Возрастные особенности человека новообразования

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями растущей личности. Издавна педагоги пытались учесть в своей практической деятельности закономерную связь между возрастными, типологическими и индивидуальными психическими возможностями и особенностями ребенка и предлагаемыми содержанием, средствами и способами его образования. Организуя процесс воспитания и обучения, необходимо исходить из того, что развитие личности идет не только по пути социализации, но и по пути автономизации, индивидуализации.

Общую характеристику возрастных особенностей вы изучили в курсе психологии, поэтому мы приведем лишь наиболее важные для педагога сведения.

Возраст - это относительно ограниченная во времени ступень физического, психического, личностного развития индивида, которая характеризуется определенными физиологическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей. Эти изменения и называют типологическими. Точных границ возраста нет, но наблюдается качественное своеобразие возрастных этапов развития детей. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Учеными установлено, что психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Так, Л.С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений. Критические периоды (относительно короткие по времени) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Они могут обычно возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сознании, деятельности и социальных отношениях растущей личности.

В детском развитии выделяют: кризис первого жизни; кризис трех лет; кризис шести-семи лет; подростковый кризис. Например, кризис трех лет и подростковый кризис характеризуются появлением стремления к самостоятельности и рядом негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми (конфликтность, упрямство, отрицательное отношение к требованиям, которые ранее ими выполнялись и т.п.). Обобщенный результат психического развития в данный возрастной период называют новообразованием этого периода.

Одна из первых возрастных периодизаций принадлежит Аристотелю. По его мнению, период до 7 лет соответствует растительному состоянию души; от 7 лет до половой зрелости – животному состоянию души, от половой зрелости до 21 года – разумному состоянию души. Возрастную периодизацию предлагали также Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.

В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки: 11-12 лет; старшие подростки12-15 лет); юношеский возраст (ранняя юность: 15-17 лет; второй период юности: 17-21 год). Следует помнить, что всякая возрастная периодизация условна. В каждом конкретном случае колебания в уровне развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду.

Дадим краткую характеристику возрастных периодов. При этом будем выделять ведущую деятельность, новообразования возраста и те изменения, которые происходят в социальной ситуации развития личности. Кроме того, укажем ведущие педагогические идеи возраста.

Младенчество – это период непосредственно-эмоционального общения со взрослыми. Это ведущая деятельность младенца. В этот возрастной период преимущественно развивается потребностно-мотивационная (личностная) сфера, а объектом познавательной деятельности выступают отношения. Новообразования возраста: потребность в общении, эмоциональные отношения. Считается, что в этот период ребенок не совершает вполне осознанных действий.

Для формирования позитивного Я-образа необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, что он дорог родителям. Поэтому похвала, поощрение должны быть в арсенале воспитательных средств. В этот период происходит первоначальное осознание своей половой принадлежности. Половая идентификация (ребенок перенимает умения, словарь, стиль речи, общие формы поведения окружающих людей) проявляется, например, в играх. К этому возрасту уже заметно начало проявлений внутренней эмоциональной жизни, черт характера, способностей к различным видам деятельности, потребности в общении, в достижении успехов, похвале, самостоятельности и лидерстве.

Охарактеризованные периоды младенчества и раннего детства имеют очень важное значение для развития ребенка как личности. Вместе с тем, традиционная система воспитания в семье, в дошкольных воспитательных учреждениях не учитывает большие резервы человеческого развития в эти возрастные периоды, как и всего дошкольного периода в целом.

Каковы особенности дошкольного возраста? Этот период характеризуются новым уровнем социального развития. Ребенок начинает более активно вступать в отношения с другими людьми. Именно отношения являются объектом его познавательной деятельности. Поэтому преимущественное развитие получает личностная (потребностно-мотивационная) сфера.

Для поддержки самоуважения ребенка очень важна роль помощника, которую ребенок с удовольствием обычно выполняет, участвуя в общей деятельности с родителями, другими членами семьи. На основе формирования образа Я и сравнения себя с другими у ребенка появляется самооценка – эмоционально-окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и

разных видах деятельности. Центральное новообразование этого возраста: способность предвидеть и понимать последствия своих поступков (действий) и осознанно их выполнять. Формируется также потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Какой вклад в развитие личности делает младший школьный возраст? Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью считается учебно-познавательная деятельность. Поэтому преимущественное развитие получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности - начала наук. Вместе с тем нельзя забывать о том, что игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка.

Поэтому учитель должен верить в возможности каждого ученика преодолеть трудности учения. Решающее значение здесь приобретают оптимистические отношения педагога к учебным успехам и неудачам, сотрудничество педагога с детьми в процессе их обучения, доверие ребенку, этичность по отношению к нему. Особенно важным качеством педагога, работающего с младшим школьником, является умение безусловного, безоценочного принятия человека (К. Роджерс), которое проявляется в искреннем отношении к другому человеку как к равному себе и имеющему право быть таким, как он есть. Это и доверие к возможностям позитивного, подлинного роста личности ребенка.

В образе Я младшего школьника находит выражение и ощущение своей принадлежности к детской группе, при чем не только учебной. Характерно разграничение деятельности мальчиков и девочек. Возникают и первые симпатии между ними. Главные новообразования этогопериода: переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому мышлению; произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия. Моральное поведение младшего школьника более осознано, чем у дошкольника, у которого оно было более импульсивным.

Ведущая педагогическая идеяв работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Это может вызывать утомляемость, раздражительность у подростка. Поэтому

для него большое значение имеет правильный режим дня, занятия физкультурой.

Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в силу недостаточной социальной зрелости школьников-подростков. Это и вызывает подростковый кризис.

Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности.Важная особенность подростков – отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, которая складывается в процессе общения с окружающими людьми и сравнения себя с ними. В младшем подростковом возрасте свою общность с миром взрослых дети утверждают разными способами. Для них характерно некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников. Старший подросток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость от группы сверстников еще сохраняется.

Подростковый возраст характеризуется большими изменениями в мышлении: наряду с образным развивается творческое мышление; критические раздумья о себе связываются с наблюдениями над окружающим миром, начинает проявляться сомнение. Объектом познавательной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях.

Образ Я пополняется представлениями о своем умении поддерживать отношения с другим полом. Успехи и неудачи в этой области влияют и на самоуважение подростка, и на многие другие сферы и виды его деятельности. Подростковая проблема – озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью. Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического Я.

Подростковый кризис не всегда принимает конфликтный характер. Этого можно избежать, если чутко относиться к потребностям подростков и создавать условия для их удовлетворения. Важно, в частности, помнить, что подростки стремятся освободиться от постоянного контроля и опеки взрослых. Понимая это, педагог не будет препятствовать проявлению самостоятельности и инициативы подростков, а попытается сделать их деятельность и общение более содержательным и разнообразным.

Если взрослые игнорируют насущные потребности подростков, то в их поведении возникают такие проявления, как непослушание, упрямство, драчливость, бравирование своими недостатками. Подростки удовлетворяют свои потребность в общении и общественном признании в разного рода подростковых компаниях, неформальных группах. Нередко для такого стихийно-группового общения свойственны агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Каковы основные тенденции возрастного развития старшего школьника? Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности являются основы наук и профессиональной деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей профессии начинает влиять так или иначе на их отношение к учебной деятельности.

Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание себя как личности, переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассников становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности, которые необязательно связаны с учебой (спорт, общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и т.п.). При этом он приобретает самостоятельный опыт взаимодействия с действительностью, а его представления о мире и самом себе становятся более реалистичными.

Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями. (Психолог В. Франкл считал, что стремление к смыслу – главный показатель зрелости человеческой личности. Педагог не может дать воспитаннику смысл, но он может помочь ему найти этот смысл, например, в работе, в другом человеке и в самом себе.)

Большое значение в жизни старшеклассника имеет общение. Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с другой - его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты и общению со взрослыми. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности - самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием. Нравственное развитие старшеклассника позволяет ему руководствоваться в своем поведении общепринятыми нормами, основанными на уважении других людей и на самоуважении.

Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

В заключение отметим, что типологические возрастные особенности каждого возрастного периода проявляются у каждого индивида многовариантно.


Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Стабильный период характерен долгой продолжительностью, плавными изменениями структуры личности без сильных сдвигов и перемен. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.

Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.

Для них характерны следующие особенности:

1. Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.

3. Негативный характер развития.
Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но создается и что-то новое. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Далее следует описание кризиса и следующего за ним стабильного периода, где выделено только самое важное, наиболее характерное. Касательно потребностей следует понимать, что потребности предыдущего времени не исчезают, просто в описании каждого из периодов указаны только те, что добавляются в связи с развитием ребенка.
Для детского возраста считается, что происходит чередование кризисов, связанных с социализацией (0, 3 года, подростковый кризис 12 лет) и саморегуляцией (1 год, 7 лет, 15 лет).

Чем старше возраст, тем в большей степени размыты грани возрастных кризисов. Кроме того, во взрослом состоянии, кроме нормативных кризисов (кризис 30-ти лет, кризис среднего возраста 40-45 лет и последний кризис, связанный с осознанием старения), могут иметь место разные личностные кризисы, связанные как с условиями существования, так и с особенностями личности (о них я сейчас писать не буду). Также стоит иметь в виду, что каждый позитивно разрешившийся кризис способствует тому, что следующий кризис имеет больше шансов на позитивное и легкое протекание. Соответственно, прохождение кризиса в негативном ключе, отказ от разрешения поставленной задачи, обычно приводит к тому, что последующий кризис (учитывая закон чередования) будет более острым и его позитивное прохождение будет затруднено.

О зоне ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

* Думаю, проблема нарушения границ детьми и их травмирование о границы заключается в том, что теоретически границы возникают, исходя из условий существования, и они достаточно естественны, чтобы с ними не спорить. Но поскольку человек развивается не в естественной среде, а в искусственной, то границы, очерчиваемые для человека, носят в большей степени культурный характер, чем естественный. К тому же, если традиционные культуры не сомневаются в своих табу и поддерживаются всем обществом, то в современной культуре постоянно идет разрушение различных условностей – они ставятся под сомнение в первую очередь родителями, а вслед за ними и детьми.

Раннее детство: 0 – 3 года

Кризис новорожденности: 0-2 месяцев
Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни), помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.
Новообразования к концу кризиса:
– индивидуальная психическая жизнь;
– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);
– возникновение привязанности.

Младенчество: 0-1 год
Основная деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: сенсомоторная.
6 подстадий:
1. Врожденные рефлексы (до 3-4 мес.);
2. Моторные навыки, рефлексы, переходящие в действия (с 2-3 мес.);
3. Развитие координации между глазами и руками, появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий (с 4 мес.);
4. Координация средств и целей, возрастает способность к возпроизведению действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления (с 8 мес.);
5. Формирование связи между действием и его результатом, открытие для себя новых способов получения интересных результатов (с 11-12 мес.);
6. Ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей, появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме (с 1,5 лет).
Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта – понимание независимого от субъекта существования объектов.
Уровни привязанности: на уровне физического контакта, эмоций.
Потребности: чтобы взрослый откликался и удовлетворял все потребности (формирование ситуации привязанности). Основные потребности данного возраста – еда, комфорт, физический контакт, изучение мира.
Результат к концу периода: Разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящимся о нем взрослым, связанное с тем, что у ребенка появляется самостоятельная человеческая психическая жизнь, основанная на второй сигнальной системе.

Кризис 1 года
Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.
Новообразования к концу кризиса:
– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;
– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;
– произвольность движений и жестов, управляемость;
– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Детство: 3 года – 12 лет

Кризис 7 лет
Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Характеристика:
1) потеря непосредственности;
2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
3) замкнутость, неуправляемость.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность.
Новообразования к концу кризиса:
– внутренний план действий;
– возникновение интегративного мышления, рефлексии;
– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;
– рождение Я-концепции, самооценки.

* Я предполагаю, что уровень развития интеллекта, нравственного сознания и уровни привязанности коррелируют между собой. Так, без преодоления эгоцентризма не дорасти до желания быть познанным, а способность к интеграции дает возможность развиться автономной морали.

Отрочество: 12-19 лет
(фактически до момента выхода во взрослую жизнь, очень индивидуально)

Юношеский период: 15-19 лет
Основная деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает в 14 – 15 лет стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Для этого периода характерны:
– “эгоцентрическая доминанта” – интерес к собственной личности;
– “доминанта дали” – установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие;
– “доминанта усилия” – тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
к волевым напряжениям;
– “доминанта романтики” – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Совесть. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: cтановление сепарации, становление способности вступать в танец привязанности.
Потребности: рассматривать взрослого как старшего соратника. Есть желание оградить некоторые сферы своей жизни от грубого вмешательства. Иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Становление интимности – это контакт плюс две вещи:
– я не нуждаюсь в мониторинге себя, когда я с тобой (доверие);
– я могу сказать тебе все важное, что я думаю в этот момент, не опасаясь негативного ответа.
Еще одно условие для зарождающей интимности — это долгосрочность отношений. Безопасность рождается в контакте с человеком, которого давно знаешь. Очень рискованно входить в интимность с малознакомым. (Интимность – это не обязательно нежность, ласка. Можно во время даже интимной ссоры испытывать чувство безопасности).
Результат к концу периода:
– самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;
– контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;
– нравственные убеждения.

* Забавно то, что в качестве результатов кризисов в классической психологии приводятся те достижения, которые по Ньюфелду могут развиться у ребенка значительно раньше:
1. Чувство собственной важности по Ньюфелду возникает после 4-х лет, а в классической психологии этому соответствует претензия на уважение после кризиса 7 лет.
2. После 12 лет у подростков возникает чувство общности – “мы”. По Ньюфелду же это соответствует третьему уровню привязанности – принадлежности и характерно для детей после 3-х лет.
3. Чувство интимности/ безопасности по Ньюфелду возможно после 7 лет, а классическая психология относит его проявления к юношескому периоду. Хотя, насколько я понимаю, зачастую и в более позднем возрасте люди не всегда способны ощутить безопасность в общении с теоретически самыми близкими людьми в семье.
Эти расхождения наводят на мысль о том, что фактически классическая практическая психология изучает в большей степени отклоняющееся поведение, а не то, что хотелось бы видеть как норму.

Взрослость 19-60 лет
(фактически с момента определения собственного пути до момента выхода на пенсию)

Кризис определения пути (характерен для человека, берущего власть над своей судьбой полностью в свои руки с осознанием своей ответственности – иногда человек так и не делает этого или только частично – так называемые маменькины сынки или папины дочки)
Причина: не только психологическое, но и реальное отделение от семьи, вставание на собственные ноги, возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Характеристика: любовные и профессиональные метания. Время создания семьи, освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму.
Новообразования к концу кризиса:
– способность к близости без потери собственной идентичности;
– при благополучном разрешении рождается верность.

Молодость: 19-30 лет
(границы возраста очень условны, от самоопределения до желания воспроизведения себя в детях или учениках).
Основная деятельность: интимно-личностное общение с противоположным полом. Молодость – пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное, словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Поступки определяются своей совестью. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: научение танцу привязанности в отношениях с партнером, друзьями, позиции альфы с собственными детьми и почитанию родителей.
Потребности: в самоопределении личностном и профессиональном, создании семьи.
Результат к концу периода:
– самоопределение – осознание себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой общественно значимой и профессиональной позиции;
– способность к близости без потери собственной идентичности.

Кризис среднего возраста
(осознанное определение своей судьбы в творческом и семейном плане на основе предыдущего опыта )
Причина: пока мы стоим на вершине – самое время поискать иные стратегии для достижения старых целей. Или пересмотреть цели. Или сменить шире на глубже. Или еще как-то. Очень хочется оговориться относительно того, что спуск – не сокращение возможностей, не солидность-скучность-пресность, не отказ от чего-то. По крайней мере, большая его часть. Спуск – принципиально иной способ движения. Требующий других навыков, нежели те, к которым мы привыкли.
Характеристика: актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса).
Противоречие, разрешаемое в кризисе: общечеловечность (способность интересоваться судьбой людей за пределами семейного круга) в противовес самопоглощенности.
Новообразования к концу кризиса:
– самоактуализация.

Зрелость: 45-60 лет
(границы возраста очень условны, от самоактуализации до выхода на пенсию или снижения жизненной активности из-за физической немощи )
Основная деятельность: вершина жизненного пути личности. Самореализация и творчество. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, передача опыта. Критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Поступки определяются своей совестью. Ориентация на личные этические принципы.
Уровни привязанности: танец привязанности в отношениях с партнером, друзьями, с собственными выросшими детьми и альфа-позиция с родителями. Формирование отстраненной заботливой позиции к внукам.
Потребности: в нахождении идеи, цели, смысла жизни. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества.
Результат к концу периода: самоусовершенствование. Сплавление личных и общественных целей.

Старость за 60 лет и более
(границы возраста очень условны, от снижения жизненной активности из-за физической немощи до конца жизни)
Основная деятельность: психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью.
Уровни привязанности: переживания горя об утрате привязанностей (смерть близких людей). Формирование отстраненной заботливой позиции к внукам и правнукам.
Потребности: смирение. Принятие заботы.
Результат к концу периода: смерть – как окончательное рождение Личности, подведение итогов.

* Фактически позитивное или негативное прохождение последнего кризиса напрямую зависит от наполненности предшествующей жизни. Если решения, принятые в предыдущие кризисы, могут быть пересмотрены в дальнейшем (при следующем кризисе), то решение последнего кризиса – окончательное.

Читайте также: