Склонность к рефлексии это новообразование

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному

полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется возникновением особого, критического отношения подростка к своим недостаткам. Подросток уже способен увидеть свои недостатки без указания на них со стороны взрослых и стремится их искоренять, начав заниматься сознательным самовоспитанием. Желательный образ "Я" обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала, до появления заметных признаков полового созревания, интерес к противоположному полу проявляется

необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. По мере взросления отношения между ними меняются: может появиться напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т.п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: "Кто кому нравится?" Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, смс-сообщения, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние "тормоза" и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного и даже своего пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения — сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия — все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, "взрывоопасности", плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков — идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11—12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем — качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10—11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11 — 12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12—13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что- то конструируют, строят, рисуют и т.д.), так и при помощи

взрослых или более старших товарищей. Потребность делать "по-взрослому" стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживанию. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста школьник начинает ощущать себя субъектом собственного развития, обретает способность ставить перед собой задачи самореализации, самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.


Приветствую Вас, друзья!

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,

Что такое рефлексия?

В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.

Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.

Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.

Как проявляется рефлексия?


Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Для чего нужна рефлексия?

Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.

Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.

В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.

Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.

Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.

Формы и виды рефлексии

Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.

По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:

По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:

  1. Ситуационная. Анализ проблемы, актуальной в данный момент.
  2. Ретроспективная. Осмысление событий из прошлого.
  3. Перспективная. Планирование действий, оценка вероятности успеха и предугадывание возможных ошибок.

В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:

  1. Саморефлексия. Осмысление собственного внутреннего мира, переживаний и эмоций.
  2. Коммуникативная. Анализ взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Саногенная. Осмысление собственных эмоций с целью взять их под контроль, чтобы минимизировать бессмысленные душевные страдания.
  4. Интеллектуальная. Обдумывание имеющихся и необходимых знаний, поиск возможностей для их практического применения.

Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.

Как использовать рефлексию с пользой?


Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Заключение

Рефлексия – это способность, присутствующая у человека, но отсутствующая у животных. Это важнейший механизм самосовершенствования, позволяющий нам оценивать собственное поведение со стороны. Но не все формы рефлексии идут на пользу. Если человек реагирует на определенные события слишком болезненно, рефлексия превращается в самокопание – деструктивный процесс, выжигающий эмоциональную энергию и наносящий серьезный вред психическому здоровью. К счастью, можно научиться рефлексировать правильно. А помогут в этом несложные упражнения, рассмотренные нами сегодня.

Что такое РЕФЛЕКСИЯ – определение, значение простыми словами.

Откуда взялось значение слова Рефлексия?

Зачем она нам нужна?

Одна из самых важных задач, которая решается с помощью рефлексии, – это поиск выхода из тупиковых ситуаций. Именно благодаря рефлексии человек занимает позицию наблюдателя, как бы приподнимается над проблемной ситуацией и над теми способами, с помощью которых он пытался решить проблему.

Внеся поправки в применяемые методы или в исходные предпосылки, он видит ситуацию по-новому, действует иначе – и выходит из тупика.

Важную функцию выполняет рефлексия и в межличностном общении. Например, если у вас сложилось определенное представление о человеке, а он вдруг проявляет новые, незнакомые для вас качества, то включается рефлексия и ваше представление об этом человеке корректируется.

Психология нашла свой интерес в практическом значении рефлексии. Наука рассматривает её как нерядовую форму самоанализа. И это важно, ибо человек, владеющий подобной способностью, может обращаться к подсознанию, умеет организовать клокочущий горный поток хаотично выбивающихся в стороны мыслей в правильное течение реки, направив его на осознание внутреннего мира, психического и духовного, собственной личности. И если брать конкретного человека, то он должен чувствовать себя Богом, не менее, от открывающейся способности анализировать, истинно мыслить – поскольку это и есть полноценная жизнь.

Вывод однозначен: рефлексию в себе необходимо укреплять и развивать. Более того, мы живем, словно сидим в вагоне бешено мчащегося поезда и за окном все живописные пейзажи слились уже в мутное расплывающееся пятно. И времени уже нет ни на что: остановиться, подумать…

Тем паче становится превалирующим значение рефлексии. В идеале, чтобы ни при каких обстоятельствах, ни от кого и ни от чего не зависеть. А наши способности никуда ведь от нас не делись: провести от А до Я самоанализ?! Запросто! Глянуть критическим оком на ошибки и промахи, грехи и грешки?! Душе вот иногда не только и не столько самоанализ нужен, требуется ей и покаяние. Если искренне раскаялся, затем наступает катарсис – очищение. В душе одновременно легкость новорожденного и готовность на подвиги. Катарсис, он тоже – великая сила! Хотя, от человека зависит. Прагматиков у нас сейчас пруд пруди, и ожидаемо заканчивается самоанализ полным самооправданием.

Роль Рефлексии в нашем мире.

По детальному рассмотрению вопроса, насколько глубоко укоренилась рефлексия в житейском обиходе, сам собой напрашивается необычный вывод. Необычность заключается всего-навсего в том, что итоговая мысль вроде бы одна, как бриллиант, а граней у неё – много, как и возможностей, предоставляемых рефлексивными умениями:

Как видно из вышесказанного, роль науки трудно переоценить. Использующий способы рефлексии, технологии рефлексии развивающийся в этом плане человек понимает себя так, что для него нет в душе его никаких закрытых, потаенных мест. Осознавая себя и свою личность, владея сильнейшим самоконтролем, какой только могут дать его новые способности, он уверенно идет путем изменившихся жизненных обстоятельств, которые задал сам, как и новую дорогу к скорректированным приоритетам.

Его же оппонент, не придавший ровно никакого значения развитию у себя способностей к самоанализу и самонаблюдению, будет громоздить ошибку на ошибку, будет повторяться в схожих ситуациях, и при этом винить кого угодно и в чем угодно, кроме самого себя. Из всех возможных, человек, вместо того, чтобы подвергнуться собственному системному анализу, наугад выбрал, как ему казалось, наиболее удачную, а попал на наиглупейшую и наименее эффективную линию поведения.

Техники рефлексии и опытный психолог могли бы ему помочь: устранили бы эти провалы в ловушки ненужных мыслей, очистили сознание, произвели корректировку поведения. И начал бы накапливаться полезный опыт, пошел бы рост личности.

Из-за возможности реально помочь, методы рефлексии в последние полста лет стали чрезвычайно популярны и востребованы в психологической практике во всем мире. Психологи и психотерапевты пользуются ими, чтобы научить людей обращать свой взор в свое Я и изучать, как устроен их внутренний духовный мир, как устроен внутренний мир любого из нас. В результате совместного с психологом творческого поиска, приходят почти эвристические решения. казалось бы, безвыходных ситуаций, благополучно разрешаются сложнейшие проблемы. А все ответы на вопросы находятся внутри самих себя.

Примеры упражнений для развития

Если человек старше 20 лет осознает, что его уровень самопознания низкий, ситуацию можно исправить. В этом помогут простые методы, с которыми справится каждый:

Нельзя заниматься рефлексией в плохом настроении. Вначале нужно успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие и только потом приступать к анализу. Даже если вывод будет неутешительным, нужно постараться найти повод, чтобы себя похвалить. Так получится удержать свою самооценку на объективном уровне.

Если попытка рефлексии всегда вызывает негативные эмоции, не нужно заставлять себя. Эта характеристика говорит о серьезных внутренних противоречиях. Их необходимо прорабатывать вместе с психологом. Ошибка, которую индивид может случайно допустить, способна ухудшить ситуацию. Поэтому погружаться в негативное состояние без присмотра психолога нельзя. Главное в рефлексии — не навредить себе.

В видео описываются основные ошибки, которые допускают новички проведении рефлексии:

Методы Рефлексии.

Что ощущает человек, поверивший в рефлексию, приступивший к занятиям, якобы должным развивать его способности, по истечению некоторого времени? Он понимает, ему дано видеть:

  • собственные переживания, чувства на текущем временном отрезке;
  • собственные недостатки, слабые стороны натуры, спрятанные глубоко в подсознании;
  • свою подверженность чужому влиянию;
  • как преграды и трудности превратить в факторы поддержки, используя их на пользу и для улучшения качества жизни.

В дальнейшем, по мере усложнения занятий со специалистом, человек последовательно проходит через несколько этапов осознания себя:

  • я – отдельная личность;
  • я – личность в среде других личностей;
  • я – средоточие всех достоинств, идеал;
  • я – отдельная личность в восприятии со стороны;
  • я – личность в среде других личностей в восприятии со стороны;
  • я – средоточие всех достоинств, идеал в восприятии со стороны.

Осознание вышеназванных вещей происходит постепенно. Психологами в рефлексивной терапии используются несколько методов или, как их еще называют, форм, которые отличаются своей направленностью:

  • ситуативная – анализ происходящего со мной сейчас;
  • ретроспективная – оценка того, что происходило ранее. Позволяет делать на основании уже полученного опыта полезные выводы, учесть ошибки, извлечь из них важный урок;
  • перспективная – прогнозирование, составление планов действий на будущее.

Разные источники приводят и другие формы рефлексии. Например, саногенная – овладевшему её техникой предоставляет полную свободу в управлении всеми эмоциональными проявлениями, позволяет в сознании ставить блок на негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач. Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран

Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Виды Рефлексии.

Систематизация рефлексий, приводимая ниже, одна из самых признанных и распространенных в психологии. Каждый вид характеризуется присущими лишь ему оригинальными свойствами, несхожим набором черт и достоинств:

Есть еще пару видов рефлексий, которых одни психологи не выделяют как вид, а относят к частным случаям иных видов, другие же включают в общую классификацию:

История исследования рефлексов.

Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.

  1. Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
  2. Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
  3. Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
  4. Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.

Примеры Рефлексии.

Какая-то из рефлексий, в принципе, выбор случаен, должна занимать особое место в жизни человека. Здесь прямая зависимость от цели рефлексии. Отталкиваясь от этого и примеры подобрать совсем нетрудно:

  • личностная рефлексия – познать себя;
  • интеллектуальная рефлексия – сосредоточиться и уяснить решение какой-то задачи;
  • коммуникативные или социальные рефлексии – подходят для понимания других людей;
  • научная рефлексия – для того, чтобы до тонкостей разобраться в научной теории или методе.

Рефлексировать можно по-разному.

Рефлексировать можно правильно и неправильно.

Конструктивная – ваша помощница, ваш союзник. Самоанализ не истеричный! Основываясь на нем, делаете правильные выводы и используете полученные знания, чтобы не наступать больше на прежние грабли.

Интересный тест

В подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов. Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.
Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

  1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
  2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.


  • 14.12.2006, 01:28
  • 0



В психологии любая теория развития, в конечном счете, получает реализацию и воплощение в онтогенетической схеме развития – возрастной периодизации. Самым существенным вопросом для построения той или иной периодизации является вопрос о критериях и основаниях выделения возрастных периодов развития. Л.С. Выготский дал свой ответ на этот вопрос. Таким основанием, по его мнению, является центральное новообразование того или иного периода.

После работ Л.С. Выготского в отечественной психологии были очень интересные попытки отойти от предложенного им решения, например, в сторону деятельностного подхода. Так, на основании предложенного самим Л.С. Выготским понятия ведущей деятельности, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным была создана одна из наиболее известных периодизаций психического развития ребенка. Однако понятие ведущей деятельности оказалось ограниченным в своей работоспособности, его применимость в подростково-юношеском возрасте оказалась весьма проблематичной. В возрастной психологии выдвигались самые различные версии о ведущей деятельности подросткового периода развития (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, Г.Г. Кравцов и др.). Вопрос о ведущей деятельности подросткового возраста остается нерешенным, кроме того есть серьезные сомнения в том, что это понятие в принципе применимо к процессу развития в подростково-юношеской возрастной эпохе.

Следует заметить, что вопрос о центральных психологических новообразованиях подростково-юношеской эпохи также не имеет окончательного решения и полной определенности. Тем не менее, понятие новообразования, по нашим данным, не теряет своей эвристической силы в этих периодах развития. Так, многие исследователи отмечают, что наступление подростничества связано с появлением повышенного интереса к самому себе. Впервые именно в подростковом возрасте возникает устойчивый интерес к собственной внутренней жизни, интенсивно развиваются способности самопознания и делаются попытки в плане самовоспитания и сознательного строительства собственной личности (Л.И. Божович, 1972; А.М. Прихожан, Н.И. Гуткина, 1987; И.С. Кон, 1984; В.А. Алексеев, 1985; Э.Эриксон, 1996).

В психологической литературе с достаточной полнотой описаны особенности подростков и характерные для этого возраста поведенческие проявления. Установлено, что в подростковом возрасте наблюдается значительный интерес к общению со сверстниками (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, 1967; Д.И.Фельдштейн, 1978; Г.И. Кудрявцева, 1982). Подростков все больше обращается к мыслям о собственной личности. Стремление познать себя, стремление к целенаправленному самовоспитанию и развитию, желание войти в мир взрослых составляют основную характеристику подросткового возраста (В.С. Юриевич, 1984; В.А. Алексеев, 1985; Р.Бернс, 1986; А.М. Прихожан, 1987; Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров, 1995; Э.Эриксон, 1996; К.Н. Поливанова, 2000; Ф. Райс, 2000). Приобретения подросткового возраста базируются на результатах и достижениях предшествующего периода развития детей, в числе которых, в первую очередь, следует назвать центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста – рефлексию (В.В. Давыдов, 1972; А.З. Зак, 1976, 1987; Д.Б. Эльконин, 1989; Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, 1990 и др.). Сформировавшаяся в недрах учебной деятельности рефлексия выступает в роли важнейшего фактора психического развития в подростковом возрасте. В то же время есть основания полагать, что сама способность рефлексии претерпевает качественные изменения. Так, в младшем школьном возрасте в рамках ведущей деятельности рефлексия сопряжена, в первую очередь, с учебными действиями контроля и оценки. Интериоризация этих действий позволяет ученику самостоятельно отнестись к осваиваемым умениям и способностям, однако рефлексия этого типа является, скорее, интеллектуалистической и деятельностной, чем личностной. Впервые только у подростков она проявляется как личностная рефлексия, направленная на осознание себя в личностных качествах и характеристиках (Л.С. Выготский, 1984; Т.В. Драгунова, 1967;Д.И. Фельдштейн, 1983; И.С. Кон, 1984; А.М. Прихожан, 2000). Личностная рефлексия является важнейшим инструментом сознания, она становится способом осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей (Д.И. Фельдштейн, 1999).Подростковый возраст традиционно считается одним из сложных и критических в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского (1984), на протяжении сравнительно небольшого срока происходят значительные изменения в структуре личности подростков.

Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных областей в подростково-юношеской среде, поскольку они влияют на восприятие подростков окружающими и их социальный статус. В то же время, именно движения, как отмечает Н.А. Бернштейн, являются почти единственной формой жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении.

В подростковом возрасте происходит качественный скачок в росте внутренней свободы, способности самоопределения и произвольного поведения. Все эти изменения, с нашей точки зрения, связаны с развитием волевой сферы. Волю, в первом приближении, мы определяем как осознанную и осмысленную инициативу. Так понимаемая воля, являясь высшей психической функцией, выступает как инструмент свободного действия и магистральная линия развития личности. Интересующая нас личностная рефлексия, в этом случае, выступает важнейшей составляющей воли. Она обеспечивает, в значительной мере, осознанность и осмысленность инициативного действия.

В соответствии со сказанным, мы предположили, что наиболее адекватными условиями формирования центрального психологического новообразования в этом возрастном периоде могут быть специально организованные занятия по овладению культурой движения, в ходе которых будут формироваться психологические предпосылки и основания для становления и развития личностной рефлексии.

-методика изучения уровня субъективного контроля (УСК), адаптированная для подростков и юношей;

-методика социально-психологической адаптированности, составленная нами на основе известной шкалы СПА для подростков и юношей;

Существенно, что при работе с подростками и юношами правильность выполнения движений могли оценить и отразить сами обучающиеся. Так, например, после группового разучивания комплекса упражнений испытуемые поочередно приглашались в центр зала для его индивидуального выполнения. Затем сам испытуемый отмечал возможные недостатки выполнения, проговаривал их, после чего остальные члены группы отмечали увиденные ошибки у своего товарища. Задача тренера заключалась в соотнесении заданного образца и выполненного действия, с учетом анализа отмеченных недочетов. Автоматизация двигательных актов способствовала дальнейшему техническому совершенствованию обучающихся. В течение этого периода ведущий уровень построения движений освобождается от пошагового контроля за разученными действиями. На данном этапе особое внимание уделяется рефлексивным аспектам при выполнении разученных комплексов упражнений. Рефлексия движения и внутреннего состояния сознания необходима при выполнении ряда усложненных заданий, таких как воспроизведение ката (комплекса упражнений) с закрытыми глазами, выполнение движений только правой или только левой рукой и т.д. При осуществлении подобных заданий контроль сознания за выполнением движений должен был оставаться достаточно высоким.

Материалы исследования позволяют предположить, что формирование сложных двигательных навыков имеет своим психологическим механизмом живую диалектику взаимосвязи реалий, именуемых словами: предмет - средство. В данном случае и предметом, и средством будет сложное движение. Движение на стадии освоения является предметом – предметом сознания учащегося, противостоящим ему как субъекту осуществляемой деятельности учения. То же самое движение, выполняемое мастером, является, как правило, средством ведущим к достижению стоящей перед ним цели. Движение как предмет и движение как средство существенно по-разному представлены в сознании субъекта, осуществляющего это движение. Движение как предмет осознается максимально полно, в то время как движение как средство осознается в сравнительно малой своей части, но части очень существенной, позволяющей держать общий контроль над его протеканием и результативностью. Можно сказать, что выработка сложных двигательных навыков и умений это не просто достижение автоматизма путем многократных повторений, как это нередко считается, а, на самом деле, это овладение способностью произвольного изменения внутреннего состояния сознания.

Эти заключения, сделанные в ходе и по материалам экспериментальной работы, позволяют пояснить каким образом организация внешней двигательной активности может способствовать появлению и развитию такой тонкой и глубокой способности как личностная рефлексия.

Экспериментально установленные данные, полученные при сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов, позволяют утверждать, что именно в возрасте от 14 до 16 лет происходят наиболее значимые изменения, имеющие отношение к формированию личностной рефлексии. Так, статистически значимых изменений между выборками младших подростков (т.е., по нашей классификации у испытуемых от 10-11 до 12-13 лет) по всем измерявшимся параметрам, как в группах занимавшихся, так и не занимавшихся восточными единоборствами, обнаружено не было. В экспериментальной выборке старших подростков (также как и в юношеской) были выявлены положительные корреляционные связи между общей интернальностью и организацией внутреннего контроля, между интернальностью достижений и организацией внутреннего контроля, интернальностью неудач и организацией внутреннего контроля. Кроме того были установлены отрицательные корреляционные связи между общей интернальностью и организацией внешнего контроля, интернальностью достижений и организацией внешнего контроля, интернальностью неудач и внешним контролем.

Положительные корреляционные связи были показаны старшими подростками и юношами при сопоставлении уровня проявления волевых качеств личности испытуемых экспериментальной выборки и общей интернальности, волевых качеств и интернальности достижений, а также между волевыми качествами старших подростков и организацией внутреннего контроля. Отрицательные корреляционные связи были отмечены между волевыми качествами подростков и организацией внешнего контроля.

Подростки 14-16 лет, занимающиеся восточными единоборствами, показали более высокий уровень рефлексивного анализа при возникновении конфликтных ситуаций , чем старшеклассники из контрольной выборки, высказывания старших подростков носили развернутый характер, старшеклассники чаще задумываются над особенностями своего характера, поведения, взаимоотношений с людьми. Основное внимание в этом возрасте сосредоточено на общении с окружающими людьми. При возникновении конфликтных ситуаций в данном возрасте анализируется способность соотносить собственные потребности и желания с интересами окружающих людей, на основе чего возможен оптимальный выход из возникшего противоречия.

При выявлении особенностей восприятия собственного физического образа было установлено, что старшеклассники, занимающиеся восточными единоборствами, имеют существенно более точные представления о параметрах своих частей тела и росте, чем подростки, не занимающиеся боевыми искусствами.

В юношеском возрасте (17-19лет) различия между группами стали не столь очевидны, однако по шкале внутреннего контроля, а также по уровню развития волевых качеств личности юноши и девушки превосходят как подростков из экспериментальной группы, так и своих сверстников по показателям внутреннего контроля и уровню развития волевых качеств личности.

Следует заметить, что полученные данные, свидетельствующие о том, что именно возраст 14-16 лет является наиболее сензитивным к формированию личностной рефлексии, несколько расходятся с имеющимися в литературе данными, говорящими о более раннем возникновении этой способности (Н.И. Гуткина, 1987). Думается, что эти различия вполне объяснимы и обусловлены они, в первую очередь, различиями в применявшихся конкретных методиках, многих из которых являются чисто авторскими или авторскими модификациями известных методик. Подводя итоги можно сказать, что полученные в нашем исследовании данные свидетельствуют о теоретико-методологической состоятельности и эффективности предложенного Л.С. Выготским понятия центральных психологических новообразований. Наши материалы подтверждают имеющиеся в психологической литературе данные о том, что в старшем подростковом возрасте и на рубеже юношеского периода возникают, при соответствующих условиях, все необходимые психологические предпосылки для формирования личностной рефлексии как центрального возрастного новообразования.

Разработанная и осуществленная в проведенном исследовании система телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений в рамках занятий восточными единоборствами позволяет целенаправленно формировать психологические предпосылки и основания, необходимые для возникновения и развития личностной рефлексии. В заключение можно сформулировать вывод, имеющий некоторый оттенок парадоксальности, а именно, овладение культурой движения в системе особым образом построенного взаимодействия и общения со взрослым и сверстниками является эффективным средством развития личностной рефлексии в подростково-юношеском возрасте.

1.Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М.,1966.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М,1968.

3.Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.

4.Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

5.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.

6.Гуткина Н.И. Формирование личностной рефлексии в подростковом возрасте.М., 1987.

7.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

8.Запорожец А.В. Психология действия. М.; Воронеж, 2000.

9.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980.

10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

12.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1981.

13.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.

14.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. психол. 1971. №4. С.6-20.

16.Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

Читайте также: