Римас туминас болен раком



Особой темой стало распределение денег на театральные постановки по конкурсу в рамках государственного заказа.

На этих словах художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас театрально встал из-за стола, изобразил всем своим видом оскорбленное достоинство и сделал вид, что уходит.

Римас Туминас — всемирно признанный театральный режиссер, работающий в Москве, но являющийся гражданином Литвы. Он равнозначно принадлежит двум странам и народам одновременно. Его отец — литовец, мать — русская. Туминас учился в Литовской консерватории, закончил режиссерское отделение ГИТИСа, дебютировал в Театре драмы Литовской ССР и в Московском драматическом театре имени Станиславского. Возглавлял Национальный драматический театр Литвы, однако настоящую международную славу обрел, когда стал художественным руководителем Московского театра имени Вахтангова.

Знаменитый режиссер признан на государственном уровне и в России, и в Литве. Родина вручила ему Национальную премию Литвы по культуре и искусству, вторая родина — Государственную премию Российской Федерации.

В других обстоятельствах Римас Туминас мог бы стать символом российско-литовской дружбы.

Вместо этого литовские политики зачастую не могут скрыть своего раздражения, когда речь заходит о литовском деятеле культуры, который работает в получасе ходьбы от Кремля и стал крупной величиной во всем театральном мире благодаря России.


Римас Туминас / Фото: kino-teatr.ru

Бдительные сограждане после этого окончательно объявили Туминаса орудием психологического воздействия Путина. И не его одного.

Отношение к работающим в Москве литовцам можно стандартно списать на шпиономанию, конспирологию и паранойю политического класса Литвы. Но казус с Путиным и Туминасом позволяет взглянуть на проблему более широко.


Миндаугас Карбаускис /Фото: Культура РФ / Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Маяковского

Литовский режиссер размахивает руками перед главой не литовского государства, устраивает сцену, жалуется на свои проблемы, а президент страны его слушает, успокаивает и хлопает по груди — в какой еще стране, кроме России, такое возможно? Ситуация Путина и Туминаса — это и в самом деле угроза литовской государственной идеологии.

А с чего, собственно, Lietuvos Rytas так решила? Дональд Трамп путает Прибалтику с Балканами, а Литву на карте не покажет. И руками перед американским президентом не помашешь — он сам себе театр одного актера.

Литовские политики очень хотели бы, чтобы в Вашингтоне была улица Донелайтиса, но ее нет. Зато есть проезд Донелайтиса в Москве.

Только в России знают Донелайтиса и Чюрлениса, Баниониса и Будрайтиса — только России есть дело до литовской культуры и только Россию выдающиеся представители этой культуры могут использовать как трамплин к международной карьере.


Литва — культурная провинция, причем не только Запада, но и России.


- В театре я почувствовал себя бомжом, - вздыхая, признался теперь Туминас.

И, как и прежде, стал делиться мнением об актерах. Например, заявил, что ему не нравится Владимир Машков и он не понимает феномена его популярности.

Я же вспомнила, как однажды Никита Михалков рассказал мне, почему тоже не приглашает Машкова в свои проекты. Интервью Никита Сергеевич завизировал и от своих слов не отказался. Потом мне звонил Владимир с просьбой передать весь разговор с мэтром. Выслушав, поблагодарил и никаких нареканий не высказал. Впрочем, и к воспроизведенным мной словам Туминаса остался равнодушным, понимая, что на вкус и цвет товарищей нет.

Кстати, в свое время и Константин Хабенский адекватно отнесся к оценкам режиссера. Однажды после размолвки с Олегом Табаковым он пришел к Туминасу с просьбой взять в Театр Вахтангова. Но Римас отказал. Об этом узнала не только вся театральная Москва, но и журналисты, поспешившие описать ситуацию. После Туминас объяснил мне, что Хабенский - хороший театральный актер, но брать его нужно на конкретную роль, а ее на тот момент в театре не оказалось.

А вот обидчивый Александр Домогаров, прочитав мою заметку, объясняющую потерю роли в антрепризе, устроил разборки, выясняя, что именно и зачем говорил о нем знаменитый литовец. Могла ли я не писать ту заметку о Туминасе и Домогарове? Конечно, но написала осознанно. Дело в том, что никакие уговоры и убеждения не действуют на худрука, который тоже убивает себя алкоголем и нездоровым образом жизни. Остался один метод шоковой терапии, на который я пошла ради его спасения.


Заозерская называет отношения с Туминасом прекрасным бабьим летом

Жизнь заново

Он вызвал во мне самые большие и сильные чувства. Думаю, что это было взаимно, по крайней мере, он так говорил.

В январе 2017-го Римас пригласил меня в театр для важного разговора. Встретил на охране и проводил в кабинет. Там нас ждала вдова драматурга Тонино Гуэрры Лора. Ей он представил меня как близкого друга, которому можно полностью доверять, и начал обсуждать, где ему лучше делать операцию - в России, Германии, Израиле или Италии. Лора Гуэрра сталкивалась с проблемой рака и знала лучшие клиники.

Вскоре секретарь Римаса Алина Фроленко отправила анализы худрука в клинику Германии. А мы с Туминасом, оставшись вдвоем, провели время до глубокой ночи. Тогда я посоветовала Римасу уйти из Театра Вахтангова, а после лечения уехать в Вильнюс к семье. Но режиссер объяснил, что за годы жизни в России отдалился от близких, да и такие хорошие деньги, какие он получает в Москве, в родной Литве ему не заработать. А ведь нужно обеспечивать не только супругу, но и дочек, пятерых внуков, брата.

Камень на память

В компании литовцев Римас становился совсем другим, настоящим, без маски. Возвращаясь после летних каникул из Вильнюса, он в первый же вечер приглашал меня на встречу, и тогда передо мной открывался один из самых прекрасных мужчин на свете. Но стоило Туминасу переступить порог театра, как он мгновенно менялся. И снова начинал выпивать, замечая, что становится как заколдованный.

Его жизнь мне небезразлична. Хочу только одного: чтобы он был жив.

- Ты ведь обещала не подходить к Римасу Владимировичу!

Но Туминас поцеловал меня в щеку, взял за локоть, твердо дав понять Кроку, что он хочет и будет со мной общаться.

Корреспондент Sputnik Екатерина Микаридзе пообщалась с Художественным руководителем Московского Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Римасом Туминасом, представившем в Тбилиси спектакль "Ветер шумит в тополях".

Театр имени Котэ Марджанишвили, зал, откуда попадаешь в гримерочные. До начала спектакля, который привезли в этот раз вахтанговцы на театральный фестиваль, осталось каких-нибудь минут десять. В этот раз вахтанговцы приехали с трагикомедией "Ветер шумит в тополях", поставленной по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. В нем заняты всего трое актеров – Владимир Симонов, Максим Суханов и Владимир Вдовиченков.

Накануне я видела эту талантливую тройку на сцене. Зритель смеялся, плакал, опять смеялся… И так два с половиной часа. Сейчас наблюдаю на этими ребятами в рабочем процессе. В зале ненадолго появляется Максим Суханов, переговорив с одним из организаторов, уходит в гримерку. Мельком вижу прихрамывающего, уже явно в образе Владимира Симонова. Дольше всех здесь задерживается загримированный, с взъерошенной шевелюрой Владимир Вдовиченков.


Идет обычный рабочий процесс. И тут в дверях появляется бригада скорой помощи. Становится ясно: что-то идет не так. Выясняется, что актеру Владимиру Симонову нехорошо. В эти самые минуты проносится мысль, плаколо мое интервью с художественным руководителем Вахтанговского театра Римасом Туминасом. Да, что там интервью, когда под угрозой срыва может оказаться сам спектакль! Между тем, организаторы, посовещавшись, решают выйти на сцену и объявить зрителям, что по техническим причинам, начало спектакля задерживается. Направляются в зал, подходят к сцене, и в этот самый момент на ней появляется великолепная тройка. В общем, ветер зашумел в тополях вовремя, без опозданий, несмотря на актерское недомогание.


Римас Владиморович Туминас появляется в этом зале спустя несколько минут после начала спектакля.

— Я нашел местечко, в котором мы с вами уединимся, — говорит мне один из лучших театральных режиссеров мира.

Мы идем долго, переходим в другое крыло театра, и наконец оказываемся в маленьком холле, где относительно тихо и никого нет.

– Мне показалось это место подходящим, - говорит с улыбкой Римас Владимирович.

— Герои этой пьесы стремятся вырваться из дома престарелых. Вырваться к месту, где растут тополя. Вырваться, значит, преодолеть старость, одиночество, болезни. Но у них не получается. С другой стороны, если бы они все же осуществили свою мечту, разве это не убило бы их? Ведь достижение мечты иной раз означает потерю ориентира, единственного двигателя. Где же спасение?

— Есть такая болгарская притча. Зима, заснеженные горы, как в Грузии, деревня… Молодой человек приходит к старику — соседу, который плетет веревку и спрашивает: "Зачем ты плетешь эту веревку?" На это старик отвечает: "Летом, когда бывает засуха и вода из рек убывает, на дне одной из них живет существо, которое эту воду поглощает. Вот я и плету веревку, чтобы это существо поймать". "Ну, и что же, поймаешь, а потом?" "Ну, как поймаю и поведу к властям, губернатору. Приведу и скажу, вот я поймал виновника всех наших бед, вредителя, и они меня вознаградят. Попрошу для одного сына квартиру, для другого машину". "Ну, хорошо, а если не поймаешь, что тогда?" – говорит молодой человек. "Тогда останется веревка", – отвечает старик. Это такая вечная тема – желания людей, мечты. На мечту имеют право только люди в пожилом возрасте, а молодые планируют. Достичь мечты, победить смерть, отдалить ее… Почувствовать, что ты владеешь собой, жизнью владеешь. И почувствовать, что ты все можешь. Или другую землю найти, обетованную. Скажем, человеку нужен праздник, но праздник где-то далеко. Он может быть реальным. И мы идем по дороге к празднику.


— Важна дорога к нему или сам праздник?

— Важна, конечно, цель попасть туда. Но, вот я думаю, может, мы выдумали праздник, и его просто нет…


— А выдумали потому, что не смогли бы без него жить?

— Может, пока мы попадем на этот праздник, он к тому времени уже закончится? Или он переехал еще дальше от нас…? А, может быть, мы попадаем не на тот праздник, ничего интересного в итоге не обнаружим. То есть у нас остается только дорога к празднику, как веревка у старика… Вот эта дорога и есть самое главное. Нам дано от Бога идти по дороге к празднику. Может, там смерть нас ожидает, но смерть через победу, преодоление, достижение каких-то вершин. Пусть будет смерть, но она будет красивой. Вечная мечта человечества – попасть на этот праздник. Мы просто этого не замечаем, что мы и есть на этой дороге к празднику жизни. К этому празднику стремятся все.

Мои родители и их родители думали, ну вот нам не удалось прожить, как хотелось, но наши дети будут жить лучше нас. И я думаю, мне не удалось, вот дети мои, наверное, будут жить лучше, и так из поколения в поколение передаем сладкое слово свобода, сладкое слово – счастье.


— Ваши спектакли в Тбилиси – это абсолютные аншлаги, шквал эмоций, переживаний. И это можно расценивать как безусловную тягу к русской культуре. Мне кажется, Грузия в культурном плане сейчас стоит на идеалогическом распутье. Она пытается понять, что же ей ближе – западная культура, с ее неистребимым оптимизмом, хэппи-эндом, или русская, с ее самокопанием, тоской, депрессивностью…

— На западе способны создавать предпраздничное настроение в самой жизни, пока мы живы. А мы не способны, у нас другой пласт. Мы терпим. У нас смирения больше… Это связано и с религией. Как Чехов говорит, и нас будут вспоминать, как нам было трудно, нелегко и больно. Но там, на небесах, мы увидим небо в алмазах. Вот это нежелание создавать здесь и сейчас, а все отрицать. Быть пессимистом и считать, что воздастся там – это религия жизни.

— Религия преодоления.

— Мы принимаем мучения как неизбежность, но никогда не думаем, как отказаться от них и превратить каждый день нашей жизни в маленький праздник. Мы этого не можем. И вот пока эти трое героев собираются в путешествие, хотят покинуть эту территорию, они не замечают, что участвуют в подготовке к празднику жизни. Они уже сочинили праздник этого похода. Мысль творит. Их позыв творит их самих, и они уже стали другими. И хотя они и не ушли, не покинули этот приют, но будут уже другими. Не будут смиряться, а будут принимать завтрашний день как дар божий. Вот такое название пьесы было бы хорошим – "И завтра день, и завтра праздник".


— Почему к нам приехала именно эта пьеса?

— Во-первых, другие спектакли очень дорогие, большого формата. Театральные фестивали во всем мире выживают с трудом. Сейчас мир занимается другими фестивалями — фестивалями войны, политиков, они заняли наше место. Они планируют, но не мечтают. Во-вторых, мы были с этим спектаклем в Литве, и там публика откликнулась. Наверное, это свойство маленьких народов – когда у нас отбирают мечту, мы ее возвращаем. Я подумал, что это найдет отклик и в Грузии. И в третьих, я очень горжусь этими актерами. Этот спектакль — наша визитка, гордость актерского мастерства. Актеры не перевоплощаются, они отражают, они умеют играть с дистанцией, посмотреть на себя со стороны. Быть персонажем, а потом отойти. Я радуюсь тому, что они стали гордыми от того, что они вахтанговцы. Как говорит Вдовиченков, когда его раньше спрашивали, а в каком театре вы работаете, он так уклончиво отвечал – да, так, в разных…. Особенно молодые, когда приходят на кастинги и говорят, что они из Вахтанговского, им сразу поднимают ставку, предлагают гонорар больше, чем их коллегам. Мне радостно от этого, потому что актеры приходят и мне рассказывают это как радость, как событие.

— То, как сегодня актеры относятся к Вахтанговскому театру, ведь в этом ваша заслуга. Вы человек скромный и не будете говорить – о, да, это моя заслуга. Насколько легко было вам взять на себя руководство такой махиной, ведь Вахтанговкий театр — это не Малый театр в Вильнюсе.

— Тяжело было по времени, по объему работы. Но я был одержим, хотел понять, как миссионер, этот язык, метод существования, только ли в литовском театре действует он, или он универсален. И тем более русский менталитет, способен ли он это слышать, понять. Да, им было это сложно, но я был одержим этой идеей и овладел их душами.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Римас Туминас – талантливый режиссер известных театральных спектаклей и постановок. За его плечами – десятки сложных драматических картин, таящих в себе яркий глубокий смысл и интенсивный колоритный сюжет.


Какова творческая биография Римаса Туминаса? Чем примечателен его вклад в развитие отечественного театра? Каковы его будущие режиссерские планы и проекты? Об этом можно коротко узнать из нашей статьи, посвященной творчеству, биографии, личной жизни Римаса Туминаса.

Начало жизненного пути

Это произошло зимой 1952 года, в Кельме - небольшом городке Шяуляйского уезда Литовской Советской Социалистической Республики. В семье простых рабочих из старообрядцев родился будущий режиссер Римас Туминас.

В многочисленных интервью он не раз описывал свое детство – затерянный среди полей хутор, нищета и захолустье. Жили без света и прочих привычных коммуникаций. Правда, потом появилось электричество - два часа в сутки работал генератор какого-то соседа.

Однако воспоминания талантливого драматурга о своем детстве довольно приятные – свежий воздух, раздолье, беззаботность…

Среди других радостных моментов Римас Туминас упоминает религиозные праздники, которые сопровождались не только шумным весельем и вкусными обедами, но и карнавальными переодеваниями, зажигательными представлениями и юмористичными розыгрышами. Возможно, уже тогда, маленьким мальчиком наблюдая за народной самодеятельностью, Римас захотел связать свою судьбу с театральной деятельностью.


По воспоминаниям талантливого режиссера, с семилетнего возраста он стал устраивать короткие декламации, обучая соседских девчонок красноречивым и выразительным выступлениям. Это были первые спектакли Римаса Туминаса, которые он, босоногий мальчуган, ставил в холодных сенях своего маленького дома.

Начальное знакомство с театром

В четырнадцатилетнем возрасте подросток впервые побывал в настоящем театре. Весь класс их сельской школы поехал в столицу на театральную постановку "Кот в сапогах".

Как однажды признался сам Римас Туминас, спектакль ему не понравился. Во-первых, пьеса была слишком детской для парнишки, живущего самостоятельной жизнью. К слову, к тому времени юный Римас уже работал киномехаником и жил отдельно от родителей.

Во-вторых, эта пьеса была поставлена отвратительно. Актеры фальшивили, декорации страдали, происходящее на сцене казалось наигранным и… жалким. Другое дело – кино. Вот – настоящее искусство, вот – истинный прорыв в будущее!


Однако, несмотря на такое предубеждение к театру, в восемнадцатилетнем возрасте Римас Туминас поступил в Литовскую консерваторию, а затем окончил ГИТИС. Почему произошла такая перемена в мышлении молодого человека?

Подлинное призвание

А всему виной была первая любовь.

Однажды на хуторе поселилась семья, состоящая из четырех образованных и интеллигентных женщин – матери и трех дочерей. В самую младшую как раз и влюбился наш литовский герой. Она была самой миловидной, самой нежной, самой аристократичной.

Однако через год возлюбленная будущего режиссера вместе со своей семьей уехала в столицу и не вернулась, оставив в сердце молодого парня неизгладимый след. Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал – юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе.

Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе. Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера.

Уже в Вильнюсе, этом шумном и многолюдном городе, молодой человек встретил свою любовь. Он приехал к ней с душой нараспашку и розой в руках, а ее сердце оказалось уже занято. Тогда Римас Туминас решил стать известным театральным режиссером, чтобы девушка пожалела о том, от кого отказалась.

Годы учебы в академии

Конечно, учеба в академии была сложной и требовала стараний и усилий. Поначалу молодой человек относился к ней несерьезно и легкомысленно. Конечно, он хотел прославиться, да и творческие стремления просыпались в его душе.


С раннего детства юный литовец приобщался к искусству – рисовал, ваял фигурки, пел и декламировал стихи. Скорее всего, такой артистизм проявился в ребенке от матери – натуры творческой и неординарной, зарабатывающей на жизнь дизайном одежды и рисованием.

Остался Римас Туминас в академии только потому, что не захотел возвращаться ни с чем к себе в родную деревню, слышать за спиной чужие насмешки и пересуды. И правильно сделал, что остался.

Только в процессе обучения ему открылась вся глубина и монументальность истинной драматургии. В академии молодой человек открыл для себя Чехова и его серьезную, душевную драматургию. Именно в вузе Римас Туминас начал сочинять небольшие, но яркие и психологические этюды.

А потом было поступление в ГИТИС. Юного литовца приняли, даже закрыв глаза на двойку по истории СССР. Всех поразил его неординарный талант и глубина внутреннего мира.

Первые постановки начинающего мастера

Окончив обучение в Москве, Римас Туминас вернулся к себе на родину – в милую сердцу Литву, где и состоялся как талантливый режиссер-постановщик. Первым драматическим произведением выпускника ГИТИСа стал "Январь" – спектакль по пьесе Й. Радичкова.

Начиная с 1979 года Римас Туминас более двадцати лет проработал в столичном драматическом театре вначале простым режиссером, а затем художественным руководителем.


За время своего пребывания в этих должностях талантливый драматург поставил на сцене несколько десятков театральных пьес, самыми востребованными из которых являются “Снежная королева”, “Кошка на раскаленной крыше”, “Царь Эдип” и еще много других.

Личное детище

В 1990 году литовский постановщик организовал и возглавил собственный театр, названным Малым драматическим. На его сцене были показаны такие талантливые и запоминающиеся спектакли Римаса Туминаса, как “Три сестры”, “Вишневый сад”, “Маскарад”, “Ревизор” и другие из вечной театральной классики. Как видим, любовь литовского режиссера к российским писателям поистине безгранична. Передавая в своих постановках всю силу и великий смысл этих произведений, драматург не только поднимает серьезные гуманные вопросы, но и выставляет на всеобщее обозрение глубину человеческих эмоций, поступков и отношений.

На сцене Малого театра с успехом шли и личные пьесы Туминаса. Например, его спектакль “Здесь не будет смерти”, написанный в соавторстве с известным поэтом В. Кукуласом, произвел большое впечатление на зрителей и был по достоинству отмечен театральными критиками и средствами массовой информации.

Заграничные проекты

В этот период также Римас Туминас активно работал за рубежом. В Финляндии в начале 1990-х он поставил на сцене “Дон Жуана” Мольера и “Дядю Ваню” Чехова. Затем был опыт в Исландии - “Дон Жуан” и “Ричард III” (по мотивам великого Шекспира).

Из современных работ литовского режиссера за границей следует упомянуть “Ромео и Джульетту” и “Слугу двух господ” (2001 год, Польша), а также “Идиота” и “Вишневый сад” (2004 и 2006 гг. соответственно, Швеция).

Как видим, режиссера часто приглашают именно на серьезные классические постановки, так как он, как никто другой, может правильно и корректно, в свете современных условий, передать дух и атмосферу того времени, а также ярко и образно изобразить истинные человеческие чувства и стремления.

Работа в Российской Федерации

Начиная с 2007 года Римас Туминас работает в Москве, в театре им. Е. Б. Вахтангова. Здесь по приглашению российского Федерального агентства культуры и кинематографии он занимает ответственную должность худрука.


Под заботливым надзором литовского режиссера в театре были поставлены такие запоминающиеся, серьезные спектакли, как “Троил и Крессида” (Шекспир, 2008 год), “Дядя Ваня” (Чехов, 2009 год), “Маскарад” (Лермонтов, 2010 год), “Ветер шумит в тополях” (Сиблерайс, 2011 год), “Улыбнись нам, Господи” (Канович, 2014 год), “Минетти” (Бернахард, 2015 год), “Царь Эдип” (Софокл, 2016 год).

Среди всевозможных талантливых постановок обязательно следует упомянуть спектакль “Евгений Онегин”. Римас Туминас вложил в данную постановку всю свою душу, за что и удостоился премии “Золотая Маска” как лучший режиссер 2014 года.

Также стоит упомянуть, что на счету литовского художественного руководителя две работы совсем иного жанра. Это – оперы “Катерина Измайлова” (Шостакович) и “Пиковая дама” (Чайковский). Оба произведения поставлены на сцене Большого театра и были отмечены многими положительными отзывами и рецензиями.

Преподавательская работа

Начиная с 1979 года Римас Туминас занимается педагогической деятельностью. В Вильнюсской консерватории он значится как профессор театральных дисциплин. Также режиссер преподает в ГИТИСе, а с 2012 года принимает в своей Первой студии (при Вахтанговском театре) студентов из разных театральных учебных заведений.

Немного о личном

В отношении личной жизни Римаса Туминаса (жена, семья, хобби и увлечения) известно довольно много. Талантливый режиссер был женат два раза. Его первой супругой была Юрате Анюлите. В этом недолгом браке родилась дочь Моника.

Затем литовский постановщик женился во второй раз. Это счастливое событие произошло в 1982 году. Избранницей Римаса Туминаса стала актриса Инга Бурнейкайте. У супругов также родилась дочь, которая сейчас активно занимается актерской и режиссерской деятельностью.

Что еще можно сказать о личной жизни Римаса Туминаса? Он – очень открытый и общительный человек, любит анекдоты и хороший юмор. Поэтому во многих постановках режиссера часто встречается тонкий комизм и гротескные шутки.

Здоровье художественного руководителя

О состоянии здоровья талантливого худрука уже несколько лет переживает вся театральная страна. То, что Римас Туминас болен раком, стало известно в 2014 году. После чего режиссер проходил обследование и лечение в онкологической клинике Израиля, откуда был выписан в удовлетворительном состоянии, полон свежих сил и энергии.

В 2017 году возникли тревожные сообщения о сердечно-сосудистом заболевании Римаса Туминаса. После прохождения серьезного лечения он вновь вернулся к своей активной творческой деятельности.

Награды худрука

За свои труды и старания на театральном поприще режиссер был неоднократно отмечен премиями и наградами. Например, Госпремией РФ (1999 год), Орденами Почета (2017 год) и Дружбы (2010 год), премиями “Золотая Маска” и “Живой театр”.


Это, конечно же, не полный и не окончательный список вознаграждений талантливого театрального художественного руководителя. Впереди его ждет большой и напряженный труд. А мы будем ожидать ярких и незабываемых постановок.


Одному из самых "русских" литовских режиссеров, художественному руководителю Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римасу Туминасу 20 января исполняется 65 лет. Десять из них он возглавляет Вахтанговский театр, который самостоятельно решил срежиссировать юбилей худрука, причем сделать это досрочно. Уже сегодня после окончания спектакля "Царь Эдип" участники и гости торжества соберутся на Новой сцене театра, где будет сыгран "капустник" в честь юбиляра. Накануне празднования в интервью ТАСС Римас Туминас поделился мыслями о современном мире, родном доме и необходимости оптимизма.

— Римас Владимирович, не боитесь заранее праздновать юбилей?

— Нет, я не суеверный человек. К тому же грандиозных торжеств не предполагается. Просто соберутся мои друзья по творчеству и по жизни. Посмотрим "капустник", посидим, побеседуем. Мне говорили, что я родился утром 20 января. Глядишь, и дотянем до срока. Куда больше волнует меня, как пройдет сегодня наш совместный с греками "Царь Эдип". Конечно, мы мало играем этот спектакль. Но, надеюсь, что будем играть в марте и в мае. Надо же привозить греческих артистов, и с этим связаны финансовые и организационные сложности.

— В художественном смысле опасений нет? Проект действительно уникальный и по праву имеет громкий успех. Думаю, как режиссер вы должны быть довольны.

— Что-то получилось. Что-то в нем тревожит. Текст тревожит. Знаю наизусть. Уже не смотрю. А вот вслушиваюсь. Опять он звучит, опять он, красивый, гладит ухо. Ни на что не надо тратить время. Только на великое и красивое.

— В английском языке есть такое выражение в применении к журналистам: You are as good as your last story ("Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний материал"). Ваш последний "Царь Эдип" хорош, значит и вы тоже.

— "Царь Эдип" действительно имеет успех. Так было и минувшим летом в древнейшем действующем амфитеатре Греции — в Эпидавре, где мы сыграли мировую премьеру. Потом спектакль был показан в Афинах, на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге и периодически идет в Москве, где на него билетов не достать. "Царь Эдип" меня не отпускает.

Сейчас ставлю эту ораторию Игоря Стравинского в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, премьера объявлена на 18 марта. Затем, уже в 2018 году, возьмусь за "Пиковую даму" Чайковского, которую приглашен поставить в Большом театре. Музыкальный мир открывается передо мной. Под старость многие режиссеры уходили в музыкальный жанр. И Станиславский, и Немирович-Данченко.

— Не стоит списывать только на возраст. Помните, у Пушкина в "Каменном госте" есть фраза: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия. "

— А вот у Пушкина в "Кавказском пленнике": "Недолго женскую любовь печалит хладная разлука: пройдет любовь, настанет скука. " Думаю, скуку надо встречать с любовью. Быть не там, где тебя любят. А как сказал Чехов: "Хочу быть там, где я люблю". Мне хорошо, уютно на сцене, она мне греет душу. Это мой дом.

— Не намекаете ли вы на то, что вашей новой работой снова может стать спектакль по Чехову?

— Может быть, "Три сестры". Еще хочу поставить "Фауста" Гете. Я с ним договариваюсь, дружу, но еще окончательно "не договорился". Великие произведения есть, их немного, надо успеть прикоснуться. Но и торопиться не надо. Чуть-чуть опустить парус, чтобы гавань не проскочить.

— И последний вопрос. Как вы оцениваете современный мир и сегодняшний день?

— Я перестал оценивать. Наверное, во все века мир сходил с ума. А если ничего не изменилось, это еще хуже. Но чем больше вокруг пессимизма, тем больше я люблю жизнь. Я страж оптимизма и веры. Я стражник у дверей ада. Кто попал, тот попал, больше не хочу пускать туда никого. Поэтому я стою.

Римаса Туминаса называют одним из самых "русских" литовских режиссеров. Его предки — староверы, ушли в Литву из России 400 лет назад. Римас родился в городе Кельме. С 12 лет стал подрабатывать: показывал в деревне фильмы, чтобы содержать мать и младшего брата, потому что отец то уходил из семьи, то неожиданно возвращался.

В 18 лет поступил на театральный факультет Вильнюсской консерватории. Потом продолжил образование в Москве, в ГИТИСе. С тех пор, если можно так выразиться, живет в двух городах. В Вильнюсе поначалу руководил Государственным академическим драматическим театром Литвы, потом основал Малый драматический театр Вильнюса. В Москве тоже периодически ставил спектакли в разных театрах: имени Станиславского, "Современнике", Вахтанговском, который и возглавил в 2007 году.

На счету самого Туминаса — 11 спектаклей, среди которых такие знаменитые, как "Маскарад", "Дядя Ваня", "Ветер шумит в тополях", "Пристань", "Евгений Онегин", "Улыбнись нам, Господи", "Минетти", "Царь Эдип". Репертуар театра также пополнили успешные работы других известных режиссеров: Юрия Любимова, Юрия Бутусова, Владимира Иванова, Михаила Цитриняка, Александра Коручекова, Сильвиу Пуркарете, хореографа Анжелики Холиной.

За десять лет под руководством Туминаса Вахтанговский театр совершил 119 гастрольных поездок, побывав в 33 городах России и в 54 городах 24 стран мира. Получил более 100 премий и наград, в числе которых "Золотая маска", "Гвоздь сезона", "Звезда театрала", "Премия Станиславского" и многие другие.

Площадь театра увеличилась почти в два раза: с 11 тыс. кв. метров до 20 тыс. кв. метров. Сейчас вахтанговцы играют спектакли уже на четырех сценах: Основной, Новой, Арт-кафе и Студийной. В текущем году к ним добавятся еще две площадки в Симоновском филиале театра.

Статистика свидетельствует: доходы театра от показа спектаклей в Москве и на гастролях за десять лет увеличились в несколько раз, что позволило поднять среднюю месячную оплату труда с 30 тыс. до 103 тыс. рублей. Театр Вахтангова признан самым посещаемым театром в Москве и в России, заполняемость его залов составляет почти 100%.

Беседовала Ольга Свистунова

Читайте также: