном пространстве.
Поэтому столь важно провести детальное дооперационное обследование, позволяющее хирургу предвидеть возможные сложности во время оперативного вмешательства.
2 Сочетание опухоли с врожденными пороками. Затрудняет оперативное вмешательство и нередко сочетание опухолей с различными пороками развития, особенно сочетание опухоли с пороками мочеполовой системы. Не говоря уже о том, что хирургу бывает трудно разобраться в связи порока с почкой (или другим элементом мочеполовой системы) — приходится не только удалить опухоль, но там, где это возможно, проводить коррекцию порока. Вместе с тем, сочетание ряда пороков с опухолью, особенно на фоне топографо-анатомических нарушений, затрудняет не только ориентировку хирурга и вносит дополнительные трудности в оперативное вмешательство, но иногда делает невозможным радикальное удаление новообразования. Наличие порока зачастую затрудняет оценку эффективности проведенного лечения, особенно в тех случаях, когда порок не удается коррегировать.
И в этих случаях необходима детальная топическая дооперационная диагностика, позволяющая хирургу лучше ориентироваться во время операции.
3. Большие операции у маленьких детей.
Хирург, оперируя маленького ребенка с опухолью, должен учитывать и чисто онкологические проблемы: оперативное вмешательство, по возможности, должно быть радикальным.
4. Высокая чувствительность злокачественных опухолей у детей к ионизирующему излучению.
При лучевой терапии врач должен учитывать более высокую и разнообразную чувствительность к облучению как опухоли, так и организма ребенка. Большинство наиболее распространенных новообразований у детей (лейкоз, нефробластома, ретинобластома, нейробластома, лимфосаркома, лимогранулематоз) высоко чувствительны к радиации. Даже такие опухоли, как рабдомиосаркома и другие опухоли мягких тканей, которые у взрослых радиорезистентны, у детей поддаются лучевому воздействию. При ряде опухолей у детей можно достигнуть ремиссии, а иногда и полного излечения одной только лучевой терапией. Обычно же она является эффективным компонентом комплексного лечения.
5. Лучевая терапия, побочные эффекты и последствия. Облучение детей, особенно в раннем детском возрасте, может вызывать серьезные последствия, если не учитывать тот факт, что радиолог имеет дело с бурно растущим и в то же время лабильным, не до конца сформированным организмом. Уже в процессе лечения возможно угнетение кроветворения. Лечение может сопровождаться тошнотой, рвотой, резким падением аппетита, в связи с чем приходится иногда прекращать лечение. У детей, особенно маленьких, по сравнению со взрослыми, лимфопения возникает значительно раньше и при меньших суммарных дозах. В редких случаях, в зонах облучения по поводу опухоли через некоторое время может возникнуть и другая опухоль, например, остеогенная саркома после лечения ретинобластомы. Серьезные осложнения возникают в тех случаях, когда в область облучения попадают зоны роста костей, что приводит к деформации и укорочению конечностей. Возможны атрофии мышц, молочной железы, зубов, сколиозы, асимметрии конечностей и тела.
Побочных эффектов и последствий лучевой терапии можно избежать или значительно их уменьшить при хорошей технике и продуманном режиме облучения даже тех, которые пока неизбежны (недостаточная активность гонад, катаракта).
6. Высокая чувствительность Злокачественных новообразований к противоопухолевым препаратам.
Почти все злокачественные новообразования у детей высокочувствительны к различным противоопухолевым препаратам — наиболее распространенные опухоли в детском возрасте, в отличие от таковых у взрослых, прекрасно реагируют на применение полихимиотерапии, которая поистине произвела революцию в детской онкологии. Лекарственное лечение нередко применяется как самостоятельное, так и в качестве активного компонента лучевого лечения.
Химиотерапия особенно эффективна при гемобластомах, но у детей, в отличие от взрослых, ее применение весьма результативно и при солидных опухолях.
7. Защитная лекарственная терапия ребенка с опухолью. При проведении лекарственной противоопухолевой терапии возможны быстрые, непредсказуемые падения показателей крови, изменения со стороны нервной системы, возникновения ряда побочных эффектов и осложнений. Особенно это следует учитывать в тех случаях, когда одновременно применяется много препаратов. Необходимо четко рассчитывать дозы препаратов при применении одновременно нескольких методов и проводить адекватную симптоматическую терапию.
При соблюдении этого правила побочные эффекты и осложнения можно свести к минимуму.
8. Особенности оценки результатов лечения.
Выше приведены далеко не все особенности детской онкологии. Знание их необходимо врачу для распознавания и лечения злокачественных новообразований у детей. Это знание входит в понятие онкологической настороженности по отношению к ребенку, позволяет целенаправленно обследовать ребенка, найти оптимальные методы и режимы лечения, выбирая наиболее рациональные пути.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЧЛО У ДЕТЕЙ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ
1) чаще всего представлены зрелой высокодифференцированной тканью,
2) имеют типичный равномерный структурно - гистологический рисунок, близкий к исходной материнской ткани;
3) характерен экспансивный медленный рост и достаточно четкое отграничение от окружающих тканей;
4) чаще имеют капсулу и правильную форму;
5) как правило не дают метастазов;
6) способны озлокачествляться, хотя с некоторыми это происходит очень редко (ангиомы, остеомы);
7) могут иметь один или несколько злокачественных аналогов (например аденома может превратиться в злокачественную аденому, аденокарциному, базальноклеточную аденому, цистаденому и др.);
8) некоторые из них бывают врожденными, т.к. являются следствием пороков развития (остеомы, тератомы, гемангиомы, лимфангиомы);
9) длительно сохраняют подвижность, особенно при локализации в мягких тканях;
11) малочувствительны к воздействию лекарственной терапии.
1) в опухоли постоянно идет дифференцировка клеток, т.е. анаплазия – образование все менее дифференцированной ткани. Чем более злокачественная опухоль, тем менее дифференцированные клетки, т.е. тем более выражена степень анаплазии;
2) каждая недифференцированная клетка наследует свои свойства следующим популяциям, в которых степень анаплазии нарастает;
3) чем более выражена степень анаплазии, тем быстее идет рост опухоли и тем больше становится ее масса;
4) характерно быстрое метастазирование и инфильтративный рост (внедрение растущей опухоли в окружающие органы и ткани с разрушением их структуры и нарушением функции) без образования капсулы;
5) функция злокачественных клеток носит "неорганизованный характер" и не сообразована с потребностями жизнедеятельности организма ( у онкобольных снижается клеточный и гуморальный иммунитет: увеличивается cывороточный Ig A, G );
6) по мере распространения ракового процесса все более страдают основные функции ряда органов и систем.
Терапия основана на общебиологических закономерностях течения опухолей у детей.
При этом учитывают:
n гистологический тип,
n клиническое течение,
n общее состояние ребенка.
Основными методами лечения опухолей являются:
- хирургический,
- лучевая терапия,
- медикаментозная терапия,
- комбинация и сочетание этих методов.
до настоящего времени остается основным.При этом необходимо соблюдать два важнейших условия:
n радикальность операции, объем которой должен быть продуман. Хотя часто во время проведения операции ситуация операционного поля требует расширения или изменения масштаба операции, так как не полное удаление злокачественных и большинства доброкачественных новообразований или их простое вылущивание влечет в последствии более бурный рост остаточной опухоли, при котором возможность радикального удаления опухоли при повторном вмешательстве резко уменьшается.
n обязательное гистологическое исследование всех удаленных образований.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также: