Рака с мощами георгия

Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в Даниловом монастыре.

Большинство святынь, хранящихся в настоящее время в Даниловом монастыре, было передано в обитель после ее возрождения в 1983 году. Особенно много святынь поступило в середине 1980-х годов, когда Данилов был единственной иноческой обителью, возвращенной Русской Православной Церкви после почти 70-летнего периода гонений. Верующие восприняли открытие Данилова как первую весть о наступлении благоприятнейших для Церкви времен. Со всех концов страны, из действующих храмов, светских организаций, от архиереев, священнослужителей, благочестивых мирян в монастырь стали поступать святые мощи угодников Божиих, древние и новые иконы, другие священные предметы. Многие святыни были переданы как пожертвования. В обитель также вернулось несколько чтимых икон, принадлежавших прежнему Данилову, и частицы мощей его основателя благоверного князя Даниила. В настоящем очерке даются краткие сведения лишь о главных монастырских святынях.

Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого Даниила были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. В 1932 году этот храм также был закрыт, и мощи святого князя исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Рака с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. История их восходит к 1920–1930-м годам. Мощи в ковчежце, похожем на пенал, с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила, принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. В 1930-е годы, находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей кончины отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Д. С. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви. Рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.

Ковчег с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, † 1937), были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием 30 мая 1986 года. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

Иконы святого князя Даниила с частицами мощей

В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), находится на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей − аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма - для поклонения.

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)

Преподобноисповедник Георгий († 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, в годы революции архимандрит Георгий был настоятелем Мещовской Георгиевской обители в Калужской епархии. Промыслом Божиим избавленный от верной смерти, в 1920-е годы он нес послушание духовника и старца в Даниловом монастыре. За пастырский подвиг был сослан в Казахстан. Умер в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Память его совершается 21 июня / 4 июля (день преставления). Честные мощи преподобного Георгия были обретены вскоре после прославления, осенью 2000 года. Деревянная резная рака с мощами преподобного Георгия, находится в Покровском храме.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского

Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского хранится в Троицком соборе обители, у центрального юго-восточного столпа.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Иконы преподобного Серафима Саровского

В течение 12-и лет в Серафимовской церкви, устроенной в монастырской стене у Святых врат, хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, † 1935). Икона, написанная в 1912 году, была передана в Данилов монастырь в 1988 году монахиней Евпраксией (Киселевой), родной сестрой монахини Фамари (Протасьевой, † 1987), которая была ученицей и сподвижницей схиигумении Фамари. В 2000 году икона возвращена в возрожденный Серафимо-Знаменский скит, а на месте, где она находилась, помещена точная копия с нее, в которую вложена частица мощей преподобного Серафима. Там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.

Другая икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Икона преподобного Сергия Радонежского

Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия.

Икона великомученика Пантелеимона

Современная икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей находится в Покровской церкви.

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей. Икона написана в начале XXI века.

Икона блаженной Матроны Московской

Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону. Икона находится в Покровской церкви.

Икона святителя Иоанна Суздальского

Находится в Покровском храме на южной стене.

Три чтимые иконы, ранее находившиеся в Даниловом монастыре, в 1980-е годы были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году. Этот храм не закрывался в годы гонений, и иконы сохранились. В церкви Сошествия Святого Духа осталась еще одна старая даниловская икона - благоверного князя Даниила.

Владимирская икона Божией Матери с акафистом

Это самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Этот почитаемый образ, написанный маслом в середине XVIII века, пожертвован Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным († 1805). Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря игуменией Митрофанией (Розен, 1861–1874 гг.), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона помещалась в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.

Икона Святой Троицы

Эта древняя икона, написанная во второй половине XVI века, была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. В связи с этим трагическим событием и был пожертвован из семейного собрания большой старинный образ Святой Троицы. Это произошло незадолго до освящения Троицкого собора 27 апреля 1986 года, и принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора. Образ Святой Троицы помещен на центральном юго-восточном столпе храма.

Казанская икона Божией Матери

Икона великомученика Георгия Победоносца

Икона великомученика Пантелеимона

Икона конца XIX – начала XX века, происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Икона находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского

Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.

Под этим названием "Мы просто ненавидим русский народ" я хочу показать подборку фактов, которая красноречиво говорит о том, что в России есть прослойка, некий класс "патрициев", которые всем своим нутром люто ненавидят государствообразующий русский народ и очень сожалеют о том, что в годы Второй Мировой войны СССР победил нацистскую Германию.

Примите это как информацию к размышлению.

1. Два художественных кинофильма — две идеи. Один фильм снят целиком на деньги государства "Российская Федерация", другой фильм снят почти целиком на народные деньги с небольшой подачкой от Минкульта.


Я не сценарист и не режиссёр, но даже я знаю, что общество подобно ребёнку. Что ты показываешь ему, чему учишь — таким он и будет!

Некоторые режиссёры вроде Андрея Звягинцева, создателя фильма "Левиафан", удивляются, что народ не любит их фильмы и считает их уродскими. "Мы в них жизнь показываем, как она есть!" — говорят они.

А своим детям вы тоже показываете, как вы бухаете, трахаетесь и материтесь?

Показывать в фильмах нужно не жизнь, полную негатива, а то, какой жизнь должна быть! Тогда и общество, видя и запоминая хорошие примеры, будет стремиться стать лучше.

Пока же видно стремление многих российских режиссёров научить народ плохому, опустить его нравственный уровень, разложить морально силой искусства!

2. Факт издевательства и глумления над российскими ветеранами Великой Отечественной войны:

Шутники-мажоры, которые в курсе, что в российском законодательстве нет статьи за преступление такого рода, якобы "ошиблись", помещая на огромный уличный плакат фотографию нацистского экипажа самолёта-бомбардировщика "Юнкерс-88" в сопровождении надписи: "Они сражались за Родину!".



Источник.

Никакого "досадного недоразумения" в данном случае нет и быть не может, потому как все дизайнеры просто обязаны знать как "2х2=4" об авторском праве, согласно которому у каждой фотографии есть её автор и есть её история. А история этой фотографии очень хорошо известна, поскольку это фото находится во многих архивах и фотоальбомах Второй Мировой войны!


Это экипаж немецкого бомбардировщика "Юнкерс-88", бомбившего города Советского Союза. Поэтому надпись "Они сражались за Родину!" рядом с этой фотографией является глумлением над исторической памятью людей, боровшихся с фашизмом.

3. Факт издевательства и глумления над российскими ветеранами Великой Отечественной войны:

Обратите внимание, на этом уличном баннере даже флаг России перевернули, сделав из него флаг Сербии:


4. Факт издевательства и глумления над российскими ветеранами Великой Отечественной войны:


Исходная фотография, взятая для баннера: " В 1944-м в битве за Римини произошел прорыв немецкой обороны союзниками".


Понятно, что производители рекламы, помещая на уличный баннер фотографию американских солдат и сопровождая эту фотографию надписью "Это наша Победа!", пожелали тем самым сказать, что "это американцы победили фашизм!".

5. Факт издевательства и глумления над российскими ветеранами Великой Отечественной войны:


Тут даже на "досадное недоразумение" сослаться нельзя, ибо форму немецких солдат невозможно перепутать с формой солдат Советской Армии! Следовательно, это было злонамеренное надругательство и глумление над памятью ветеранов Великой Отечественной войны.

6. Факт глумления и издевательства над российскими ветеранами Великой Отечественной войны:

7. Факт издевательства над российскими ветеранами и глумления над здравым смыслом со стороны законодательной и судебной систем российской власти:

Статья Антона Благина:


В этом же ряду издевательств, но ещё более гнусным было кощунство над верующим русским людом со стороны священников "Русской Православной Церкви", совершённое в Тверской епархии во время двенадцатого Волжского Крестного хода в 2010 году.

Это кощунство видел своими глазами Виктор Бабицын и рассказал об этом случае на своём сайте.

"По традиции, каждый такой Крестный ход посвящён важному в масштабах всей нации событию. В этом году таким событием стало 65-летие Победы. Крестный ход от истока Волги по воде и суше прошёл через 16 городов и районов региона. Весь путь его возглавляла святыня — ковчег с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца, — как заявили его устроители.

Вот этого Георгия Победоносца, образ которого имеется на Государственном гербе России:


Справка: "По преданию, Георгий родился в III веке в городе Бейруте (в Малой Азии) в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, он прославился своей храбростью, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и выдвинут в старшие военачальники. Георгий совершил немало ратных подвигов и чудес, за что был назван Победоносным. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, воин раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. Ни уговоры, ни мучения не смогли вынудить его изменить это решение — и по приказу императора Георгий был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая 303 года (по новому стилю).
Из многих чудес, совершённых святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Залив, на берегу которого расположен Бейрут, и сегодня носит имя святого Георгия.
На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию св. Георгия Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя св. Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца. Святого великомученника Георгия Победоносца чтят как воплощение воинской доблести и преданности долгу"
. Источник.

Мощи Святого великомученика Георгия Победоносца — десница, то есть правая рука до локтя, — хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция). Иногда десницу с мощами великомученика Георгия Победоносца привозят в Россию. Как эта десница с мощами выглядит, хорошо известно.



Десница с мощами Георгия Победоносца.

Какая "десница" участвовала в Волжском Крестном ходу в 2010 году, вы можете получить представление из этих фотографий:



"Десница Сатаны", которую целовали во время крестного хода верующие люди.

Виктор Бабицын: "В божественной литургии в храме Святителя Николая Мирликийского, которую отслужил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, и в шествии от храма к истоку Волги, где был совершен чин водоосвящения, приняли участие большое число паломников, почётных гостей, представителей общественности. В этот день свои делегации на праздник в Волговерховье направили большинство муниципальных образований Тверской области. К собравшимся обратились архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, губернатор Тверской области, председатель Законодательного Собрания области и другие официальные лица.

Казалось бы, этому событию можно только порадоваться… Однако, многие верующие были шокированы. потому что во время крестного хода православный народ под видом "десницы с мощами святого великомученика Георгия Победоносца" лобызал "десницу сатаны", поклоняясь ей как великой святыне!

Причём этот сатанизм происходил по прямому благословению правящего архиерея и священства епархии! Ощутив духовную скверну, многие православные люди Твери обратились тогда с письмом, изложив свои смущения:


В отличие от христианского благословения, при котором соединяются большой и указательный пальцы, на руке, изображающей ковчег с мощами, были соединены большой, безымянный и средний пальцы, а указательный и мизинец – вертикально оттопырены.


Проблема культа дьявола сегодня актуальна во всем мире. По некоторым данным более 300 сатанистских организаций зарегистрировано в Германии. Не лучше обстоят дела и в Англии, во Франции, в других европейских странах и, к сожалению, у нас. Чтобы понять глубину проникновения сатанинской идеологии в сознание цивилизованного человечества достаточно сказать, что в 2004 году Королевский военно-морской флот Великобритании официально зарегистрировал первого сатаниста на государственной службе. И он стал не последним.


Обратите внимание на перевёрнутую красную звезду, на которой стоит этот человек. Это церковь Сатаны, официально зарегистрированная в США.



Источник.

Посмотрите теперь, на два якобы "случайных" совпадения. На катере, на котором священники РПЦ привезли святыню в виде железной руки с сатанинской распальцовкой имеется плакат с надписью "Празднику Победы посвящается. Крестный Ход". Рядом со словами, справа от них — перевёрнутая на сатанинский манер красная звезда, из середины которой вырывается пламя в форме цифр 65.


Кто же и для чего наполнил Православный Крестный ход сатанинской символикой?

Трудно и даже страшно предположить, что сам правящий архиерей или его помощники дали указание изготовить дьявольский ковчег-десницу для совершения этого кощунства! Но нельзя допустить и того, что архиепископ Виктор и десятки священников Тверской епархии не поняли или не заметили, что ковчег выполнен в виде символа Бафомета. Ведь даже простой народ заметил это и был до крайности смущён!

Все заметили! Но все промолчали! Владыка Виктор не пожелал обострять отношения с евреем-губернатором Тверской области, евреем-председателем Законодательного Собрания области и легионом их евреев-замов. Священники епархии не пожелали обострять отношения с правящим архиереем. Православные верующие не нашли смелости открыто высказать свое возмущение творящимся кощунством архиепископу Виктору и священникам.

Документальный фильм о XII Волжском Крестном ходе (это для тех, кто не верит, что такое вообще могло быть):

Мне видится, что священники РПЦ, оскверняя мощи Георгия Победоносца сатанинской символикой, не просто кощунствовали над верующими, а стремились на уровне мистики и каббалистики обеспечить России поражение в той грядущей войне, которую Запад давно уже хочет начать против нашего Отечества.

На этой грустной и печальной ноте я вынужден закончить свою статью.

Ничего утешительного я пока не могу сказать читателю, потому что ситуация в России гораздо хуже, чем каждый может её представить.

Вся моя надежда сейчас только на пробуждение сознания государствообразующего русского народа и на Президента Путина, который реально не даёт сатанинским силам устроить в нашей стране полный шабаш.

Полагаю, что именно из-за его противодействия сатанинские силы пока только намёками обозначают своё присутствие среди нас. И нет у нас такого разгула сатанизма как на Западе и Украине.

В продолжение темы две статьи:

1 мая 2017 г. Мурманск. Антон Благин

Этого святого относят к числу наиболее почитаемых в православии. Самым известным из его жития стало то, что он всегда был ревностным последователем христианства, и ничего не заставило его отречься от него, даже 80 дневные мучительные пытки. Также самым известным сказание о его чудесах стало убийство змия. Но не менее значимым есть и тот факт, что как при жизни, так и после смерти данный святой приходит на помощь всем тем, кому это необходимо. Он никогда не оставит без внимания искреннюю молитву. Также часто можно услышать о том, что большое количество чудес случается у мощей святого Георгия Победоносца.


Святой Георгий

Родился Георгий Победоносец в семье зажиточных и благочестивых православных христиан. С самого детства они старались привить сыну любовь к Господу и почитание Его. Мальчик еще в детстве потерял отца, которого казнили за вероисповедание христианства. Так как в то время император Диоклетиан был приверженцем язычества, то христиане потерпели от гонений. Мать не смогла больше оставаться в данном государстве и приняла решение переехать в Палестину, где имела некую недвижимость.

Там мальчик воспитывался по всем канонам православия. Он получил хорошее образование и не раз показывал свой острый ум в высказываниях и суждениях. Когда пришло время, он стал на военную службу. Среди своих товарищей он отличался :

  • красотой,
  • мужественностью,
  • умом и физической силой.

Все эти качества способствовали его быстрому продвижению по карьерной лестнице. Со временем он достиг звания тысяченачальника.

Именно данное звание дало ему возможность войти в список любимчиков императора. Диоклетиан очень многое сделал для своего государства и многие отмечали то, что именно при его правлении государство достигло неплохого уровня развития. Но так как он был ревностным приверженцем язычества, то немало христиан были казнены по его приказу. Однажды Георгию пришлось быть на суде, где был вынесен очень жестокий приговор одному из христиан. Тогда святой принял решение о том, что хочет признаться в том, что он христианин.

Вернувшись домой он раздал все свое имущество нуждающимся, отпустил всех рабов. Придя к императору он указал ему на все его жестокие поступки. Диоклетиан велел заключить его в темницу. Длительное время его старались переубедить и отказаться от Христа, но он не сделал этого. Поэтому его предали мучительным пыткам. Но даже это не сломало его веру, и поэтому было принято решение обезглавить его.

Многие, кто видел как мужественно он вытерпел все истязания, поверили в Господа и стали последователями христианства. Немало также чудес случается у мощей великомученика Георгия Победоносца.

Где находятся мощи Георгия Победоносца

Основным местом хранения останков святого есть город Лод, Израиль. Там построен храм, который носит имя святого. Меч, которым отрубили голову и сама голова были перевезены в Рим в базилику Сан-Джорджио-ин-Велабро. Есть немало рассказов о том, что это не единственная голова Георгия Победоносца.

В некоторые письменных текстах есть упоминания о том, что они хранились:

  • и в Венеции,
  • и в Праге,
  • и в Кельне.

Есть также и сведения о том, что частица мощей Георгия Победоносца находятся в Париже в храме-реликварии Сент-Шапель. Данную реликвию сохранил король Людовик Святой. Есть и еще одна, десница, которая хранится на горе Афон в серебряной раке в монастыре Ксенофонта.

Неоднократно отмечалось то, что многие паломники, которые приходили приложиться к мощам, говорили о чудесах, которые там случались. Святой не оставляет верующих в беде никогда. Самое основное – это искренне попросить о помощи и он обязательно отзовется. Не забудьте поблагодарить его о помощи. Сделать это можно как с помощью благодарственных молитв, так и просто своими словами.

Главные мощи России

16.07.2014 в 16:43, просмотров: 21663

В России торжественно отмечается 700-летие Сергия Радонежского. Из этих семи веков игумен земли русской уже на протяжении 592 лет официально почитается святым. Обретенные в 1422 году мощи преподобного с той поры остаются для православных россиян главной святыней в стране. О них слышали все, поклониться им в Троице-Сергиеву лавру приходят тысячи людей. Однако в столь долгой истории существования мощей можно обнаружить необычные и даже детективные эпизоды. Несколько раз нетленные останки по разным причинам выносили из Троицкого собора, а однажды под покровом темноты группа людей похитила голову Сергия. Но это были не злоумышленники, это были спасители.


В старых хрониках упомянут по крайней мере один случай, когда мощи радонежского святителя покидали стены основанного им монастыря. 17 мая 1746 года в лавре и в примыкавших к ней с юга посадах вспыхнул большой пожар, который в итоге опустошил южную половину монастырской территории. Разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого, а потому монахи вынесли мощи преподобного через задние Каличьи ворота на пустырь, находившийся в ту пору к северо-востоку от обители. Когда пожар был потушен, Сергия вернули на территорию монастыря, а на том месте, где находились в эвакуации его мощи, была позднее построена в городе церковь Всех Святых.

Однако самыми трагическими, самыми детективными стали события, произошедшие в Троицком соборе вскоре после революции.


Череп князя Трубецкого

Сама процедура вскрытия мощей длилась 2 часа — с 20.50 до 22.50. В это время в Троицком соборе присутствовали официальные лица — члены городского исполкома, представитель губернских властей, а также 2 специалиста-медика, группа операторов кинохроники, монахи во главе с наместником лавры.

На рубеже 1920–1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован.

Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей — едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом — черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Главными инициаторами и исполнителями похищения стали служащий в Троицком храме монастыря отец Павел Флоренский, наместник лавры архимандрит Кронид, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, а также граф В.А. Комаровский и двое будущих священников — С.П. Мансуров и М.В. Шик. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского спрятали в монастырской ризнице, а потом Олсуфьев, живший в Сергиевом Посаде, положил реликвию в дубовую коробку-ларец и перенес к себе домой. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, когда Олсуфьев, предполагая свой возможный арест, закопал ларец в саду.

И все-таки это еще не было полным преодолением мерзости запустения. Лавра была вновь возвращена Русской православной церкви лишь почти год спустя. А накануне праздника Пасхи в 1946 году появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни — мощей Сергия Радонежского. Поскольку Троицкий собор тогда еще оставался в распоряжении музея, тяжелую (почти 60 пудов) раку пришлось на некоторое время переносить в Успенский собор монастыря.

Однако в этом роскошном вместилище вместе с останками преподобного находилось и инороднее тело — голова одного из князей Трубецких, о чем не догадывались даже монахи, а уж тем более — толпы верующих, которые выстраивались в длинные очереди для поклонения великому святому. Впрочем, такое положение вещей сохранялось совсем недолго.

Портной для преподобного

Как ухаживают за мощами Сергия Радонежского? Некоторые сокровенные эпизоды нынешнего существования этой святыни удалось узнать от старшего смотрителя Троицкого собора отца Корнилия.

— За те более 10 лет, что я являюсь смотрителем собора, внутренние покровы ни разу не заменяли. В зависимости от богослужебного годичного круга мы периодически меняем лишь наружные покровы — схимку и наглавник. Обычно они зеленого цвета, а к Пасхе переоблачаем мощи в красные убранства, к празднику Преображения — в белые.

По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры.

— Уже несколько лет, как при иконописной школе, которая работает в лавре, открылось отделение лицевого шитья. Эскизы новых покровов разрабатывают либо выпускницы отделения, либо те, кто уже трудится в мастерской при обители. До недавнего времени не было для убранства мощей преподобного Сергия ни одного покрова с лицевым шитьем: ведь все старые, считающиеся произведением прикладного искусства, хранятся в музее. Но сейчас уже созданы мастерицами в технике лицевого шитья два полотнища с изображением радонежского святителя. Причем одно из них скопировано с древнейшего покрова, изготовленного еще в 1425 году (рисунок на нем, возможно, воспроизводит портретные черты самого Сергия, и даже есть предположения, что прорисовки для шитья сделал великий иконописец Андрей Рублев).

Рака с мощами закрыта массивной стеклянной крышкой: это необходимая мера безопасности. Однако почти каждый день в 5.30 утра в Троицком соборе проводится братский молебен перед мощами преподобного Сергия. Помимо монастырской братии на таком богослужении могут присутствовать и богомольцы. Согласно существующему правилу, при этом открывают небольшое окошко над головой преподобного и те, кто находится в храме, прикладываются непосредственно к наглавнику. Мы стараемся предоставить такую возможность не только монахам, но и паломникам, пришедшим в столь ранний час в Троицкий храм.

Когда окошко в стеклянной крышке раки открыто, можно ощутить сильное благоухание, исходящее от мощей. Некоторые считают, что подобное происходит потому, что мощи специально обрабатывают какими-то ароматическими веществами. Однако хочу заверить: ни покровы святого, ни саму раку внутри мы ничем пахучим не протираем, никаких пузырьков с благовониями туда не кладем.

Заголовок в газете: Главные мощи России
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26574 от 17 июля 2014

Читайте также: