Рака трех волхвов кельнского собора

Мiръ Германия Северный Рейн-Вестфалия Кёльн Мощи трех волхвов — Вальтасара, Гаспара и Мельхиора

Три царя (три волхва) — Каспа́р, Мельхио́р и Бальтаза́р (греч. μάγοι , маги) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день).

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μάγοι . В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским (зороастрийским) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги).

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан, а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.

Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трех различных частей света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

Есть греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвертом волхве, которого зовут Артабан (как брата персидского царя Дария). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.

Мощи трех волхвов пребывают в раке трёх царей-волхвов (нем. Dreikönigsschrein) в Кельнском соборе в Германии. Рака волхвов — самый большой реликварий Западной Европы, общепризнанный шедевр средневекового лотарингского искусства. Изготовлен в 1181—1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу.

В 344 г. медиоланский епископ Евсторгий привёз из Константинополя мощи трёх волхвов. Восемь столетий спустя, в 1164 г., Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю.

В Средние века такой дар имел не только духовное значение: мощи святых привлекали в те или иные храмы толпы паломников и, соответственно, денежные потоки. Епископ Райнальд с триумфом привёз мощи в Кёльн, и с тех пор они считаются главной христианской святыней города.

Николай Верденский, знаменитый на всю Европу золотых дел мастер, начал работу над тройным реликварием в 1181 году. Каждый из трёх царей покоится в отдельном саркофаге. В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. Её ширина 110 см, высота 153 см, длина 220 см.

По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолочённого серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Изображён и Райнальд, архиепископ кёльнский. Для украшения реликвария было использовано не менее тысячи драгоценных каменьев и жемчужин, в их числе античные камеи и геммы.

Контакты

Адрес: Domkloster 3, 50667 Кёльн, Земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия

Паломнику

Кельнский собор (Kölner Dom) открыт ежедневно с 06.00 до 21.00 с мая по октябрь и до 19.30 с ноября по апрель, за исключением религиозных служб.

Осмотр башни: 2.50 €. За несколько евро вы можете воспользоваться услугами экскурсовода на английском языке.

Часовая экскурсия на английском языке: в будни в 10.30 и в 14.30, в воскресенье в 14.00, стоимость: 4 €, с осмотром башни: 5 €.


Главной святыней Кёльнского Собора является Ковчег Трёх Магов или Святых Царей. Каждый год 6 января, в день чествования трёх волхвов, саркофаг открывается, и можно сразу увидеть, что волхвов-царей было не три, а… пять! При этом один из них – женщина! Кроме того, по небезосновательным представлениям некоторых исследователей, запад Европейского континента очень долгое время был частью… Русского Мира! Мы предлагаем нашим читателям исследование, которое в своих выводах, во многом, может показаться спорным. Но факты, изложенные в нем, весьма интересны!

Собор в Кёльне, самом сердце Германии, является его символом. Официально храм именуется Кафедральный собор Святых Петра и Марии и является резиденцией архиепископа Кёльна. Он обладает наибольшим в мире фасадом среди церквей. Его длина – 144,5 м, ширина – 86,5 м. Эта церковь способна вместить одновременно свыше 20 000 человек. Поразительной красоты готическое здание тянется к небу своими башнями-близнецами 157-метровой высоты. Они видны из любой точки города.

Первые камни в фундамент будущего храма, великолепной архитектуры, были заложены в 1248 году, а в 1322 году его главный алтарь уже был освящён.

В соборе, находится главная его святыня – Ковчег Трёх Магов или Святых Царей. Сам этот собор был задуман и построен именно как гигантская усыпальница трёх Волхвов. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кельн. Для них в течение десяти лет изготавливался специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Трёх королей-волхвов, которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и принесли дары младенцу Христу – одна из самых драгоценных святынь христианства.

Трапециевидная передняя сторона ларя раки – съёмная. Каждый год 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами.

На рельефах раки изображено крещение Иисуса, апостолы, второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов. Со всех концов света в Кёльн стекались паломники поклониться раке Трёх Волхвов, а императоры приезжали после коронации, чтобы принести жертву.


Главный сюжет передней стенки саркофага

Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении использовались только самые драгоценные материалы.

Из вышесказанного понятно, что долгое время Ковчег Трёх Магов или Святых Царей был официальной святыней, которую посещали даже императоры. Почему же тогда в последующие времена это святое для христиан место если и не замалчивается Церковью, то совершенно точно о нём умалчивается в СМИ? Разве читающие этот материал, когда-либо слышали о существующем захоронении Волхвов в СМИ или выступлениях высокопоставленных священников?

Тайны Волхвов

Вспомним Евангелия. От Матфея говорит, что Волхвы пришли в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Русское издание Библии называет Волхвов мудрецами. Евангелия от Марка и Иоанна о Волхвах ничего не сообщают. Лука же, вместо Волхвов повествует о неких пастухах. Их имена не названы.

Первое несоответствие по количеству мощей. В ковчеге их не ТРИ, а ПЯТЬ! Известны имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар, Набор и Феликс. В соборе несколько художественных воспроизведений самого сюжета преподнесения даров родившемуся Исусу, на самом саркофаге, одном из древних витражей (относимого к 1320 г.) и ещё нескольких местах. Появляется ещё одна неожиданность – Волхв-женщина, к тому же ещё и царица, поскольку, как и на двух Волхвах-мужчинах, на ней корона.

Возникает вопрос: почему от нас скрывают, что Волхвы были царского рода, одной из них была женщина или сама эта святыня является очередной исторической мистификацией? Тогда, почему она до сих пор не разоблачена?

Первое, что бросается в глаза на древних витражах Кёльнского собора, это шокирующая воображение ярко славянская внешность одного из Волхвов – Балта-царя (видимо, имеется в виду Балтасар – ред). О нём говорится в ветхозаветном пророчестве Даниила, где он назван вавилонским царём (в этом случае, речь идет о Балтасаре (др. транскрипция этого имени — Валтасар), жившем в совсем другое время, много раньше, — ред.).


По имеющимся в Кёльнском соборе нескольким сюжетам складывается стойкое ощущение об изображениях исторической сцены, в которой три царственные особы посещают своих родственников – Богородицу и родившегося младенца Христа (весьма смелое предположение автора – ред.)


Вызывает вопросы и то, что ещё несколько сот лет назад ковчег выглядел иначе. Существует редкое изображение ковчега, сделанное в 1671 г. Это старинная гравюра, на которой изображены наиболее ценные предметы, хранившиеся в XVII веке в сокровищнице Кёльнского Дома (так раньше называли собор). Отметим, что наряду с ковчегом на гравюре показано много других реликвий, некоторые из которых сегодня по каким-то соображениям не выставлены.

Известно, что ковчег несколько раз реставрировался. Под реставрацией понимается восстановление утраченных или испорченных фрагментов по сохранившимся рисункам и описаниям. При этом стараются как можно точнее воспроизвести древний утраченный оригинал, дабы не искажать историческую правду. Можно сравнить между собой три изображения ковчега Волхвов: 1671 г., 1781 г. и современное.


Изображение ковчега на 1671 г.

На боковых стенках саркофага в 1671 году было 64 фигуры. Двадцать восемь больших в первом и третьем рядах и тридцать шесть поменьше – во втором и четвёртом. И это не просто какие-то условные, абстрактные фигуры. Это – конкретные исторические персонажи. Они присутствуют и на рисунке 1781 г.


Изображение ковчега и его элементов на 1781 г.

И тут мы сталкиваемся с шокирующим фактом. Оказывается, на современном ковчеге все фигуры второго и четвёртого рядов куда-то исчезли. Тридцать шесть изображений! Вместо них – золотые диски без надписей во втором ряду, и золотые пластины с аркой в четвёртом ряду. Тоже без надписей, которые на гравюре 1671 г. и на рисунке 1781 г. были! Они помещены в точности там, где в древности, – во всяком случае, ещё в XVII-XVIII веках, – были какие-то фигуры.


Фото ковчега в наше время

О судьбе исчезнувших фигур в имеющихся научных изданиях об этих изображениях хранят полное молчание. Почему же изображения были кем-то сняты с саркофага? Где они сейчас? Уж заведомо реставраторы XVIII-XX веков имели в своём распоряжении старые рисунки 1671 и 1781 годов, абсолютно чётко показывающие, что на ковчеге были ещё какие-то 36 изображений. Раз ничего подобного сделано не было, возникает подозрение, что фигуры безвозвратно утрачены не случайно. Что они хранили какую-то историческую информацию, которую сокрыли.


Вопрос вызывает то, что Волхвы и Богородица, а на некоторых изображениях и младенец Иисус, имеют на голове короны, а Император Оттон – без неё. Можно сделать вывод, что в существовавшей тогда иерархии император Оттон… был ниже по статусу. Могло ли такое быть, и существуют ли по этому поводу какие-либо исторические данные?

Царство Пресвитера Иоанна


Известно, что римскому императору Фридриху Иоанн подарил камень, который (так оценивали современники. – авт.) стоил дороже, чем вся его империя. К тому же он предложил Фридриху должность сенешаля (от лат. Senex и древнегерманск. Scalc –старший слуга – в Европе одна из высших придворных должностей в X-XII вв.) при своём дворе. Причём, тот на это предложение ничуть не обиделся, а остался им весьма доволен.

К тому же, можно вполне обоснованно связать царство Пресвитера Иоанна с русской историей. Имея сведения о столь огромной христианской стране на Востоке, трудно обойти в её поиске наше Отечество. И поиски в этом направлении окажутся весьма плодотворными. И не только потому, что его просто негде поместить иначе по своим размерам.

Когда появился страх перед Россией



До сих пор вызывает недоумение и даже раздражение также тот факт, что православие является фактически государственной религией. Титул восточного верховного правителя, соединяющего духовную и светскую власть – Калиф (или в другой транскрипции — Калифа).

И это не единственный вариант, который можно было отнести на ошибку или безграмотность издателей. На других картах XVIII в. – та же картина. Так что же, неужели почти 3-х столетий европейцам было недостаточно, чтобы ввести коррективы в изменение названия такой огромной страны?


Поэтому у нас есть веские основания искать причину искажения мировой истории, наглядно видимой на примере святыни Кёльнского дома, в том, что европейцы долгое время были вассалами Русского государства.

Сергей Очкивский – эксперт Комитета по эконом. политике, инвест. развитию и предпринимательству Гос. Думы РФ. Член Совета по содействию предпринимательской (инвест.) деятельности и развитию конкуренции в СЗФО.

Им поклоняются все христиане. Они первыми поклонились Младенцу Христу и принесли святые дары к его колыбели.


Алтарь XV века: Мария с Младенцем и три короля

В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами. Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась "с востока", следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться "Царю Иудеев". Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары - золото, ладан и смирну - принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.


Алтарные фигуры из Кельнского собора. 1310-1322

"Пожалуй, ни в одном городе мира нет культа столь укоренившегося и в такой степени определяющего самоидентификацию граждан на протяжении веков, как культ трех королей в Кельне", - говорит в беседе с DW директор музея Шнюттгена (Schüttgen-Museum) и куратор выставки "Три святых короля: миф, искусство и культ в Кельне" Мориц Вёльк (Moritz Woelk).

850 лет в Кельне: библейские волхвы на выставке в готическом соборе

Экспозиция рассказывает о трех королях, принесших дары младенцу Иисусу.

Что празднует Европа в дни православного Рождества

6-7 января Русская православная церковь отмечает Рождество. Но эти дни и в западноевропейских странах являются праздничными (хотя и не всегда нерабочими). Что же отмечают жители этих стран? (06.01.2014)

Кельнский собор - храм, который принадлежит сам себе

Самый посещаемый исторический памятник Германии не принадлежит ни государству, ни церкви, ни народу. Кельнским собором владеет сам собор! Его главная реликвия - золотой саркофаг, в котором находятся мощи трех волхвов.

Самая знаменитая кельнская достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) - грандиозный готический собор. И уже восемь с половиной веков в нем стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов - "трех королей". 2014 год был объявлен в Кельне "годом трех королей". Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился в общей сложности семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.

Посланники в вечность

Выставка объединила на сравнительно небольшом пространстве около 130 объектов, ради каждого из которых в отдельности стоило бы совершить паломничество в музей: раннехристианские саркофаги III века из ватиканских музеев, бесценный барельеф из собора французского Отёна, впервые ставший экспонатом зарубежной выставки, уникальные рукописные книги из немецких, французских, британских собраний. Все объекты объединены общей темой: поклонение волхвов - первых людей, которым открылся свет Спасения. "Волхвы - своего рода звено, связующее смертного человека с вечностью, - поясняет Мориц Вёльк. - Именно это определяет уникальное значение этих реликвий в эпоху Средневековья".

Откуда появились мощи "трех королей", известно не вполне точно. Вроде бы их привезла из "Святой земли" вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В IV веке мощи попали из Константинополя в Милан, где находились в античном ковчеге в церкви святого Евсторгия. В 1158 году Фридрих Барбаросса (Friedrich Barbarossa) осадил город и потребовал выдачи святых мощей. По настоянию ближайшего советника императора, архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя (Rainald von Dassel) мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кельн. 23 июля ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого романского храма.


В этом золотом ковчеге в Кельнском соборе хранятся мощи волхвов

"Наряду с терновым венком Христа, - рассказывает историк Вёльк, - мощи трех королей являются самой почитаемой церковной реликвией". В 1225 году завершились работы над драгоценным саркофагом, в 1322 году освятили алтарный придел нового готического собора, где предполагалось установить саркофаг с мощами. Но с этим не торопились. "Чтобы поток паломников тек мимо саркофага с мощами, а, значит, деньги текли в городскую кассу, оставили все как есть, - улыбается куратор. - Кельнцы всегда были народом практичным".

Три континента, три возраста, три короля

В XIV и XV веках культ "трех королей", к тому времени окончательно причисленных к лику святых, и сама тема поклонения становятся одной из центральных для европейского искусства. Романская и готическая живопись и скульптура находят мощные, выразительные образы: земные блага (золото, смирна и ладан - символы преходящих земных богатств и власти) слагаются к стопам младенца, залога вечной жизни, и его беззащитной матери, сила которой - лишь в красоте и любви.

Постепенно складывается и иконография "трех королей": если в античные времена их изображают одинаковыми, в условных одеждах иноземцев и колпаках, то в позднее Средневековье волхвов показывают как представителей трех поколений (юношу Мельхиора, зрелого мужчину Бальтазара и старца Каспара) и трех известных к тому моменту континентов: Европы, Азии и Африки. Это символизировало универсальный характер новой религии - для всех возрастов, всех сторон света. Художники состязаются, изображая экзотические наряды и украшения "мудрецов с востока".


Миниатюра из рукописного евангелия XIV века

Действительно ли в саркофаге, установленном в Кельнском соборе, находятся мощи волхвов? На этот вопрос со 100-процентной точностью затрудняется ответить даже прелат Штефан Хессе (Stephan Heße), администратор кельнской епархии, так сказать, ответственный за сохранность святыни. Саркофаг неоднократно открывали, его содержимое исследовали. "Одно можно сказать определенно: там много старых костей", - говорит Хессе. Предполагается, например, что в том же саркофаге могут находиться останки святых Григория из Сполето, Набора и Феликса.

Возможно также, что в свое время мощи из Милана привезли не полностью. Правда, гипотезу о "трех королях" частично подтверждает наличие кусочков ткани, опознанных учеными как фрагменты сирийской парчи и датированных периодом между II и IV веками нашей эры. "Но, честно говоря, лично для меня не так важно, что именно находится в саркофаге, - признается Мориц Вёльк. - Важен мощный импульс, который эта реликвия дала истории, искусству и духу города Кельна. Импульс, действие которого ощущается и сегодня".


Ангел предупреждает

Во французском городе Отёне была создана в XII веке эта резная капитель, пострясающая своей экспрессией. Ангел является трем спящим королям и предупреждает их ни в коем случае не возвращаться к царю Ироду и не выдавать ему местонахождение Младенца Иисуса.


Каспар, Бальтазар и Мельхиор желают счастливого года!

"Новая радость стала, какой не бывало: над вертепом звезда ясна светом засияла!" – поется в украинской рождественской колядке. К пожеланиям радости и счастья в новом году в Германии традиционно присоединяются и три святых короля, еще в Средние века получившие имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара.

Были они шаманами, пастухами или огнепоклонниками, неизвестно. Однако именно им традиция приписывает славу первых людей, которые признали в Христе Спасителя.

Одна из наиболее известных в мире христианских святынь - рака трех волхвов - расположена за алтарем Кёльнского собора. Она - память о тех, кто, по преданию, приходил с дарами поклониться младенцу Христу. Из-за способности распознать в малыше Спасителя мира в Средневековье их назвали царями (или королями).

На первый взгляд парадоксально прославление церковью язычников, каковыми были Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Под этими именами знает их западноевропейский мир. Волхвы - определение, данное славянской традицией. В классической литературе античного периода они же именовались колдунами, которые были огнепоклонниками, прорицателями, шаманами, причем занимались этим профессионально.

Однако теологи стараются не акцентировать внимание на подобных деталях, рассматривая прибытие в Вифлеем магов как символ преклонения языческого мира перед христианским, наступления новой эры в истории цивилизации.

С точки зрения церкви, совершенно неприемлемо упоминать о Каспаре, Мельхиоре и Бальтазаре как о волхвах - отношение к последним в католической традиции было резко негативным. Так они получили статус царей. Считалось, что лишь восседающие на троне обладают наивысшей мудростью, поскольку и их сан, и прозорливость априори были божественного происхождения.

Уместно отметить, что в Евангелии их имена и сан не упоминаются, поэтому, к примеру, Православная церковь не считает их царями, не давала им имена и не вписывала их в доктрину, в отличие от Католической. Появление в католическом Кёльне собора, ставшего усыпальницей трех волхвов, определило особый статус города. Он оказался европейским духовным центром, где службу могли вести архиепископы, некоторые из которых могли стать (и становились) понтификами.

Католическая традиция именует трех волхвов королями. В память о них 6 января совершается особое богослужение.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда епископом Евсторгием в Медиолан (позже Милан). В 1164 году Фридрих Барбаросса захватил Милан и передал мощи в Кёльн, в распоряжение архиепископа Райнальда фон Дасселя. В Кёльне для мощей была сооружена рака трех волхвов, а для ее размещения и было предпринято строительство Кёльнского собора, по замыслу создателей - самого величественного собора в Западной Европе того времени.

Евангельская традиция определяет число волхвов по количеству принесенных даров. В этом были заключены две идеи: поколенческая и геополитическая. Волхвов по мере развития иконографического типа стали изображать как представителей трех различных возрастов человека (Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик) и трех различных частей света (Бальтазар - мавр, Африка; Мельхиор - белый человек, Европа; Каспар - с восточными чертами или в восточной одежде; Азия). Есть и другая интерпретация: Каспар представляет Африку, Мельхиор - Европу, Бальтазар - Азию.

В любом случае родиной их были разные континенты. Значит, в Вифлееме оказались представители разных поколений известного к тому времени мира.

Между тем инвентарное обследование мощей, предпринятое в XIX веке, показало, что в раке находятся останки, причем неполные, двоих человек, что непонятно. Однако это еще не все загадки. Черепов три. Они принадлежат мужчинам 25-30, 10-12 и 50 лет, что странно. Вряд ли один из волхвов был подростком.


Мощи святых всегда привлекали в те или иные храмы, ценные уникальными реликвиями, толпы паломников и, соответственно, денежные потоки.

В свое время работу над тройным реликварием поручили Николаю Верденскому, знаменитому в Европе золотых дел мастеру. Он же был разработчиком раки. Каждый из трех царей покоится в отдельном саркофаге.

В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. Ее ширина - 110, высота - 153, длина - 220 сантиметров. В конструкции скрыта своя символика - воплощение идеи триединства Бога.

По стенкам саркофага распределены 74 рельефные фигуры из позолоченного серебра, изображающие пророков и апостолов, а также сцены из жизни Христа. Изображен и архиепископ Райнальд, и король Оттон IV, пожертвовавший немалую сумму для сооружения собора, и другие персоны, имеющие к возведению храма прямое отношение.

Произведение считается главной святыней города, в том числе по меркантильным соображениям: для украшения реликвария было использовано не менее тысячи драгоценных камней и жемчужин, в их числе античные камеи и геммы.

Высокая реальная и художественая ценность была причиной того, что при французской оккупации в ходе Наполеоновских войн (конец XVIII - начало XIX века) и аннексии Рейнского региона святыня вместе с другими соборными сокровищами, библиотекой и архивом была упакована в ящики и перевезена в безопасное место, в монастырь в Арнсберге. Столь же тщательно святыня была в июле 1942 года укрыта в тайных подвалах одного из замков.

Белый мел при этом символизировал чистоту помыслов Иисуса Христа. Жители католических стран укрывали начертание знаков на двери козырьками, подолгу, насколько было возможно, оберегая их от непогоды. Народ, не освободившийся от языческого наследия, воспринимал меловые надписи как своего рода охранную грамоту для дома.

Сегодня рака трех королей представляет собой результат многократной и тщательной реставрации, проведенной начиная с 1750 года. К примеру, для этих целей в 1950 году было куплено более 2,5 килограмма золота, 4,4 килограмма серебра, более 700 бусин и 230 драгоценных камней.

По фрагментам шелка, сохранившихся рядом с костями, в 1981 году, при очередном перезахоронении, ведущим экспертом в области антикварных тканей Даниэлем де Йонге из Королевского музея искусств и истории в Брюсселе был сделан вывод: подобный метод ткачества соответствует технологиям II-IV веков.

В ходе перезахоронений духовные лица, принимавшие участие в данной процедуре, воспользовались этим обстоятельством и смогли убедить высшее духовенство передать в дар различным монастырям Европы крохотные истлевшие лоскутки материи рядом с прахом королей, ставшие местной достопримечательностью.

Примечательно и другое. Это не просто мощи святых, каковых в иудейской и христианской традиции достаточно. По преданию, это единственные дошедшие до нас останки людей, которые видели новорожденного Мессию. В этой связи уместно говорить не только о конфессиональной, но и о подлинно исторической реликвии.

Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"

1. Золотой саркофаг с мощами трех евангельских Волхвов в Кельнском соборе

Что говорят Евангелия о Волхвах?

Что известно об истории ковчега с мощами Волхвов=Магов?

1) три Волхва (три мудреца);

2) три пастуха, то есть попросту три пастыря (духовных);

4) три святых царя.



Рис. 13. Передняя стенка саркофага трех Волхвов (современное состояние). В центре — Богородица с Иисусом Христом, слева — три Волхва, сопровождаемые императором Оттоном (без короны).


Рис. 14. Вид передней стенки саркофага в 1781 году. Старинный рисунок. Сравнивая с современным состоянием, замечаем много важных изменений.


Рис. 15. Вид задней стенки саркофага Волхвов в 1781 году.

Скалигеровская версия следующим образом излагает историю мощей Волхвов = Магов и ковчега, в котором они помещены. Впервые о мощах трех Магов становится известно якобы лишь в начале IV века н. э. то есть будто бы через 300 лет после Христа, когда Елена, мать императора Константина, привозит мощи в Константинополь.

Вернемся к ковчегу. В 80-х годах XII века работу над ним возглавил Николаус фон Вердун. Считается, что переднюю стенку саркофага завершили около 1209 года, а заднюю — около 1225 года. К этим датам следует отнестись осторожно, поскольку они извлечены из письменных источников, датировка которых нуждается в пересмотре.

Источники сообщают о неоднократных реставрациях ковчега. Одна из них была около 1730 года и якобы связана с порчей и утратой некоторых фрагментов. Таким образом, сегодня мы видим результат определенной реконструкции первоначального облика саркофага.

Надо полагать, что в случае с ковчегом реставрация должна была бы быть особенно тщательной и бережной ввиду огромного религиозного значения этого памятника, счастливо уцелевшего и дошедшего до нас из далекого прошлого — из XII или XIII века. Очевидно, он был окружен всеобщим почитанием в христианском мире. Ведь в ковчеге хранятся останки людей (притом царей), лично соприкоснувшихся с Иисусом Христом, причем — в первые дни его жизни. Естественно предположить, что реставраторы не посмели изменить ни одного древнего изображения, ни одной древней надписи, ни одного древнего символа. Тем более, если они располагали рисунками, изображавшими вид саркофага в древности. Во всяком случае, это должно быть верно для реставраций после 1671 года, поскольку тогда, как мы знаем, старые изображения ковчега действительно существовали и даже сохранились до наших дней.

А теперь посмотрим, как реставрировали ковчег на самом деле и можно ли эту деятельность вообще назвать реставрацией.

Кто и почему уничтожил 36 золотых фигур на саркофаге?

И это не просто какие-то условные фигуры. Это — конкретные исторические персонажи. Например, в первом снизу ряду (называемом рядом пророков) правой боковой стороны (называемой стороной Соломона), часть которой видна на рисунке 1671 года, изображены пророки Амос (Amos), Наум (Naum), Иоиль (Joel), Соломон (Salomon), Иезекииль (Ezechiel), Аввакум (Habakum), Аарон (Aaron). Мелкие надписи над головами этих персонажей не видны. Однако они хорошо видны, в частности, на современных фотографиях ковчега. Надписи сохранились до сегодняшнего дня. Современные посетители Кельнского собора могут убедиться в этом лично (мы их видели в 1996 году). Хотя прочесть их издали нельзя: саркофаг поднят на большую высоту, накрыт толстым стеклянным колпаком и огорожен решеткой, не позволяющей подойти ближе чем на несколько метров.

В третьем снизу ряду (называемом рядом апостолов) правой боковой стороны (именуемой стороной Соломона) изображены апостолы Фома (Thomas), Иуда Фаддей (Judas Thaddaus), Иоанн (Johannes), Сирах (Seraph), Иаков младший (Jakobus minor), Андрей (Andreas), Петр (Petrus).

В первом ряду левой боковой стороны, называемой стороной Давида, показаны следующие известные библейские персонажи: Моисей (Moses), Иона (Jonas), Авдей (Abdias), Давид (David), Даниил (Daniel), Иоахим (Joachim), Иеремия (Jeremias). Этот ряд называется рядом пророков.

Каждое изображение индивидуально и снабжено надписью, указывающей имя данного пророка.

В третьем снизу ряду, который называется рядом апостолов, этой же, левой боковой стороны Давида изображены апостолы: Павел (Paulus), Матфей (Matthaus), Иаков старший (Jakobus major), Херуб (Cherub), Варфоломей (Bartholomaus), Симон (Simon), Филипп (Philippus).

Таким образом, на ковчеге в 1671 году в первом и третьем рядах были представлены знаменитые деятели церковной истории Средних веков. А теперь перейдем к изображениям второго и четвертого рядов. Может быть, здесь представлены какие-то не менее известные светские персонажи — цари, императоры? На старом рисунке 1671 года и на рисунке 1781 года они слишком мелкие, поэтому естественно обратиться к прекрасным современным фотографиям ковчега. И тут мы сталкиваемся с шокирующим фактом. Оказывается, все фигуры второго и четвертого рядов… исчезли. Их было 36. Сегодня их нет! Вместо них — золотые диски без надписей во втором ряду и золотые пластины с аркой в четвертом ряду. Тоже без надписей. Всего дисков и пластин 36. Они помещены в точности там, где в древности, во всяком случае еще в XVII–XVIII веках, находились какие-то фигуры.

О судьбе исчезнувших 36 фигур нам (А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко) ничего узнать не удалось. Научно-информационные издания, посвященные Кельнскому собору, хранят на сей счет молчание. Возникает подозрение, что изображения безвозвратно утрачены. Служители собора ничего сказать нам не могли.

Почему же более половины золотых фигур, украшавших ковчег, исчезли? По нашему мнению, это случилось по той причине, что они в чем-то перестали устраивать позднюю западноевропейскую церковь. Противоречили скалигеровской истории. Были уничтожены.

На передней стенке саркофага отражен главный сюжет — поклонение Волхвов = Магов младенцу Христу и Богородице (рис. 13).

Средневековый император Оттон вместе с Волхвами подносит дары Христу.

В центре передней стенки саркофага среди прочих персонажей изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Слева от нее — четыре фигуры. Ближе всего к Богородице — три Волхва с дарами. Вслед за ними к Богородице приближается четвертый человек, тоже с дарами. Над его головой четкая надпись: Otton. Справа от Богородицы показано крещение Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Вся эта картина идеально отвечает нашей реконструкции. Поясним.

Таким образом, присутствие императора Оттона на саркофаге Волхвов не только абсолютно естественно, но в определенном смысле необходимо. Было бы странно, если бы его здесь не было. Вероятно, скульптор стремился связать здесь религиозную историю с современной ей светской.

Почему на ранних изображениях сцены поклонения один из трех Волхвов — женщина?

Насколько нам известно, во всей поздней христианской литературе, живописи и скульптуре три Волхва = Мага обычно изображаются мужчинами. В частности, и в Кельнском соборе поздняя скульптура, изваянная якобы в XV веке и установленная у основания постамента ковчега, тоже представляет Волхвов = Магов мужчинами. Вроде бы все естественно. Тем более что разглядеть лица фигур на самом ковчеге практически невозможно: подойти к нему близко нельзя. Но мы располагаем прекрасными фотографиями и можем рассмотреть лица повнимательнее.

И тут обнаруживается странная вещь. Оказывается, на ковчеге два Волхва = Мага действительно изображены мужчинами с бородами, а третья фигура, стоящая между ними, явно женская! У нее нет бороды, да и тип лица очень похож на лик Богородицы. Причем эта царица-Волхв и стоящий рядом с ней царь-Волхв охвачены одной аркой, как будто скульптор объединил их в одно целое. Может быть, это муж и жена, то есть царь с царицей, или царица-мать с царем-сыном? Заметим, что все остальные фигуры, изображенные на ковчеге, охвачены только одной аркой, за исключением Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Но почему бы в таком случае не предположить, что объединение женской и мужской фигур двух Волхвов одной аркой могло иметь четкий смысл — это была либо мать с сыном, либо супружеская пара, либо отец с дочерью.

Мы располагаем уникальной возможностью проверить обнаруженный нами факт присутствия женщины на изображении независимым способом. Оказывается, сцена поклонения Волхвов = Магов запечатлена в Кельнском соборе не только на древнем священном саркофаге, но и еще в нескольких местах. В частности, на одном из древних центральных витражей собора в капелле трех Магов (рис. 16, рис. 17).


Рис. 16. Цветной витраж Кельнского собора со сценой поклонения Волхвов. Одно из самых ранних изображений. Один из Волхвов преклонил колени и подносит дары, другой стоит справа, третья фигура, слева, — явно женская.


Формально никакого секрета в именах Волхвов вроде бы нет. Скалигеровская история скупо сообщает, что Волхвов-Царей звали так: первого царя — Валтасар (Baltasar), то есть попросту Валта-царь; женщину царицу звали Мельхиор (Melchior); второго царя — Каспар или Гаспар (Gaspar). Дань уважения отдана им и тем, что в Кельне недалеко от собора есть район, где расположенные рядом три улицы и сегодня называются именами Волхвов: Balthasarstrasse, Melchiorstrasse, Kasparstrasse. Кроме того, оказавшись в Кельнском соборе, вы без труда можете узнать имена Волхвов, обратившись с этим вопросом к служителю. Услышите вежливый ответ: Валтасар, Мельхиор, Каспар.

В дошедших до нас редакциях Евангелий и вообще во всей Библии (в ее сегодняшнем виде) имена Волхвов-Царей почему-то не названы. Но на ковчеге в Кельнском соборе над головами фигур Волхвов их имена все-таки написаны. К сожалению, разглядеть их сегодня на ковчеге невозможно, поскольку подойти близко нельзя. Надписи очень мелкие. Можно догадаться, зная ответ заранее, что над головой левого Волхва-Царя написано имя Валтасар или Валтасар — Baltasar. To есть Балта-Царь или Валта-Царь. Надписи же над головами царицы и другого Волхва полностью прочесть очень трудно. Смутно видны лишь отдельные буквы.

На витражах, где изображено несколько разных вариантов поклонения Волхвов, их имен нет. А вот имена других персонажей, например библейских пророков, на некоторых витражах присутствуют. Да и имена захороненных в соборе архиепископов и других знатных лиц доступны для обозрения и прочтения. А вот об именах главных персонажей Кельнского собора витражи и скульптуры хранят молчание.

В центре собора имеется несколько изображений истории Волхвов, относящихся якобы к XIV веку. Они расположены на вертикальных панелях хор. Здесь последовательно, на пяти панелях запечатлены следующие события: посвящение Волхвов в епископы святым Фомой, затем их погребение после смерти, потом — перенос святой Еленой останков Волхвов в Константинополь, оттуда — в Милан и наконец — в Кельн. Хотя сегодня подойти близко к панелям тоже нельзя, изучение их увеличенных фотографий позволяет уверенно сказать, что и здесь имена Волхвов нигде не написаны.

Чем объясняется такая неожиданная и, прямо скажем, странная сдержанность? Постараемся разобраться.

Волхв Валта-царь — персонаж и Ветхого, и Нового Заветов.

Во-вторых, даже в скалигеровской истории пророчество Даниила-Валтасара считается ветхозаветным Апокалипсисом. То есть по стилю, духу, терминологии чрезвычайно близким к известному новозаветному Апокалипсису = Откровению святого Иоанна. Более того, согласно результатам А.Т. Фоменко (см. математический анализ Библии), ветхозаветное пророчество Даниила и новозаветный Апокалипсис должны быть совмещены во времени (см. том 1 настоящего издания).

Другие изображения Волхвов в Кельнском соборе, в европейских храмах и в средневековой живописи.

В Кельнском соборе имеются еще несколько изображений Волхвов, в том числе замечательные витражи. Причем, как утверждают сами историки, древние.


2. Как уже говорилось, сюжет поклонения Волхвов = Магов воспроизведен также на нескольких панелях хора, в центре Кельнского собора. Что же мы видим на них?

В первой сцене поклонения Волхвов совершенно ясно изображена женщина. Женское лицо, женская фигура, открытое платье с декольте, высокая прическа. Никаких сомнений тут нет. В следующей сцене посвящения Волхвов в епископы мы снова ясно видим женщину-Волхва. Она первая слева. В сцене смерти Волхвов видим гроб, где рядом лежат два Волхва. Один из них — тот, что лежит ближе, — снова женщина. Третьего Волхва здесь нет. Наверное, изображение снова подчеркивает родственную связь Валтасара и Мельхиор. Ведь не случайно же их положили в один гроб. Так обычно хоронили родственников.

Интересно обратиться теперь к другим германским средневековым изображениям Волхвов.

6. На золотом саркофаге Богородицы, хранящемся в Аахенском Доме, также представлена сцена поклонения Царей-Волхвов. Общая композиция нам уже хорошо знакома: Каспар, преклонив колено, подносит дары Иисусу, за ним стоят Валтасар и Мельхиор. Каспар и Валтасар, без всяких сомнений, изображены мужчинами, а Мельхиор, тоже вне всяких сомнений, — женщиной. Саркофаг древний, изготовленный якобы в 1239 году. Считается, что в саркофаге лежит одежда Марии, которая была на ней в ночь рождения Христа, и еще несколько вещей, связанных с Христом (см. подробности в главе об Аахенском Доме). Царицу Мельхиор изображали женщиной не только в средневековой Германии.

7. В Лондоне, в Музее Виктории Альберта, хранится рельефное резное изображение поклонения Волхвов, датируемое 1130 годом. Оно прекрасно сохранилось, хотя не исключено, что не полностью. Как сказано в подписи, возможно, когда-то было укреплено на саркофаге. Изображены три Волхва = Мага. Двое мужчин, с бородами, а между ними — явно женщина. Красивая белокожая европейка с большими изящными глазами. Одета в длинное платье.

8. В Лондоне же, в Британском музее, хранится старая Псалтырь Роберта де Лисле, которую относят к 1320 году. Среди иллюстраций, в сценах из жизни Христа, находится изображение Волхвов. И опять среди трех Волхвов мы видим женщину с пышной прической, в платье.

12. В 1996 году А.Т. Фоменко посетил известный православный Рильский монастырь в Болгарии. Считается, что монастырь основан в X веке н. э. Несколько раз горел и восстанавливался заново. Перестроен в XV веке. В разных местах на сводах главной церкви монастыря находятся три росписи со сценой поклонения Волхвов. И на всех трех фресках один из Волхвов — явно женщина. Любопытно, что росписи сделаны или восстановлены довольно поздно, в XIX веке. То есть в то время, когда в других странах Европы и России трех Волхвов уже изображали мужчинами. Кстати, среди авторов (реставраторов) фресок Рильского монастыря был знаменитый болгарский художник Зограф.

Почему библейский царь Соломон изображен на саркофаге женщиной?

Распятие Геро в Кельнском соборе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также: