Установите основные новообразования ребенка в правильной последовательности

Новообразования, являющиеся критическими для эмо­ционального развития ребенка, в норме появляются в следую­щем порядке.

1) Поведение привязанности,формирующееся в несколько этапов:

Речь идет о дифференциации уровня базальной аффектив­ной коммуникации, который начинает доминировать над уров­нем оценки интенсивности воздействия;

б) построение цельного образа материчерез мультимодаль-ное общение с ней (координацию тактильного, глазного, голосо­вого и других видов контакта с ней): 5—6 месяцев.

Это результат смычки уровня базальной аффективной ком­муникации и уровня аффективных стереотипов.

в) страх чужих и протест против разлуки с матерью: от 5— 6 месяцев до 18 месяцев.

Продолжается формирование смычки второго и четвертого уровней;

г) использование матери как безопасной базы для самосто­ятельного исследовательского и игрового поведения, от 9 меся^ цев до 24 месяцев.

Усиление уровня аффективных стереотипов в смычке чет­вертого и второго уровней.

2) Коммуникативное поведение(дальнейшая дифференциа­ция уровня аффективной коммуникации). Оно основывается на правильной координации различных видов невербального кон­такта и предполагает ясность и своевременность эмоциональ­ных сигналов ребенка и его ответов на коммуникативные сиг­налы другого человека (первые 3—4.месяца жизни), стремле­ние к разделению общего фокуса внимания с другим человеком.

Развитие коммуникативного поведения начинается в рамках поведения привязанности изатем распространяется на сферу общения со сверстниками.

Смычка уровня базальной аффективной коммуникации с уров­нем аффективных стереотипов постепенно ослабляется (осо­бенно после 18 месяцев, когда страхи разлуки с матерью начи­нают уменьшаться), а смычка четвертого уровня с уровнем аф­фективной экспансии увеличивается.

Увеличивается чувствительность к стимуляции, специфи­ческой для первого уровня: на первом году жизни сенсорный по­ток, направленный на младенца, регулировался и ограничивался матерью (мать выбирала уровень освещенности в комнате, тем­пературу воды для питья, купания, материал для пеленок, оде­ял, звуковое оформление, количество и вкус еды и т. д.); со вто­рого года жизни ребенок начинает исследовать собственные ощущения и больше доверять им.

Период от 9 до 24 месяцев и, в несколько меньшей степени, период от 24 до 36 месяцев знаменуется значительным скачком в количестве новых паттернов кооперативного и агрессивного

взаимодействия 22 . Количественный скачок сопровождается улуч­шением качества коммуникации: моменты непонимания наме­рения и смысла действий другого становятся редкими.

В период от 9 до 36 месяцев у ребенка без длительной пред­варительной подготовки в нескольких быстро сменяющих друг друга этапов-прыжков появляются самые разнообразные паттер­ны коммуникации; некоторые из них в течение третьего года

22 Так, по данным A. Restoin, H. Montagner и др. (1985), в период от 9 до 12 месяцев появляются 644 новых паттерна коммуникации, в возрасте от 12 до 15 месяцев—920, в период от 15 до 24 месяцев —1541 пат­терн коммуникации, в то время как на возрастном промежутке от 0 до 9 месяцев только 58, а в течение всего третьего года жизни (24—36 ме­сяцев) — 502.

жизни оформляются в достаточно устойчивый профиль комму­никации, кристаллизация которого в общих чертах заканчивает­ся в возрасте 3—4 лет.

3) Образ Я,формирование которого начинается с простраи-вания представления о границах своего тела.

Происходит смычка третьего и второго уровней.

Первоначально образ Я строится через опыт нахождения на руках у матери, выработку определенной позы, затем через игру с ручками, ножками в возрасте около 6 месяцев, затем через опыт локомоторной активности. На втором году жизни важны­ми способами утверждения своего Я являются появление пред­ставления о ценности своих вещей и развитие защитного пове­дения в коммуникациях с другими детьми (агрессивные и коо­перативные взаимодействия).

4) Символическое представлениесвоих желаний, потребно­стей, чувств, значительно повышающее устойчивость ребенка к болезненным переживаниям (страх, тревога, гнев, обида, рев­ность, зависть).

Происходит обобщение и дифференциация эмоционального опыта, полученного на всех предыдущих уровнях.

Так как в норме развитие системы эмоциональной регуля­ции идет путем дифференциации целого 23 , то чем младше ребе­нок, тем более генерализованный характер имеют проявления его эмоциональной недостаточности. Первоначально слитые во­едино, уровни начинают дифференцироваться в первые месяцы жизни ребенка, когда в процессе близкого взаимодействия с ма­терью развиваются, в тесном переплетении друг с другом, ме­ханизмы второго и четвертого уровней. Состояние нормальной сензитивности младенца (т. е. отсутствие явлений гипер-, гипо-и искаженной сензитивности) по отношению к любым внешним и внутренним воздействиям и интерес к окружению (аппетит к жизни), соответствующие первому и третьему уровням эмоцио­нальной регуляции, являются показателями успешности этого этапа эмоционального развития.

23 Процесс развития как дифференциацию рассматривают Geseil & Amatruda: развиваясь, поведение становится все более точным и избирательным. Развитие сенсомоторной системы путем дифференциации показано в опытах на слепых детях, в первые месяцы жизни обнаруживающих це­лый ряд сенсомоторных координации (ориентация на источник звука, например), которые после возраста 4 месяцев исчезают (Бауэр, 1985).

При тяжелой эмоциональной недостаточности на первом году жизни нарушения четвертого и второго уровней эмоциональной регуляции выражено сильнее всего: страдают образования, под­готавливающие развитие поведения привязанности, не выраба­тываются стереотипы взаимодействия, задерживается развитие тактильного, глазного, голосового контактов со взрослым. Дефи­цит аффективной коммуникации может быть выражен настоль­ко сильно, что маскирует недостаточное или искаженное разви­тие других уровней, признаки которого можно выявить в ходе микроэкспериментов и из беседы с матерью. Например, недо­статочность аффективной экспансии проявляется в отсутствии интереса к игрушке, гиперсензитивность к средовым воздействиям (недостаточность первого уровня) — в тихом бодрствовании в ноч­ное время, вялости, пассивности днем, а недостаточность зарож­дающегося символического уровня регуляции эмоций — в отсут­ствии переходного объекта.

На втором году жизни тяжелая эмоциональная недостаточ­ность может проявляться в искажении уровня аффективной экс­пансии — гиперактивности, гиперагрессии при полной непере­носимости незначительных барьеров (первая половина второго года), гипертрофированной тенденции к ритуализации, стерео-типизации активности (вторая половина второго года жизни). Это выражается в стереотипной игре (часами раскладывает предметы в ряд или по кругу, вызывает один и тот же сенсорный эффект, используя различные предметы), в стереотипной моторной ак­тивности (кружится вокруг себя, раскачивается, бьется головой, не терпит отклонений от привычного маршрута прогулок и т.д.).

Начиная с третьего года жизни бросается в глаза либо от­сутствие попыток ребенка выразить, дифференцировать, обоб­щить свой эмоциональный опыт, пользуясь символическими сред­ствами (через игру, рисунок, речь), либо чрезмерная вычурность образов, насыщенность их разрушительным аффектом, отража­ющая искаженный эмоциональный опыт такого ребенка и пре­пятствующая коммуникации этого опыта. *

В целом для второго и четвертого уровней в большей степе­ни характерны фиксации отдельных паттернов, а для третьего уровня — регресс или отсутствие инволюции более ранних форм (например, наряду с использованием местоимения я ребенок про­должает называть себя во втором лице). Неблагополучие перво­го уровня может манифестировать оживлением протопатичес-кой чувствительности, явлениями гипер- и гипосензитивности. В уровне символических регуляций возможны разнообразные нарушения: фиксации, регрессы (например, от образа целост­ного объекта к его фрагменту).

Ранний возраст. Особенности

Общая характеристика развития ребёнка .

Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка

Прямохождение-обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Благодаря переходу вертикальной походки ребёнок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя, кроме того у него освобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентиров- исследоват дея-ти.

Речевое общение-помогает ребёнку усваивать знания, формировать умения и быстрее приобщаться к человеческой культуре .В этот период происходит активное развитие познавательных процессов ребёнка. Примерно к 3 годам(к концу раннего детства) память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. В этом возрасте ребёнок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее развитие. Это способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослым ребёнок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу периода в личность.

В раннем возрасте ребёнок впервые открывает для себя, что всё в мире людей имеет своё название. Через речь ребёнок получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой культуры, через речевое общение со взрослым ребёнок приобретает в десятки раз больше информации об окруж. мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств .Для ребёнка речь является не только средством общения, но и играет важную роль в развитии мышления и саморегуляции поведения, направленное в конце раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя. Речь позволяет ребёнку овладевать собственным поведением и делать его в опредео1нной степени произвольно-регулируемым.

Предметная деятельность- непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения .На втором году жизни ребёнок приобретает способность представлять отсутствующий объект или непосредственно воспринимаемые при помощи органов чувств события с помощью символов или знаков.

Развитие речи у детей раннего возраста

Дети всех стран и народов с лёгкостью в раннем детстве усваивают свой родной язык и овладевают речью, при чём этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же этапы(3).

1.Возраст около года-ребёнок начинает произносить отдельные слова. К этому времени дети обычно имеют довольно богатый опыт познания окруж. действительности с помощью органов чувств. У детей сложились более или менее опред. представления о своих родителях, о пище, об окруж. Обстановке и т.д. Для начала освоения речи ребёнку необходимо связать имеющиеся у него образы с теми или инными сочетаниями звуков неоднократно произносимыми взрослым в его присутствии, при наличии в поле зрения соответствующих предметов и явлений.

2.Возраст около 2-х лет-ребёнок учиться говорить предложения из 2, 3 слов.


От 1,6-1,8 развивается только понимание речи при не значительном росте активного словаря. Затем дети начинают учиться комбинировать слова ,объединяя их в небольшие двух-трёх-словные фразы, от таких фраз до целостных предложений дети прогрессируют очень быстро. Вторая половина второго года жизни ребёнка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведения окруж. людей и на овладение собственным поведением.

3.Возраст около 3-х лет дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо как и взрослые .К 3-м годам ребёнок правильно употребляет падежи, строят многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Кроме того возникает сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Дошкольный возраст

Дошкольное детство-совершенно особый период развития ребёнка. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребёнка. Дошкольное детство длится от(3-6)лет. Этот период состоит:

1.младшего дошк 4-5 лет

2.старший дошк 5-7 лет

Физическое развитие

Вес тела ребёнка ежегодно должен увеличиваться на 2 кг, а рост до 4-5 см в год. В возрасте 4 лет у детей интенсивно развивается костная система ,у мальчиков ключевой пояс, у девочек тазобедренный. Позвоночник к этому возрасту соответствует форме позвоночника взрослого человека. Но окостенение скелета ещё не заканчивается и остаётся много хрящевой ткани.

Ребёнок дошкольного возраста отличается хорошим моторным развитием, чрезвычайно вынослив и активен.

Психическое развитие

В дошкольный период перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окруж. Миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения, ребёнок сам начинает определять собственное поведение. Согласно Эльконину, дошкольный возраст “вращается” вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый человек выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Ребёнок, есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность жить вместе с окр. Людьми, а для этого он должен усвоить правила поведения в обществе.

В процессе развития отношений между ребёнком и взрослым происходят:

-усвоение этических норм,

-развитие произвольного поведения,

-формирование личного сознания

Основные новообразования дошкольного возраста

Возникновение первого схематического контура цельного детского мировоззрения. Всё, что видит ребёнок он пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения. Строя картину мира ребёнок много выдумывает и изобретает. У ребёнка в дошкольном возрасте складывается артификалисткое мировоззрение(то что окружает ребёнка он считает результатом деятельности людей). Эльконин Д. В. Отмечает парадокс дошкольного возраста, который заключается между низким уровнем интеллектуальных способностей ребёнка и высоким уровнем познавательных потребностей.

2.Возникновение первых этических норм и на их основе моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребёнка к другим людям.

3.Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с понимаем взаимоотношений между людьми. В этом возрасте у ребёнка начинают преобладать обдуманные действия над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний ребёнка может определяться высказанным обещанием- принцип данного слова. Благодаря этому формируются такие качества личности:

-чувство долга по отношению к др. людям

4.Возникает произвольное поведение и новое отношение ребёнка к себе и своим возможностям. На основе формирования произвольного поведения у ребёнка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками-является особой задачей.

5..Возникновение личного сознания как своего места в отношении со взрослым.

Возникает стремление к осуществлению общественно –значимой и общественно-оцениваемой дея-ти. У дошкольников возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не всё может. В дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребёнка, его отношение к окр. Миру, при этом не исключены проблемы, возникающие в этот период.

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Психическое развитие детей от года до 3 лет

1. Возрастные границы раннего возраста:

а) от 1 года до 2 лет;

б) от 1,5 года до 3 лет;

в) от 1 года до 3 лет.

2. Психологические границы раннего возраста:

б) от рождения до кризиса прямохождения;

3. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:

г) предметная деятельность;

д) учебная деятельность.

4. Ранний возраст сензитивен для развития:

а) способов передвижения;

б) предметных действий;

г) продуктивных видов деятельности.

5. Первым носителем обобщения для ребенка является:

а) слово взрослого;

б) используемое орудие;

в) собственное действие.

6. Установите соответствие:


7. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является

8. Знаковая функция сознания состоит в возникновении____________________________

одного объекта в качестве_______________другого.

9. Важнейшим новообразованием личностного развития ребенка раннего возраста является__

10. Инструкция. Установите правильную последовательность. Развитие речи младенца:

д) произношение звуков;

е) облегчение слова;

ж) произнесение первых слов.

11. Развитие понимания речи:

а) подползает на зов взрослого жестом;

б) ищет голос зовущего;

в) приближается на словесный призыв взрослого;

г) поворачивается в сторону зовущего.

12. Развитие движений:

б) стоит у опоры;

в) ходит самостоятельно;

г) лежит на животе;

д) удерживает голову, лежа на животе;

е) переворачивается со спины на живот;

ж) переворачивается с живота на спину;

з) ходит у опоры.

13. Развитие действий руки:

а) нацеливание пальцами;

б) манипулирование двумя предметами;

в) активное манипулирование предметом;

г) неточное движение всей рукой;

д) указательное движение пальцами.

14. Взаимодействие ребенка с предметом:

15. Взаимодействие игровых действий:

б) использует предмет–заместитель без игрового названия;

в) манипулирует с предметом по показу взрослого;

г) самостоятельно дает игровое название;

д) переносит действие на другие предметы;

е) изображает действия конкретных взрослых.


ПриложенияДля изучения ряда в 25 цифр Диаманди нужно было 3 минуты, для Иноди 49 секунд, т.е. время, почти в 4 раза меньшее. Иноди процесс изучения производит в 4 раза скорее, чем Диаманди. Но в других операциях преимущество оказалось на стороне Диамнди, как это показывает следующая таблица.

8. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТНеблагоприятная ситуация складывается тогда, когда трансформация инстинктов проходит слишком быстро. Приучение к туалету, например, будет иметь меньше вредных последствий для психологического развития ребенка (таких, как упрямство, повышенная брезгливость, навязчивые действия), если будет.

Зигмунд Фрейд настолько верил в себя как великую путеводную звезду для человечестваДаже вечно терзаемый сомнениями Лев Толстой с возрастом сознательно перевоплощался в неподражаемого русского волхва, указывающего перстом направление развития человека. По меньшей мере, в плоскости нравственности и духовного совершенствования. Он, безусловно, и был им, но главная трансформация.

Глава 7. Спорные вопросыЕсли возникает ситуация реальной угрозы, а не просто тревоги, обучающихся нужно защитить. Однажды я выступал супервизором для супервизора. Когда я прошел за зеркало, чтобы присоединиться к нему, мы увидели, что в кабинете находятся мать и дочь, а женщина-терапевт стоит за стулом. Когда я спросил.

IIИтоги второго периода творчества обобщены Н.А. Бернштейном в монографии ’’О построении движений”, опубликованной в 1947 г. (монография целиком вошла в этот том), а в 1948 г. удостоенной Государственной премии СССР.

Глава пятая ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ СТРАХУБог же, как мне представляется, бережет нас в соответствии с какими-то своими усмотрениями и пристрастиями. А вот страх — он и не бережет, и не тот на самом деле субъект, которому бы следовало доверять свою безопасность. Для животных он, разумеется, защитник хоть куда! Но вот в нашем.

Сон с Архетипом СамостиЯ, в качестве какого-то спецагента или шпиона проникаю в достаточно большой дом, — толи дворец, толи в какое-то общественное учреждение. Цель неизвестна. Важным является то, что, проникнув в этот дом, я обнаружил, что туда же проникла целая группа вооруженных граждан, которых я опознал, как.

1. Выбрать правильный ответ. Психологические границы раннего возраста

а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам!

б) от рождения до кризиса прямохождения

2. Выбрать правильный ответ. Возрастные границы раннего возраста:

а) от 1 года до 2 лет;

б) от 1,5 года до 3 лет;

в) от 1 года до 3 лет.

3. Выбрать правильный ответ. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:

г) предметная деятельность;

д) учебная деятельность.

4. Выбрать правильный ответ. Ранний возраст сензитивен для развития:

а) способов передвижения;

б) предметных действий;

г) продуктивных видов деятельности.

5. Выбрать правильный ответ. Первым носителем обобщения для ребенка является:

а) слово взрослого;

б) используемое орудие;

в) собственное действие.

6. Выбрать правильный ответ. Предметом возрастной психологии является:

а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;

б) процесс развития психологической науки;

в) особенности индивидуального развития людей;

г) особенности развития педагогических навыков и умений.

7. Выбрать правильный ответ. Возрастной период – это:

б) цикл развития;

в) хронологический период;

8. Выбрать правильный ответ. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

а) также, как в нормальных условиях;

б) быстрее, чем в нормальных условиях;

в) иначе, чем в нормальных условиях;

г) медленнее, чем в обычных условиях.

9. Выбрать правильный ответ. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;

б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;

в) может сама пройти с возрастом;

г) сложно сказать что-то определенное.

10. Выбрать правильный ответ. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

б) к концу 1 года;

г) к 6-ти месяцам.

11. Выбрать правильный ответ. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

а) отсутствие комплекса оживления;

г) боязнь безопасных предметов.

12. Выбрать правильный ответ. Главной задачей возрастной психологии является:

а) отслеживание динамики развития;

б) отслеживание отклонений в развитии;

в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;

г) отслеживание особенностей развития теорий личности.

13. Выбрать правильный ответ. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:

а) неравномерность развития;

б) цикличность развития;

в) метаморфозы развития;

г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.

14. Выбрать правильный ответ. Основные этапы психического развития человека включают:

а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;

б) созревание и старение;

15. Выбрать правильный ответ. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

а) с узнавания себя в зеркале;

в) с осознания собственных желаний;

г) с усвоения своего имени.

16. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

а) системы обучения;

б) общения с матерью;

в) системы социального обеспечения;

г) системы воспитания.

17. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

а) предметно - манипулятивной деятельности;

г) мелкой моторики.

18. Выбрать правильный ответ. Полное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

19. Выбрать правильный ответ. Основными условиями психического развития являются:

а) применяемые технологии обучения;

б) предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними;

в) уровень развития материальной культуры;

г) применяемые технологии воспитания.

20. Выбрать правильный ответ. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

а) неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого;

б) отсутствие чувства стыда;

в) отсутствие эмоционального сопереживания;

г) амбивалентное поведение.

21. Выбрать правильный ответ. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:

б) орудийные действия;

г) учебная деятельность.

22. Вставить пропущенные слова.

Знаковая функция сознания состоит в возникновении _ замены ____ одного объекта в качестве заместителя другого.

23. Дополнить предложение. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является действенное.

25. Дополнить предложение. К критериям успешной адаптации ребенка относятся:

28. Дополнить предложение. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода -

29. Дополнить предложение. Первой формой идентификации отношений взрослого и ребенка является

30.Перечислите факторы, определяющие успешность адаптации.

31. Перечислите условия социальной ситуации развития детей.

32. Перечислите компоненты процесса социально-психологической адаптации

33. Найти соответствие

1 Основные линии развития детей раннего возраста

А) негативизм, упрямство, строптивость, ревность

2 Симптомы кризиса трех лет

Б) знакомство с предметами и их функциями;

общение и совместная деятельность со взрослым;

освоение предметных действий;

3 Приемы торможения отрицательных эмоций

В) переключение; игры с песком, водой;

игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки)

34. Найти соответствие

1 В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались

А) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

2 В период Средневековья, с III по XIV в

Б) условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

3 В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)

В) большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

34. Найти соответствие

1 Оральная стадия психосексуального развития

А) от 3 до 6 лет

2 Анальная стадия психосексуального развития

Б) от рождения до 1 года

3 Фаллическая стадия психосексуального развития

В) от 1 года до 3-х лет

35. Найти соответствие

А) Учение о стадиях когнитивного развития

Б) Учение о социальной ситуации развития ребенка

В)Учение о влияние на развитие социальных факторов

36. Найти соответствие

1 Сенсомоторная стадия развития по Ж. Пиаже

А) Дети приобретают и используют

познавательные операции (мыслительные действия,

являющиеся компонентами логического мышления)

2. Дооперациональная стадия по Ж. Пиаже

Б) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.

3. Стадия конкретных операций по Ж. Пиаже

В) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.

37. Дополнить предложение. Поведение ребенка идет вразрез с тем, которое предлагают ему взрослые; он не хочет выполнять требуемое только потому, что это предложил взрослый - это проявления ……

39. Дополнить предложение. Поведение, при котором ребенок настаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует, называется …

40. Перечислить принципы , необходимые для организации сопровождения детей раннего возраста

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гуменюк Ольга ЮрьевнаНаписать 50347 09.10.2015

Номер материала: ДВ-044853

  • Другое
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.10.2015 431
    09.10.2015 490
    09.10.2015 1448
    09.10.2015 361
    09.10.2015 1214
    09.10.2015 751
    09.10.2015 737

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также: