Злокачественная шизофрения у детей

Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении, а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем.

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;


Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.


Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.


Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.


Шизофрения у детей – это психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы шизофрении у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Лечение шизофрении у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды. Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

Патогенез

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов. Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания. Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Классификация

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Симптомы шизофрении у детей

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно – страхами, навязчивостями.

Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих. Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом. Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения. Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей. Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику.Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Шизофрения в детском возрасте фиксируется значительно реже в сравнении с взрослым контингентом. Заболевание имеет некоторые сложности в диагностике, поскольку непонятные страхи, причудливое фантазирование, бредовые установки могут быть выражены незначительно или же рассматриваться окружающими, как свойственные детям игры и фантазии.

Крайне важно распознать признаки психоза и приступить к лечению на ранних сроках, поскольку отягощение болезни негативно влияет на процессы психического развития личности, замедляя и искажая внутренний мир человека. Расстройство, оставленное без внимания, в корне меняет сферы мышления, восприятия, эмоциональный мир и поведение, оставляя неизгладимый след на юной личности.

Детская шизофрения чаще всего имеет непрерывное течение, без промежутков ремиссии и рецидивов. Однако в подростковом возрасте расстройство может принять приступообразный характер либо шубообразное течение (непрерывный ход чередуется с толчкообразными приступами и последующими ремиссиями).

Очень часто симптоматика отягощается на отрезках возрастных кризисов: 3, 5-7 лет. Прогноз детской шизофрении во многом зависит от особенностей преморбидного периода. Дети радостные, гармоничные, активные, эмоционально устойчивые в преморбиде имеют высокие шансы на доброкачественное течение болезни и обретение стойких ремиссий. В то же время ребята, отличавшиеся апатичностью, замкнутостью, психической пассивностью рискуют очень быстро обрести злокачественный характер недуга.

Причины

В настоящие дни у исследователей этиологии и патогенеза детской шизофрении отсутствует четкое понимание природы заболевания. Однако изучение семейного анамнеза больных, визуализация работы структур головного мозга, изучение личностного портрета и условий жизни позволяет утверждать, что фундаментом шизофрении является неблагоприятная наследственность, а манифестация психоза наступает при воздействии средовых факторах или сбоях в биохимических процессах организма.

Рождение ребенка у родителей, страдающих шизофренией, в 50% случаях определяет судьбу его психической сферы. Однако, разовьется заболевание или нет, зависит от иных условий, среди которых можно выделить следующие факторы.

Отрицательный вклад вносит наличие в семейном анамнезе по материнской или отцовской линии каких-либо психических расстройств: депрессивного, тревожно-фобического, шизофренического спектра, алкоголизма или наркомании.

Некоторые ученые убеждены, что беременность в позднем возрасте (старше 40 лет) негативно влияет на ход становления нервной системы плода. Фактором риска выступает тяжелое течение беременности, когда вынашивание ребенка было сопряжено с угрозой выкидыша или преждевременных родов. Неблагоприятной ситуацией являются перенесенные будущей матерью инфекционные заболевания, особенно ТОРЧ-инфекции. Пагубные привычки родительницы (курение, злоупотребление алкоголем), бесконтрольный прием медикаментов, неполноценное питание или голодание не позволяют плоду нормально развиваться.

Часто предрасположенность к психозам укрепляется из-за стрессовых условий жизни ребенка. Неблагоприятная атмосфера в семье: скандалы взрослых, аморальный образ жизни, проблемный развод – факторы, разрушающие незрелую психику. Нередко, не сумев вынести груз окружающей среды, дети замыкаются в себе и в фантазиях изобретают для себя приятный комфортный мир. Спровоцировать приступ шизофрении у детей может резкое изменение привычных условий существования, например, внезапная гибель родителей и вынужденное переселение к опекунам.

В некоторых случаях дебют болезни наблюдается после тяжелых вирусных заболеваний малыша, особенно если недуг спровоцирован нейроинфекциями. Распространенный провоцирующий фактор – тяжелые травмы в зону черепной коробки, повлекшие потерю сознания или сопряженные с необходимостью длительного лечения и реабилитации.

Следует помнить, что продолжительное пребывание малыша в больнице без родителей – сильный психотравмирующий фактор. Ограничение активности, больничная обстановка, необходимость неприятных лечебных манипуляций для детей до 10 лет – серьезное испытание. Поэтому в случае вынужденной необходимости длительного лечения в стационаре, родители должны приложить максимум усилий для сохранения психического благополучия их отпрыска.

Особенности шизофрении в детском возрасте

Ребенок с диагнозом шизофрения охвачен иррациональными страхами и предается патологическому фантазированию. У него нарушен контакт со взрослыми и со сверстниками: он не способен четко изложить свои мысли и не может играть соответственно возрасту. Очень часто ребенок с шизофренией (чаще малыш от 3 лет) страдает от нарушений сна.

При обследовании маленьких пациентов не обнаруживаются в полной мере систематизированные бредовые идеи, классические псевдогаллюцинации, явления психического автоматизма. Такой феномен объясним неполным формированием сложных и цельных конструкций сознания самого себя. У детей чаще всего определяются галлюцинаторные видения со стороны зрительного анализатора.


Как проявляется шизофрения у детей? Клинические симптомы психоза условно разделяют на две группы:

  • продуктивные (позитивные);
  • дефицитарные (негативные).

Позитивные симптомы

Продуктивные признаки – психические феномены, которые отсутствовали до начала болезни и возникли по мере прогрессирования недуга. В данной группе присутствуют:

  • патологическое фантазирование;
  • бредовые идеи;
  • галлюцинации;
  • психопатоподобное поведение;
  • различные навязчивые страхи.

Патологическое фантазирование подразумевает склонность к искажению фактов реальности, выдумыванию, сочинительству неправдоподобных историй, в которые ребенок верит. Фантазии больного причудливые и не имеют никакой связи с действительностью. Нередко фантазирование достигает степени бреда. Например, малыш воображает себя выдуманным персонажем, ведет себя, как вымышленный герой, не откликается на собственное имя.

У детей старше 7 лет появляются галлюцинации (расстройства восприятия). Галлюцинации имеют менее сложную структуру, чем искажения у взрослых. Сюжеты галлюцинаторных образов – исконно детская тема, именно поэтому их тяжело отличить от здоровой игры воображения у детей. Следует указать, что некоторые дети не ощущают дискомфорта от галлюцинаций, и на начальном этапе болезни не отделяют патологические явления от естественных переживаний. У 60% больных определяются зрительные и вербальные галлюцинации (приказывающие, диалоговые, комментирующие).

Клинический симптом продуктивного ряда – психопатоподобное поведение, которое отличается явной ненормальностью. Больной шизофренией демонстрирует аномальные реакции, противоречащие здравому смыслу. Например, ученик, которого регулярно унижали одноклассники, в отместку им начинает есть крем для обуви или гуашь.

У мальчиков и юношей обнаруживается жестокость, агрессивность, грубость. Они демонстрируют сексуальную расторможенность. У школьников учителя наблюдают неадекватную и странную расторможенность движений. У таких учеников нарушено активное внимание, они не способны сохранять сосредоточенность на одной изучаемой теме. Педагоги отмечают причудливый стиль усвоения учебного материала. Дети с шизофренией очень быстро понимают трудные темы, однако не ориентируются в простой информации.

При приступах шизофрении тревога проявляется соматовегетативными симптомами, которые взрослые нередко трактуют, как банальное ОРЗ. У детей может подняться температура до субфебрильных значений. В клинических анализах крови наблюдается сдвиг лейкоцитарной формулы. Малыш отказывается от еды, при настойчивых уговорах покушать он прячется от родителей. В таком состоянии больной шизофренией может убежать из дома.

Негативные симптомы

Дефицитарные проявления – утрачиваемые в процессе болезни психические качества и свойства, приводящие к формированию шизофренического дефекта. Данными феноменами являются:

  • противоречивость эмоций;
  • отсутствие полноценного эмоционального отклика;
  • уход в свой внутренний мир;
  • отсутствие интересов, пассивность;
  • переход на примитивные формы поведения.

Если болезнь стартовала до 3 лет, то по мере усложнения негативных симптомов больные дети выглядят как умственно отсталые лица, хотя до старта шизофрении они не отставали в развитии от своих ровесников. Страдает сфера мышления: ребята не способны к установлению причинно-следственных связей, образованию ассоциаций, перестают понимать предназначение окружающих предметов.

Проблемы в сфере мышления внешне проявляются нарушениями речи. Больные разговаривают непонятными фразами, неверно используют слова. Заметна нелогичность и разорванность речи. Часто возникают паузы в высказываниях. Ухудшается когнитивный потенциал ребенка. Некоторые дети быстро перемещаются на уже пройденные пути развития, например, вместо ходьбы начинают ползать.

Значимый признак детской шизофрении – дисгармония в онтогенезе (нарушение индивидуального развития). Наблюдается выраженный дисбаланс между стремительным развитием интеллектуальной сферы и задержка развития моторики.

Типичным симптомом шизофрении выступает философическая интоксикация – термин, обозначающий болезненный интерес к абстрактным вопросам, примитивные размышления на философские темы. Несмотря на то, что выглядит будто ребенок серьезно увлечен какой-то дисциплиной, его рассуждения поверхностны и примитивны.

Такой малыш рано начинает читать, и книги являются его лучшими друзьями. Ребенок задает сложные философские вопросы. Однако его не интересуют забавы со сверстниками, особенно он избегает подвижные игры. Часто наблюдается инфантилизм, соседствующий с мудрствованием. Например, ребенок 10 лет не понимает рамки дозволенного и ведет себя неприлично в обществе. Однако он раздумывает о вопросах жизни и бытия.

Особо страдает сфера, связанная с произвольными движениями. Жесты и мимика больного невыразительные. В движениях отсутствует плавность и грациозность. Больные дети не могут выполнять банальные навыки по самообслуживанию. Некоторые малыши начинают самостоятельно одеваться только в 6-7 лет.

Большие проблемы для детей представляют нарушения в волевой сфере. При столкновении с малейшим препятствием ученик пасует: он не может заставить себя приложить усилия для решения сложных заданий. При этом для такого школьника неприемлемо принять помощь от преподавателей, родителей, одноклассников.


Лечение

Поэтому крайне важно, если замечены противоестественные элементы в мышлении и поведении ребенка, сразу же проконсультироваться у психолога и невролога, и после – у психиатра. При необходимости стационарного лечения родителям нужно внимательно изучить условия пребывания пациента, квалификацию и опыт медицинского персонала. При шизофрении нежелательно доверять психическое благополучие малыша или подростка индивидуально практикующим врачам, предлагающим помощь амбулаторно: помочь ребенку купировать проявления болезни и грамотно составить последующую программу терапии возможно лишь в стационарно действующих клиниках.

Показаниями к госпитализации являются:

  • первый случай манифестации психоза, когда у больного отсутствует осознание собственного болезненного состояния;
  • рецидивы заболевания, для устранения которых требуется применение высоких доз психотропных препаратов;
  • жизнеугрожающие состояния;
  • отсутствие эффективности от проводимого амбулаторно лечения.

Работа психиатра нацелена на то, чтобы минимизировать существующие проявления расстройства и не допустить отягощение шизофренического процесса. Иными словами, задача врача – добиться того, чтобы имеющаяся проблема не мешала ребенку развиваться и функционировать в социуме, не привела к инвалидности из-за утвердившегося шизофренического дефекта.

Основу лечения детской шизофрении составляет применение мощных психотропных средств тех же групп, которые используются и во взрослой практике. Схема медикаментозной терапии представлена:

  • антипсихотиками (нейролептиками);
  • нормотимиками (стабилизаторами настроения);
  • антидепрессантами (тимолептиками);
  • транквилизаторами бензодиазепиновой природы.

Выбор препаратов для лечения детской и подростковой возрастной аудитории затрудняется тем, что больная часть медикаментов последних разработок не прошла регистрации в странах постсоветского пространства или не разрешена к использованию в возрасте до 18 лет. Еще один значимый барьер, с которым приходится довольно часто сталкиваться психиатрам – настороженное или вовсе негативное отношение родителей.

При выборе лечебной программы необходимо учитывать, что детский организм по-особенному воспринимает стандартные психотропные средства. Поэтому необходим постоянный мониторинг состояния больного, регулярная оценка эффективности терапии, замена препаратов или назначение иных доз при необходимости.

Работа психиатра нацелена на то, чтобы минимизировать существующие проявления расстройства и не допустить отягощение шизофренического процесса. Иными словами, задача врача – добиться того, чтобы имеющаяся проблема не мешала ребенку развиваться и функционировать в социуме, не привела к инвалидности из-за утвердившегося шизофренического дефекта.


К сожалению, современная наука не нашла способы, позволяющие добиться полного выздоровления. Однако своевременное комплексное и полноценное лечение дает возможность уменьшить выраженность симптомов шизофрении, минимизировать вероятность развития обострений психоза.

Читайте также: