Зрелость ведущая деятельность новообразование возраста

Основными психологическими новообразованиями в возрасте28-33 летстановятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера

Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успех

Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 летобусловлены следующими моментами:

постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций;

изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей;

сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.

Билет №1

1.Педагогика как наука. Генезис и основные этапы развития педагогики. Объект, предмет, задачи педагогики.Место и роль педагогики в системе наук о человеке.

2.Понятие о личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Билет №2

1.Основные пед. категории (образ-е, восп-ие, обуч-е)

2. Структура личности, ее основные компоненты.

Билет №3

1.Целостный педагогического процесса. Структура, функции, противоречия целостного педагогического процесса.

2.Потребности как источник активности личности. Виды потребностей, их классификация

Билет №4

1.Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения.

2.Понятие о мотивах поведении. Виды мотивов. Формировании мотивации учения

Билет №5

1.Сущность процесса воспитания. Принципы воспитания.

2.Понятие о направленности личности.

Интересы, убеждения, установки.

Формирование направленности в учебном процессе.

Билет № 6

1.Основные направления образовательной политики государства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2. Понятие о группах. Виды и классификация групп. Характеристика учебных групп.

Билет №7

1.Специфика объекта, предмета и функций профессиональной педагогики. Задачи и структура профессиональной педагогики.

2.Феномены межличностных отношений. Характеристика социально-психологического климата учебной группы

Билет № 8

1.Педагогические системы: характеристика и примеры.

2.Межличностные конфликты. Способы их разрешения и предотвращения

Билет №9

1.Проблема цели воспитания в педагогике.

2.Понятие об общении. Виды и формы общения. Специфика педагогического общения

Билет №10

1.Методы педагогического исследования.

2. Понятие о деятельности. Структура деятельности. Характеристики основных видов деят-ти: учебной и трудовой

Билет №11

1.История и этапы становления профессионального образования в России.

2.Понятие о деятельности. Структура деятельности.

Билет №12

1.Современная многоуровневая система профессионального образования в России.

2.Психологические характеристики учебной и профессиональной деятельности

Билет №13

1.Цели и задачи профессионального образования. Принципы профессионального обучения.

2.Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания. Управление вниманием в учебной деятельности

Билет №14

1.Содержание профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт как источник формирования содержания образования.

2.Понятие о памяти. Виды и процессы памяти.

Способы развития памяти в учебном процессе.

Билет №15

1.Понятие содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования.

2. Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия развития мышления в учебном процессе.

Билет №16

1.Концепции содержания образования.

2.Понятие воли. Функции воли. Волевые свойства личности. Формирование волевых свойств в профессионально-образовательном процессе.

Билет №17

1.Учебная и производственная практики: образовательные цели, функции и содержание.

2.Понятие о темпераменте. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности

Билет № 18

1.Характеристика и классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

2.Понятие о характере. Формирование характера. Акцентуации характера, проявление и учет в учебной деятельности

Билет №19

1.Методы теоретического и практического обучения. Условия эффективного применения методов обучения..

2.Понятие о способностях. Структура способностей. Возможности формирования и развития способностей в образовании

Билет №20.

1.Средства обучения. Классификации средств обучения. Критерии выбора средств обучения.

2.Возрастная периодизация жизненного цикла человека.Характеристика младшего школьного возраста (ведущая деятельность, новообразования, задачи развития)

Билет №21

1.Диагностика и мониторинг педагогического процесса. Виды мониторинга в образовании.

2.Психологические особенности учащегося с отклонениями в психическом развитии

Билет №22

1.Формы организации воспитания. Классификации организационных форм воспитания.

2. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.

Характеристика подросткового возраста (ведущая деятельность, новообразования, задачи развития)

Билет №23

1.Организационные формы теоретического и практического обучения.

2.Профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии.

Билет№24

1.Урок как основная форма организации обучения.

2.Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Характеристика юношеского возраста (ведущая деятельность, новообразования, задачи развития)

Билет №25

1.Общая характеристика педагогической профессии. Структура и содержание профессионально-педагогической деятельности.

2.Психологические особенности асоциального поведения

и способы коррекции

Билет №26

1.Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Специфика воспитания в СПО.

2.Профессиональное становления личности.: условия, этапы результат

Билет №27

2.Психологические особенности проф-го обучения.

Билет №28

1.Управление образовательными системами разного уровня: сущность и принципы.

2.Социально-профессиональное воспитание: направление, методы

Билет №29

1Педагогическое проектирование в СПО: сущность, функции и особенности.
2.Психологические особенности личности педагога, их влияние на формирование личности учащихся

Билет №30

1.Особенности деятельности инновационных образовательных организаций.

2. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.

Характеристика зрелого возраста (ведущая деятельность, новообразования, задачи развития)

Социальная ситуация развития. -это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в. данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно, на основе длительного исторического опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Ведущей называется такая деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности.

Центральное новообразование - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Младенчество Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

1. Возникновение первого цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо

3. Возникновение соподчинения мотивов

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Центральное новообразование подросткового возраста- возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ведущий вид деятельности- это деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет формирование у него основных психологических новообразований.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.

· в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. (Например, ребенок начинает учиться, играя; в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру)

· в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. (В игре -творческое воображение)

· от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. (В игре- осваивает нормы поведения взрослых людей).

Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности.

Обратите внимание на раздаточный материал у вас на столе. Давайте рассмотрим, какая ведущая деятельность соответствует каждому возрастному этапу).

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в соответствии с возрастом:

-(0-1 года)-эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

-(1-3л)- предметно- манипулятивная деятельность

-(3-7лет)- игровая деятельность и сюжетно-ролевая игра

-(7-11л)- учебная деятельность младшего школьника

-(11-15л)- интимно- личностное общение подростков

-(18-25л)- профессионально-учебная, трудовая (или обе)

-(25-60л)- профессиональная деятельность

-(после 60л)- общение

Особенности ведущих деятельностей.

1. Общение. (давайте рассмотрим, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства)

возраст период Форма общения Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное Потребность в доброжелательном внимании
1-3года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение Потребность в сотрудничестве
3-5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно - познавательное общение Потребность в уважении взрослого, познавательный мотив
4-6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Скажите, как может сказаться недостаток общения ребенка со взрослым?

(явление госпитализма - отсутствие эмоциональной поддержки, эмоционального контакта).

2.Предметно-манипулятивная деятельность –деятельность с предметами (взял, положил, бросил). На основе нее дальше будет развиваться игровая.

3. Игровая деятельность- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях действуют.).

Как думаете, что развивается у дошкольника в игровой деятельности?

4.Учебная деятельность- сложна, нередко дети не готовы. Что требует она от ребенка? (сосредоточенности, усидчивости, знаний, произвольности психических процессов).

5. Интимно- личностное общение ( со сверстниками, с противоположным полом, обмен впечатлениями, просто рядом)

6.Профессионально- учебная (выбор профессии, ошибка в выборе, разочарование)

7.Профессиональная деятельность (работа. Удовлетворенность или нет).

8.Общение – начинается и заканчивается одинаково. Поддержка детей, внимание, чтобы рядом были и другие сверстники, забота).

3.вопрос Любая деятельность имеет сложную структуру.

- мотив, который образуется на основе потребности (демонстрация рисунка).

Потребности по А.Маслоу.

(Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. с помощью разных предметов. Потребность +предмет = мотив).

-операции (любое действие может выполняться разными способами).

Л.С.Выготский ввел понятие интериоризации. Что лежит в основе данного понятии?

Он говорит о том, что сначала, в совместной деятельности у древних людей появились слова- приказы другому. это было необходимо для организации совместной деятельности.

Постепенно эти приказы обращаются на себя, из внешних отношений переходят во внутренний план. Такой механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

Психологическое новообразование- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка и его отношение к среде.

Новообразования по возрастам:

Возрастные кризисы. Содержание и структура возрастных кризисов.

что детское развитие должно

быть гармоничным, бескризисным.

результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает,

что наличие кризисов

в развитии закономерно.

Более того, по некоторым представлениям,

ребенок, не переживший

не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закономерность детского развития.

1. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго: несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до 1-2 лет.

2. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

3. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Как пишет Л.С.Выготский, ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать.

- более или менее острые конфликты с близкими

- ослабляется интерес к занятиям

- иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят во-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше.

Как правило мы обнаружим: трудности в общении с окружающими, а также плохие результаты в учебной деятельности.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние.

Что это значит? (ответы студентов).

Распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии.

· Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность

· Отказывается от прежних ценностей и форм отношений.

· В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) —. кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — Кризис 7 лет- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

4Вопрос. КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года.

· Всплеск самостоятельности (хочет все трогать, всем играть, если не дают- аффективные реакции)

· Появление аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

ПРИМЕР: Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что ею действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

-падают на пол и бьют по нему руками и ногами.

***Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовывать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода,

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Особенности возраста, явившиеся предпосылками возникновения кризиса:

-разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений

-возрастание самостоятельности и активности

ПРИМЕР: Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. негативизм -ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование выполнить просьбу взрослого.

Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

4. Своеволие.

5. Протест-бунт.

6. Деспотизм. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, и что не будет.

7. Ревность. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тевденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.д.,

С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в углубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд . С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и твор­

чеством в системе экзистенциальных ценностей


13. Возрастно-психологические и акмеологические подходы к пониманию специфики деятельности в зрелом возрасте.

Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга

Акмеология и возрастная психология используют биографический метод в разных его формах: сбор и сопоставление биографического материала, спонтанные и спровоцированные автобиографии, синтезирование типичных историй движения личности в зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства очевидцев, контент - анализ дневников, записных книжек, писем. Для анализа привлекается также литературный и клинический материал.

Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей.

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком:

— социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его

жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);

— социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов

семьи, учителей, круг общения);

— фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.

По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования: 1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — неравномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более трудные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает постановку новых целей.

14. Биографический метод.

2 подхода : номатетический и идеографический подход

номатетический: на статистические закономерности на кол-ые хар-ки ,естественно научной методологии,объективность измеряемость , стардантизованная процедура измерения

идеографический: описательный,качественный ,меньше ориентирован на велечины, акцент на своеобразие ,уникальность ,о единичных случаях может идти речь

основные методы: описание,интервью, анализ документов

биографический метод-вариант осуществления идеографического методода: анализ жизни человеа

биограф беседа,интервью,разная степень развертности ,или наоборот более стандарт,проектиные методы (псих автобиография)биограф опросики(полуп)

анализ и реконструкция жизненного пути человека- биографический метод

разновидность описательной и идеографической стратегии но может приближаться к стандарт опросникам


15. Родительство как одна из ведущих деятельностей взрослого человека. Освоение материнской, отцовской роли.
16. Когнитивное развитие в период взрослости.

прекращении развития в этом периоде.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под руководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие возрастной изменчивости психофизиологических характеристик приложимо к человеку на всем диапазоне взрослости. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет.

Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:

— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальны й прогрес с в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — специализаци я психофизиологически х функци й — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

— Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функциональною уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким, как вербальный и невербальный интеллект, память.

— Гетерохронностъ (неравномерность) развития — несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как инди вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций. На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии

Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблюдается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме жду функциями. В микропериод 41 —50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35—39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.

В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); образование как процесс, индивидуальная и организованная познавательная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и др.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразовани е структур ы интеллект а взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способност ь с а м о му ставит ь проблемы , достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным суждениям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индивидуальностью

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память , скорость реакции.

Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. специализация функции поддерживает ее общий уровень.


17. Понятие нормативного кризиса зрелости.

найти способ решения задачи ,а не отодвинута ,не вытеснена а решена- уход в алкоголиз,в трудоголизм, в болезнь

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

— в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

— глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

— кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

— развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;

— кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих;

— выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку.

Таким образом, нормальная зрелая личность — это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.


18. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.

Развитие в зрелых возрастах - это молодость как начальный этап зрелости, установление интимности, личных близких связей с другим человеком - основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы. Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Основные проблемы данного возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, сознание обобщенного, нереалистического характера юношеских (подростковых) мечтаний, складывание более конкретного представления о будущей жизни, вступление в брак. Молодость как "время путешествий", переход от "кочевой" жизни к оседлой. Профессиональная деятельность - задача специализации в избранной профессии, приобретение мастерства, либо смена профессии, вуза и так далее.


20. Половая специфика стадий жизненного пути и содержания кризисных переживаний.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из

40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал

биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрос­

лости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет.

В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.

Левинсон выделил переходы:

— к ранней взрослости — 17—22 года;

— переход 30-летия — 28 — 33 года;

— к средней взрослости — 40—45 лет;

— переход 50-летия — 50—55 лет;

— переход к поздней взрослости — 60—65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная поисками Левинсона, применила автобиографический метод в сравнительном анализе жиз зни супругов . Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона

Читайте также: