Тормозная жидкость с хлором


Хлорная известь содержит атомарный хлор — газ с весьма высокой реакционной активностью. Если добавить хлорку в тормозную жидкость, произойдёт бурная химическая реакция с выделением газа и последующим воспламенением. Однако часто при смешении этих компонентов ничего не происходит. Расскажем, какие условия необходимы для протекания реакции, а также подробно опишем механизм взаимодействия.

Состав компонентов и реагенты

Тормозная жидкость содержит полигликоли — полимерные формы многоатомных спиртов (этиленгликоля и пропиленгликоля), полиэфиры борной кислоты и модификаторы. Хлорка включает гипохлорит, гидроксид и хлорид кальция. Главным реагентом тормозной жидкости выступает полиэтиленгликоль, а в хлорной извести — гипохлорит. Также существует жидкая форма хлорсодержащих бытовых средств, в которых окислителем служит гипохлорит натрия.

Описание процесса

Если смешать хлорку и тормозную жидкость, можно увидеть интенсивную реакцию с обильным выделением газа. Взаимодействие происходит не сразу, а по истечении 30–45 секунд. После образования гейзера газообразные продукты воспламеняются, что часто оканчивается взрывом.

Проводить эксперимент не рекомендуется в домашних условиях. Для процедуры следует использовать защитные средства, а реакцию проводить в вытяжном шкафу либо в открытом пространстве на безопасном расстоянии.


Механизм реакции

В эксперименте используют свежеприготовленную хлорную известь. Вместо хлорки можно использовать гипохлорит натрия, который содержит до 95% активного хлора. В начале гипохлоритная соль распадается с образованием атомарного хлора:

NaOCI → NaO + + CI —

Образовавшийся хлорид-ион бомбардирует молекулу этиленгликоля (полиэтиленгликоля), что приводит к дестабилизации полимерной структуры и перераспределению электронной плотности. В результате от полимерной цепи отделяется мономер — формальдегид. Молекула этиленгликоля превращается в электрофильный радикал, который вступает во взаимодействие с другим хлорид-ионом. На следующей стадии от полимера отделяется ацетальдегид и в конечном итоге остаётся простейший алкен — этилен. Общая схема распада выглядит следующим образом:

Полиэтиленгликоль ⇒ Формальдегид; Ацетальдегид; Этилен

Деструктивное разрушение этиленгликоля под действием хлора сопровождается выделением тепла. При этом этилен и формальдегид — легковоспламеняющиеся газы. Таким образом, в результате нагрева реакционной смеси газообразные продукты воспламеняются. Если скорость реакции протекает слишком быстро, происходит взрыв вследствие спонтанного расширения газо-жидкостной смеси.


Почему реакция не происходит?

Часто при смешении тормозной жидкости и хлорки ничего не наблюдается. Возникает подобное по следующим причинам:

  • Используется старая бытовая хлорка

При хранении на открытом воздухе гипохлорит кальция медленно разлагается до карбоната и хлорида кальция. Содержание активного хлора снижается до 5%.

  • Низкая температура

Для протекания реакции требуется подогреть тормозную жидкость до температуры 30–40 °C

  • Прошло недостаточно времени

Радикальная цепная реакция происходит с постепенным увеличением скорости. Понадобиться около 1 минуты для появления визуальных изменений.

Теперь Вы знаете, что будет, если смешать хлорку с тормозной жидкостью и как происходит взаимодействие.





Летом на листьях этого дерева собирается смола. В Минске огромное количество парковок, соседствующих с этими мальвоцветными растениями, посаженными на газоне. После остановки под кроной липы даже на пару минут на лобовом стекле можно заметить маленькие точечки прозрачной смолы. Если они высыхают, избавиться от них — целое испытание. А что говорить об упавших на кузов почках! После мойки, которая не приносит результата, советуют дождаться зимы, когда смола затвердеет и отвалится. Проверим, что станет с клейким веществом за неделю — лепим на капот листик, покрытый точечками смолы.

Мы не раз писали, как автовладельцы устраивали танцы с бубном вокруг запачканных битумом машин после проезда по ремонтируемым участкам дорог. Наша читательница Элизабет потратила около 50 рублей (500 тысяч), избавляясь от приставшего к порогам, крыльям и дискам ее BMW клейкого вещества. Диванные аналитики советуют использовать керосин или бензин. Результаты этого опыта показывают, что не стоит доверять таким народным рецептам. Битум, конечно, приставуч, но насколько въедлив — это нам и предстоит выяснить.

Заправляясь минимум раз в неделю, мы не знаем, что происходит с лаком, если облить топливом кузов. Но на всякий случай аккуратничаем. В состав тормозной жидкости входят углеводороды с непечатным списком добавок, каждая из которых норовит впитаться в ЛКП (например, касторовое масло, спирты, полигликоли и их эфиры, кремний-органические полимерные продукты). Она должна выдерживать высокую температуру, потому в ее состав могут входить весьма опасные вещества. Жидкость гидроусилителя — производная из нефти. Электролит, применяемый в аккумуляторах, — чаще всего серная кислота в растворе. Все эти жидкости могут попасть на лак — элементарно при неаккуратном использовании.

Жидкостью для снятия лака, в состав которой входит ацетон, некоторые девушки пытаются избавиться от других пятен на кузове (того же битума). Можно найти немало историй, как этот способ помогал в борьбе с налетом, но вместе с пятнами с кузова сходил и лак. В коле содержится ортофосфорная кислота и сахар — как они воздействуют на ЛКП, неизвестно. Самое время выяснить. А заодно и узнать о последствиях, оставляемых кружками с горячими напитками, а также перманентным маркером дворовой шпаны.


Итак, прошла неделя. Некоторые наши реагенты высохли, некоторые засохли. Напомним, на покрытие не воздействовали ни свет, ни погода, лишь пыль.


Повинуясь логике рядового автомобилиста, после длительного простоя в гараже отправляем капот на мойку: сначала обмыв, потом активная пена, после губка, полоскание, снятие воды резиновой щеткой и обдув — стараемся соблюсти всю технологию процесса.


Что же не смылось?

Свой след в этом импровизированном опыте оставили битум, разметка, индустриальные осадки, маркер и тормозная жидкость. Вот их-то и стоит опасаться. Теперь нужно установить, можно ли с наименьшей кровью избавиться от последствий опыта. Следуем простой формуле: мягкая губка — обезжириватель — шлифовка с полировкой.

Битум сняли менее агрессивным обезжиривателем. Очевидно, что он прилепляется, засыхает, но на ЛКП не воздействует. При выборе растворителя советуют вначале поговорить со специалистами: для каждого вида пятен подходит свой. И уж точно не стоит пользоваться ацетоном, 646-м растворителем или жидкостью для снятия лака.

От надписей маркера удалось избавиться с помощью третьего по счету обезжиривателя. Первые два, менее агрессивные, не справились. На лакокрасочном покрытии ничего не осталось.

Время взяться за краску разметки. Ни один из обезжиривателей пятна не свел. Помог весьма агрессивный акриловый растворитель. Но поверхность стала мутной — вместе с краской пришлось снять и верхний слой лака. Исправит ситуацию только полировка.

Неожиданно въедливыми оказались индустриальные осадки. Точки ржавчины внедрились в лак весьма глубоко. Ничего не помогало, пока мы вынужденно не взяли в руки шлифовальный круг. Вновь выручает только снятие верхнего слоя (на сей раз не химическое, а физическое) и полировка.


Самый страшный след оставила тормозная жидкость.

Тормозная жидкость одна из важнейших в системе автомобиля, от её качества зависит и безопасность автомобиля, и жизнь водителя и участников дорожного движения в случае аварийной ситуации. Она оказывает непосредственное влияние на работу тормозной системы и важно вовремя менять этот компонент. В связи с чем вопросом, какую тормозную жидкость заливать , задаются не только начинающие водители, но и более опытные пользователи. Об этом и поговорим.

  1. Роль тормозной жидкости
  2. Какую тормозную жидкость заливать : классификация
  3. Какой производитель лучше

Роль тормозной жидкости

Для начала хотим ещё раз уточнить важность тормозной жидкости в системе автомобиля. Она отвечает за своевременную и быструю остановку автомобиля и очень важно поддерживать её состояние на должном уровне и в случае необходимости совершать полную замену.

Тормозная жидкость передаёт через гидравлический привод усилие, возникающее от нажатия водителем педали тормоза, к тормозным механизмам колес. Колодки и диски получают импульс, вследствие чего автомобиль останавливается. Навык и привычку проверять состояние и уровень тормозной жидкости (а также моторного масла, антифриза и стеклоочистителя) формируют у воителей ещё в автошколе.

Что касается неприятностей, которые могут приключиться, то тут несколько вариантов событий:

Поэтому к решению вопроса, какую тормозную жидкость заливать , следует подходить очень ответственно. Причём важно не только выбрать качественный продукт, но и не смешивать его со старым, а произвести полную замену.

Какую тормозную жидкость заливать : классификация

Чем руководствоваться при выборе тормозной жидкости? В первую очередь рекомендациями производителя транспортного средства. В сопроводительных документах к автомобилю чётко прописаны все рекомендации, касающиеся использования любых технических жидкостей.

  • DOT-3 . Это наиболее распространённый класс тормозной жидкости. Основные преимущества: доступная цена, широко представлена на прилавках автомаркетов. Такой тип преимущественно используется в автомобилях, не развивающих большой скорости, а, следовательно, не требуют резкого и частого торможения. Тормозная жидкость класса DOT-3 очень быстро накапливает влагу и соответственно требует более частой замены.
  • DOT-4 . Эта категория продукта значительно медленнее впитывает влагу, чем предыдущая версия. Кроме этого, она имеет более высокую температуру закипания. Если ваше транспортное средство регулярно испытывает перегрев в системе торможения, то именно этот класс тормозной жидкости лучшим образом для неё подойдёт. Предпочесть её следует водителям с агрессивной манерой езды. Стоимость продукта немного выше предыдущей, найти её на прилавке магазина тоже довольно просто. Недостаток данного класса в том, что жидкость довольно агрессивна к системам автомобиля, изготовленным из резины. В случае протечки тормозная жидкость способна растворить краску и спровоцировать возникновение коррозии. Этот недостаток относится и к третьему классу.
  • DOT-5 . Это более современный класс тормозной жидкости, которая изготавливается из материалов на основе силикона. Они не разъедают детали автомобиля, различные уплотнители и резиновые прокладки. Такой продукт практически не впитывает влагу, но при этом очень чувствителен к присутствию. Воздушных пузырьков в магистралях тормозной системы. Данный тип тормозной жидкости не приемлет смешивания с другими, поэтому решив залить её, обязательно промыть всю систему.

Это основная общепринятая классификация автомобильной химии, предназначенной для обеспечения работы тормозной системы.

Какой производитель лучше

Какую тормозную жидкость заливать, вопрос многогранный. Помимо подходящего класса, важно учесть репутацию производителя и качество его продукта. К сожалению, не все товары, присутствующие на прилавках, соответствуют не только ожиданиям пользователя, но и заявленных характеристикам.

Мы от себя рекомендуем использовать следующие товары:

Класс DOT-4, конечно, лучше DOT-3. Но нередко возникает вопрос, что лучше DOT 4 или DOT 5.1? Ответ прост — лучше использовать то, что рекомендует производитель.

Если у вас ещё остались вопросы, какую тормозную жидкость заливать, можете смело задавать их в обсуждениях. Попробуем разобраться и ответить на них. Делитесь статьёй в социальных сетях и оставайтесь с нами.

Что известно о тормозной жидкости большинству водителей? Что, когда она подтекает, это очень плохо. Реже можно услышать ответ, что её нужно периодически менять. Информация в целом верная, но далеко не полная. Давайте разберёмся, что такое тормозная жидкость, какой она бывает и когда её нужно менять. И в каких случаях делать это совсем не обязательно.


У всех современных автомобилей тормоза имеют гидрав­лический привод. В немного упрощённом виде он работает следующим образом. Нажимая педаль, водитель давит на поршень в главном тормозном цилиндре (ГТЦ). Его движение заставляет жидкость из ГТЦ пере­мещаться по трубкам и шлангам и давить на поршни в рабочих цилиндрах тормозов. Они, в свою очередь, прижимают тормозные колонки к дискам или барабанам, трение между которыми и замедляет машину.

Принцип работы гидросистемы основан на свойстве, общем для всех жидкостей: они не сжимаются и сохраняют свой объём. Поэтому, в теории, можно использовать любую жидкость — воду, спирт, масло. Но в реальном авто­мобиле к тормозной жидкости предъявляют ещё множество строгих требований.

Кроме того, при работе гидравли­ческой системы двигаются поршни, срабатывают клапаны — а значит, тормозная жидкость должна обладать и смазывающим эффектом. Но использовать обычное масло тоже нельзя. Тормоза должны сохранять работо­способность не только при нагреве, но и на холоде, а масло сильно густеет на морозе.

В итоге современная тормозная жидкость – это сложная смесь нескольких базовых веществ и присадок, способная работать в столь сложных условиях.


Исторически первыми появились масляно-спиртовые жидкости. В основе большинства таких составов — смесь касторового масла и бутилового спирта. Масло отлично смазывает трущиеся поверх­ности, смесь химически нейтральная, а потому не разъедает резину уплотнений и даже не причиняет вреда, попадая на лако­красочное покрытие или кожу человека. Кроме того, она не гигроскопична и может работать в тормозной системе десяти­летиями, не требуя замены.

Чтобы кардинально увеличить температуру кипения, химики создали принципи­ально другие тормозные жидкости — гликолевые. Их основные компоненты — полиэтилен­гликоли и полиэфиры борной кислоты. Звучит длинно и непонятно, но нам важно знать главное: такие жидкости кипят при гораздо более высоких темпе­ратурах, 190–260°С. Они не густеют на холоде и обладают вполне приемлемыми смазывающими свойствами.

Недостатки? Гликолевые жидкости ядовиты — настолько, что способны разъесть краску на кузове автомобиля. этого в тормозной системе приходится применять манжеты и уплотнения из специальной, более дорогой и более стойкой к химическому воздействию резины.

Но все эти достоинства пере­крываются одним большим недостатком — очень низкой смазывающей способ­ностью. этого, в частности, силиконовые жидкости нельзя использовать в тормозах с ABS — высокоточные клапаны блока быстро выйдут из строя. В итоге силиконовые тормозные жидкости имеют очень специфическое применение, а в подав­ляющем большинстве авто­мобилей сегодня задействованы гликолевые составы.


В любом крупном магазине автозапчастей или химии вам наверняка предложат на выбор тормозную жидкость сразу нескольких марок, производителей, а то и типов. Не стоит брать первую попавшуюся, самую дешёвую. Как, впрочем, и самую дорогую. На самом деле, разобраться в этих красивых баночках несложно.

Рубинового цвета жидкость с характерным запахом индийской касторки (у нас касторовое масло не производили и не производят) относится, как вы уже догадались, к масляно-спиртовому типу жидкостей. Она нейтральная, не гигроскопичная и может служить долгие годы. Но температура её закипания всего 110–115°С. Однако она ещё не потеряла своего потребителя: БСК до сих пор используют в некоторых грузовиках, старых автобусах, раритетных легковушках с барабанными тормозами. Короче — там, где тормоза слабо нагреваются. Увы, как показывает практика, сегодняшняя БСК проигрывает в качестве той, что производилась в СССР лет тридцать назад — может быстро потемнеть и даже повредить резиновые детали.

Этот состав жёлтого цвета относится ко второму типу тормозных жидкостей. Он представляет собой смесь гликолей и полигликолей с этил­карбитолом, плюс много­численные присадки — антикоррозийные, анти­окисли­тельные, противо­задирные. Последние обязательно нужны для гликолевых тормозных жидкостей, поскольку сами они плохо смазывают трущиеся поверх­ности. Жидкость ядовита.

Импортные тормозные жидкости выпускаются без имён собственных, просто под маркой производителя, к которой будет добавлена аббре­виатура DOT. Она расшифро­вывается как Department of Transport. Это американский Департамент транспорта, разработав­ший в своё время стандарты для тормозной жидкости, которыми пользуется весь мир. Смысл и информацию о жидкости несёт следующая за аббре­виатурой DOT цифра, обозначающая класс тормозной жидкости. Первый и второй давно не в ходу, сейчас актуальны стандарты, начинающиеся с DOT 3.

Более современные и прогрессивные гликолевые составы с температурными и антизадирными присадками. Стандарт DOT 4 требует предельных точек кипения в 230 и 155°С, у жидкостей DOT 5.1 они ещё выше – 260 и 180°С. Этого уже хватает для большин­ства современных автомобилей, в том числе для спорткаров с мощными двигателями и большими тормозными дисками.

А вот тормозные жидкости стандарта DOT 5 уже относятся к силиконовому типу. При всей привлекатель­ности силикона как основы главный его минус — плохие смазывающие свойства, которые инженеры вынуждены нивели­ровать подбором материалов поршней и цилиндров. Для массового потребления силиконовые тормозные жидкости слишком дороги, поэтому область их применения — редкие спортивные авто­мобили и гоночная техника, где на первое место выходит именно борьба с нагревом тормозов и где не используют электронные системы безопас­ности. Тем более, что благодаря стабиль­ности состава силиконовые тормозные жидкости практически вечные.


Правильно подобрать тормозную жидкость намного проще, чем моторное масло или антифриз. Прежде всего нужно знать, что жидкости трёх разных типов категори­чески нельзя смешивать между собой — это кончится, как минимум, разруше­нием резинок в тормозной системе и, как следствие, течами. А вот гликолевые жидкости разных стандартов и произво­дителей вполне совместимы друг с другом. В зависи­мости от пропорций при их смешивании будет меняться только предельная рабочая температура. Отсюда совет: отправляясь в магазин за жидкостью, выясните, какая залита в систему вашего автомобиля.

Если поиски не увенчались успехами, есть другой метод: купить в магазине касторовое масло и бутиловый спирт и смешать их в равных пропорциях. Получающийся состав мало в чём уступит оригинальному, разве что будет не красного цвета.

Наконец, есть третий, самый радикальный путь — перейти на гликолевую тормозную жидкость. Однако это потребует не только тщательной промывки всей тормозной системы спирто­содержащей жидкостью, но и замены всех шлангов и манжет на современные, которые выдержат более агрессивный состав. Если тормоза нормально работают и на БСК, особого смысла в таком труде нет.

Раскошеливаться на тормозную жидкость DOT 4 и, тем более, DOT 5.1 есть смысл только владельцам более продвинутой и быстрой техники. Тут стоит заглянуть в Руководство по эксплуатации своего авто­мобиля. Общее правило такое: нужно брать жидкость стандарта не ниже, чем указан в инструкции. Выше — не возбраняется.

Главное — не залить по ошибке силиконовую жидкость DOT 5. Она предназна­чается для редкой спортивной экзотики или гоночной техники, которая постоянно под присмотром механиков.


В подавляющем большинстве автомобилей — тех, что заправлены гликолевыми составами, — тормозную жидкость нужно периодически менять. Как правило, инструкции по эксплуатации требуют это делать раз в два года. Не стоит пренебрегать этой сервисной операцией, ведь температура кипения жидкости со временем неуклонно снижается. И закипит она не постепенно, а вдруг – и машина останется без тормозов в один момент. Максимально для этого не подходящий.

Но даже если вы ездите спокойно и не пере­греваете тормоза, жидкость всё равно стоит заменить. Впитав в себя влагу из воздуха, она становится более агрессивной, провоцирует коррозию, в том числе очень недешёвых устройств, вроде гидронасоса ABS.

Ещё один сигнал к полной замене жидкости — любое её потемнение или нарушение прозрачности. Особенно быстро надо реагировать в случае, если в расшири­тельном бачке вы обнаружите чёрные отложения. Это уже признак износа манжет или даже поршней в главном цилиндре, чреватый отказом тормозов.

В этом случае систему стоит дополнительно промыть — тормозной жидкостью той же марки, что будет использо­ваться после. Для этого её заливают в бачок и прокачивают сквозь систему, спуская через специальные штуцеры на тормозных суппортах или рабочих цилиндрах. Для гаранти­рованной промывки нужно через каждый штуцер слить не менее 100 мл тормозной жидкости. А после замены обязательно прокачать систему, удалив из неё весь воздух.

Бывает, что тормозная жидкость чиста как слеза, но её уровень падает до минимума, о чём вас предупреждает датчик и лампочка на панели приборов. В 90 процентах случаев окажется, что сама тормозная система в порядке, однако тормозные колодки уже близки к максимальному износу. Просто давящие на них поршни сильно выдвинулись из цилиндров, и объём системы увеличился. В большин­стве машин этот диапазон как раз соответ­ствует разнице между максимальным и минимальным уровнем жидкости в бачке.

В такой ситуации доливать тормозную жидкость не требуется — достаточно заменить тормозные колодки и, может быть, диски новыми. Поршни в суппортах будут задвинуты на исходные позиции, и уровень снова вернётся в норму. В крайнем случае, после этого придётся долить в бачок несколько грамм.

По-настоящему насторожиться надо, если после долива уровень тормозной жидкости вновь упал. Это уже говорит о негерметичности системы и необходи­мости срочно искать и устранять течь. Эксплуати­ровать такой авто­мобиль опасно, ведь маленькая дырочка может стать большим разрывом всего за одно нажатие на педаль – и тогда машина окажется вовсе без тормозов. Последствия такого отказа уже могут быть фатальными.

— Сегодня выпускаются тормозные жидкости трёх типов: масляно-спиртовые, гликолевые, силиконовые. Для каждого автомобиля нужно использовать ту, которая предписана его изготовителем.

— Жидкости разных типов нельзя смешивать. Если вы решили поменять один вид жидкости на другой, тормозную систему автомобиля необходимо промыть спиртосодержащим составом.

— Силиконовые жидкости имеют специфическую область применения, в основном на спортивных и гоночных автомобилях без электроники в тормозных системах.

— Наиболее распространённые гликолевые жидкости бывают разных классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, где DOT означает американский стандарт, ставший по сути мировым. Каждый следующий класс совершеннее, дороже предыдущего и рассчитан на более высокие температуры работы тормозов.

— Смешение гликолевых жидкостей разного класса допустимо, но лучше использовать ту, которая изначально предназначена для вашего автомобиля. DOT 3 рассчитан на маломощные автомобили с дисковыми тормозами. DOT 4 подходит для большинства машин, в том числе с ABS. Наиболее дорогой класс DOT 5.1, как правило, предназначен для высокоскоростных автомобилей с мощными и сильно греющимися тормозами.

— Гликолевые жидкости очень гигроскопичны, поэтому их нужно периодически менять, вне зависимости от класса и производителя. На старых автомобилях эту процедуру можно было сделать самостоятельно, более свежие требуют специального оборудования.

— Гликолевая жидкость токсична и агрессивна, поэтому её нужно оперативно смывать с кожи и лакокрасочного покрытия кузова.


Материал по теме

Антифриз: каким он бывает и как его выбрать. Инструкция по применению


Материал по теме

Что должно быть в автомобильной аптечке и зачем она нужна


Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.

Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств

Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:

- Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5;
- Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).

За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.











Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:

  • DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
  • DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
  • DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
  • DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.

Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо.
Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:

  • Для автомобилей без АБС;
  • Для автомобилей с АБС.

Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.

В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.

Маркировка тормозных жидкостей

Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:

  • DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 — розовый/красный;

Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.

Характеристики и особенности тормозных жидкостей

Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:

Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.

Применимость тормозных жидкостей

Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.

DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.

DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.

DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.

DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.

Совместимость тормозных жидкостей

При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:

  • Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
  • Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.

Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.

Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.


Как выбрать тормозную жидкость

Есть ряд критериев подбора тормозных жидкостей для транспортных средств:

  • Рекомендации производителя транспортного средства;
  • Тип, масса и мощностные характеристики транспортного средства;
  • Пробег и состояние тормозной системы транспортного средства.

В новые легковые автомобили сегодня чаще заливается жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (жидкости типа DOT-3 уже используются значительно реже) — при эксплуатации в первые 3-5 лет не стоит менять жидкость, регулярно заливая именно тот тип и марку, что рекомендована производителем. На грузовых автомобилях, автобусах и спецтехнике чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 является скорее исключением.

В автомобили возрастом от 5 лет и со значительным пробегом не имеет смысла заливать маловязкие жидкости DOT-5.1 без предварительного обслуживания тормозной системы с заменой всех изношенных деталей. Такая замена требует некоторых затрат времени и средств, поэтому проще и дешевле (а главное — без ухудшения работы системы и без снижения безопасности) использовать жидкости DOT-4.

Автомобили ранних годов выпуска наиболее часто предназначены для работы с жидкостями DOT-3, и в большинстве случаев менять ее на DOT-4 не рекомендуется. Эта жидкость имеет высокую вязкость, она дешевая, и лишь периодически следует менять резиновые уплотнители в тормозной системе — так автомобиль прослужит еще много лет.

Если на автомобиле применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то менять ее на другую не рекомендуется, и лучше использовать именно то, что изначально залито на заводе-производителе. Не следует без особой необходимости производить и обратную замену (переходить с гликолевой жидкости на силиконовую), а если на автомобиле есть ABS (встретить современную машину без этой системы сегодня почти невозможно), то такая замена и вовсе запрещена. Если же замена жидкости производится, то предварительно необходимо полностью прочистить тормозную систему от остатков гликолевой жидкости, заменить изношенные детали (что препятствует попаданию в систему воды и воздуха), и лишь затем заливать DOT-5 с последующей тщательной прокачкой.

При покупке новой жидкости выбирайте упаковку того объема, который полностью уйдет на заполнение системы — тормозная жидкость (особенно DOT-3) недолго хранится во вскрытой упаковке, и использовать ее повторно уже не получится, а деньги на лишний объем будут потрачены.

При правильном выборе и покупке тормозной жидкости тормозная система автомобиля будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность движения во всех условиях.

Читайте также: