Законы докучной сказки сказка про сороку и рака

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Страницы: (учебник) 8–9; (тетрадь) 6, № 4.

Цели: продолжить знакомство с докучной сказкой; с особенностями сказки – повторами; сюжетно-композиционными особенностями жанра докучной сказки; развивать артикуляционный аппарат, память.

Оборудование: условные знаки, иллюстрации репейников, ученого кота, ребусы, карточки слогов.

I. Организационный момент.

Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовет.

С Мишей, Машей за околицу

На чудесный огород.

II. Введение в тему. Объявление темы урока.

– Сегодня ученого кота пригласили на научную конференцию, поэтому нашим помощником будет Родник сюрпризов.

Чтобы с ним подружиться, отгадайте ребусы:

100л



?ист

(стол) (комната) (ам) (зубы) (канава) (аист)

– Назовите первый звук в каждом слове, какое слово получилось? (Сказка.)

– Молодцы! Родник зовет Мишу, Машу и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки о его друзьях.

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

– Миша удивлен, почему Родник сюрпризов дружен с репейниками. А вы догадались?

Родник поит репейников своей чистой, прохладной водичкой, а они за это рассказывают ему свои любимые докучные сказки.

Придется Мише и Маше придумать докучные сказки, иначе репейники их не пропустят дальше.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 8).

– Познакомимся с новой сказкой про сороку и рака.

а) Чтение по цепочке.

– А вот и знакомая сорока прилетела послушать сказку.

б) Чтение сказки в парах по абзацам.

– Кажется, у сороки голова идет кругом. Интересно, почему? А вы догадались? Посмотрите на иллюстрацию (с. 8). (Сюжет сказки движется по кругу.)

в) Работа по вопросам учебника.

– Объясните, почему докучные сказки легко запомнить? (Элемент сказки повторяется, поэтому ее легко запомнить; сюжет сказки движется по кругу – это делает сказку бесконечной.)

– Старший репей просит Машу и Мишу рассказать сказку. Но ребята растерялись, они не знают законов докучной сказки. Как раз вовремя появился ученый кот (иллюстрация). Он достал из Ручья сюрпризов законы докучной сказки. Вот они. Давайте их расшифруем.

– Если Маша и Миша будут соблюдать все законы, то.

Репей шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Мы шипов его избежим,

Докучной сказкой репей усыпим.


Физкультминутка

Я НА СКРИПОЧКЕ ИГРАЮ

Я на скрипочке играю –

(Ученики имитируют игру на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке –

(Прыжки на месте.)

(Повторить 2–3 раза.)

– Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?

2. Работа по учебнику (с. 9).

а) Работа в парах.

– Кто поможет Маше сочинить докучную сказку?

– Назовите главных героев сказки. (Белочка и Дятел.)

– Чем занимается Белочка? (Сидит на сосне и щелкает орешки.)

– Что делает Дятел? (Дятел долбит ствол сосны.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 9). Опираясь на рисунок, который у Маши, сочините свою докучную сказку.

б) Чтение сказки по ролям.

Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки.

– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк-щелк.

– Дятел долбит ствол сосны: тук-тук.

– Белочка щелкает: щелк-щелк, щелк-щелк.

– Дятел все долбит: тук-тук, тук-тук. И так без конца!

в) Работа в парах.

– Рассмотрите рисунок, который у Миши, помогите ему сочинить сказочку.

– Назовите главных героев сказки. (Медведь и Пчела.)

– Что делает Медведь? (Медведь лезет по липе за медом.)

– Что делает Пчела? (Пчела жужжит и отгоняет его от дупла.)

– Составьте докучную сказочку.

г) Чтение сказки по ролям.

– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.

– А Пчела жужжит и отгоняет: вж-ж, вж-ж.

– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.

– Медведь лезет: выше, выше.

– А Пчела жужжит, жужжит: вж-ж, вж-ж. И так без конца!

3. Работа по тетради (с. 6, № 4).

– Что объединяет ваши рисунки? (Все картинки расположены по кругу и повторяются.)

IV. Обобщение изученного.

– Репейники остались довольны Машей и Мишей и вашей работой, ребята. Родник сюрпризов заслушался докучными сказками так, что перепутал слоги в словах, которые хотел вам сказать.

ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ

Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй дороги, дети.)

Ветра нет, уснул лесок.

Шепот, шелест наших ног.

Шорох листьев по коре.

Тихо в теплом сентябре.

Хрустнет ветка под ногой –

Улыбнемся мы с тобой

И отправимся домой.

Маша считает, что репейники многому нас научили. Кто согласен с Машей? Чему мы научились? Что узнали?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Разыгрывание с детьми докучных сказок.

Цель: развивать способности к театрализованной деятельности, чувство юмора; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: детям дается домашнее задание – вместе с родителями выучить понравившуюся им докучную сказку.

Материал: элементы русских народных костюмов.

Страницы : (учебник) 8–9; (тетрадь) 6, № 4.

Цель деятельности педагога : создать условия для формирования знаний об особенностях сказки (повторы), сюжетно-композиционными особенностями жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного аппарата, памяти.

Планируемые результаты : личностные УУД: проявляют интерес к чтению, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – выделяют в тексте основные части; коммуникативные – понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников; предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки); читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

Образовательные ресурсы: условные знаки, иллюстрации репейников, ученого Кота, ребусы, карточки слогов.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовет.

С Мишей, Машей за околицу

На чудесный огород.

II. Введение в тему. Объявление темы урока.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем.

– Сегодня ученого к ота пригласили на научную конференцию, поэтому нашим помощником будет Родник сюрпризов.

Чтобы с ним подружиться, отгадайте ребусы:


(стол) (комната) (ам) (зубы) (канава) (аист)

– Назовите первый звук в каждом слове, какое слово получилось?
(Сказка.)

– Молодцы! Родник зовет Мишу, Машу и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки о его друзьях.

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

– Смотрите, знакомый знак.

– Миша удивлен, почему Родник сюрпризов дружен с репейниками. А вы догадались?

– Родник поит репейников своей чистой, прохладной водичкой, а они за это рассказывают ему свои любимые докучные сказки. Придется Мише и Маше придумать докучные сказки, иначе репейники их не пропустят дальше.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 8).

– Познакомимся с новой сказкой про сороку и рака.

а) Чтение по цепочке (коммуникативные УУД) .

– А вот и знакомая сорока прилетела послушать сказку.

б) Чтение сказки в парах по абзацам.

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

– Кажется, у сороки голова идет кругом. Интересно, почему? А вы догадались? Посмотрите на иллюстрацию (с. 8). (Сюжет сказки движется по кругу.)

в) Работа по вопросам учебника.

Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.

– Объясните, почему докучные сказки легко запомнить? (Элемент сказки повторяется, поэтому ее легко запомнить; сюжет сказки движется по кругу – это делает сказку бесконечной.)

– Старший репей просит Машу и Мишу рассказать сказку. Но ребята растерялись, они не знают законов докучной сказки. Как раз вовремя появился ученый к от (иллюстрация) . Он достал из Ручья сюрпризов законы докучной сказки. Вот они. Давайте их расшифруем.

– Если Маша и Миша будут соблюдать все законы, то.

Репей шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Мы шипов его избежим,

Докучной сказкой репей усыпим.


Физкультминутка
Я НА СКРИПОЧКЕ ИГРАЮ

Я на скрипочке играю –

(Ученики имитируют игру на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке –

(Прыжки на месте.)

Повторить 2–3 раза.

– Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?

2. Работа по учебнику (с. 9).

Личностные УУД : самоопределение – выполнение задания, ориентирующего на оказание помощи сквозным героям Маше и Мише в сочинении сказки.

а) Работа в парах (коммуникативные УУД) .

– Кто поможет Маше сочинить докучную сказку?

– Назовите главных героев сказки. (Белочка и Дятел.)

– Чем занимается Белочка? (Сидит на сосне и щелкает орешки.)

– Что делает Дятел? (Дятел долбит ствол сосны.)

Познавательные УУД : работа с дидактическими иллюстрациями.

– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 9). Опираясь на рисунок, который у Маши, сочините свою докучную сказку.

б) Чтение сказки по ролям (к оммуникативные УУД) .

Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки.

– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк-щелк.

– Дятел долбит ствол сосны: тук-тук.

– Белочка щелкает: щелк-щелк, щелк-щелк.

– Дятел все долбит: тук-тук, тук-тук. И так без конца!

в) Работа в парах.

– Рассмотрите рисунок, который у Миши, помогите ему сочинить сказочку.

– Назовите главных героев сказки. (Медведь и Пчела.)

– Что делает Медведь? (Медведь лезет по липе за медом.)

– Что делает Пчела? (Пчела жужжит и отгоняет его от дупла.)

– Составьте докучную сказочку.

г) Чтение сказки по ролям (к оммуникативные УУД) .

– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.

– А Пчела жужжит и отгоняет: вж-ж, вж-ж.

– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.

– Медведь лезет: выше, выше.

– А Пчела жужжит, жужжит: вж-ж, вж-ж. И так без конца!

3. Работа по тетради (с. 6, № 4).

– Что объединяет ваши рисунки? (Все картинки расположены по кругу и повторяются.)

IV. Обобщение изученного.

Регулятивные УУД: контрольный итог деятельности.

– Репейники остались довольны Машей и Мишей и вашей работой, ребята. Родник сюрпризов заслушался докучными сказками так, что перепутал слоги в словах, которые хотел вам сказать.

ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ

Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй дороги, дети.)

Ветра нет, уснул лесок.

Шепот, шелест наших ног.

Шорох листьев по коре.

Тихо в теплом сентябре.

Хрустнет ветка под ногой –

Улыбнемся мы с тобой

И отправимся домой.

Маша считает, что репейники многому нас научили. Кто согласен с Машей? Чему мы научились? Что узнали?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Разыгрывание с детьми докучных сказок .

Цель : развивать способности к театрализованной деятельности, чувство юмора; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа : детям дается домашнее задание – вместе с родителями выучить понравившуюся им докучную сказку.

Материал : элементы русских народных костюмов.


Цели урока:

Предметные цели урока: создание условий для формирования знаний; развитие навыков осознанного беглого чтения; ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки на основе анализа изучаемого объекта с целью выделения существенных признаков; развитие умения составлять самостоятельно текст- в данном случае докучную сказку.

Ход урока.

1. Организационный этап.

(понимание, что ход и темп урока зависит от того как я буду взаимодействовать в ходе работы с учителем и одноклассниками)


2. Артикуляционная гимнастика.

Текст артикуляционной гимнастики-ступенька к целеполаганию (формулированию целей урока).

Текст на экране:

«Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовёт.

С Мишей, Машей мы шагаем

УУД этого этапа урока.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Личностные: ответственность за свою деятельность.


Учитель: Сапегина Н. А.


Второй урок в данной теме

Личностные цели урока : привитие интереса к учебному предмету; вооружение способами решения поставленных задач; формирование навыков оценки поведения как своего, так и товарища; развитие критического мышления (индивидуальная интеллектуальная учебная рефлексия).

Чтобы реализовать эти цели на протяжении всего урока ведётся по крупинкам работа по формированию соответсвующих универсальных учебных действий.


Условные знаки, иллюстрации репейника,

отработки техники чтения, учебник

тетрадь для самостоятельных работ.



Ход урока. 1. Организационный этап.

Коммуникативные УУД

(понимание, что ход и темп урока зависит от того как я буду взаимодействовать в ходе работы с учителем и одноклассниками)


2.Артикуляционная гимнастика

Текст артикуляционной гимнастики-

ступенька к целеполаганию

(формулированию целей урока). Текст на

«Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовёт.

С Мишей, Машей мы шагаем


УУД этого этапа урока.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Личностные: ответственность за свою деятельность.



  • Куда и зачем отправились Миша и Маша?
  • С какими препятствиями и почему именно с ними столкнулись дети?
  • Что любят Репейники?
  • Определите по оглавлению учебника и по тому, где мы закончили прошлый урок: всё ли о докучных сказках мы узнали и что нам предстоит сделать сегодня на уроке?

УУД этого этапа урока .

Познавательные: как пользоваться учебной литературой- страницы, оглавление; осознанно строить свои высказывания; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: развитие навыков целеполагания, Формирование умения строить своё предположение на основе иллюстраций учебника; принятие и сохранение учебной задачи: понять что нужно сделать на уроке и в ходе урока стремиться это делать - не забывать о том к чему мы должны придти в конце урока.


4. Актуализация знаний.


5. Законы докучной сказки. Работа с иллюстрацией: особенности докучной сказки- бесконечность ( связь с материалом предыдущего урока).


Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь,

В чем секрет докучных сказок,

Нам конечно объяснишь.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б

В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь



На предыдущих двух этапах формировались УУД:

Познавательные: работа по выработке навыка переработки получаемой информации (от загадки – задания к формулированию закона докучных сказок).

Личностные: привитие интереса к учебному предмету.


7. Работа в парах (определяют самостоятельно по условному знаку учебника)



На предыдущих этапах урока отрабатываются практически УУД заявленные в целях данного урока, особенно коммуникативные.


10.Подведение итогов урока -словесная рефлексия. 11. Оформление выставки сочинённых дома докучных сказок (по желанию).


12. Рефлексия: индивидуальная, интеллектуальная, учебная. Личностные УУД- выработка навыков критического мышление.


Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

- А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
- Нет, не хочу!
- Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
- Ну, расскажи.
- Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.

Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.


Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.



Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост, глядь - ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь - ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…

- В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала…

- Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?

— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала.
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился.
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
Ну что же дальше было?
А когда намокнут – тогда доскажу!

На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Шел я как-то через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост -
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост -
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь - ворона мокнет…

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку. и т.д.

На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца.
Не сказать ли сказку опять с конца?

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:

Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!

Поднимается крик недовольства…

Читать докучные сказки


Чучуло-Мяучело.

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Белый бычок.

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Старик и колодец.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Царь, двор и кол.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Докучная сказка.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку. и т.д.

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
Не сказать ли сказку сначала?

Царь и пруд.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.

На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!

Старик и мельница.

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Медведь и вода.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Овечка на мосту.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала.

У попа была собака.

У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

Царь Ватута.

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца.

Ворона на мосту.

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Медведь у брода.

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду — Бултых в воду…;

Мы с тобой шли?

Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли

— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше.

Дуб над рекой.

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока —
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

Мокрая ворона.

Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь — ворона мокнет…

Кот и Воркот.

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?

Шла собака через мост…

Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..

На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Тётушка Арина.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

Бабка у речки.

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Кутырь-Мутырь.

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?

Читайте также: