У целиковской рак чего были

Людмила Целиковская


Людмила Васильевна Целиковская. Родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани - умерла 4 июля 1992 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1963).

Людмила Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в семье заслуженного деятеля искусств Василия Васильевича Целиковского и оперной певицы Екатерины Лукиничны Целиковской.

До 1925 года их семья проживала в Астрахани.

Людмила была болезненным ребёнком и тяжело переносила астраханский климат. По совету врачей Целиковские переехали в Москву.

В Москве девочка чувствовала себя хорошо. У Людмилы был прекрасный слух, и родители определили её в Гнесинскую школу учиться игре на фортепиано.

Всё шло к тому, что Людмила, как и мечтали её родители, станет профессиональным музыкантом, но Людмила увлеклась театром.

Из-за начала Великой Отечественной войны премьера фильма была отложена и он вышел на экраны только в 1945 году. Фильм имел большой успех у зрителей. По словам актрисы, это была её любимая картина, так как она играла саму себя. Например, актриса так же, как и её героиня, любила сладкое и музыку и ненавидела математику.

Людмила Целиковская в фильме "Антон Иванович сердится"


Людмила Целиковская в фильме "Сердца четырёх"


Людмила Целиковская в фильме "Иван Грозный"


После этого фильма она фактически потеряла работу в театре Вахтангова, где не хотели больше терпеть её постоянное отсутствие из-за участия в съёмках.

Но в 1945 году, после письма Эйзенштейна, её вновь восстановили в театре.

Работы Людмилы Целиковской в Театре им. Е. Вахтангова:


В конце 1940-х годов в жизни Людмилы Целиковской началась череда серьёзных проблем - её четвёртый муж, успешный советский архитектор Каро Алабян, за которого она вышла замуж в 1948 году, после развода с Михаилом Жаровым, попал в немилость к всесильному Берия. Алабян потерял работу и квартиру в Москве. Только заступничество А. И. Микояна спасло Алабяна от ареста. Он был отправлен на некоторое время работать в Армению. До 1953 года пара жила у друзей и родственников, не имея собственной квартиры. Только после письма в правительство им дали жилье, Алабяну - работу.

Людмила Целиковская в фильме "Повесть о настоящем человеке"


Людмила Целиковская в фильме "Мы с вами где-то встречались"


Людмила Целиковская в фильме-спектакле "Много шума из ничего"


Людмила Целиковская в фильме "Репетитор"


Людмила Васильевна играла в теннис, любила лес, походы за грибами и ягодами. Любила вязать. Переводила с английского.

В 1989 году у Целиковской обнаружили рак, но диагноз от неё скрывали. В последние годы жизни тяжело болела.

Людмила Васильевна Целиковская умерла 4 июля 1992 года (по другим данным 3 июля или 6 июля).

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (5 участок, 31 ряд, 1 могила) - рядом с Каро Алабяном.

Людмила Целиковская

Рост Людмилы Целиковской: 162 сантиметра.

Личная жизнь Людмилы Целиковской:

В первый раз Целиковская вышла замуж на втором курсе театрального училища в 1938 году за своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева.

Вторым мужем актрисы с 1939 по 1941-й год был писатель Борис Войтехов. С ним развелась, когда у нее начался служебный роман с Михаилом Жаровым.

Третий муж (в 1942-1947 гг) - известный советский актёр Михаил Жаров. Михаил Иванович был на 20 лет старше ее.

Людмила Целиковская и Михаил Жаров




Третий официальный муж (с 1948-го по 1959-й) - архитектор Каро Алабян. У пары в 1949 году родился сын Александр. Каро Алабян умер 5 января 1959 года от рака лёгких.

Людмила Целиковская и Каро Алабян


В период с 1959-го по 1975-й жила в фактическом браке с известным советским театральным режиссером Юрием Любимовым.

Сын актрисы Александр рассказывал: "Когда в нашем доме появился Юрий Петрович Любимов, мне было десять лет. Мама не спрашивала меня, приму ли я его в качестве отчима. Я никогда бы не посмел диктовать ей условия - воспитание у меня было строгое. Но скажу честно: отношения у нас с Юрием Петровичем складывались непросто. И зачастую мама оказывалась между молотом и наковальней. Я мог вспылить, вступить в ссору, сильно переживал… Это сейчас понимаю, что союз Целиковской и Любимова был уникальным. И новый театр, который Любимов создал в 60-е годы, появился во многом благодаря маме. Помню, наш дом наполнился в те годы интересными людьми. Здесь исполнял свои песни Высоцкий, читали стихи Вознесенский и Евтушенко, бывали Сахаров, Капица".

Как утверждал сын актрисы, именно благодаря ее авторитету Любимов смог создать знаменитый театр на Таганке - в том виде, в котором все его знали в советское время.

Отношения расстроились, когда Любимов влюбился молодую венгерскую журналистку и переводчицу Каталин Кунц, которая впоследствии стала его женой.

"После семнадцати лет брака Любимов ушел от мамы к молодой женщине. И тогда мама буквально за один вечер вычеркнула его из своей жизни. Представляю, сколько сил ей это стоило, но ни одной слезинки на ее лице я не видел!", - говорил сын актрисы Александр Алабян.

Людмила Целиковская и Юрий Любимов




В апреле 2019 года стало известно, что сын актрисы Александр Алабян продает квартиру Людмилы Целиковской за 34 миллиона рублей.

Фильмография Людмилы Целиковской:

1939 - Молодые капитаны - Валя
1941 - Антон Иванович сердится - Сима Воронова
1941 - Сердца четырёх - Александра Сергеевна Мурашова
1943 - Воздушный извозчик - Наташа Куликова
1944 - Иван Грозный - Анастасия Романовна
1945 - Близнецы - Люба Карасёва
1946 - Беспокойное хозяйство - Антонина Павловна Калмыкова
1948 - Карандаш на льду - Наташа
1948 - Повесть о настоящем человеке - Зиночка
1954 - Мы с вами где-то встречались - Лариса Левкоева
1955 - Попрыгунья - Ольга Ивановна Дымова
1956 - Много шума из ничего - Беатриче
1970 - Семья, как семья - Татьяна Ивановна Коробова
1973 - Он пришёл - миссис Берлинг
1976 - Дамы и гусары - Анеля
1977 - Человек с ружьём
1978 - День-деньской
1978 - Однокашники - Софья Анатольевна Поповская
1980 - Лес - Раиса Павловна Гурмыжская
1982 - Мистерия Буфф - дама с картонками
1984 - Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад - мадам Брыкович
1987 - Портрет - Полная дама
1987 - Репетитор - Ксения Львовна Замятина

Артистка мечтала играть в драме, но после нескольких комедий в ней видели лишь веселую простушку. Несправедливость преследовала Людмилу Целиковскую и в личной жизни: один ее муж умер, а последний возлюбленный — предал.


Она полностью отдавалась игре на сцене и с тем же рвением бросалась в омут любви. Актриса четыре раза выходила замуж, а если собиралась уйти — сразу сообщала об этом избранникам, так как не терпела лжи. После смерти последнего супруга артистка прожила 16 лет с Юрием Любимовым. Почему же спустя столько лет режиссер предал Людмилу Целиковскую, и с кем она была по-настоящему счастлива?

ЛИЦЕДЕЙКА И ХОХОТУШКА


У Людмилы Целиковской было мало драматических ролей

Людмила Васильевна появилась на свет в теплой Астрахани в семье оперной певицы и дирижера. Девочка страдала лихорадкой, и врачи посоветовали родителям перевезти ее в город с другим климатом. Так будущая актриса оказалась в Москве.

Несмотря на регулярные уроки музыки, Людмила Целиковская так и не смогла стать хорошей пианисткой. Гораздо больше ее привлекало лицедейство — вместе с друзьями девочка выходила на улицу и изображала нищенку, прося подаяния. Мама не отругала ребенка за хулиганство, а поступила мудрее: отвела Люсю в театр имени Вахтангова к Рубену Симонову, чтобы тот дал профессиональную оценку ее актерскому таланту. Родительница не ошиблась — задатки у дочки действительно имелись.



В 1987-м Людмила Целиковская сыграла в последнем фильме

Годами актриса переживала из-за отношения к ней властей: ее роли называли наивными и безыдейными. Зато простые зрители Людмилу Васильевну обожали. Каждый советский парень заявлял, что мечтает жениться на Людмиле Целиковской. Однако сердце звезды не бывало свободным.

В РОЛИ ЖЕНЫ


Михаил Жаров стал третьим мужем актрисы

Актриса была так популярна, что девушки делали прически, как у нее, а малознакомые юноши чуть не с порога предлагали руку и сердце. Людмила Васильевна постоянно отказывала поклонникам, ждала, когда встретит подходящего человека. Ее первой любовью стал старшекурсник Юрий Алексеев-Месхиев, но студенческий брак долго не продержался: артистка подала на развод, а вскоре снова вышла замуж, на этот раз за писателя Бориса Войтехова.

Впоследствии Людмила Васильевна называла два первых брака ошибкой, а вот про Михаила Жарова говорила с теплотой. Однако ни крепкие чувства, ни общие интересы не спасали отношения, трещавшие по швам. Через пять лет Целиковская познакомилась с архитектором Каро Алабяном, что добавило масла в огонь.


Александр Алабян знал обо всех любовных историях мамы

На второй встрече архитектор заявил актрисе, что та станет его женой. Очарованная смелостью нового знакомого, Целиковская ушла от Жарова. Убитый горем артист пытался уговорить супругу остаться с ним, даже купил в подарок черный жемчуг. Но Людмила Васильевна твердо ответила, что любовь дороже драгоценностей. Благодаря Каро Алабяну она исполнила давнюю мечту — стала мамой.

Безоблачная совместная жизнь Целиковской и Алабяна длилась недолго: впав в немилость властей, Каро Семенович чудом избежал ареста и был вынужден уехать в Армению. Через пару лет он смог вернуться, получил работу. Семье предоставили квартиру. Казалось, все наладилось, как вдруг новое испытание обрушилось на Людмилу Васильевну — болезнь сына Александра.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ


Целиковская прожила с Любимовым 16 лет, не обращая внимания на слухи о его бесконечных романах на стороне до тех пор, пока избранник сам не признался в измене.


Юрий Любимов не пришел на похороны Людмилы Целиковской

Разрыв с Любимовым тяжело дался актрисе. Возможно, Целиковская разочаровалась в отношениях, ведь больше никому не позволила завоевать ее расположение. Людмила Васильевна часто повторяла, что, если бы не умер Каро Алабян, она была бы счастлива до конца дней.

В 1989-м у Людмилы Целиковской обнаружили рак. Она медленно угасала, а в последние годы почти не выходила из дома, страдая от невыносимой боли. В 1992-м актриса скончалась в своей квартире на Новинском бульваре, где прожила почти 40 лет.

«Я, КОНЕЧНО ПОНИМАЮ, ЧТО ТРЕТИЙ МУЖ В 23 ГОДА - ЭТО ПЛ


Кто был доволен, так это поклонники: любимый актер женился на любимой актрисе, что может быть лучше. Но и этот брак продлился всего пять лет. Потом Целиковская стала женой знаменитого архитектора Каро Алабяна , того самого, именем которого названа улица на северо- западе Москвы . Своего единственного ребенка, сына Александра, она родила от него. И это был единственный ее брак, который разводом не завершился - Алабян умер от рака легких, когда ему было всего 62 года. Целиковская потом говорила, что именно его изо всех своих супругов любила больше всего.


ПРАВИЛА ЖИЗНИ

За всю жизнь я сделала два главных дела: родила сына и построила для него и внуков дачу.

Роль Шурки Мурашовой и сам фильм „Сердца четырех“, пожалуй, для меня самые любимые. Моя Шурка сыгралась как-то сама собой. Уровень моего развития соответствовал Шуркиному. В девятнадцать лет я и была той самой девчонкой, которая со страхом поступила в институт, обожала сладкое, любила всяческие тайны и ненавидела математику.

Я была самой обычной московской девчонкой. Учила то, что учили другие, и верила в то, во что полагалось верить. Долго верила. Когда в 1945 году меня пригласили в Кремль на прием по случаю Победы, я увидела Сталина . Совершенно не похожего на того, которого знала по портретам и фотографиям: рыжеватый человек, в оспинах, сидел в торце стола, ел раков и плевал на пол. Вдруг поднял глаза, посмотрел на меня. Нет, он меня не узнал и не заметил, просто скользнул взглядом и опять принялся за раков. Но что в это мгновение переживала я! Одна моя подруга вернулась недавно из Иерусалима и рассказывала: "Ты себе не представляешь, что это за чувство, когда идешь по дороге, по которой когда-то ступал Он!" Вот что-то подобное было со мной тогда, в Кремле. Все внутри замерло, затрепетало — ну, Бог посмотрел!

(Из воспоминаний о Пастернаке)

В безжалостное и тоскливое для Бориса Леонидовича время, когда мимо моего дома (за углом улицы Воровского и Союза писателей) шли какие-то люди и несли плакаты: „Долой „Доктора Живаго “!“, „Пастернаку не место среди советских писателей!“, а кто-то дошел даже до того, что на митинге, осуждая Бориса Леонидовича, назвал его „лягушкой из переделкинского болота“, в это страшное время мы с приятелем не выдержали этой жестокости, этой травли — взяли огромную корзину белых и желтых нарциссов и помчались в Переделкино . Ворота и калитка на даче у Бориса Леонидовича были наглухо закрыты. Долго кричали и стучались. Наконец где-то вдалеке дверь в доме открылась, и на пороге появился Борис Леонидович, одетый в плащ-палатку. Он долго всматривался, кто стучит, затем с возгласом „а, мои молодые друзья!“ поспешил к нам. Когда вошли в дом и развернули цветы, он взволнованно сказал: „Ну вот! Взошло солнце!“ И добавил: „Я, вы знаете, оказывается, превратился в оплот контрреволюции. Всякий, кто недоволен советской властью, врывается в мой дом, и я вынужден запираться на все замки“. Он был заметно растерян, подавлен и вместе с тем растроган нашим приездом. Мне даже показалось, что его глаза немного затуманились. К сожалению, это была наша последняя встреча.


Сергей Михайлович (Эйзенштейн. - Ред.) писал о Мейерхольде так: „Никого я так не любил, не обожал и не боготворил, как своего учителя. Скажет ли когда-нибудь кто-нибудь из моих ребят такое обо мне? Не скажет. И дело будет не в моих учениках и не во мне. А во мне и в моем учителе. Всем, что я сделал, я обязан учителю“. Так вот, я — его ученица, попавшая к нему на заре юности, Я приношу ему, нашему мастеру, слова благодарности и восторга за все, чему он меня выучил за два года работы над ролью Анастасии в фильме „Иван Грозный“. Так же, как раньше уважительно произносили „я ученик Леонардо да Винчи “ или „я ученик Рубинштейна “, я с гордостью могу сказать: „Я училась у Эйзенштейна!“

Что бы я сделала, если бы была мужчиной? Прежде всего я отняла бы — извините, отнял бы — лом у женщины, что колет лед возле нашего дома, и больше никогда не подпустила бы ее к этому орудию производства. Как и к другим столь же „изящным“ операциям. В этот же день я провозгласила бы долгожданное неравноправие между мужчинами и женщинами, окончательно закрепив за первыми право посвящать женщинам жизнь, а за вторыми — право благосклонно этим пользоваться.

(Из наставлений внуку, Каро):

«Запомни несколько заповедей, которые помогали всегда людям выжить и победить.

1. Уметь слушать.

2. Никогда на людях никого не осуждать. Во-первых, потому что осуждение может быть неправильным. Во-вторых, всякое осуждение имеет длинные ноги и, разрастаясь, навредит тебе самому.

3. В споре, в дискуссии никогда не лезь в первые ораторы.

4. Имей в виду, что нет одинаковых людей, не подгребай всех под свою гребенку . Люди думают, чувствуют, выражают свои эмоции по-разному.

5. Будь скромен в оценке самого себя. Вспомни: я еще не волшебник, я только учусь.

6. Не будь доверчив даже к очевидным друзьям.

7. Воспитывай в себе сдержанность.

8. Старайся беречь близких людей и друзей и вообще помогать людям, которые тебя окружают.

9. Не выделяйся, не пижонь, но и не теряй своей личности.

В 50-е годы Целиковская продолжала играть в Театре имени Вахтангова, изредка снималась в кино ("Мы с вами где-то встречались", 1954, "Попрыгунья", 1955). Последний фильм вновь заставил критиков вспомнить об актрисе Целиковской. На XVI Международном кинофестивале в Венеции фильму была присуждена премия "Серебряный Лев Святого Марка" и приз "Пизанетти" (его итальянские критики вручают за лучший зарубежный фильм).

А в 1959 году случилась очередная беда: от рака лёгких скончался Каро Алабян. По словам сына, отец всю жизнь "дымил, как паровоз". В том же году его именем назвали одну из улиц в Москве - в районе Сокола.

На долгие годы Целиковская исчезла с экранов. Изначально предрасположенная к излишнему весу, она начала полнеть, к тому же перенесла инфаркт и в театре в 60-х играла очень мало - в основном, уже возрастные роли.

В 1963 году Людмила Целиковская наконец-то дождалась официального признания своих заслуг - её удостоили звания народной артистки РСФСР. В тех же 60-х годах Целиковская связала свою жизнь с режиссёром скандально известного Театра на Таганке Юрием Любимовым. Знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвёртом курсе. Они вместе работали в Театре имени Вахтангова: она играла - Джульетту, он - Ромео, в 1945 году снялись в фильме "Беспокойное хозяйство".

Звездное имя Людмилы Целиковской воздействовало не в последнюю очередь на давших "добро" на открытие Театра на Таганке. Жёсткий характер Людмилы Васильевны, совсем не соответствовавший её несколько легкомысленной внешности, её целеустремленность, острый ум, связи, идеи - всё это легло в фундамент молодого театра.

"Из дверей начальника всемогущего в 60-е годы Реперткома мы вышли глубоко возмущенными, - вспоминает первый директор Театра на Таганке Николай Дупак. - Нам зарубили очередную, кровью и потом политую постановку. Любимов кипел. Он был загнан в угол и просто не знал, как бороться дальше. И вдруг навстречу появилась Людмила Васильевна. Она взяла нас обоих под руки и своим мелодичным голосом сказала: "Пошли, ребята, отсюда. Я нашла людей, которые возьмут на себя решение нашей проблемы". Целиковская была очень тонким человеком. Зная взрывной и независимый характер своего мужа, никогда не вмешивалась напрямую в дела театра. Наши конфликты - режиссёра с директором - разрешала очень просто, отведёт меня в сторону и мягко скажет: "Не обращай внимания, это у него пройдёт". И напряжение снималось. Её влияние было очень велико. Людмила Васильевна прекрасно знала литературу, музыку. Умела деликатно "подсунуть" свежую идею, никому ничего не навязывая. Мы дружили домами, часто встречались. Целиковская вообще любила собирать друзей, в их доме всегда было весело и интересно, приходили самые выдающиеся люди. Пользуясь своим умом и обаянием, она привлекала и "нужных" для дела персон. Вообще это была светлая личность. Людмила Васильевна знала поэзию как настоящий пушкинист. Актёры получали от неё уникальные советы и чисто актёрские, и литературоведческие. Жаль, что Целиковская и Любимов расстались, ведь она отдала ему столько любви, тепла и поддержки. Из-за него забросила свою карьеру".

Ходили упорные слухи, что знаменитые таганковские поэтические композиции и инсценировки повестей и романов (в театре их пренебрежительно называли "болванками") писала Целиковская. Именно на их основе Юрий Петрович поставил свои самые лучшие спектакли. На премьере спектакля "Деревянные кони" Фёдор Абрамов сказал: "Этого спектакля не было бы, если бы на отдыхе в Прибалтике Людмила Васильевна не прочла мою книгу". Та же история приключилась и со спектаклем ". А зори здесь тихие" - за одну ночь Целиковская прочла в свежем номере "Юности" повесть Бориса Васильева, и к утру болванка была почти готова. Официально же она работала вместе с Любимовым только над одним спектаклем - композицией по стихам Пушкина "Товарищ, верь!"

"Мама прожила с Юрием Любимовым 20 лет, хотя они так и не оформили официально свои отношения, - рассказывает сын актрисы Александр Алабян. - Внешне всё выглядело нормально, мне интересна была их жизнь, компании, которые здесь собирались, - Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Фёдор Абрамов, Борис Васильев, Пётр Капица… "

Кстати, в их с Любимовым квартире Владимир Высоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "Я не люблю":

…Я не люблю насилье и бессилье,
И мне не жаль распятого Христа.
- Володя, - сказала тогда Людмила Васильевна, - так нельзя.
После этого появилась новая строчка, кардинально меняющая смысл песни:
…Вот только жаль распятого Христа.

Была и такая история. Наверху собирались запретить очередной спектакль Любимова и вызвали его на ковёр. Целиковская осталась дома и очень переживала. Когда она, наконец, не вытерпела и позвонила в секретариат высокого начальства, к которому ушёл муж, то попросила соединить её с Любимовым. А потом нарочито громко своим тонким голосочком сказала, чтобы было слышно чиновникам: "Юрий, не унижайся! Пошли его к чёртовой матери и немедленно домой! И купи по дороге можайского молока".

А однажды в разгар многолюдного обсуждения спектакля в Театре на Таганке она так рассердилась на Любимова, что громко сказала: "Юра, ты дурак!". Все остолбенели. А она на секунду задумалась, и: "Нет, это слишком сильно сказано. Юра, ты гений!" Полная бурных событий, скандальная жизнь Таганки не только прошла у Целиковской перед глазами, но и втянула её в свой водоворот. В театре её в шутку звали генералом, а Любимова - полковником.

Брак Целиковской и Любимова продлился более 10 лет и распался в 70-е годы. Они не скандалили, не выясняли отношений. В 1976 году на гастролях Таганки в Будапеште Любимов познакомился с венгеркой Каталиной Кунц (Юрий Петрович называл её Катей), по словам которой, их с Любимовым сразила не просто любовь с первого взгляда, а невиданная, не испытанная ими доселе, фантастическая страсть. Последовал головокружительный роман. Юрию Петровичу нужно было время, чтобы достойно расстаться с Целиковской: плохого к себе отношения она не заслуживала. И он это понимал. Людмила Васильевна знала о романе мужа, но молчала. А когда терпеть не было больше мочи, просто сказала: "Уходи!"

"Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил её, - вспоминает Александр Алабян. - Из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Только из-за него! Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение - раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать. На мой взгляд, Любимов - достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне - и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру".

Потом Целиковская уже никогда не вспоминала Юрия Петровича. И только однажды, незадолго до смерти, призналась: "Умирают даже камни. Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же - совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было всё время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею. В моей семье вообще принято довольно скептическое отношение друг к другу. Например, когда дети смотрят мои фильмы, они всегда подшучивают: "Ну, мать, ты даёшь! Опять "тю-тю-тю, сю-сю-сю". Для нас подобные отношения вполне естественны, но - не для Любимова. Он однажды сказал: "Когда мы разойдёмся, у тебя в доме будет праздник". Ну, в общем, так и получилось: праздник продолжается до сих пор. Тем не менее, с Юрием Петровичем мы жили хорошо и расстались хорошо".

Много лет Людмила Васильевна хранила фотографию - она рядом с первым секретарём ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущёвым, - опубликованную на первой странице "Правды". История этой фотографии такова: Хрущёв проводил свои знаменитые встречи с интеллигенцией. Была пора летних отпусков. "Любимов, - вспоминала Целиковская, - поехал на юг на машине, чтобы к нашему с Сашей приезду всё устроить, а мы пошли на встречу с Хрущёвым. Встреча проводилась на природе, и мы стояли на берегу, а Хрущёв с Микояном плыли на плоту. Вдруг Микоян кричит: "Саша!" - и машет нам рукой. Плот подплывает к берегу, Хрущёв подходит, и нас фотографируют". Вроде бы ничего особенного, но подобная фотография, появившаяся на страницах центральной газеты, являлась в то время своего рода охранной грамотой. Целиковская даже шутила: "Если меня будут увольнять из театра, я её директору под дверь подброшу".

К сожалению, когда в конце жизни от неё отказался родной театр, фотография ей не помогла. Да и сам Никита Сергеевич, давно пребывавший в отставке, не смог бы ей помочь. Формально Целиковская продолжала числиться в Вахтанговском театре, но… Сменилось руководство, директором назначили Михаила Ульянова, который жене политически неблагонадёжного Любимова ролей не давал. За исключением крохотного эпизода в "Закате" Бабеля, когда она врывалась на сцену в матросской тельняшке с залихватским разбойничьим свистом в два пальца и зал вставал, взрываясь бурей аплодисментов.

Отчаявшись дождаться милости от руководства Театра им. Вахтангова, Целиковская начала искать себе роли сама. Ей было уже семьдесят, здоровье оставляло желать лучшего, она перенесла инфаркт, и многие думали, что ей уже не выкарабкаться, но она не мыслила жизни без любимой работы. Людмила Васильевна прочитала сотни пьес, выбирая ту, в которой могла бы сыграть и которую, она надеялась, разрешат поставить в театре. Но Ульянов отвергал одно за другим её предложения. Особые надежды она возлагала на известную историю, когда в пожилую, но по-прежнему прекрасную женщину влюбился семнадцатилетний юноша. Эта роль была как раз для неё. Но Ульянов и тут опустил её с небес на землю, заявив, что юношам противоестественно влюбляться в пожилых женщин.

И всё равно Целиковская не унывала и даже оправдывала своих гонителей. Она обладала редкостным жизнелюбием, умела быть благодарной судьбе за любую малость. Мама актрисы говорила: "Ой, с Люськой так легко жить, она встанет утром и поёт, поёт".

Об её невероятной скромности ходили легенды. Ей, кумиру нескольких поколений, были чужды любые проявления звёздной болезни: Людмилу Васильевну совершенно не волновало, в какой машине она едет, какое ей заказали купе или номер в гостинице.

"Она была необыкновенной женщиной из особой породы людей-астраханцев, - рассказывает Людмила Максакова, актриса Театра имени Вахтангова. - Всесторонне развитая, необычайно одарённая, писала пьесы, великолепно пела. И при этом в ней не было и тени зазнайства. Недаром говорят, что надо пройти огонь, воду и медные трубы. Последнее далеко не каждому дано пройти. Многие становятся павлинами. Общаясь с ней, вы бы никогда не почувствовали её славы. Она всегда умела определить для себя - что главное, а что нет. Главным для неё были дом, семья и театр. Она умела радоваться жизни, её не смущали никакие неудобства и мелочи жизни. Когда мы вместе ездили на гастроли, она брала с собой кипятильник, кружку, плиточку, кастрюльку и пачку "Геркулеса ". При всех её талантах у неё была единственная робость - перед техникой. За границей она первой решительно влетала в номер и сразу же кидалась "наводить порядок ": нажимала какие-то кнопки, что-то включала, выключала. Но всё это не очень поддавалось ей. Я ей тогда говорила: "Люся, техника в руках дикаря мертва ".

Она была преданным и искренним другом. Когда критики разгромили роман Пастернака "Доктор Живаго" и по московским улицам ходили толпы "протестующих трудящихся" с транспарантами, Целиковская не побоялась - купила огромный букет цветов и бросилась на дачу к писателю - знала, что именно там он прячется от всего мира. Увидев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь: "Борис Леонидович, откройте, это я - Люся Целиковская!".

Станислав Садальский, снимавшийся с Целиковской в фильме "Лес" в подмосковном Николо-Прозорове, вспоминал: "Для меня олицетворение женственности - несравненная партнёрша Люся Целиковская. На съёмках я разбился (как потом выяснилось, отбил печень и почки), вызвали местных фельдшеров, и они решили везти меня в сельскую больницу. Но прибежала Люся и сказала им буквально следующее: "Я - артистка Людмила Целиковская. Я вас всех расстреляю! Только в Склифосовского!" При этом она. материлась, как сапожник! Никогда я от неё такого не слышал, ведь Люся была очень интеллигентной женщиной, цитировала Пушкина. Но благодаря ей меня отвезли к лучшему травматологу Москвы и подняли почти из пепла".

Людмила Васильевна мастерски играла в теннис и азартно - в карты, обожала ходить в лес собирать грибы, путешествовать, вязать и переводить с английского. Своим самым серьёзным недостатком считала курение и постоянно повторяла, что в своей жизни сделала два хороших дела - родила сына и построила дачу. На даче она проводила много времени, причём никогда не сидела без дела: собирала и сушила грибы, варила варенье, заготавливала на зиму соленья и маринады. Оставшись одна, она экономила на продуктах, чтобы починить машину или купить новые туфли взамен износившихся; ездила по Подмосковью за дешёвыми стройматериалами для ремонта сарая; моталась по автосервисам в поисках деталей для замены сцепления.

В последние годы она жила одна в квартире на улице Чайковского - напротив американского посольства. Семья сына пребывала в Австрии, где работал Александр. Ей было трудно самой справляться с хозяйством, к примеру, дотащить до поезда тяжеленную посылку с любимыми национальными кушаньями для невестки, отправляемую в подарок, но Людмила Васильевна никогда и никому не позволяла себе помогать, даже купить хлеб по дороге возбранялось. "Я всё сделаю сама", - говорила она. Кстати, и прислуги у Целиковской, в отличие от многих наших кинозвёзд, никогда не было.

В свои семьдесят она оставалась яркой привлекательной женщиной, выглядящей, как минимум, на двадцать лет моложе. "Я никогда не забуду, - рассказывал в одном из интервью Вячеслав Шалевич, - как мы ехали в Грузии со спектакля, впереди случился обвал. Наш автобус оказался в ловушке. Людмила Васильевна занервничала, жара стояла страшная. Вдруг в окне показался грузинский красавец из спецназа, увидев её, моментально заулыбался: "Целиковская! Как, вы здесь? Почему так нервничаете? Чего вы хотите?". - "Чего хочу? Шампанского!". Через секунду в окне появилось холодное шампанское. Все 40 минут, что расчищали дорогу, он смотрел на неё не отрываясь, как на богиню".

В 1989 году врачи обнаружили у Целиковской рак. Но диагноз от неё скрывали. Сын просил врачей и медсестёр не говорить матери, какие лекарства ей колют. Знал: она непременно возьмёт энциклопедию и всё узнает сама. Ей сделали операцию, после которой она прожила ещё полтора года - даже в театре играла, только последние четыре месяца своей жизни провела в больнице. Близкие знали, что болезнь не отступила, но виду не подавали. Даже навещая Людмилу Васильевну в больнице, сын шутил и смеялся, и она говорила улыбаясь: "Если Саша хохочет, значит, всё в порядке". Оптимисткой она оставалась до конца своих дней.

Свою последнюю роль в кино Целиковская сыграла в 1980 году - это была роль Раисы Павловны Гурмыжской в экранизации пьесы Островского "Лес". На телевидении её последними работами стали "Невероятное пари. ", "Портрет" и "Репетитор".

Скончалась Людмила Целиковская 4 июля 1992 года в возрасте 72 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем - Каро Алабяном.

Одна из 10 заповедей Людмилы Васильевны, которые она оставила своему внуку, звучит так: "Иди своим путём и старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Жизнь похожа на зебру. Чёрная полоса чередуется со светлой. С этим нельзя ничего поделать. Нужно уметь радоваться жизни, иначе она превратится в кошмар сумасшедшего. "

Леонид Филатов подготовил о Людмиле Целиковской передачу из цикла "Чтобы помнили".

1. Молодые капитаны - 1939 - Валя
2. Антон Иванович сердится - 1941 - Сима Воронова
3. Сердца четырёх - 1941 - Шура Мурашова
4. Воздушный извозчик - 1943 - Наташа Куликова
5. Иван Грозный - 1944 - Анастасия Романовна, царица
6. Близнецы - 1945 - Люба Карасёва
7. Беспокойное хозяйство - 1946 - Тоня Калмыкова
8. Карандаш на льду (короткометражный фильм) - 1948
9. Повесть о настоящем человеке - 1948 - Зиночка
10. Мы с вами где-то встречались - 1954 - Лариса Левкоева
11. Попрыгунья - 1955 - Ольга Ивановна
12. Много шума из ничего - 1956 - Беатриче
13. Семья, как семья - 1970 - Коробова
14. Дамы и гусары - 1976 - Анеля
15. Однокашники - 1978 - Поповская
16. Лес - 1980 - Гурмыжская
17. Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся 100 лет назад - 1984 - хозяйка гостиницы
18. Портрет - 1987 - полная дама
19. Репетитор - 1987 - Ксения Замятина

Читайте также: