Воображение как одно из новообразований дошкольного возраста

1. Воображение как высший познавательный процесс.

Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Воображение - это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое /по А.В. Петровскому/.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Таким образом, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи, однако в данном случае пути решения проблемы недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах:

  • преобразование представлений;
  • создание новых образов на основе имеющихся (отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях).

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

  • агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
  • заострение - подчеркивание каких-либо из признаков;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение - создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Оно предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Наполнение воссоздающего воображения происходит через привлечение различных знаковых систем: словесной, числовой, графической и других. Такой вид воображения имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой, внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании.

Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.

2. Воображение - необходимый компонент творческой деятельности дошкольника.

Без воображения не может обойтись никакой вид творческой деятельности.

Появление зачатков воображения относится к концу раннего возраста, приблизительно к 3 годам. О возникновении воображения свидетельствует игра, появление предметов заместителей. Ребенок начинает замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Следовательно, воображение неразрывно связано с деятельностью и прошлым опытом. Поэтому чем младше ребенок, тем беднее, схематичнее, однообразнее образы воображения.

Итак, необходимо отметить, что:

  • развитие воображения связано с развитием знаний, усложнением опыта;
  • с развитием речи;
  • с развитием знаково-символической функции сознания;
  • с предметной средой.

Для развития творчества важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Предметную среду необходимо рассматривать в свете тех условий и того пространства, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить.

3. Формы связи между способностью воображения и действительностью дошкольника.

Реализм воображения детей имеет большое значение для решения задачи формирования активного воображения. Л.С.Выготский предупреждает, что деятельность воображения ребенка почти никогда не возникает сама, без помощи, подсказки и участия старших в семье или в детском саду, поэтому одни и те же дети с одним взрослым показывают чудеса фантазии, а с другим - скудность. Иными словами, человек, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью. Л.С. Выготский выделил 4 формы связи между способностью воображения и действительностью.

Первая форма. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение". Педагогический вывод заключается в необходимости расширить опыт ребенка. Поэтому, чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Вторая форма. Это более сложная связь "между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности". Комбинируя уже созданные историками, писателями художественные образы с собственным жизненным опытом, человек создает новые картины.

Третья форма. Фаза-эмоциональная связь действительности с воображением. Эта связь проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т.е. эмоции, как бы подбирают себе соответствующие впечатления, мысли и образы. Впечатления, которые реально не имеют никакой связи, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, нашим настроением. Однако, существует еще и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг, являются для ребенка действительными, реальными переживаниями.

Четвёртая форма. Тесно связана с предыдущей, но существенно отличается от нее тем, что построения фантазии могут представлять из себя нечто существующему предмету. Будучи воплощено человеком, сделавшись вещью, это новое начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи и на людей. "Такое воображение становится действительностью. Прежде всего, это любые технические приспособления, машины, инструменты, образы - символы, вещи создаются многими поколениями людей, становясь кристаллизированной фантазией народа. Они передаются из поколения в поколение, совершенствуются.

4. Характеристика образов воображения.

Воображение старшего дошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникают бессознательно поставленные цели.

Существенные изменения в развитии воображения происходят в дошкольный период. С дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется произвольное воображение. Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого и в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). Целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту (Т.А. Репина, А.П. Усова и др.). Высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения проявляется в творческих играх, особенно в рисунках, стихах, сказках дошкольников.

5. Индивидуальные особенности воображения дошкольника.

Воображение дошкольника различно не только по возрастным особенностям, но и индивидуально. Индивидуальные различия воображения проявляются при создании детьми образов сказки, песни, танца, конструктивной постройки, лепки, рисунка. Н.И.Стремянова исследовала индивидуальные особенности воображения дошкольников, выделила 4 основные группы детей.

1. Преобразователь медленный. Воображение направлено к преобразованию в ходе формирования образов рисунка аппликации. Образы создаются медленно, порой после продолжительных раздумий. Дети этой группы увлеченно работают над выполнением своих рисунков и аппликаций. Обучение проходит легко, быстро.

2. Преобразователь быстрый. Воображение имеет большую направленность на преобразование. Образы формируются быстро. Работу выполняют быстрее других. Работают увлеченно. Наибольшая продуктивность деятельности воображения проявляется в первые минуты занятий. Обучение проходит легко и быстро.

3. Воссоздатель медленный. Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются медленно. Среднее время работы выше определенного времени аналогичной работы других детей этого возраста.

4. Воссоздатель быстрый. Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются быстро. Среднее время работы меньше среднего времени аналогичной работы ребенка этого возраста. Увлечение в работе не проявляется. Обучение проходит медленным темпом.

6. Особенности развития воображения дошкольников в школе раннего развития (ШРР) “Кроха”.

В школе раннего развития большое внимание (в рамках развивающих программ) через различные активные и игровые формы уделяется развитию воображения, создаются такие творческие условия (творческую ситуацию развития), в которых происходит его творческое, культурологическое развитие.

Многолетние наблюдения и мониторинговые исследования показывают, что, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей так же проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

В ходе организации воспитательно-образовательной деятельности интенсивно используются разные виды игры: сюжетно-ролевая, игры-фантазии.

Дети очень любят совместные сюжетно-ролевые игры и очень хотят участвовать даже в сложных сюжетах, требующих творческого взаимодействия нескольких партнеров. Такая игра опирается на личный опыт детей, события, известные из книг, кинофильмов, радиопередач и т.д. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Наряду с сюжетно-ролевыми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные (режиссерские) игры с использованием различного рода доступных ресурсов (игрушек). Дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых так же могут выступать и игрушки. Ребенок либо не берет на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей, организует игру как “режиссер”. Эта позиция ребенка позволяет назвать игры режиссерскими.

Игры такого типа определены как игры самодеятельные. Их характерной чертой является ролевая эмоциональная выразительность, ролевые реплики и высказывания.

В заключение следует отметить, что для наиболее полного развития творческих способностей дошкольника необходимо участие не только педагогов, но и родителей. Поэтому мы обращаем особое внимание на значимость участия родителей в воспитательном процессе.

Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. Воображение как одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.06.2016
Размер файла 21,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теоретические аспекты психического развития в дошкольном возрасте. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. Симптоматика кризиса семи лет и его психологическая природа. Проблемы диагностики готовности детей к школьному обучению.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 30.07.2012

Особенности и характеристика развития мышления. Образное мышление и взаимосвязь форм мышления ребенка. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения, умственная не зрелость. Область познания ребёнка-дошкольника.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 25.03.2009

Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 06.05.2011

Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

дипломная работа [1004,0 K], добавлен 20.05.2010

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

реферат [31,1 K], добавлен 03.02.2009

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Сущность страхов в дошкольном детстве. Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста как важная задача общей психологии.

курсовая работа [55,2 K], добавлен 20.07.2012

Эмоциональная картина состояния детей. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Игры и упражнения, развивающие воображение дошкольников младшей и средней группы. Оригинальность ответов детей. Различие творчества в зрелом возрасте.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 09.05.2014

Особенности дошкольного возраста. Социальная ситуация развития и особенности общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Развитие психофизиологических функций в дошкольном периоде развития. Психологическая готовность к школьному обучению.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 10.01.2011

Взаимосвязь моторного и психического развития. Особенности развития психики у детей дошкольного возраста. Развитие точности движений как проблема исследований. Процесс установления взаимосвязи моторного и психического развития детей дошкольного возраста.

курсовая работа [75,4 K], добавлен 31.10.2014

Изучение соотношения воссоздающего воображения в вербальном и невербальном плане в среднем дошкольном возрасте. Психологическая характеристика основных видов воображения. Проблема воображения в отечественной и зарубежной психологии. Генезис воображения.

курсовая работа [52,3 K], добавлен 19.10.2013

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.



Рубрика: Психология

Дата публикации: 24.06.2020 2020-06-24

Статья просмотрена: 10 раз

Ключевые слова: воображение, речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь, дошкольный возраст, культурно-историческая психология, экспериментально-генетический метод.

Проблема влияния развития воображения на процесс перехода эгоцентрической речи во внутреннюю у дошкольников ранее не исследовалась, однако оба процесса имеют колоссальный потенциал для благоприятного развития высших психических функций. Рассмотрим каждое из понятий.

Л. С. Выготский в работе выделял связь между воображением и действительностью, которое строится на нескольких формах связи:

  1. Создание воображения всегда строится на предыдущем опыте и действительности;
  2. Следующая связь ориентирована на готовый продукт фантастического построения и сложным феноменом действительности;
  3. Третьей формой является эмоциональная связь. Образы и впечатления, которые имеют общий эмоциональный знак.
  4. Последней формой связи является построение образа может представлять собой нечто новое, но воплощенное вовне, принимает материальное свойство, что становится результатом кристаллизованного воображения [1, с. 15].

Поэтому воображение необходимо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является объединением нескольких функций в различных отношениях [2, с. 128]. Высшие процессы называют функциями, однако наиболее правдивое названия было бы психологическая система, ведь оно сложное по функционированию, причем константы в развитии нет.

В более поздних работах Ж. Пиаже увидел, что воображение — возможность преобразования в образной форме.

В концепции В. В. Давыдова к воображению, а также его механизмам и развитию был особый интерес, ведь он считал, что именно воображение является одним из основных новообразований дошкольного детства. Его развитие начинает формироваться в игровой деятельности и с помощью него у дошкольника начинают появляться ряд новых психологических новообразований, что позволяют ребенку переносить функцию одного предмета на другие, пользоваться замещением вещей [5, с. 67].

Э. В. Ильенков подчеркивает, что воображение развивается как универсальная способность человека, способная показать мир и рассмотреть многообразие окружающих предметов. При познании воображение способно сопоставлять усвоение знания с единичным предметом, т. е. воображение выстраивает целостный образ, состоящий из частей [6].

По мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова сила воображения заключается в стягивании во всеобщее целое, необходимые компоненты, будь они главными, случайными или же второстепенными [9].

Однако как стоит понимать сущность воображения? Воображение — это, в нашем понимании, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания собственного опыта. Воображение принадлежит к числу главных психологических новообразований дошкольного детства и его следствия весьма разнообразны и безграничны, ведь данный процесс дает толчок для развития остальных высших психических функций. Особенности развития воображения в том, что оно приобретает произвольный характер, который предполагает создание замысла, планирование и его реализацию. Благодаря воображению дошкольник может самостоятельно устанавливать для себя творческую задачу и решать ее неординарным способом. Оно становится особой деятельностью для ребенка, превращаясь в фантазирование. При помощи развития воображения дошкольник осваивает приемы и средства для создания новых образов. Оно начинает развиваться в различной детской деятельности, будь это игра, рисование, лепка или конструирование. Воображение является одним из компонентов творчества.

Начнем с первооткрывателя детского эгоцентризма Ж. Пиаже. В одной из первых своих работ он увидел красочное проявление эгоцентризма при решении детьми творческой задачи Вине о трех братьях. Согласно концепции Ж . Пиаже детская речь эгоцентрична, так как ребенок говорит лишь с собственной точки зрения и не пытается встать на позиции другого человека. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника в свою сторону.

Данный процесс можно увидеть в возрасте от 3–5 лет, а к концу дошкольного возраста он практически исчезает. В дальнейшем эгоцентрическая речь переходит на следующую стадию социализированную. Речь для себя становится речью для собеседника, в котором происходит по время диалога информирование, эмоциональная отдача и др. [10, с. 34].

Наш отечественный психолог Л. С. Выготский подверг критике концепцию Ж. Пиаже об эгоцентрической речи. Он начал проводить ряд экспериментов, которые делал швейцарский психолог, и наткнутся на ряд его упущений.

Психологи выстроили поведение ребенка, как в экспериментах Ж. Пиаже, и ввели ряд затрудняющих моментов для него. Например, при рисовании у ребенка не хватало нужного цвета карандаша, краски или бумаги и т. д., вызывая сложность в свободном течении детской деятельности.

Схема развития речи получает данный вид: социальная речь — эгоцентрическая речь — внутренняя речь [3, с. 65].

Эгоцентрическая речь — это структурный компонент, который способствует развитию внутренней речи, что позволяет движению внутренних планов, необходимые для начала зачатков речевого мышления.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что развитие воображения способствует переходу эгоцентрической речи во внутреннюю у детей 4–5 лет, было проведено экспериментальное исследование.

В данном исследовании заложен принцип экспериментально-генетического метода, чей смысл заключается в воссоздании искусственных экспериментальных условий для испытуемых, которые способствуют формированию высших психических функций.

Исследование проводилось на 2 группах детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной (формирующей). Выборка составила 44 дошкольника возрастом от 4 до 5 лет.

При диагностике эгоцентрической речи модернизировали методику Л. С. Выготского [3], в ней создаются проблемные ситуации, затрудняющие осуществления какой-либо деятельности, в нашем случае, это ситуация — драмы, произошедшая с главным героем зайчиком.

Благодаря исследованиям Л. С. Выготского, именно в таких ситуациях количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Во время срезов и занятий ведется подсчет фраз эгоцентрической речи в количественной форме.

Рассмотрим полученные средние значения в двух группах. Начнем с экспериментальной группы (рис. 1).


Рис. 1. Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в экспериментальной группе

Рассматривая гистограмму средних значений развития эгоцентрической речи и уровня воображения в экспериментальной группе (рис. 1), можно ярко увидеть спад количества эгоцентрических высказываний и активный прирост с каждым занятием уровня развития воображения. Исходя из гистограммы, можно сделать вывод о том, что при помощи серийных развивающих занятий на воображение произошло снижение эгоцентрической речи.

Следует отметить, что к концу исследования дети дошкольного возраста могли самостоятельно без звукового подкрепления реализовывать свои действия и выстраивать планирование. Также повышение уровня воображения способствовало самостоятельному выполнению задач на преобразование, что свидетельствует о наличии надситуативного подхода.

Анализируя полученные данные в контрольной группе, разница между замером первой экспресс-диагностики и повторной незначительна. Уровень воображения и количество высказываний детского эгоцентризма практически не изменилось (рис.2).


Рис. 2. Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в контрольной группе

Гистограмма наглядно показывает, что коэффициент количества эгоцентрических фраз и уровни воображения остались на одних значениях. Следовательно, можем говорить о том, что серийные развивающие занятия на воображение повлияли как на повышение уровня воображения, так и на снижение количества эгоцентрической высказываний.

Однако для того, чтобы с уверенностью сказать, что развитие воображения способствовало переходу эгоцентрической речи у детей 4–5 лет во внутреннюю, провели математическую обработку полученных данных.

С целью нахождения взаимосвязи между эгоцентрической речью и воображением использовали корреляционный критерий Спирмена. Анализ расчета значимости показал, что эмпирические значения коэффициента корреляции Спирмена значимы. Табличные значения продемонстрировали о наличии обратной связи, что доказывает, чем выше уровень воображения, тем ниже количество эгоцентрических фраз. Взаимосвязь уровня воображения и эгоцентрической речи подтверждена на статистическом значимом уровне.

Выводы исследования

Дошкольный возраст обогащен различными видами деятельности, в которых преобладание воображения способствует нестандартному решению задач, однако для осуществления поставленной цели необходимо удерживание плана действий, где выступает эгоцентрическая речь. Она помогает в реализации планирования собственных действий и подкрепления их внешней речью. Ребенок, разговаривающий сам собой во время решения задачи, способствует формированию процессов произвольности, которые впоследствии закрепления, переходят во внутренний план.

Читайте также: