Рака с мощами святого симеона верхотурского

Ко второму обретению мощей праведного Симеона Верхотурского

Одним из пострадавших от советской власти стал покровитель уральской земли праведный Симеон Верхотурский, почивший более 300 лет назад. Новая власть несколько раз приговаривала его останки к уничтожению, святой был выдворен из Верхотурского Николаевского мужского монастыря, где несколько веков мирно почивал, его мощи перебрасывали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой.

Неугодный власти угодник Божий

Вскрытие намеревались провести сразу после окончания литургии, приблизительно в час дня. Однако монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора. Раку вынесли из Крестовоздвиженского собора на паперть. Так началось надругательство над мощами Верхотур­ского чудотворца. Его святые мощи были подвергнуты кощунственному расчленению, их вынули из гроба по частям и разложили на столе. После этого члены комиссии перевернули гроб и вытряхнули на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, на котором почивали мощи.

Паломничество… в музей

Когда не удалось публично опорочить святого Симеона, большевики решились пойти на крайне радикальные меры – физическое устранение. То обстоятельство, что праведник и так уже умер 300 лет назад и борьба ведется с человеческими останками, в чудодейственную силу и бессмертие которых новые власти как бы не верили, нисколько их не смущало. Живым он не был бы для них так опасен, как почивший. Потому что при жизни он жил, как юродивый, не был никому известен и всячески бегал людей с их тщетной славой, а преставившись, он стал творить столько чудес и исцелений, что слава о нем неслась по всей Руси и за ее пределами. Паломники продолжали ехать и ехать к нему за помощью со всех концов страны, совершенно пренебрегая тем, что такое их поведение никак не соответствует моральному облику советского человека. Мощи праведного Симеона решено было изъять и сжечь.

Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме – том самом, в подвале которого в 1918 году были расстреляны царственные страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем их убрали в запасники, и после этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными.

Пришло время возвращать и возвращаться

Священноначалию было известно, где находились мощи праведного Симеона; попытки их вернуть предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.

В конце 1980-х годов, когда Церкви постепенно начали возвращать святыни и храмы, владыка Мелхиседек (с 1984 года – архиепископ Свердловский и Курганский, с 1993 года – Екатеринбургский и Верхотурский; ныне на покое) вновь решился просить о возвращении мощей. Для начала он пригласил на прием Нину Александровну Гончарову, расспросил ее о мощах, об условиях, в которых они пребывают в музее. Начались долгие переговоры с властями; владыке Мелхиседеку пришлось обращаться в Министерство культуры и Совет Министров СССР. Наконец разрешение, которого ждали многие годы, было получено.

Все то время, пока для святых мощей готовилось достойное место, они хранились в келье владыки. Вскоре, 25 мая 1989 года, мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно, при значительном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге). Этот день – 25 мая – стал церковным праздником – днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.

В храме Всемилостивого Спаса святые мощи пробыли два года. В память об этом там поныне хранится часть мощей праведника. За это время была окончена реставрация храмов Верхотурского Николаевского монастыря, возвращенного Церкви в 1990 году.

24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи праведного Симеона Верхотурского величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга, после чего святыню повезли в Верхотурье. Во всех городах, через которые везли мощи, навстречу им выходило множество верующих. В самом Верхотурье встреча Симеона стала народным праздником: сотни паломников и местных жителей стояли с зажженными свечами вдоль дороги, по которой должны были провезти мощи. Колокольный перезвон и море огоньков встретили торжественную процессию, и всю ночь – совсем как в далекие времена! – нескончаемым потоком шли богомольцы, чтобы поклониться вновь обретенной святыне. Так после 70-летнего изгнания и мытарств по музейным запасникам опальный святой был возвращен в Николаевский монастырь, в котором почивает и поныне.


25 сентября Русская Православная Церковь совершает память перенесения (1704) святых мощей праведного Симеона Верхотурского – небесного покровителя Уральской земли – в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, где они пребывают поныне.


Именно в год 300-летия дома Романовых совершилось освящение огромного Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. Даже сейчас современных людей, чей глаз привык обозревать небоскребы, размеры монастырского собора поражают. Ведь возведен храм далеко от столиц, можно сказать, в глуши (в городке Верхотурье проживает и ныне всего около пяти тысяч человек). А собор, построенный по проекту архитектора А.Б. Турчевича, по величине – третий в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского. Возводили его в расчете на несколько тысяч человек – по большой любви к праведному Симеону Верхотурскому, так как в храме-предшественнике не вмещались все богомольцы. К нетленным и цельбоносным мощам святого Симеона – испросить его небесного предстательства – шли со всех концов страны.


Уральская земля на протяжении веков хранит память о праведном Симеоне. В царской России существовал богомольный маршрут, который можно назвать Симеоновским. Начинался он в Меркушине, в том месте, где подвизался Божий угодник, где он преставился, и где спустя пятьдесят лет после его кончины гроб поднялся из земли, и были обретены святые мощи (на месте могилы забил источник, за его чистой водой паломники ездят до сих пор). Продолжали маршрут храмы, которыми были отмечены места остановок при перенесении святых мощей из Меркушина в Верхотурье. Сейчас это паломничество по святой земле праведного Симеона возрождается: как и раньше богомольцы едут со всех концов страны, и особенно большой их поток стремится в обитель в памятные дни.

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь был основан в самом начале ХVII века, в царствование Бориса Годунова. Иеромонах Иона родом из Пошехонья занялся устройством обители вскоре после присоединения к Руси этих обширных земель. Монастырь пользовался покровительством первых Романовых, но довольно быстро утратил известность. Всё изменилось спустя столетие, когда в 1704 году из Меркушино сюда были принесены святые мощи праведного Симеона, и люди потянулись к святыне. Монахам, а число насельников в начале ХХ века достигало без малого двухсот, приходилось встречать паломников и заботиться о них. Строились монастырские гостиницы, перестраивались храмы, и непрерывно, невидимо для мира, совершалась молитва. А мир тянулся к простоте и чистоте праведника и к тем, кто избрал иноческий путь.

После установления советской власти, как и в другие святые места, сюда пришла мерзость запустения. Монастырь просуществовал до 1928 года, потом в его стенах была устроена колония. Когда обитель вернули Русской Православной Церкви – это произошло практически сразу после празднования тысячелетия Крещения Руси, – ужас разрушения и степень надругательства поражали. Архимандрит Тихон (Затекин), первый наместник возобновленного Верхотурского мужского монастыря, вспоминает, что почти уничтоженный собор, тем не менее, сохранял величие духа и производил сильнейшее впечатление. В только что оставленных колонией пространствах стали устраиваться первые монахи – молились, вывозили машинами мусор, одновременно искали сведения о монастыре и артефакты… Сейчас в обители создан удивительный музей, который посещают все приезжающие. Интересные, редкие экспонаты рассказывают о жизни в этих святых местах. И в те далекие времена, когда строили храмы, и когда их сносили, и затем вновь строили по кирпичику – чтобы возвращаться к себе самим и созидать чистоту души по примеру праведного Симеона…

Верхотурье именуют духовной столицей Урала. Власти стали обращать внимание на этот маленький городок, который когда-то был рубежом нашего Отечества. Здесь самый молодой и самый маленький Кремль страны, возведенный по указу Петра I. Список верхотурских святых состоит из пятнадцати имен. О Верхотурье знают далеко за пределами Урала. Например, на юго-востоке Москвы есть приход с посвящением святому праведному Симеону. Прихожане этого храма во главе с настоятелем ежегодно совершают паломничество к цельбоносным мощам святого за утешением и поддержкой.

В монастыре хранится много свидетельств об исцелениях и чудесах, совершаемых по молитвам к святому. Он никого не оставляет не утешенным. Постоянные монастырские прихожане рассказывают, как их жизнь освящена его подвигами и добрыми делами. По примеру своего святого, они (а чаще всего, несмотря ни на какие православные молодежные движения, это бабушки) скоры на помощь, всегда приходят первыми. Например, недавно был брошен клич о заготовке овощей, консервировании того, что вырастили на монастырских огородах, – и все дружно делали соленья, закрывали бесчисленные банки, многие из которых будут открыты для угощения паломников зимой, когда в последний день года вспоминают прославление праведного Симеона в лике святых.



Сейчас в Верхотурском монастыре в разгаре подготовка к осеннему Симеонову дню, вновь едут со всех концов России паломники. Многое надо успеть приготовить, обустроить. Но не заметно суетности. Всё неспешно, по-простому, по-доброму. И есть время подумать, и в большом храме побыть наедине с собой. В провинции, в маленьком городке Верхотурье, сохраняется трепетная русская душа. Обо всех позаботится святой праведный Симеон.

Однажды на место, где был погребен Симеон, приехал сам митрополит Игнатий. Он слушал донесение своего помощника, о том, что тело святого нетленно, от него исходит благовонный запах. Но митрополит отнесся к этому скептически, после чего у него сильно заболел глаз, и он понял, что это кара за его сомнение. После чего он сам лично освидетельствовал мощи святого праведного Симеона.

Святой Симеон Верхотурский — почитается в Русской православной церкви как праведный. День памяти его отмечается в несколько дат:

  • 31 декабря — день его прославления;
  • 25 сентября — отмечается первое перенесение мощей;
  • 25 мая — его нетленные мощи были торжественно перенесены в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.

Симеон Верхотурский считается небесным покровителем уральской земли.


Симеон Верхотурский — небесный покровитель Уральской земли. Чтобы вести более спокойную жизнь он ушел жить в село

Симеон родился в семье благочестивых людей примерно в начале 17 века

Симеон родился в семье благочестивых людей вне пределов Сибири примерно в начале 17 века. Повзрослев, он уезжает в Сибирь в Верхотурскую область. В то время Верхотурье было известно как торговое место, и там Симеон не смог вы вести спокойную жизнь.

Поэтому он начинает жить в селе Меркушино. Именно это место располагало к богомыслию и отшельническим трудам. Очень часто он ходил по ближайшим деревням и селам для большего уединения с Богом.

В свободное от молитв время, он занимался шитьем шуб. В летнее же время он ловил рыбу. Имя святого становилось все более известным. Он также ходил по домам крестьян и работал у них. Часто ему многое приходилось терпеть, но он сносил все тяготы.

Часто святой не до конца доделывал свою работу, чтобы ему не платили. Многие осуждали его за то, но затем люди поняли, почему он так поступает.


Часто Симеон проводил свое время за молитвой. Летом же ловил рыбу, а зимой шил шубы

Симеон также посещал в селе Меркушино храм во имя Архистратига Михаила. Ко всем он всегда старался относиться с добром. К сожалению, Симеон умер, так и не дожив до старости. Кончина его пришлась примерно на 1642 году. Его тело погребли в селе недалеко от храма.

Очень много чудес происходило от мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Немного было известий о его жизни. Но стоит сказать о его благочестивой жизни. После смерти от его мощей обильной струей стекают исцеления. В 1692 году стали замечать, что гроб его стал подниматься все выше из земли.

Через расщелины в досках, люди увидели нетленные мощи. Именно так Господь решил прославить этого святого, о котором вскоре совсем забыли. Вскоре мощи святого Симеона стали почитать. От них стали происходить различные чудотворения.

В то время один воевода должен был ехать в Нерчинск. Но впал в тяжелый недуг, его тело было расслаблено. Он ничего не мог делать сам. По дороге ему становилось все хуже, и они решили остановиться в Верхотурье.

Там они узнали о мощах святого Симеона, и поспешили к его гробу. На могилке он попросил отслужить молебен, а затем взял немного земли с гроба, и обтер ею свое тело, после чего почувствовал себя намного лучше. Когда он стал совершенно здоровым, то стал рассказывать всем окружающим о том, как ему помог Господь и сила Святого Симеона Верхотурского.


По молитвам святого Симеона происходило множество чудес

Вскоре слухи о чудесах, происходивших у мощей святого Симеона, распространились повсюду. Тогда Верхотурье принадлежало Сибирской епархии. Иерархи наблюдали за тем, с каким рвением люди молятся. Они часто объезжали города и села, чтобы убедиться в том, что нет людей, которые уклоняются от православия.

Однажды они послали своих помощников в это место. Помощник Матвей лично удостоверился в мощах, которые выходили прямо из земли. Об этом он сообщил в свою епархию. На месте же он сказал священникам сделать сруб. Так и было сделано.

Первое освидетельствование его мощей было совершено 18 декабря 1694 года. На следующий день в это место приехал сам митрополит Игнатий. Он слушал донесение Исаака, о том, что тело святого нетленно, от него исходит благовонный запах. Но митрополит отнесся к этому скептически.

Также говорится затем о том, что у митрополита заболел глаз, и он понял, что это кара за его сомнение. После чего он сам лично освидетельствовал мощи. Ночью он получил откровение о том, кто это за новоявленный угодник Божий, так как тогда еще не знали кто он.

В 1694 года Игнатий снова посетил Меркушино, чтобы вторично освидетельствовать мощи святого Симеона. Он приказал, чтобы собрали сведения об этом святом. Именно на основе этих данных и было написано житие святого праведного Симеона.

В 1704 году мощи Симеона были доставлены в Николаевский монастырь города Верхотурье

12 сентября 1704 года мощи Симеона были доставлены в Николаевский монастырь города Верхотурье. Мощи поместили в церкви у правого клироса. Также перенесение мощей связано с еще одной необычной историей. Оно связано с крестным ходом, который был остановлен по молитве хромого юродивого Космы.


Николаевский монастырь города Верхотурья, где находятся мощи святого Симеона

В 1716 году церковь пострадала при пожаре, но рака с мощами осталась невредимой. После восстановления храма их перенесли в придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который затем был переименован в святого Праведного Симеона. На том месте, где был погребен Симеон Меркушинский, забил родник. После чего на этом месте была построена каменная часовня.

В 1886 году в Екатеринбурге решили организовать Братство святого Симеона. Цель была одна — духовное просвещение. Затем при нем был организован миссионерский фонд для помощи обездоленных лиц, которые вернулись из раскола.

В то время мощи Симеона стали привлекать множество верующих христиан. Именно в связи с этим, рядом с Николаевским монастырем, был построен Крестовоздвиженский собор. Перенос туда мощей Симеона Верхотурского состоялось в 1913 году, когда отмечали трехсотлетие династии семьи Романовых.


Так выглядят мощи Симеона Верхотурского в настоящее время

Позднее императорская семья пожертвовала резную серебряную сень для мощей Симеона. Ее перенесли в Верхотурье. 27 мая мощи были перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря.

В 1918 году было произведено первое вскрытие мощей Праведного Симеона

В 1917 году власть перешла к большевикам, поэтому в 1918 году комиссия Сабурова произвела первое вскрытие мощей Праведного Симеона. Архимандрит Ксенофонт примирился с этим решением. Вскрытие ограничилось только снятием с мощей покровов. В 1918 году Верхотурье пошло под контроль армии Александра Колчака.

Через год началось отступление Белой армии из Верхотурья, поэтому архимандрит принял решение об эвакуации Верхотурского Николаевского монастыря и всего населения города. Ценности храма были спрятаны в монастыре и в скиту архимандрита. С собой монахи забрали только раку из-под мощей.

Сам архимандрит далеко уехать не смог, поэтому путь с ракой продолжали монахи. Вскоре на путь им встретилась женская обитель, где они и остановились. В 1920 году они вместе с ракой вернулись обратно.

25 сентября 1920 года состоялось вскрытие мощей Симеона. В 1924 году мощи стала обследовать специальная комиссия областного отдела здравоохранения. Они постановили, что обряд приложения к мощам считается негигиеничным, поэтому опечатали гроб. В 1929 году мощи передали в Тагильский музей.

В 1935 году мощи Симеона отдали в Уральский антирелигиозный музей.

В 1947 году епископ Свердловский и Челябинский писал о возвращении мощей на их родину в храм.

В 1989 году мощи вернули Русской православной церкви, и тогда же состоялось обретение мощей святого Симеона. Основная часть была перенесена в Верхотурский монастырь Крестовоздвиженского собора.

На иконе изображен Симеон, который удивляет своей искренностью и чистотой

Также существует икона Симеона Верхотурского. На иконе изображен Симеон, который удивляет своей искренностью и чистотой. В одной руке он держит свиток. На заднем плане иконы, мы можем увидеть маленькую церковь.


Одна из старинных икон святого Симеона

Святому Симеону Верхотурскому молятся о защите от душевных и телесных болезней

В чем помогает Симеон Верхотурский, о чем молятся ему? Ему молятся:

  • о защите от проблем с кожей и глаз;
  • о защите от душевных и телесных болезней;
  • о помощи в избавлении от алкоголизма;
  • о защите от нечисти.

Также стоит сказать о том, что в настоящее время известен его родник, который расположен в поселке Троицкая Вихляйка.

Праведному Симеону Верхотурскому написан тропарь и кондак

Симеону написан тропарь и кондак, который исполняется во время его почитания в храме.

Тропарь, глас 4:

Кондак, глас 2:

Симеону Верхотурскому написана молитва, которую можно читать перед его иконой.

Молитва:

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая!

По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.

И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси:

сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси,

да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

В Сибири и на Урале до сих пор есть глухие места, где время словно остановилось. Там непроходимые болота, глухие леса, там скрываются от людских взоров подвижники благочестия. В начале 17 века один такой скромный и благочестивый человек жил в 50 верстах от Верхотурья. Родом он был не из этих мест, а из центральной России. Звали его Симеон.

  • Житие
    • Полезные материалы
  • Явление мощей
    • Открытие
    • Изъятие
    • Возвращение святыни
  • В чём помогает святой
  • Храмы
  • Тропарь, кондак, величание
  • Молитва
    • Похожие статьи

Житие

Дворянин по происхождению, он отрекся от мирской суетной жизни и пришел в глухую местность в районе села Меркушино. Окрестная природа, дикие места привлекали отшельника своей первозданной красотой. Он часто уединялся где-нибудь на берегу реки Туры, проводя время в молитвах и ловле рыбы.


И сейчас известен камень, на котором сидел праведный Симеон, неподалеку стоит Крест с памятной надписью. Кроме рыбалки святой зарабатывал себе пропитание шитьем зимой шуб для селян. В те времена, было принято так, что портные жили в домах, которые они обшивали. Хозяева кормили труженика, пока он работал. Но обычный портной мог заработать за сезон достаточно денег, чтобы позаботиться о себе.

Смиренный же праведник зная, что ему предстоит получение оплаты за труд, тайно уходил из дома, бросая работу чуть не доделанной. За это его обычно ругали, а где-то и били. Но вскоре селяне поняли, что он это делает, чтобы не брать денег за работу.

Подвижник с радостью переносил неудобства и лишения страннической жизни. Его доброе слово, растворенное любовью к Богу, укрепляло людей в вере Христовой. Но еще более святой проповедовал своим примером целомудрия, воздержания, чистоты душевной и телесной. Он часто посещал храм во имя Архистратига Михаила в селе Меркушино. И был погребен неподалеку от этого храма около 1642 года. Из-за крайнего воздержания и скудной жизни подвижник умер, не дожив до старости.


Симеон Верхотурский в молении
Школа или худ. центр: Екатеринбург
1830-е годы
Дерево (доска паркетирована). Левкас, темпера.
35.8 × 19.3 × 2.3 см
Свердловский областной краеведческий музей,
Екатеринбург, Россия
Инв. И-414

Явление мощей

Его смиренная, одинокая жизнь была неприметной и потому известно мало подробностей о его подвижнической жизни. И память о нем исчезла бы совсем, если бы не сам Господь чудом не напомнил людям о праведнике, достойном глубокого уважения.

Но к тому времени уже все забыли имя похороненного в этом гробу праведника. Набожные люди возносили благодарение Богу за явленное чудо нетления мощей и начали распространять молву о гробе, вышедшем из могилы.


Между тем начали происходить исцеления. Воевода Антоний Савелов проезжал через Верхотурье к новому месту службы. Он взял с собой любимого прислужника Григория, который к тому времени уже целый год был разбит параличом. Там они услышали о чудесных мощах, явившихся недавно в селе Меркушино. Расслабленный попросил, чтобы его отвезли туда, помолился, потом взял землю, обтерся ей и сразу почуял, как в его члены возвращается сила. Выздоровевший больной прославил Господа и отправился обратно, прихватив с собой немного земли с чудесной могилы.

Вскоре Григорий встретился со своим другом, служившим другому воеводе, Ильей Головачевым, страдавшим сильной болезнью глаз. Тот находился в тяжелом унынии, боясь совершенно потерять зрение. Тогда Григорий рассказал другу о своем чудесном выздоровлении и предложил помолиться неизвестному подвижнику.

Илья с верой в силу праведника взял у Григория немного земли, положил ее под повязку к глазам и в следующую ночь проснулся от того, что из них текла кровь. Утром он обнаружил, что стал здоровыми и в великой радости поехал в Меркушино, чтобы поклониться чудесным мощам.

Между тем у воеводы Нарышкина тоже болела глазами дочь. Услышав о исцелении своего слуги он отправился с ней к могиле и заказал панихиду. После молитвы дочь приложила к глазам землю с гроба и сразу получила исцеление.

Скоро о явившихся мощах и чудесах узнали в Тобольске. Объезжая Сибирскую епархию по поручению архиерея, приехал в Верхотурье помощник митрополита. Это происходило в 1693 году. Помощнику рассказали о необычных чудесах и свозили на тот погост, где нашли гроб, вышедший из земли. Вернувшись домой, священник обо всем доложил своему владыке.

В следующем году произошли новые чудеса от мощей. Вначале исцелился житель Верхотурья Иоанна Григорьев от расслабления, затем выздоровела его дочь от болезни, покрывшей язвами все лицо. После произошло еще одно чудо. Всадник объезжал коня и упал, раздробив при этом ногу так, что не мог подняться. Больного привезли к могиле праведника. Там он попросил отслужить вначале молебен покровителю Храма рядом с которым находилась могила, а затем панихиду святому, имя которого все еще не было известно. После этого опухоль на ноге спала, боль прошла и человек стал здоров, как будто никогда не болел.


Симеон Верхотурский в житииШкола или худ. центр:
Верхотурский уезд
Середина — вторая половина XIX в.
Дерево, шпонки торцовые.
Паволока, левкас, темпера, имитационное золочение.
17.5 × 14.7 × 2.3 см
Частное собрание, Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1997 — Бызов О. И.

18 декабря 1694 года в Верхотурье нужно было освятить храм. Для этой цели туда направился митрополит Тобольский Игнатий. С ним были несколько священников и монахов. Они задержались в другом селе, в семи верстах от Меркушино. Владыка, зная об этой истории, не захотел сам осмотреть мощи, а послал туда Исаака, Далматовского игумена, и других представителей духовенства. Они прибыли на место и сняли крышку гроба, чтобы составить акт об освидетельствовании нетленных мощей. Они увидели сохранившееся тело праведника. Истлела только некоторая его часть.

На другой день прибыл в село митрополит. Он посетил храм Архистратига Михаила и выслушал доклад игумена Исаака о вскрытии мощей. Владыка пришел в недоумение, услышав рассказ священников. В тот же день у него начал болеть левый глаз. Вначале митрополит подумал, что это произошло от простуды, но потом ему пришла мысль, что эта болезнь послана за то, что не он сам проводил освидетельствование.

Тогда преосвященный после Литургии вместе с духовенством отправился к могиле и, открыв гроб, увидел все сам и сказал такие слова:

Даже сам гроб был целым, хотя прошло со дня захоронения больше пятидесяти лет. После панихиды он снова был частично присыпан землей. А над тем местом к тому времени уже стоял небольшой сруб — часовня. Так произошло первое освидетельствование святых мощей праведника. Но все еще не было известно его имя.

Преосвященный обратился к народу и спросил, не знает ли кто-нибудь похороненного здесь человека. Из толпы вышел старец по имени Афанасий и рассказал о жизни праведника, о его происхождении, но имени назвать он не смог. Тогда архиерей наказал всем, чтобы молились Богу, и сказал, что он сам тоже будет молиться, и Господь поможет узнать имя своего раба.

На другой день митрополит Игнатий еще раз осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это праведный Симеон.. Вскоре записали историю явления святыни, сочинили акафист и стали собирать рассказы о чудесах от святых мощей, который с того времени стало еще больше.
Мощи переносят в Верхотурье.

В 1704 году народ решил, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище. Для осуществления задуманного, вначале нужно было испросить благословение архиерея. К тому времени Тобольскую кафедру был назначен митрополит Филофей. Он дал согласие на перенос мощей в Верхотурье. Тогда священные останки благоговейно переложили в новую раку, и 12 сентября задуманное благочестивое дело благополучно завершилось. С тех пор праведного Симеона стали называть Верхотурским.

В 1798 году для мощей была изготовлена медная рака, в 1848 – серебряная, с позолотой стоимостью 14573 рубля.

В 1914 году по случаю открытия Крестовоздвиженского собора и перенесения туда главной святыни края, стараниями Государя Николая была изготовлена и привезена новая сень для мощей, которую поставили над серебряной ракой. На ней было выгравировано много украшений, икон и вся она была покрыта золотом. Два века великий праведник спокойно почивал в Верхотурье в своих мощах, пока не приблизились тяжелые испытания.


Николай Чудотворец и Симеон Верхотурский
Последняя четверть XIX в.
Дерево, пазы от врезных сквозных утраченных шпонок. Грунтовка, масло.
35.8 × 30.3 × 2.1 см
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия
Инв. И-423
Реставрация: 1997 — Гордиенко Т. А

С приходом к власти большевиков нарушилась спокойная жизнь святой обители. В 1920 году безбожники решили испортить верующим великий праздник. Была образована комиссия из представителей власти, которая должна была 25 сентября вынуть мощи из ковчега с целью надругаться над святыней. Это знали священнослужители и старались как можно дольше затянуть богослужение.

Храм и соборная площадь были переполнены богомольцами. После литургии начали медленно читать акафист. Люди начали рыдать, чувствуя недоброе. Уже два часа комиссия ждала окончания службы и, наконец, не выдержала.

Председатель комиссии приказал прервать службу, но получил отказ. Тогда красноармейцы с силой протиснулись через богомольцев, растолкали монахов, окружавших раку с мощами. Затем военные с большим трудом вынесли мощи на паперть.

Архимандрит Ксенофонт, сняв пелену с мощей, отказался дальше производить вскрытие. Тогда безбожники сами начали осквернять святыню, доставая руками части тела праведника и складывая их на стол. Толпа народа стояла в оцепенении от невиданного кощунства. Когда гробницу опустошили, ее перевернули, вытряхнув оттуда пух, на котором почивали мощи праведника.

Плачущие богомольцы старались схватить пушинки, чтобы спрятать их за пазухой. Комиссия, закончив кощунство, разрешила монахам сложить останки обратно в гробницу. На другой день был арестован архимандрит Ксенофонт и многие другие монахи.

В 1926 году Крестовоздвиженский собор был закрыт, мощи забрали в краеведческий музей г. Нижний Тагил. Когда набожные люди начал идти в музей как в паломничество, власти перевезли мощи в Свердловск в 1935 г., где они были помещены в качестве экспоната в музей атеизма в доме Ипатьева, а в 1946 году останки забрали из музея и они считались утерянными.

В год празднования Тысячелетия Крещения Руси некоторые святыни были возвращены православным. Мощи Верхотурского молитвенника были обнаружены в кладовых полуразрушенного собора Александра Невского. Даже после смерти смиренному рабу Христову опять пришлось терпеть лишения и скорби, как когда-то в земной жизни. В течение 63 лет останки праведника находились в поругании от безбожников.

Читайте также: