Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды

6. Каким возрастным периодам соответствуют следующие новообразования?

7. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.

8. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.

Возрастные периоды: 1.Дошкольное детство. 2.Младший школьный возраст. 3.Подростковый возраст. 4.Ранняя юность. Психологические новообразования А)Социальные мотивы: стремление к самоутверждению Б) Мотивы достижения успеха и самоконтроль. В) Самоопределение в будущей профессии. Г) Становление деловых качеств личности. Д) Становление самостоятельности и трудолюбия. Е) Чувство взрослости.

9. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия: 1.Ведущий вид деятельности. 2. Соподчинение мотивов. 3. Зона ближайшего развития. 4. Социальная позиция. 5. Интериоризация. Определения: А) То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых. Б) Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой. В) Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого. Г) Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям. Д) Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические.

10. Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе:

а) развития интеллекта;

б) развития психосексуальности;

в) смены ведущей деятельности;

г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.

11. П.П. Блонский предложил возрастную периодизацию на основе:

а) изменения внутреннего ритма и темпа самого развития;

б) появления и смены молочных зубов;

в) смены ведущей деятельности;

г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.

12. С. Холл предложил возрастную периодизацию на основе:

а) изменения внутреннего ритма и темпа самого развития;

б) появления и смены молочных зубов;

в) биогенетического принципа;

г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Подрастковый возраст

Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым

Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации

Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:

а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения

б.потребность в самоутверждении

в.ведущий вид деятельности

Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:

То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,

Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,

Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,

Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития

Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.

игровая деятельность– дошкольное детство,

общение со сверстниками– подростковый возраст,

непосредственное эмоциональное общение– младенчество,

предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство

Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Ходьба– младенчество,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Комплекс оживления– новорожденность,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Гуление– младенчество,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст

Младший дошкольный возраст

Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию

Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация

Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление

Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления

Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Гуление– младенчество,

Ходьба– младенчество,

Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Комплекс оживления– новорожденность

Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно

Младенчество

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,

комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,

явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями

Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности

Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…

Ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери

Вопрос 5.Комплекс оживления характеризуется:зрительным сосредоточением,первой социальной улыбкой,вокализацией,активизацией движений.

Вопрос 6..Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 7.Первая психоэмоциональная реакция младенца в ответ на узнавание взрослого называется…ответ: Комплексом оживления

Вопрос 8.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общенияответ: ситуативно-личностное общение

Вопрос 9. В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.

Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира

Вопрос 10.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года

Вопрос 11.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них ответ: Верно

Вопрос 12.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам

Вопрос 13.Акт хватания возникает. ответ: 5 - 6 месяцев

Вопрос 14. В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно

Рубежный контроль

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками в юношеском возрасте:

Устремление в будущее– Психологические новообразования,

Учебно-профессиональная деятельность– Ведущая деятельность,

"Порог" самостоятельной жизни– Социальная ситуация развития,

Развитие самосознания– Психологические новообразования,

Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора– Психологические новообразования,

Готовность к личностному и профессиональному самоопределению– Психологические новообразования,

Формирование мировоззрения– Психологические новообразования

Вопрос 2.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная

Вопрос 3.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулой

ответ: ребенок-предмет-взрослый

Вопрос 4.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов

Вопрос 5.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называетсяответ: стремление действовать независимо от взрослых

Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослый

Вопрос 7.В 7 лет ребенок активно используетответ: 2500-3000слов

Вопрос 8.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение

Вопрос 9.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -

Подрастковый возраст

Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым

Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации

Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:

а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения

б.потребность в самоутверждении

в.ведущий вид деятельности

Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:

То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,

Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,

Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,

Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития

Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.

игровая деятельность– дошкольное детство,

общение со сверстниками– подростковый возраст,

непосредственное эмоциональное общение– младенчество,

предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство

Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Ходьба– младенчество,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Комплекс оживления– новорожденность,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Гуление– младенчество,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст

Младший дошкольный возраст

Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию

Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация

Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление

Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления

Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Гуление– младенчество,

Ходьба– младенчество,

Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Комплекс оживления– новорожденность

Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно

Младенчество

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,

комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,

явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями

Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности

Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…

Ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери

Вопрос 5.Комплекс оживления характеризуется:зрительным сосредоточением,первой социальной улыбкой,вокализацией,активизацией движений.

Вопрос 6..Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 7.Первая психоэмоциональная реакция младенца в ответ на узнавание взрослого называется…ответ: Комплексом оживления

Вопрос 8.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общенияответ: ситуативно-личностное общение

Вопрос 9. В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.

Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира

Вопрос 10.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года

Вопрос 11.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них ответ: Верно

Вопрос 12.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам

Вопрос 13.Акт хватания возникает. ответ: 5 - 6 месяцев

Вопрос 14. В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно

Рубежный контроль

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками в юношеском возрасте:

Устремление в будущее– Психологические новообразования,

Учебно-профессиональная деятельность– Ведущая деятельность,

"Порог" самостоятельной жизни– Социальная ситуация развития,

Развитие самосознания– Психологические новообразования,

Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора– Психологические новообразования,

Готовность к личностному и профессиональному самоопределению– Психологические новообразования,

Формирование мировоззрения– Психологические новообразования

Вопрос 2.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная

Вопрос 3.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулой

Ответ: ребенок-предмет-взрослый

Вопрос 4.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов

Вопрос 5.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называетсяответ: стремление действовать независимо от взрослых

Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослый

Вопрос 7.В 7 лет ребенок активно используетответ: 2500-3000слов

Вопрос 8.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение

Вопрос 9.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -

Ответ: стремление стать школьником

Вопрос 10.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 11.Хронологические рамки ранней юности -ответ: 15-18 лет

Вопрос 12.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общения

Ответ: ситуативно-личностное общение

Вопрос 13.В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.

Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира

Вопрос 14.Ведущим называется тот вид деятельности:

Ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе

Вопрос 15.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Зрительным сосредоточением.

Вопрос 36.Выберите основные новообразования раннего возраста:

Дошкольный возраст

Вопрос 1.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7

Вопрос 2.Принятие и выполнение правил в сюжетно-ролевой игре способствует развитию __________ дошкольника: волевой саморегуляции

Вопрос 3.В процессе ведущей деятельности дошкольника происходит формирование его интеллектуальной готовности к школе, которая основана на…ответ: развитии в игре познавательных психических процессов

Вопрос 4.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции

Вопрос 5.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет

Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослыйВопрос

7.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение

Вопрос 8.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно

Вопрос 9.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно

Вопрос 10.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -ответ: стремление стать школьникомКонец формы

Юнность

Вопрос 1.Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте выступает.

Ваш ответ неправильный.

Вопрос 5.Если юноши видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то подростки наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Неверно

Вопрос 6.Поверхностность – характерная черта юношей.верно

Вопрос 7.ответа не нашла?Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в .

принятии в группу сверстников

Ваш ответ неправильный.

Вопрос 8.К новообразованиям ранней юности относят. профессиональное самоопределение,,усвоение социальных ролей,психологическую готовность к самоопределению

Вопрос 9.Границы периода ранней юности - . лет15-18

Вопрос 10.В юношеском возрасте понижается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Неверно

Тест Ранний возраст

Вопрос 1.Период раннего детства является сенситивным для …ответ: развития речи

Вопрос 2.Форма общения (по Л.М.Лисиной) в раннем возрасте…ответ: ситуативно-деловое

Вопрос 3.В какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь:ответ: 3-4 года

Вопрос 4.Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм – являются характерными особенностями:ответ: кризиса 3-х лет

Вопрос 5.Признаками кризиса трех лет являются:ответ: негативизм, упрямство, обесценивание взрослых

Вопрос 6.Проявление негативизма характерно для кризиса. лет.ответ: 3 лет

Вопрос 7.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная

Вопрос 8.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулойответ: ребенок-предмет-взрослый

Вопрос 9.Орудийные действия - это действия с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотнести свойства разных объектовответ: Неверно

Вопрос 10.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов

Вопрос 11.Память и внимание ребенка раннего возраста носит произвольный характерответ: Неверно

Вопрос 12.Поведение ребенка раннего возраста характеризуется ситуативностьюответ: ВерноВопрос 13.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называется

Подрастковый возраст

Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым

Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации

Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:

а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения

б.потребность в самоутверждении

в.ведущий вид деятельности

Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:

То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,

Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,

Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,

Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития

Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.

игровая деятельность– дошкольное детство,

общение со сверстниками– подростковый возраст,

непосредственное эмоциональное общение– младенчество,

предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство

Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Ходьба– младенчество,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Комплекс оживления– новорожденность,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Гуление– младенчество,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст

Младший дошкольный возраст

Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию

Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация

Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление

Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления

Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Гуление– младенчество,

Ходьба– младенчество,

Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Комплекс оживления– новорожденность

Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно

Младенчество

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,

комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,

явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями

Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности

Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития, переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом.

Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.

Динамика развития

К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития .

Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

- Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

- Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Стабильные периоды

Л. С. Выготский предложил периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденное, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (далее - К.в.) (англ. age crises) — условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами. К. в. рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Э. Эриксон — К. в. как разрешение основной задачи возраста; З. Фрейд — смена основных стадий психосексуального развития).

В отечественной психологии термин К. в. введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов. По Выготскому, К. в. обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению др., адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций развития составляет психологическое содержание К. в. Поведенческие критерии К. в. — трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др. — Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон К. в.

Существует, однако, и др. т. зр. на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, А. Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при К. в. свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически К. в. определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до 1 мес; с т. зр. Выготского, до возникновения комплекса оживления), кризис 1-го г., кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11-12 лет) и юношеский К. в. Отдельные авторы признают также наличие К. в. у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует. (К. Н. Поливанова.)

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте ок. 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. С. п. — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения ч.-л. может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. С. п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.

Основные новообразования возрастов

1.Новорожденность (0-1 мес.)

Период начинается с кризиса новорожденности. Его симптомы: беспомощность, социальная опосредованность, сохранение биологического единства с матерью.

2.Младенчество (1 мес. — 1 год) Особенности эмоционально-волевой сферы

Особенности познавательной сферы: сенсорика развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. Совершенствуется зрительное сосредоточение в сторону выделения формы, контура и др. Развивается восприятие глубины. Появляется потребность в новых впечатлениях. Возникают первые формы подражания.

Появляется узнавание, после 8 мес. — воспроизведение.

Речевое развитие осуществляется по схеме: гуление — лепет — пассивная речь — автономная речь.

Социальная ситуация развития: ребенок зависим от ухаживающего за ним взрослого биологически, но является максимально социальным существом. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии — госпитализму.

Ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение. Основные новообразования:автономная речь — центральное новообразование. Появляется ходьба. Возникает сознание психической общности со взрослым.

3.Особенности психического развития в раннем детстве (1-3 года)

Особенности эмоционально-волевой сферы: восприятие аффективно окрашено. Эмоциональная реакция только на то, что непосредственно воспринимает. Желания неустойчивы и быстро преходящи, не контролируются и не сдерживаются. Отсутствует соподчинение мотивов. Общение эволюционирует к внеситуативно-познавательному. Поведение определяется конкретной ситуацией. Зарождается самосознание: появляются первичная самооценка, личные действия.

Особенности познавательной сферы: раннее детство сензитивно к усвоению речи. Доминирующей функцией является восприятие. Оно аффективно направлено: притягивает внимание то, что вызывает эмоциональную реакцию. Память проявляет себя в узнавании. Мышление наглядно-действенное.

Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует с предметом, сосредоточиваясь на действии.

Основные новообразования: в раннем детстве слово приобретает для ребенка предметное значение, с этим связаны первые обобщения. Быстро растет пассивный словарь, возникает понимание речи — рассказа. Растет активный словарь. Развиваются другие формы коммуникации: жесты, мимика. Он учится чувствам. Центральное новообразованиевозникновение сознания.

Обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности.

4.Особенности психического развития дошкольника (3-7 лет)

Особенности познавательной сферы: восприятие, память, внимание в дошкольном детстве характеризуются нарастанием произвольности. Мышление наглядно-образное, осваиваются элементы понятийного аппарата. Завершается процесс усвоения речи. Она начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности. Активно развивается воображение. Дифференцируются внешний и внутренний мир. Доминирует память.

Социальная ситуация развития: до семи лет взрослый остается центром мира детей. Появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. После пяти лет общение становится внеситуативно-личностным.

Ведущая деятельность: игра как освоение норм поведения и деятельности людей.

Основные новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений. Центральное новообразование — соподчинение мотивов, самосознание, произвольность.

5.Младший школьный возраст (7-10,11 лет)

Особенности эмоционально-волевой сферы: в этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка. Мотивы поведения и деятельности насыщаются новым социальным содержанием. Младшие школьники начинают более сдержанно выражать свои эмоции. В этом возрасте развиваются высшие чувства.

Особенности познавательной сферы: в этом возрасте все познавательные процессы становятся произвольными и осознанными. Мышление приобретает абстрактный характер. В развитии памяти усиливается роль словесно-логического смыслового запоминания.

Социальная ситуация развития: характеризуется тем, что ребенок переходит от существования свободного от постоянных обязанностей к обязательной общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных с этим общих социальных правил.

Ведущая деятельность: ведущей деятельностью младшего школьника является учебная, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом, а также в них происходит формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Учебная деятельность осуществляется сугубо индивидуально. В ней ребенок приобретает умение подчинять свою работу определенным правилам. Учебная деятельность имеет следующую структуру:

1) учебные задачи;

3) действие контроля;

4) действие оценки.

Основные новообразования: возникновение внутреннего плана действия, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности. Формирование позиции школьника, развитие общественной нравственности. Первоначальное складывание характера.

6. Подростковый возраст (10-15,16 лет)

Особенности познавательной сферы: восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала. Мышление становится все более абстрактным.

Социальная ситуация развития: в подростковом возрасте характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира.

Ведущая деятельность: подростки стремятся выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому они активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее.

Основные новообразования: чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений.

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

1) негативную — фазу ломки старых привычек, стереотипов;

2) кульминационную точку кризиса — это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты;

3) посткритическую — период формирования новых структур, построение новых отношений.

Существует два пути протекания кризиса. Первый, наиболее распространенный, — кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям и т. д. Второй — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс старых интересов, вкусов, форма поведения.

7. Ранняя юность, или старший школьный возраст (15-17,18 лет)

Особенности эмоционально-волевой сферы личности: ведущая роль принадлежит развитию самосознания. Важнейшим моментом развития личности в этом возрасте является выстраивание жизненной перспективы. Особое значение для развития юноши имеет изменение в области чувств. В юности появляется большая эмоциональная восприимчивость к ряду явлений действительности.

Особенности познавательной сферы: мышление становится более систематическим и критическим. Меняются способы запоминания. Развивается творческая активность.

Социальная ситуация развития: юность — это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.

Ведущая деятельность: в ранней юности ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Основные новообразования: оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения, формы самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Профессиональная ориентация, самоопределение, жизненный смысл, планирование достижений, нравственный выбор — как жизненная позиция.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Основные новообразования возраста, динамика переходов от одного возраста к другому – понятие стабильных и кризисных периодов развития.

Основные новообразования возраста, динамика переходов от одного возраста к другому – понятие стабильных и кризисных периодов развития.

Основные новообразования возраста, динамика переходов от одного возраста к другому – понятие стабильных и кризисных периодов развития.

Читайте также: