С и рака петросян


Как у иракцев появилось доверие к армянским врачам, водителям и другим специалистам

18 января 2005 года 50-летний шофер Атабек Петросян отбыл с 45 своими соотечественниками в иракский город Аль-Кут, находящийся в 45 км к югу от Багдада. Здесь армянские солдаты в американском обмундировании должны были служить в составе коалиционных сил под командованием Польши. Самым трудным за полгода службы, как ни странно, для жителей солнечной и жаркой Армении было палящее солнце над иракским небом. Труднее всего было шоферам, ведь в американских внедорожниках, на которых они ездили, не были предусмотрены кабинки. Что делать? Атабек заверил, что если бы нашлись инструменты, а главное сварочный аппарат, то он бы пристроил кабинку. Американцы не поверили, но на всякий случай предоставили все то, что просил их армянский сослуживец. Сказано — сделано. В итоге 6 американских машин типа “M-923” получили надежную защиту в условиях знойной пустыни.

Атабек рассказывает, что местные арабы были очень недоверчивы. Гордость, а может иная вера, им не позволяла обращаться за помощью к солдатам — чужакам, вторгшимся в их страну. Поначалу не обращались за помощью даже к врачам. Но потом. У армян принято, если едешь в иную страну, надо запастись сувенирами на подарки. Вот и Атабек запасся такими сувенирами на Ереванском вернисаже — брелками с ликом Пресвятой Девы Марии. Между прочим, в честь Девы Марии Атабек назвал и свою дочь. Только на армянском — Мария звучит как Мариам. Библейским именем Мовсес, то есть Моисей, Атабек назвал и одного из своих трех сыновей. Другого сына наш герой назвал в честь единственного военного — полководца, который причислен Армянской Апостольской Церковью к лику святых — Варданом, а третьего назвал распространенным в Армении именем шекспировского героя — Гамлетом.

Повествуя дальше свою историю, Атабек припоминал, как в госпиталь стали приносить своих детей недоверчивые иракцы. Впрочем, к американцам они так и не привыкли, а приходя за помощью, просили исключительно армянских врачей Гагика, Арама или Андраника. В какой-то мере свою положительную роль сыграли и те сувениры, которые Атабек и его друзья дарили как своим сослуживцам из США, Италии, Сальвадора, Румынии, Польши, так и местным жителям. И как ни странно бы звучало, но обсидиановые брелки с ликом Богородицы и Христа Спасителя вызывали умиление у мусульман.

Сыновья были против его поездки в Ирак

Когда Атабек принял решение поехать в Ирак, против этой затеи резко выступили его два сына, которые живут в Греции. Но, когда отец уже был в Ираке, сыновья часто звонили матери в Ереван, спрашивали, волновались. Между тем, позвонить в Ирак для домашних Атабека, впрочем, и для него самого, было огромной проблемой. Мобильные телефоны спутниковой связи имелись у поляков и румын. В гарнизоне жили представители 9 национальностей, но, даже не зная языка, они жили как одно целое. Смешно было, когда на чей-то мобильный звонили из Армении и просили одного из кавказцев. Прибегали, еле выговаривая армянские фамилии на -ян, передавали трубку, а оттуда. “Я в церковь пошла, свечку поставила. Ты уж там поосторожней будь, береги себя, милый. Я люблю тебя”, — слышался в трубке взволнованный голос тикин Евы. (Тикин — по-армянски означает госпожа). “Приедешь, сделаем матах”, — продолжала жена Атабека.

Несмотря на то что армяне первыми на государственном уровне приняли христианство, среди них сохранились некоторые языческие обычаи, и жертвоприношение-матах не исключение. До сих пор, случись авария, болезнь или что-то подобное, а также когда кто-то спасся от напасти, армяне приносят в жертву ягненка, петуха или голубя. Впрочем, голубя просто отпускают на свободу, а вот мясо жертвенного ягненка или петуха раздают на семь дворов. Сколько Церковь ни пыталась отучить народ от этого языческого обычая, своим традиционным привычкам армяне не стали изменять. Такой матах сделали потом в каждой вернувшейся из Ирака семье солдата. Первый срок службы в миротворческих силах завершился, и Атабек вернулся на родину.

. Спускаясь с трапа самолета, Атабек в первую очередь повернулся в сторону почитаемой святыни армян — библейской горы Арарат. Так желанны были прозрачное небо и белоснежная шапка вершины Масиса. Дома были накрыты столы. Родственники и друзья уже ждали своего героя. Погуляли, повеселились, а на следующее утро, вдыхая аромат раннего лета в своем яблоневом саду, Атабек решил, что обязательно вернется туда. Пока в ванной выложил стену кафелем, пока починил кое-что в доме, построенном собственными руками, полгода на родной земле прошли мигом. В то время к правительству Армении с просьбой о продлении срока пребывания армянских миротворцев в Ираке официально обратилось как руководство Ирака от имени иракского народа, так и центральное военное командование США. 22 января 2006 года Атабек уже во второй раз полетел в Ирак. Теперь уже более привычным было жить в чужой стране.

Он построил на чужбине церковь

Как-то один из товарищей Атабека Армен рассказал, что увидел у румын молельню, сделанную из фанеры. “Интересно, мы сможем что-то подобное смастерить?” — подумал Армен. Пока он еще думал, Атабек решил от слов перейти к делу. Сначала вырыл фундамент, увидев который все почему-то не поверили в успех дела. А кто-то и вовсе вспомнил библейскую историю о попытке построить башню до неба, закончившейся неудачей. Примечательно, что здесь все было наоборот. В гарнизоне говорили на разных языках и едва понимали друг друга, но когда Атабек стал строить церковь, все помогли достать необходимый для строительства материал. Кто-то привез камни, собранные с развалившихся домов. Один из сальвадорских солдат смастерил по чертежу Атабека крест, другой — араб — покрыл крест лаком, а американцы смастерили дощечку с именем мастера — строителя церкви. Первые свечи в еще недостроенной церкви, рассказывает Атабек, были зажжены 5 мая в память погибших в авиарейсе Сочи — Ереван. Сдать работу, которая потребовала четырех месяцев труда у нашего героя, командир армянского батальона приказал ко Дню независимости Армении — 28 мая. “Из-за невыносимой жары я строил в основном в ночные часы, ну а днем продолжал службу”, — рассказывает Атабек.

По его словам, высота церкви — всего 3 метра, длина 2,5 метра, ширина 1,2 метра. Войти внутрь нельзя, но зато можно помолиться перед ней.

Их объединила вера

Освящать церковь, да, именно церковь, а не молельню или часовню, пришел капеллан польского гарнизона. Церемонию посетили более 30 генералов миротворческих войск. В общем, собрались все. К знаменательному дню солдаты запаслись свечами. “Мы их покупали по два доллара за 6 свечей”, — говорит Атабек. Каждый подходил, ставил свечку и возносил молитву Богу. Кто-то на польском просил милости Господней, кто-то на итальянском — быстрого возвращения, иной на английском — скорейшего конца войне. Атабек просил за своих и за спасение иракских армян, которые на протяжении тысячелетий жили здесь, а теперь оказались в центре боевых действий. В этот момент никто не думал, что церковь — армяно-григорианская, а не католическая или православная, не думали и о словах польского капеллана, который сказал, что церковь неправильно сориентирована по сторонам света. Только после завершения работы священнослужитель сказал Атабеку, что церковь смотрит на север, и что так не должно быть. “Но это не важно”, — заметил священник, — главное, что эта церковь возведена с верой. Впредь все служения проводились не в клубе, а уже здесь. И все же Атабек волновался за дальнейшую судьбу своего творения. “А что будет, когда здесь уже армян и других христиан не будет?” Его успокоил арабский переводчик, которого называли русским именем Федя. Так до конца и никто не узнал имени этого переводчика. Только знали, что Федя учился в Москве и русские, затруднявшиеся выговорить сложное гортанное имя араба, назвали его на свой лад. Когда и второй срок пребывания Атабека в Ираке истекал, Федя, почувствовав волнение армянина, сказал, “езжай спокойно, никто не тронет церковь — она как и для вас, святыня и для нас.

После армянский батальон перевели в другой город — Аль-Дивания, что находится в 170 км к югу от Аль-Кута. Теперь церковь, построенная Атабеком, находится в расположении православных грузин. Кстати, в отличие от Армении соседние с ней Азербайджан и Грузия имеют численно намного большую группу миротворцев в Ираке. В отличие от армянских войск, которые выполняют исключительно миротворческую миссию, вооруженные силы Азербайджана и Грузии участвуют также в военных операциях. Еще месяц назад Атабек готов был в третий раз поехать в Ирак, но сегодня он передумал. У себя на родине он водит туристический автобус. Когда попадаются интересные собеседники, он рассказывает им историю своей веры, своей церкви, которую построил за тысячу километров от родного дома.

Подготовила Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

Из досье “НВ”

Армяне Ирака и Иракского Курдистана

История армянской общины в Ираке прослеживается с начала 17-го столетия, со времени принудительного переселения армян Шах-Аббасом в Иран, часть из которых добралась до Месопотамии. Первая армянская церковь была открыта в Багдаде в 1640 г. Община значительно пополнилась в период Первой мировой войны и геноцида армян в Османской империи. Сегодня число армян в Ираке не превышает 16 тысяч. В лучшие времена численность армян в Ираке достигала до 25 тысяч, община имела развитую “инфраструктуру”.

При Саддаме Хусейне армяне чувствовали себя в безопасности и достаточно комфортно — диктатор не допускал каких-либо антихристианских настроений. Ситуация резко изменилась после его свержения. В связи с ростом антихристианских настроений армяне стали уезжать из Ирака. Более-менее безопасно армяне почувствовали себя на территории Иракского Курдистана. Они проживают в ряде сел на севере Иракского Курдистана, а также в городах Захо, Дохук, Киркуке, Сулеймания, Ербил и Мосул. В последнее время руководство Иракского Курдистана довольно трепетно относится к проблемам местных христиан. Проект Конституции Курдской автономии гарантирует национальные и религиозные права христианских общин.

Лидер Курдской автономии Масуд Барзани к армянам относится с особой симпатией. За последние годы курдские и ассирийские лидеры стали инициаторами переселения армян в Иракский Курдистан. Особую роль в этом сыграл бывший министр экономики Иракской автономии ассириец Саркис Агаджан, который организовал прием армянских переселенцев в более спокойные районы Ирака из столицы Багдада и из других районов страны. Было реставрировано множество христианских церквей, в том числе и армянских. В христианских частях Мосула и Киркука были размещены особые военные бригады для защиты населения. На севере Ирака основан ряд поселений для армян и ассирийцев.

Правительство Курдской автономии старается максимально упростить систему взимания налогов и пошлин для армянских бизнесменов Иракского Курдистана. Готовится проект, по которому армянам будут предоставлены субсидии на развитие банковского и торгового секторов. Тем не менее армянская община Ирака тает на глазах. Сегодня она не превышает 16 тысяч человек.

Скандал с Виктором Коклюшкиным прокомментировал адвокат Жорин

07.07.2020 в 13:42, просмотров: 2440


- Сергей, что же произошло на самом деле: были ли оскорбления?

- На прошлой неделе появилось интервью, где Виктор Коклюшкин высказался в адрес Татьяны в оскорбительном формате, как считает Евгений Ваганович. И действительно, на мой взгляд, там есть фразы, которые могут являться оскорблением. Поскольку оскорбление — это административное правонарушение и подведомственно прокуратуре, мы подали туда заявление для проведения проверки. Необходимо опросить как самого Коклюшкина, так и редакторов издания с целью установления: говорил ли он такое? Если да, то при каких обстоятельствах? Если нет- то кто говорил? Нам удалось поговорить с Коклюшкиным в эфире одной радиостанции, где он сказал, что те фразы, которые ему приписывают журналисты, он не произносил. Я предполагаю, что, вполне возможно, так оно и было. В любом случае это установит проверка. Если он такое не говорил, будут претензии к тем, кто сказал. Кстати, важный момент: Коклюшкин пояснил, что те слова, которые ему приписали, сказал какой-то другой известный сатирик, но почему-то отказался назвать его фамилию. Несколько раз он повторил, что это вполне известный человек и можно догадаться, кто. Я не могу догадаться. Вот как раз прокуратура в рамках проверки и должна будет установить то лицо, которое это сказало, и привлечь к ответственности.

— Понятно, что Евгений Петросян защищает честь своей женщины. А что говорит по поводу всей этой ситуации сама Татьяна?

— В адрес Татьяны, к сожалению, появляется определенный объем негатива, но до этой публикации негатив был выражен в форме оценочного суждения- мнения тех или иных людей. А вот прямых оскорблений до настоящего времени не было. И, к сожалению, статья получила довольно широкое распространение. Поэтому Евгений Ваганович принял решение как-то отреагировать и защитить Татьяну. Ей, как девушке, наверное, приятно, что Евгений Ваганович ее защищает, но я этот вопрос с ней лично не обсуждал. Да здесь и обсуждать нечего: я думаю, что прямые оскорбления никому не понравятся. Особенно когда они неконструктивны и носят характер, направленный на унижение чести и достоинства.

— Когда выяснится, кто это сказал, что ждет этого человека?

— Его ждет административное наказание в виде штрафа. Но мне что-то подсказывает и мы, кстати, это допускали, что это может быть не Коклюшкин. Поэтому в заявлении указан ряд лиц, которых нужно опросить.

— Между Петросяном и Коклюшкиным не могло быть какого-то более раннего конфликта, что позволяет думать, будто Коклюшкин мог так сказать о Татьяне Брухуновой?

— Конфликта открытого, наверное, не было, но при этом нельзя сказать, что они такие уж друзья, насколько я понял со слов Евгения Вагановича.

10 квартир и оккультные книги: Петросян и Степаненко сразились в суде


Напомним, что следующее заседание по бракоразводного процессу юмористов состоится 11 октября.

В то же время Забралова опровергла сообщения об отказе Степаненко принимать на хранение совместно нажитое имущество.

Коснулась адвокат и квартирного вопроса. Согласно Забраловой, Петросян предлагал супруге забрать собственный дом-музей, составляющий почти 50% всего имущества.


Кроме того, она раскрыла и другие детали бракоразводного процессе — в частности, в очередной раз опровергла слухи о намерении Степаненко отсудить у супруга около 80 процентов совместно нажитого имущества.

Итоги сегодняшнего заседания следующие: Хамовнический суд Москвы отказался выделить в отдельное производство бракоразводный процесс юмористов. Что касается авторских прав на произведения — их пока не делят. Суд также наложил временный арест на спорное имущество.

Согласно СМИ, заседание уже действительно завершено. В следующий раз стороны встретятся в суде 11 октября.

Интересы Степаненко в суде, к слову, представляет адвокат Елена Забралова. Тем временем сегодняшнее закрытое заседание, как сообщают СМИ, уже завершено. Скоро появятся его подробности.

Естественно, не остался в стороне от развода и главный эксперт всего отечественного шоу-бизнеса Юрий Лоза. По его мнению, у Степаненко и Петросяна вполне мог быть брак по расчету.

Комик Ефим Шифрин при этом раскритиковал журналистов за повышенное внимание к личной жизни артистов.




В минувшее воскресенье Евгений Петросян посетил церемонию прощания с народным артистом СССР Иосифом Кобзоном, ушедшим из жизни 30 августа в возрасте 80 лет после продолжительной борьбы с раком.

Отметим, что сами юмористы на сегодняшнем слушании не присутствуют — в зале суда лишь их адвокаты.


СМИ одной из главных причин расставания юмористов считают любовницу Петросяна — 29-летнюю помощницу комика и художественную руководительницу его Театра эстрадных миниатюр Татьяну Брухунову. Причем, согласно неподтвержденной информации, в данный момент она еще и беременна от 72-летнего артиста.


Тем временем в СМИ появилось заявление Жорина об отказе Степаненко принимать на ответственное хранение все совместно нажитое с Петросяном имущество.

Заседания суда стартовало.


Представители Степаненко при этом информацию про 80 процентов опровергают, подчеркивая, что женщина претендует лишь на 57% имущества, что следует из поданных в суд документов.

Напомним, что слухи о скором разводе звездных супругов, проживших в браке более 30 лет, стали возникать в прессе в самом начале августа — и уже вскоре информация подтвердилась. По сообщениям СМИ, в суд с соответствующей просьбой обратилась сама Степаненко, якобы настаивающая на получении 80 процентов совместно нажитого имущества.


Известно, что сегодня суд рассмотрит сразу два иска супругов друг к другу. Согласно неподтвержденной информации, речь идет о споре за 1,5 млрд рублей, причем Степаненко хочет забрать у артиста до 80% имущества.

Отметим, что само заседание начнется в 14:00 по московскому времени и пройдет в закрытом режиме.


Как у иракцев появилось доверие к армянским врачам, водителям и другим специалистам

18 января 2005 года 50-летний шофер Атабек Петросян отбыл с 45 своими соотечественниками в иракский город Аль-Кут, находящийся в 45 км к югу от Багдада. Здесь армянские солдаты в американском обмундировании должны были служить в составе коалиционных сил под командованием Польши. Самым трудным за полгода службы, как ни странно, для жителей солнечной и жаркой Армении было палящее солнце над иракским небом. Труднее всего было шоферам, ведь в американских внедорожниках, на которых они ездили, не были предусмотрены кабинки. Что делать? Атабек заверил, что если бы нашлись инструменты, а главное сварочный аппарат, то он бы пристроил кабинку. Американцы не поверили, но на всякий случай предоставили все то, что просил их армянский сослуживец. Сказано — сделано. В итоге 6 американских машин типа “M-923” получили надежную защиту в условиях знойной пустыни.

Атабек рассказывает, что местные арабы были очень недоверчивы. Гордость, а может иная вера, им не позволяла обращаться за помощью к солдатам — чужакам, вторгшимся в их страну. Поначалу не обращались за помощью даже к врачам. Но потом. У армян принято, если едешь в иную страну, надо запастись сувенирами на подарки. Вот и Атабек запасся такими сувенирами на Ереванском вернисаже — брелками с ликом Пресвятой Девы Марии. Между прочим, в честь Девы Марии Атабек назвал и свою дочь. Только на армянском — Мария звучит как Мариам. Библейским именем Мовсес, то есть Моисей, Атабек назвал и одного из своих трех сыновей. Другого сына наш герой назвал в честь единственного военного — полководца, который причислен Армянской Апостольской Церковью к лику святых — Варданом, а третьего назвал распространенным в Армении именем шекспировского героя — Гамлетом.

Повествуя дальше свою историю, Атабек припоминал, как в госпиталь стали приносить своих детей недоверчивые иракцы. Впрочем, к американцам они так и не привыкли, а приходя за помощью, просили исключительно армянских врачей Гагика, Арама или Андраника. В какой-то мере свою положительную роль сыграли и те сувениры, которые Атабек и его друзья дарили как своим сослуживцам из США, Италии, Сальвадора, Румынии, Польши, так и местным жителям. И как ни странно бы звучало, но обсидиановые брелки с ликом Богородицы и Христа Спасителя вызывали умиление у мусульман.

Сыновья были против его поездки в Ирак

Когда Атабек принял решение поехать в Ирак, против этой затеи резко выступили его два сына, которые живут в Греции. Но, когда отец уже был в Ираке, сыновья часто звонили матери в Ереван, спрашивали, волновались. Между тем, позвонить в Ирак для домашних Атабека, впрочем, и для него самого, было огромной проблемой. Мобильные телефоны спутниковой связи имелись у поляков и румын. В гарнизоне жили представители 9 национальностей, но, даже не зная языка, они жили как одно целое. Смешно было, когда на чей-то мобильный звонили из Армении и просили одного из кавказцев. Прибегали, еле выговаривая армянские фамилии на -ян, передавали трубку, а оттуда. “Я в церковь пошла, свечку поставила. Ты уж там поосторожней будь, береги себя, милый. Я люблю тебя”, — слышался в трубке взволнованный голос тикин Евы. (Тикин — по-армянски означает госпожа). “Приедешь, сделаем матах”, — продолжала жена Атабека.

Несмотря на то что армяне первыми на государственном уровне приняли христианство, среди них сохранились некоторые языческие обычаи, и жертвоприношение-матах не исключение. До сих пор, случись авария, болезнь или что-то подобное, а также когда кто-то спасся от напасти, армяне приносят в жертву ягненка, петуха или голубя. Впрочем, голубя просто отпускают на свободу, а вот мясо жертвенного ягненка или петуха раздают на семь дворов. Сколько Церковь ни пыталась отучить народ от этого языческого обычая, своим традиционным привычкам армяне не стали изменять. Такой матах сделали потом в каждой вернувшейся из Ирака семье солдата. Первый срок службы в миротворческих силах завершился, и Атабек вернулся на родину.

. Спускаясь с трапа самолета, Атабек в первую очередь повернулся в сторону почитаемой святыни армян — библейской горы Арарат. Так желанны были прозрачное небо и белоснежная шапка вершины Масиса. Дома были накрыты столы. Родственники и друзья уже ждали своего героя. Погуляли, повеселились, а на следующее утро, вдыхая аромат раннего лета в своем яблоневом саду, Атабек решил, что обязательно вернется туда. Пока в ванной выложил стену кафелем, пока починил кое-что в доме, построенном собственными руками, полгода на родной земле прошли мигом. В то время к правительству Армении с просьбой о продлении срока пребывания армянских миротворцев в Ираке официально обратилось как руководство Ирака от имени иракского народа, так и центральное военное командование США. 22 января 2006 года Атабек уже во второй раз полетел в Ирак. Теперь уже более привычным было жить в чужой стране.

Он построил на чужбине церковь

Как-то один из товарищей Атабека Армен рассказал, что увидел у румын молельню, сделанную из фанеры. “Интересно, мы сможем что-то подобное смастерить?” — подумал Армен. Пока он еще думал, Атабек решил от слов перейти к делу. Сначала вырыл фундамент, увидев который все почему-то не поверили в успех дела. А кто-то и вовсе вспомнил библейскую историю о попытке построить башню до неба, закончившейся неудачей. Примечательно, что здесь все было наоборот. В гарнизоне говорили на разных языках и едва понимали друг друга, но когда Атабек стал строить церковь, все помогли достать необходимый для строительства материал. Кто-то привез камни, собранные с развалившихся домов. Один из сальвадорских солдат смастерил по чертежу Атабека крест, другой — араб — покрыл крест лаком, а американцы смастерили дощечку с именем мастера — строителя церкви. Первые свечи в еще недостроенной церкви, рассказывает Атабек, были зажжены 5 мая в память погибших в авиарейсе Сочи — Ереван. Сдать работу, которая потребовала четырех месяцев труда у нашего героя, командир армянского батальона приказал ко Дню независимости Армении — 28 мая. “Из-за невыносимой жары я строил в основном в ночные часы, ну а днем продолжал службу”, — рассказывает Атабек.

По его словам, высота церкви — всего 3 метра, длина 2,5 метра, ширина 1,2 метра. Войти внутрь нельзя, но зато можно помолиться перед ней.

Их объединила вера

Освящать церковь, да, именно церковь, а не молельню или часовню, пришел капеллан польского гарнизона. Церемонию посетили более 30 генералов миротворческих войск. В общем, собрались все. К знаменательному дню солдаты запаслись свечами. “Мы их покупали по два доллара за 6 свечей”, — говорит Атабек. Каждый подходил, ставил свечку и возносил молитву Богу. Кто-то на польском просил милости Господней, кто-то на итальянском — быстрого возвращения, иной на английском — скорейшего конца войне. Атабек просил за своих и за спасение иракских армян, которые на протяжении тысячелетий жили здесь, а теперь оказались в центре боевых действий. В этот момент никто не думал, что церковь — армяно-григорианская, а не католическая или православная, не думали и о словах польского капеллана, который сказал, что церковь неправильно сориентирована по сторонам света. Только после завершения работы священнослужитель сказал Атабеку, что церковь смотрит на север, и что так не должно быть. “Но это не важно”, — заметил священник, — главное, что эта церковь возведена с верой. Впредь все служения проводились не в клубе, а уже здесь. И все же Атабек волновался за дальнейшую судьбу своего творения. “А что будет, когда здесь уже армян и других христиан не будет?” Его успокоил арабский переводчик, которого называли русским именем Федя. Так до конца и никто не узнал имени этого переводчика. Только знали, что Федя учился в Москве и русские, затруднявшиеся выговорить сложное гортанное имя араба, назвали его на свой лад. Когда и второй срок пребывания Атабека в Ираке истекал, Федя, почувствовав волнение армянина, сказал, “езжай спокойно, никто не тронет церковь — она как и для вас, святыня и для нас.

После армянский батальон перевели в другой город — Аль-Дивания, что находится в 170 км к югу от Аль-Кута. Теперь церковь, построенная Атабеком, находится в расположении православных грузин. Кстати, в отличие от Армении соседние с ней Азербайджан и Грузия имеют численно намного большую группу миротворцев в Ираке. В отличие от армянских войск, которые выполняют исключительно миротворческую миссию, вооруженные силы Азербайджана и Грузии участвуют также в военных операциях. Еще месяц назад Атабек готов был в третий раз поехать в Ирак, но сегодня он передумал. У себя на родине он водит туристический автобус. Когда попадаются интересные собеседники, он рассказывает им историю своей веры, своей церкви, которую построил за тысячу километров от родного дома.

Подготовила Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

Из досье “НВ”

Армяне Ирака и Иракского Курдистана

История армянской общины в Ираке прослеживается с начала 17-го столетия, со времени принудительного переселения армян Шах-Аббасом в Иран, часть из которых добралась до Месопотамии. Первая армянская церковь была открыта в Багдаде в 1640 г. Община значительно пополнилась в период Первой мировой войны и геноцида армян в Османской империи. Сегодня число армян в Ираке не превышает 16 тысяч. В лучшие времена численность армян в Ираке достигала до 25 тысяч, община имела развитую “инфраструктуру”.

При Саддаме Хусейне армяне чувствовали себя в безопасности и достаточно комфортно — диктатор не допускал каких-либо антихристианских настроений. Ситуация резко изменилась после его свержения. В связи с ростом антихристианских настроений армяне стали уезжать из Ирака. Более-менее безопасно армяне почувствовали себя на территории Иракского Курдистана. Они проживают в ряде сел на севере Иракского Курдистана, а также в городах Захо, Дохук, Киркуке, Сулеймания, Ербил и Мосул. В последнее время руководство Иракского Курдистана довольно трепетно относится к проблемам местных христиан. Проект Конституции Курдской автономии гарантирует национальные и религиозные права христианских общин.

Лидер Курдской автономии Масуд Барзани к армянам относится с особой симпатией. За последние годы курдские и ассирийские лидеры стали инициаторами переселения армян в Иракский Курдистан. Особую роль в этом сыграл бывший министр экономики Иракской автономии ассириец Саркис Агаджан, который организовал прием армянских переселенцев в более спокойные районы Ирака из столицы Багдада и из других районов страны. Было реставрировано множество христианских церквей, в том числе и армянских. В христианских частях Мосула и Киркука были размещены особые военные бригады для защиты населения. На севере Ирака основан ряд поселений для армян и ассирийцев.

Правительство Курдской автономии старается максимально упростить систему взимания налогов и пошлин для армянских бизнесменов Иракского Курдистана. Готовится проект, по которому армянам будут предоставлены субсидии на развитие банковского и торгового секторов. Тем не менее армянская община Ирака тает на глазах. Сегодня она не превышает 16 тысяч человек.






"Группа крови – на рукаве. " Учимся ставить диагноз по трем буквам

Суббота на телеканале "Россия 1" – приемный день "Доктора Мясникова" в клинике на Белорусской. Сегодня врач рассказывает, что такое дженерики, какой ценой дается молодость после климакса, чем питаться, чтобы не "кормить" рак, как определить причину анемии, лечить подагру, остеопороз и головокружение, а также посылает всех… в баню.

Надо сосуществовать с новым вирусом, он теперь часть нашего бытия. Доктор Мясников начал прием с этой все еще актуальной темы. По мнению врача, коронавирус никуда не уйдет, пока не переболеет 60 – 70% землян. Будут всплески и спады, причем каждая вспышка слабее предыдущей. Доктор призвал "не прятаться под столом", но продолжать соблюдать меры предосторожности, из которых главная – держать дистанцию.

Простые истины.

  1. Экономить на лекарствах можно и нужно. Доктор объяснил, почему цена на одно и то же лекарство может отличаться в разы. Создание нового препарата – процесс долгий и очень дорогой. После того, как лекарство зарегистрировано, фирме дается патент на 20 лет: в это время никто больше не имеет права его производить. Но через 20 лет все секреты должны быть раскрыты, и на рынок выходят конкуренты. Чем их больше, тем лекарство дешевле, но при этом называться оно должно по-другому. Это так называемые дженерики. Разницы в эффективности и побочных явлениях никакой.
  2. Деменция бывает симптомом другого заболевания. Две важных вещи, которые надо сделать, прежде чем приписать своим бабушкам и дедушкам болезнь Альцгеймера или другие разновидности старческого слабоумия. Первое – это проверить щитовидную железу. У пожилых людей она очень часто "садится", и если просто выписать им гормоны, голова придет в норму. Второе – сделать анализ на витамин В12. Его дефицит может даже из 50-летнего человека может сделать забывчивого и рассеянного.
  3. Симптомы менопаузы требуют лечения. Когда в России ничего не знали про гормональную заместительную терапию, "у нас ходили тетеньки толстые с приливами, сердцебиением, раздражением и плохим сном, а на Западе – красивые, подтянутые, сексуально привлекательные 55-летние женщины с блестящими глазами". Со временем выяснилось: прием эстрогенов и прогестеронов повышает риск возникновения сердечных заболеваний, а главное – резко увеличивает вероятность развития рака груди! Поэтому каждая женщина должна оценить свои индивидуальные риски на основе наследственности (есть ли в семье родственницы с таким диагнозом) и наличия у себя доброкачественных уплотнений.


Что бы такое съесть…

Не надо вилкой рыть себе могилу. Практически все разновидности онкологии имеют в списке факторов риска избыточный вес, а 20% раковых заболеваний провоцируется продуктами питания. Соль является общепризнанным канцерогеном для желудка, а алкоголь даже в малых дозах – для груди. Канцерогеном по заключению ВОЗ от 2015 года является вся мясная гастрономия: ветчина, колбасы, сосиски, сардельки. Красное мясо оказалось безопасно для сердечников, но по-прежнему вызывает рак кишечника. А вот трансжиры не только являются провокатором онкологии, но и усиливают атеросклероз.

Лекарства на тарелке. А что предохраняет от опасного заболевания? Рыба с ее полиненасыщенными жирными кислотами, которые, помимо противоопухолевого (кишечник, простата), обладают благотворным действием на сердце и сосуды. Самый полезный овощ для профилактики онкологии – брокколи. Действующее вещество – сульфорафан. Энтузиазм по поводу способности ликопинов, которые содержатся в красных овощах, предотвращать рак простаты, поубавился, но есть помидоры и перец по-прежнему рекомендуют. И вообще, самое главное противоонкологическое средство – это растительная клетчатка. Каждый день съедайте полкило овощей и полкило фруктов.

Чего ждать от своей группы крови?

Все мы знаем, что есть группы крови – I, II, III и IV. Это генетически обусловлено. На поверхности эритроцита содержится ряд антигенов, к которым образуются различные антитела. И вот реакция этих антигенов и антител может вызывать даже разрушение эритроцита и различные проблемы. Есть антигены А и B. Если у тебя нет ни А, ни В, это будет нулевая группа крови, то есть I. Если будет только антиген А – это будет II группа крови. Если только В – это будет III крови. Если и А, и В – это IV группа крови. Мы еще знаем резус-фактор – он либо есть, либо его нет.

На самом деле, групп крови значительно больше – их различают 35! А среди них еще есть разновидности. Все они говорят о генетической предрасположенности к болезням. Известно, что у людей со II группой крови чаще возникает рак желудка, а у I группы – чаще язва желудка. У I группы – реже тромбозы. Там, где есть А и В, то есть II, III и IV – это рис онкологии. Например, сейчас говорят, что от COVID-19 меньше страдают пациенты с I группой. Их также меньше кусают комары.

Иди…те в баню!

Сегодня суббота, банный день. Доктор Мясников признается, что любит ходить в баню, но не считает себя "профессионалом" – не смыслит в вениках, эфирных маслах и прочих премудростях. Зато он знает, кому можно, а кому нельзя ходить в баню по медицинским показаниям. И утверждает: можно всем! Например, японцы доказали, что если ты находишься в бане 15 минут при 60 градусах, это очень благотворно действует на сосуды. Поэтому даже гипертония – не противопоказание. Главный критерий – процедура должна быть в охотку, приносить удовольствие. Не надо раскалять парную до 120 градусов! Не надо сидеть там до обморока на спор "кто первый выйдет, тот слабак". Единственное, на чем настаивает Мясников, – в баню надо идти трезвым и немножко голодным, а также ее надо сначала "заслужить" физической нагрузкой.

В рубрике "Легче легкого" Александр Леонидович, как всегда, ответил на вопросы телезрителей. Сегодня они интересовались, как снизить уровень мочевой кислоты без приема лекарства с сильными побочными эффектами, когда и кому нужно проводить исследования на остеопороз и как от него защититься, а также как избежать головокружения, которое заканчивается обмороком. Врач также рассказал, кому полезен зеленый чай и когда его пить нельзя, какая самая частая причина онкологии и что категорически не надо тащить в рот, как диагностировать у себя причину анемии по трем буквам MCV, что такое холодовая агглютининовая болезнь и почему он, ярый поборник закаливания, советует таким пациентам кутаться, и наконец что такое "бомбейский феномен" и как он осложняет переливание крови. Все подробности в программе "Доктор Мясников" на телеканале "Россия 1".

Читайте также: