Учебная деятельность ее структура и новообразования

Общая характеристика учебной деятельности.

Процесс научения может осуществляться в форме попутного научения или в форме целенаправленного учения. Попутное научение происходит в ходе деятельности, имеющей иную цель. Так, ребенок, выполняя действие с каким-либо предметом, попутно знакомится с его свойствами — цветом, формой, величиной. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.

Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о данном процессе. Деятельность, направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. К числу ее разработчиков относят Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызину, А. К. Маркову. Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными сноеобами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта. Отметим основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действий предваряют решение задач (И. И. Ильясов);

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);

5) изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).

Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание. В нем выделяется предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат. Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ,'алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика. В качестве средств учебной деятельности выступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка Способы учебной деятельности могут быть совершенно разными. К ним относят репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Продуктом учебной деятельности являются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт. Результат учебной деятельности — потребность ее продолжать либо уведение от нее.

Д. Б. Эльконин выделяет деятельностные характеристики этой формы учения. Учебная деятельность носит общественный характер: по содержанию, так как направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством; по смыслу, поскольку она общественно значима и общественно оцениваема по форме, потому что она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Кроме того, учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную внешнюю структуру.

Структура учебной деятельности.

Внешняя структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:

• учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;

• учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи; ,

• действия контроля, переходящие в самоконтроль;

• действия оценки, переходящие в самооценку.

Проанализируем каждый из компонентов подробнее. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. При анализе учебной мотивации важно изучить мотивы, побуждающие ребенка овладевать знаниями, навыками и умениями. Мотивы учебной деятельности могут быть внешними или внутренними. Если побудителями учебной деятельности являются некоторые внешние стимулы (поощрение, награда, наказание), то в данном случае она будет лишь средством для достижения других целей — личные успехи, удовлетворение честолюбия, избежание наказания. При этом учебная деятельность носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое необходимо преодолеть на пути к основной цели. Если же ученик относится к учебной деятельности как к своей основной цели, говорят о наличии у него внутренней мотивации. В данном случае учебная деятельность может направляться интересом к самим знаниям, способам их получения, любознательностью, стремлением повысить свой образовательный уровень. Подобные учебные ситуации не содержат внутреннего конфликта. Хотя они также связаны с преодолением трудностей и.требуют волевых усилий, но эти усилия направлены на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие учебные ситуации являются оптимальными с педагогической точки зрения. В работах Л. И. Божович и ее сотрудников, исследовавших учебную деятельность школьников, отмечается, что одних учащихся в большей степени мотивирует сам процесс познания Входе учебной деятельности, других — отношения с людьми, складывающиеся внутри нее. Соответственно, принято выделять две большие группы мотивов учебной деятельности — познавательные и социальные.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Среди них встречаются:

• широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями;

• учебно-познавательные мотивы, отражающие ориентацию на усвоение способов добывания знаний;

• мотивы самообразования, состоящие в направленности на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы также распадаются на несколько подгрупп:

• широкие социальные мотивы, отражающие стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу, понимание

необходимости учиться, чувство ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;

• узкие социальные мотивы (позиционные), которые проявляются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;

• мотивы социального сотрудничества связаны с ориентацией на других людей. При этом ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с окружающими, но и стремится осознавать, анализировать способы своего сотрудничества, постоянно их совершенствовать.

Все виды мотивов тесно связаны между собой и формируются в непосредственной зависимости друг от друга. Анализируя учебную деятельность, важно учитывать всю структуру мотивационной сферы личности.

Самым главным компонентом в структуре учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается ученику как определенное учебное задание, формулировка которого существенна для решения и его результата. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. Основное отличие учебной задачи от других различных задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта учебной деятельности, а не в изменении предметов, с которыми он действует (Д. Б. Эльконин).

Практически вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают выполнение соответствующих учебных действий — предметных, контрольных и вспомогательных. В структуре любой учебной задачи обязательно должны присутствовать два компонента <А. Г. Балл):

1) предмет задачи в исходном состоянии;

2) модель требуемого состояния учебной задачи.

Процедура, которая обеспечивает решение учебной задачи,

называется способом ее решения (А. Г. Балл). Если учебная задача решается только одним способом, то цель ученика — найти его. В других случаях, когда задача может быть решена несколькими способами, учащийся становится перед выбором наиболее краткого и экономичного. При этом накапливается определенный опыт применения знаний, что способствует развитию приемов логического поиска, совершенствованию мыслительных способностей ребенка.

Машбиц сформулировал основные психологические требования к учебным задачам:

1. Конструироваться должна не одна учебная задача, а их набор.

2. При конструировании системы учебных задач необходимо, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей.

3. Учебные задачи должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успешного осуществления учебной

4. Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы средства деятельности, которые необходимо усвоить, выступали как прямой продукт обучения. В большинстве учебных задач, по мнению Е. И. Машбица, в качестве прямого -продукта выступает исполнительная часть, а ориентировочная контрольная части — как побочный продукт. Реализация Данного требования предполагает также использование задач на осознание учениками своих действий, то есть на развитие их рефлексии.

'Первоначально учащиеся еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому в начале обучения данную функцию выполняет учитель.

Принятие учебной задачи учеником происходит тогда, когда учитель объясняет, для чего необходимо выполнять учебное задание. В это время ученик всегда (осознанно или неосознанно) сопоставляет учебную задачу со смыслом учения для себя, со своими возможностями, то есть доопределяет или переопределяет ее. Данный этап обусловливает степень готовности учащегося к учебной деятельности.

Решение учебной задачи возможно лишь при помощи учебных действий, составляющих третий компонент учебной деятельности. Учебные действия — это активные преобразования ребенком объекта для раскрытия свойств предмета усвоения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова). Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении любого учебного предмета соответствует определенная система учебных действий. Состав учебных действий неоднороден. Психологу чаще всего приходится сталкиваться с недостаточным или нерациональным использованием тех учебных действий, которые являются общими для различных учебных предметов. Специфические учебные действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Обучение подобным учебным действиям проводит учитель. Примерами специфических учебных действий могут служить звуковой анализ слова, сложение, умение читать нотный текст.

Соотнесение учебных действий с психической деятельностью учащихся позволяет выделить такие их разновидности, как перцептивные, мнемические, мыслительные, интеллектуальные. Каждое из этих действий распадается на ряд более мелких. Перцептивные действия включают опознание, идентификацию, анализ внешнего вида объектов; мнемические предполагают запечатлевание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, актуализацию. Мыслительные действия содержат сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию.

Совокупность учебных действий образует способ решения учебной задачи. Именно сформированность способов учебной работы является главным показателем зрелости учебной Деятельности.

Следующим компонентом учебной деятельности выступают действия контроля (самоконтроля). Этим действиям принадлежит особая роль, так как овладение ими характеризует учебную деятельность как управляемый самим учащимся произвольный процесс (Д. Б. Эльконин). Контроль предполагает соотнесение хода и результата выполненного учебного действия с образцом. Следовательно, в действии контроля можно выделить три звена:

• модель желаемого результата действия;

• процесс сравнения этого образа и реального действия;

• принятие решения о продолжении или коррекции действия.

Первоначально контроль за выполнением учебных действий осуществляет учитель. Он разделяет полученный результат на определенные элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит их с характером учебных действий. Как видим, сравнение результата с образцом является основным моментом действия контроля. Постепенно, по мере овладения контролем у учащихся развивается самоконтроль.

Таким образом, формирование самоконтроля происходит

как поэтапный процесс. Он подготавливается вопросами учителя, фиксацией главного, основного. Педагог как бы создает общую программу такого контроля, который в дальнейшем станет основой самоконтроля.

Аналогично формированию самоконтроля развиваются действия оценки (самооценки) в структуре учебной деятельности. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения задачи и насколько результат учебных действий соответствует их цели, В школьной практике процесс оце--' нивания выступает либо в форме развернутого суждения, в котором педагог обосновывает отметку, либо в свернутой форме, как прямое выставление отметки. Оценка педагога должна служить основой для формирования самооценки учащегося в учебной деятельности. А. В. Захарова отмечает, что в процессе формирования предметной самооценки в структуре учебной деятельности происходит переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности — его самооценку. Это говорит об особой значимости данного компонента учебной деятельности.

Усвоение учащимися усложняющихся форм самоконтроля и самооценки является психологической основой для формирования их самостоятельной работы.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в соответствии с потребностями и мотивами людей.

Учебная деятельность – деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения. Это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы, приобретения обобщенных способов действия (мотивы собственного роста, собственного совершенствования). Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Отличают три основные характеристики учебной деятельности:

1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

3. общие способы действия предваряют решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).

Можно добавить еще 2 существенные характеристики учебной деятельности:

*учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что (по Д.Б.Эльконину) является основной ее характеристикой.

*И.Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения – изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

По содержанию - учебная деятельность направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

По смыслу – она общественно значима и общественно оцениваема.

По форме – она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях: школах, гимназиях, колледжах, институтах.

Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет структуру и содержание.

Структура учебной деятельности состоит из:

- Учебная мотивация (как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребность достижения цели).

- Учебная задача (здесь учащиеся получают задачи на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса).

- Учебные действия – это действия уч-ся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.

- Контрольные действия, переходящие в самоконтроль (направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами).

- Оценочные действия, переходящие в самооценку (фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач).

Учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

Учебные действия связаны с учебной задачей. Цель учебных действий – обучение человека, связанная с реальными изменениями псих. способностей. Для этого нужно сформулировать цели учебной деятельности. В самом начале у ученика цели нет, он повторяет цель учителя; цель должна быть доступной, ясной, краткой, необходимо объяснять и способы достижения цели, иначе цель не будет принята. Учебные действия невозможны без цели. Цель – это предмет стремлений, образ желаемого результата. Важно научить ребенка ставить цель - сначала повторять цель учителя, затем ставить собственные цели.

Действия самоконтроля начинаются с примера учителя. Как учитель контролирует действия, так и уч-ся начнет контролировать себя. Контроль – это сличение результата с образцом.

Дата публикования: 2015-04-08 ; Прочитано: 6540 | Нарушение авторского права страницы

Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. 1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.2. В "классической" психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков .

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. Структура учебной деятельности включает следующие элементы:

1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

2. Учебная задача; это не просто конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая, упорядоченная система заданий. В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Самое главное при формировании учебной деятельности — преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий.

3. Учебные действия, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения.

4. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий.

5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий, соответственно — оценка относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом[15].

Учебная мотивация

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

17. Учебные задачи и требования к ним

Учебная задача – это определенное учебное задание, которое имеет четкую цель. Согласно А. Н. Леонтьеву задача – это цель, заданная в определенных условиях. По Д. Б. Эльконину, учебная задача отличается от всех других тем, что её цель и результат заключаются не в изменении предметов, над которыми производится действие, а в изменении субъекта, производящего действие. В любой задаче, в том числе и в учеб­ной, выделяются цель (требование), объекты, которые входят в со­став условия задачи, их функции. В некоторых задачах указа­ны способы и средства решения (они даны в эксплицированной или, что чаще, в скрытой форме). По своему характеру задачи могут быть разными. Есть задачи, которые требуют использования имею­щихся знаний. Это типовые задачи, они всегда имеют место на исходной стадии обучения. Учащиеся, знаю­щие определённое количество типовых задач, комби­нируя их, приобретают способность решать более сложные задачи.Существуют такие задачи, где само применение знаний выступает как результат решения. Эти задачи творческие, поисковые, требующие отвлечения от ра­нее усвоенных способов решения, нахождения новых, умения вести поиск в разных направлениях. При ре­шении творческой задачи учащиеся совершают для себя открытие, разрабатывают принципиально но­вый способ решения. После того, как ученик осознаёт алгоритм решения данной творческой задачи, фиксирует его в виде схемы, готовой к применению, задача становится типовой.

вытекает ряд требований.

Учебные действия и их виды

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ- действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.

Учебные действия можно классифицировать :

1. Действия целеполагания. Прежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо выполнить.

2. Действия планирования. Принимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности.

3. Исполнительские действия. Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние (умственные) Эти действия также классифицированы по различным признакам:а) преобразующие и исследовательские действия. Под преобразующими действиями понимаются непосредственные манипуляции над конкретным объектом с целью выявления его свойств, при этом ученику уже могут быть известны общие закономерности и принципы функционирования объектов данного класса (например, решение задачи по математике на основе изученных ранее правил, законов и формул). Исследовательские действия направлены на раскрытие общих закономерностей, которые ранее не были известны учащемуся, б) в соотнесении с познавательными процессами среди учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия. Перцептивные действия воплощают в себе процесс восприятия и включают опознание, идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного. Мнемические действия осуществляются на базе процесса памяти, среди них можно выделить заучивание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, воспроизведение. Мыслительные действия включают прежде всего логические операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификацию и др. в) репродуктивные и продуктивные действия. К репродуктивным относятся воспроизводящие действия, осуществляемые по заданным критериям, шаблонным способом. Действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполняемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные.

4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегося. При решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более итоговый, сличается с поставленной целью.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Тема 10. Загальна характеристика учбової діяльності.

І. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

ІІ. Факторы успешности учебной деятельности.

ІІІ. Учебная мотивация.

ІV. Усвоение – центральное звено учебной деятельности.

Семінар: Самостійна робота.

1. Поняття засвоєння

2. Компоненти та етапи засоєння

3. Засвоєння навичок

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2003

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

3. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений /под ред. Н.В. Клюевой. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

І. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач на основе внешнего контроля и оценки преподавателя, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Особенности учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1) учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач (т.е. происходит не стихийно);

2) в учебной деятельности осваиваются общие способы умственных действий (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и научные, а не житейские понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач (прежде чем решить задачу, учащийся должен предварительно научиться анализировать ее условия, обобщать ранее усвоенный материал, т.е. владеть способами умственных действий);

4) учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте учения (обучаясь, человек совершенствует свои мышление, память, воображение, а не механически присваивает определенные ЗУНы);

5) изменение психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов его собственных учебных действий, т.е. является актом саморазвития.

Характеристики учебной деятельности:

Предмет учебной деятельности – (ее содержание, то, на что она направлена), знания, умения, навыки; обобщенные способы умственных действий (мыслительные операции); программы и алгоритмы овладения информацией.

Средства учебной деятельности – то, с помощью чего она осуществляется:

а) материальные (компьютер, приборы, стенды);

б) материализованные (тексты, схемы);

в) идеальные, т.е. нематериальные (язык, система знаков; репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные способы учебной деятельности).

Продукт (результат) учебной деятельности:

а) структурированное и актуализированное знание, умение решать задания разного вида и применять усвоенный материал в разных областях науки и практики (усвоение ЗУНов);

б) новообразования, изменение психики обучающегося, его личности и поведения (развитие мышления, памяти, воли, мотивации и т.д.).

Структура учебной деятельности:

1. Учебная мотивация – совокупность мотивов учения.

а) познавательные (внешние) – желание овладеть новыми знаниями, интерес к предмету, стремление к самообразованию;

б) социальные (внутренние) – желание получить хорошую оценку, занять определенную позицию в группе, получить красный диплом и т.д.

Обычно мотивация учебной деятельности включает оба вида мотивов, но предпочтительнее, чтобы познавательные мотивы доминировали над социальными.

2. Учебная задача – основная единица учебной деятельности; определенное учебное задание, представляющее собой систему информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой определена лишь часть сведений, а остальная часть должна быть найдена в процессе решения.

Между отдельными понятиями, положениями в задаче имеются противоречия, требующие поиска новых знаний, доказательств, преобразований.

Компоненты учебной задачи:

в) способ решения – система используемых обучающимся операций, которая обеспечивает решение задачи. Может включать в себя определенный алгоритм – модель способа решения задачи, которая предполагает выполнение четкой последовательности учебных действий.

Виды учебных задач:

1) нейтральные (непроблемные) – задачи, для решения которых уже существует четкий алгоритм;

2) проблемные – задачи, которым не отвечает ни один алгоритм (необходимо искать путь решения);

3) познавательные – задачи, обеспечивающие усвоение ЗУНов каждым учащимся по отдельности;

4) коммуникативные – задачи, связанные с передачей знаний от одного учащегося к другому.

3. Учебные действия – структурные компоненты учебной деятельности.

Учебная деятельность состоит из учебных действий, а учебные действия включают в себя отдельные операции.

Операции – конкретные способы, с помощью которых осуществляются действия.

– учебная деятельность студента – процесс его учения в целом;

– учебные действия – конспектирование книги;

– учебные операции данного действия – чтение источника, выделение главного, систематизация материала.

Сознательно используемые учебные операции со временем автоматизируются и не требуют постоянного контроля сознанием (мы думаем о том, что мы читаем, а не о том, как).

Виды учебных действий:

1) С позиции субъекта учения:

– программирование (определение того, что, как и в какой последовательности учить);

– выполнение учебных действий, операций;

– контроль (самоконтроль) результатов учебных действий;

2) В соответствии с психологической деятельностью учащихся:

– мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, сравнение (отдельные операции);

– перцептивные действия (обеспечивают восприятие учебной информации) – опознание, идентификация и т.д.;

– мнемические (обеспечивают запоминание) – запечатлевание информации, ее структурирование, сохранение, воспроизведение и т.д. (каждый вид действий раскрывется системой операций).

4, 5. Действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) – осуществляется на основе обратной связи, т.е. постоянного сравнивания получаемых результатов с тем, что было задумано (целью деятельности).

Этапы контроля и оценки:

1) формирование образа желаемого результата;

2) сличение этого образа и полученного результата;

3) принятие решения о продолжении действия или его коррекции, если есть расхождения желаемого и достигнутого.

В ходе учебной деятельности навыки контроля и оценки со стороны педагога постепенно интериоризируются, т.е. усваиваются обучающимся, преобразуясь в действии самоконтроля и самооценки.

Читайте также: