Условия для формирования новообразований

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Новообразования в почвах — это в основном минеральные тела, различающиеся скульптурными формами и химическим составом, которые появились в процессе почвообразования в разных частях почвенного профиля.

Выделяют несколько групп новообразований по составу, в основном, по химической и биологической природе.

Новообразования химического происхождения представлены разными химическими соединениями:

  • легкорастворимые соли — NaCl, CaCl2, MgCl2, Na2SO4;
  • гипс — CaSO4 • 2Н2O;
  • карбонаты — СаСО2;
  • оксиды марганца — Mn3O4, железа — F2O3;
  • вивианит — Fe3(PO4)2 • 8Н2O;
  • кремнезём — SiO2;
  • перегнойное вещество — гумусовые плёнки.

Формы почвенных новообразований могут быть индикаторами почвенных процессов и их химического состава. Существует много форм новообразований:

  • налёты, присыпки, выцветы, крапинки, солевые корочки, пропитки;
  • примазки, потёки, корки, бородки, плёнки, дендриты;
  • прожилки, псевдомицелий, трубочки вокруг корней;
  • желваки, кристаллы, конкреции (зерна, ортштейны, бобовины, дробовины);
  • коры, панцири, прослои-ортзанды, пласты и плиты;
  • новообразования органического происхождения (копролиты, червороины, кротовины).

К новообразованиям органической природы относятся такие перегнойные вещества, как гумусовые плёнки, пятна, потёки, налёты на гранях структурных отдельностей. Новообразования могут достигать очень крупных размеров: округлой формы — до 10 см, в форме плит — до нескольких метров. Они являются важными носителями информации о почвенных процессах, режимах и условиях почвообразования.

Новообразования — индикатор условий почвообразовательных процессов.

Новообразования легкорастворимых солей характеризуют засоленные почвы засушливых областей. Наиболее обычная их форма — белесоватые налёты и выцветы хлоридов и сульфатов натрия. Этот вид новообразований может встречаться в различных частях профиля, иногда формирует отдельные солевые горизонты. Местоположение солей в профиле, их количество характеризуют степень засоления почвы.

Новообразования карбонатов характерны для лесостепи, степи и засушливых территорий. Разнообразие форм известковых новообразований имеет важное диагностическое значение в классификации почв. Выцветы, налёты, пропитки, псевдомицелии — это наиболее молодые формы новообразований. Прослои, коры, плиты обычно связаны с древними условиями почвообразования. Конкреционные формы — белоглазка, журавчики, дутики, куколки — особенно характерны для почв, развитых на лёссах и лёссовидных суглинках.

Новообразования кремнезёма встречаются в почвах разных типов как во влажных, так и в сухих условиях в различных климатических поясах. Наиболее обычная форма новообразований кремнезёма — белесая, мелкокристаллическая или аморфная присыпка на гранях структурных отдельностей. Этот тип новообразований связан обычно с процессами выщелачивания и оподзоливания.

Новообразования железа и марганца, обычно охристого, ржавого и бурого цветов, могут встречаться в почвах различных биоклиматических областей. В их образовании большую роль играют микроорганизмы. Наиболее распространены среди этой группы конкреционные формы. Они образуются при переменном водном режиме почв и смене окислительных условий на восстановительные. С характером увлажнения связаны форма, строение и состав новообразований. Размер, прочность и количество конкреций изменяются в очень широких пределах. Их размер обычно составляет от 2до 70 мм. Иногда конкреции могут образовывать самостоятельные горизонты или коры.

Новообразования глин и гумуса наиболее распространены в почвах лесной, лесостепной и степной зон. Характерные формы — кутаны: слоистые натёки, плёнки, лакировки, покрывающие стенки полостей и пор, а также грани структурных отдельностей срединных горизонтов. Они распространены в иллювиальных горизонтах. Их образование связано с перемещением из верхней части профиля и осаждением в иллювиальном горизонте частиц коллоидного размера.

Биогенные новообразования — это червороины, кротовины, ходы почвенных животных, заполненные материалом из других горизонтов почвы или из почвообразующей породы. Биогенные новообразования наиболее широко распространены в степных почвах.

Включения — это случайно оказавшиеся в почве органические и минеральные тела и предметы (отдельные камни, остатки деревьев, кости животных). Они могут быть связаны с человеческой деятельностью (куски керамики, обломки кирпича и стекла).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Любое патологическое новообразование в организме образуется из первично нормальной клетки: причины возникновения опухоли типичны – сначала под действием канцерогенных факторов происходит генетическая мутация в клеточных структурах, а затем из бесконтрольно размножающихся патологических клеток формируется опухоль-паразит.


Рак появляется тогда, когда защита организма не может подавить канцерогенез

Причины возникновения опухоли – теории канцерогенеза

  1. Эмбриональная дистопия (рак появляется из оставшихся зачатков эмбриональных тканей, которые активируются внешними факторами и начинают расти);
  2. Длительное неспецифическое раздражение (постоянные травмы и хроническое воспаление запускают процессы онкологической перестройки тканей);
  3. Трансплацентарный канцерогенез (действие канцерогенов на мать отражается на внутриутробном развитии плода, запуская онкогенные процессы);
  4. Химический канцерогенез (вредные вещества химического происхождения вызывают рак в разных органах);
  5. Физический канцерогенез (влияние лучевого, теплового, ультрафиолетового и травмирующих факторов, как причины возникновения опухоли);
  6. Инфекционно-паразитарные факторы (вирусы, бактерии и паразиты способны запустить процессы злокачественного перерождения в тканях).

Множество теорий описывали факторы канцерогенеза, которые приводили к трансформации клеток: основа малигнизации – мутации в клеточных структурах органов и тканей, запускающие процесс образования опухоли.

Механизм формирования рака

В здоровом организме существует баланс между онкогенезом и противопухолевой защитой. Единичные канцерогенные мутации на уровне клеток происходят всегда, но иммунная система удаляет патологические изменения, блокируя развитие новообразования. Причины возникновения опухоли объясняются нарушением равновесия между онкогенами и защитными генами (супрессорами) – когда под действием канцерогенов при снижении иммунной защиты сохраняются способные к размножению мутантные клетки, то это становится началом формирования новообразования. От первой стадии канцерогенеза до возникновения рака может пройти много времени (до 10-20 лет), но это ничего не меняет – процесс запущен, мина замедленного действия заложена и ждет своего часа. К основным принципам неумолимого опухолевого роста относятся:

  • выживание мутантной клетки с активацией онкогенов;
  • подавление противоопухолевого иммунитета (инактивация генов-супрессоров);
  • оба предыдущих события должны произойти одновременно в нескольких клетках (5-7), чтобы вероятность развития рака стала обязательной;
  • на разные органы и системы действуют различные факторы канцерогенеза;
  • рак является генным заболеванием (болезнь не является заразной);
  • обязательное условие – размножение патологических клеточных структур с обязательной передачей генной информации новой генерации клеток (пролиферация тканей).

Опухолевый рост – это стадийный процесс: постепенное увеличение новообразования от одной клетки до раковой опухоли может занимать много лет. Причины возникновения опухоли надо искать не только в действии канцерогенов, но и в ослаблении или отсутствии противоопухолевой защиты.


Возникновение опухоли – это генные мутации при ослаблении иммунитета

Дополнительные отрицательные факторы

Для реализации онкологического заболевания большое значение имеют дополнительные негативные факторы:

  • возраст (чем старше, тем хуже иммунная защита и больше хронических заболеваний);
  • пол (часть онкопатологии обусловлена половыми особенностями человека);
  • семейная предрасположенность (накопление измененных генов увеличивает риск развития определенных видов новообразований);
  • природная среда (ультрафиолет повышает риск меланомы, условия крайнего севера способствуют подавлению иммунитета);
  • этнос (люди одного этноса чаще болеют определенными видами рака);
  • образ жизни и социальная среда (доказано, что эти факторы определяют до 90% всех видов онкологии).

Основные причины возникновения опухоли следует искать в генетических нарушениях, образующихся на фоне действия внешних и внутренних канцерогенных факторов: рак – это мутация генов с прогрессирующим развитием злокачественного новообразования при отсутствии противоопухолевого иммунитета.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

Начало болезни

В данной статье мы будем рассматривать проблему развития раковой болезни: когда, где и как начинается раковая болезнь, и как протекает процесс развития раковой опухоли.

Решение этих проблем имеет не только теоретический, но и практический интерес.

Не случайно до сих пор среди специалистов-онкологов продолжаются дискуссии по этим вопросам.

Другие же считают, что формирование зачатка и рост опухоли происходят путем вовлечения в канцерогенез нормальных дифференцированных клеток, т. е. сами нормальные клетки данного органа или ткани превращаются в злокачественные. Однако ни те. ни другие пока не могут привести веские доказательства в пользу своих утверждений. А без доказательств такие дискуссии могут продолжаться веками.

Рассмотрим процесс начала болезни — как, где и почему произошло заболевание — с позиций предлагаемых в этой книге основ теоретической онкологии. Пусть по какой-либо причине нарушилось нормальное дифференцированное состояние окружающей среды группы клеток органа или ткани в месте их дислокации.

Такая возможность всегда существует в нашем организме, например, в заживших ранах, в рубцах после хирургических операций, где нарушена целостность некоторых сосудов, в том числе и лимфатических. Но клетки, однако, приспособились даже и к этим условиям существования при таких предельных возможностях питания и очищения среды своего обитания.

И пока нет никаких нарушений такого существования, клетки и в этих условиях живут нормально, комфортно, без неприятных ощущений и поэтому не делятся. При этом они могут быть даже и не дифференцированы к этой ткани (органу), т. е. не выполняют никакой функции для всего организма. Просто они приспособились к существованию в условиях рубца. И такое состояние может длиться годами.

Но если потревожить этот рубец, например, поцарапать, то может нарушиться это комфортное состояние клеток, появятся неприятные ощущения у ряда клеток, и они начнут делиться. И даже при достаточном питании увеличение количества клеток может привести к нарушению нормального отвода из межклеточного пространства продуктов жизнедеятельности клеток (и так все было на пределе), что приведет к дальнейшему делению клеток, к увеличению их количества, к дальнейшему засорению среды и т. д.

Таким образом, возникает петля саморазвития и начинается развитие раковой болезни. Ухудшение среды обитания начинает разрастаться, вовлекая в процесс деления и другие еще нормальные, еще дифференцированные клетки. При этом ухудшение среды обитания захватывает в первую очередь места, более отдаленные от крупных лимфатических и кровеносных сосудов, в результате чего проявляется эффект как бы прорастания рака в здоровую ткань.

От сильной боли злокачественные уже теперь клетки путем амебовидных движений начинают уходить от неблагополучного места обитания, усугубляя состояние других еще нормальных клеток, принуждая их тоже к делению. Отсюда и неясность контуров злокачественных опухолей.

Рак груди — это яркий пример отрицательного воздействия цивилизации на здоровье человека. Свое стремление к красоте фигуры женщины оплачивают слишком дорогой ценой. Многие женщины носят тугие бюстгальтера, которые якобы сильно сжимают молочные железы, либо сжимают тело вокруг молочных желез. Как в том, так и в другом случае, зажимаются и кровеносные, и лимфатические сосуды.

А лимфатическая система не имеет сердца, которое прокачивало бы лимфу под достаточно большим давлением. Поэтому молочные железы являются органами повышенного риска заболеть раком груди. Особенно у тех женщин, которые носят бюстгальтера более половины суток. Я уже не говорю о тех женщинах, которые носят бюстгальтера чуть ли не круглосуточно, и таких, увы, немало.

Но лежа женщина молола и здорова и у нее нет на груди никаких болячек, то даже и при тугих бюстгальтерах организм приспосабливается и, пусть и на пределе, поддерживает нормальное состояние межклеточного пространства, т. е. обеспечивает комфортную жизнь клеток молочной железы.

Со временем, либо в результате возрастного понижения потенции лимфатической системы, либо в результате даже небольшой травмы груди может создаться такое состояние (нарушение комфортной жизни клеток), когда некоторым клеткам необходимо будет делиться. Это потребует увеличения активности лимфатической системы (увеличения скорости потока лимфы) для поддержания нормального состояния среды обитания клеток в месте неблагополучия.

Если не было бы тугого бюстгальтера, то эта задача для организма была бы не трудной. Но тугой бюстгальтер зажимает лимфатические сосуды, и очистить межклеточное пространство в месте неблагополучия оказывается невозможно. Клетки продолжают делиться, возникает петля саморазвития и начинается рост опухоли — увеличение ее массы в 1,5-2 раза за сутки.

Если через несколько часов от начала этого процесса снять бюстгальтер и осторожно, нежно — без болей — помассировать грудь, то процесс заболевания можно прекратить. В этом случае ускоряется ток лимфы через молочную железу, очищается межклеточное пространство, условия существования клеток в очаге поражения нормализуются и клетки вернутся в дифференцированное состояние, т. е. снова станут специализированными клетками молочной железы.

Рост опухоли

Итак, изменения условий существования клеток и возникновение петли саморазвития запустили процесс ракового заболевания. Неприятные ощущения вызвали приспособительные реакции не только раковых клеток, которые уже потеряли свою специализацию (дифференцировку), но и соседних нормальных (еще дифференцированных) клеток.

Причем эти деления еще не очень част, так как степень боли еще невелика и клетки на приспособительные реакции затрачивают достаточно большое время. Скорость роста опухоли тоже еще невелика. Опухоль растет за счет появления новых клеток, полученных при делении, и увеличения их размеров, а также за счет вовлечения в процесс образования раковой опухоли соседних бывших нормальных клеток органа.

Если нервная клетка оказывается в области расположения опухоли, то появляются неприятные (болевые) ощущения и на организменном уровне. Организм, его нервная система, включается в процесс избавления от боли, и при существенной активизации дренажных систем может произойти очищение среды обитания клеток, разрыв петли саморазвития, рассасывание опухоли и дифференцировка оставшихся клеток органа.

Таким образом часто могут происходить самоизлечения раковой болезни организмом, о чем даже не будут знать ни пациент, ни врач. Но по возможно только в самом начале раковой болезни, когда опухоль находится в начале своего развития, а организм еще имеет достаточные возможности активизации дренажных систем.

Но может быть, и довольно часто, иной путь развития раковой опухоли. Рост опухоли сопровождается массовой гибелью и отторжением клеток от области — пораженной болезнью. Они попадают в лимфатические капилляры, сосуды, лимфатические узлы. Из-за малой эффективности работы лимфатической системы отходы жизнедеятельности клеток, погибшие и живые отторгнувшиеся клетки засоряют капилляры, сосуды, узлы и в сильной степени затрудняют дальнейшее очищение среды существования клеток опухоли.

В этих случаях разорвать петлю саморазвития организм не может, болевые ощущения усиливаются как на клеточном, так и на организменном уровнях, увеличивается частота деления раковых клеток, рост опухоли ускоряется, увеличивается засоренность лимфатических сосудов, усиливаются боли, и т. д. по замкнутому кругу (действие петли саморазвития).

В результате деления и роста клеток масса и количество клеток опухоли увеличиваются. Эта многоклеточная колония-опухоль начинает жить самостоятельно, как бы независимо от организма человека, несмотря на то, что питание она получает от его кровеносной системы. Для опухоли организм и его кровеносная система является внешней средой, к которой она должна приспосабливаться. Таким образом, возникла ситуация, аналогичная зарождению многоклеточного организма.

Как когда-то в историческом прошлом возникали многоклеточные организмы путем деления и приспособлений к окружающей среде, так и опухоль, превращаясь в клеточный комплекс, во всей своей совокупности начинает приспосабливаться к условиям своего существования. И пока клетки опухоли не достигнут комфортного существования, они будут делиться, а в промежутках между делениями — приспосабливаться. А так как с ростом опухоли возрастает степень засоренности межклеточного пространства, капилляров, лимфатических сосудов и узлов, то вероятность разрыва петли саморазвития, очищения межклеточного пространства и возврата к дифференцированным условиям обитания клеток опухоли уменьшается.

А это означает, что раковые клетки не могут активизировать иммунную систему организма, что раковые клетки не уничтожаются защитными системами организма. Поэтому они могут перемещаться по лимфатическим сосудам, накапливаться и забивать лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Это еще больше ухудшает условия обитания клеток опухоли и пока еще нормальных клеток органа.

Это не вполне удачное выражение, так как никакого перерождения не происходит, никаких злокачественных клеток нет. Есть клетки организма, родные клетки, которые попали в невыносимые условия существования, испытывают мучительные боли и пытаются каким-то образом избавиться от этих болей. Это несчастные больные клетки нашего организма (нас с вами, читатель), который своими ненормальными злокачественными действиями довел клетки до такого болезненного состояния.

Обособленная от организма все увеличивающаяся колония опухолевых клеток, взаимосвязанных и взаимозависимых между собой, как единое целое, начинает приспосабливаться к своим меняющимся условиям существования, так же как когда то приспосабливался зародыш в утробе матери на стадии бластулы. Организм для опухоли становится источником существования, а опухоль для организма становится паразитом.

А так как различные клетки опухоли оказались в различных условиях существования, то они, приспосабливаясь каждая к своим специфическим условиям, стали специализироваться (дифференцироваться) для выполнения определенных условиями существования опухоли функций, с учетом взаимодействий с другими клетками.

Одни клетки будут выполнять функции, связанные с питанием всей опухоли, другие клетки будут приспосабливаться выполнять дренажные функции, третьи — функции мембраны и т. д. При этом многие клетки будут отмирать и, тем самым, увеличивать засоренность межклеточного пространства. И если этому организму-опухоли не удастся достичь комфортного состояния, т. е. не удастся избавиться от неприятных (болевых) ощущений, то печальный конец неизбежен.

Доброкачественные опухоли

Это могут быть клетки, связанные с кровеносной системой организма человека и обеспечивающие питание клеток всей опухоли; клетки, обеспечивающие дренажные функции, связанные с лимфатическими сосудами; клетки отграничивающей оболочки и т. д.

Возникновение доброкачественных опухолей чаще всего связано с зарождением и развитием злокачественных опухолей. В определенном смысле можно сказать, что доброкачественная опухоль — это бывшая злокачественная опухоль, которая в результате своих приспособительных реакций достигла комфортного существования, т. е. все ее клетки сумели приспособиться к своим новым условиям существования. Это значит, что клетки не испытывают неприятных (болевых) ощущений и уже не делятся, следовательно, рост опухоли прекратился.

В общем случае можно представить такую картину образования доброкачественной опухоли. В какой-то точечной области тела организма нарушились нормальные условия существования клеток. Это может быть микротравма, локальное нарушение кровеносных или лимфатических сосудов и т. д. Клетки в этом месте почувствовали неприятные ощущения и начали приспосабливаться с целью избавиться от них.

Если приспособительные реакции клеток и продукты их жизнедеятельности будут и дальше ухудшать условия существования клеток в этом месте, то образуется петля саморазвития, которая будет поддерживать этот процесс ухудшения условий существования. В результате этого в данном месте создаются условия для развития раковой опухоли.

Клетки приспосабливаются к этим условиям до получения приятных ощущений и дальше прекращают свои деления. Но условия жизни у опухолевых клеток будут различны, в зависимости от расположения клетки в объеме опухоли. Следовательно, автоматически произошла специализация (дифференцировка) клеток опухоли.

В таком, можно сказать, предельном состоянии доброкачественная опухоль может существовать длительное время, не нанося вреда организму-хозяину. Но если нарушить условия ее существования, например, травмой, биопсией при исследованиях, или другим способом, то эта доброкачественная опухоль может вновь превратиться в злокачественную со всеми ее печальными последствиями.

Изменения в геноме

Геном организма, а это значит геном всех клеток организма, включает в себя всю информацию о приспособительных реакциях, в результате которых организм развивался, начиная от оплодотворенной половой клетки-зиготы и далее при создании и развитии всех органов и тканей, Включая головной мозг. Поэтому самопреобразовательные возможности клеток организма человека путем приспособительных реакций на основе информации генома огромны.

А это означает, что раковые клетки, приспосабливающиеся в пределах генома, являются родными клетками организма. Поэтому они не активизируют лимфатическую систему, поэтому они не уничтожаются иммунной системой организма.

Если не удается клетке приспособиться в пределах информации генома, то при все нарастающей интенсивности боли клетка начинает приспосабливаться в поисковом режиме. При этом появляются изменения и дополнения в геноме, увеличение количества хромосом, увеличения объема генома и т. д.

В этом случае клетки становятся чужими для организма. Но лимфатические сосуды и лимфатические узлы уже настолько засорены отходами жизнедеятельности, погибшими и живыми клетками, что все равно уже невозможно хоть как-то воздействовать на клетки опухоли, например, с лечебной целью. В этом и заключается резистентность опухоли к лекарственным препаратам.

Возможности реверсии опухоли

Раньше вопрос о реверсии (рассасывании) раковой опухоли вообще не ставился онкологами, так как считалось, что реверсия в принципе невозможна. И до сих пор онкологи с большой осторожностью относятся к сообщениям о реверсии раковых опухолей. Тем не менее все чаще и чаще в различной литературе стали появляться сообщения о реверсиях опухолей.

Теперь, когда нам стали известны новые принципы биологии и биологическая причина раковых заболевании, мы можем обоснованно заявить, что принципиально возможна реверсия раковой опухоли, но при выполнении определенных условий. И чем раньше после начала раковой болезни эти условия будут создаваться, тем больше вероятности получения реверсии. Во втором разделе этой главы мы уже рассматривали реверсию на начальном этапе развития раковой опухоли.

Там достаточно было включиться нервной системе организма, которая под воздействием боли уже на организменном уровне активизировала дренажные, иммунную и другие системы организма для возврата условий существования клеток опухоли к специализированным условиям данного органа. Однако получить реверсию зрелой опухоли значительно труднее, так как развитие такой опухоли сопровождается обильным некрозом клеток и, следовательно, существенным засорением лимфатических сосудов и лимфатических узлов. Тем не менее и в этом случае реверсия возможна.

Что значит полная реверсия для организма? Это значит, что организм полностью избавляется от раковой опухоли и, следовательно, полностью выздоравливает. А у здорового организма все клетки данного органа, как и других органов и тканей, специализированы (дифференцированы) и их условия существования поддерживаются также специализированными, соответствующими дифференцировке.

Таким образом, главная задача любого лечения является вернуть условия существования клеток пораженного болезнью органа к специализированным, обеспечивающим дифференцировку клеток. Значит для осуществления реверсии необходимо вернуть условия существования клеток опухоли к специализированным условиям, при которых клетки опухоли, приспосабливаясь, вновь станут дифференцированными для выполнения функций данного органа.

Для этого необходимо увеличить скорость очищения среды обитания клеток до такой степени, чтобы скорость очищения была больше скорости засорения этой среды. Только в этом случае возможно разорвать петлю саморазвития, обеспечивающую развитие н рост опухоли. Для увеличения скорости очищения среды обитания опухолевых клеток необходимо активизировать, в первую очередь, лимфатическую систему, увеличить скорость потока лимфы.

Но успешной реверсии можно достичь только в том случае, когда процесс возврата условий обитания опухолевых клеток к специализированным условиям происходит медленно, так чтобы опухоль рассасывалась медленно, чтобы погибающие и отторгнувшиеся клетки не сильно засоряли лимфатические сосуды и лимфатические узлы во избежание образования петли саморазвития и метастазов, и чтобы выжившие клетки опухоли успевали дифференцироваться. Только при соблюдении всех указанных условий можно достичь полной реверсии опухоли, т. е. вылечить ракового больного.

При реверсии возможен и другой результат, когда рассасывающаяся опухоль достигает состояния доброкачественной опухоли, при котором происходит неполный реверс и клетки дифференцируются для функций поддержания существования доброкачественной опухоли.

Читайте также: