Сред ством ха рак те ри сти ки героя


Любые персонажи – главные или второстепенные, составляют основу любого произведения. Характер героя, его черты и особенности – то, на чем строится сюжет.

Известные писатели признавались, что порой их персонажи становились настолько оживленными, самобытными, что авторская идея уже не может контролировать ход событий. Как можно описывать характер героя, его привычки, страхи – далее в материале.

Грамотно описанный характер героя, его привычки, особенности поможет воплотить в книге совершенный живой образ. Если поступки и действия персонажа определяются только одним качеством, то сюжет получится скучным, однообразным.

Если персонаж наделен доминирующим качеством, которое присутствует всегда, но герой действует согласованно с ним и вопреки, это слишком заметно в глазах других лиц. Вероятно, сам герой это осознает и вызывает противоречивые чувства. Все это оживляет персонажа, делая его необычным и ярким.


Описывайте характер, чтобы он логично проистекал из истории героя. Если его близкие погибли, то он не может казаться беззаботным. Любые исключения необходимо обосновывать.

Смена поведения, мыслей, поступков поможет показать, что герой – сложный и интересный человек, но он не перестает от этого быть плохим. Поведенческая теория отражает человеческую сущность, которая часто противоречива – не существует исключительно хороших или злых, сильных или слабых.

Каждый индивидуум может проявить силу в одной ситуации и пасть духом в другой. Выдуманные герои в этом отношении схожи с реальными людьми, но различие имеется – человеческие противоречия не всегда оправдываются, противоречия героев – оправданы всегда.

Иногда не находится никакого логического и морального оправдания героям. Например, зачем серийный убийца хладнокровно убил 200 женщин. Читатель или слушатель должен понимать поведение героя, а все противоречивые действия должны быть обоснованными. Чем больше конфликтуют противоречивые шаги, тем самобытнее герой.

При описании героев обязательно нужно разработать цели каждого. Важно рассказать, какие задачи ставит перед собой человек в общем разрезе и в частности, выстраивая логическую последовательность его действий при достижении целей.


Если читателю или зрителю становится понятной цель и мотивы героя, то у него появляется эмоциональная оценка. В идеале возникнет сопереживание, сострадание. Нередко пишутся тексты, в которых неясны мотивации, непонятно, что движет героем. Он все время торопится, опаздывает, стреляет или ворует, но ради чего все это делается – остается туманной картиной.

Бессмысленная сюжетная линия, отсутствие цели и мотивов создают неприятное ощущение, что это безвкусная история с неинтересным героем. Главная обязанность автора – показать зрителю цель, которую преследует его персонаж.

Ей может стать борьба за любовь, стремление к славе, путь к мечте, желание стать миллионером, написать книгу или путешествовать по всему миру. Получится правдоподобный образ, о котором захочется узнать больше и дочитать книгу до конца.

Если герою добавить некоторые привычки, то они могут более подробно описать его характер. Рассмотрим то, как ест персонаж:

  • медленно – в жизни он стремится все контролировать, наслаждается жизнью в любых ее проявлениях;
  • быстро – герой амбициозен, четко знает свою цель, нетерпелив, всегда открыт к новым встречам, опыту;
  • ковыряются в еде – дотошный человек, дисциплинирован и строг.

Привычки необходимы для оживления образа, придания им правдоподобности. Условно их можно разделить на три вида:

  1. Случайные привычки. Они не отражают личности, возникли случайно. Персонажу в подростковом возрасте понравилось чесать затылок. Он стал это делать регулярно, что постепенно вошло в его привычку. Такие действия оживляют героя, но не делают его глубоким.
  2. Привычки, возникшие из-за психологических проблем. Нервный герой каждые 5 минут щелкает суставами пальцев. Описание привычек поможет читателю максимально прочувствовать образ и задаться вопросом, от чего появились психологические проблемы.
  3. Профессиональные привычки – врач вытирает руки антисептиком, военнослужащий проверяет обстановку каждый раз при входе в помещение. Такое описание формирует уважение зрителя – он видит не пустой манекен, а медика с настоящими привычками и нравом, строгого офицера.

Мечты бывают корыстными и светлыми, благородными и безобразными. Грезы персонажа связаны с его чувствами и качествами. Движимые мечтами, герои совершают разные поступки, в том числе безотчетные. Нередко герои грезят о любви, поэтому всячески стремятся ее найти, о богатстве, удачном замужестве. Другие устремлены к нематериальному – славе, известности.


Мечта персонажа – это его внутренние устремления, когда он себя не обманывает. Грезы отражают характер героя. Девушки, мечтающие о любви, читали книги и жили в выдуманном мире. Грезы героини о счастье с мужчиной символизируют ее как мечтательную, глубокую, эмоциональную натуру.

Персонажи, мечтающие о материальном благе, деньгах, становятся более приземленными, корыстными, подлыми. Они часто врут, обманывают, предают других людей, дружат с выгодными для них лицами. Часто путь к осуществлению мечты неправильный, грязный.

Материальная мечта, для воплощения которой герой использует махинации, мошенничество, характеризует персонажа как расчетливого, корыстного человека, идущего по головам ради воплощения своей мечты. Такие люди разрушают жизнь окружающих и вредят собственной душе.

Герой может не любить проигрывать, оставаться в долгу. Ввиду этого он соперничает с конкурентами. Некоторые персонажи не любят вредные привычки – сигареты, алкоголь, наркотики. Они ведут здоровый образ жизни. Это характеризует человека как волевого, разумного индивидуума, правильно относящегося к своему телу.

Герой не любит, когда его заставляют что-то желать. Это рождает противление, агрессию, раздражительность. Не любит, когда обижают детей и стариков, тогда он становится защитником и настоящим героем.

В разрезе описаний того, что не любит персонаж, можно составить представление о нем и увидеть изюминку характера. Нелюбящий злое, противится ему и борется, нелюбящий мать никогда не полюбит женщину.


Неприязни человека – это то, чего он не выносит и чего боится. Такие особенности можно использовать в качестве небольших штрихов. Некоторые предпочитают на основе страхов построить настоящий триллер.

Страхи бывают разнообразными, герой нервничает, беспокоится, переживает. Основной страх представляет собой глубинный тип. Трудно объяснить, от чего он рождается. Его присутствие можно осознавать или нет, его можно побороть, но так или иначе страх будет определять суть человека.

Если читатель видит страхи героя, то он понимает:

  • его внутреннюю, часто неосознанную цель;
  • видение мира глазами героя;
  • какой он сделает выбор в сложный момент.

Страх как батарейка, создает напряжение. Герой, постоянно живущий в страхе, формирует цель – избавиться от него. Установив психотип, читатель поймет, чего он желает. Останется выяснить, как свое стремление он попытается воплотить во внешние цели.

Страх и порождение цели формируют жизненные ценности героя.

Если он боится, что люди причинят ему вред и боль, он станет оценивать всем по степени опасности и делить круг общения на врагов и друзей. Его цель – управлять другими.

Еще из психотипа формируется много нюансов личности – особенности речи, реакция на стрессовые ситуации, поведение при неудачах.


Самоощущение бывает разным – иногда персонаж гордится собой, а может стыдиться. Он не признает в себе достаточной красоты или ума.

Самооценка может идти вразлад с убеждениями, поведением, целями. Если у героя низкая самооценка, он может представать веселым и беззаботным.

Герои слишком высокого мнения о себе могут впадать в депрессии. В первую очередь персонаж не признает в себе слабостей, пытается бежать от них.

Пережив в детстве глубокую травму, она не может остаться бесследной. Но персонаж всячески будет заглушать проявление слабости.

Герой не признает себя неправым. Как и в жизни, сложно признаться, что можешь ошибаться.

Некоторые способы, которые используются для поднятия расположения одного героя к другому:

  1. Персонаж как жертва. Если игрок в опасности, страдает от боли, то другие лица будут жалеть его, помогать. Самое главное – чтобы герой не превратился в безвольного и вечно ноющего человека.
  2. Сила духа всегда вызывает положительные эмоции, уважение и расположение.
  3. Храбрость – смелый и бесстрашный герой всегда стоит на высокой ступени в сознании людей.
  4. Спаситель – персонажи отнесутся с симпатией к человеку, спасающему других людей.

Антипатия представляет собой чувство неприязни, отвращения, негативного отношения. Нередко отрицательные эмоции образуются, когда герой не попадает в рамки мышления общества, отрицает общепринятые ценности, имеет собственные отличные от большинства взгляды.


Также с антипатией можно относиться к вредному, упертому человеку, который преследует цель блюсти закон и наказывать других за его невыполнение. Опасный герой внушает страх, желание держаться от него подальше. Но нередко появляются лица, желающие соперничать с ним. Тогда начинается борьба за лидерство.

Уродство человека, его неполноценность становится поводом для неприязни, насмешек. Так происходит и в реальности. Люди остро реагируют на нервных, эмоционально нестабильных людей.

На появление антипатии влияет эмоциональная связь, особенности личности, материальное положение, речь, умственные способности, интеллект.

Можно воспользоваться внешними приемами зарисовки характера персонажа:

  • портрет – внутренний и психологический;
  • описание особенностей, привычек, традиций героя;
  • его симпатии и антипатии – какие качества он ценит, и какие не приемлет;
  • цели героя, его стремления, мечты;
  • поступки героя – как он ведет себя, реагирует на свои ошибки и промахи окружающих;
  • описание мыслей, чувств;
  • как персонаж относится к окружающим;
  • реакция в сложных ситуациях, быстрота принятия решений;
  • отношение автора к герою.

Характер персонажа, как и реального человека, совмещает в себе массу черт, особенностей. Все понятия соизмеряются по отношению к разным объектам – работе, себе, окружающим людям, детям, животным.


  • Привередливый — кроткий
  • Ворчливый — молчаливый
  • Самокритичный – оправдывающий себя;
  • Исполнительный — необязательный
  • Ответственный – безответственный
  • Альтруистичный – эгоистичный
  • Общительный – замкнутый
  • Великодушный – черствый
  • Искренний – лживый
  • Сострадательный – жестокий
  • Интеллигентный – невоспитанный
  • Аккуратный – неряшливый
  • Экономный – расточительный.

Кроме того, натура в проявлении себя в моральной, познавательной, темпераментной сфере, бывает:

  • гуманный, добрый, отзывчивый, чуткий;
  • азартный, романтичный, страстный, легкомысленный;
  • интеллектуальный, находчивый, любопытный, критичный;
  • категоричный, упрямый, упертый, смелый, целеустремленный.

Некоторые качества сложно отнести к хорошим или отрицательным. Например, застенчивость и стыдливость не всегда относятся к положительным свойствам. Напористый человек может другим показаться наглым или целеустремленным.

Характер представляет собой совокупность психических, духовных качеств человека, которые проявляются в его поступках, целях, отношении к себе и окружающим, природе, животным и других жизненных критериях.

Прямой авторской характеристики персонажа будет недостаточно.

Для создания целостного, интересного образа необходимо четко описывать поведение персонажа, показать его внутренний мир, предоставить читателю возможность почувствовать героя.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
  • 2 Башкирский
    • 2.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Семантические свойства
      • 2.3.1 Значение
      • 2.3.2 Синонимы
      • 2.3.3 Антонимы
      • 2.3.4 Гиперонимы
      • 2.3.5 Гипонимы
    • 2.4 Родственные слова
    • 2.5 Этимология
    • 2.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 2.7 Библиография
  • 3 Болгарский
    • 3.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 3.2 Произношение
    • 3.3 Семантические свойства
      • 3.3.1 Значение
      • 3.3.2 Синонимы
      • 3.3.3 Антонимы
      • 3.3.4 Гиперонимы
      • 3.3.5 Гипонимы
    • 3.4 Родственные слова
    • 3.5 Этимология
    • 3.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 3.7 Библиография
  • 4 Украинский
    • 4.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 4.2 Произношение
    • 4.3 Семантические свойства
      • 4.3.1 Значение
      • 4.3.2 Синонимы
      • 4.3.3 Антонимы
      • 4.3.4 Гиперонимы
      • 4.3.5 Гипонимы
    • 4.4 Родственные слова
    • 4.5 Этимология
    • 4.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 4.7 Библиография
  • 5 Якутский
    • 5.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 5.2 Произношение
    • 5.3 Семантические свойства
      • 5.3.1 Значение
      • 5.3.2 Синонимы
      • 5.3.3 Антонимы
      • 5.3.4 Гиперонимы
      • 5.3.5 Гипонимы
    • 5.4 Родственные слова
    • 5.5 Этимология
    • 5.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 5.7 Библиография
В Викиданных есть лексема характеристика (L176708).
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. характери́стика характери́стики
Р. характери́стики характери́стик
Д. характери́стике характери́стикам
В. характери́стику характери́стики
Тв. характери́стикой
характери́стикою
характери́стиками
Пр. характери́стике характери́стиках

ха - рак - те - ри́ - сти - ка

Корень: -характер-; суффиксы: -ист-ик; окончание: -а [Тихонов, 1996] .

  1. портрет, описание
  2. частичн. досье
  3. функция, зависимость, корреляция
  4. параметр
  1. описание
  2. документ
  1. макрохарактеристика, микрохарактеристика, подхарактеристика
  2. отзыв, рекомендация
  3. ТТХ, ТХ, тактико-технические характеристики, технические характеристики, техническая характеристика


Психологи называют характером сочетание качеств личности, определяющих её поведение. Можно составить множество списков с чертами человеческих характеров. Если два человека получат задание охарактеризовать третьего, их списки будут отличаться друг от друга. Люди не задумываются, как характер влияет на их успехи или провалы. Но, рассматривая отдельные качества, составляющие характер, легко понять, как они влияют на личность в целом. Черты характера человека развиваются в зависимости от типа нервной деятельности, наследственности, среды воспитания. Они формируются в течение всей жизни. Преобладание тех или иных черт определяет стиль жизни человека.

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

  • сострадание;
  • доброжелательность;


  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;
  • убедительность;


  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;
  • Целеустремленность;


  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;
  • Ответственность;
  • Предприимчивость.


Положительные и отрицательные черты характера


Хорошие черты характера бывают спорны и в обыденном смысле. Быть щедрым – хорошо, но если из-за щедрости человек раздаёт необходимое имущество, страдает его семья и он сам. Послушность, за которую ребёнка хвалят дома и в детском саду, может пойти ему во вред и сформировать безвольную, пассивную личность.

Гораздо проще люди понимают отрицательные черты характера. Можно сказать, что эти качества универсальны. Гнев, зависть, лживость, лень, жадность вошли в список смертных грехов христиан. Но отрицательно воспринимаются такие свойства у людей всех конфессий. Мусульмане считают худшим грехом лицемерие. Равнозначно не любят лицемеров во всех странах, у всех народов. Негативные черты характера человека, если они выступают в комплексе, делают личность весьма непривлекательной для окружающих. Отрицательные персонажи – неуживчивые соседи, склочные коллеги, злобные родственники. Это люди, доведшие негативные стороны своей натуры до крайности.


Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.


История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;


Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность — любовь к людям.


Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Особенности характера мужчин и женщин

Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:

  • Лидерство;
  • Способность защищать;
  • Внутренняя сила;
  • Надёжность;
  • Верность;
  • Ответственность.


Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание. Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.

В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.

С какого возраста формируется характер

Любая мама, воспитавшая несколько детей, скажет, что все её малыши были совершенно разными с младенчества. Даже грудные дети по-разному реагируют на еду, купание, игру. Бывают темпераментные, крикливые младенцы, встречаются тихие и неактивные. Здесь сказывается наследственность, а также природный темперамент, который зависит от телосложения, здоровья и условий воспитания.


Черты характера ребенка развиваются под воздействием, прежде всего, семьи. Ответственные любящие родители уже в возрасте трех-четырех лет видят, какой тип темперамента достался малышу от природы: холерик, сангвиник флегматик или меланхолик. В зависимости от врожденных качеств, можно формировать позитивный, социально приемлемый характер. Если в семье отсутствует любовь и внимание к детям, они имеют меньше шансов вырасти доброжелательными и трудолюбивыми. С другой стороны, примеры многих выдающихся политиков, писателей, художников, выросших в неблагополучных условиях, подтверждают важность врождённых черт характера и самовоспитания.

Страница 85

  • Текст
  • Оригинал


Технические характеристики

[Общие характеристики]

Указывает на информацию, касающуюся мер пре
досторожности

Температура окружающей среды

Влажность окружающей среды

От 10% до 85% (без конденсата)

1.05 кг (без аккумулятора и дополнительных
аксессуаров)

С прикрепленной ручкой высота камеры
увеличивается до 160 мм

Формат записи

Цифровой формат видео SD

Формат кассеты

Записываемые видеосигналы

625i (система PAL)

Режим съемки

Записываемые аудиосигналы

Цифровая запись ИКМ

16 бит :48КГц /2 канала
12 бит :32КГц /4 канала

Записывающие дорожки

Наклонно строчные дорожки

Наклонно строчная дорожка (область субкода)

Скорости протяга ленты:

Режим SP: 18.831 мм/сек
Режим LP: 12.568 мм/сек

Продолжительность записи (при использовании
AY DVM60)

Режим SP: 60 минут
Режим LP: 90 минут

Используемые кассеты

Ширина ленты 6.35 мм, металлопорошковая

Время перемотки ленты вперед/назад

Примерно 140 сек. (при использовании AY DVM60)

Устройство видеозахвата

дюймовая ПЗС матрица (

Количество пикселов

Суммарное число пикселов: 470,000
Число эффективных пикселов: 440,000
(система смещения пикселов)

Leica DICOMAR с оптической стабилизацией изобра
жения, 16 кратное увеличение от приводного мотор
чика, F1.6 f=4.1 до 65.6 мм)
39.5 до 632 мм в формате 35 мм камер

Оптическая система разделения цвета

Фильтр нейтральной плотности

Регулировка усиления

0, +3, +6, +9, +12, +15, +18 Дб

Скорости работы затвора (выдержки)

1/3, 1/6, 1/12, 1/25 сек.

1/50, 1/60, 1/120, 1/180, 1/250, 1/350,
1/500, 1/750, 1/1000, 1/1500, 1/2000,
1/3000, 1/4000, 1/8000 сек.

Выдержки для съемки экранов мониторов и т.д.:

1/50.2 до 1/248 сек.

Минимальная освещенность объекта съемки

F1.6, усиление +18 Дб, 50% выход видеоизобра

Крупная бленда для объектива с широким углом об
зора

Диаметр фильтра

Видоискатель

0.44 дюймовый цветной видоискатель с ЖК диспле
ем, разрешение 180,000 пикселов

Встроенный микрофон

Встроенный динамик

20 мм диаметром

(095) 258 4205

www.panasonic.ru

Panasonic (СНГ)

Напряжение питания – DC 7.2В/7.9В

Потребляемая мощность:

5.0 Вт (если используется видоискатель)
6.1 Вт (если используется ЖК дисплей)

Потребляемая мощность с подключенным по
разъему XLR микрофоном (AG MYA30G):

6.2 Вт (если используется видоискатель)
7.4 Вт (если используется ЖК дисплей)
8.5 Вт (максимальная)

Для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов Островский использует, прежде всего, их речевую характеристику.

Правда социального характера с необыкновенной яркостью проявляется у него в верности речевого выражения. Первым условием художественности в изображении того или иного типа он считает верную передачу его образа выражения, т. е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли.

Типизируя речь своих персонажей как представителей социальных групп, Островский обращался ко всей совокупности ее средств: лексических, морфологических, фонетических, синтаксических и иных. Этим он достигал максимальной социально-бытовой колоритности. Его купцы, дворяне, чиновники, представители демократической интеллигенции, люди из народа говорят подлинным языком своей среды.

Островский, редкий знаток русского языка, заслуженно считается непревзойденным мастером социально-диалектной речи. Но он никогда не ограничивался лишь этой задачей. Он подчинял речевые средства раскрытию социальной и индивидуальной сущности действующих лиц своих пьес, раскрытию их психологических особенностей. В связи с этим в речи персонажей он усиливал, сгущал, подчеркивал именно те черты, которые способствовали наиболее яркому выражению их ведущих свойств.

Привлекая уменьшительные суффиксы, повторения, вводные слова, и другие словесно-изобразительные средства, Островский придает речи Катерины лирическую задушевность и плавность.

В диалогах пьесы Островского действующие лица затрагивают друг в друге именно те струны, которые наиболее наглядно раскрывают их характеры, ставят их в новые отношения, обостряют психологическую борьбу и продвигают действие вперед.

В продолжающемся между Ларисой и Паратовым диалоге со всей полнотой раскрывается моральная чистота, благородство, цельность, принципиальность, прямота Ларисы и отрицательная сущность Паратова - жалкого раба рубля, холодного, расчетливого эгоиста.

Этот диалог-поединок не только до конца обнажил психологическую сущность каждого партнера, поставил их в совершенно новые отношения друг к другу, но и придал развитию действия пьесы коренной поворот. Лариса горько обманулась в Паратове. Она бесконечно одинока среди окружающих ее бездушных, жестоких людей, рассматривающих ее лишь как вещь, как товар. Что же ждет ее впереди?

Создавая речевые стили действующих лиц своей пьесы, Островский творчески преображал, домысливал речь их социальных прототипов, но с глубоким эстетическим тактом, соблюдая меру. Драматург не нарушал, не изменял речевого своеобразия определенного социального типа, а лишь художественно сгущал, подчеркивал его. Социальные прототипы Паратова, Кнурова, Хариты Игнатьевны Огудаловой, Ларисы пользовались именно теми речевыми средствами, к которым обратился писатель, но он их творчески обобщил и дал в более заостренной форме. Это же мы видим в речевом стиле любого иного персонажа.

Речевые средства используются Островским не только для объемного выражения психологической сущности воспроизводимых им социальных характеров, но и для повышения сценичности пьес.

Кроме особенностей языка, Островский использует и манеру поведения своих персонажей, чтобы передать их психологическую характеристику.

Образ Ларисы оказывается шире просто вариации устойчивого амплуа, показывая его недостаточность, неспособность справиться, подчинить себе цельную и невероятно сложную человеческую личность. Для того чтобы соединить все элементы поведения героини, создать целостную картину ее внутреннего мира, необходимо понять сущность человека вообще. Именно ощущение абсолютно живой жизни, взятой во всей ее проблематичности и нерациональности, усиливает ощущение трагизма изображенной на сцене судьбы, враждебность холодного мира подлинно живому, одновременно слабому и мужественному человеческому сердцу, жаждущему любви и сострадания.

Таким образом, основными средствами психологической характеристики действующих лиц являются их речь (лексика, диалоги, монологи, интонации) и действия.

Читайте также: