Возрастная периодизация психического развития новообразования ведущая деятельность

Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ведущий вид деятельности- это деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет формирование у него основных психологических новообразований.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.

· в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. (Например, ребенок начинает учиться, играя; в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру)

· в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. (В игре -творческое воображение)

· от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. (В игре- осваивает нормы поведения взрослых людей).

Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности.

Обратите внимание на раздаточный материал у вас на столе. Давайте рассмотрим, какая ведущая деятельность соответствует каждому возрастному этапу).

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в соответствии с возрастом:

-(0-1 года)-эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

-(1-3л)- предметно- манипулятивная деятельность

-(3-7лет)- игровая деятельность и сюжетно-ролевая игра

-(7-11л)- учебная деятельность младшего школьника

-(11-15л)- интимно- личностное общение подростков

-(18-25л)- профессионально-учебная, трудовая (или обе)

-(25-60л)- профессиональная деятельность

-(после 60л)- общение

Особенности ведущих деятельностей.

1. Общение. (давайте рассмотрим, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства)

возраст период Форма общения Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное Потребность в доброжелательном внимании
1-3года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение Потребность в сотрудничестве
3-5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно - познавательное общение Потребность в уважении взрослого, познавательный мотив
4-6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Скажите, как может сказаться недостаток общения ребенка со взрослым?

(явление госпитализма - отсутствие эмоциональной поддержки, эмоционального контакта).

2.Предметно-манипулятивная деятельность –деятельность с предметами (взял, положил, бросил). На основе нее дальше будет развиваться игровая.

3. Игровая деятельность- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях действуют.).

Как думаете, что развивается у дошкольника в игровой деятельности?

4.Учебная деятельность- сложна, нередко дети не готовы. Что требует она от ребенка? (сосредоточенности, усидчивости, знаний, произвольности психических процессов).

5. Интимно- личностное общение ( со сверстниками, с противоположным полом, обмен впечатлениями, просто рядом)

6.Профессионально- учебная (выбор профессии, ошибка в выборе, разочарование)

7.Профессиональная деятельность (работа. Удовлетворенность или нет).

8.Общение – начинается и заканчивается одинаково. Поддержка детей, внимание, чтобы рядом были и другие сверстники, забота).

3.вопрос Любая деятельность имеет сложную структуру.

- мотив, который образуется на основе потребности (демонстрация рисунка).

Потребности по А.Маслоу.

(Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. с помощью разных предметов. Потребность +предмет = мотив).

-операции (любое действие может выполняться разными способами).

Л.С.Выготский ввел понятие интериоризации. Что лежит в основе данного понятии?

Он говорит о том, что сначала, в совместной деятельности у древних людей появились слова- приказы другому. это было необходимо для организации совместной деятельности.

Постепенно эти приказы обращаются на себя, из внешних отношений переходят во внутренний план. Такой механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

Психологическое новообразование- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка и его отношение к среде.

Новообразования по возрастам:

Возрастные кризисы. Содержание и структура возрастных кризисов.

что детское развитие должно

быть гармоничным, бескризисным.

результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает,

что наличие кризисов

в развитии закономерно.

Более того, по некоторым представлениям,

ребенок, не переживший

не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закономерность детского развития.

1. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго: несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до 1-2 лет.

2. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

3. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Как пишет Л.С.Выготский, ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать.

- более или менее острые конфликты с близкими

- ослабляется интерес к занятиям

- иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят во-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше.

Как правило мы обнаружим: трудности в общении с окружающими, а также плохие результаты в учебной деятельности.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние.

Что это значит? (ответы студентов).

Распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии.

· Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность

· Отказывается от прежних ценностей и форм отношений.

· В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) —. кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — Кризис 7 лет- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

4Вопрос. КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года.

· Всплеск самостоятельности (хочет все трогать, всем играть, если не дают- аффективные реакции)

· Появление аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

ПРИМЕР: Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что ею действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

-падают на пол и бьют по нему руками и ногами.

***Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовывать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода,

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Особенности возраста, явившиеся предпосылками возникновения кризиса:

-разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений

-возрастание самостоятельности и активности

ПРИМЕР: Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. негативизм -ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование выполнить просьбу взрослого.

Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

4. Своеволие.

5. Протест-бунт.

6. Деспотизм. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, и что не будет.

7. Ревность. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тевденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.д.,

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ СПО Краснодарский педагогический колледж №3

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0312

Составители –

Преподаватели ПЦК

Психолого-педагогических

Дисциплин

Гречко В.Ф.,

Носивская Е.Г.

ОДОБРЕНО НМС ГОУ СПО

КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3

ГРЕЧКО В.Ф., НОСИВСКАЯ Е.Г.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0312

В учебно – методическом пособии представлены экзаменационные вопросы, материалы для подготовки студентов к сдаче выпускного квалификационного экзамена по психологии и педагогике по специальности 0312, схема анализа педагогической ситуайции и список рекомендуемой литературы.

Пояснительная записка

В учебно-методическом пособии раскрыто основное содержание всех вопросов, включенных в процедуру итоговой государственной аттестации. При составлении кратких конспектов ответов на экзаменационные вопросы использованы фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г. Крайг, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др..

В приложениях представлены требования к ответу студента, вопросы для анализа педагогической ситуации, список литературных источников, знакомство с которыми рекомендовано студентам с целью обеспечения наиболее качественной подготовки к государственному экзамену по психологии и педагогике.

Вопросы к государственному экзамену

По психологии (выпуск 2006 года)

1. Понятие возраста, возрастные кризисы, новообразования. Ведущая деятельность и ведущий тип общения. Возрастная периодизация психического развития.

2. Основные структурные компоненты готовности ребенка к школе. Кризис шести-семи лет.

3. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте. Формирование межличностных отношений.

4. Развитие восприятия и наблюдательности младшего школьника.

5. Особенности внимания и воображения младшего школьника.

6. Память младшего школьника, пути повышения её эффективности.

7. Особенности формирования интеллектуальных процессов младшего школьника в условиях решения учебных и практических задач.

8. Развитие устной и письменной речи в младшем школьном возрасте.

9. Формирование личности младшего школьника. Самосознание и самооценка. Зарождение рефлексии.

10. Развитие высших чувств. Особенности воли и характера младшего школьника.

11. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Другие виды деятельности: игра, труд.

12. Психологические особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

13. Особенности общения в подростковом возрасте.

14. Интеллектуальный потенциал подростков. Формирование способностей и интересов.

15. Кризис подросткового возраста. Чувство взрослости. Потребность в признании.

16. Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Профессиональная ориентация.

17. Особенности общения в юношеском возрасте. Потребность в освоении продуктивных приемов общения и развития речи.

18. Личность в юности. Самовоспитание. Формирование жизненных ценностей и убеждений. Кризис возраста.

19. Общение как деятельность, функции общения, уровни, барьеры, структура общения.

20. Конфликты. Их причины. Функции и типы. Структура конфликта. Стратегия поведения в конфликте.

21. Структура процесса обучения и её компоненты.

22. Основные этапы процесса усвоения.

23. Формирование начальных научных понятий у младших школьников.

24. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

25. Дидактическая система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

26. Дидактическая система Л.В. Занкова.

27. Индивидуальные различия в обучаемости и пути преодоления стойкой неуспеваемости младших школьников.

28. Педагогические способности. Классификация и развитие педагогических способностей.

29. Понятия нормы и отклонения. Возможности компенсации нарушений развития.

30. Общая характеристика детей с трудностями в обучении.

31. Дети риска. Школьная дезадаптация.

32. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).

33. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

34. Новые педагогические технологии: предметно-ориентированное и личностно-ориентированное обучение.

Краткие конспекты ответов на экзаменационные вопросы

Вопрос 1

Понятие возраста, возрастные кризисы, новообразования. Ведущая деятельность и ведущий тип общения. Возрастная периодизация психического возраста

Понятие возраста. Возраст - это качественно своеобразный период физического, психического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Хронологический (паспортный) возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах, прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Психологически правильное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отчета для установления уровня психического развития.

Возрастные кризисы. Возрастной кризис - результат неудовлетворенности потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным личностным новообразованием.

Особенности проявления возрастных кризисов

1) Границы кризиса неотчетливы. Кризис возникает незаметно. Наличие кульминации кризиса.

2) Обнаруживается трудновоспитуемость детей в этот период.

3) Негативный характер развития. На первый план выдвигается процесс отмирания и свертывания.

Ломка старого происходит настолько, насколько это вызвано необходимостью развития новых свойств и черт личности.

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психологическом развитии ребенка.

Три точки зрения на роль кризисов в жизни ребенка:

1. Детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное «болезненное явление, результат неправильного воспитания.

2. Наличие кризисов в развитии закономерно. По некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

3. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или усилить.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Новообразования возраста — психические и социальные изменения, впервые возникающие на данной возрастной ступени и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент.

Каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности.

Психические новообразования, характерные для данного возраста появляются благодаря ведущей деятельности.

Ведущая деятельность (термин введен А. Н. Леонтьевым) не тот вид деятельности, который больше всего занимает ребенок, а тот, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка.

Выделение ведущей деятельности необходимо для понимания сущности ее воздействия на психическое развитие человека.

Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Ведущий тип общения – общение, в рамках которого лучше и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Развитие ребенка осуществляется как под влиянием непосредственного окружения (семья, сверстники), так и под влиянием социальной среды в широком смысле (средства СМИ, окружающие ребенка обстоятельства жизни).

Л.С. Выготский показал, что только в общении, в определенных социальных условиях возможно развитие специфически человеческих свойств психики: речи, произвольной памяти, логического мышления.

Возрастная периодизация психического развития. Для того чтобы создать благоприятные условия психического и духовному развитию детей (содействовать полноценному развитию ребенка на каждом этапе онтогенеза) необходимо знать особенности каждого возраста, его границы.

Существует множество попыток периодизации жизненного цикла личности. В их основе лежат различные позиции авторов.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского. В отечественной психологии научную возрастную периодизацию детства создал Л. С. Выготский.

Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Выготский считал, что кризисы в развитии ребенка необходимы.

Возраст Период Примечание
0-2 мес. кризис новорожденности Каждый период включает в себя 3 фазы: -предкритическую; -критическую; -посткритическую (кроме периода новорожденности, начинается с кризиса)
2 мес. - 1 г. младенчество
1г. кризис 1 года
1-3 г. раннее детство
Зг. кризис 3 лет
3-7 лет дошкольный возраст
7 лет кризис 7 лет
8-12 лет школьный возраст
13 лет кризис 13 лет
14-17 лет подростковый возраст
17 лет кризис 17 лет

Развитие – необратимое, направленное. Закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Направления развития:

Физическое развитие– созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных структурных преобразованиях.

Когнитивное развитие – одна из сторон психического развития, характеризующаяся переходом на новый качественный уровень психических познавательных процессов.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения человека социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми.

Духовное развитие – развитие нравственной сферы личности, потребностей быть добрым для окружающих людей.

Законы психического развития – общие или частные закономерности, в которых выражаются объективные особенности количественных и качественных психических преобразований.

развитие эмоционально-волевых процессов (развитие эмоций, чувств, волевых качеств);

развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Когнитивное развитие (развитие познавательных процессов).

Возрастная периодизация – психическое развитие человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются ситуацией развития, ведущим видом деятельности и определенными новообразованиями.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека.

Ведущий вид деятельности – вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Новообразование возраста – психические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.

Возрастная периодизация д.Б.Эльконина

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД

ГРАНИЦЫ ВОЗРАСТА

ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ

РАННЕ ДЕТСТВО

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

Освоение первых норм отношений между людьми.

От 1 года до 3 лет

Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами.

От 3 лет до 6(7) лет

Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

Младший школьный возраст

От 6(7) лет до 10(11) лет

Освоение знаний, интенсивное развитие интеллектуальной сферы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

От 10(11) до 13(14) лет

Освоение норм отношений между людьми

Ранний юношеский возраст

От 13(14) до 16(17) лет

Освоение профессиональных знаний, умений.

19. Психологическая готовность к школе, ее компоненты.

Поступление в первый касс – переломный момент в жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым.

Для детской психологии первостепенное значение имеет формирование психической готовности, развитие у дошкольника психических процессов и свойств личности, вооружение знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деят6льности.

Состояние психологической готовности определяется той системой требований, которые предъявляет к детям школа. Эти требования отличаются от тех, к которым они привыкли в детском саду. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.

Психологическая готовность к школе включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия.

В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Главным содержанием жизни первоклассника становится учебная деятельность, поэтому так остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям во многом зависит от того, как последние учатся.

Готовность к обучению в школе – сложное новообразование психики ребенка, которое обеспечивает освоение нового вида деятельности, дальнейшее развитие личности.

Психологическая готовность выделяет 3 линии психического развития:

* общение со взрослыми;

Важно то, чтобы и процесс общения, и познание, и решение умственных задач, и регуляция поведения должны осуществляться ребенком произвольно.

Компоненты психологической готовности к обучению в школе:

Интеллектуальная – указывает на необходимость достаточного развития всех познавательных процессов для усвоения учебной программы начальных классов.

Произвольная – учебная деятельность младшего школьника, сменяющая сюжетно-ролевую игру дошкольника, требует сформированности у ребенка умения управлять своим поведением в соответствии с требованиями педагогов.

Социально-психологическая – способность ребенка строить свое взаимодействие и общение с взрослыми и другими детьми.

20. Адаптация к школьной жизни. Компоненты и уровни адаптации. Условия нормальной адаптации.

Адаптация – это система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Адаптация как процесс активного приспособления протекает в следующих направлениях:

1. Младенческий возраст. (0-1) Есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности.

Новообразования:

- Ходьба. К 9 месяцу — началу первого года — ребёнок начинает ходить. Ребёнок начинает отделяться от взрослого.

- Появление первого слова. Первые слова носят характер указательных жестов.

- Возникновение манипулятивных действий с предметами. Манипулирование позволяет ребёнку узнать физические свойства предметов.

2. Раннее детство.(1-3) В этом возрасте ребёнок целиком поглощён предметом.

Ведущий тип деятельности — это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способ действия с предметами. Первая линия развития действия — переход от совместности к самостоятельности. Дальше следует речевое указание. Также в качестве важно предмета стоит упомянуть игрушку, потому что она выступает как предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира.

Новообразования:

- Формирование речи

-Развитие восприятия. Под влиянием восприятия развиваются основные психические функции.

3. Дошкольный возраст.(3-7) Этот возраст начинается со знаменитого кризиса трёх лет, который включает в себя: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протесты. Происходит ломка отношений между ребёнком и взрослым. Ребёнок как бы начинает отделяться от взрослого. У детей возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, которая выступает сиволико-моделирующая деятельность взрослых. Дети берут на себя разные роли в игре.

4. Младший школьный возраст.(7-11) Этот возраст начинается с кризиса семи лет. Ребёнок теряет непосредственность, начинается манерничать, старается не показывать, когда ему плохо. Возникают многие трудности воспитания — ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В этом возрасте ребёнок приходит в школу, из-за этого возникает тоже много трудностей. Поэтому ведущая деятельность — учебная деятельность.

6. Ранняя юность.(15-17) Ведущей деятельностью становится - учебно-профессиональная деятельность. В этом возрасте идёт осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Либо я красивый, либо не красивый (-ая). Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность.



Уважаемый Даниил Борисович Эльконин!
Вижу ваш тэг "моё" под постом и хочу спросить, как вам удалось из могилы нам этот пост в Лигу прислать. Скончались ведь в 1984 году.
Terik9 отредактируйте тэг, не позорьтесь. Мёртвые не могут обвинить вас в плагиате, но не вы придумали эту периодизацию. Вы не автор и не переводчик текста, по правилам Пикабу права ставить тэг "моё" на содержание поста у вас нет.

Просто рекламные ссылки на свои каналы и соцсети можно ставить только постам с тэгом "моё". Если нам тут учебники по психологии будут по две страницы перепечатывать в Лиге ради раскрутки своих пабликов, мы с тоски зачахнем тут с сообщниками.

Соглашусь. При прочтении первой мыслью было: "Так-то можно все учебники законспектировать ради рекламы своего канала", материала-то много.

"Привалило тут мне счастье. Возлюбил алгоритм Яндекс Дзен канал "РАБОТА ПСИХОЛОГА". И любит крепко, любит горячо - показал карточки за полтора месяца 4 миллиона раз, 400 тыщ народу зашло на страницу. Дочитали статьи до конца четверть миллиона (за месяц показывают MAU).А я девушка меркантильная, сразу давай думать, как его любовь монетизировать. Сначала хотела подзамочный пост писать, в припадке стеснительности.

Потом отошла от припадка и открыто пишу - кто хочет попытать свою судьбу и узнать, сколько просмотров соберёт его психологический текст на площадке, которая хорошо индексируется, добро пожаловать в личные сообщения на ФБ. За возможность опубликовать своё былое и думы на раскрученном канале недорого возьму - ответной ссылкой на мой Патреон, который про "Посттравму-2".

В комментарии поставлю статистику за вчерашний день 20 января, какая публикация сколько просмотров за сутки на канале собирает. Разница экспоненциальная, это я ещё со времён "Психолог в мобильном" всем показываю. Но вдруг именно ваш текст сорвёт куш?"



Вы не обижайтесь, конечно, но если решили про Эльконина писать, вы бы лучше своё понимание и конспективные выжимки его работ выкладывали. В этой схеме, хоть она более или менее соответствует его периодизации, не видно самого главного - как он эту периодизацию составил, на основании чего этапы сменяют друг друга. А то получается, что кризисы приходят просто по расписанию.

Взгляд под плинтус - психолог и приемные семьи

Когда я устраивался на работу в детский дом, первое, что я узнал, так это то, что теперь нет детских домов. Есть Центры Помощи Детям, оставшихся без попечения родителей. Есть собственно группы квартирного типа, где живут дети, есть отдел постинтернатного сопровождения, где поддерживают словом и делом тех, кто выпорхнул из детдома в вольную жизнь. Есть отдел Подготовки замещающих семей и отдел Сопровождения замещающих семей. Вот так все серьезно. И вот в этих двух отделах мне предстояло трудиться. Короче говоря, мне пришлось стать специалистам по Приемным семьям – помогать людям, которые решились помогать сиротам. Благородно, что сказать, и вообще, какие семьи эти молодцы, и какой я молодец! Буду помогать, буду консультировать, поддерживать!

Я стал вникать в курс дела. Что я понял сразу, есть две основные категории замещающих семей. Первая, самая приоритетная – Усыновители. Это те люди, которые берут обычно маленьких детей из Домов Малютки, и делают их Своими детьми, то есть ребенку присваивают статус кровного ребенка, он больше не сирота, и он навсегда в семье. А есть приемные дети – это все еще сироты, их берут на воспитание специально обученные люди, которые прошли школу приемных родителей, и они их воспитывают, получая деньги на содержание, и зарплату. Как маленький такой семейный детский дом. И еще одна категория – бабушки и дедушки, тети и дяди, берущие опеку над своими маленькими родственниками, если их родители умирают. Все они обязаны проходить ШПР (школу приемных родителей) и имеют право получать консультации. Вот такая у меня теперь ответственность.

Не успел я выдохнуть, перекреститься, и сесть за книги, как мне сообщают – у тебя опекуны, просят консультации! Опекунша – бабушка, и внучок 6 лет. Ну чтоже… Я ведь много лет работал с ребятишками разными, осилю и это.

Вот у меня сидит бабушка. Внук Сеня у нее под опекой с ……со скольки лет?

-Да всю, жизнь,( на глазах слезы) мамка то его родила и на меня оставила, теперь ходит, побирается, алкоголичка, да почти бомжичка, приходит, да я ее не пускаю. Сеня не хочет с Настькой разговаривать. У нас с ней и общения нет. Он меня мамой считает и пусть считает. Дочь все доверие растеряла!

-А что Сеня знает про эту ситуацию?

-Да он знает, что мама гуляет, мы подробности не рассказывали ему, он меня мамой называет, я же ему действительно как мама! А ее он Настькой называет, и видеть не хочет!

- А как вы это поняли?

- Ну она приходит, и он убегает в другу комнату. Боится.

-Знаете, он ничего не хочет, что я ему предлагаю. Он не слышит меня вообще. Он бегает, он бьет посуду, он требует от меня деньги! Я ему говорю – не будешь слушать, будешь, как мама! Он еще от этого больше начинает безобразничать. Недавно бегал с ножом на меня!

-Ну а хорошее что то-то есть?

-Ну конечно. Если сделаю так, как он просит, то он и обнимет меня, и скажет, мама, я тебя люблю. Не отдавай меня Насте! Но если попытаешься что-то приказать – начинает орать и бегать, все ломать! Он как командир, я его боюсь!

Ну что тут скажешь. У ребенка есть мама, которая Плохая. И бабушка, которая Хорошая. И ребенку нельзя быть похожим на маму, которая, в общем, его и родила. И он из нее состоит. ТЫ ПЛОХОЙ, ПОТОМУ ЧТО РОЖДЕН ОТ ПЛОХОЙ МАМЫ! Вот, в принципе, что слышит ребенок. А раз я плохой – ну на – получай. Вот какой я плохой. Как ты и говорила.

-А что, до трех лет то что происходило. Он был с ней?

-Ну да, я даже не вникала, но тогда она особенно и не гуляла. Как то воспитывала, но дома была куча мужиков, и водка…Я всегда очень переживала, и когда она мне его принесла, очень я обрадовалась….

Оставалась 5 минут. Уже сидит в коридоре другая семья.

-Давайте создадим книгу жизни. На кого Сеня похож? На вас?

-Какие у него глаза? Волосы? А какой характер?

-Ну глазки серые, и волосы светлые…. Характер Настин, она ведь училась не очень хорошо, но всегда своего добивалась!

-То есть вы цените это качество? Расскажите Сене про маму. Про то, что как здорово, что у него серые глаза и светлые волосы, и как здорово, что он появился на свет. Без Насти бы его не было. Настя- мама. Сделайте альбомчик, где будут волосы, может зубки, детские фотографии – мамы и Сени. И расскажите, чем Сеня похож на Настю. И скажите, что вы этому рады. Готовы? И альбом назовите – как здорово, что я появился на свет!

-Сеня – сын своей мамы. И если он знает, что мама плохая – он будет считать себя плохим, и доказывать это. А если он будет благодарен за свою внешность, характер, жизнь – он будет чувствовать себя другим.

-Ладно. А сколько к Вам ходить?

-Пока я здесь работаю…вообще – до 18 лет.

Бабушка ушла, а я почувствовал огромную усталость. Я не молодец, я тот человек, который будет помогать как может и не ждать результатов. Потому что это большие семейные секреты, которые будут защищаться всеми силами.

Читайте также: