Жизненная мудрость основное новообразование старости

Тема 11. Психология старости

1. Физическое и психическое развитие в старости.

1. Физическое и психическое развитие в старости

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.


Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог Эрик Эриксон определял старческую мудрость так:

Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

мудрость (радость успехам молодого поколения, беспрепятственное отношение, частичные уступки своего места).



При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:

Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.

Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.

Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.

Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.

Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.

Как пережить кризис

Старость – период структурирования и передачи жизненного опыта, поиска хобби и увлеченности внуками. Общение в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, круг общения сужается.

В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности. Признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам субъект. Физиологическое старение долго не признается, так как происходит постепенно и остается незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником, другом детства (эффект зеркала). Осознание этого нередко шокирует.

К психологическим задачам этого возраста относится:

  • адаптация к психологическим и физическим изменениям;
  • здравое восприятие старости (разрушение негативных стереотипов);
  • корректное распределение и заполнение времени, определение цели дальнейшей жизни;
  • адаптация к смене социальных ролей и статусов, поиск новых ролей;
  • противостояние эмоциональному истощению, поддержание эмоциональной гибкости, стремление к эмоциональному обогащению в других сферах;
  • поиск новых форм поведения, развитие психологической гибкости.

Важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность. Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.

Например, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.

Послесловие

Освобождение от работы дарит много свободного времени, но это не означает конец жизни. Нужно лишь найти то хобби и увлечение, которое будет теперь интересно. Появилось много времени для себя, заботы о себе. Да, здоровье ухудшается, тело стареет, но нужно принять это и рационально заботиться о своем здоровье. Чтобы проще это переживать, необходимо осознавать значимость своей жизни, чувствовать уважение и заинтересованность со стороны других людей.

Старческий кризис больше похож на внутриличностный, а не на возрастной кризис. Это период идентичности, экзистенциального кризиса. Принятие происходящих изменений (как и в подростковом возрасте) обуславливает легкость дальнейшей жизни и кризиса.

Старость - особый этап в жизни человека. Новообразованием возраста является мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Но само старение не обязательно означает возникновение мудрости.


Старость и кризисы

  • Суть и симптомы кризиса
  • Особенности периода старости
  • Типы личности в старости
  • Как пережить кризис
  • Послесловие

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.


При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.


Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.


  • Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.

  • Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  • Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  • Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  • Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.опубликовано econet.ru.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Кризис на границе поздней зрелости и старости датируют примерно возрастом 55-65 лет.

I. Пожилой, предпенсионный возраст –это прежде всего ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

- основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пения для него наступит позже, чем для многих других его сверстников;

2. Ведущая деятельность:

- стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

- к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

- старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

- в основном контакты с родственниками и близкими людьми;

2. Ведущая деятельность:

- для части пенсионеров первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

- общение в основном с такими же старцами;

- некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты общественной деятельности;

2. Ведущая деятельность:

- стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства;

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем.

1. Социальная ситуация:

- в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (в стационарах);

- также соседи по палате в домах престарелых.

2. Ведущая деятельность:

- лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

- общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель;

- у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

- поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

- она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь.

Основные новообразования:

- принятие своей жизни;

Мудрый человек способен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и др. задачи. Его действия, поступки глубоко осмысленны, поведение соответствует конкретной ситуации и собственным возможностям. Человек, достигший в своем индивидуальном психическом развитии вершин зрелости, создает известный образец мудрости, который потом выступает объектом подражания и следования.

Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, реализация которой зависит от человека.

Как это не банально звучит, мудрость в преклонном возрасте приходит к человеку невероятно редко. Иначе говоря, мудрость – товар штучный. Некоторые учёные даже утверждают, что мудрой старости на земном шаре вообще не существует.

Не берусь опровергать данное мнение, но могу уверенно заявить, что пословица мол, с годами приходит мудрость, явно не работает. Во всяком случае, мудрость сама по себе ни к кому не приходит. Даже к людям умным и образованным.

Посмотрите, что представляет собой старость на сегодняшний день. Пожилые мужчины делятся на дедушек и стариков. Пожилые женщины - на бабушек и старух. Дедушки водят внуков в школу, рассказывают сказки и всякие истории. Бабушки - пекут пирожки, вяжут носки…

Старики и старухи — это сморщенные, как изюм, гарпии, которые хают нас у подъезда. Метят новые замшевые сапоги следами колёс своих тележек. Лают на весь автобус. Посмей только замешкаться при освобождении для них места. Злоба, жадность, недовольство, духовная слабость, абсолютное непонимание происходящего вокруг.

Правда у многих мужчин к пенсии чувство собственного достоинства не рассасывается. Поэтому одичавших дедушек намного меньше, чем одичавших бабушек. Разве это мудрость?

Короче, это не правда, что мудрость приходит с годами. Нет, мудрость не приходит сама по себе, но к мудрости можно прийти. Многие путают такие понятия как мудрый и умный или образованный и мудрый. Ну, а чаще – старый и мудрый.

Умных и всезнающих стариков и старух много, а вот мудрых среди них нет. В лучшем случае, мы имеем богатую старость, образованную старость, властную и знаменитую старость, но не умную. Тем более, мудрую. Причина тому одна – по большому счёту, природа не заложила в человека стремления к мудрости. Отсюда и её уникальность в старости.

К старости человек получает именно то, к чему стремится всю жизнь. Если он потратил жизнь на образование и накопление богатства то, в лучшем случае, окажется в старости богатым и образованным. Не более того. Пьянство, курение, наркомания и проституция, войны, болезни, возникающие от невоздержанности и неумеренности, — вот следствие того, что мы не имеем мудрой старости.

Между тем, только мудрая старость может и должна оберегать человечество от всех тех бед, какие оно испытывает исключительно по причине своей не мудрости. Все слишком умные, все слишком образованные, все слишком богатые и известные, чтобы быть мудрыми.

Но что же такое мудрость? Это, конечно же, не количество прожитых лет, т.е. не возраст. По моему мнению, мудрость это уровень восприятия окружающего мира, который основан на добре и истине, на правде и любви, разумности и благонамеренности.

Можно быть малограмотным человеком, без особого образования, но понимать, в чём состоит истина. При этом быть добрым, любящим, честным, разумным и благонамеренным.

Но самое главное — это сознавать то, с чем именно несовместима мудрость. В первую очередь, мудрость не терпит излишеств во всех его проявлениях. Более того, мудрость существует только там, где есть недостаток. Поэтому нет смысла, искать мудрость там, где власть, где богатство и слава.

Мудрость — это и есть та цена, какую мы платим за богатство, за славу и власть. Хотите быть мудрыми? Пожалуйста, избавляйтесь от того, что отнимает у Вас Вашу мудрость, от того, что мешает Вам быть мудрым.

Ещё один вопрос. Почему следует стремиться к мудрости, желать быть мудрым? Потому что иначе придётся стать злым, стать нечестным, никого не любить и не стремиться к благу.

А это очень и очень грустно. Что, собственно, и наблюдается повсеместно. Поэтому, скорее всего, старики и старухи так раздражены, ведь ничто так не раздражает человека, как его собственная глупая старость

Теоретическое введение

Хронологические границы возраста. Подпериоды старости.

Психофизиологические особенности позднего периода жизни. Биологические и социокультурные факторы старения.

Особенности социальной ситуации и задачи развития в старости.

Проблема личностной интеграции и построение концепции смерти. Жизненная мудрость как личностное новообразование в период старости.

Возрастные изменения в интеллектуальной сфере и возможности их профилактики в период старения.

Рекомендуемая литература: [1], [49], [90], [93], [100], [120].

Старость (или поздняя зрелость в периодизации Э. Эриксона) (после 65 лет) – это время серьезных жизненных перемен. Это период в жизни, когда ухудшается здоровье, и уходят из жизни близкие люди. Это время выхода на пенсию и снижения ритма жизни. Это время утраты власти, ответственности и автономии. С другой стороны - это время размышлений и забав с внуками.

Период старости неоднороден. В нем можно выделить несколько подпериодов.

Предстарческий период (60 – 69 лет). В это время люди очень различаются по возрасту выхода на пенсию. Это событие заставляет приспосабливаться к новой ролевой структуре и новому темпу жизни. Физическая сила в этот период убывает, что может оказаться проблемой для работающих лиц. Однако, многие люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, отличаются большой энергией и постоянно ищут новые занятия. Многие пенсионеры хотят по-прежнему что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить.

Старческий период (70 – 79 лет). После 70 лет многие сталкиваются с потерями и болезнями. Проблемы со здоровьем причиняют все больше хлопот, но далеко не все семидесятилетние становятся беспомощными инвалидами.

Позднестарческий период (80 – 89 лет). Людям становится труднее приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. В этом возрасте большинство людей не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.

Дряхлость (90 лет и более). Несмотря на то, что проблемы со здоровьем все усугубляются, девяностолетние могут найти себе новые занятия. И, если проблемы предыдущих лет были успешно решены, десятое десятилетие может быть наполнено чувством удовлетворения.

Д. Бромлей выделила 5 типов приспособления человека к старости.

Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, удовлетворен контактами с окружающими; критичен в отношении самого себя, полон юмора и терпимости; принимает старость как завершение профессиональной карьеры, а смерть – как естественное явление; оптимистически относится к жизни.

Установка зависимости. Человек проявляет пассивность и зависимость от других. Высокие жизненные устремления отсутствуют, профессиональная деятельность легко завершается. Человек не страдает от эмоциональной неуравновешенности и стрессов, так как семейная среда обеспечивает чувство безопасности.

Защитная установка. Эта установка характерна для людей, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренняя. Они подвержены страху смерти, но маскируют свою беспомощность перед ней усилением внешней деятельности.

Установка враждебности присуща агрессивным, мнительным, вспыльчивым старикам, которые предъявляют массу претензий к своему окружению. Они не могут смириться с фактом старости, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

Установка враждебности, направленная на самого себя характерна для людей, избегающих воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они пассивно воспринимают удары судьбы, смерть воспринимается ими как освобождение от страданий. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является у них поводом для депрессии и острой жалости к себе.

Задачами развития в старости являются: подведение жизненных итогов, сохранение идентичности и достижение целостности (Эго-интеграции), а также построение концепции смерти, причем все эти задачи тесно взаимосвязаны.

Р. Хейвигхерст выделил следующие задачи развития в пожилом возрасте:

1) Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья.

2) Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов.

3) Приспособление к смерти супруга(и).

4) Установление прочных связей со своей возрастной группой.

5) Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6) Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

Основной параметр развития, который определяет особенности старческого возраста, по мнению Э. Эриксона: Эго-интеграция (целостность) против отчаяния. Эго-интеграция (целостность), как задача развития, – это итог всех семи предшествующих стадий. Это ощущение цельности и осмысленности жизни. Возникает оно у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворение.

Вкладом стадии в развитие личности Э. Эриксон считает мудрость. Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека (Г. Крайг). Мудрость представляет собой не только кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта, но и особое психосоциальное качество личности, воплощающее итоги развития человека на протяжении всего жизненного пути.

Познавательная деятельность в старости изменяется. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью у пожилых людей не являются неизбежными последствиями старения, а обусловлены другими факторами (депрессия, прекращение активной деятельности, побочное действие лекарственных препаратов). Одно из главных изменений – это снижение скорости и пластичности познавательных процессов, что, впрочем, восполняется соответствующими компенсациями.

Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, некоторые все же переживают снижение познавательной деятельности. Прямыми причинами этого снижения выступают болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга, косвенными – ухудшение здоровья, низкий уровень образования, бедность, низкая мотивация познавательной деятельности и др. Крайние проявления интеллектуального упадка – старческие деменции. Деменция (приобретенное слабоумие) – это комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию, изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом и могут вызываться множеством прямых и косвенных причин.

Читайте также: